«Оскар» 2000-х на грани нервного срыва
«Оскар» — идеальный маркер изменений в киносообществе США, по результатам которого можно видеть, как меняются взгляды.
2005-й стал годом, когда на главной американской киноцеремонии было представлено сразу несколько фильмов о проблемах ЛГБТ. Помимо «Горбатой горы» номинировались драма о гей-иконе американской литературы «Капоте» и грустная комедия «Трансамерика» о трансгендерной женщине, которая пытается подружиться с сыном, о существовании которого она и не подозревала.
Что необычного в этом награждении?
Во-первых, фильм Бигелоу получил столько же номинаций (9), сколько и «Аватар», снятый ее бывшим мужем Джеймсом Кэмероном. После их развода в 1991 году злые языки говорили, что карьера Кэтрин, тогда успевшей снять несколько небезынтересных фильмов, загнется.
Тема
Изначально главной темой комедии предполагалась тема воспитания и образования нового поколения, позже в проблематику «Недоросля» были включены социально – политические проблемы, которые касались непосредственно указа Петра Первого о запрещении службы и женитьбы дворян – недорослей.
Семья Простаковых, имеющая недоросля Митрофанушку, имеет глубокие дворянские корни. На первом месте у таких Простаковых стоит гордость за свое знатное сословие, и они не приемлют ничего нового и прогрессивного. Образование им совершенно не нужно, так как крепостное право еще не отменили, и есть кому на них работать. Превыше всего для Простаковых материальное благополучие, алчность и жадность закрывает глаза на образование сына, власть и богатство – важнее.
Семья – это тот пример, на котором растет и воспитывается личность. Митрофанушка полностью отражает поведение и образ жизни своей деспотической матери, но госпожа Простакова не понимает, что именно она является примером для своего сына, и недоумевает, почему он не выказывает ей должного почтения.
Раскрывая проблемы комедии, внутрисемейный конфликт Простаковых, приходим к выводу, что все зависит от воспитания человека. Только от достойного воспитания в семье зависит отношение человека к окружающим посторонним людям, его порядочность и честность. То, чему учит комедия писателя, это образование, уважение по отношению к ближнему, воспитанность и благоразумие.
Определение сатиры – что это
Сатира (от гр. satira — пестрая смесь, всякая всячина) — это один из видов комического, беспощадно высмеивающий человеческие пороки и явления общественной жизни.
Сатира в литературе – это изображение, которое, как правило, опирается на гротеск или гиперболу, намеренно искажая, преувеличивая черты описываемого. Но, осмеивая и отрицая тот или иной недостаток, автор всегда дает понять, каков эстетический идеал. Например, сатирически изображая чиновничество в комедии «Ревизор» и в поэме «Мертвые души», Н. Гоголь стремился внушить зрителю и читателю, что взяточники, казнокрады и лихоимцы не должны вершить власть в России, что ее народ достоин лучшей судьбы.
Поэтому и требует всех мздоимцев к себе настоящий ревизор, а они стоят, как громом пораженные. По замыслу писателя, Чичиков, постранствовав по стране и потерпев фиаско во всех своих аферах, во втором томе поэмы должен был стать честным «предпринимателем», приносящим пользу государству.
Как композиционный принцип или прием в изображении жизни сатиру можно встретить в сказках М. Салтыкова-Щедрина, близких по форме к басне, где в качестве действующих лиц выступают представители фауны: «Орел-меценат», «Карась идеалист», «Премудрый пескарь» и др.
В литературоведении не существует единой точки зрения в вопросе жанрового определения сатиры, а примеры сатирических произведений есть и в эпических, и в драматических, и в лирических текстах.
В узком смысле слова сатирой называют обличительные стихотворения. Такая лирическая форма была популярна в античности (например, сатиры римских поэтов Горация и Ювенала) и в эпоху классицизма. Как сатиру рассматривают и некрасовское «Рыцарь на час».
3. Арабская сатира
В арабской поэзии жанр сатирической поэзии был известен как хижа. Сатира была введена в литературу прозы афро-арабским автором Аль-Джахизом в 9-ом столетии. Имея дело с серьёзными науками, такими как антропология, социология и психология, он вводил сатирический подход, «основанный на предпосылке, что рассматриваемый серьезный предмет мог быть более интересным и таким образом достигнуть большего эффекта, если бы только один активизировал глыбу торжественности вставкой нескольких забавных анекдотов или броском из некоторых остроумных или парадоксальных наблюдений».
Строки «комедия» и «сатира» стали синонимичными после того, как поэзия Аристотеля была переведена на арабский язык в средневековом Исламском мире, где она была разработана арабскими авторами и исламскими философами, такими как Абу Бишр, его учениками Аль-Фараби, Авиценной и Ибн-Рушдом. Из-за культурных различий они отделяли комедию от греческого драматического представления и вместо этого отождествляли её с арабскими поэтическими темами и формами, такими как хижа (сатирическая поэзия). Они рассматривали комедию как просто «искусство осуждения» и не делали отсылок к классической греческой комедии. После латинских переводов 12-го столетия термин «комедия» таким образом получил новое значение в Средневековой литературе.
План сочинения – Своеобразие гоголевской сатиры
Своеобразие гоголевской сатиры
I. Вступление
- Сатира как высмеивание недостатков и пороков человека и общества в целом. (Подробнее о сатире см. Словарик).
- Сатира как важная часть русской литературы – как до Гоголя (Кантемир, Фонвизин, Крылов, Грибоедов), так и после него.
II. Главная часть
1. Объект гоголевской сатиры – это прежде всею пошлость русской жизни его времени, нарушение определенных нравственных и социальных норм. Гоголевская сатира нмп-г очень широкий тематический диапазон; не случайно Гоголь писал о замысле «Ревизора»: «Я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем».
2. Конкретными социальными объектами сатирического изображения у Гоголя были прежде всего дворяне – помещики и чиновники:
а) сатирическую критику помещиков Гоголь развертывает в «Мертвых душах». Характеры Манилова, Собакевича, Коробочки и др. строго индивидуальны, но за пестротой помещичьих типов просматривается и общее: застой, мертвенность, отсутствие духовных интересов, полное нежелание и неумение работать и вообще делать хоть что-нибудь полезное. Гоголь же видел идеал помещика в человеке, который сумел бы стать полезным и своим крестьянам, и государству. Гии такого помещика он попытался вывести во втором томе поэмы (Костанжогло);
б) сатира на чиновничество содержится и в «Мертвых душах», и в «Ревизоре». Главным пороком чиновничества Гоголь считал нарушение им интересов государства, ради соблюдения которых оно, собственно, и поставлено. Чиновник по самой логике вещей должен быть честен, справедлив, уважать закон, осуществлять государственную власть. Исли чиновник ведет себя прямо противоположным образом, то он подрывает власть и авторитет монарха. Не случайно в финале «Ревизора» проводится идея, что настоящий ревизор, посланный самим царем, наведет порядок и выведет всех на чистую воду. Основными же пороками чиновничества Гоголь считал казнокрадство и лихоимство.
3. Сатира Гоголя, хотя и была социальной по своей природе, ни в коем случае не носила революционного характера. Гоголь высмеивал и отрицал не социальную норму (крепостничество, монархию), а лишь отклонения от нормы.
4. Гоголь один из лучших в мировой литературе мастеров комическою, сю сатира всегда смешна. Писатель виртуозно применяет все средства создания комического эффекта: гиперболу, гротеск, иронию, алогизм, отдельные смешные художественные детали, характеристику и т.п. (Подробнее об этом см. соответствующие статьи в Словарике).
5. Вместе с тем смех Гоголя не бездумен и не развлекателен. По собственному признанию, писатель «озирал жизнь» «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Гоголь видел свою задачу сатирика в том, чтобы выставить па всеобщее обозрение все пороки общества, высмеять их и тем самым заставить людей задуматься над собой, исправить их. В этом Гоголь наследовал традиции просветительской сатиры (Кантемир, Фонвизин и др.).
III. Заключение
На традиции, заложенные Гоголем, опирались впоследствии многие русские писатели-сатирики: Щедрин, Чехов, Зощенко, Булгаков и др. Однако сатира Гоголя до сих пор остается неповторимой и глубоко оригинальной.
7. Американская сатира
Марк Твен
Эбенезер Кук, был среди первых, кто принес сатиру в британские колонии.Бенджамин Франклин и другие продолжили использовать сатиру, чтобы сформировать культуру молодого государства с помощью смеха. Марк Твен был одним из первых американским сатириков: в его романе «Приключения Гекельберри Финна» события развиваются на довоенном Юге. Моральные ценности, которые желает продвинуть Твен, полностью извращены. Его герой, Гек, является простым, но добросердечным парнем, который стыдится «греховного искушения», побуждающего его помогать беглому рабу. Фактически его совесть, искаженная миром, в котором он вырос, беспокоит его больше всего, когда он проявляет свои лучшие чувства. Гек собирается делать добро, полагая, что это неправильно. Младший современник Твена, Амброз Бирс, получил славу как циник, пессимист и чёрный юморист с его черными, ироническими рассказами. Самая известная работа Бирса в жанре сатиры — «Словарь Дьявола».
История зарождения сатиры
Литературоведы говорят, что природа сатиры исследована недостаточно. В школе принято рассуждать о том, кого высмеивает и кого защищает автор, как это связано с общественно-политической ситуацией и как отреагировало на сатирический выпад писателя правительство.
Без этого не проходит, к примеру, изучение комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души» Гоголя. Между тем, история сатиры очень интересна.
Само слово происходит от латинского «satira» и связано с понятием «сатурналии».
Так назывались ритуальные уличные празднества, которые были связаны со сменой времён года. На сатурналиях осмеянию подвергался уходящий год и его события.
Его уход (смерть) воспринимался как что-то комическое, а потому не вызывал грусти, которая обычно сопровождает прощание. Зато наступление нового времени воспринималось спокойно.
Этот ритуал переживания смерти и возрождения был знаком ещё язычникам. На нём основывалось восприятие природных и жизненных циклов, аграрный культ с мифом о Деметре и Персефоне. Такие таинства назывались мистериями и имели множество разновидностей.
Сатира унаследовала от древних празднеств стремление к очищению через смех, позор. Она освобождает человека от порока, изображённого в самых ярких красках.
Представьте, что жители маленького греческого полиса побывали на представлении, герой которого, себялюбивый скряга, опозорился на сцене. Каждое словечко скряги на следующий день стало пословицей, а его поведение, типичное для каждого скупца, становится объектом насмешки.
Теперь, осознавая комичность своего положения, любитель наживы каждый раз вспоминает увиденное и остерегается разоблачения.
Получается, что сатира – это это мощное оружие, необходимое для того, чтобы люди стремились к совершенству.
Анализ сатиры «На хулящих учение»
В первой сатире Кантемир создает яркие памфлетные образы противников науки и гонителей просвещения в России того времени. В качестве объектов сатиры выведены четыре типа представителей дворянского сословия. Не случайно сатира начинается и завершается впечатляющими образами священнослужителей. Реакционная верхушка русской церкви, по мнению Кантемира, олицетворяла собой догматизм и схоластику.
Священник Критон жалуется на то, что прихожане, которые в прежние времена были «тихи и покорны», свято и бездумно верили отцам церкви, утратили былое послушание. Ныне, по мнению Критона, молодежь не следует заветам отцов, а проявляет любознательность, желая «всему знать повод, причину. Мало веры подая священному чину». Как ни странно, но Критона смущает даже то, что люди начинают проявлять интерес к главной книге Церкви — Библии. Отказ от слепой веры — путь к духовной раскрепощенности и, как следствие, снижение авторитета церкви.
Судя по высказыванию Критона,
Расколы и ереси науки суть дети,
Больше врет, кому далось больше разумети;
Приходит в безбожие, кто над книгой тает…
Другой враг образования и науки — помещик Силван. По его мнению, изучать явления природы и мира столь же нелепо и глупо, как «лепить горох в стену». Особенно бесполезна наука для дворянства, потому что умение доказывать справедливость своих суждений — дело «подлых», т.е. людей низкого происхождения. «Благородному» человеку — дворянину, как убежден Силван, достаточно утверждать или отрицать что-либо без всяких доказательств:
Довод, порядок в словах — подлых то есть дело,
Знатным полно подтверждать иль отрицать смело.
Третий из выведенных Кантемиром сатирических типов — гуляка Лука. Он восстает против науки, потому что, по его словам, она является помехой для веселой жизни. Занятия наукой требуют уединения, и люди науки ради «мертвых друзей» (книг) отказываются от веселых пирушек. Следует отметить, что за внешней шутливостью высказываний Луки кроется жесткая и непримиримая позиция. Выдвигая условия, при которых он предпочитает вину книги, Лука дает понять, что этого не произойдет никогда.
Четвертый тип, порожденный слепым подражанием Западу, безудержному мотовству и щегольству, — Медор. Он с явным пренебрежением отзывается о науке, и модного петербургского портного ставит выше римского государственного деятеля и оратора Цицерона, а известного в то время в Петербурге сапожника Егора ценит выше римского поэта Вергилия. Медор огорчен, что вследствие развития книгопечатания ему может не хватить бумаги для завивки волос:
Медор тужит, что чересчур бумаги исходит
На письмо, на печать книг, а ему приходит,
Что не в чем уж завертеть золотые кудри…
Кроме этих типов «хулителей науки», Кантемир разоблачает невежду и взяточника судью, который полагает, что его дело лишь подписывать бумаги, а разбираться в делах — обязанность секретаря. Язвительно и остроумно выведен образ епископа, прототипом которого был новгородский епископ Георгий Дашков. Кантемир издевается над стремлением церковных иерархов к пышности и торжественности во время своих «явлений народу», что должно вызывать страх и восхищение:
Епископом хочешь быть — уберися в рясу,
Сверх той тело с гордостью риза полосата
Пусть покроет, повесь цепь на шею из злата,
Клобуком покрой главу, брюхо — бородою…
С горечью и обидой сетует Кантемир на бедственное положение науки и просвещения в России:
Наука ободрана, в лоскутах обшита,
Изо всех домов с ругательством сбита;
Знаться с нею не хотят, бегут ее дружбы…
Однако итоговое суждение писателя оптимистично и знаменательно. В заключительной строфе сатиры Кантемир высказывает глубокую мысль о том, что преданность науке делает человека внутренне свободным и потому — непобедимым, бесстрашным:
Бесстрашно того житье, хоть и тяжко мнится,
Кто в тихом своем углу молчалив таится…
Понятие
Итак, давайте разберемся, что же понимается под этим термином. Большая советская энциклопедия дает следующее определение: «Сатира — это особый способ проявления комического в литературе и других искусствах, суть которого — в жестоком высмеивании недостатков или других явлений, которые автор считает недостойными».
То, насколько это проявление, главным образом определяется моральными устоями и занимаемой автором позицией. Существует множество средств выражения сатиры. Это ирония, пародия, сарказм, гротеск, аллегория, гипербола и другие литературные инструменты.
Если говорить о сатире в других искусствах, она также имеет свои формы: в театре и литературе — это комедия, в публицистике — памфлеты и фельетоны, в живописи — карикатуры и шаржи. Сатира, по сути, есть везде.
Среди классиков, которые творили свои шедевры, используя такой вид комического, можно назвать Вольтера, Лукиана, Д. Дидро, М. Сервантеса, Дж. Бокаччо, Дж. Оруэлла, Дж. Свифта, Ф. Рабле, Мольера, К. Чапека, Ф. Гойя, О. Домье, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя и многих других.
Виды юмора
Ученые Университета Западного Онтарио в исследовании 2003 года четыре типа юмора:
Ассоциативный юмор
Это поиск комического в повседневной жизни. Такой юмор включает в себя шутки о ситуациях, с которыми сталкивались многие люди и потому они могут посчитать их забавными. Ассоциативный юмор часто используют в выступлениях стендап-комики, обращаясь к зрителям: «А вы тоже…»
Агрессивный юмор
Он включает в себя шутливые оскорбления, адресованные конкретным людям. Такой юмор, например, используют участники рэп-батлов. Некоторые люди находят агрессивные шутки забавными, некоторым они могут показаться прямым оскорблением и психологически навредить.
Самостимулирующий юмор или самоирония
Это способность смеяться над собой, например, шутить, когда с вами случилось что-то плохое; пытаться найти юмор в повседневных ситуациях и по своей воле делать себя объектом юмора. Самоирония — один из способов преодоления стресса.
Саморазрушающий юмор
Это шутки, в которых человек унижает себя и становится объектом насмешки. Он использует юмор, чтобы развлечь других в ущерб своей репутации. Саморазрушающий юмор отличается от самостимулирующего тем, что чувствует сам человек — объект юмора
Например, если девушка в деталях рассказывает историю о своем неудачном свидании с целью рассмешить собеседников, получить их внимание, но этот смех делает ее слабее, понижает самооценку — это становится саморазрушающим юмором. Психологически это может быть нездоровой формой юмора
Самоирония, напротив, свойственна людям с адекватным самовосприятием, когда шутка над собой не занижает самооценку человека.
Сатира Булгакова в повести «Собачье сердце»
Собачье сердце Булгакова — это социально-философская сатира, в которой автор стремился показать вторжение человека в мир природы, предостерегая о последствиях. Писатель хотел воссоздать актуальную для его поколения действительность, реальность двадцатых годов, когда жизнь начала протекать по новым законам установленной властью Советов. Булгаков хотел не только показать жизнь, но и свое отношение к окружающей действительности. Чтобы наилучшим образом донести до читателя проблему, и представить режим большевиков, писатель использует такое художественное средство, как сатира в повести Собачье сердце. Мы же в сочинении попытаемся разобраться, против чего направлена сатира Булгакова и в чем она заключается.
Сатира в Собачьем сердце
В целом, сатирические произведения, которые высмеивали недостатки общества, были не в новинку. В двадцатом веке это был распространенный жанр. Его удачно использовал и Булгаков, представив современное ему общество в повести Собачье сердце. Правда, ее запретили к издательству, и лишь после смерти писателя читатель смог познакомиться с работой, увидев в произведении человека, рожденного революцией. Какой он?
В основе произведения лежит трансформация, которая стала возможна благодаря эксперименту профессора Преображенского. С помощью операции, ему удается пересадить гипофиз человека в собаку, и добросердечный пес превратился в жестокого хама. Под влиянием пролетария Швондера Шариков наглел все больше, и стал заведующим подотдела по очистке города от бездомных животных. Используя в Собачьем сердце средства гротеска, Булгаков обличает бездуховность новых людей, их невоспитанность и рвение к власти. Их цель не заработать, а разделить заработанное другими. Никто из них не стремится заниматься полезным для общества делом, и отсюда разруха. Прежде всего, эта разруха в головах людей, которые всегда были никчемными и незначительными. Получив власть, они портили жизнь окружающим, а между тем, каждый из людей должен заниматься своим делом, и только тогда разрухи можно избежать. Профессор понял свою ошибку, вернув все на круги своя. А Булгаков подарил читателю прекрасную работу — язвительную сатиру на современное общество, где каждая кухарка могла управлять государством.
Против чего была направлена сатира? Конечно же против новой власти и ограниченности ее представителей, которые вообразили себя всемогущими. Булгаков высмеял их, дав возможность посмеяться и читателю. Вот только смех получился сквозь слезы, ведь спустя столько лет произведение не теряет своей актуальности. Сколько таких Швондеров и Шариковых находится среди нас…
Вариант 2
Из уроков литературы мы знаем, что сатира – это литературное проявление комического в произведениях писателей. Сатира обличает пороки общества, государства, иногда и церкви. Среди тех, кто широко применял сатиру, наиболее известен Н.В. Гоголь. Но и задолго до его эпохи сатира была неотъемлемой частью литературы, например, в средневековом обществе.
Сатира обличает пороки, известные каждому, но о которых принято молчать. Например, Гоголь в произведениях «Ревизор» и «Мертвые души» высмеивал чиновников, их уклад жизни и пустое празднество. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» выявляет пороки московского общества 20 века, уличая людей в невежестве, стремлении к собственному благу, празднеству и излишеству в материальных вещах. Автор средневекового романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» высмеивает жадность и алчность государства и церкви.
Все эти произведения были написаны по методу сатиры из-за цензуры, запрета в обществе таких книг. А между тем, всегда была видна острая необходимость показать то, как на самом деле живут те или иные чиновники, государи или простой люд
Необходимость заключается не просто в цели высмеять и застыдить, но и для того, чтобы обратить внимание каждого читателя на себя и свою жизнь и задаться вопросом: «А может быть, таков и я, как герои в сатирическом произведении?»
Бесспорно, сатира необходима сегодня. И более того, она будет необходима всегда. Потому как вряд ли когда-либо общество заслужит полную свободу слова без применения иносказательных форм. Вряд ли когда-нибудь даже самый выдающийся писатель осмелиться сочинить произведение, где он напрямую обличит пороки людей. А если и осмелиться, то, скорее всего, будет наказан.
Но факт того, что сатира нужна всегда и всем, не подвергается сомнению. Благодаря таким произведениям мы можем трезво взглянуть на окружающих нас людей и на самих себя. Читая сатирические произведения, мы сами же способны воспитывать себя таким образом, чтобы не быть похожим на ни одного порочного героя. Роль сатиры в искусстве огромна. Она и поучает, и воспитывает, и открывает глаза на многие вещи. Не стоит даже мыслить о том, что когда-нибудь общество сможет обойтись без сатиры. Это невозможно до тех пор, пока будет жить человечество, со свойственными ему слабостями.
7 класс
Мы изучаем — Сочинение на тему Нужна ли сатира сегодня? 7 класс. Подсказки школьнику
Существует много мнений относительно необходимости сатиры в наше время. Но, на мой взгляд, ответ вполне очевиден. Естественно, она жизненно необходима.
Проанализировав работы классиков и современников, можно сделать вывод, что во все века и эпохи творцам было что критиковать: недостатки общества и его устоев, государственный строй, мещанство, буржуазия, коррупция, двуличие, чопорность, алчность, высокомерие, трусость – все это и многое другое было обличено в бессмертных творениях литераторов, прекрасно понимающих, что именно юмор и правда есть те великие орудия, что заставят социум задуматься над злободневными проблемами.
Невозможно не восхититься основоположником русской обличительной литературы Салтыковым – Щедриным, чей искрометный талант не раз указывал читателям (естественно в юмористической форме) на, казалось бы, совершенно не смешные, а даже плачевные темы. По сути, приход данного творца к жанру сатиры можно ассоциировать с неким щитом, с помощью которого творец пытается обезопасить себя от гонений за вольнодумство, но сохраняя возможность тонко высмеивать острые социальные вопросы.
Умело обличая эксплуататоров и угнетателей, писатель использует как гиперболу, так и гротеск. Представители высших сословий предстают пред нами в роли хищников, а простой крестьянский люд — в виде беззащитных зверей и птиц, которые терпят гнет, страдают, но молчат. Именно против этого молчания и протестует автор. Протестует всем естеством, всей душой, и какое наслаждение приносит то, что борется он с этим именно посредством пера и своего искрометного слова!
И, как ни странно, с поры, описываемой творцом, мало что изменилось. Скорее наоборот, многие проблемы и противоречия только обострились. Потому существует приличное количество и современных сатирических писателей, продолжающих это благое дело. Данный факт позволяет с полной уверенностью утверждать, что сатира не только жива, а цветет буйным цветом на фоне политической и социальной несправедливости.
Да и что же еще поможет нам в столь нелегкую эпоху? Пока общество далеко от идеального, сатира живет, и будет жить!
В обыденной жизни, мы часто можем проявлять иронию и сатиру над происходящими ситуациями и поступками людей. Порой, мы сами этого не замечаем, но нужна ли сатира? Я могу с уверенностью ответить – да! Сатира действительно нужна в современном обществе и ее роль достаточно велика для развития и облачения человеческих пороков.
Сатиру стали использовать довольно давно, но особое внимание она получила после освещения в литературе и театре. Многие русские и зарубежные писатели стали создавать произведения в жанре «сатира», где отличительной чертой является жестокое и насмешливое указание на человеческие пороки
Особую популярность и осуждение сатира получила в 19 веке, когда писатель Николай Васильевич Гоголь выпустил в свет драматическое произведение «Ревизор» для постановки на сцене театра с ярко выраженной насмешкой над светским обществом. После такого унижения писатель был удостоены жестокой критики и гонений. Ещё один известный русский писатель Салтыкова-Щедрин. Прибегнуть к использованию сатиры его заставила цензура того времени. В своих сказках писатель высмеял практически все пороки России и ее недостатки. За это Салтыкова-Щедрина считали острым на язык.
Сатира даёт возможность указать на все недостатки и пороки в завуалированной форме, не прибегая к прямоте и агрессивным высказываниям по отношению к кому или чему-либо. Столы достаточно достойно построить сатиру нужен острый ум и богатый жизненный опыт. С помощью преувеличения или олицетворения можно изобразить свою критику в особой, юмористической форме, которая воспринимается гораздо проще и лучше, а понять и раскрыть ее может лишь умный и мудрый человек. Сатира – это одна из немногих форм юмора, который позволяет человеку с помощью смеха взглянуть на свою жизнь под особым ракурсом, со стороны. А осознание проблемы – это первый шаг к ее исправлению. Таким образом можно сказать, что сатира может привести к положительному развитию и изменению общества.
Сатира полностью изживет себя только, когда факты, которые можно высмеять и нужно исправить полностью изживет себя и исчезнут. На сегодняшний день общество имеет огромное множество недостатков, которые никак не могут быть уничтожены в один миг. Именно поэтому сатира нужна сегодня, ведь если люди смогут увидеть себя со стороны, то это будет стимулом к исправлению указанных недостатков. Именно поэтому сатира – неотъемлемая часть современного творчества.
Все сочинения
9. XX век в Европе
Кадр из заставки популярного британского сатирического сериала «Да, господин министр»!
В 20-ом столетии, сатира использовалась авторами, такими как Олдос Хаксли и Джордж Оруэлл, чтобы сделать серьёзные и даже пугающие предостережения, об опасности мировых социальных изменений, имевших место всюду по Европе и Соединенным Штатам. В Британии сатира в литературе также начала расти в разгаре Второй мировой войны и годы холодной войны. «Скотный двор» Джорджа Оруэлла с говорящими животными, которые организовывают заговор, чтобы управлять миром, положил начало политической сатире. Несмотря на небольшое количество юмора, эта работа высоко ценится литератураведами. Острое, издевательское осмысление Первой мировой войны происходит в романе «Похождения бравого солдата Швейка», чешского писателя, мастера острого фельетона,Ярослава Гашека. В скором времени его соотечественник, мастер острых рассказов,Карел Чапек, пишет роман «Война с саламандрами», злобно высмеивающий фашизм. Фильм «Великий диктатор» (1940) Чарли Чаплина был сатирой, в которой изображался Адольф Гитлер.Много сатириков того времени, таких как Дороти Паркер и H. L. Mencken, использовали сатиру как свое главное оружие, и Mencken в особенности известен тем, что сказал, что «один гогот стоит десять тысяч силлогизмов» в попытке убедить общество принять критику. Романист Синклер Льюис был известен своими сатирическими историями, такими как «Обыватель», «Главная Улица», и «Она не Может Случиться Здесь».Его книги часто исследуют и высмеивают американские ценности того того времени. Фильм Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» 1964 г. был популярной сатирой на Холодную войну.Образцом сатиры можно считать и британские шоу «Летающий цирк Монти Пайтона», «Шоу Бенни Хилла», «Черная гадюка», а также сериал «Да, господин министр!»
Жанры сатиры
Как мы выяснили, сатира может проникать в любой литературный жанр, украшая собой и классическую трагедию, и страницы реалистического романа.
Однако есть ряд разновидностей словесного творчества, которые невозможно представить без сатирической начинки.
Наиболее известные жанры сатиры:
- собственно сатира;
- сатирический роман;
- басня;
- эпиграмма;
- памфлет;
- пасквиль.
Изначально жанр сатиры принадлежал лирической поэзии, позже появились его эпические образцы:
- В сатирических произведениях Ювенала, Горация, Марциала, Вергилия критикуются не только людские нравы, но и конкретные политики, распутство и безрассудство тиранов.
- В произведениях Н. Буало сохраняются черты личной сатиры, адресованной конкретным лицам. Также критикуется суетная жизнь в столице, поклонение ложным ценностям: богатству, славе, внешней красоте.
- В сатирических произведениях Кантемира, положивших начало русской истории жанра, высмеиваются щеголи, невежды и подражатели, порочащие свои семьи и весь народ.
Сатирический роман возник в эпоху распада Римской империи. Его классический образец – «Сатирикон» Петрония. Можно назвать сатирическим великий роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», а также книгу С. Бранта «Корабль дураков».
В России жанр представлен романом М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».
Басни также известны человеку с античности. Самые знаменитые баснописцы (Эзоп, Лафонтен, Мольер, Крылов), безусловно, были сатириками.
Эпиграмма – это малый сатирический жанр, который высмеивает отдельные черты характера или неблаговидные поступки. В русской лирике эпиграмму можно обнаружить в творчестве Жуковского, Пушкина, Языкова, Лермонтова, Баратынского, Батюшкова.
В жанре памфлета работали, прежде всего, публицисты. Он прочно обосновался в журнальной литературе и стал любимой формой самовыражения в эпоху Просвещения.
А вот пасквиль – не тот жанр, упражняться в котором стоит каждому. Так называется письменная клевета, созданная автором с неблаговидными намерениями. Обычно с помощью пасквилей сводят личные счёты с кем-либо, поэтому сим презренным именем называют сочинение дурного вкуса, созданное без разбора средств в сугубо личных целях.
Признаки сатирических произведений
В России сатиру принято противопоставлять юмору. Есть и другая традиция: юмористическое делят на сатирическое, ироническое и прочие разновидности смешного. Так или иначе, противопоставляя, мы лучше видим отличия.
Чтобы понять, что перед нами сатира, а не просто весёлый рассказ или забавное стихотворение, посмотрим, есть ли в произведении данные признаки:
- недостатки не просто называются, но и высмеиваются (иногда с помощью гиперболы (преувеличения) или литоты (преуменьшения);
- насмешку нельзя назвать безобидной: по характеру она острая, злая, порой язвительная;
- цель сатиры: уничтожить, искоренить прежнее и спровоцировать появление нового;
- задачи сатирика глобальны: он борется с «сорняками» как в одном человеческом сердце, так и на ниве всего человечества;
- нельзя представить сатиру вне жизни общества;
- сатира не знает оттенков и компромиссов, используя самые беспощадные средства осмеяния.
Если говорить о средствах художественной выразительности, которые помогают сатирикам заострить оружие борьбы, то это гротеск, гипербола, литота, метонимия, синекдоха и другие способы создания контрастности.
Чаще всего сатира используется для изобличения действующей власти, затрагивает какие-либо социальные проблемы или политические силы. Например, в эпоху Просвещения в Англии сатирические произведения позволяли высмеять борьбу политических партий тори и вигов.
В XX веке в Европе этот жанр был направлен на шаржированное изображение Первой мировой войны, фашизма, Адольфа Гитлера. В первые годы существования Советского Союза – это сатира высмеивала буржуазию и диктаторский образ правления, а с наступлением периода «оттепели» стала изобличать недостатки правления Хрущева, Брежнева.
17. Высказывания о сатире
- Сатира — своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрит в него, видит любое лицо, кроме собственного — Д. Свифт.
- Бывают времена, когда сатире приходится восстанавливать то, что разрушил пафос — С. Лец.
- Сатира — это занятие одинокое, сугубо личное, ибо никто не может достоверно описать дурака, не заглянув в собственную душу — Ф.Колби.
- Сатира — это остроумная атака на зачинщиков социальной несправедливости — Георгий Александров.
- Сыпать веселыми остротами — это значит создавать нечто из ничего, то есть творить — Ж. Лабрюйер.
- Истинно остроумный человек — диковина, и к тому же ему нелегко поддерживать свою репутацию: люди редко уважают того, кто умеет их смешить — Ж. Лабрюйер.
Анализ сатиры «На зависть и гордость дворян злонравных»
Во второй сатире — «Филарет и Евгений» («На зависть и гордость дворян злонравных») Кантемир выясняет проблему истинного благородства, истоки которого он видит в гражданских достоинствах дворянина, его способности и готовности служить Отечеству. Защищая петровскую Табель о рангах, позволявшую незнатным людям занимать высокие должности в государстве, Кантемир утверждает внесословную ценность человека. «Адам дворян не родил», — пишет Кантемир и добавляет, что потомками его были простые землепашцы:
От них мы сплошь пошли, один поранее
Оставя дудку, соху, другой попозднее.
Сатира написана в форме диалога между дворянами Евгением и Филаретом. Евгений не может примириться с тем, что с ним не считаются, обходят чинами и милостями, хотя он имеет много знатных предков. Филарет говорит своему приятелю о том, что достойным и благородным делают человека заслуги и добродетели, а не знатное происхождение. Высмеивая лень, мотовство и безделье молодых щеголей-дворян, Кантемир рисует яркие, выразительные картины их жизни и поведения.