Зачем нам эти знания?
Можно
спросить: а зачем нам современное искусство? Зачем тратить время на его
изучение? Многие и вовсе считают его бессмысленным.
Здесь все просто — современное искусство предлагает прекрасную пищу для ума и выявляет тенденции развития общества.
Знание современного искусства значительно расширяет кругозор и позволяет мыслить на более высоком уровне. Это помогает человеку представлять связи между формой и содержанием, между идеей и реализацией. Таким образом, развивается масштабное мышление и повышается осознанность.
А
осознанного человека, хорошо разбирающегося в современном искусстве и
понимающего логику развития творческих трендов, не обмануть рекламными ходами и
социальными экспериментами.
Он легко
отличит художественную акцию от политической провокации. И сразу увидит, где
философский концепт, предназначенный для интеллектуалов, а где просто
сиюминутная выходка, нацеленная на хайп.
Chuvabak — заработал на NFT $23 тыс.
Кто такой Chuvabak. Олег Вдовенко — 34-летний художник-аниматор из Тулы. Начал свою карьеру с художественного оформления видеоигр, а сейчас его NFT-видео успешно продаются на Foundation. За 9 работ Олег заработал 13 ETH или $23 тыс.
Свой первый NFT «WACKY WAR» выставил 4 марта 2021 года на Foundation за 1 ETH или $1,8 тыс. На следующий день его купили на аукционе за 1,89 ETH или $3,5 тыс., что в два раза больше первоначальной стоимости.
12 марта в одной из своих социальных сетей художник заявил, что уходит с площадок NFT. Олег в интервью Forbes рассказывает о том, что ему очень нравится крипто-арт, но сами торги вызывают у него много стресса: «Художник и его работы обесцениваются. Возможно, всему этому нужно дать время на развитие».
Самая дорогая работа. « C-3PO’s revenge» купили за 2,5 ETH или $4575 в марте 2021 года на Foundation. Олег создал это видео в 2020 году в поддержку героя C-3PO из «Звездных войн». В описании к работе Вдовенко указал, что хотел отдать дань уважения герою, который постоянно страдал.
В чем особенность работ. Chuvabak специализируется на видео и иллострациях в жанре ужаса. На Foundation есть серия из трех NFT-видео с монстрами. На них изображены 3 существа: многозубый, с лопающейся головой и разрывающийся пополам монстры. Эти работы — «GERM one», «GERM two» и «GERM three». Вдовенко создал их в 2020 году, а в марте 2021 года продал за 3,2 ETH или $5,8 тыс.
Где выставляет свои работы. На площадках Foundation, Rarible и OpenSea.
Где следить за художником:
ТикТок: chuvabakТвиттер: @chuvabakYouTube: Oleg Vdovenko
Реди-мейд
Англ. ready made — готовый. Один из распространенных приемов современного (авангардистского) искусства, состоящий в том, что предмет промышленного производства вырывается из привычной бытовой обстановки и экспонируется в выставочном зале.
Смысл реди-мейда заключается в следующем: при смене окружения изменяется и восприятие объекта. Зритель видит в предмете, выставленном на подиуме, не утилитарную вещь, а художественный объект, выразительность формы и цвета. Название реди-мейд впервые в 1913 — 1917 годы применил М. Дюшан по отношению к своим «готовым объектам» (расческе, велосипедному колесу, сушилке для бутылок). В 60-х годах реди-мейд получил широкое распространение в различных направлениях авангардистского искусства, особенно в дадаизме.
Фотореализм
Richard Estes
Начиная с 60-х годов движение фотореалистов стремилось создать предельно реалистичные изображения, которые были почти неотличимы от реальных фотографий. Копируя мельчайшие детали, фиксируемые камерой, художники-фотореалисты стремились создать «картину картины жизни».
Richard Estes
Ещё одно движение, известное как супер-реализм (или гипер-реализм), охватывает не только живопись, но и скульптуру. Также это движение находится под сильным влиянием современной поп-арт культуры. Но в то время как в поп-арте повседневные образы стараются из контекста убрать, фотореализм напротив, концентрируется на образах обычной, повседневной жизни, воссоздаваемых с максимально возможной точностью.
Richard Estes
К наиболее знаменитым художникам-фотореалистам относятся Ричард Эстес, Одри Флэк, Чак Клоуз и скульптор Дуэй Хэнсон. Движение очень неоднозначно воспринимается критиками, которые считают, что в нём механическое мастерство явно превалирует над стелем и идеями.
Audrey Flack Audrey Flack Chuck Close Chuck Close Duane Hanson Duane Hanson Duane Hanson
Кинетическое искусство
От гр. kinetikos — приводящий в движение. Направление в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся конструкций и других элементов динамики. Кинетизм как самостоятельное направление оформился во второй половине 1950-х годов, однако ему предшествовали опыты создания динамической пластики в русском конструктивизме (В. Татлин, К. Мельников, А. Родченко), дадаизме.
Раньше народное искусство также демонстрировало нам образцы движущихся объектов и игрушек, например деревянные птицы счастья из Архангельской области, механические игрушки, имитирующие трудовые процессы, из села Богородское и др.
В кинетическом искусстве движение вводится по-разному некоторые произведения динамически преобразуются самим зрителем, другие — колебаниями воздушной среды, а третьи приводятся в движение мотором или электромагнитными силами. Бесконечно разнообразие используемых материалов — от традиционных до сверхсовременных технических средств, вплоть до компьютеров и лазеров. Часто в кинетических композициях применяют зеркала.
Во многих случаях иллюзия движения создается меняющимся освещением — здесь кинетизм смыкается с оп-артом. Приемы кинетизма широко используются при организации выставок, ярмарок, дискотек, в оформлении площадей, парков, общественных интерьеров.
Кинетизм стремится к синтезу искусств: движение объекта в пространстве может дополняться эффектами освещения, звуком, светомузыкой, кинофильмом и др.
Приемы современного (авангардистского) искусства
Виды современного искусства
А теперь, как и было обещано, многообразие видов современного искусства (contemporary art) во всей красе.
Граффити и обратное граффити
Если для простого граффити нужны чистые стены, чтобы рисовать баллончиками с красками, то для обратного граффити (Reverse Graffiti) наоборот – чем грязнее, тем лучше. Авторы используют моющие средства, а иногда и моющие машины для удаления грязи, рисуя шедевры.
Граффити
Обратное граффити Пола Кертиса
То же, что и обратное граффити на грязных стенах, только на машинах. После такого и машину мыть уже не хочется.
Вместо кисти может пригодиться любая часть тела.
Индийский художник Ани К рисует языком
Жидкости тела (органические)
Некоторые экстравагантные авторы не чураются использовать кровь и мочу для создания своих отвратительных мрачных шедевров.
Для аппликаций и поделок в ход идут любые купюры, которые не жалко.
Резьба по книгам
Из старых книг с помощью пинцетов, щипчиков, скальпелей, клея и других приспособлений, художники создают потрясающие пейзажи.
Резьба по книгам Брайна Деттмера
Боди-арт иллюзии
Тело человека используется в качестве объекта творчества. Но теперь это не просто картинки, а настоящие раны и реальные хищники.
Тени в искусстве
Свет падает на сооружение из всевозможных предметов, а отбрасываемая тень, например женской фигуры, это и есть произведение искусства. Бывают даже цветные тени из-за цветного стекла.
Тени Лэрри Кэгана
Анаморфоз
Из специально искаженного изображения появляется правильное при взгляде под определенным углом. Многие уличные художники так имитируют ямы, трещины на земле и стенах.
Анаморфоз на асфальте Курта Веннера
Акционизм
Вовлечение произведения в действие, т. е. в акцию. Часто художник сам становится участником действия.
Акционизм Петра Павленского
Акционизм с участием зрителей без всякого сценария. И куда все это заведет не понятно.
Акционизм с участием зрителей по прописанному сценарию.
Фотореализм
Слайд фотопленки проецируется на холст, и получается произведение большого размера с фотографической точностью.
Фотореализм Дика Зиммермана
Реди-мейд
Это когда обычный готовый объект, например унитаз, помещают на пьедестал и под стекло.
Марсель Дюшан «Фонтан» 1917 г.
Инсталляция
Композиции из различных материалов разных размеров: от миниатюрных до занимающих огромные залы.
Наша статья об импрессионизме.
Статья о современном искусстве на Википедии.
«Обратное граффити»
Paul «Moose» Curtis
Как и рисование на грязных машинах, «обратное граффити» предполагает создание картины с помощью удаления лишней грязи, а не с помощью добавления краски. Художники часто используют мощные моечные установки, позволяющие удалить грязь со стен, и в процессе создать прекрасные образы. Началось всё это с художника Пола «Муза» Кертиса, который нарисовал свою первую картину на чёрной от никотина стене ресторана, в котором он мыл посуду.
Paul «Moose» Curtis
Другой заметный художник — Бен Лонг из Великобритании, он практикует несколько упрощённую версию «обратного граффити», используя собственный палец для удаления грязи со стен, скопившейся там из-за выхлопов машин. Его рисунки держатся на удивление долго, до шести месяцев, при условии, что их не смоет дождь или не уничтожат вандалы.
Ben Long / mediacentre.kallaway.co.uk
Следует отметить, что «обратное граффити» — искусство достаточно спорное. У того же Кертиса, например, уже было несколько стычек с полицией, которые он сравнивает с «арестом человека, ковыряющегося палкой в песке».
Пространство и инструменты видеоарта
Галерея — это особая среда, которая навязывает свои условия для интеракции. Первое — это цикличность произведения. Видео транслируется в режиме повтора, что сильно влияет на восприятие произведения
Однако это важно с позиции организации пространства, поскольку видео размещают в том же помещении, что живопись или скульптуру, а зритель может войти в зал в любой момент. Другая особенность состоит в том, что отдельные экраны, существующие каждый своей жизнью, попадают в общее экспозиционное пространство галереи
Отдельные экранные образы сливаются в сознании зрителя в один, создавая таким образом дополнительные смыслы. Именно поэтому видеоперфоманс — это про сиюминутность происходящего, про уникальный зрительский опыт.
Видеоарт и перфоманс возникли одновременно. Камера теперь не просто фиксирует действие, а является его полноправным участником. Камера — это медиум, посредник между художником и зрителем. Художник здесь выступает в роли сообщения. Ярким представителем этого направления в искусстве стал Брюс Науман. В 1968 году он снимает «Хождение в нарочитой манере по периметру квадрата», где использует свое тело как инструмент. Он приходит в мастерскую и начинает действовать — ходить по начерченному на полу квадрату в заданном ритме, фиксируя весь процесс на камеру. Таким образом, перформер сам задает правила игры и придерживается их. Он заявляет, что все происходящее в его мастерской — это и есть искусство.
Тем не менее, в 2000-х художники Стив Маккуин и Мэтью Барни демонстрируют видео на большом экране в черном боксе миниатюрного кинозала. Появление цифровых технологий съемки подтолкнуло деятелей искусства к созданию нарративных видео, требующих особо представления — кинематографического. В кинозале зритель попадает в легкий транс, становится более восприимчив и пассивен. Однако произведение по привычке может восприниматься здесь как фильм. Поэтому комната с широким экраном скрывает возможную опасность для видеоарта как самобытного вида искусства. Он рискует слиться с экспериментальным кино в сознании зрителей, а затем художников.
Видеоарт — это искусство, способное сливаться с разными медиумами и менять их. Это искусство, которое не производится и не продается, как кино, реклама или развлечение. Его основа — движущиеся изображение в галерейном пространстве, вызывающие отклик и эмпатию зрителя.
Розалинда Краусс. Видео. Эстетики нарциссизма
Екатеринбург
Помимо модернистской архитектуры и культов личности от Советского Союза нам досталось и богатое индустриальное наследие, руда которого обогатилась новыми смыслами тоже при помощи искусства. Куратору Алисе Прудниковой удалось создать одну из самых интересных и заметных в мире биеннале современного искусства, благодаря которой раз в два года Екатеринбург становится художественной Меккой современного искусства в России.
Помимо биеннале здесь имеет смысл посетить Уральский филиал Пушкинского музея (ГЦСИ в Екатеринбурге) и дом Метенкова, при котором работает арт-резиденция «Новая история Екатеринбурга», а также «Ельцин-Центр», который предлагает не только взгляд на историю возникновения нашей страны, но также временные выставки, театральные и музыкальные программы. А вот галерею уличного искусства «Свитер» можете не искать — она закрылась в прошлом году.
Уральский филиал Пушкинского музея (ГЦСИ в Екатеринбурге)
Фото: Аня Марченкова
Зритель и структура видео
Задача кинематографиста заключается в фиксации времени, конструировании неповторимой реальности, способной погрузить зрителя в состояние полусна. В этом плане «идеальный» зритель — пассивен, внушаем, и кино говорит с ним на простом, доступном языке. Цель же художника, наоборот, побудить зрителя к размышлениям. Язык видеоарта сложен и рассчитан на подготовленного зрителя. Смыслы не лежат на поверхности, художник предлагает зрителю самому докопаться до них.
Видеоарт — сегмент, похожий на кино, но не являющийся им. В отличие от кинематографа, где повествование выстраивается с помощью монтажа — основы киноязыка, видеоарт чаще является однокадровым произведением. Здесь важна сиюминутность происходящего действия, возможность художника вступить в коммуникацию со зрителем и прожить моменты вместе с ним. Хотя Годар и другие представители «новой волны» в 60-х стремились достигнуть этого эффекта с помощью непрерывной, репортажной съемки, кино же не могло обойтись без монтажных склеек.
Видеоарт стал способом рефлексии визуальной культуры, в которой мы живем. Художники занимаются исследованием движения времени и монтажа. Дуглас Гордон завершает работу «24 Hour Psycho» в 1993 году. Он замедляет фильм Хичкока, показывая его со скоростью 2 кадра в секунду. Фильм растягивается на 24 часа и становится серией фотографий. Так, автор возвращает нас к истокам кино — фотографии.
Валентин Серов
Современники знали Серова как отличного портретиста. Портреты его авторства были показателем престижа для представителей русской элиты.
Валентин – мастер психологического портрета, не зря модели боялись художника. Он обладал выдающейся способностью: всегда улавливал суть человека или явления.
Детство Серова нельзя назвать счастливым, его отец умер рано, а мать была занята своей личной жизнью. Мальчик плохо учился, но зато был успешен в искусстве. Он так и не доучился, но это не помешало ему стать известным художником.
Скончался он в возрасте 46 лет от сердечного приступа. Благодаря Серову у современного человека есть возможность увидеть, как выглядели многие знаменитые люди.
Самые известные картины: «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», «Похищение Европы».
«Инфо-арт»
«Инфо-арт» (признание благодаря выставке «Информация» 1970 года К. Макшайна) отличается использованием различных электронных данных, информационных технологий и искусственного интеллекта. Направление «представляет собой визуализацию качественных и количественных данных, которые являются основой компьютерной науки, технологий и управления».
В пример можно привести проект «9 вечеров: театр и техника» группы «Experiments in Art and Technology» (ЕАТ), где были представлены серии выступлений художников, инженеров и ученых (первая демонстрация телепроекции; беспроводная передача звука; запечатление инфракрасной телекамерой действия в полной темноте; доплеровские сонары. Там же было представлено выступление Д. Кейджа под названием «Вариации VII», в которой использовалось электронное оборудование и системы.
Авангардизм
От фр. avant — передовой, garde — отряд — понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. В каждую эпоху возникали новаторские явления в изобразительном искусстве, но термин «авангардизм» утвердился только в начале XX в. В это время появились такие направления, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм. Затем в 20-е и 30-е годы авангардистские позиции занимает сюрреализм. В период 60-70-х годов добавляются новые разновидности абстракционизма — различные формы акционизма, работа с предметами (поп-арт), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм и др. Художники-авангардисты выражают своим творчеством своеобразный протест против традиционной культуры.
Во всех авангардистских направлениях, несмотря на их большое разнообразие, можно выделить общие черты: отказ от норм классического изображения, формальная новизна, деформация форм, экспрессия и различные игровые преобразования. Все это приводит к размыванию границ между искусством и реальностью (реди-мейд, инсталляция, энвайромент), созданию идеала открытого произведения искусства, непосредственно вторгающегося в окружающую среду. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя, активное взаимодействие человека с художественным произведением, соучастие в творчестве (например, кинетическое искусство, хэппенинг и др.).
Произведения авангардистских направлений порой теряют изобразительное начало и приравниваются к объектам окружающей действительности. Современные направления авангардизма тесно переплетаются, образуя новые формы синтетического искусства.
Хэппенинг
Англ. happening — случающееся, происходящее. Разновидность акционизма, наиболее распространенного в авангардистском искусстве 60-70-х годов. Хэппенинг развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное, однако инициаторы действия обязательно вовлекают в него и зрителей. Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра. В дальнейшем организацией хэппенинга чаще всего непосредственно в городской среде или на природе занимаются художники.
Они рассматривают эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции.
Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Все действия развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако, большое значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям. Хеппенинг может включать элементы юмора и фольклора. В хэппенинге ярко выразилось стремление авангардизма к слиянию искусства с течением самой жизни.
И наконец самый передовой вид современного искусства — Суперплоскость
«Био-арт»
«Био-арт» (термин бразильско-американского художника и биоинженера Э. Каца; конец XX в.) существует на стыке искусства и биологии. Художники при создании приведений искусства используют биотехнологии, генную инженерию, микроорганизмы, живые ткани, экологические и средовые проявления. Надо отметить, что широко популярны фотографии, на которых запечатлены чашки Петри с различными изображениями и узорами из бактерий, созданные микробиологами и художниками. Например, нервные клетки из микробов появляются в совместной работе «Нейроны» микробиолога Мехмета Беркмена и испанской художницы Марии Пенил Кобо.
«Нейроны» микробиолога Мехмета Беркмена и художницы Марии Пенил Кобо
Или же работа микробиолога Таши Штурм «Отпечаток руки», где разрослись разные колонии бактерий:
Работа микробиолога Таши Штурм «Отпечаток руки»
Топ-10 самых дорогих русских художников за последний год
Посмотрим, такова ли популярность именитых мастеров за последние двенадцать месяцев. Неизменно возглавляет рейтинг Марк Ротко, который оказался лидером всех перечисленных нами рейтингов. За последний год было продано 5 его произведений на общую сумму 40 млн долларов. Следом за ним идет Тамара де Лемпицка, 11 картин которой ушли за 36 млн долларов. А у Марка Шагала было продано за год целых 314 работ на общую сумму 24,5 млн долларов.
И далее по списку идут все те же художники: Василий Кандинский (10,8 млн долларов, 30 продаж), Иван Айвазовский (9,6 млн, 19 продаж), Никола де Сталь (7,5 млн, 7 уходов), Хаим Сутин (4,3 млн, 5 продаж) и Константин Коровин (4 млн, 25 продаж).
Тамара де Лемпицка (1898–1980)
Василий Кандинский (1866–1944)
А вот десятку самых дорогих художников за последние 12 месяцев замыкают Моисей Кислинг, которого в других рейтингах мы не видели, и Жак Липшиц. В 2020 году было продано 46 работ Кислинга на общую сумму 3,3 млн долларов и 16 работ Липшица на сумму 3 млн долларов.
Подведем итоги. Произведения известных на весь мир русских художников высоко ценятся и сегодня. Ценители живописи охотно пополняют свои коллекции трудами смелых художников, которые в свое время не побоялись перейти к беспредметному искусству, сосредоточились на передаче чувств или как-то иначе выразили свое индивидуальное видение мира. Вероятно, этим и объясняется их вневременная популярность, которая сохраняется и сегодня.
Пейзажи
Русские творцы часто изображали на своих холстах природу. Страна всегда славилась огромными просторами, на которых можно было встретить прекрасные поля, журчащие реки, леса, моря или холодную зимнюю стужу.
Все это и использовали лучшие художники в своих картинах, проникая в самое сердце русского народа, который так сильно любит и гордится местными красотами.
Девятый вал — Иван Айвазовский
Иван Айвазовский — Девятый вал, 1850. Романтизм
Самая известная картина великого мариниста. Широкую известность она получила благодаря безупречному контрасту. Сильные, страшные волны, нависшие над моряками, противопоставляются легкому и чарующему восходу солнца, который будто бы дает слабую, но такую необходимую надежду.
Смесь разрушительной и при том милосердной природы и дает этому полотно такое влияние над зрителем.
Грачи прилетели — Алексей Саврасов
Грачи прилетели — Алексей Саврасов, 1971.
Искусствоведы считают написание этой картины одним из важных этапов в живописи русских пейзажей. Именно здесь так ярко, но при этом нежно, передан дух весны, ее характер.
Все, что у зрителя может ассоциироваться с этим прекрасным временем года, присутствует на полотне. До Саврасова, мало кто мог похвастаться способностью, настолько идеально передать настроение через пейзаж.
Радуга — Иван Айвазовский
Радуга — Иван Айвазовский, 1871
Новизна для мира искусства и самого художника, — главная особенность этой известной русской картины. Айвазовский смог отойти от привычной для него импровизационной манеры в написании работ и показал всему миру, что он еще на многое способен. После этого полотна у художника наступил новый творческий период.
Московский дворик — Василий Поленов
Московский дворик — Василий Поленов, 1878
Картина стала первой русской работой в жанре, при котором бытовой пейзаж не раскрывает какой-то особый сюжет. Среди подобных полотен она выделяется своей простотой и легкостью, которые художник мастерски преобразил, создав шедевр.
В дальнейшем Поленов продолжит работать по уже выбранному направлению, постоянно представляя миру новые изображения обыденности в красивой и изящной подаче.
Березовая роща — Архип Куинджи
Березовая роща — Архип Куинджи, 1879
Автор картины смог сломать устоявшиеся всем привычные стандарты, которым должна следовать работа, выполненная в жанре реализм. Куинджи сочетал реально существующий пейзаж со своим собственным субъективным видением.
До сих пор среди искусствоведов ходят споры о том, насколько эта картина шедевр или бездарность. Однако точно можно сказать, что полотно вызывает эмоции, что уже делает его отличным произведением.
Утро в сосновом лесу — Иван Шишкин и Константин Савицкий
Утро в сосновом лесу — Иван Шишкин и Константин Савицкий, 1889
Полотно известного русского художника стало настоящим символом страны. Изображение получило такую популярность в народе из-за приятного и понятного каждому пейзажа.
Любовь, с которой был выполнен каждый мазок, прекрасно чувствуется. Шишкин действительно был фанатом своей родной природы, отчего и смог так насыщенно отобразить ее с помощью красок, холста и кистей.
Дача — Лев Лагорио
Дача — Лев Лагорио, 1892
Для самого художника эта работа была несколько нетипичной, так какаще всего последователь Айвазовского изображал море или океан. В мировой культуре эта картина прославилась за счет выверенных и уверенных мазков, которые были необычными для тенденций в пейзажах того времени.
Над вечным покоем — Исаак Левитан
Над вечным покоем — Исаак Левитан, 1894
Когда-то Федор Достоевский сказал: «Страданием своим русский народ как бы наслаждается». Картина Левитана — четкое тому подтверждение, никто не мог передать ту самую печаль и тоску людей, природы или времени года лучше, чем этот великий художник.
Осень на его картине стала популярна как раз из-за того, насколько явственно в ней ощущается что-то грустное, но при этом совершенно неизбежное, поэтому и приходится лишь ждать и наслаждаться этим.
Золотая осень — Исаак Левитан
Золотая осень — Исаак Левитан, 1895
Пора падающих листьев для русского художника была любимой. Он ждал ее, и с нетерпением становился за мольберт, как только на деревьях начинали желтеть листья. Особенностью «Золотой осени» стала необычная гамма красок, которую Левитан выбрал для работы. Привычные нежные пейзажи этой поры сменились на яркие и чувственные.
Поп-арт
Англ. pop art, от popular art — популярное искусство. Направление в искусстве Западной Европы и США с конца 1950-х годов. Расцвет поп-арта пришелся на бурные 60-е годы, когда во многих странах Европы и Америки вспыхнули бунты молодежи. Молодежное движение не имело единой цели — его объединял пафос отрицания.
Молодые люди готовы были выбросить за борт всю прошлую культуру. Все это нашло отражение в искусстве.
Отличительная черта поп-арта сочетание вызова с безразличием. Все одинаково ценно или одинаково бесценно, одинаково красиво или одинаково безобразно, одинаково достойно или не достойно. Пожалуй, только рекламный бизнес основан на таком же бесстрастно-деловитом отношении ко всему на свете. Не случайно именно реклама оказала огромное влияние на поп-арт, а многие его представители работали и работают в рекламных центрах. Создатели рекламных передач и шоу способны искромсать на кусочки и соединить в нужной им комбинации стиральный порошок и известный шедевр искусства, зубную пасту и фугу Баха. Точно также поступает и поп-арт.
Мотивы массовой культуры эксплуатируются поп-артом по-разному. В картину вводятся посредством коллажа или фотоснимков реальные объекты, как правило, в неожиданных или совершенно абсурдных сочетаниях (Р. Раушенберг, Э. Уор Хол, Р. Хэмилтон). Живопись может имитировать композиционные приемы и технику рекламных щитов, картинка комикса может быть увеличена до размеров большого полотна (Р. Лихтенстейн). Скульптура может сочетаться с муляжами. Например, художник К. Олденбург создавал подобия витринных муляжей пищевых продуктов огромных размеров из необычных материалов.
Между скульптурой и живописью часто нет границы. Художественное произведение поп-арта нередко не только имеет три измерения, но и заполняет собой целиком выставочное помещение. В силу таких преобразований исходный образ объекта массовой культуры преобразуется и воспринимается совсем иначе, чем в реальном бытовом окружении.
Основной категорией поп-арта является не художественный образ, а его «обозначение», избавляющее автора от рукотворного процесса его создания, изображения чего-либо (М. Дюшан). Этот процесс был введен с целью расширения понятия искусства и включения в него нехудожественной деятель-ности, «выхода» искусства в область массовой культуры. Художники поп-арта были инициаторами таких форм, как хэппенинг, предметная инсталляция, энвайромент и других форм концептуального искусства. Аналогичные течения: андеграунд, гиперреализм, оп-арт, реди-мейд и др.
Александр Бренер и бой с Ельциным
В 1995 году состоялась ещё одна провокационная акция. Зимой в лютый мороз на Лобное место в Москве в одних трусах вышел Александр Бренер. Единственное, что согревало его, кроме трусов, — боксёрские перчатки. Но акционист надел их не просто ради развлечения. Громкими криками он вызывал на бой действующего Президента России Бориса Ельцина. При этом он постоянно обзывал его подлым трусом. Перфоманс художника был приурочен к началу Чеченской войны, которую инициировал Ельцин
Бренер своим поступком хотел обратить внимание общественности на то, что Президент прячется в своём комфортном кабинете, пока на Юге России гремит война. В конечном итоге обнажённого боксёра затолкали в милицейский УАЗ
Акционист-безбожник
В 1998 году в Москве состоялась художественная ярмарка, которая запомнилась публике жестоким перфомансом. Известный на тот момент акционист Тер-Оганьян представил зрителям небольшой спектакль. В ходе постановки он показал несколько репродукций известных икон. А затем начался интерактивный перфоманс: художник предложил любому желающему осквернить иконы за небольшую плату. Так как желающих не нашлось, Тер-Оганьян взял в руки топор и начал ломать и крушить одну репродукцию за другой. За этот перфоманс против художника было возбуждено уголовное дело по просьбе Патриарха Русской Православной Церкви. Художника непременно бы посадили, только вот он сбежал в Чехию, где и живёт до сих пор.
Гиперреализм
Англ. hyperrealism. Направление в живописи и скульптуре, возникшее в США и ставшее событием в мировом изобразительном искусстве 70-х годов XX в.
Другое название гиперреализма — фотореализм.
Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте. Они изображали мир современного города: витрины магазинов и ресторанов, станции метро и светофоры, жилые здания и прохожих на улицах
При этом особое внимание обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности: стекло, пластик, полировку автомобилей и др. Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств
Целью гиперреалистов было изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально. Для этого они использовали механические способы копирования фотографий и увеличения их до размеров большого полотна (диапроекцию и масштабную сетку). Краску, как правило, распыляли аэрографом, чтобы сохранить все особенности фотоизображения, исключить проявление индивидуального почерка художника.
Кроме этого, посетители выставок этого направления могли встретить в залах человеческие фигуры, выполненные из современных полимерных материалов в натуральную величину, одетые в готовое платье и раскрашенные таким образом, что они совершенно не отличались от зрителей. Это вызывало много путаницы и шокировало людей.
Фотореализм поставил своей задачей обострить наше восприятие обыденности, символизировать современную среду, отразить наше время в формах «технических искусств», широко распространившихся именно в нашу эпоху технического прогресса. Фиксируя и обнажая современность, скрывая авторские эмоции, фотореализм в своих программных работах оказался на границе изобразительного искусства и чуть ее не переступил, потому что стремился соперничать с самой жизнью.
Frm46 — заработал на NFT более $25 тыс.
Кто такой Frm46. Евгений Зубков — 26-летний графический дизайнер из Ростова-на-Дону. Создавал вирусный контент для игр Cyberpunk 2077, PUBG, Valorant.
Свою первую NFT-работу «CryptoGop» художник разместил на Foundation за 0,6 ETH или $1163 в марте 2021 года. Через 2 дня работу купили за 0,9 ETH или $1743.
Самая дорогая работа. Работу «PANDORA’S BOX» Евгений выставил на Foundation в марте 2021 года за 1,46 ETH или $2833. На следующий день в ходе аукциона цена выросла до 5,4 ETH или $10488, что в 4 раза дороже ее первоначальной стоимости.
В чем особенность работ. Евгений Зубков стал известен благодаря своей серии работ о параллельной постсоветской реальности в сеттинге киберпанка. В этих NFT-артах образы гипертрофированных технологий контрастируют с провинциальной Россией, декорации которой будто застряли вне времени. Яркий пример такого стиля — картина «COLONEL». На ней художник изображает пожилого мужчину с кибернетической рукой. Он курит на фоне хрущевок в полицейской форме. А на картине «Drones (2016)» Евгений изобразил бабушку, которая кормит голубей. Но вместо птиц летают дроны.
Где выставляет свои работы. На площадках Foundation и OpenSea.
Где следить за художником:
Сайт: zubkovstore.ruТвиттер: @Frm46Behance: Evgeny ZubkovВКонтакте: Евгений Зубков
Андрей Рублев
Андрей Рублев – самый известный русский иконописец. О нем мало, что известно. Есть предположение, что он родился в семье ремесленников. Принял монашеский постриг, тогда и получил имя Андрей.
Первые упоминания о нем датированы 1405 годом. Он участвовал в росписи стен Благовещенского собора в Московском Кремле.
У Рублева свой стиль, не похожий на другие. Его иконы наполнены гармонией, в них нет трагизма. Свою жизнь художник отдал на служение Богу.
Его последняя работа не сохранилась, Рублев трудился над фресками для Спасского Собора. Он не успел их закончить, заболел чумой и вскоре скончался.
Самые известные иконы: «Троица», «Христос-вседержитель», «Вознесение Господне».