О чем фильм
Фильм “Бойцовский клуб” снят по одноименной книге Чака Паланика. Но режиссер картины Дэвид Финчер переработал содержание оригинала, изменил ряд сцен и концовку. Его творение в итоге оказалось гораздо глубже и шире, чем изначальная идея Паланика.
Краткое содержание “Бойцовского клуба”. Безымянный рассказчик работает в страховой компании, но работа не приносит ему удовольствия.
Постепенно у него развивается депрессия. Психоаналитик рекомендует ему начать посещать всевозможные группы поддержки больных, чтобы побывать в атмосфере царящей печали и взаимопонимания.
Эдвард Нортон в главной роли Джека. Кадр из фильма.
Вроде бы у рассказчика все начинает налаживаться, но он встречает женщину по имени Марла Сингер, которая также находится в депрессии и тоже посещает группы поддержки.
Немного позже он знакомится с Тайлером Дерденом – с таинственным человеком, который своими действиями подрывает устоявшиеся общественные положения.
Однажды конфликт между приятелями приводит к потасовке, что привлекает внимание других мужчин, которые собираются в некоем бойцовском клубе, где постоянно происходят драки. Постепенно Тайлер трансформирует клуб в нечто большее: все его действия базируются на философской идее о том, что разрушение является толчком к развитию
Альтернативные трактовки фильма
Конец фильма «Бойцовский клуб», и особенно кадр в конце фильма, вызвал у зрителей много вопросов, заставил препарировать картину, и искать скрытый смысл. На этом фоне появилось немало трактовок.
Контркультурная
«Поколение мужчин, воспитанное женщинами» – это суть современной парадигмы западного общества – подавление всего маскулинного. Тайлер мечтает восстановить статус-кво между мужским и женским на развалинах Рокфеллер-центра, отсюда и его (Тайлера) модель взаимодействия с Марлой и другими персонажами.
Философия Тайлера – вызов феминизорованному консьюмеристскому западному обществу, променявшему свободу на безопасность, но лишившемуся, в конце концов, и того и другого, что и продемонстрировал Тайлер, создав “Погром”.
Позже через боль Тайлер подводит рассказчика к инициации, символической смерти, которая происходит только в конце фильма, когда рассказчик пытается совершить самоубийство. В финале (по книге), пребывая в психушке, рассказчик обретает свое “Я”, его миропонимание находится посередине между его старой инфантильной идеалистической позицией и позицией Тайлера.
Кадр из фильма.
Нестандартная
Есть и нестандартная разгадка фильма. Чак Паланик, культивируя мужественность, в итоге стал гомосексуалистом. То есть этот роман был неудачной попыткой сохранить в себе мужественность.
Интересно и то, что отец Паланика, будучи очень мужественным и сильным человеком, умер от рук преступника, ревновавшего его к его супруге (ранее она с этим преступником встречалась и специально искала очень мужественного мужчину, способного защитить ее от своего “бывшего”, который обещал ее убить, как только выйдет на свободу). Вот так мужественность семейства Палаников потерпела крах.
Самая простая
Наиболее простое объяснение концовки выглядит так.
Главный герой фильма оказался в тупике, и даже в конце не смог выйти оттуда. Он не способен был честно нырнуть в свою глубину и вынести ее, он так и остался маленьким человеком, он не изменился.
Все свои силы, вместо того чтобы смести собственное “Я”, он трусливо направил на разрушение внешнего. Это путь не свободного человека, а либо невротика, либо психопата. В конце концов это приводит к полной деградации личности.
Кадр из фильма.
Борьба поколений
Раз уж название майки появилось в 1950-е, можно было бы списать его популярность на старомодные нравы, когда женщина всё-таки в большей степени была домохозяйкой, про абьюз еще не говорили даже феминистки и в целом в обществе царило понимание и одобрение идеологии «бьет — значит любит». Но это не совсем так. «Может быть, в колледже я начал использовать его как название для любой белой майки. В любом случае это сленг», — сказал в 2001 году Энди Макникол, 24-летний житель Нью-Йорка, газете The New York Times. Так что, может, бумеры и создали монстра, но миллениалы укрепили его позиции. В 2001-м Валери Стил из Института моды и технологий США рассказала газете The New York Times, что впервые услышала, как слова «избиватель жены» относятся к простой майке, в конце 1990-х годов. Джесси Шейдлоуэр, в то время главный редактор американского офиса Оксфордского словаря английского языка, рассказал газете The Times, что этот термин появился примерно в 1997 году из-за быстрого распространения «субкультуры рэпа, геев и преступных группировок».
В 1998-м The Orlando Sentinel публикует статью про обеспокоенность родителей этим оскорбительным сленговым термином. Подростки постоянно использовали его в своей речи и носили такие майки — они для них были символом принадлежности к альтернативной культуре и в какой-то мере отличительным признаком аутсайдера. В 2001 году The New York Times выпускает статью, в котором исследован феномен этого названия и то, как оно стало яблоком раздора между поколениями. Дети с невозмутимым лицом продолжали называли майку wife beater shirt, а взрослые в ужасе пытались им объяснить что-то о феминизме, серьезности проблемы домашнего насилия и силе языка.
Бывает и так, что, когда человек говорит об этой майке, называя ее майкой абьюзера, слово воспринимается им уже не буквально, а лишь в контексте майки. Чем чаще он это повторяет, тем быстрее стирается первоначальный смысл.
Считается также, что майка ассоциируется с рабочим классом. Эринн Казанова, профессор социологии в Университете Цинциннати и автор книги «На все пуговицы: одежда, конформность и маскулинность белых воротничков» (Buttoned Up: Clothing, Conformity, and White-Collar Masculinity), полагает, что это далеко от правды:
Эту догадку подтверждает одна история.
Культура стыда
В России эту майку облюбовали не модники и не представители субкультур, а алкоголики. Яркий представитель тех, кто не просто пил и не стеснялся, а в какой-то мере даже монетизировал свое пристрастие к спиртному, — Сергей Шнуров. Он очень часто на концертах «Ленинграда» выходил на сцену именно в белой майке-алкоголичке.
У русского названия этой майки тоже есть своя история. Легенда гласит, что в советское время она была любимым предметом одежды потребителей спиртного, поэтому ее стали называть алкоголичкой. В 1920-е годы трусы и майки использовались в качестве спортивной одежды или купальника. В остальных случаях майки считались предметом нижнего белья, и выходить в свет в таком виде — это даже не эталон небрежности, но эталон неприличного поведения. В монографии «Советское нижнее белье. Между идеологией и повседневностью» Ольги Гуровой говорится, что понятие травмы было важным для оценки субъективного восприятия нижнего белья советским человеком. Но является ли травма «советской», спровоцированной нижним бельем, или другими, не связанными с бельем причинами, — это предмет дискуссий. Критик Екатерина Деготь в этой же книге говорит о советской «травме стыда»: белье «считается чем-то неприличным», его не принято изображать, дарить, оно табуировано и вытеснено из сознания.
Какое место майка занимала в мужском гардеробе, можно проследить по советским фильмам. Главный герой кинокартины «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» — студент политехнического университета, а не беспробудный пьяница.
Закон и стереотипы
Для начала стоит сказать несколько слов об истории майки в принципе. Раньше ее носили исключительно в качестве нижнего белья, затем — как часть купального костюма. В 1912 году случился скандал: женская сборная Великобритании по плаванию на летних Олимпийских играх предстала в откровенных купальниках. В качестве верха использовали майки, полностью оголяющие руки — тогда это считалось крайне неприличным. Так майку впервые надели в публичном пространстве, пусть и в определенных обстоятельствах. В то время мужчины носили подобные купальные костюмы, и никого это, конечно же, не смущало. Затем майку присмотрели спортсмены: в ней было не жарко, она не сковывала движения, а еще легко и быстро снималась и надевалась.
Но тогда она называлась A-shirt, сокращение от слов athletic shirt или же указание на А-образную форму майки (по аналогии с T-shirt, Т-образная футболка).
У самого неполиткорректного названия этого предмета одежды — wife beater (иногда сокращенно beater) shirt, то есть майка «избивателя жены», абьюзера, — существует несколько теорий происхождения. Есть версия, которая вообще никакого отношения к домашнему насилию не имеет. В Средневековье рыцаря, который на поле боя потерял все доспехи и остался в одной кольчуге, а потом был избит или вовсе убит, называли waif beater — «потерянный боец». Почему это словосочетание в итоге преобразовалось в wife beater — неизвестно, видимо, просто игра слов или замена устаревшего слова на созвучное современное. Более правдоподобная версия появилась в 1947 году. В Детройте был арестован мужчина по имени Джеймс Хатфорд — младший: он до смерти избил свою жену. Громкая история вышла за пределы города, о ней рассказывали по национальному телевидению. Преступник запомнился зрителям не только жестоким поступком, но и образом — в тот день он как раз надел белую майку. Подкрепляет эту версию, как ни странно, реалити-шоу The Cops, вышедшее в 1989 году. В основе его сюжета трудовые будни полицейских, как они преследуют и арестовывают плохих парней всех мастей. Удивительно, но когда дело доходило до абьюзеров — они были одеты в белую майку чаще других преступников.
Еще одна версия связана с немым кино: без звука кинематографический язык был скудным, поэтому режиссеры шли на хитрости. Допустим, хороших персонажей наряжали в белое, плохих — в черное. Чтобы подчеркнуть агрессивность мужа (возможно, непонятную с первых сцен) или даже то, что он свою жену время от времени бьет, его одевали в разорванную белую безрукавку — этот прием после Второй мировой войны закрепится в Голливуде в чуть измененном виде.
Запомните стоп-слово
Проблема этого названия в том, что даже при ироничном использовании оно переполнено стереотипами. Это — демонстрация классизма (если не сексизма) и подпитывание ненависти. А как же бесчисленные совершенно далекие от насилия мужчины (и женщины) всех социальных слоев, которые носят такие майки? Должны ли они ассоциироваться с обнищавшими, грязными и жестокими людьми? Конечно нет.
Хотя название wife beater shirt полностью не исчезло, всё шло к тому, чтобы это наконец-таки произошло. В 2006 году дисконт-ритейлеру Building 19 пришлось извиняться за рекламу с упоминанием этого термина. В 2015-м австралийская феминистка Алиса Драскович развернула кампанию This Is Not A Wife Beater о необходимости переименования майки. Взамен она предлагала майки с надписями Partner respecter, Child respecter, Family respecter. С другой стороны, были и моменты, когда амбассадоры cancel culture никак не реагировали.
Смысл концовки Бойцовского клуба
Концовка фильма вызвала больше всего вопросов у зрителей фильма. Сам Паланик признал, что концовка Финчера нравится ему больше собственной. Давайте разбираться. Рассказчик осознает, что он и Тайлер — это одно и то же лицо. Дерден — это всего лишь воображение, за исключением одной вещи. Пистолета. Как и кулаки рассказчика, наносившего удары самому себе в офисе своего босса, оружие столь же реально. Избавиться от Тайлера простым осознанием факта недостаточно, нужен мощный эмоциональный выброс, что-то выбивающееся из шаблона, что-то за рамками для мозга. Выход оказался прост. Прострелить себе в щеку и при этом представить, что убиваешь Тайлера. План авантюрный, но судя по концовке фильма — действенный.
В книге же рассказчик попадает в рай, где встречает все тех же «обезьян в космосе», следующих миссии Тайлера Дердена. Данную концовку книги «Бойцовский клуб» можно трактовать с двух точек зрения. С одной стороны рассказчик действительно попадает в рай, в который он не верил, а с другой — оказывается в психиатрической больнице.
Такой открытый финал ставит вопрос, а действительно ли есть смысл в бреднях сумасшедшего или же это просто издевка Чака Паланика и Дэвида Финчера над своим читателем?
Кто он – Тайлер Дерден из Бойцовского клуба
“Люди часто спрашивают меня, кто такой Тайлер Дерден”. С этой фразы начинается повествование от лица главного героя в книге Чака Паланика “Бойцовский клуб” и одноименном фильме.
Сама книга — произведение в жанре альтернативной литературы. Ее сюжет повествует о безымянном офисном работнике, который во время авиаперелета знакомится с неким человеком по имени Тайлер Дерден. Тайлер зарабатывает на жизнь торговлей мылом, а также промышляет саботажем в кругах состоятельных людей.
Поступки Тайлера Дердена
Среди его пакостей упоминаются вклеенные в киноленту кадры из порнографии, которые мелькают на экране кинотеатра, и тем самым смущают и шокируют зрителей. Еще один метод бытового терроризма — порча изысканных блюд на светских приемах.
Тайлер и рассказчик быстро находят общий язык и организуют так называемый бойцовский клуб — заведение, где мужчины собираются, чтобы проводить бои один на один. Правила бойцовского клуба продуманы таким образом, чтобы о нем узнало как можно больше людей.
https://youtube.com/watch?v=FfU6OwAKlF4
Раз за разом Тайлер рассказывает выходящим на бой парням, что они — представители потерянного поколения. На их долю не выпало великой войны или великой депрессии — им негде проявлять свою природу, они порабощены рекламой и обслуживанием тем, кто по факту гораздо слабее их.
Со временем бойцовские клубы обретают популярность и открываются по всей Америке. Их сеть эволюционирует в террористическую организацию под названием “Проект Разгром”. Цель Тайлера — показать слабым и забитым мужчинам, на что они способны, когда их никто не сдерживает — сменяется новой, более глобальной.
Тайлер стремится разрушить устои и порядки, принятые в обществе. Он организует ряд акций, которые варьируются между вандализмом и откровенным террором и запугиванием населения. Рассказчик к этому моменту теряет контроль над ситуацией и вступает в конфликт с Дерденом.
Тот, в свою очередь, направляет силы Проекта Разгром против бывшего друга и силой заставляет его отказаться от вмешательств в дела организации.
Конфликт рассказчика и Тайлера достигает кульминации перед главным терактом, спланированным Проектом Разгром. Они встречаются в высоком здании с видом на небоскребы, которые вот-вот должны взорвать члены организации. Бывшие приятели сходятся в схватке, и до рассказчика наконец доходит, кем же на самом деле был все это время Тайлер.
Правда о Тайлере Дердене
На протяжении всего повествования Тайлер был второй личностью рассказчика. Это он придумал бойцовские клубы. Это он создал террористическую организацию “Проект Разгром”. Это он направил своих же бойцов против самого себя — на случай, если личность рассказчика попытается вмешаться в дела Проекта.
Интересен факт, что на протяжении всей книги ни разу не называется имени рассказчика. Он абсолютно безлик и не примечателен — это выражается даже в его типовой офисной одежде.
Тайлер же, помимо броского имени, которое повторяется в книге много раз, всегда ярко одет, громко заявляет о себе и в принципе является главным героем книги, что несвойственно произведениям с повествованием от первого лица — в них обычно главенствующая роль дается именно тому, от чьего лица ведется рассказ.
В экранизации Дэвида Финчера есть несколько косвенных свидетельств того, что имя рассказчика — Джек. А в официальном продолжении, которое вышло в формате комикса, Чак Паланик дал рассказчику имя Себастьян.
Отношения с Марлой Зингер
Любопытен момент личной жизни Тайлера. На протяжении всей книги он занимается сексом с Марлой Зингер — женщиной, которую любит рассказчик.
Существует также теория о том, что Марла — это третья личность рассказчика, и она характеризует его женскую сущность, которая также является частью его внутреннего мира. Подтверждения со стороны Паланика у этой теории нет, но в экранизации визуальные образы Тайлера и Марлы имеют подчеркнутое сходство — носят похожую одежду и не появляются в кадре вдвоем одновременно с рассказчиком.
Смерть Тайлера Дердена
Тайлер умирает от выстрела рассказчика самому себе в голову. Ствол пистолета в это время направлен в рот автору, и пуля пробивает щеку. Книга заканчивается тем, что рассказчик приходит в себя в раю. Однако описание рая совпадает с описанием сумасшедшего дома.
Персонал психушки — автор видит их ангелами — признают в нем Тайлера и сообщают о том, что ждут его возвращения. Умер ли Тайлер по-настоящему, или же слился с личностью рассказчика — из текста понять невозможно.
Скрытый смысл фильма «Бойцовский клуб»
Смысл фильма «Бойцовский клуб» в том что люди стали потребителями, его бесило вся это система, то что мода диктует каким быть мужчиной, что люди придают гораздо большое значение к вещам, нежили людям. По этой причине он взрывает свою квартиру и все ценное внутри, чем он сильно дорожил, уходит из хороший работы потому что это его делает рабом системы, он отказывается от системы находит людей уставших быть частью этой большой системы, где все то диктуемое иллюзорно и очень сложно досягаемо и устраивает хаос, дабы избавится от системы прийти первобытному обществу без технологии и авторитетов.
Также существует еще одна версия смысла фильма «Бойцовский клуб». Его можно рассматреть в трех пластах:
- Становление личности по Фрейду;
- Критика общества потребления;
- Генезис фашизма.
Становление личности по Фрейду в фильме рассмотреть довольно просто. Отношения Марлы и Тайлера вызывают у рассказчика дискомфорт, он испытывает инфантильное чувство ревности, но ревности ребенка. Он подсознательно ощущает отношения Тайлера и Марлы, как отношение своих матери и отца. Поскольку Тайлер — это порождение сознания рассказчика, то, по сути, внутренний ребенок испытывает ревность, ведь агрессивно маскульная, ярко выражено мужественная часть занимает его место рядом с Марлой. Чувства Тайлера здесь — это чувства ребенка, ревнующего мать к отцу.
Абсолютно фрейдистское понимание процессов человеческой души. Убив в себе агрессивную маскульность и инфантильного ребенка одним выстрелом в собственный рот, главный герой становиться цельным, а его отношения с Марлой наконец-то здоровыми. План критики общества потребления бросается в глаза в первую очередь, ведь герои постоянно говорят об этом. Сам слоган фильма — это буддистский постулат. «Лишь утратив все до конца мы обретаем свободу». Бесконечные попытки продвинуться по карьерной лестнице, окружить себя вещами и попытаться найти в них счастье — это болезнь общества.
Тайлер борется с этой «болезнью» самым примитивным образом — это насилием, уничтожением материальных благ, их подменой (мыло из человеческого жира, продаваемого людям, из которых и взят этот жир). Что касается фашизма, то он воплощен в радикальном Тайлере. Тайлер — это сверхчеловек, он проповедует культ насилия, культ силы и предельной маскульности. Этот герой привлекателен, но и он в конце проигрывает, поскольку фашизм — это тоже «болезнь», а болезнью болезнь не вылечить.
Конец фильма, с падающими небоскребами, это единственная метафора в фильме, метафора краха экономики. Экономика, которая стала довлеть над всеми сферами, проникнув даже в сферу духовную — это раковая опухоль, но и опухоль можно уничтожить.
Расшифровка сюжета
Когда “Бойцовский клуб” в 1999 г появился на экранах, он остался практически незамеченным. Но затем фильм обрел культовый статус и подвел определенный итог второй половине ХХ века, отразив ее переломы, кризисы и противоречия. Целое поколение молодых людей как мантру повторяло: “Саморазрушение – вот наша цель” или “Мы из поколения мужчин, выращенных женщинами”.
На первый взгляд, “Бойцовский клуб” – обычная критика общества потребления – и пресловутой американской мечты. Но если бы все было так просто, об этом фильме не говорили бы так много и так часто. Главный сюжетный поворот фильма состоит в том, что два главных героя оказываются одним человеком.
Кадр из фильма.
Изначально зритель знакомится с рассказчиком. Это молодой мужчина, представитель среднего класса, работающий в автомобильной корпорации. Он часто ездит по стране, оформляет интерьер своей квартиры при помощи каталога и мучается бессонницей.
Чтобы как-то избавиться от хандры, герой посещает собрание мужчин, больных раком яичка. Все это требуется, чтобы он ощутил, что такое настоящие проблемы.
У рассказчика сытая жизнь, и он полностью встроен в структуру общества потребления. То есть смысл картины не в бунте социальных низших слоев. В “Бойцовском клубе” бунтует именно средний класс, у которого, в принципе, все есть. Все, кроме одного – желания.
Однажды главный герой встречает в самолете очередного, как он говорил, “одноразового друга”. Его зовут Тайлер Дерден. Вроде бы это очередное бессмысленное знакомство. Но затем, по необъяснимым причинам, у рассказчика взрывается квартира, и он вынужденно начинает жить вместе с Тайлером в полуразрушенном доме на окраине города.
Здесь-то и начинается постепенное образование бойцовского клуба, который в дальнейшем превращается в проект “Разгром”, совершивший в самом конце фильма череду взрывов в городе.
Не менее важную роль играет Марла. Они знакомятся с рассказчиком на анонимных встречах раковых больных, а затем частенько встречаются друг с другом. Если точнее, встречается Тайлер – рассказчик только следит за происходящим…
Поцелуй Тайлера Дердена
В самом начале фильма врачи рекомендуют рассказчику поприсутствовать на встрече раковых больных, чтобы он стал зрителем разворачивающейся драмы о смертности человека.
Тайлер же предлагает ему поучаствовать в этом самому. “Ощути боль” – говорит Тайлер рассказчику, сделав тому химический ожог. Он уверен: почувствовав боль, можно почувствовать жизнь.
Здесь уместно вспомнить эпизод из жизни Ницше, когда он, доказывая однокурсникам правдивость античного мифа, взял из камина уголь, и удерживал его до тех пор, пока все с ним не согласились. После этого у Ницше остался ожог. В “Бойцовском клубе” насилие обретает освободительную роль.
Марла — третья личность рассказчика?
В финале рассказчик и Марла берут друг друга за руки. Союз женщины и мужчины является созданием и созерцанием (брак, дети). То есть, смысл такой: любовь есть освобождение.
Но есть и другая трактовка: в некоторых рецензиях и разборах говорится о том, что Марла Сингер может быть одной из личностей главного героя.
Марла Сингер, роль которой сыграла Хелена Бонэм Картер. Кадр из фильма.
Например, Марла, наглотавшись таблеток, позвонила Тайлеру, и он спас ее. После всего рассказчик недоумевал: “Как такой человек, как Тайлер, мог всполошиться оттого, что Марла Сингер была на грани смерти?” Здесь все просто: на грани смерти был сам рассказчик, и он сам вызвал врачей. Альтер-эго, Тайлер, заботился исключительно о собственной безопасности: если бы исчез рассказчик, исчез бы и Тайлер.
Именно Тайлер является самой сильной личностью рассказчика – она символизирует (по его мнению) подлинную мужественность. Если Марла – его женское начало, то она “конкурирует” с Тайлером за место в рассказчике. Тайлер постоянно напоминал тому, что от нее нужно избавиться: она – его противоположность, и вполне может стать доминирующей личностью.
Откуда взялось предупреждение Тайлера Дердена
Предупреждение от Дердена, ставшее мемом-мотиватором, появилось в DVD-версии “Бойцовского клуба”. Этот текст следовал сразу после предупреждении о нарушении авторских прав при незаконном копировании фильма.
Текст висел недолго – всего несколько секунд. Тем не менее, его удалось заскринить и выложить в интернет.
Сюжетная линия фильма
Главный герой работает в офисе крупного автомобильного предприятия. Мужчине 30 лет. Он часто не находится дома, так как работа связана с проверкой мест ДТП. Когда парень находит свободное время, он отправляется в IKEA за мебелью и безделушками для своей квартиры. Мужчина признается, что зачитывается каталогами Horchow.
Герой испытывает проблемы со сном. Бывает, он не может отличить явь от мира грез. Доктор рекомендует ему заняться спортом, а также сходить на собрание мужчин, страдающих раком яичек. Последняя мера нужна, чтобы герой увидел, что его ситуация не так уж плоха.
На собрании Рассказчик знакомится с бывшим бодибилдером по имени Боб, который чересчур увлекался стероидами. После того, как герой увидел страдания других людей, ему полегчало. Постепенно мужчина стал упиваться чужим горем. Теперь он посещает различные группы тех, у кого в жизни не все гладко, на постоянной основе.
Однажды он знакомится с девушкой по имени Марла, которая занимается тем же. Марла жаждет собственной смерти, как и Рассказчик. Во время каждого перелета герой надеется, что самолет упадет. После встречи с девушкой у мужчины снова начинается бессонница.
Почему-то герой считает, что Тайлер сможет его поддержать. Он выясняет, что новому знакомому абсолютно несвойственен вещизм. Узнав его лучше, Рассказчик видит, что Тайлер иногда выкидывает странные, на его взгляд, «штуки».
Со временем Тайлер и Рассказчик организовывают бойцовский клуб в подвале бара. Они прописывают правила заведения. Первое из них гласит: «Не упоминать о бойцовском клубе».
Со временем клуб преобразуется в общество «Разгром», которое совершает акты вандализма. Его цель – борьба с устоями общества потребления. Рассказчик постепенно отстраняется от его деятельности.
Со временем Тайлер и Рассказчик перестают пересекаться. Когда Боб, ставший одним из членов команды, погибает, Рассказчик предпринимает попытку прекратить деятельность общества. Он находит такие же сообщества в других крупных городах. Их члены принимают Рассказчика за Тайлера. Постепенно он начинает понимать, что Тайлер – это его альтер-эго. Он исполняет те желания, которые мужчина долгие годы пытался не замечать. Он появляется в голове парня и рассказывает, что берет верх над телом Рассказчика, когда тот спит. Получается, герой сам взорвал собственную квартиру.
Тайлер решил разрушить несколько крупных корпораций. Рассказчик обращается к служителям правопорядка, но выясняет, что и они участвуют в «Разгроме». Мужчина сам намерен обезвредить взрывчатку, заложенную в одном из бизнес-центров. Тайлер пытается ему помешать.
Актеры и роли
В роли Рассказчика в фильме выступил Эдвард Нортон. Тайлера Дердена сыграл Брэд Питт. Образ Марлы воплотил Хелена Бонэм Картер. Блондина сыграл Джаред Лето. Роль Боба исполнил Мит Лоуф.
История создания
Писатель Чак Паланик
Роман «Бойцовский клуб» вышел в 1996 году в американском издательстве «W.W. Norton & Company». В 1999 году режиссер Дэвид Финчер снял по этому роману фильм с актерами Брэдом Питтом в роли Тайлера Дердена и Эдвардом Нортоном в роли Рассказчика. Неуравновешенную Марлу Сингер в фильме играет актриса Хелена Бонэм Картер.
Агрессивный характер Тайлера в фильме подчеркивается одеждой и внешним обликом — красными очками и красной кожаной курткой. Для создания необходимой атмосферы большую часть съемок проводили ночью, а когда снимали дневные сцены, то выбирали затененные локации.
Чак Паланик с книгой «Бойцовский клуб»
Идея написать роман о бойцовском клубе пришла Чаку Паланику во время поездки в летний лагерь, где молодой писатель ввязался в драку. После драки Чак был покрыт синяками и ушибами и очевидно не был в порядке, однако коллеги предпочли сделать вид, что ничего не замечают, и никто не спросил Паланика о том, что с ним приключилось во время поездки. Это нежелание людей знать, что происходит с другими и намеренное игнорирование последствий насилия и вдохновили писателя написать роман.
Первоначально автор написал другой роман — «Invisible Monsters», и попытался издать его, однако издатели назвали роман «возмутительным» и отказались публиковать. Назло издателям Паланик принялся писать «Бойцовский клуб», который старался сделать еще более «возмутительным», чем предыдущее произведение.
Сначала автор написал короткий рассказ на семь страниц, который вышел в сборнике, но задумка оказалась слишком хороша, чтобы оставлять ее в таком виде. Паланик развил идею и создал роман, в который исходный коротенький рассказ включил в качестве главы.
Тайлер Дерден – арт
«Бойцовский клуб» переиздавали дважды, в 1999 году и в 2004 году. К последнему изданию Чак Паланик написал предисловие, где дал собственное видение причин популярности «Бойцовского клуба». По мнению Паланика, он первым среди авторов того времени создал в литературе новую социальную модель для мужчины.
После выхода книги и фильма появилось много подражателей, которые повторяли противоправные действия Тайлера, к примеру, в ресторанах. Термический ожог негашеной известью, который Тайлер в фильме оставляет Рассказчику, получил название «Поцелуй Тайлера», и некоторые рьяные фанаты фильма стали причинять себе аналогичные повреждения. Сам Паланик называет таких подражателей «обезьянами».
Тату с изображением Тайлера Дердена
Есть и более мирные проявления фанатской преданности. Поклонники «Бойцовского клуба» рисуют арты с любимыми героями или копируют прически и делают себе тату с образами из кино. Производители выпускают халаты вроде того, что носил Тайлер, и сувенирные фигурки героя в шубе. Увлекающиеся соционикой поклонники пытаются определить социотип Тайлера.