Российский «киноэкипаж» с пересильд и шипенко на мкс в космосе онлайн прямая трансляция. от старта до приземления

Подготовка к полёту

Тренировки проходили очень интенсивно. Леонов вспоминал, как ежедневно пробегал не менее пяти километров и проплывал по семьсот метров. Во время вращения в центрифугах будущие космонавты нередко теряли сознание. Одним из самых тяжких испытаний было длительное пребывание в сурдокамере, в условиях полной звукоизоляции.

Составляя долгосрочные космические программы, и советские, и американские ученые понимали, что будущим космонавтам придется проводить на орбите по многу недель, а то и месяцев. Не исключено, что возникнет необходимость проведения наружных ремонтных или профилактически работ. Естественно, делать это придется самим космонавтам, поэтому нужно как можно скорее разработать эффективную и безопасную систему выхода в открытый космос.

Леонов на лопинге во время тренировки / Валентина Черединцева /Фотохроника ТАСС

В Советском Союзе разработками занимался Сергей Павлович Королёв. Он же подбирал кандидатуру пилота, способного осуществить этот грандиозный проект. Выбор пал на космонавта из первого отряда – Алексея Архиповича Леонова. Как оказалось, Королёв был настоящим романтиком. Он на полном серьезе говорил, что первый человек, увидевший нашу планету из открытого космоса, должен быть не только летчиком, но и художником. Картины Алексея Леонова не раз приводили главного конструктора в восхищение. Генерал Николай Каманин, руководивший первыми космонавтами, также полагал, что именно Леонов лучше других сможет почувствовать и передать «всю красоту и своеобразие этого эксперимента».

Впрочем, зная, что Леонов – человек рисковый, Сергей Павлович Королёв наставлял его «не лезть на рожон», в открытом космосе, а просто выйти из корабля и помахать рукой. Тогда Королев еще не мог предвидеть, насколько сложным окажется для космонавта этот краткосрочный выход в бездну.

Космонавт Леонов А.А. в скафандре в самолете-лаборатории во время тренировки на невесомость в период подготовки к полету на КК «Восход-2». Борт самолета, 1965г. Фото из архива РГА НТД

К концу зимы 1965 года «наземная» часть программы была практически выполнена: создана усовершенствованная версия космической ракеты «Восход-1», на которой годом раньше совершили полёт трое советских пилотов, разработаны надувная шлюзовая система «Волга» и особый защитный скафандр. Экипажу первого «Восхода», В. Комарову, Б. Егорову и К.Феоктистову, пришлось так тесниться в кабине, что полёт проходил без скафандров. В случае разгерметизации корабля это привело бы к немедленной гибели. Поэтому «Восход-2» был сконструирован в расчете на свободное размещение двух пилотов в полном космическом снаряжении.

И все-таки Королёв и Мстислав Келдыш (президент Академии наук СССР), поговорив с космонавтами, решили не менять планов. Была окончательно утверждена дата выхода человека в открытый космос – 16 марта 1965 года.

Главный конструктор С. П. Королёв рассказывает о космическом корабле «Восход-2» и выходе космонавта в открытый космос. Видеофрагмент из документального фильма «Королёв» (Центрнаучфильм, 1986 г.). РГАНТД. Арх. № 934-11

Состав экипажей был оглашен лишь за два дня до старта. Командиром корабля назначили подполковника Павла Беляева, а пилотом, выходящим в открытый космос, – майора Алексея Леонова.  Экипаж-дублёр: майоры Дмитрий Заикин и Евгений Хрунов.

Позывной Леонова, «Алмаз-2», аналогичен позывному командира Павла Беляева. Отличались позывные лишь цифрой: Беляев был «Алмазом-1».

«Вызов»

Но впереди участников команды ждали месяцы тренировок и занятий на знание структуры Международной космической станции, обращения с приборами, техники безопасности и правил поведения в разных штатных и нештатных ситуациях. Подготовка была сложной и физически, и морально, но к этапу с упражнениями в скафандре в невесомости участники были по-настоящему готовы.

Можно сказать, что название будущего фильма «Вызов» в чем-то отражает также поступок Юлии и Клима. Это настоящий вызов своим возможностям. Управляет полетом «Союза МС-19» космонавт-испытатель и командир корабля Антон Шкаплеров. Актриса и режиссер выполняют функции бортинженеров. Если все пойдет по плану, то ровно через 12 дней после старта, 17 октября, экипаж вернется на Землю.

Как воспользуется своей славой после выхода фильма всемирно известная артистка?

Юрий Гагарин после возращения из космоса стал всемирным любимцем, королева Елизавета даже невольно изменила правила придворного этикета во время чаепития с Космонавтом, Арнольд Шварценеггер после получения мировой известности стал губернатором Калифорнии, Валентина Терешкова – первая в мире женщина-космонавт, — через три года после возвращения на Землю стала депутатом Верховного совета СССР и до сих продолжает представлять интересы своих поклонников в Государственной думе.

Как бы не сложилась судьба Юлии Пересильд после возращения на Землю, совершенно очевидным остается факт: этот полет — событие планетарного масштаба.

Стали известны подробности и о содержании самого фильма, державшиеся до этого в секрете. По сюжету во время работы на внешней поверхности станции один из космонавтов едва не умирает от сердечного приступа. Его удаётся спасти, но, чтобы отправиться на Землю, ему требуется операция. Для этого на орбиту должна прибыть женщина-хирург (Юлия Пересильд), причём на подготовку у неё будет всего несколько недель.

Руководство «Роскосмоса» внимательно следит за развитием проекта и по мере возможности рекламирует его. В частности, Дмитрий Рогозин пригласил на запуск «Союза МС-19» лидеров частной американской космонавтики — Илона Маска, Ричарда Брэнсона и Джеффа Безоса. Похоже, инициатива начинает приносить первые плоды: интерес к программе космического туризма, которую сегодня реализует «Роскосмос», в мире резко вырос.

А что говорят и думают люди?

-Воистину, деньги некуда девать в России. При нынешних возможностях имитировать любую сцену посредством компьютерной съемки тратить миллионы на реальный полет? Американцы более полувека назад съемками отделались, выполненными в павильоне. И смотреть потом нереальный сюжет, который даже при наилучшем раскладе не может быть воплощен? Чем гордитесь? Тем, что ваши деньги профукают на фигню несусветную? Режиссер без оператора, помощников? Актриса без гримера, костюмера? Операция без анестезиолога, сестры? О чем вы?

-Я горжусь тем, что в моей стране стал возможным полет первого человека в космос, а спустя 60 лет — полет первого человека из числа гражданских. Тем, что у моей Родины снова есть уникальная возможность по-настоящему, а не с помощью компьютерной графики показать всему свою культуру, науку, достижения в совершенно в разных сферах: инженерии, режиссуре, медицине, организации шоу и пр. Десятки, если не сотни тысяч людей прямо или косвенно принимают участие в организации съемок этого фильма. И я горжусь своими современниками, которые делают это возможным.

-Подготовить космонавтов за три месяца — это халатность, преступная. Не говоря о том, сколько стоит каждый пуск. Вместо учёных посылаем актёров. Тратить сумасшедшие деньги науки и космоса на развлечение — да мы богато живём . Я хирург, с ужасом представляю, что через некоторое время актеры после трехмесячной тренировки будут оперировать живых реальных людей.

— Прежде всего это отличная реклама будущего фильма. Очень много зрителей пожелают посмотреть фильм, часть которого снималась «по настоящему» в космосе. Это будут настоящие эмоции, а не сыгранные. Фильму необходимо собрать 27 млн.баксов, чтобы окупить свой бюджет. Учитывая все обстоятельства съемок, это будет вполне под силу. «Холоп» собрал больше, так что это вполне возможно.

-Все это выглядит очень странно, сильная сторона нашего кино- психология, драма, но никак не красивая голливудская картинка. Натурные съемки в космосе? Звучит интересно, но может мы сначала на Земле что нибудь подобное снимем? Рогозин пытается опередить Тома Круза, но тот не зря взял на подготовку 2 года, при том что с деньгами у Голливуда проблем нет, в отличии от Роскосмоса.

Сам же Роскосмос находится в бедственном положении, проиграв рынок тяжелых ракет Маску, отдав монополию на доставку к МКС, и исключенный из строительства лунной станции, и в этих условиях снимать фильм- полная нелепость. Нам после 2025-го летать будет некуда, если Россия уйдет с МКС действительно, а мы снимаем фильм.

И последнее- в отряд астронавтов НАСА каждый год подается около 20 000 заявок. В отряд космонавтов России- около 200. Какие тут фильмы на МКС?

-При всем уважении к актерам и артистам и режиссерам и продюсерам- их задача на Земле и в России способствовать , чтобы снималось настоящее хорошее или талантливое КИНО и передачи.

А космос в нынешних реалиях это битва российских космонавтов на результативность каждого из космических полетов во всех смыслах. Сейчас очень сложный период для отечественной космонавтики. И каждый штатный полет дает шанс на что то новое в научном плане.

«Вызов» — первый фильм в истории кинематографа, который будет сниматься в космосе

Рабочее название фильма — «Вызов» — это лишь частью амбициозного проекта, организованного для популяризации космического туризма корпорацией Роскосмос совместно с Первым каналом и студией Yellow, Black and White. Помимо художественного фильма уже запущено реалити-шоу о процессе съемок фильма «Вызов. Первые в космосе». Первый канал покажет запуск кинокорабля в мельчайших деталях. Также планируется снять цикл научно-популярных документальных фильмов о работе ракетно-космической отрасли.

Главная героиня ленты Женя (Юлия Пересильд) по профессии кардиохирург. Увлеченность работой делает ее ведущим специалистом в этой области. Когда на космической станции происходит несчастный случай и космонавт Иванов теряет сознание прямо в открытом космосе, именно она отправляется делать ему операцию в условиях невесомости.

Остальные подробности сюжетной линии держатся в секрете, но можно предположить, что нас ожидает романтическая линия взаимоотношений, ведь что может быть романтичнее отношений в условиях невесомости и вида Земли в иллюминаторе? Учитывая место проведения операции, уверена нас ждет и суперсовременный блокбастер — сценаристы самого дорого фильма в истории отечественного кинематографа найдут чем порадовать зрителя: метеоритные дожди, может быть и инопланетяне — ничто не остановит главных героев. А пока съемочная группа готовится к взлету и примеряют кадры между ежедневными изнуряющими тренировками.

В кастинге на роль главной героини участвовало более 3000 претенденток. В финал вышли Светлана Ходченкова и Юлия Пересильд. Но, по результатам медицинской комиссии Светлана выбыла из гонки. А Юлии пришлось пройти серьезную предстартовую подготовку: испытания на центрифуге, вибростенде, ознакомительно-тренировочные полеты на самолёте в условиях невесомости, парашютную подготовку.

Помимо физических упражнений, актриса разбирала полеты с опытными космонавтами, пришлось выучить много новых терминов и детально разобраться в бортовой документации. В своем инстаграме актриса рассказывает, что каждый день ей приходится решать проблемы, которые в обычной жизни никогда не встречались.

Юлия Пересильд с детства мечтала стать актрисой и, наверное, как и все дети — полететь в космос. С третьего класса она принимала участие в школьной художественной самодеятельности, пела, играла в школьных спектаклях.

Сегодня она хорошо знакома зрителям по фильмам «Медиатор», «Битва за Севастополь», «Угрюм-река» — всего более пол-сотни картин и десятки наград и званий. С 2018-го Юлия — заслуженная артистка России.

Премьера последней работы актрисы — «Молоко» прошла без главной героини. С середине сентября Юлия находится на карантине, примеряет корабль, еще больше тренируется и репетирует роль. По той же причине она не смогла лично посетить ряд важных мероприятий благотворительного фонда «Гальчонок», учредителем которого является. Более 8-ми лет артистка помогает детям с ДЦП.

А еще Юлия – прекрасная мать, хороший человек и уже настоящая звезда! Я желаю ей и всей команде прекрасного полета и скорейшего возращения на планету Земля, где ее будем ждать мы — 8 миллиардов поклонников!

Первые во всём

Впервые о съёмке первого художественного фильма в космосе стало известно год назад, когда «Первый канал» и Роскосмос объявили кастинг на главную женскую роль в кинокартине. К претенденткам предъявили практически такие же требования, как и к женщинам-космонавтам: гражданство РФ, высшее образование, возраст 25–45 лет, рост 150–180 см, вес 50–75 кг, длина ступни не более 29,5 см, базовое знание английского языка, хорошая физическая подготовка и актёрские способности. Всего было подано три тысячи заявок, в марте отборочная комиссия выбрала 20 финалисток. Среди них были как известные актрисы – Светлана Ходченкова и Ольга Кузьмина, так и девушки обычных профессий – психолог, учёный, пилот и другие.

– Если начать расспрашивать наших соотечественников моложе тридцати, то вне зависимости от профессии и пола обнаружится, что большинство из них когда-нибудь хотели, а многие и сейчас хотят отправиться на околоземную орбиту, – отметил генеральный директор Первого канала Константин Эрнст перед стартом кастинга. – Я всегда мечтал если не сам побывать в космосе, то помочь кому-нибудь это сделать. И вот однажды раздался звонок Дмитрия Рогозина (генеральный директор Роскосмоса. – Прим. ред.) и ключ к этой счастливой возможности оказался в положении «на старт». Роскосмос, выполняя свои профессиональные обязанности и реализуя новые космические программы, счёл, что может подготовить двух космонавтов-исследователей, один из которых отправится в космос для съёмок художественного фильма с рабочим названием «Вызов».

После творческого конкурса все участницы прошли врачебно-медицинскую экспертизу и физиологические исследования на центрифуге, сдали необходимые психологические тесты и продемонстрировали знание иностранного языка. В итоге Государственная комиссия в середине мая рекомендовала на главную роль в фильме Юлию Пересильд, а её дублёром зачислили актрису Алёну Мордовину. Среди режиссёров фильма кастинга не было: Климу Шипенко, который до этого в 2017 году снял на земле остросюжетную ленту «Салют-7», предложил поучаствовать в проекте Константин Эрнст. Дублёром Шипенко назначили оператора Алексея Дудина – они оба соответствовали физическим и психологическим параметрам для полёта в космос. Сопровождать киноэкипаж назначили космонавта Антона Шкаплерова, дублёром которого стал космонавт Олег Артемьев.

– В данном проекте для нас важным является не только демонстрация героизма и высокого профессионализма космонавтов и специалистов отрасли, обеспечивающих безопасность пилотируемых полетов в космическом пространстве, но и отработка возможности ускоренной подготовки к такому полёту и выполнения миссии на МКС специалиста (инженера, врача, астрофизика), в ком может неожиданно возникнуть потребность на борту станции. Это своеобразный космический эксперимент, – подчеркнул Дмитрий Рогозин.

С 24 мая основной и дублирующий экипажи приступили к тренировкам. Специально для съёмочной группы в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина разработали ускоренную программу: вместо двух лет они освоили базовые знания по конструкции российской космической техники, выживанию в экстремальных условиях и операторской работе в условиях невесомости всего за 400 часов. За всеми этапами подготовки к предстоящей миссии следили журналисты Первого канала – эти съёмки легли в основу реалити-шоу «Вызов. Первые в космосе», которое вышло в эфир в сентябре. А уже днём 5 октября с космодрома Байконур успешно стартовала ракета «Союз-2.1 а» с космическим кораблём «Союз МС-19». Юлия Пересильд и Клим Шипенко прибыли на МКС в 17 часов 22 минут. В общей сложности они проведут на станции 12 суток, возвращение на Землю запланировано 17 октября.


Режиссёр Клим Шипенко, актриса Юлия Пересильд и космонавт Антон Шкаплеров (на фото – сверху вниз) перед посадкой в пилотируемый корабль «Союз МС-19» на космодроме Байконур. Фото: Космический центр «Южный» / Роскосмос

Миссия Леонова была одной из самых трудных и непредсказуемых в истории мировой космонавтики

Утром 18 марта «Восход-2» стартовал с космодрома Байконур и доставил двух космонавтов на околоземную орбиту. Командир корабля Павел Беляев, второй пилот Алексей Леонов. Задача экипажа: совершить первый в истории человечества выход в открытый космос.

В начале второго витка Беляев наполнил шлюзовую камеру воздухом и открыл переходной люк, куда Леонов, которого Беляев подтолкнул сзади, «вплыл». За ним закрылся переходной люк, и началась разгерметизация «Волги».

В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры, и через 2 минуты Леонов, облаченный в скафандр «Беркут», поплыл в безвоздушном пространстве. С кораблем его связывал фал – стальной трос и провода для передачи телеметрии длиной 5,35 м.

Первый выход в открытый космос был поистине шагом в пустоту. Никто не знал, чего ожидать.

Поначалу все шло штатно. Леонов сделал несколько отходов-подходов к шлюзовой камере. Причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние от корабля – всего на 1 метр, чтобы адаптироваться к новым условиям. Остальные выполнялись уже на полную длину фала.Несмотря на огромные перепады за бортом скафандра (+60° на солнце и –100° в тени), Леонов чувствовал себя комфортно – внутри «Беркута» стабильно поддерживалась комнатная температура.

Но после команды возвращаться на борт случилось непредвиденное. Скафандр из-за разницы давления непомерно раздуло, и он стал как деревянный, полностью потеряв гибкость.

Телеметрия бесстрастно зафиксировала, что температура тела Леонова подскочила на 1,8°C, он был на грани теплового удара. Алексей Архипович плавал в своем скафандре, или, как он позже описывал в одном из интервью, хлюпал в поту внутри скафандра. Несмотря на неимоверный стресс и стремительно тающее время – чтобы вернуться на борт и пройти процесс герметизации шлюза, у Леонова был только 20-минутный запас кислорода, – он сохранял ясность головы. Шла прямая трансляция его выхода в космос, эфир смотрели во всем мире, и он умолчал о кризисной ситуации, не сказав ЦУПу ни слова.

В такой нештатной обстановке он решил тоже действовать нештатно.

Из-за раздувшегося скафандра Леонов не мог попасть в шлюз. Он сделал несколько неудачных попыток. И тогда, понимая, что это единственный шанс выжить, начал стравливать давление в скафандре. Леонов сбросил значения до аварийного уровня. Скафандр стал меньше и более податливым. Ситуация усугублялась еще и тем, что ему угрожала смертельно опасная декомпрессия: кровь могла «закипеть» из-за обилия азота.

Вопреки инструкции, он с трудом проник внутрь шлюзовой камеры, войдя в нее головой вперед. Шлюз был максимально тесным, диаметр внутри составлял всего 1 метр, а ширина скафандра – почти 70 сантиметров. Невероятными усилиями на последних каплях кислорода Алексею Архиповичу все-таки удалось развернуться и вернуться на корабль, как положено.

Повторим, Леонов пробыл в космосе 12 с небольшим минут.

Интересные факты

1. Снявший фильм «Гагарин. Первый в космосе» Павел Пархоменко в качестве режиссера выступает крайне редко. Помимо картины о первом космонавте, кинематографист руководил только съемками вышедшей в 2005 году музыкальной ретродрамы «Танцуют все!». Зрителям Пархоменко больше известен как художник-постановщик, участвовавший в создании таких проектов, как «Жмурки», «Груз 200», «Юленька», «Монах и бес» и «Доктор Лиза».

2. На создание картины вместе с подготовкой у режиссера и команды кинематографистов ушло шесть лет. За это время локациями для съемок успели послужить самые разные места. Москва и Подмосковье, Крым, где построили в натуральную величину взлетный столб и воссоздали антураж космодрома «Байконур», на который киношников не пустили. И Торжок, где снимали прошедшее в Смоленской области детство Юрия Гагарина.

3. У режиссера были планы также снять в столице Великобритании сцену встречи королевы с первым космонавтом. Однако в итоге задумку претворить в жизнь не удалось, в том числе и из-за ограниченности бюджета. Также создателям картины пришлось отказаться от замысла отснять ряд эпизодов на Кубе, где Гагарин встречался с Фиделем Кастро и Че Геварой.

4. Фильм стал первой картиной, посвященной личности Юрия Алексеевича, на которую было получено официальное согласие со стороны родственников прославленного космонавта. В том числе и этот фактор повлиял на то, что в ленте нет ничего, выходящего за рамки общеизвестной биографии Гагарина. Зато после премьерного закрытого показа старшая дочь советского героя Елена похвалила кинематографистов за итоговый результат.

5. Из команды актеров только воплотивший на экране генерал-полковника авиации Николая Петровича Каманина Владимир Стеклов обладал опытом реальной космической подготовки. Еще в 2000 году артиста планировали отправить на орбитальную станцию «Мир», на борту которой собирались снимать некий фильм. Но из-за нарушений условий договора кинематографистами Стеклова вывели из состава экипажа за 19 дней до старта, а проект отменили.

6. Главным критерием подбора артистов, по словам Олега Капанца, стала вовсе не обширная фильмография, а внешняя схожесть с прототипами, как и актерский талант. Так что на роль Юрия Гагарина решили взять не примелькавшегося на большом экране Ярослава Жалнина, который к моменту съемок был не слишком известен, играя преимущественно в спектаклях и сериалах. А кандидаты на роль Алексея Леонова обсуждались с летчиком-космонавтом лично.

7. Несмотря на то, что создатели картины после выхода утверждали, что общий хронометраж ленты в 108 минут оказался равным времени полета Юрия Гагарина случайно, еще на стадии съемок Олег Капанец, выступавший как продюсером, так и соавтором сценария, заявлял о желании символично сделать продолжительность картины именно такой — 1 час 48 минут.

8. В Сети ближе к завершению съемок писали, что бюджет ленты составляет $9,5 млн. Но на пресс-конференции, проведенной перед началом проката, кинематографисты эту информацию опровергли, сообщив, что приведенные цифры в действительности планировались «к освоению». Однако после всех изменений в итоге удалось уложиться в более скромную сумму — $7 млн. К несчастью, из-за низкого интереса со стороны прокатчиков собрать фильму удалось только $1 млн с небольшим.

9. Среди профессиональных рецензентов различных изданий многие высказались негативно. Обвиняли создателей в нежелании отступать от известных фактов о первом космонавте в попытке представить Гагарина — в угоду современным трендам — по-новому, обнажив необнародованные детали биографии. А вот простым зрителям фильм «Гагарин. Первый в космосе» понравился: особенно отмечали отсутствие привычной для современного отечественного кинематографа антисоветчины.

Как проходил первый в мире выход в открытый космос

Угрожающих факторов, с которыми мог столкнуться Алексей Леонов за бортом ракеты, было немало: это и потеря связи с кораблем, и столкновение с так называемым космическим мусором, и недостаточный запас кислорода. Кроме того, не исключались перегрев, переохлаждение или поражение радиацией.

Сборка в цехе космического корябля Восход-2

Леонова соединял с кораблем прочный трос длиной 5,5 метров. Алексей то отдалялся от корпуса корабля, то приближался к нему вплотную, снимая весь процесс на кинокамеру. В те годы еще не были изобретены специальные реактивные ранцы, позволяющие космонавтам свободно передвигаться и маневрировать в открытом космосе, а потом возвращаться на корабль. Тонкий прочный трос, снабженный двумя металлическими карабинами, – вот все, что соединяло Алексея Архиповича с кораблём, а значит, и с Землей.

Скафандр Леонова, названный разработчиками «Беркутом», представлял собой полностью автономную защитную систему с максимальным запасом кислорода в 1666 л. При этом космонавт каждую минуту расходовал более тридцати литров. Поэтому на весь процесс выхода в открытый космос Леонову отводилось время одного школьного урока – 45 минут. Пилот должен был успеть переместиться в шлюз, выйти в космос, произвести необходимые действия, вернуться в шлюзовую камеру и дождаться её закрытия. «Лишнего» кислорода на случай неудачи просто не было!

Весь процесс выхода Алексея Леонова в открытый космос занял 23 минуты 41 секунду. За бортом корабля пилот пробыл 12 минут 9 секунд.

Скафандр «Беркут» для выхода в открытый космос.

Леонову повезло: он успел завершить все свои действия до того момента, когда корабль вошел в теневую зону. В противном случае низкие (до минус 100о) температуры могли помешать выполнению программы и даже создать угрозу жизни космонавта. Кроме того, в полной тьме Алексею было бы крайне сложно справиться с тросом и войти обратно в шлюз. Но пребывание на солнечной стороне, где температура достигала +60о, также оказалось сомнительным удовольствием: все двенадцать минут космонавт страдал от нестерпимой жары и обливался потом. По словам Леонова, какой-то особо едкий пот буквально заливал ему глаза, и терпеть жжение было просто невыносимо.

Шлюз был надут на самом первом витке. Беляев и Леонов в скафандрах заняли свои места. Как только ракета пошла на второй виток, Леонов перебрался в камеру шлюза и командир закупорил люк. В 11 ч 28 мин из «Волги» был выкачан воздух, а еще через четыре минуты открылся внешний люк, и Алексей Архипович оказался один на один с бездной. В 11 ч 34 мин Леонов вышел в открытый космос.

Сначала Алексей «отплыл» от ракеты примерно на метр и сразу же вернулся. Его тело могло совершать любые движения в пространстве, свободно переворачиваться. Перед космонавтом развернулась земная панорама, которую он наблюдал сквозь стекло: Черное море с кораблями.

Кадр из фильма «Время первых»

Леонов несколько раз отдалялся от корабля и вновь приближался к нему, раскидывая руки и делая различные развороты в невесомости. Все это время он не переставал общаться с Беляевым и Центром управления полетами на Земле. Когда Алексей «проплывал» над Волгой, командир дал ему возможность послушать сообщение ТАСС о выходе советского пилота в открытый космос. Эту грандиозную новость о самом себе Леонов услышал по телефону, размещенному внутри скафандра и подключенному к радио Москвы. В этот самый момент камеры корабля вели трансляцию на Землю, и все люди планеты смогли увидеть, как Леонов жестом поприветствовал землян прямо из открытого космоса!

Первая нештатная ситуация

Отправляясь на съемки в космосе, команда «киноэкипажа» предварительно прошла серьезную подготовку вместе с профессиональными космонавтами, которая началась в мае 2021-го и продолжалась до дня старта. Режиссер и актриса прошли испытание центрифугой, тренировались на вибростенде и примеряли космические скафандры, учились подавать сигналы бедствия при помощи солнечных датчиков. Кроме того, Клим Шипенко и Юлия Пересильд осуществляли тренировочные полеты на самолете в условиях невесомости и проходили парашютную подготовку. Также кинематографисты по макетам изучали детальное устройство космической ракеты и МКС, сдавали зачеты на знание порядка действий при возникновении внештатной ситуации.

Эти знания и навыки как раз и пригодились участникам экипажа во время их полета. Когда корабль «Союз МС-19» должен был автоматически состыковаться с модулем МКС, произошли технические неполадки, и программа дала сбой. Командир и члены экипажа на тренировках перед полетом подробно изучали, как необходимо действовать в подобных случаях. Поэтому Антон Шкаплеров перешел на ручное управление и в этом режиме уверенно выполнил стыковку, правда, с опозданием: на 10 минут позже назначенного времени. Юлия Пересильд помогала командиру корабля, а режиссер Клим Шипенко фиксировал происходящее на видеокамеру.

Фото: Пресс-служба «Роскосмоса» / РКК «Энергия»

Исполнительница главной роли в фильме «Вызов» рассказала, что сама не могла сразу поверить в то, что непосредственно участвовала в операции стыковки и помогала опытному космонавту. Также Юлия поделилась, что в условиях невесомости им пришлось пережить массу новых незабываемых ощущений, которые появлялись буквально каждые 10 секунд.

После прибытия члены «киноэкипажа» сразу начали осваиваться на станции, познакомились с другими космонавтами, Олегом Новицким и Петром Дубровым, которые отправились на МКС еще в апреле 2021 года. Они также примут участие в съемках кино в космосе. Юлия Пересильд добавила, что в первые минуты она не могла поверить, что все это с ней происходит в реальности. Ее не покидало ощущение, что она спит и скоро проснется. Она рассказала, что ей выделили командирскую каюту, в которой даже есть иллюминатор.

Отчислен по состоянию здоровья

Главред журнала «Всё о космосе» Денис Альбин привёл в пример ещё одного космонавта, довольно известного, — Николая Тихонова.

Для справки: Николай Тихонов (39 лет) — космонавт-испытатель отряда ЦПК им. Гагарина, без опыта космических полётов, бывший инженер РКК «Энергия». Вице-президент Всероссийского молодёжного аэрокосмического общества «Союз».

Николай Тихонов

  • 2006 год — стал кандидатом в космонавты
  • 2009 год — зачислен в отряд (экипаж «Союза МС-04» для полёта в 2017 году)
  • 2017 год — снят с полёта на «Союзе МС-04» из-за сокращения численности российских экипажей МКС с трёх до двух человек, назначен в экипаж «Союз МС-10» на 2018 год.
  • 2018 год — выведен из экипажа в связи с переносом запуска модуля «Наука» на 2019 год.
  • 2019 год — зачислен в экипаж «Союза МС-16».
  • 2020 год — снят с полёта и уволен по состоянию здоровья.

«Но тут всё же (Тихонова) здоровье подвело, такое бывает. В противном случае уже бы слетал», — считает Денис Альбин.

При этом Андрей Бабкин, которого чаще всего упоминают в связи с полётом киногруппы на МКС, тоже был удалён из экипажа «Союза МС-18» по предписанию Главной медицинской комиссии — то есть по состоянию здоровья. Причём входил он не в основной, а в дублирующий состав. Но об этом главред журнала «Всё о космосе» не упомянул.

Они по сути ровесники, Самокутяев всего на год младше — но при этом, напомним, слетал в космос дважды, а Бабкин, скорее всего, так туда и не попадёт. Когда про него в связи с полётом Пересильд и Шипенко начали писать СМИ, опрошенные ими эксперты отмечали возраст космонавта (52 года) как фактор, который ещё больше снижает его шансы. В некоторых статьях проскальзывали фразы о том, что Бабкин «десятилетиями готовился» — и лишился шанса из-за съёмок фильма.

Андрей Бабкин

Надо признать, что это не совсем так. Точнее, совсем не так. Биографии космонавтов — информация закрытая, но даже те данные о Бабкине, которые есть в свободном доступе, складываются не в ту картинку, которую нарисовали многочисленные критики орбитального кинопроекта.

Личная жизнь

Во время службы в кременчугском авиаполке Алексей Леонов познакомился с девушкой по имени Светлана, которая понравилась ему с первого взгляда. Примечательно, что именно в день знакомства Алексею исполнилось 25 лет. Спустя всего три дня Светлана Доценко получила предложение руки и сердца и ответила бравому офицеру согласием. В то время загсы расписывали желающих пожениться прямо в день обращения. Через три дня после первой встречи с девушкой Алексей Леонов стал женатым человеком. А еще спустя сутки ему пришлось отправиться в Германию, к новому месту службы.

Леонов поздравляет супругу с рождением дочери / Александр Моклецов / РИА Новости

Молодая жена смогла приехать туда позднее, лишь после получения соответствующего разрешения. Возвратившись в СССР, Леонов был зачислен в отряд космонавтов и поселился с семьей в Звездном городке. Алексей и Светлана прожили в любви и согласии целых шестьдесят лет. Леонов признавался, что чувствовал себя уютно только если супруга находилась рядом. Тогда он спокойно занимался работой, с удовольствием писал свои картины. Иногда Алексей Архипович проводил у мольберта целые дни. Космонавт рассказывал, что поссорились они с супругой всего раз в жизни, да и то по пустяковой причине.

Дети космонавта Алексея Леонова, Виктория и Оксана, появились на свет в 1961-м и 1967-м годах. Своих дочерей Алексей Архипович обожал. Ему нравилось, когда в доме бывало шумно от детских игр. Правда, Леонов признавался, что несколько расходился с женой во взглядах на воспитание.

Гости любили собираться в гостеприимном и хлебосольном доме Леоновых. Светлана Павловна Леонова работала редактором издательского отдела Центра подготовки космонавтов, но на первом месте у неё всегда стояла забота о благополучии любимого мужа и детей.

Леонов с супругой Светланой и дочерью Викторией / Александр Моклецов / РИА Новости

В 1996 году семью постигло огромное горе: старшая дочь Алексея Леонова, Виктория, скоропостижно скончалась от вирусного гепатита. Молодой женщине было всего 35 лет…

Младшая дочь космонавта, Оксана Алексеевна Леонова, получила специальность переводчика. Оксана родила Леонову двоих внуков – Карину и Дэниэла-Сергея. Кстати, имя Карина Алексей Архипович дал внучке не просто так. Точно так же зовут дочь американского космонавта Тома Стаффорда – коллеги Леонова по работе на «Аполлоне».

В долгой жизни Алексея Архиповича происходило еще много интересных событий, связанных с космосом. Через десять лет после первого космического путешествия Леонов побывал на орбите повторно, участвуя в работе по стыковке с американским кораблем «Аполлон».

Экипажи совместного экспериментального пилотируемого полёта советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон». Осуществлён 15 июля 1975 года.

К концу жизни Алексей Архипович сильно болел: его мучил сахарный диабет. В феврале 2019-го космонавту сделали операцию на ногах, но прожил он после неё всего восемь месяцев. Герой-космонавт ушел из жизни 11.10. 2019.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стиль жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: