Комментарии
Так с кем воюем ?
А Сидороввалуа
вчера в 22:17
Негодяи, дезертиры и «свечные заводики»
Скорняков Станислав
вчера в 06:39
Уголовное дело Солженицына. Самопосадка. #2
Александр Вершинин
вчера в 04:06
Пиндосы в Россию, а мы в ноль!?
Mstislav
12 октября в 07:26
Знание-сила?
Александр собянинбуржец
11 октября в 00:35
Знание — это сила?
Дмитрий Болдин
8 октября в 13:13
Асса! Ас – это Я (Шукшина, Кадыров и Лермонтов)
Александр собянинбуржец
3 октября в 21:00
Кратко о цели жизни человека
grinkevich03
28 сентября в 23:27
Преображение человечества
Валерий Вагин
28 сентября в 08:48
Контрсуггестия и дипластия как движущая сила глобального конфликта цивилизаций
Alexander53
26 сентября в 14:40
Какие потери России за двести дней СВО?
Александр Вершинин
18 сентября в 04:10
Затрещина
Александр Вершинин
18 сентября в 03:54
Как остановить «утечку мозгов» на запад? Михаил Величко
Александр Басанец
17 сентября в 12:02
С чего же кончается Родина?
Александр Сибиряк
14 сентября в 17:40
Юла Дудя и проклятые либералы
uropb
6 сентября в 04:25
Полгода невойны.Истоки.
Александр собянинбуржец
5 сентября в 12:49
Опендосивание Росии продолжается
А Сидороввалуа
31 августа в 15:21
«Чёрная знать» — заказчики и организаторы «перестройки»-развала СССР
Пачесный Виктор Пачесный
27 августа в 19:04
Разгерметизация
Домовенок
24 августа в 14:40
Худруки и Бич Божий
А Сидороввалуа
19 августа в 08:29
Несостоятельность экономической науки
Иван Деревянко
17 августа в 12:40
Детство и юношеские годы
Юрий родился в Новомичуринске, небольшом городе-спутнике при Рязанской ГРЭС. Его родители, простые деревенские жители, приехали на заработки, когда поселок только начинал строиться. Мать устроилась арматурщицей на завод, отец работал шофером. Первое время семья с маленьким ребенком ютилась в строительном вагончике, пока не получила крошечную квартиру в «хрущевке». Когда Юре исполнилось шесть лет, отец отправился на заработки в Тюмень и больше в семью не вернулся. Несколько лет мать воспитывала сына одна, пока снова не вышла замуж.
Новомичуринск – родной город Юрия Быкова
Юра рос довольно замкнутым ребенком, с детства погруженным в свои мысли. Несмотря на непростые жизненные обстоятельства, он хорошо учился, живо интересовался литературой и искусством, посещал музыкальную школу. В подростковом возрасте начал писать стихи и небольшие рассказы, которые даже публиковали в районной газете.
После окончания школы юноша устроился в местный Дом Культуры, где работал оператором дискотеки и машинистом сцены. Параллельно посещал театральную студию и занимался организацией школьных праздников.
Юрий Быков на заре актерской карьеры
В 2001 году Быков решил кардинально изменить свою жизнь и отправился в Москву покорять столичные театральные вузы. Ни в один из них он не прошел по конкурсу, однако смог попасть на дополнительный курс ГИТИСа к Борису Невзорову. С ним Юрий познакомился еще в Новомичуринске, где знаменитый актер выступал со своим творческим вечером. Увидев Быкова на сцене местного ДК, он оценил его способности и посоветовал профессионально попробовать себя в актерстве. Проучившись полгода, Юрий перевелся во ВГИК на курс Владимира Грамматикова, который успешно окончил в 2005-м году.
Юрий Быков сейчас
В 2020 году Юрий Быков создал собственную кино. Как актер Юрий снялся в двух картинах – «Высокие каблуки» и «Огни большой деревни». В этом же году режиссер участвовал в работе над фильмом «Время первых» о жизни космонавта Алексея Леонова, который совершил первый выход в открытый космос. В ходе возникших разногласий с продюсерами картины Юрий был отстранен от съемок и заменен режиссером Дмитрием Киселевым. Премьера фильма состоялась в начале апреля 2020 года.
Юрий Быков в 2017 году
Продюсер телесериала «Метод» Александр Цекало объявил о переносе начала съемок второго сезона на лето. О том, будет ли продолжать работать над картиной Юрий Быков, в объявлении не сообщалось. Сейчас Юрий Быков работает над двумя фильмами – драмой «Завод» о судьбе людей, которые доведены до последней черты, и шпионским детективным сериалом «Спящие». Обе премьеры планируются на вторую половину 2020 года.
ПОЧЕМУ «мы друг другу никто»?
Вот настоящая загадка. Откуда это взялось? Что именно делает людей чёрствыми и равнодушными? Куда делось вчерашнее «человек человеку — друг, товарищ и брат»? Быков прямого ответа на этот вопрос не даёт.
Вдумчивый зритель может сам над этим поразмыслить. И на ум вдумчивому зрителю, склонному к философствованиям, придут разные неутешительные мысли об устройстве нашего современного общества, об общественном сознании, которое определяется общественным бытием, о роли производственных отношений в формировании человеческой личности и т.д., и т.п. Потому, что фильм ясно показывает: за спинами злодеев стоит несокрушимая, бесчеловечная Система, которая опутала всех действующих лиц, которая делает одних персонажей стадом, бессловесными и бессмысленными скотами, а других — негодяями.
У Системы беспощадная логика: можно жить либо негодяем, либо скотом. Третьего не дано. Либо грабить, либо быть ограбленным. И на того, кто живёт и действует вопреки этой людоедской логике, окружающие смотрят в лучшем случае как на дурачка, а то и как на опасного сумасшедшего.
Одним словом, «Дурак» — по-настоящему, по-хорошему умный и глубокий фильм. Без «претензий на глубокомысленность», реально глубокомысленный. И при этом — интересный, даже захватывающий.
Некоторые критики ругают фильм «Дурак» за «чернушность», но мы считаем, что в данном случае о «чернушности» говорить не приходится. Это не чернуха, это наша жизнь. Вот такая она страшная бывает порой. Режиссёр Ю.Быков отлично поработал, показал «механику» всех этих ужасов.
Биография
Юрий Быков родился в небольшом городе Рязанской области. Мать трудилась на арматурном заводе, а отец был шофером. Жила семья в рабочей зоне в вагончике. Когда мальчику было 6 лет, отец ушел от них: «Родители рано развелись, потому что их поженили по деревенскому обычаю, они из Сапожковского района рядом с Касимовым. Мать была из бедной семьи, отец лет в шесть, когда мне было, уехал в Тюмень, и больше я его не видел. Мама второй раз вышла замуж, стала домохозяйкой». Детство Юры выпало на кризисные 90-е годы. Чтобы добыть деньги на еду, он связался с криминальной группировкой: «Где-то что-то там свистнуть, машину перевернуть». Однако вовремя завязал с этим занятием. Несмотря на эти жизненные обстоятельства, будущий актер увлекался литературой, писал стихи, ходил в музыкальную школу, играл в различных группах, в качестве аранжировщика работал в студии. «Приход в специальность был достаточно тривиальным. Я почувствовал, что мне нравится заниматься искусством. Я рисовал, учился в музыкальной школе, печатался в районной газете со стихами и рассказами, — говорит о своем творческом пути Быков. После окончания школы пошел работать грузчиком и, благополучно проработав 2 недели, понял, что у меня нет ни работы, ни профессии, ни возможности на тот момент поступить в какое-то серьезное учебное заведение. Потом я проработал 2-3 года в местном клубе культуры оператором дискотеки, машинистом сцены и решил поступать в творческий ВУЗ в Москве. Поступал не на режиссера, а на актера. И это моя вечная драма. Выбор между актерством и режиссерством для меня и на сегодняшний день остается проблемой. Я не режиссер в чистом виде. Поехал поступать во ВГИК, Щепкинское училище, Театральный институт имени Щукина. Никуда не поступил. И тут в Новомичуринск приезжает Народный артист России Борис Георгиевич Невзоров. И ему меня показали — вот парень, может работать. Он пригласил меня в Москву, и я приехал, поступил на его дочерний курс при ГИТИСе и через полгода сбежал. ВГИК — это единственное место, куда я прошел без конкурса. У них освободилось место, и я перевелся из ГИТИСа во ВГИК на это место и проучился там 4 года».
В 2005 году Юрий Быков окончил ВГИК, мастерская В. Грамматикова. Затем продолжил обучение в том же учебном заведении, но на режиссерском факультете. Он вспоминает: «В 2007-2008 годах я понял, что пора объединить все те навыки, которые у меня были, развить их и попытаться рискнуть. Я поступил к Вадиму Абдрашитову на режиссерский факультет на первый курс. И у меня был выбор — снять короткометражку, к которой я уже был готов (у меня были накоплены деньги, был написан сценарий, была проведена внутренняя творческая подготовка), или заплатить деньги за обучение во ВГИКе, по крайней мере, за первый курс. И я выбрал снять короEt Cetera», Театре Луны п/р С. Проханова, МХАТе имени Максима Горького, Театре Российской Армии. В последнем исполнил главную роль в спектакле «Женитьба Белугина», но ушел во время репетиции из-за низкой зарплаты и потери интереса. Более шести лет проработал клоуном-аниматором в детском клубе «Яуза».
Награды и номинации
Фильм «Жить»
- Фестиваль «Золотой Феникс» (Смоленск) — приз в номинации «Дебют»
- Фестиваль «Амурская осень» (Благовещенск) — специальный приз Генерального продюсера фестиваля
Фильм «Майор»
- 16-й Шанхайский международный кинофестиваль: приз За лучший фильм
- приз За лучшую режиссуру иЗа выдающийся художественный вклад
66-й Каннский кинофестиваль — участие в «неделе критики».
Кинофестиваль «Кинотавр-2013» — номинация на приз За лучший фильм кинофестиваля .
Фильм был показан на Московском международном кинофестивале-2013, VII Международном кинофестивале «Зеркало» имени Андрея Тарковского
Приз «Новый жанр» (Nouveau Genre Award) кинофестиваля L’Étrange Festival 2013 (Франция). Приз учреждён французским телеканалом Canal+ Cinéma.
Фильм победил в номинации «Самый актуальный молодёжный сюжет» на V Московском открытом фестивале молодёжного кино «Отражение» в Зеленограде (2013).
Приз за лучшую режиссуру 23-го фестиваля восточноевропейских фильмов в Котбусе, Германия (2013).
7-й фестиваль «Спутник над Польшей», Варшава — второй приз фестиваля с формулировкой За трогательный, полный напряжения образ действительности, снятый согласно лучшим образцам жанра .
32-й Международный кинофестиваль «Фаджр» в Иране — специальный приз жюри.
Премия «Ника» за лучшую мужскую роль второго плана и номинация на премию «Ника» за лучшую режиссёрскую работу.
XXII кинофестиваль «Виват кино России!» (Санкт-Петербург) — приз за лучшую мужскую роль
Фильм «Дурак»
- Кинофестиваль «Кинотавр»-2014: Приз им. Г. Горина за лучший сценарий
- Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков («За бескомпромиссность художественного высказывания»)
Кинофестиваль в Локарно:
- приз экуменического жюри
приз молодёжного жюри
Второй приз 8-го фестиваля российского кино «Спутник над Польшей» (Варшава)
Кинопремия «Ника»:
- премия за лучший сценарий
номинация на премию за лучший фильм года
5-й Забайкальский кинофестиваль (Чита) — приз за лучший фильм фестиваля
«Верю!»
Актёры играют отлично, стараются от души, благо роли хорошо прописаны, есть к чему приложить талант. Особенно нам понравилась Наталья Суркова, исполнившая роль мэра. Когда надо — жёсткая, решительная, суровая руководительница.
Когда надо — паникующая, потерянная и несчастная женщина.
Всё было изображено предельно естественно. Борис Невзоров в роли вороватого начальника главгероя был очень хорош — натуральный хорёк, блестяще сыграно.
Ну, и исполнитель главной роли, Артём Быстров, тоже не подкачал. Прямо «в десяточку» образ — ни слащавости, ни пафоса, ни малейшей толики фальши. Обычный, нормальный мужик, который искренне не понимает, как можно оставаться равнодушным, если знаешь, что сотням твоих сограждан грозит смертельная опасность. «Верю!», как говаривал Станиславский.
Резюмируем. Христианам будет очень полезно посмотреть фильм «Дурак». Этот фильм повествует о настоящем праведнике. О человеке, который не задумываясь «положит душу свою за други своя». И о том, какая страшная «награда» полагается в нашем мире, лежащем во зле, за праведность. В картине Быкова не звучат молитвы и псалмы, но эта картина намного более христианская, чем десятки картин, которые специально позиционируют как «христианское кино». Быков показывает ужасы нашей повседневности, не скатываясь в чернуху и без обличительного пафоса, спокойно и со знанием дела. Настоятельно рекомендуем читателям портала «Православная жизнь» фильм «Дурак».
«Начальник» — снял на свои деньги
В 2009 году Быков снял свой первый громкий фильм — «Начальник». Эта короткометражка создавалась с громадным трудом. Быков делал кино на собственные деньги, не рассчитывая на успех. Более того: он вложил в производство накопленные им 150 тысяч рублей, которые мог бы потратить на обучение на режиссерском факультете ВГИКа, куда его звали.
По сюжету молодой ФСБ-шник отдыхает с семьей на даче. Внезапно в дом врываются вооруженные грабители. Капитану удается обезоружить их, он вывозит отморозков в лес, и здесь… Здесь ему предстоит принять решение: стать вершителем судеб или остаться человеком. Решение дается ему мучительно тяжело. Вместе с героем мучается и зритель.
Быков снял практически программный для себя фильм: в нем обозначены все главные точки, через который пройдут его следующие работы. На «Кинотавре» 2009 года «Начальник» был признан лучшей короткометражкой.
Проблема разрушающегося дома
Вселенная кинофильма, судя по отзывам о фильме «Дурак» (2014) — это неустроенная страна, где люди враждуют друг с другом. Это «немытая Россия», где люди не то что не думают о своем будущем – они даже не спрашивают себя, что ждет их сегодня. Именно коллективная безответственность и приводит к повсеместному разрушению.
Опасность, которая нависла над обитателями общаги, не очень волнует администрацию – читаем мы в отзывах о фильме «Дурак» Быкова. И так как каждый из ее членов рискует поплатиться за свое воровство, то они решают положиться на «русский авось» — ведь дом пока что не рухнул. И всем им противостоит только сантехник, который не может сделать ничего – в том числе из-за апатичного отношения населяющих аварийный дом жильцов.
Для начала, отличает сюжет
Умница Юрий Быков — не только хороший режиссёр, он ещё и сценарист хороший. Рассказывает зрителям историю, которую действительно интересно слушать. Поначалу — интересно. Потом становится очень интересно. Потом — вообще не оторвёшься.
Суть истории проста. В маленьком провинциальном российском городке стоит общежитие, большой девятиэтажный дом.
Внезапно выясняется, что этот дом вот-вот, буквально в любую минуту, рухнет. Здесь уже больше 30-ти лет не делали капитального ремонта, а потому здание пришло в негодность, держится буквально на честном слове, вскоре обвалится и при этом похоронит под обломками жильцов — а это, между прочим, 800 с лишним человек, целый полк. ЧП общероссийского масштаба!
Но это ещё не всё. Если здание таки рухнет, то вскроется, что администрация города много лет подряд расхищала бюджетные средства, выделенные на капитальный ремонт. И тогда высокопоставленные чиновники, «отцы города», «хозяева жизни» — отправятся за решётку. Но и это ещё не всё… Впрочем, мы не будем раскрывать тайн сюжета, чтобы не портить читателям, которые ещё не видели фильма, удовольствие от просмотра.
Скажем только одно, сюжет «Дурака» действительно отлично закручен. Все сюжетные повороты последовательны, уместны и логичны, но при этом — удивляют и держат в напряжении. Вот не помню, когда мы в последний раз с таким интересом смотрели российское кино… Отличный сюжет, хорошо прописанная, непротиворечивая история без «дыр» и «штампов» — вот основные причины, по которым мы советуем читателям смотреть фильм «Дурак».
Признание
Большой успех пришел к Юрию Быкову с фильмом «Майор». Криминальная драма, снятая с тонким психологизмом и знанием социальных реалий, принесла режиссеру несколько премий, в том числе международного кинофестиваля в Шанхае. Фильмом заинтересовались зарубежные кинокомпании, планируется американский римейк картины.
Вышедший в 2014 году фильм «Дурак» закрепил положение Быкова как одного из главных российских режиссеров современности. Он получил призы многочисленных кинофестивалей за сценарий и режиссуру. Зрители оценили бескомпромиссную честность и искренность кинокартины. Американская газета «The New York Times» отдала ему четвертое место в списке лучших фильмов 2015 года.
Широкое признание и популярность пришли с телесериалом «Метод», который вышел на экраны 2014 году. Он получил премию «ТЭФИ» как лучший сериал года. Быков по рекомендациям продюсера Александра Цекало вдохновлялся проектами американского канала HBO и снимал «Метод» в духе легкого развлекательного кино с элементами боевика. От съемок второго сезона Быков отказался, посчитав свой опыт с этим продуктом исчерпанным. К тому же, режиссер хотел заниматься серьезным авторским кино.
Твердые творческие принципы помешали ему доснять и фильм «Время первых», который был посвящен первым русским космонавтам. У Быкова возникли разногласия с продюсером, Тимуром Бекмамбетовым, который предпочитал упрощенную «голливудскую» подачу. Фильм был полностью переснят, из сцен, созданных Юрием, осталась только одна.
Юрий является автором четырех полнометражных и одного короткометражного фильма. Он сам создавал сценарии к своим фильмам «Жить» и «Майор».
Несмотря на большое количество интервью и охотное общение с журналистами, Быков неохотно говорит о личной жизни. По слухам, режиссер недавно женился.
Быков сам написал музыку к трем своим фильмам:
- «Жить»;
- «Дурак»;
- «Майор».
Коллеги Быкова, именитые режиссеры, с восторгом отзываются о его работах. Эмир Кустурица называл его «очень талантливым», а Андрей Звягинцев – «сильным режиссером».
Всего за несколько лет своей режиссерской деятельности Юрий Быков успел получить огромное количество наград.
- За короткометражный фильм «Начальник» — главный приз конкурса «Кинотавр. Короткий метр» и специальный приз международного берлинского фестиваля «Интерфест».
- За фильм «Жить» — приз за выдающийся дебют в игровом фильме международного фестиваля «Сталкер», специальный приз кинофестиваля в Тайбэе.
- За фильм «Майор» — призы за лучший фильм, лучшую режиссуру и выдающийся художественный вклад международного фестиваля в Шанхае, участие в «неделе критики» Каннского кинофестиваля, номинация на Кинотавр и призы еще нескольких престижных кинофестивалей.
- За фильм «Дурак» — приз за лучший сценарий, диплом Гильдии киноведов и кинокритиков, премию зрительских симпатий «Кинотавра», приз молодежного жюри в Локарно, награду за лучший сценарий в Дублине и на кинопремии «Ника».
- За сериал «Метод» — премия «ТЭФИ» за лучший сериал года, премия Нью-Йоркского кинофестиваля, номинацию на «Золотой орел».
Популярное за 7 дней
По реке к Святогорской Лавре приплыла икона Серафима Саровского
11.10.22 18:50
Митрополит Антоний (Паканич): Никто не может утешить лучше, чем Пресвятая Богородица
14.10.22 11:01
Митр. Антоний (Паканич): Чем опасна ложь?
10.10.22 17:55
14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
13.10.22 22:47
Обычай оставлять еду на могиле покойного – это язычество?
10.10.22 09:32
Текст службы Покрова с переводом и поясениями
13.10.22 20:44
Ум или Zoom? Священное Писание для феминисток и зумеров?
11.10.22 14:22
Неизвестные тайны Ближних пещер Киево-Печерской Лавры
11.10.22 09:03
В каких случаях жизни нужно советоваться со священником?
13.10.22 11:53
Как новомученики проповедовали в тюрьмах
12.10.22 13:02
Один против всех
Вопрос на уровне власти решить практически невозможно
Именно эта острая проблема и приковывает внимание кинозрителей. Отзывы критиков о фильме «Дурак» (2014) также большей частью положительные, ведь в кинокартине режиссер мастерски показал насущные проблемы отечественной действительности
Если внимание будет привлечено переселением жильцов, то вскроется вся черная бухгалтерия и те махинации, что проводились чиновниками в течение последних нескольких лет. Потенциальная гибель восьми тысяч жителей этого дома может повлечь за собой их отстранение от должностей, а возможно, и тюремное заключение. Все чиновники связаны между собой. И один маленький человек, этот сантехник, не способен противостоять системе.
Главный герой является человеком старой закалки, не привык лицемерить – так он описывается в отзывах критиков о фильме «Дурак». И в нашем обществе, по мнению создателей кинофильма, такой человек непременно превратится в «белую ворону». Не приходится ждать какой-либо помощи даже от собственных родственников. Ему пытается помочь только старый отец, однако он слишком немощен, чтобы занимать позицию активиста.
Кинематограф
Дебют в кино Юрия Быкова состоялся в 2006 году в комедийном фильме «Все смешалось в доме…». Он исполнил роль Геннадия Петровича Демидова. Далее засветился в эпизодах таких сериалов, как «Любовь как любовь», «Морская душа», «Право на счастье», «Солдаты-13». В 2008 году актер принял участие в съемках популярного ситкома «Моя прекрасная няня». В этом же году его фильмография пополнилась еще тремя картинами: «Ранетки», «С. С. Д.», «Солдаты. Дембельский альбом». Следующими небольшими работами отметился в проектах: «Всегда говори «всегда»-5″, «Две сестры-2», «Дикий», «Закон и порядок. Отдел оперативных расследований-3», «Солдаты-16. Дембель неизбежен», «Танки грязи не боятся» и других. В 2013 году состоялась премьера драмы «Майор», где Юрий выступил и как актер, и как режиссер. Фильм повествует о сотрудниках российской полиции, которые попадают в непростые жизненные ситуации. Далее сыграл Худого в первом сезоне телесериала «Метод», вышедшего на экраны в 2020 году. Также в детективе снимались Константин Хабенский, Паулина Андреева, Алексей Серебряков, Александр Цекало, Виталий Кищенко, Тимофей Трибунцев, Юрий Колокольников и многие другие.
«Огни большой деревни»
В комедии «Огни большой деревни» режиссера Ильи Учителя артист предстал в образе главы провинциального города. Лента вышла на телеканале «Россия 1» в 2020 году. Сюжет: «Родина» в опасности! Мэр решил закрыть маленький кинотеатр и открыть на его месте магазин. Спасти «Родину» может только успешная премьера. И выход здесь один — снять успешный фильм. Его партнерами по съемочной площадке были Кирилл Фролов, Дмитрий Дюжев, Максим Емельянов, Анастасия Мытражик, Василий Кортуков, Тагир Рахимов, Карен Мартиросян, Кирилл Полухин, Анна Воркуева.
Слесарь-сантехник Дмитрий Никитин
Но главный «бриллиант» фильма — протагонист, слесарь-сантехник Дмитрий Никитин в блестящем исполнении Артёма Быстрова.
Вы не поверите, но главный герой фильма «Дурак» — не уголовник, не ничтожество, не мрачный псих и не алкоголик. Он даже — страшно сказать! — за весь фильм не выпил ни грамма водки! То есть вообще ни капельки! Даже когда ему предлагали, он стоически отказывался. А ещё герой не ныл, не пускал сопли и не жаловался на жизнь. Невероятно. Авторское российское кино — и вдруг вот такой главный герой… Персонаж, который реально вызывает сочувствие… Потрясающе.
Юрий Быков посвятил фильм «Дурак» знаменитому режиссёру Алексею Балабанову. Видимо, недаром образ Дмитрия Никитина так напоминает образ незабвенного Данилы Багрова из кинокартины «Брат». Нет, Никитин — не бывший спецназовец, он не обучен лихо простреливать головы врагам, он не умеет мастерить оружие, бомбы и глушители из любого попавшегося под руку строительного мусора, у него нет родственника-киллера, он не сыплет направо и налево эффектными фразочками.
Но Никитин так же, как и Багров, не остаётся равнодушным при виде творящейся несправедливости. Так же, как и Багров, Никитин бросается в бой, не думая о себе, самозабвенно и самоотверженно. И он искренне не понимает, как вообще можно поступать иначе. В результате наш благородный сантехник набивает себе шишки, подвергается насмешкам окружающих, ставит под угрозу свою жизнь и жизни своих близких. Но он не меняет своих убеждений и продолжает «донкишотствовать», даже видя, что выставляет себя дураком, что его усилия тщетны, что его старания не нужны даже тем, кого он так самоотверженно и самозабвенно пытается спасти.
Очень хороший главный герой, одним словом. Со времён «Брата» такого не припоминаем. Жалко, афоризмов в стиле Данилы Дмитрий Никитин не изрекал. Вот это — огорчительно. А в остальном — очень, очень хороший персонаж.
Обычные клерки и обычные бизнесмены
Антагонисты в фильме — ничуть не хуже протагониста. Очень хорошие злодеи. Самое главное, что отличает этих злодеев от злодеев из того же «Левиафана» — наличие мотивации поступков. Антагонисты — вовсе не какие-нибудь убеждённые, законченные негодяи. Обычные клерки и обычные бизнесмены из обычного провинциального городка.
Просто оказались ребята в трудной ситуации. Стали суетиться, выход искать. И пришли к выводу, что, как ни крути, самым лучшим, самым умным, самым логичным, самым удобным выходом будет — убийство троих человек и сокрытие проблемы, которая вот-вот может привести к гибели ещё нескольких сотен людей. Ничего личного, джаст бизнес, как говорил известный киноперсонаж-уголовник Вито Корлеоне. Или, как говорят отечественные «коллеги» дона Корлеоне, — «умри ты сегодня, а я завтра!»
Наши «обычные клерки» вовсе не в восторге от собственных кровожадных планов. Им такое не нравится. Они рефлексируют, сомневаются, сокрушаются, всхлипывают, даже бормочут себе под нос: «Прости нас, Господи»… Но своё черное дело — делают. (Тут же придумав себе оправдание, мол: «Сам Бог такую жизнь создал»). И вот это — действительно страшно. Вот это — по-настоящему впечатляет.
«Хозяева жизни» и «отбросы общества»
Ю.Быков, в отличие от того же А.Звягинценва, не просто показывает зрителю язвы общества, он заставляет зрителя задуматься о том, откуда эти язвы взялись и о том, как эти язвы лечить. Быков показывает, что проблемы общества — не в жадности и злобности отдельных чиновников-олигархов, не в моральном разложении и равнодушии отдельных обывателей. Всё гораздо глубже. И «хозяева жизни», и «отбросы общества» в фильме Быкова — одинаково несвободны, одинаково несчастны, одинаково никчемны. Даже досуг-то свой и «хозяева», и «отбросы» проводят одинаково — заливают глаза алкоголем. Только одни это делают в отдельном кабинете шикарного ресторана,
а другие в убогой, обшарпанной коммунальной кухоньке.
Одни пьяными выходками отравляют жизнь своей семье, другие своими выходками отравляют жизнь целому городу, «оптом». Одни готовы избить женщину или даже ребёнка ради того, чтобы купить бутылку дешёвой водки. Другие готовы угробить сотни людей ради того, чтобы купить новый особняк. И первые, и вторые живут сегодняшним днём, не заглядывая в будущее… И первые, и вторые одинаково непохожи на нормальных людей.
Почему? Как же так? Как мы докатились до такой жизни? Почему людям наплевать не только на окружающих, но и, зачастую, на самих себя? «Мы живем как свиньи и дохнем как свиньи только потому, что мы друг другу никто», – произносит главный герой фильма, слесарь Никитин. Но и это изречение — не ответ на вопросы, которые ставит перед зрителем Быков.
Режиссер
В 2009-ом состоялся режиссерский дебют Юрия. В короткометражной ленте «Начальник» он выступил также и как продюсер и актер, сыграв главную роль капитана ФСБ. В фильме участвовали артисты Александр Голубков, Андрей Булатов, Софья Ануфриева. В этом же году картина получила главный приз кинофестиваля «Кинотавр» в номинации «Лучший короткометражный фильм». Затем Быков снял свой первый полный метр «Жить». В остросюжетной драме рассказывается о том, как случайный свидетель преступления, сельский житель Михаил, спасает жизнь жертве убийц Андрею и пускается вместе с ним в побег. Продюсерами проекта стали Алексей Учитель и Кира Саксаганская. Главные роли в фильме сыграли Владислав Толдыков, Денис Шведов, Константин Стрельников и Алексей Комашко. «Я очень недоволен своей картиной «Жить». Недоволен, прежде всего, потому, что она снята в голове совершенно по-другому. Ощущение, что ты мог бы сделать гораздо больше, не покидает меня. Я не могу, к сожалению, нести ответственности за конечный результат. А вот на уровне сценария и задумки, обсуждения с оператором и актерами могу. Хотя мой педагог однажды сказал, что если вы думаете, что могло бы получиться что-то другое, то знайте, что получилось ровно то, что могло получиться в этих обстоятельствах. Это помогает не сойти с ума. Картина «Жить» была показана на «Кинотавре». Продюсеры, которые хотели со мной работать, когда посмотрели «Начальника», вдруг расхотели со мной работать. Попытка сделать жанровое кино не получилась. Оказалось, что кино — это сегмент. Вы должны понимать, для чего вы делаете кино: для фестиваля, для коммерческого проката, для телевизионного показа. Мне казалось, что я сделал кино для всех. Колоссальная юношеская ошибка. Кино для всех не бывает. Потому что не понимать, для какого сегмента ты делаешь кино, нельзя категорически. Например, Звягинцев понимает, что он целится на большой западный фестиваль. После картины «Жить» в моей жизни наступил следующий этап — приспособление. Это такой момент, когда у тебя есть навыки, тебя знают, ты уже умеешь говорить «стоп-мотор», ругаться с режиссером, рвать на себе волосы. То есть ты недорогой, не спившийся режиссер и тебя можно поставить на достаточно дешевый и относительно не рисковый сериал», — рассказывает режиссер. И эта драма была отмечена призами на международном фестивале «Сталкер» и фестивалях в Смоленске и Благовещенске. Позже Юрием Быковым были сняты такие фильмы, как: «Инкассаторы», «Майор», «Дурак», «Елки 1914». А в 2015 году прошла премьера триллера «Метод» с участием звезд российского кино — Константином Хабенским, Паулиной Андреевой, Алексеем Серебряковым в главных ролях. О том, каким образом Быков влился в проект, он вспоминает: «Попал третьим эшелоном, что называется. Александр Евгеньевич Цекало наладил контакты с весьма экстравагантным сценаристом — Дмитрием Ивановым.
Вторым эшелоном стала необходимость в звезде. Кажется, Хабенский уже вел переговоры с Цекало по предыдущим проектам и согласился при условии, что будет режиссер. В какой-то момент вопрос о постановщике встал ребром. Для Хабенского требовался достаточно серьезный драматический режиссер, а всех самых топовых они на тот момент уже перебрали. Я же таким топовым не был, да и сейчас, скорее всего, не таков. Но, когда всплыла моя фамилия, Костя сказал, что он меня знает и что ему понравилась моя картина «Майор», так что меня пригласили». Отметим, что картина стала номинантом на премию «Золотой орел» в категории «Лучший телесериал года». В 2020 году постановщик участвовал в работе над историческим фильмом «Время первых» о жизни космонавта Алексея Леонова, который совершил первый выход в открытый космос. Однако в ходе возникших разногласий с продюсерами картины Юрий был отстранен от съемок. «Поначалу ничто не предвещало беды. В этот раз меня пригласил на съемки сам Бекмамбетов, он дал мне необходимые вводные. Потом мы в основном общались с Женей Мироновым, который, в сущности, целый год руководил проектом, — рассказывает Быков. — Тимур в это время занимался своей собственной картиной «Бен-Гур». Когда закончил съемки «Бен-Гура», взял бразды правления в свои руки. И вскоре поменял меня на другого режиссера». Также неудачей закончились съемки в сериале «Станица», Юрий ушел прямо с режиссерского «мостика», так как не захотел, по его словам, «снимать халтуру». В 2020 году режиссер окончил работу над сериалом о спецслужбах «Спящие», а в настоящее время завершает социальную драму «Завод».
Вывод
Возвращаясь к творчеству Юрия Быкова, можно сказать, что главный герой в его последней картине «Дурак», если смотреть на него через призму русских сказок, изображён верно. То есть для всех окружающих, в том числе и для собственных родителей, жены, он – самый настоящий дурак, потому что действует вопреки их «умной» логике, ценой собственной карьеры, затем и жизни.
Но что же тогда так отличает дурака Диму Юрия Быкова от русского народного героя дурака Ивана? Это развязка истории. В русских народных сказках идёт чёткий посыл: поступай по совести, иди дорогой правды и добра, слушай своё сердце, пусть порой его голос расходится с голосом разума, и тогда вся Вселенная, весь мир будет помогать тебе. И кто бы какие козни против тебя ни строил, ты обретёшь своё счастье и восстановишь царство справедливости.
Но в фильме «Дурак» финал несколько иной: правдолюбие Димы и желание быть полезным оказываются никому не нужными, даже тем, кому он так хочет помочь. В итоге справедливость не восторжествовала: его бросает жена с ребёнком, чиновники остаются при своих делах, здание общежития рушится вместе с людьми, которые не просто не поверили дураку Диме, но ещё и избили его. Дураку в фильме Юрия Быкова, несмотря на то, что он поступает по совести, почему-то не помогает весь мир в осуществлении его цели, и его путь не приводит его к счастью, как это происходит в традиционной русской сказке.
То же самое происходит и с другими главными героями его фильмов. Так и в фильме «Жить» главный герой, который, может быть, первый раз в жизни поступает правильно, в итоге погибает. В фильме «Майор» главному герою приходится убить ту, которую он пытается спасти, и в общем не удаётся переломить ситуацию к порядку и справедливости.
Многие скажут: «Подумаешь, что тут такого? Ну, захотел режиссёр снять такой фильм. Ему так видится сегодняшняя жизнь. И, возможно, нет в его творении никакого злого умысла».
Да, возможно, режиссёр так видит мир. Да, возможно, он даже в чём-то прав. Да, возможно, ему просто хочется такое снимать, и он сознательно не хотел искажать смысл русских сказок, но исказил.
Дело в том, что сказки создавались не просто так. Цель любой народной сказки – воспитание подрастающих поколений, взращивание определённого мировоззрения, формирование идеалов, нравственных мерил.