«Мне что-то втирает мой ангел, но не на моем языке»
«Разжимая кулаки» Кира Коваленко сняла полностью на осетинском языке. Возможно, для кого-то это станет проблемой при просмотре и восприятии фильма, но в таком подходе молодой режиссёрки есть своя прелесть.
Во-первых, кино рассказывает про Осетию и, хоть местные знают русский, там есть свой язык. Во-вторых, Коваленко до начала съёмок узнавала у актёров, на каком языке они разговаривают с друзьями, с семьёй и как им комфортнее общаться. Когда в ответ она услышала, что на осетинском, то было принято решение снимать фильм на нём (хотя сценарий фильма написан на русском).
Кира Коваленко на съемках «Разжимая кулаки»
Кира Коваленко как настоящий автор бросила себе вызов, тем более ей не впервой (дебют режиссёрки «Софичка» по одноименному произведению Фазиля Искандера снят на абхазском).
Во время просмотра картины всё равно вслушиваешься в незнакомый язык и порой до ушей долетают знакомые слова. В Осетии, как и во многих местах Кавказа и средней Азии, насколько мне известно, присутствует смешение языков. Русские слова проскакивают в диалогах героев. От этого происходит ещё большее погружение в историю фильма. Создаётся впечатление, что зритель наблюдает за происходящим со стороны, но настолько близко, насколько это в принципе позволительно.
Сюжет и съемки
Производством проекта занимались компании «Нон-Стоп Продакшн» и AR Content. Режиссерское кресло получила начинающий кинематографист Кира Коваленко, которая также выступила и автором сценария. Над сценарием также работали Антон Яруш и Любовь Мульменко. Художественным оформлением занимались Ася Белова и Сергей Зайков, а продюсерами выступили Александр Роднянский, Наталья Горина и Сергей Мелькумов.
В центре сюжета фильма – история семьи, отец которой после трагических событий решил перевезти детей в небольшой шахтерский город в Северной Осетии. Сыновья и дочь Заура воспитываются в строгости, но забота родителя порой приобретает угрожающую форму и все больше напоминает гиперопеку.
Старший наследник Аким решил сбежать из отчего дома и отправился на заработки в Ростов. Второй сын, Дакко, еще слишком мал, чтобы понять, чего он хочет от жизни, и решиться на кардинальные перемены. А единственная дочь Заура, Ада, тоже давно повзрослела, но папа все еще считает ее маленькой девочкой и старается постоянно о ней заботиться, оберегая от нежелательных переживаний. Ада все больше задумывается о том, чтобы последовать примеру брата и сбежать, но вырваться из крепких отцовских объятий героине будет не так легко, как изначально казалось.
MADE IN RUSSIA
В этом году на кинорынке Marche du Film впервые работал объединенный стенд Made in Russia (оператором которого выступил Фонд Кино), собравший десять ведущих российских кино- и анимационных компаний. По предварительным договоренностям российские проекты будут представлены более чем в 100 странах мира.
Одним из наиболее преуспевших участников рынка стала компания «Централ Партнершип». Екатерина Пшеницына, директор департамента международных продаж:
Компания Art Pictures также представила на кинорынке несколько проектов – как уже вышедшие в России ПРИТЯЖЕНИЕ и ЛЁД, так и ряд новых фильмов в производстве. Regal Theatres выпустит ПРИТЯЖЕНИЕ в ограниченный прокат в Великобритании. На фильм также проданы интернет и ТВ права в США, Великобританию и Австралию – реализацией прав займется дистрибьютор Capelight. Анна Струневская, руководитель международных продаж компании:
К фильм ИДЕАЛЬНЫЕ «Марс Медиа» проявили интерес сразу нескольких зарубежных компаний. Hanmac (Южная Корея), Pumpkin (Китай) и Neo Art (Испания) хотят купить права на съемку ремейков ленты. По итогам рынка Т-34 обзавелся дистрибьюторами на территории Южной Кореи (Korea Screen) и Испании (Mediaset). Студия KINIODANZ сделала акцент на проекты на финальной стадии производства – ЭБИГЕЙЛ и ПРОЕКТ GEMINI, которые вызвали наибольший интерес у азиатских закупщиков.
Картина ФОТО НА ПАМЯТЬ ГК Planeta Inform была продана в Японию, Латинскую Америку, ряд стран Юго-Восточной Азии, в последние дни рынка финализируются сделки на Тайвань, Корею, Францию. Проект также заинтересовал покупателей из Чехии, Германии, Италии, Индии, Бразилии, Испании. Военно-исторический фильм ТАНКИ закупили на Францию, Китай, Японию и Корею. По комедии Я ХУДЕЮ на кинорынке была подписана сделка с Китаем. Главным проектом Корпорации «Русская Фильм Группа» на кинорынке стал фильм СВИДЕТЕЛИ Константина Фама. Американская компания Cinema Libre приобрела все виды прав на проект на весь мир, кроме России, стран СНГ, стран Балтии и Азии.
Анимационная студия «Wizart» успешно представила мультфильм СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: ЗАЗЕРКАЛЬЕ. Компании Universal Pictures Video France и KLB SAS выпустят четвертую часть успешной франшизы в широкий кинотеатральный прокат во Франции, в княжествах Андорра и Монако, на франкоговорящих территориях Бельгии, Швейцарии, Люксембурга и Африки. ГК «Рики» представила на кинорынке новые проекты в разработке: ДЕТСКИЙ МИР и МОЙ ДОМОВОЙ, по которым планирует закрыть несколько сделок сразу после кинорынка. Диана Юринова, зам генпродюсера ГК «Рики» по международному развитию:
Компания «Лицензионные бренды» начала продажи по своим новым проектам – ПИНОККИО и ВОЛШЕБНАЯ АРКА, а также продолжила работу по мультфильмам БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ и ДВА ХВОСТА. Продюсер компании Роман Борисевич:
Киностудия «Союзмультфильм» представила проект ГОФМАНИАДА, прокатом которого заинтересовались ряд зарубежных компаний. Уже известно, что дистрибьютором анимационного фильма в США выступит компания Tricoast, а прокатом картины в Европе займётся L.A.Studio. Председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева:
В ТЕМУ:
1990–2000-е
Церемония 1990-го запомнилась блистательным успехом российского кино. Лучшим режиссером стал Павел Лунгин, драма Глеба Панфилова «Мать» взяла приз за выдающиеся художественные достижения, а «Золотую камеру» за лучший дебютный полнометражный фильм получила лента Виталия Каневского «Замри – умри – воскресни!».
В 1993-м появляется параллельная программа ACID – ее учреждает Ассоциация независимых кинематографистов. В ней участвуют в основном те фильмы, у которых еще нет прокатчиков. Отдельного приза тут нет.
В 1994 году победителем становится «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, а ведь многие надеялись, что «Золотую пальмовую ветвь» заберет лента «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. В 2002-м мероприятие получило привычное нам название – «Каннский фестиваль» (вместо «Международный Каннский кинофестиваль»). Через год заработала «Международная деревня»: страны-конкурсанты открывают свои павильоны, где продвигают родной кинематограф. Правда, павильон России появился только в 2008-м. В 2004 году впервые проходит программа «Каннская классика», посвященная ретроспективам картин разных стран, отреставрированным лентам и документальным фильмам о кино.
«Мой сын для меня» (2006)
Мама: «Ну, и что ты выбираешь? Что для тебя важнее: футбол с друзьями или бассейн с твоей матерью?»
Фильм об обычной, внешне благополучной французской семье, в которой разыгрывается настоящая драма. Отец — ученый — все дни проводит на работе и не касается домашнего быта и детей. Подросшая дочь поступила в университет и готовится покинуть родительский дом. У стареющей матери-домохозяйки остается одна отдушина — 12-летний сын Жульен, который вот-вот повзрослеет.
Неизбежное взросление сына буквально сводит мать в исполнении актрисы Натали Бэй с ума. По мере того, как Жульен совершает робкие самостоятельные поступки, его мама, кажется, совсем теряет рассудок. Она заставляет сына обнажиться перед ней, потому что она мыла его в детстве и все видела, запрещает бриться, отвешивает пощечину при одноклассниках, настаивает, чтобы он ходил с ней в бассейн вместо футбола с друзьями.
Мальчик не находит защиты у отца, а сестра и бабушка, которые любят Жульена, слишком слабы и бесправны, чтобы отстоять ребенка. Все, что может сделать 12-летний Жульен, — это плакать по ночам и перестать есть. Однажды он позвонит в полицию и расскажет, что его избивают, но потом испугается и откажется от своих слов. Будут еще попытки защитить себя. В конце концов, мать за все простит, но повесит на комнате мальчика замок, который можно будет открыть только с ее ведома.
«ЗОЖ» Магнуса фон Хорна
Польский фильм молодого шведского режиссера Магнуса фон Хорна (он является воспитанником польской киношколы) любопытен, в первую очередь, тем, что исследует современный феномен – блогеров. Именно поэтому этот фильм не только отметил Каннский кинофестиваль, но и пригласили к себе фестивали в Роттердаме и Торонто.
Кадр из фильма
Фильм «ЗОЖ» рассказывает историю популярной фитнес-блогерки Сильвии (ее играет грустная красотка Магдалена Колесник). У девушки своя эффективная программа по похудению, бешеная по польским меркам аудитория — 600 тыс. подписчиков в Инстаграме (здесь наши блогеры с тремя миллионами фолловеров от души посмеялись), рекламные контракты и эфиры модных ТВ-шоу. Нет у красавицы одного – любви, о чем она пожаловалась в своих вечерних сторис. Как известно, блогерам можно все, но запрещено одно — нельзя быть честными, поэтому когда она призналась, что одинока, она столкнулась с огромным количеством как поддержки, так и хейта, чуть не лишилась контрактов и теперь каждый мужчина считает своим долгом предложить ей в качестве любовника себя. Сильвия даже обзаводится собственным сталкером, безумным фанатом, который приезжает посмотреть на нее украдкой и удовлетворить себя, глядя, на эту прекрасную блондинку.
Это фильм об одиночестве, веяньях времени и новых героинях – успешных с виду красавицах, лишенных как целлюлита, так и личной жизни.
2010-е и наше время
Чем ближе к нашим дням, тем меньше масштабных изменений происходит в структуре Каннского фестиваля – он наконец обрел постоянство и стал таким, каким его уже знаем мы. Ежегодно в мае во французском курортном городе Канны во Дворце фестивалей и конгрессов на набережной Круазетт «Золотой пальмовой ветвью» награждаются выдающиеся произведения кинематографа.
2014 год отличился победой сценария Андрея Звягинцева к фильму «Левиафан». В 2017-м прошла юбилейная – 70-я – церемония, в честь которой края листьев «Золотой пальмовой ветви» были инкрустированы бриллиантовой «росой».
После ухода Жиля Жакоба с поста президента Каннского фестиваля (то есть с 2014 года) должность перешла Пьеру Лескюру. Руководство занимается формированием состава жюри. В 2021-м председателем жюри стал американский режиссер Спайк Ли.
Каннский фестиваль 1977 года, состав жюри слева направо: Жиль Жакоб, Карлос Фуэнтес, Роберто Росселлини, Бенуа Грульт, Марта Келлер, Жак Деми, Полин Кейл, Юрий Озеров, Нсуган Агблеманьон
Getty Images
Структура выглядит так: есть основная конкурсная программа и внеконкурсные программы. В первом варианте можно получить «Золотую пальмовую ветвь», Гран-при, приз жюри, приз за лучшую женскую роль, за лучшую мужскую роль, за лучшую режиссуру, за лучший сценарий и специальный приз жюри.
Ко внеконкурсным секциям относятся «Особый взгляд» за оригинальность (победитель получает поддержку во французском прокате) и «Синефондасьон» – тут поддерживают начинающих режиссеров (в основном в коротком метре). Кроме того, отдельную «Золотую пальмовую ветвь» получает лучший короткометражный фильм, а «Золотую камеру» – лучший полнометражный дебют. Также сохранилась программа «Каннская классика». «Неделя критики», «Двухнедельник режиссеров» и ACID – параллельные программы. «Двухнедельник», кстати, часто проходит в бывшем Дворце Круазетт, который сейчас входит в комплекс отелей Marriott.
Другие образы звезд в Каннах
Грейс Элизабет в Eman Alajlan.
@lovegrace_e
Грейс Элизабет в Ashi Studio.
@ashistudio
Жасмин Тукс в Tony Ward.
@tonywardcouture
Жозефин Скривер в Tony Ward.
@josephineskiver
Айшвария Рай.
@festivvaldecannes
Шанель Иман.
@festivvaldecannes
Мерьем Узерли.
@festivvaldecannes
Дженнифер Конелли.
@festivvaldecannes
Урваши Рутела.
@festivvaldecannes
Каро Даур.
@festivvaldecannes
Тамара Калинич и Ниевес Альварес в платьях от Elie Saab.
@eliesaabworld
@eliesaabworld
Поппи Делевинь в Dolce & Gabbana.
@poppydelevingne
Леони Ханне в платье от Tony Ward.
@leoniehanne
Леони Ханне в Nicole + Felicia.
@leoniehanne
Хуана Акоста в Giorgio Armani.
@juana_acosta
Лума Гроте в Alberta Ferretti.
@thelumagrothe
Мэй Маск в Dior
Dior
Диана Крюгер
@dianekruger
Шакира в Monot
@shakira
Оливия Деджонг в Gucci
@olivia_dejonge
Мерьем Узерли в YANINA Couture
@yaninacouture
Кэйли Коуэн в Winnie Couture
@winniecouture
Изабель Фонтана
@isabelifontana
Фредерик Бель в YANINA Couture
@yaninacouture
@yaninacouture
Репортажи с Недель моды от редакции DRESS
Повседневные образы с длинной юбкой — идеи сочетаний от DRESS
1970–1980-е
Началась следующая декада, а в жюри до сих пор сидели люди, которые вовсе не обязательно были связаны с кино. Например, в 1970-х Жиль Жакоб узнал, что художник, входящий в состав жюри, последний раз был в кино в 1937 году. Так что в 1972 году формирование конкурсной программы стало исключительным правом руководства Каннского фестиваля. Более того, в том же году кинофестиваль был признан культурным мероприятием общественного значения – изначально, согласно французскому законодательству, он считался ассоциацией.
В 1978-м по инициативе Жиля Жакоба учреждают номинацию «Золотая камера» для дебютных полнометражных картин – она существует до сих пор. Жакобу принадлежит и идея создать внеконкурсную программу «Особый взгляд», которая тоже сохранилась до наших дней.
В 1982 году у Каннского фестиваля появляется новая площадка проведения – Дворец фестивалей и конгрессов на все той же набережной Круазетт.
«В каждом сердце есть больная рана»
«Разжимая кулаки» – очень трудная и тяжёлая для восприятия картина. Дело даже не в незнакомом языке или чужом жизненном устое. Это явно не расслабляющий фильм на вечер. Во время просмотра зритель постоянно испытывает давление и напряжение, но по факту жестокости на экране почти не происходит.
Скорее вы сами додумаете, что происходит внутри этой семьи, и на протяжении всей картины будете ждать, что вот-вот, согласно стереотипам, горячая кавказская кровь не выдержит накала страстей. Людские эмоции в любую минуту вырвутся наружу со взрывом, будут сказаны лишние слова или вообще дойдёт до рукоприкладства, но этого не происходит.
Эффект саднящей раны терзает и героев, и зрителей. Резкая и сильная боль зачастую возникает внезапно и быстро пропадает, поэтому о ней легче забыть, но тихая пульсирующая боль не оставляет ни на секунду. Она разъедает изнутри и становится только хуже. То же самое происходит на экране. У каждого персонажа своя боль, а результатом боли становится полное непонимание внутри семьи и враждебная атмосфера в маленькой квартирке.
Отец семейства строг и «душит» любовью детей. Он боится остаться одиноким человеком и обижен на сбежавшего сына. Заур так опекает младших, что закрывает дверь на ключ изнури, чтобы оставшиеся дети не выпорхнули из семейного гнезда. Его злость и строгость отражаются не физическим насилием и гневными высказываниями, а холодными взглядами и чрезмерно спокойными приказами.
В этом плане Алик Караев просто бесподобно исполнил свою роль. Многие актёры могут убедительно сыграть гневных тиранов, прыскающих слюной, но заставить зрителя поверить в тиранию отца почти без слов — дорогого стоит.
От одного взгляда или вопроса «Где ты была?» Ада пугается или впадает в ступор. Приходится недоговаривать и врать отцу. Да и что сказать? Рассказать об ухажере? Поделиться мыслями, что она уже выросла и хочет жить своей жизнью? Вряд ли Зауру понравится такой разговор, так что Ададзе просто копит злость в глубине души и ждет очередного шанса на побег.
Девушка «зажата» между мужчинами. Она не хочет оставлять младшего брата, но хочет покинуть отца, присоединившись к старшему брату. Тут ещё постоянно встревает ухажер Тамик (Арсен Хетагуров), который частенько зовет кататься и вроде привлекает девушку. Из этого патриархального квадрата героиня никак не может выбраться, чтобы обрести независимость и жить собственной жизнью.
В течение всего фильма нас сопровождает отчаяние и печаль. Отражается это даже в музыке, использованной в картине. За полтора часа мы слышим одну, может две, весёлых песни, в остальное время до зрителя доносятся то «По ресторанам» Руслана Набиева, то «Скрипач» Казана Казиева. А во время медляка на дискотеке слова песни в моменте будто являются словами Ады. Словно исполнитель говорит то, что хочет, но не может сказать Ададзе.
Интересные факты
1. Режиссер Кира Коваленко – выпускница мастерской кинорежиссуры Александра Сокурова. Также она известна благодаря другим работам: фильму «Софичка», снятому в 2016 году на абхазском языке по книге Фазиля Искандера, и короткометражной ленте «Они ушли от меня». Картина «Разжимая кулаки» стала третьим ее проектом.
2. На конкурсе «Особый взгляд» в рамках кинофестиваля в Каннах фильм «Разжимая кулаки» получил Гран-при. В сентябре 2021 года показ картины также состоялся на фестивале в испанском городе Сан-Себастьяне. Кроме того, ленту увидели и в Нью-Йорке, в рамках 59-го кинофестиваля. Продюсер Александр Роднянский отметил в интервью, что участие в престижных международных кинофестивалях поможет их проекту стать успешным в странах Европы и Латинской Америки. Также продюсер подчеркнул талант режиссера и назвал проект Коваленко смелой и зрелой работой, в которой заметно глубокое понимание человеческой психологии.
3. Оригинальное название картины – Unclenching the Fists.
4. Кира Коваленко рассказала в интервью о том, как родилась идея фильма. После дебюта в кино с картиной «Софичка» режиссер решила взять тайм-аут и отдохнуть. Она уехала в небольшой город в Кабардино-Балкарии, где сняла квартиру и провела в ней в одиночестве некоторое время. Вскоре Коваленко встретилась со сценаристом Антоном Ярушем: вместе они написали историю о трех братьях и их отце. Импульсом для создания этого текста послужил роман Уильяма Фолкнера «Осквернитель праха» и фраза из него о том, что «немногие способны выдержать рабство, но свободу не выдержит никто».
5. Текст несколько лет оставался нереализованным, так как никто из продюсеров не хотел работать с начинающим режиссером. Когда Кира напрямую обратилась к Александру Роднянскому, то уже не надеялась на положительный ответ. Однако тот неожиданно согласился. Автор отметила, что позже решила внести изменения в сценарий, и в итоге получилось повествование о двух братьях и сестре. Изначально текст был написан на русском языке, но когда режиссер поняла, каких актеров хочет видеть в проекте, пришлось снимать на их родном осетинском языке, чтобы исполнителям было легче раскрыться в кадре.
6. Режиссер отметила, что в фильме присутствуют и биографические моменты, связанные с ее личными взаимоотношениями с отцом. Кроме того, во время подготовки к съемкам автор ознакомилась с похожими историями из жизни. Например, Кира нашла дагестанский проект «Отцы и дочки», в котором девушки в письмах говорили родителям то, что не могли по разным причинам сказать прямо и открыто.
7. Съемки фильма «Разжимая кулаки» проходили в Северной Осетии. Кастинг на главную женскую роль был длительным и сложным, но найти актеров-парней оказалось гораздо проще: режиссер по фотографиям понимала, как все будет выглядеть в кадре. Многие из участников съемок оказались талантливыми людьми, и у каждого из них своя сложная судьба.
8. Зрители отметили, что ждут премьеру фильма «Разжимая кулаки» в российских кинотеатрах. Примечательно, что некоторые сравнивают картину с работой однокурсника режиссера, Кантемира Балагова,«Теснота», в которой главной героиней также стала девушка. Кира Коваленко отметила, что такие сравнения стали для нее абсолютной неожиданностью. Также комментаторы на кинофорумах обсудили скрытый политический подтекст, однако, по словам авторов, эти предположения неоправданны.
«Мое маленькое гетто не оставит без ответа»
Фильм просто пронизан колоритом северокавказской глубинки (иногда это может напоминать русскую глубинку, но есть принципиальные различия). Осетинский язык лишь деталь этого колорита. Ещё одна деталь — актёры. Среди них всего два профессионала: народный артист Северной Осетии Алик Караев, исполнивший роль отца, и дебютантка, ставшая открытием фильма, Милана Агузарова, которая сыграла Аду.
Все остальные — непрофессионалы, жители этих краев, которые смотрятся в картине ничуть не хуже. Видимо, Александр Сокуров знает некую тайную формулу, как подобрать актеров так, чтобы на экране профессионалы и люди без актерских навыков смотрелись одинаково отлично, раз выпускники его мастерской уверенно жонглируют ими в своих работах.
Хетаг Бабилов выделяется даже среди непрофессионалов. Парень не играет, а живет на экране. Его Дакко катается на мотоцикле, рассказывает сны сестре и настырно, чуть ли не с инцестуальными наклонностями, просится лечь к ней в кровать спать, напивается (возможно, впервые) и пластично с жизнелюбием на лице танцует на школьной дискотеке.
К финалу фильма его герой чуть ли не моментально обретает серьёзность и взрослеет, и абсолютно не укладывается в голове, что пару дней назад этот парнишка искрил эмоциями на «танцполе» школьного спортзала. Беззаботность сметает буря, случившаяся внутри семьи, в которую Дакко даже не хотел быть втянут, но, к сожалению, его не спрашивали.
Также важной деталью северокавказского колорита является документальный стиль, использованный в «Разжимая кулаки». Возникает ощущение, что Кира Коваленко снимает не художественное кино, а с документальной точностью фиксирует действительность
Уж слишком близко порой ручная камера Павла Фоминцева к лицам героев. Мы словно врываемся в чужую жизнь, нависаем над бытом семьи, а режиссёрка совершенно не стесняясь составляет нам компанию.
Порой, когда становится ну совсем уж неловко стоять над душами героев, в переломные моменты, камера пытается спрятаться и наблюдать за происходящим не в упор, а подглядывать из-за угла. Иногда оператор бежит за героем с трясущейся камерой, а в финале у картины вообще кардинально меняется киноязык.
Коваленко не стесняется использовать некинематографические элементы на большом экране, что является очередной деталью погружения в кавказский быт. Все эти кружки с рисунками, спортивные костюмы и вещи с рынка, кнопочные телефоны, старые «Жигули» и довольно тесная квартирка создают ощущение, что на на экране не 2020 год, а конец девяностых — начало нулевых.
Лишь песня дуэта HammAli & Navai, постер с бородатым Месси в комнате фаната «Барселоны» Дакко и упоминание боя Конора и Хабиба говорят, что это современный Кавказ. И здесь будни молодежи включают дрифт на тазах во дворах на свободном пятачке, метание петард в стены панелек, купание в каком-то открытом бассейне.
Маленький городок Мизур под навесом величественных гор кажется таким одиноким и оторванным от мира. Мы привыкли, что горы ассоциируются со свободой, но Коваленко и Фоминцев делают их тюрьмой для Ады. Она в отчаянии хочет вырваться в большой мир, но горы словно сужаются и вот-вот сомкнуться, поглотив городок вместе с его жителями, а о существовании этого места даже никто не вспомнит.
ПОБЕДИТЕЛИ ФЕСТИВАЛЯ
“Золотую пальмовую ветвь” в этом году получил японский режиссер Хирокадзу Корээда за фильм МАГАЗИННЫЕ ВОРИШКИ о бедной семье, вынужденной для пропитания красть еду в супермаркетах. Они подбирают беспризорницу, которая постепенно становится членом семьи. На пресс-конференции после награждения режиссер сказал:
Ливанский режиссер Надин Лабаки получила приз жюри за фильм КАПЕРНАУМ. Главные герои социальной драмы – ливанские дети, подвергающиеся насилию со стороны родителей в современном Бейруте. По словам Лабаки:
Актриса Самал Еслямова, сыгравшая главную героиню в российском фильме АЙКА, получила приз за лучшую женскую роль. Лента повествует о жизни в Москве молодой нелегальной мигрантки из Киргизии. На пресс-конференции актриса сказала, что при работе над картиной не задумывалась о возможных наградах:
Другой российский фильм в конкурсе этого года – ЛЕТО Кирилла Серебренникова – не получил признания от жюри. В качестве утешительного приза можно рассматривать награду Cannes Soundtrack за музыку к фильму. Картина Серебренникова ЛЕТО рассказывает о молодости Виктора Цоя и становлении рок-культуры в Ленинграде 1980-х годов. Фильм ЛЕТО был показан на Каннском фестивале в этом году первым, открыв основную конкурсную программу, и был крайне положительно встречен критикой.
В рейтинге российских кинокритиков ЛЕТО занял первое место с оценкой 4.8/5. На втором месте после “Лета” расположился корейский триллер ПЫЛАЮЩИЙ постановщика Ли Чан Дона, его оценка — 4.3/5. На третьем месте — сразу два фильма с одинаковым рейтингом, это польский фильм ХОЛОДНАЯ ВОЙНА Павла Павликовского и работа итальянки Аличе Рорвахер СЧАСТЛИВЫЙ ЛАЗАРЬ, у них — 4.2/5.
Лучшим актером был признан Марчелло Фонте, который исполнил главную роль в криминальной драме Маттео Гарроне ДОГМАН. Герой фильма – владелец собачьей парикмахерской в провинциальном итальянском городке, торгующий наркотиками.
Аличе Рорвахер получила премию за лучший сценарий за работу над фильмом СЧАСТЛИВЫЙ ЛАЗАРЬ. Главный герой картины – наивный мальчик из небольшой итальянской деревушки. Награду за лучший сценарий Рорвахер разделила с иранским режиссером Джафаром Панахи, который представил на фестивале картину ТРИ ЛИЦА. В центре сюжета ленты – история о том, как известной иранской актрисе поступает письмо с просьбой о помощи, и та обращается к самому Панахи, с которым они вместе отправляются на поиски автора послания.
Гран-при фестиваля в этом году достался американскому режисеру Спайку Ли. Его фильм ЧЕРНЫЙ КЛАНОВЕЦ – это история об афроамериканском сотруднике полиции, который под прикрытием успешно внедрился в ряды Ку-клукс-клана. Лучшим режиссером признан польский кинематографист Павел Павликовский, представивший фильм ХОЛОДНАЯ ВОЙНА. В центре сюжета история любви музыканта и певицы на фоне обострения холодной войны между Западом и странами соцлагеря.
“Золотую камеру” – премию за лучший дебютный фильм – получил бельгийский режиссер Лукас Донт за фильм о балерине-трансгендере ДЕВОЧКА. Картина, участвовавшая в программе “Особый взгляд”, ранее была удостоена в этой категории приза за лучшую мужскую роль, а также получила премию Международной ассоциации кинокритиков FIPRESCI.
Украинский режиссер Сергей Лозница получил за фильм ДОНБАСС приз за лучшую режиссуру в программе “Особый взгляд”. Картина Лозницы открывала показ фильмов программы, фильм посвящен событиям вокруг военного конфликта на востоке Украины. Сам режиссер не смог присутствовать на объявлении лауреатов премии. От его имени в Канне было зачитано обращение, в котором кинематографист подчеркнул, что выступает против войны, тирании и отстаивает свободу творчества и личности.
Специальный приз фестиваля вручили одному из основателей “новой волны”, легендарному режиссеру Жан-Люку Годару. В этом году 87-летний мэтр представил экспериментальную картину ОБРАЗ И РЕЧЬ, которая представляет собой нарезку из ранних работ режиссера и других классических лент мирового кинематографа с закадровым текстом, который зачитал сам Годар.
«Падение» Вигго Мортенсена
Актерские дебюты в режиссуре всегда в Каннах берут с удовольствием, интерес публики к новым ипостасям любимого артиста не иссякает, да и дополнительное внимание прессы к проекту будет точно обеспечено. Как бы пошло это ни звучало, но всегда любопытно, что же такого снял Арагорн из «Властелина колец»
К тому же в последнее время Мортенсен набирает класс как актер и давно совершил эволюционный переход от ролей красавчиков и отрицательных персонажей второго плана к чему-то большему. Все его последние проекты, такие как «Порок на экспорт» Кроненберга, где он сыграл русского бандита, «Капитан Фантастик» Росса, в котором он предстает в образе отца-самодура, который не выпускает детей из леса, и «Зеленая книга», где он играет белого водителя у черного пианиста, были захвалены критиками. Надо сказать, что дебют в режиссуре у него удался, не о каждом его коллеге такое скажешь.
«Падение» Вигго Мортенсена рассказывает о взаимоотношениях взрослого сына с пожилым отцом, страдающим от деменции. Это как «Отец» с Энтони Хопкинсом, только еще драматичнее, ведь отец и сын здесь две разных стихии: папаша – деспот, абьюзер и патологический ревнивец, который до сих пор не может простить свою жену за то, что ушла и не признает ни ее смерти, ни того, что она имеет свое мнение как любой человек (отца играет Лэнс Хенриксен), и его мягкий сын-гей (в этой роли сам Вигго Мортенсен). Он в фильме открытый гомосексуалист, давно совершил каминг-аут и во всем другому тоже не угодил отцу-консерватору и расисту: даже его муж и тот не белый, а китаец. Но из-за тяжелой болезни отца, они вынуждены жить все вместе.
Кадр из фильма
«Падение» — это невероятно токсичная драма о домашнем насилии и чрезмерной маскулинности и истории о человеческом падении, когда демоны агрессии и ревности так испоганили жизнь отдельного человека, что падать дальше некуда. Интересно, что эту работу Вигго Мортенсен посвятил кому-то из Мортенсенов. Надеемся, не своему отцу, будем верить, что он таким не был.
«Лето 85» Франсуа Озона
Свой 19-й фильм французский режиссер, открытый гей и автор душещипательных историй о человеческой сексуальности, сделал абсолютно проходным. Видимо, Озону нужно было сделать передышку между двумя превосходными фильмами: предыдущим — «По воле божьей» — драме, рассказывающей о сексуальном насилии в католической церкви и новой картиной «Все прошло хорошо» об отце, который просит своих детей устроить ему эвтаназию. Эту ленту показали на новом Каннском кинофестивале и назвали самым лучшим, виртуозным и зрелым фильмом в карьере Озона.
Кадр из фильма
В «Лето 85» рассказывают о событиях лета 1985 года в Нормандии. Главный герой фильма – начинающий писатель Алексис (Феликс Лефевр). Пишет он намного лучше, чем ходит под парусом. Однажды, когда он чуть не погибает в море, его спасает красавец Давид (Бенжамен Вуазен).
Оказывается, он – не только успешный яхтсмен и владелец профильного магазина, но и разбиватель сердец. Далее начинается драма о любви, которой не было, но так хотелось выдумать. Фильм изобилует лирикой с романтическими приключениями, клятвами станцевать на могиле любовника, если он вдруг умрет раньше, и чувствами, которые легко переходят от нежной любви до бурной ненависти.
Одним словом, «Лето 85» — это необязательная, тинейджерская гей-драма, к слову, не самая яркая среди множества других квир-лент того года, среди которых «Аммонит» с Кейт Уинслет, и «Хороший человек» от французской режиссерки Мари-Кастиль Менсьон-Шаар. Там муж так проникся проблемой бесплодия жены, что решил помочь и сам хочет родить, а ведь может, потому что он — бывшая женщина.
«Взаперти» (2020)
Мама: «Никто во всей Вселенной не любит тебя больше меня. Я делаю все только для тебя»
Еще один фильм, в котором материнская любовь не знает границ — в пугающем смысле. Диана Шерман в исполнении Сары Полсон одна растит свою 17-летнюю дочь Хлою (Кира Аллен). Вся жизнь девушки под контролем матери, и это вполне объяснимо: девушка прикована к инвалидному креслу, у нее астма, сахарный диабет и избыток железа в организме, аллергия. Хлоя по расписанию принимает таблетки и нуждается в уходе. Но девушка со временем учится справляться сама со своей жизнью и мечтает поступить в Вашингтонский университет.
Мать видит, что ее дочка становится самостоятельной и больше не нуждается в ней, и это ее очень тревожит. Хлоя тем временем обнаруживает, что таблетки, которые она принимает, выписаны на имя ее матери Дианы. И начинает подозревать, что мама что-то скрывает. По ходу фильма девушка раскрывает тайну Дианы и узнает, что когда-то она, Хлоя, могла ходить.
Фильм о матери, которая, однажды потеряв ребенка, так боится потерять его снова, что готова буквально приковать его к себе. «Мама, я в тебе не нуждаюсь». — «Будешь», — так выглядит диалог дочки и мамы. Диана стремится сохранить все, как было раньше, пусть даже пожертвовав здоровьем и счастьем Хлои. Но у 17-летней девушки хватает сил и мужества отстоять свое право на жизнь и свободу. Правда, простить свою мать Хлоя не сможет и выберет путь мести.
«Похороните меня за плинтусом» (2008)
Бабушка: «Ты помни: кроме бабушки, на этом свете ты никому не нужен, только бабушка за тебя всю жизнь кровью харкает».
Фильм снят по одноименной автобиографической повести Павла Санаева. Мы видим два дня из жизни восьмилетнего мальчика Саши Савельева, который живет с бабушкой и дедушкой.
Бабушка в исполнении Светланы Крючковой — настоящий тиран, ее боятся не только мальчик, но и муж, и дочка. Решение, что Саша будет жить с ней, бабушка приняла сама, потому что не может доверить внука «непутевой» матери.
В фильме бабушка громкая, грубая, категоричная и безжалостная. Она пугает внука смертью, адом, унижает и кричит. Самого мальчика как будто нет — есть лишь его болезненная тень. С таким образом бабушки автор книги, по мотивам которой снят фильм, не согласен. По мнению Павла Санаева, «бабушка в книге — более многогранный персонаж, она — символ уродливой, но все-таки любви», а в кинокартине он увидел только кричащую старуху.
С такой «уродливой любовью», которую тяжело простить, по словам Павла Санаева, столкнулось огромное количество людей, о чем читатели после выхода книги писали в своих письмах.
1950–1960-е
В первые несколько лет Каннскому фестивалю не хватало стабильности и денег. По этой причине событие отменяли дважды – в 1948-м и 1950-м. С 1952 года мероприятие начали проводить в мае – эта традиция сохранилась до наших дней (в отличие от многих других).
Некоторое время участники сами выбирали фильм, с которым отправлялись на кинофестиваль, что вызывало множество проблем и конфликтов. Какая-то сторона считала картину другого конкурсанта оскорбительной или клеветнической. Она покидала фестиваль, а за ней уходила и вторая сторона, тоже чувствуя недовольство.
«Делегаты часто хлопали дверьми и покидали фестиваль со словами: «Как вы могли позволить показ такой клеветнической картины?» – рассказывает Жиль Жакоб, режиссер и президент Каннского фестиваля с 2001 по 2013 год.
Шо в итоге?
В заключение скажу, что с фильмом «Разжимая кулаки» явно рекомендуется ознакомиться. Кира Коваленко берет на себя смелость приоткрыть дверь другого Кавказа и показать людям, что среди величественных гор есть трогательные истории любви, хоть и губительной. В своей картине режиссёрка затрагивает важные темы, на которые не принято говорить в нашей стране.
Сколько новостей о том, что женщины бегут с Кавказа, потому что некоторые мужчины считают их собственностью, а не людьми? Сколько стереотипов о Кавказе? А говорят ли в нашей стране о трагедиях?
Фильм, как минимум, даёт понять, что Кавказ – это не стереотипное место, но и не лишённое проблем. «Разжимая кулаки» — это история о людях со своими демонами в душе, которая не оставляет безучастным, а такие картины на «Оскаре» любят, так что понятно, почему именно эта работа выбрана представлять нашу страну.
Осмелюсь заявить, что сегодня к именам Андрея Звягинцева, Кантемира Балагова, Кирилла Серебренникова и других режиссёров, которые обычно звучат при разговоре о хорошем современном российском кино, можно смело приписывать имя Киры Коваленко. Надеюсь, что в скором времени к ним добавятся новые имена, в частности пока не так сильно себя проявившего, но уверенно к этому идущего Владимира Битокова.
Количество просмотров:
1 458