Сочинение на тему «народные промыслы»

Хохлома

В 17 веке в селе Хохлома, что в Нижегородской губернии, зародился одноименный народный промысел. Здесь было много монастырей, и в мастерских при них изготавливали деревянную посуду. Она нуждалась в последующей росписи, на что местные мастера не жалели красок. Они были сочными: радикальный черный, жизнерадостный красный, богатый золотой, иногда – зеленый и желтый.

На посуду мастера клали специальный серебряный оловянный порошок, изделие покрывали лаком и несколько раз обрабатывали в печи. И на дереве появлялся неповторимый золотистый оттенок.

Хохлому называют русским золотом не только потому, что золотой – ее главный цвет. Среди русских ремесел это самое известное в мире направление. Оно ассоциируется у всех с подлинным русским шиком, размахом, точностью и тонкостью работ.

Материалы для творчества

Природа служила для мастеров главным источником вдохновения. Воплощая в своих произведениях образ окружающего мира, авторы старались ничего не копировать буквально. Эта взаимосвязь читалась в деталях и штрихах, в том числе и в народном костюме.

Самобытный элемент культуры создавался в процессе творчества с учетом народных национальных традиций. В течение веков одежда видоизменялась, но типичные элементы кроя, орнамента, определенные материалы и украшения, свойственные русской одежде, сохранились по сей день.

К особенностям, характерным для костюма XVII—XIX вв. еков, относят прямой, расширенный книзу силуэт изделия и рукавов. Мастера использовали домотканую, а позднее фабричную ткань, отделывали костюм вышивкой, кружевом, шитьем, мехом, тканью другого оттенка, за счет чего человеку удавалось выразить определенные чувства. Недаром говорят, что цвет — это язык народа. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде являются красный и белый.

С народным искусством и фольклором связана история русской игрушки. Основными материалами для ее изготовления были дерево и глина. Считалось, что игрушка способна оберегать ребенка от болезней, переманивать хворь на себя. Существовало, например, поверье, что, посвистев в глиняную свистульку и сказав «Пусть порча перейдет на того, кто ее послал», человек выздоравливал.

Любая народная игрушка несла в себе определенные символы. Она оберегала, веселила, помогала ребенку постигать мир. Её всегда хотелось взять в руки не только детям, ведь каждый такой красочный предмет был согрет теплом человеческих рук, дарил любовь и красоту.

Глина, из которой делали свистульки, всегда считалась одним из самых древних материалов. Повсюду, где имелись её природные запасы, мастера изготавливали миски, кувшины и другие предметы, необходимые в быту.

Палехские и другие миниатюры

Орнамент со сложным узором в виде переплетающихся растений, перехваченных колечками, напоминает страницы древних религиозных книг. Такое народное искусство возникло в небольшой деревне Сёмино, а торговали яркой расписной посудой в селе Хохлома, что и дало название всему промыслу.

В наше время особо славится хохломой город Семёнов. Отсюда произведения хохломского искусства расходятся по всему миру, принося славу русским мастерам, которые продолжают древний промысел. Помимо хохломской в России существуют другие виды росписи:

  • Гжельская майолика;
  • Обвинская;
  • Гуслицкая;
  • Ракульская;
  • Онежская;
  • Липецкая;
  • Пижемская;
  • Петербургская.

Ивановская область славится своим центром древнерусского искусства. Это Палех. Так нередко называют и сам промысел, который появился в одноименном старинном селе. Первое упоминание о Палехе относится к первой половине XVII века, но есть основания полагать, что село существовало еще до XV столетия. Здесь создавали свои шедевры иконописцы.

Знания и секреты мастера передавали из поколения в поколение. В XVIII веке искусство местных художников приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии палехским письмом. Написанные ими иконы славились особой тонкостью исполнения и темперными красками с применением золота.

В начале XX столетия художники освоили материал папье-маше, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию живописи. В палехской лаковой миниатюре форма изображения условна. Композиция строится на черном фоне, на котором можно видеть людей, животных, птиц. Определенные сюжеты и истории рождаются на разных изделиях: шкатулках, пудреницах, солонках.

Камнерезное и ювелирное искусство

Камнерезное искусство считается визитной карточкой Урала: недаром писатель Павел Бажов воспевал горные богатства края в своих сказах! Из уральских самоцветов местные мастера по сей день изготавливают украшения, статуэтки, посуду и многие другие предметы.

Ремесло зародилось в XVIII веке. В то время на Урале было открыто множество богатых месторождений яшмы, мрамора, агата, малахита и многих других пород. Из уральских самоцветов изготавливали украшения, вазы, шкатулки и даже мебель. В XIX веке фабрика в Екатеринбурге достигла своего рассвета: изделия уральских мастеров не раз демонстрировались в Европе.

Где познакомиться с камнерезным промыслом?

С камнерезным искусством Урала, а также многими другими народными промыслами можно познакомиться в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. В музее есть отдельные экспозиции, посвященные ювелирному искусству и каслинскому литью.

Уральские ювелиры

На нашем портале мы много писали об уральских ювелирах. С их творчеством вы можете познакомиться в следующих статьях:

  • Екатеринбургский художник по камню Анатолий Жуков 
  • Цветы тагильского камнереза. Виктор Михайлович Васильев
  • Екатеринбургский камнерез Денис Богомазов

Почему от НЭПа отказались

Годы экономической вольницы оказались лишь передышкой. Спустя пару лет власти снова начали говорить об эксплуататорах-нэпманах и стали мало-помалу душить свободный рынок. Сам Ленин уже после перехода к новой модели сетовал, что возвращение товарно-рыночных отношений неминуемо приведёт к возвращению капитализма.

Курс на свёртывание НЭПа власти взяли в середине 1920-х годов. Собственником средств производства всё-таки объявлялось государство. Частник мог только временно извлекать прибыль из государственной собственности. Государственные предприятия при этом работали по системе коммерческих расчётов, но выполняли спущенный сверху план.

Вся последующая история советского предпринимательства была историей большого компромисса: административные методы в той или иной степени дополнялись товарно-денежными отношениями.

27 декабря 1929 года в речи на конференции историков-марксистов Сталин заявил:
«Если мы придерживаемся НЭП, это потому, что она служит делу социализма. А когда она перестанет служить делу социализма, мы новую экономическую политику отбросим к чёрту».

С годами компромисс становился всё более бескомпромисным: на рынке одновременно пытались сосуществовать государственное, государственно-капиталистическое, кооперативное и мелкое предпринимательство. В приоритете, разумеется, было первое. Уже в 1930 году удельный вес частника в товарообороте снизился до 5,6%, а в 1931-м практически сошёл на нет.

В результате 11 октября 1931 года частная торговля, за исключением колхозных рынков, вновь оказалась под полным запретом, а все магазины стали собственностью государства.

Петербургская роспись

Художник: Мила Лосенко

Незаслуженное забвение настигло этот вид народных промыслов России только в XX веке. А ведь когда-то Петербургская роспись была очень популярна. Скупая на изобилие разных цветов, она невероятно интересна и самобытна. Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в XIX веке в Петербурге. Изысканные белые цветы с золотыми листьями на черном фоне — это Петербургская школа росписи. Листья и цветы пишут нежными полупрозрачными мазками, напоминающими о туманах и белых ночах Санкт-Петербурга.

  • Эфиопская иконопись (+ ФОТО)
  • Китайская иконопись: инкультурация или искажение Образа?
  • Александр Архангельский: Почему очередь именно на Серова?

Помогите Правмиру

Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!

Помогите нам быть вместе!

ПОМОЧЬ

Связь времен сегодня

Творение Антона Павловича по праву можно считать великим, оно отражает действительность и даже спустя много лет после написания не теряет актуальности. Размышления автора о судьбе России стало одним из «подводных течений» творчества писателя и центральной темой пьесы. Истории свойственно повторятся. И пусть общество развивается, меняются нормы морали и этики, все поддается переосмыслению.

Но так же, как Чехов с надеждой смотрел в XX век, мы сейчас, находясь в XXI столетии, также мечтаем об идеальной жизни, о своем «вишневом саде». Одно поколение сменяет другое, одни строят, а другие разрушают. Так было при Чехове и так происходит в нынешнее время. Писатель был прав, утверждая, что «вся Россия — наш сад», поэтому только от людей, живущих в своей стране, зависит, какой она будет.

Значение драматургии Чехова давно вышло за пределы России. Его творчество имеет ценность для всего мира и память об Антоне Павловиче не меркнет. Новаторство писателя в драматургии широко признано за пределами его родины, а спектакли на его пьесы ставят во всем мире до сих пор. Многие фрагменты произведений автора уже стали афоризмами. Сам же Чехов своим творчеством готовил мир к лучшей жизни, более справедливой и демократичной.

Мини-сочинение на тему «Народные промыслы»

Берущие свои истоки с самых незапамятных времен, народные ремесла и промыслы чрезвычайно популярны и сегодня, ведь это не просто история, это опыт сотен поколений, переплетающийся с национальными мотивами и уникальными умениями.

Каждое произведение народного творчества, будь то художественная роспись, гончарное искусство, деревянные изделия и прочее, в своем роде совершенно уникально. Оно согрето теплом рук настоящего мастера и пропитано его душевными порывами. Ведь только истинное вдохновение может подарить человеку фантазию и полет авторской мысли. И если само изготовление чудесных примеров народного промысла совершается с любовью и сердечной теплотой, то и результат становится поистине поразительным проявлением таланта и вкуса.

Будучи, по своей сути, произведениями народного искусства, все эти предметы, будь то кухонная утварь или интерьерный декор, являются и чрезвычайно полезными в обычном хозяйстве вещами. Они придают каждому дому неповторимый уют и стиль, они верно служат по своему назначению, оказывая своим обладателям практическую пользу. Надо сказать, что применение столь оригинальных и уникальных вещей в обыденной жизни чрезвычайно приятно, и ощущение их тепла и особенной энергетики мастера-умельца поселяется в этом доме.

Необычайно интересным и увлекательным становится изучение промыслов, как одной из важных и неотъемлемых частей истории жизни целого народа. Ведь каждый завиток национальной росписи, каждый изгиб формы несет в себе особенный смысл, вложенный в это искусство многими поколениями.

Народные промыслы – это прекрасная возможность ощутить себя частью целой нации, попробовать своими руками и освоить старинное ремесло своих предков, окунуться в древнюю историю и привнести ее частичку в наши дни.

Вариант 2

Народные промыслы живут и развиваются. В нашей области есть фабрика Хохломской росписи. В Ельце — Елецкие кружева, знаменитые во все времена. Ни одна модница не откажется их иметь в своём гардеробе. А уж расписные самовары, ложки, подносы стали украшением не только музеев, их можно найти в каждом доме.

Безупречная форма, изящество рисунка в сочетании золотого покрытия, простота и лаконичность, строгий силуэт и филигранность отделки — всё это характерно для деревянных изделий с хохломской росписью. На каждом предмете, будь то посуда или украшение, будь это узоры, заимствованные из древне — русской графики, народные мотивы, былинно сказочный орнамент. Кто хоть раз видел изделия с такой росписью, всегда захочет их иметь у себя.

Это достойный подарок на все времена. Настоящее искусство не умирает, настоящее мастерство передается из рук в руки. Необходимо иметь и развивать народные промыслы.

Вариант 3

Я хочу вам рассказать о Дымковском промысле. Этот народный промысел – уникальное явление русского народного искусства, пришедший к нам из глубины веков. Считается, что он возник в 15 – 16 веках в слободе Дымково. Традиция изготовления глиняной игрушки передавалась по женской линии от матери к дочери. Особенность этого промысла в том, что эти игрушки изготовляли с осени до весны, а в четвертую субботу после праздника Пасхи, игрушки белили мелом и украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках отвозили в город Вятку на праздник . Известный исследователь русской глиняной игрушки Л. А Динцес считал, что в глубокой древности она была не только забавой, но и воплощала образы языческих верований.

Женская фигура олицетворяла Мать – сыру Землю, Великую богиню природы; кони и олени — великое Светило, дарующее земле свет, тепло, плодородие; птицы — стихию воздуха, связывающую небо и землю.

Я восхищаюсь народным искусством. Особенно мне нравятся глиняные игрушки. Каждая из них уникальна и неповторима. Яркие игрушки дарят радость, хорошее настроение.

К чему привёл запрет частной торговли?

На смену экономическому чуду пришла коллективизация и массовые репрессии. Предприниматели, 10 лет старательно возрождавшие экономику неокрепшего ещё советского государства из руин, снова оказались в немилости. Имущество «спекулянтов» и «кулаков» конфисковывали, а самих частников в лучшем случае ссылали в Сибирь. Членов семей нэпманов, как правило, лишали политических прав, многие также подверглись судебным преследованиям.

Так закончился период «торгового ренессанса» и легальной частной торговли. Вместе с ней на долгие годы закончилась и ответственность продавца за то, что он предлагает покупателю. Она размылась на всё государство, которое наконец-то стало единственным предпринимателем на всю страну и установило единообразие на полках и ценниках.

В таких условиях неминуем оказался расцвет теневой торговли. Спекулянты, добывавшие дефицитные товары и реализующие их из-под полы, стали постоянными спутниками экономики СССР вплоть до его развала.

Однако в начале 1930-х советская власть и лично находившийся тогда у руля Иосиф Сталин были настроены решительно и с оптимизмом глядели в будущее без частной торговли.

«Что такое советская торговля? Советская торговля есть торговля без капиталистов — малых и больших, торговля без спекулянтов — малых и больших. Это особого рода торговля, которой не знала до сих пор история и которую практикуем только мы, большевики, в условиях советского развития», — говорил Сталин на январском пленуме ЦК ВКП(б) в 1933 году.

Возможно ли повторение сценария сейчас

Разговоры о введении карточной системы, возврате к плановой экономике и о «жуликах-предпринимателях», чья жадность якобы порождает дефицит и рост цен, периодически звучат и в России XXI века. Пока это, в основном, остаётся на уровне разговоров, не проходя и половины необходимых стадий до статуса закона. Но подобные тенденции могут заставить бизнес понервничать.

В пику этой риторике некоторые экономисты предлагают, наоборот, устроить в России НЭП 2.0. Поклонники столыпинских реформ начала ХХ века, среди которых и бизнес-омбудсмен Борис Титов, считают освобождение частной инициативы одним из наиболее актуальных шагов для возрождения российской экономики. Основная идея остаётся неизменной: меньше регуляции, государства, налогов; больше экономических свобод, инициативы, занятости и взаимного доверия народа и государства. Но, как и другие инициативы, эта тоже пока остаётся лишь прекрасной теорией.

Русские ремесла и старинные народные промыслы России

Кузнечное дело

Самым древним народным промыслом на Руси стало кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия труда, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы).

Отдельной отраслью было «златокузнечное», т. е. ювелирное дело. Мастера изготавливали искусные ювелирные вещи – бронзовые амулеты и украшения: подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья). Ювелирные украшения выполнены в технике зерни (на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков) и скани (рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира.

Гончарное ремесло

Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В XI в. появляется гончарный круг. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи.

Обработка дерева

Дохристианская Русь знала литье и чекан, керамику и вышивку, владела тонким мастерством эмалей. Киевские художники владели резьбой по кости, чернением, гравировкой по металлу, изготовлением изразцов, стеклоделием.

Но искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли ее облик.

Художественная роспись

Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных промыслов:

Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с начала XIV века. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.

Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) — декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: цветы и фрукты, исполненные яркими красками на черном фоне.

Палехская миниатюра (по названию райцентра в Ивановской области) – так называется живопись на лаковых изделиях из папье-маше. Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными, литературными, историческими, религиозными сюжетами, выполненными яркими красками по черному фону. Искусство палехской лаковой миниатюры восходит к XV веку. Первоначально художники писали иконы. Старинная технология росписи передается из поколения в поколение.

Хохлома — это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза покрывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.

Лубок – русские народные картинки, созданные путем оттиска на бумаге с деревянного клише. Продаваемые на ярмарках еще в XVII веке, вплоть до начала XX-го, считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость и юмор.

Ремесло в Туле

В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. О появлении первых самоваров в Туле известно с 1778 года. Существует около 200 разновидностей самовара. В Туле есть даже музей самоваров. Но главным русским сувениром считается матрешка — полая внутри, ярко расписанная деревянная кукла, из которой, одна за другой, вынимаются такие же куклы, мал-мала меньше.

Это интересно: Сочинение Истинный творец – это тот, кто обладает талантом и готов на самоотдачу во имя искусства. Такой человек живет ради творчества и предан своим идеалам. Он любит свое дело и стремится достичь в нем совершенства.

Где можно увидеть процесс создания изделий?

Многие народные промыслы России живы по сей день. Старинными ремеслами продолжают заниматься дети мастеров и рукодельниц. В таких местах особая аура, которая переносит на десятки и сотни лет назад. В них стекаются туристы, проводятся экскурсии для взрослых и детей.

  • Слобода Дымково. Чтобы увидеть процесс создания глиняных изделий, в Дымково лучше приехать на летних каникулах или в начале осени. Весной здесь случаются паводки, отчего слободу называют «вятской Венецией». Здесь проводятся фестивали, конкурсы и мастер-классы по лепке и росписи игрушек.
  • Село Коровино. Здесь мастера гончарного промысла изготавливают керамику по старинным технологиям. Сначала глина хранится в специальных ямах, потом «зреет» на солнце. Наконец, к ней добавляют воду и замешивают «глиняное тесто». Лепят в основном посуду. Изделия сушат, обжигают в печи и украшают глазурью. Гости села могут увидеть весь процесс своими глазами, и при желании, попробовать себя в гончарном деле.
  • Деревня Жостово. Небольшая деревушка находится неподалеку от подмосковного города Мытищи. В ней все напоминает о старинном промысле. Даже дорожные указатели и таблички на зданиях сделаны в виде знаменитых «цветущих» металлических подносов. Здесь можно вживую понаблюдать за работой художника, посмотреть выставку, и даже украсить металлические заготовки самому.

Центры народных промыслов центральной России – таблица

География центральной Россия разнообразна. Поэтому здесь сосредоточились самые различные народные промыслы. Таблица:

Название промысла Центр Изделия
Гжельская керамика Московская обл., с. Гжель Керамическая посуда с синей росписью по белому фону
Богородская резьба Московская обл., п. Богородское Резные деревянные игрушки на темы сказок
Дымковская игрушка Кировская обл., г. Киров Расписная глиняная игрушка-свистулька
Торжокское золотое шитье Тверская обл., г. Торжок Вышивка золотыми и серебряными нитями предметов одежды
Жостовская роспись Московская обл., с. Жостово Металлические подносы с росписью (цветы, фрукты)
Палехская миниатюра Ивановская обл., с. Палех Лаковая миниатюра из папье-маше
Хохломская роспись Нижегородская обл., с. Семино Деревянная посуда с золотой росписью на черном и красном фоне
Городецкая роспись Нижегородская обл., г. Городец Декоративные панно, детская мебель, игрушки, деревянная посуда
Ростовская финифть Ярославская обл., г. Ростов Медальоны, ювелирные украшения, столовая посуда с художественной эмалью
Павлопосадский платок Московская обл., г. Павловский Посад Шерстяные шали и платки с объемным цветочным рисунком

Музеи народных промыслов России

В каждом центре народного промысла России действуют музеи с удивительными экспонатами. Некоторые из них располагаются на базе старинных фабрик.

  • В Вологде на Кремлевской площади в 2010 году открылся Музей кружева, где представлены больше 500 образцов, рассказывающих о зарождении и развитии традиционного промысла Вологодчины. Ознакомиться с экземплярами вологодского кружева можно в музее кружевной фирмы «Снежинка» и в музее-заповеднике в Вологде.
  • В Оренбурге расположен первый частный музей «Гильдия Пуховниц». В нем собрана большая и эксклюзивная коллекция оренбургских пуховых платков ручной работы – визитной карточки Оренбургского края.
  • В г. Туле стоит посетить музей Тульского пряника. Сразу после открытия он стал невероятно популярен не только у горожан, но и жителей других городов и стран. Старинное лакомство имеет свои традиции и историю. В музее представлены старинные формы для пряников, пряник, размером с полтинник, и гигантский пудовый. Туристы могут продегустировать тульский пряник с чаем и приобрести его в качестве сувенира.
  • В г. Москве находится уникальный музей народной игрушки «Забавушка». В нем представлено больше тысячи экспонатов из разных уголков России (40 традиционных центров ремесла). Детям на экскурсии разрешается трогать игрушки руками, играть с ними, как делали это предки 100 лет назад.

Увидеть все разом образцы народных промыслов и ремесел России можно в Московском областном музее в с. Федоскино. В нем представлены подлинные предметы крестьянского быта России 19-20 вв.: тканные, деревянные, скобяные, гончарные изделия. Среди декоративных промыслов Хохломская, Семеновская, Жостовская, Мезенская, Тагильская, Городецкая, Гуслицкая, Кудринская, Владимирская, Пермогорская, Борецкая росписи, изделия Ленинградского фарфорового завода, завода Гжель, Дымковская игрушка, Скопинская керамика, Тульские самовары и мозаичные работы в технике «Маркетри».

Каков уровень развития народных промыслов после развала СССР?

Источник

Россия — одна из немногих стран, сохранивших традиции народных художественных промыслов, которые являются не только национальным достоянием, но и частью мирового культурного наследия. Они пережили войны и революции, и дошли до нас.

Исследование и анализ тенденций развития народных промыслов показывают, что с середины 1990-х годов они находились в критическом состоянии. По данным ассоциации «Народные художественные промыслы России», с 1990 года более 140 предприятий художественной промышленности прекратили существование (включая традиционные народные промыслы — вятское кружевоплетение, воронежское, ивановское и карсунское ручное художественное ткачество, хлудневская глиняная игрушка, мстерская вышивка и др.), а объём производства и численность работников в среднем по оставшимся предприятиям сократились более чем в 15 раз. Более 100 предприятий обанкротились с 1990 по 1998 годы, когда был нанесён основной удар по народным промыслам. По состоянию на 2010 год ещё 42 предприятия перестали функционировать. На оставшихся предприятиях — низкий уровень зарплаты, износ основных фондов составляет от 60 до 100%.

В СССР все предприятия народного промысла работали по госзаказу, была существенная государственная поддержка. Продукция централизованно закупалась, развозилась по магазинам, уходила на подарки высоким иностранным гостям. В больших городах действовали крупные художественные салоны, где были представлены все изделия народных промыслов. Регулярно проводились ярмарки в Лейпциге и Эдинбурге — традиционный русский сувенир бойко шёл на экспорт… Потом на смену госзаказу пришёл «рынок» и капризная западная мода.

То, что прежде считалось «вековым наследием», для новых русских превратилось в китч. А для иностранцев и он оказался недоступен — разбитые дороги и отсутствие дружелюбной туристической инфраструктуры отрезали от мастеров даже фанатов: предприятия народного промысла преимущественно находятся в селах, до которых было просто не добраться. В итоге сегодня никакой сети распространения традиционных предметов национальной гордости нет. Предприятия просто не в состоянии открывать сбытовые точки — им бы было чем за свет заплатить.

Если в Советском Союзе на предприятиях народных художественных промыслов трудилось около 100 тысяч мастеров, то сейчас хранителей «национальной идентичности» на необъятных российских просторах — меньше 20 тысяч.

Типовая картина: на предприятиях, где раньше работали 200—300 человек, осталось 15 и все пенсионного возраста. А работают больше по привычке, чем за деньги,— на трети некогда знаменитых фабрик зарплата не больше 10 тысяч рублей. Естественно, за такие деньги молодёжь не сядет расписывать жостовские подносы, корпеть над богородской резьбой, елецким кружевом или федоскинской миниатюрой. Девяноста девяти процентам народных промыслов нужна экстренная помощь.

Как считают некоторые эксперты, ещё буквально пять лет, и лишимся оставшихся. Сохранятся разве что совсем маленькие мастерские. Промыслы сегодня невыгодны, а ведь Россия является, возможно, единственной в Европе, да и в мире, страной, где сохранился такой пласт национальной культуры. Это же не просто сувениры, а произведения искусства, на 80—100% ручной труд.

Стоит отметить, это не очень хорошо прозвучит, но мы ведь «торгуем культурой». Если не будем свою культуру поднимать, то к нам придёт чужая. Она уже идёт с экранов телевизоров, со всяких рекламных конструкций, из СМИ, и нашу культуру забивает своей массовостью, нашу — практически не видно.

Государство сегодня помогает и банкам, и автомобилестроителям, и другим отраслям промышленности, а на промыслы, которым нужны копеечные суммы, денег найти не может.

Владимир Путин на одном из заседаний государственного совета сказал:

Были и соответствующие поручения президента. Но никаких реальных улучшений не наблюдается. Если и есть поддержка, то она не адекватна сегодняшним реалиям. Дают, образно говоря, 100 млн рублей на компенсацию затрат по электроэнергии, по выставочной деятельности, и из них тут же отбирают 20% налога на прибыль. А какая прибыль, когда речь о компенсации затрат?

В 2016 году предприятия произвели продукции на 5 млрд рублей, но продать её они не могут, у трети предприятий рентабельность от 0,1% до 3%, больше половины — убыточные.

Гжель

Гжелью называется и художественный промысел, и место, где он родился. Да, в общем-то, это целый гончарный край. Он объединил 27 деревень под названием «Гжельский куст». Сначала местные мастерили керамику, а когда им посчастливилось раскопать белую глину, они стали заниматься фарфором.

Кстати, изначально «сине-белая нежность» была разноцветной. А мода на кобальт в Россию пришла только в 19 веке. Благодаря сине-белым голландским изразцам и китайскому фарфору на Руси появилась своя вариация этих направлений.

Гжельский узор наносится черным кобальтом, а синь она обретает уже после обжига. Интересно, что каждый гжельский мастер знает около 20 оттенков синего. Самый известный узор гжели – роза (агашка). Использовать сине-белые мотивы сегодня не забывают многие: художники, создатели рекламы, модельеры и т.д.

Герои нового времени

Молодые и энергичные люди, открытые для перемен — это образ будущего в комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад». Кто же эти персонажи?

  • Пётр Трофимов.
  • Анна Раневская.

Пётр Трофимов молодой человек с нелёгкой судьбой. Испытал голод, лишения и ссылку, но не утратил веру в светлое будущее, которое будет построено на новых, справедливых законах. Идея свободы выразилась в его фразе, которая стала афоризмом: «Будьте свободны как ветер». Понимая всю необходимость перемен молодой человек не имеет представления, как достичь этой цели.

Анна, увлечённая идеями Петра, ещё один представитель нового времени. Хотя девушка немного наивна, но полна жизни и готова к переменам. Она смело рвёт с прошлым, навсегда покидая родное имение. Аня готова высадить новый сад.

Тема будущего, настоящего и прошлого России представлена в пьесе Чехова «Вишнёвый сад», через образы главных герое. На смену закоренелому дворянству приходят прогрессивные взгляды буржуазии. Но это только промежуточное звено к демократическому обществу. Через образ сада автор показывает своё отношение к будущему России, надежду на её светлое будущее.

Герои будущего

В реалиях того периода было понятно, что стране необходимы новые люди — те, которые будут способны вершить великие дела. Таких людей в пьесе отображают Петя и Аня. Они молоды и полны желания изменить свою жизнь в лучшую сторону. Петр Трофимов — демократ по убеждениям и происхождению. В его образе автор рисует такие черты, как:

  • патриотизм;
  • смелость;
  • трудолюбие;
  • стремление к лучшему и преданность общественному делу;
  • принципиальность.

Но несмотря на это Петя очень целеустремленный человек. За свои 26 лет он пережил немало трудностей. Его дважды исключали из университета и он неуверен в том, что это не повторится, и он не останется до конца своих дней «вечным студентом». Парень успел почувствовать на себе, что такое голод, нужда и политические преследования, но тем не менее продолжает верить в рождение новой жизни, в которой будут справедливые и гуманные законы.

Он считает дворянство несостоятельным, ведь его представители привыкли к праздности и лени и их не волнуют чужие проблемы. Буржуазия по его мнению положительно влияет на развитие экономики в стране, но она не способна создать новую жизнь. Его мысли и представления о будущем неопределенные, абстрактные. Его цель прекрасна, но как ее достичь парень не знает.

Анна также полна энергии и надежд на счастливое будущее, но она еще очень юна и неопытна. По натуре своей она похожа на Любовь Анреевну, также любит красивые слова и чувственные интонации. В начале произведения Аня ведет себя беспечно, она привыкла к беззаботной жизни без мыслей о материальном и завтрашнем дне. Но это не мешает героине меняться.

Новые взгляды Ани наивны, но при этом она навсегда прощается со старым домом и миром. Петя увлек девушку своими идеями, и у нее сразу же созрел план, как построить новую жизнь. Она полна идей и готова посадить новый сад краше прежнего. Но хватит ли ей сил и упорства, чтобы пройти свой путь и сохранить веру в лучшее, неизвестно. Чехов не рассказывает об этом и будущее в его пьесе смутно и это естественно, ведь о будущем можно рассуждать только предположительно. Помимо образованных Анны и Петра, в пьесе есть и другие люди, что символизируют будущее:

  • Дуняша — наивная крестьянская девушка.
  • Яша — беспринципный человек, не привязанный ни к кому и ничему.

Ростовская финифть

Этот вид кустарникового промысла имеет очень глубокие корни. Финифть представляет собой роспись по металлической поверхности, которая покрыта эмалью. Она отличается хорошей устойчивостью, изделия сохраняют свой привлекательный вид даже по прошествии длительного времени. Как и многие другие промыслы, ростовская финифть зародилась благодаря иконописцам. Она украшала не только изображения ликов святых, но и другие предметы церковного обихода. Данная роспись отличается большим многообразием сюжетов. Это цветы, известные персоны, фольклор, история. Специальные краски после обжига придают рисунку яркость и блеск.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стиль жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: