Описание и история музея им.Савицкого в Нукусе
Биография Игоря Савицкого неразрывно связана с живописью. Родился он в Киеве в 1915 в образованной и обеспеченной семье. В 1920 году они переехали в Москву. Мальчик брал частные уроки рисования у московских художников. А после окончания школы стал учащимся полиграфического, а потом художественного училища, повышал квалификацию у Льва Крамаренко. К началу войны Савицкий И.В. поступил в Суриковский институт.
История Государственного музея искусств имени И.В. Савицкого началась с Хорезмской экспедиции, которую организовали еще до войны. В 1950 году археологические исследования продолжились на территории Каракалпакии. По приказу Сталина на нужды археологов и этнографов были выделены огромные средства. Экспедиция располагала самолетами, использовала аэрофотосъемку при работах.
Членом команды стал тогда еще никому не известный художник из Москвы. Он делал зарисовки результатов раскопок. А впоследствии увлекся археологией и объехал весь Каракалпакстан.
1957 год стал переломным. Савицкий оставил Москву и переехал в Нукус. Он работал научным сотрудником филиала АН, ездил по аулам и собирал образцы народного творчества.
Савицкий вместе со скульптором Куттымуратовым, художником Саиповым, председателем каракалпакского филиала АН Маратом Нурмухамедовым добился создания музея прикладного искусства. Он был открыт зимой 1966 года. Первый секретарь обкома Калибре Камалов оказал содействие в создании музея.
Директором назначили Савицкого, он был единственным штатным сотрудником. Под коллекцию, собранную художником, выделили два маленьких помещения. А через год при содействии Камалова для экспозиции были выделены 7 комнат историко-краеведческого музея.
Савицкий сам топил, делал ремонт, ездил за картинами по Союзу, оформлял залы и вел бухгалтерию. Будучи хорошим художником, он оставил творчество и посвятил жизнь спасению искусства других.
Подвижник русской культуры пополнил музейный фонд запрещенным в то время авангардом. Игорь Витальевич тратил на эти полотна средства, выделенные государством на «официальное» искусство, и собственные сбережения, писал расписки художникам, брал картины в долг. Савицкий был не просто ценителем этого направления. Он сам был авангардистом, учеником Фалька.
Камалов просил отзывы от московских искусствоведов, чтобы хоть как-то обосновать нахождение «неправильных картин» в музее. Он понимал, что они не имели никакого отношения к соцреализму, и из-за этого могли возникнуть проблемы. Игорь Валентинович собирал «нужные отзывы», а Камалов закрывал глаза «на опасные приобретения».
Ни один крупный музей страны Советов не смог бы в те годы создать такую огромную коллекцию авангарда. Энтузиазм и талант выдающегося собирателя, лояльность Узбекистана и удаленность Нукуса на 2200 километров от союзной столицы давали такую возможность.
Умер Игорь Савицкий в Москве летом 1984 в возрасте 68 лет. Причина раннего ухода – болезнь легких. Он «сжег» их формалином, кипятя в нем древнюю бронзу – экспонаты для своего детища.
Художник похоронен на русском кладбище Нукуса. На могиле этого удивительного подвижника стоит небольшой бронзовый памятник – играющий на дудочке мальчик. На камне сверху слова: «Все тленно. Не меркнут только звезды». Чуть ниже: «Гениальному спасителю красоты – от благодарных потомков».
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Нукусским музеем искусств . |
- Веб-сайт
- Сайт документального фильма о Нукусском художественном музее «Пустыня запретного искусства»
vте Туристические достопримечательности в Узбекистане | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объекты всемирного наследия |
|
|||||||||||||||||||
Культурный |
|
|||||||||||||||||||
Естественный |
|
Авторитетный контроль |
|
---|
Координаты :
Вы здесь
Введение
- ГМИИ им. А.С. Пушкина …
- Бесплатно
Только на Русский
Play
Pause
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Выставка проходит в Отделе личных коллекций и в Главном здании.
Аудиогид озвучен куратором выставки Анной Юрьевной Чудецкой.
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, включающая более 250 произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также археологических предметов из коллекции Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан, является значительным событием в культурной жизни обеих стран.
Создатель музея в Нукусе – Игорь Савицкий (1915–1984), художник, собиратель живописи, графики и предметов народно-прикладного искусства, ставил перед собой цель показать, как зарождалось станковое искусство в Узбекистане после революции. Его усилиями начала складываться коллекция ориенталистского искусства, называемого «туркестанским авангардом». Также Савицкого привлекали работы художников, для которых пребывание в Азии было ярким, но эпизодическим явлением. На выставке в Пушкинском музее будут представлены работы мастеров объединения «Бубновый валет» Р. Фалька, В. Рождественского, А. Куприна; представителей «туркестанского авангарда» – А. Волкова, У. Тансыкбаева, Н. Карахана, А. Николаева (Усто Мумина), В. Уфимцева, которые стремились выработать свой особый художественный язык для передачи пафоса созидательных перемен в Средней Азии. Специально для выставки в Москве впервые покинет Нукус картина В. Лысенко «Бык», ставшая символом музея.
Позднее внимание Савицкого стали привлекать поставангардные направления, в том числе и творчество московских художников, остававшихся за границами официально признанного социалистического реализма, например, яркие и талантливые представители так называемого вхутемасовского потерянного поколения: Л. Бакулина, Б
Голополосов, А. Козлов, Д. Лопатников, Н. Григорьев, Н. Тарасов, Ю. Щукин.
Дополняют тему «потерянного поколения» творчество тончайшего живописца М. Соколова; примитивистские работы Е. Ермиловой-Платовой; ученицы П. Филонова А. Порет; участников группы «13» А. Софроновой, Б. Рыбченкова – художников, стилистически довольно разных.
В графической части экспозиции представлены кубофутуристические эксперименты одной из амазонок русского авангарда Л. Поповой, супрематические композиции П. Соколова, антропоморфные построения Г. Ечеистова.
На выставке возникает своеобразный диалог между живописными произведениями, археологическими экспонатами и предметами декоративно-прикладного искусства. Зрители увидят ритуальные и бытовые предметы: оссуарии (костницы), связанные с обрядом погребения в зороастризме; хумы, хумчи и другие гончарные изделия и миниатюрные сосуды, полихромную керамику XIII–XIV веков, антропоморфную глиняную скульптуру, а также уникальные образцы народного искусства – женские костюмы, элементы убранства юрты.
Часть археологических экспонатов была найдена при раскопках в Хорезме – одном из древнейших цивилизационных и культурных центров на территории Узбекистана. Экспозиция дополнена некоторыми археологическими памятниками, хранящимися в Государственном музее Востока в Москве, также найденными в Хорезме.
Выставка демонстрирует лишь небольшую часть уникального собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан, которое сегодня насчитывает около 100 000 экспонатов. Как и мечтал И.В. Савицкий, музей в Нукусе стал одним из крупнейших в Узбекистане, привлекает посетителей со всего мира и имеет все возможности превратиться в международный музейно-исследовательский центр по изучению своей обширной коллекции.
Куратор выставки – Анна Юрьевна Чудецкая, ведущий научный сотрудник Отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Tour stops
Главное здание. «Сокровища Нукуса»
Предоставлено
ГМИИ им. А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства.
Все аудиогиды
2 Отзывы
-
Айгуль
5 out of 5 rating
10-30-2017Спасибо за прекрасный очерк!
-
Ольга
5 out of 5 rating
06-30-2017Выставка очень понравилась. Кроме картин , было много других интересных экспонатов — посуда, одежда . Удивительная вышивка — столько тайного смысла в узорах!
Открыть в приложении
Советское кино и советский спорт
Есть место в музее и героям советских фильмов. Например, памятник персонажу фильма «Белое солнце пустыни», бывшему таможеннику Павлу Артемьевичу Верещагину. На памятном камне выгравировано крылатое выражение из любимого всеми фильма: «Я мзду не беру — мне за державу обидно!». Этот памятник Кульжанову, который когда-то возглавлял таможенную службу области, подарили коллеги.
Отдельный зал музея Кульжанова посвящен советскому спорту. Пожалуй, самая яркая ассоциация с ним — Олимпиада-80. Символ олимпиады — Мишка — смотрит с каждой полки. Большинство из них коллекционер привез с тех олимпийских игр сам.
Здесь же есть сувениры со всех семи олимпийских игр, на которых побывал Бауржан Кульжанов, фотографии спортсменов советских времен, многочисленные кубки, медали, значки.
Особая гордость — коллекция шайб. Одна из них во время хоккейного матча Международного турнира на призы газеты «Известия», проходившего в Москве, вылетела на трибуну и упала прямо у ног Кульжанова.
С трепетом Кульжанов относится и к национальной истории. Отдельную комнату в его доме занимает музей-юрта. Изучая предметы в полукруглой пристройке, можно многое узнать о казахских обычаях и традициях, национальных героях, поэтах, писателях и исторических личностях. Здесь даже есть свой «Золотой человек».
VOX: И всё же почему музей именно советской эпохи? Это же сейчас как-то несовременно и даже предосудительно…
— Я могу сказать честно, что тоскую по советскому прошлому, — признается Бауржан Ниязович. — Я приверженец советского строя. Мне нравилось жить в то время! Оно было светлое, простое, понятное. Люди тогда были добрее, больше улыбались, верили в свое будущее, мечтали… Нет, на сегодняшний день я тоже не жалуюсь. Но всё же в Стране Советов навсегда осталась часть меня, и эту часть оттуда уже не вытащить.
История музея [ править ]
Настенная роспись, найденная в Топрак-Кале (II-III вв. Н.э.). Нукусский художественный музей
Зороастрийский склеп, Каракалпакстан Чилпыкская башня безмолвия (дахма) I век до н.э. — I век н.э.
Нукусский художественный музей был основан в 1966 году по инициативе Игоря Савицкого , который стал первым хранителем музея. Изначально в музее выставлялись археологические находки из Каракалпакстана, в том числе из Хорезмских крепостей ; копии классических древностей; и народное искусство Каракалпакстана. Большинство экспонатов собрал лично Савицкий.
Савицкий хотел вдохновить новое поколение каракалпакских художников и начал собирать работы современных художников Центральной Азии. Он также приобрел произведения русских художников, которые рисовали в Средней Азии или находились под ее влиянием. В их число входили произведения конструктивизма , кубизма , футуризма и неопримитивизма, которые были запрещены Сталиным в 1930-х годах и считались выродившимися формами искусства . Каракалпакские власти «в некоторой степени осведомлены» о том, что приобретает Савицкий, но не ограничивают его работу в качестве куратора.
Подавляющее большинство произведений искусства, собранных Савицким, никогда не выставлялись в музее
Только после перестройки в 1985 году, через год после его смерти, а затем после обретения Узбекистаном независимости в 1991 году, коллекция и ее важность были реализованы в полном объеме
Новое здание для Нукусского художественного музея было построено в 2003 году, и с тех пор территория была расширена двумя дополнительными зданиями. Они включали столь необходимые дополнительные выставочные площади, а также специально построенный архив и центр хранения.
Ссылки [ править ]
- ↑ Барри, Эллен (07.03.2011). « „ Декадентской“Русское искусство, все еще под тени ботинка (Опубликовано 2011)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 1 ноября 2020 .
- ^ Мур, Сюзанна (21.05.2019). «Затерянный Лувр Узбекистана: музей, в котором хранилось искусство, запрещенное Сталиным» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 1 ноября 2020 .
- Перейти ↑ Bissell, Tom, 1974- (2003). В погоне за морем: повествование о путешествии по Узбекистану, включая описания жизни в нем, завершившееся прибытием к Аральскому морю, самой страшной техногенной экологической катастрофе в мире, в одном томе . Подарок в честь 50-летия Корпуса мира (Библиотека Конгресса) (1-е изд.). Нью-Йорк: Книги Пантеона. ISBN 0-375-42130-0. OCLC 51518516 .
- ^ «Как один человек бросил вызов Сталину и рискнул смертью, расстреляв, чтобы скрыть запрещенное искусство от Советов» . CityAM . 2019-07-24 . Проверено 1 ноября 2020 .
- ^ Ибботсон, Софи (2019-10-28). «Искусство, которое СССР не хотел, чтобы вы видели» . Развлекайся . Проверено 1 ноября 2020 .
- ^ «Как один человек бросил вызов Сталину и рискнул смертью, расстреляв, чтобы скрыть запрещенное искусство от Советов» . CityAM . 2019-07-24 . Проверено 1 ноября 2020 .
- ^ Кинзер, Стивен (1998-01-04). «ИСКУССТВО; в далекой пустыне, потрясающая сокровищница искусства (опубликовано в 1998 году)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 1 ноября 2020 .
- ^ «Художественный музей Савицкого» . Archnet . Проверено 1 ноября 2020 .
- ↑ «Неспокойный Нукусский музей Узбекистана завязан на новом скандале» . www.theartnewspaper.com . Проверено 1 ноября 2020 .
- ^ «Как один человек бросил вызов Сталину и рискнул смертью, расстреляв, чтобы скрыть запрещенное искусство от Советов» . CityAM . 2019-07-24 . Проверено 1 ноября 2020 .
- ^ Ибботсон, Софи (2019-10-28). «Искусство, которое СССР не хотел, чтобы вы видели» . Развлекайся . Проверено 1 ноября 2020 .
- ^ Ибботсон, Софи (2019-10-28). «Искусство, которое СССР не хотел, чтобы вы видели» . Развлекайся . Проверено 1 ноября 2020 .
- ^ «Как один человек бросил вызов Сталину и рискнул смертью, расстреляв, чтобы скрыть запрещенное искусство от Советов» . CityAM . 2019-07-24 . Проверено 1 ноября 2020 .
- ^ «Курзин Михаил» . www.savitskycollection.org . Проверено 1 ноября 2020 .
- ^ «Как один человек бросил вызов Сталину и рискнул смертью, расстреляв, чтобы скрыть запрещенное искусство от Советов» . CityAM . 2019-07-24 . Проверено 1 ноября 2020 .
- ^ «Затерянный Лувр Узбекистана: музей, в котором прятались запрещенные Сталиным искусство» . Хранитель . 2019-05-21 . Проверено 1 ноября 2020 .
- ^ Ибботсон, Софи (2020). Узбекистан . Соединенное Королевство: Bradt Guides Ltd. стр. 281. ISBN. 9-781784-771089.
- ^ Мур, Сюзанна (21.05.2019). «Затерянный Лувр Узбекистана: музей, в котором хранилось искусство, запрещенное Сталиным» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 1 ноября 2020 .
- ^ «Мариника Бабаназарова | Фонд Евразия» . www.eurasia.org . Проверено 1 ноября 2020 .
- ^ Авангард, остановленный на бегу . Ковтун, Е.Ф. (Евгений Федорович), Бабаназарова, М.М. (Мариника М.), Газиева, Ė. Д. (Ėlʹmira D.), Ковтун, Е. Ф. (Евгений Фёдорович), Бабаназарова, М. М. (Мариника М.), Газиева, Э. Д. (Эльмира Д.). Ленинград: Изд-во «Аврора». 1989. ISBN. 5-7300-0223-8. OCLC 21374090 .
- ^ «Директор музея Савицкого внезапно уволен» . Новости artnet . 2015-08-26 . Проверено 1 ноября 2020 .
- ^ «В Нукусском музее Узбекистана назначен новый директор» . www.theartnewspaper.com . Проверено 1 ноября 2020 .
- ^ Ибботсон, Софи (2019-10-28). «Искусство, которое СССР не хотел, чтобы вы видели» . Развлекайся . Проверено 1 ноября 2020 .
- ^ «В Нукусском музее Узбекистана назначен новый директор» . www.theartnewspaper.com . Проверено 1 ноября 2020 .
- ↑ BBC News, 14 мая 2001 г. Призыв спасти уникальное советское искусство.
- ^ Eurasia.org, 25 мая 2001 г. Друзья Нукус работы музея для сохранения уникальной коллекции
Хаджимукан, Поддубный, Кунаев, Чапаев и другие
Бюст Ивана Поддубного
Бауржан Ниязович с юности занимается спортом. Он мастер спорта по борьбе, известный в Казахстане палуан. Наверное, поэтому аллею славы строящегося музея открывает памятник Ивану Поддубному — выдающемуся советскому борцу, атлету и артисту цирка. Это копия памятника, установленного на могиле борца в Ейске.
— В 2015 году я поехал на могилу Поддубного в город Ейск. Я борец, и у меня всегда была мечта — съездить поклониться этому великому спортсмену. Меня впечатлил памятник на его могиле: стоит богатырь в полный рост, а рядом на площадке лежат гири, — вспоминает Кульжанов. — Однажды я зашел к ребятам в зал бокса, смотрю — они играют в карты и сидят на штанге, а штанга эта цирковая, старая, точно такая, с какой Поддубный выступал. Я попросил, ребята мне ее отдали. Это настоящий раритет, ей не меньше ста лет.
Не менее дорога для Бауржана Кульжанова память о другом выдающемся борце — легендарном казахском силаче Хаджимукане.
— Хаджимукан выступал вместе с Иваном Поддубным, они были очень дружны, — рассказывает коллекционер. — После Октябрьской революции Хаджимукан активно участвовал в становлении советской власти в Казахстане. А во время Великой Отечественной войны своими выступлениями он собирал большие средства в помощь армии и даже подарил фронту самолет.
Скульптура Хаджимукана в Музее советской эпохи в Петропавловске
Бауржан Кульжанов — первый мастер спорта по казакша курес в регионе. В 1976 году в Чимкенте он выиграл приз Хаджимукана. Двухметровую скульптуру знаменитого казахского палуана бывшему руководителю областного филиала физкультурно-спортивного общества «Динамо» Бауржану Кульжанову подарили к 90-летию общества. Этот памятник сделал талантливый скульптор, который отбывал срок в известной на весь Казахстан колонии особого режима на Жаман сопке.
Бюст Василия Чапаева
— А это Василий Иванович Чапаев, — продолжает нашу экскурсию основатель музея. — Почему-то многие удивляются, когда его здесь видят… А ведь он меня человеком сделал! Когда я был маленьким, мы жили в деревне — Ленинском совхозе. По вечерам загоняли коров — и сразу в клуб, а там каждый вечер шел один и тот же фильм, «Чапаев», я его наизусть знал, хотел быть похожим на героя Гражданской войны… А после фильма наши старики заставляли нас, мальчишек, бороться — это у них такое развлечение было. Один сельчанин, у которого единственного машина в селе была, говорил нам: «Кто выиграет, тот будет Чапаевым и того за руль с собой посажу…» Так я и научился борьбе, хотя у меня в роду никогда борцов не было. Потом я очень много читал про Чапаева, изучал его историю, замечательный и очень интересный человек он был!
Бюст Феликса Дзержинского
Неподалеку — памятник главе ряда наркоматов, основателю советских органов госбезопасности Феликсу Дзержинскому. Именно он в 1923 году основал спортивное общество «Динамо». И Кульжанов как динамовец не мог не отметить в своем музее этого человека.
— Недавно мне друзья предложили забрать памятник Дзержинскому из совхоза Дзержинский Тимирязевского района (125 км от Петропавловска), — рассказывает Кульжанов. — Даже сельский сход прошел, где приняли решение отдать мне памятник, чтобы я его сохранил для следующих поколений. Но когда я приехал за ним, увидел, что его даже тронуть нельзя, он просто развалится, поэтому решил отказаться от этой затеи.
На кульжановской аллее деятелей советской эпохи есть памятники не только конкретным историческим личностям, но и советским профессиям. В полковнике советской армии Кульжанов хотел запечатлеть легендарного Бауржана Момышулы, а вместе с ним и всех участников Великой Отечественной войны.
—А это памятник советскому политическому деятелю. В нем я подразумевал Динмухамеда Ахмедовича Кунаева — выдающегося советского партийного и государственного деятеля, первого секретаря ЦК Компартии Казахской ССР, члена Политбюро ЦК КПСС, трижды Героя Социалистического Труда, но все-таки в итоге сделал собирательный образ, — признается Кульжанов.
Кстати, с Кунаевым Бауржан Ниязович был знаком лично.
На аллее много пустых постаментов, но скоро здесь появятся новые памятники деятелям советской эпохи. Среди них спортсмены, партийные и комсомольские работники. Список тех, кто достоин пополнить коллекцию, у Кульжанова обширный.
Особенности музея Савицкого
За 30 лет было приобретено около 50 тысяч уникальных работ:
- туркестанский авангард;
- советская живопись и графика периода 20–60-х годов прошлого века;
- архивные материалы;
- предметы быта и народно-прикладного искусства Каракалпакии.
Собранная коллекция содержит полотна выдающихся художников модернистской школы начала 20 века.
Сейчас картины из музея Савицкого выставляются на многих площадках. Два года назад 250 полотен из Нукусского музея привезли в Москву. Выставку приняли залы ГМИИ Пушкина. Этому событию предшествовали переговоры, которые велись восемь лет, так как с конца 80-х годов коллекция была «невыездной».
Начало этого года ознаменовала выставка музейных работ в Ташкенте.