Биография
Виктор Цой — феномен российской рок-музыки. Лидер рок-группы «Кино», музыкант и киноактер, он стал кумиром поколения перестройки. Творческое наследие, которое певец оставил за свою недолгую жизнь, неоднократно переосмысливалось его современниками и следующими поколениями музыкантов.
Явление, которое представляла группа «Кино» на постсоветском пространстве, было уникальным: проблемы, поднимаемые в песнях Цоя, до сих пор продолжают волновать юные умы.
Иногда трудно понять и объяснить, чем же Виктор Цой заслужил такую тотальную любовь. Голос народа, символ эпохи русского рока, дыхание перемен — такие обозначения очень кстати, когда вспоминают имя легендарного музыканта.
С этим сценарием Нугманов на волне популярности после «Иглы» отправился вместе с Цоем на фестиваль «Санденс». Там он познакомился с продюсером Эдом Прессманом, который, в свою очередь познакомил Нугманова с Уильямом Гибсоном, тем самым «отцом киберпанка».
В Сан-Франциско Нугманов показал ему «Иглу», напоил джином с тоником, и они решили вместе поработать над сценарием. По словам Нугманова, главный вклад Гибсона был в том, что он придумал «механического паука, заряженного атомной бомбочкой» по имени Boris The Spider, а также переименовал главного злодея из Безумного Шляпника в Доктора Друга и сделал его вместо директора завода популярным телеведущим. На эту роль Нугманов хотел пригласить лидера группы Talking Heads Дэвида Бирна, который также должен был поучаствовать в создании саундтрека вместе с Цоем и «Кино».
Вот как вспоминал о встрече с Нугмановым сам Гибсон:
Сценарий «Цитадели смерти» до сих пор существует и Нугманов не оставляет попыток когда-нибудь сделать из него фильм. Несколько лет назад режиссер заявил, что видит в главной роли сына Виктора Цоя — Александра, но до сих пор этот проект так и не запущен в производство.
Нугманов так и остался в истории режиссером одной значительной картины, которая с одной стороны случайно свалилась на него, с другой — он ловко её подхватил и довел до успешного проката. История создания «Иглы» — это коктейль из счастливых случайностей, импровизации и энтузиазма нескольких молодых людей, которые просто хотели снять кино со своими друзьями. Как говорил неоднократно сам Нугманов, желания войти в историю у них не было. Но время расставило все по своим местам. Сегодня «Игла» — один из главных бриллиантов советского перестроечного кино.
15 августа отреставрированная версия Иглыбудет идти в кинотеатрах сети Каро. Купить билет на сеанс можно здесь.
Виктор Цой: национальность, биография
Будущая легенда в лице обычного парня родилась в 1962 году в Ленинграде в смешанной семье: этнического корейца и коренной ленинградки. Отец занимал должность инженера, а мама преподавала физическую культуру в школе. В биографии родителей много интересных фактов, которые ниже мы рассмотрим подробнее.
Средняя художественная школа, в которой Виктор учился на протяжении трех лет, стала первым этапом творческой жизни музыканта. Именно здесь он участвовал в группе «Палата №6», которую возглавлял Максим Пашков. Затем Цоя из «художки» исключили за неуспеваемость, и он стал в ПТУ №61 осваивать специальность резчика по дереву. В юности Виктор «болел» Владимиром Высоцким и Михаилом Боярским, а потом его кумиром стал Брюс Ли, он даже увлекся восточными единоборствами и подражал имиджу «боевого» киноактера. Не иначе как зову восточной крови покорялся Виктор Цой.
Когда Нугманов соглашался снимать «Иглы», он не ожидал, что фильм, даже несмотря на наличие Цоя, выйдет в прокат.
По словам режиссера, он думал, что после довольно живописных сцен с приемом наркотиков, грубой лексики и других спорных моментов, фильму влепят 3-ю категорию (низшая в советской киноиерархии) и положат на полку. Во многом именно поэтому Нугманов снимал «Иглу» в таком свободном стиле, не думая о последствиях. Для него это была возможность сделать фильм с друзьями и получить от процесса удовольствие.
Но «Игла» все-таки добралась до широкого проката и пользовалась заметным, хоть и не фантастическим успехом. За 1989 год картину посмотрели почти 15 млн зрителей (для сравнения каждую серию «Интердевочки», вышедшей в том же году, посмотрели в два с половиной раза больше людей) — и это только девятый результат советского проката 1988 года. Вот кто обогнал «Иглу»:
Но фильм оставался в прокате и на следующий, 1990 год, а после гибели Цоя в августе, возобновился по всей стране. Официальная статистика за этот год отсутствует, но по словам Бахыта Килибаева (одного из сценаристов картины), в Госкино СССР ему озвучивали общую кумулятивную оценку более 30 миллионов зрителей.
Позже в интервью Нугманов признался, что больших денег фильм ему не принес. Он работал по обычной режиссерской ставке в 180 рублей, а когда фильм достиг самоокупаемости в прокате (это произошло, когда количество посмотревших перевалило отметку в 9,5 млн зрителей), Нугманов получил премию — 800 рублей.
«Игла» понравилась не только аудитории, но и критикам. Вот, например, оценки из журнала «Искусство кино» по почему-то шестибалльной системе. Они показывают, что фильм понравился более-менее всем:
Один из самых знаменитых текстов про «Иглу» написал искусствовед и кинокритик Сергей Шолохов в журнале «Советский экран», в котором подробно разбирал стиль Нугманова и героя Виктора Цоя. Вот отрывок из статьи под названием «Игла в стогу сена»:
Несмотря на запутанную композицию, постоянные недосказанности и другие признаки авторского стиля, фильм разговаривал со зрителем на простом языке. Для молодой аудитории, которая во времена перестройки несколько опьянела от надвигающейся на страну свободы, «Игла» была своеобразным учебником жизни, а Моро — самым крутым учителем в СССР. Своими действиями он четко иллюстрирует основной месседж фильма — о вреде наркотиков.
В 89-м году редакция журнала «Собеседник» решила заказать две рецензии на фильм у молодых читателей. В одном из текстов считывается разочарование режиссерской манерой, и в то же время — несомненный восторг от одного: актера на главной роли.
Песни Виктора Цоя были всегда полны честности
В начале 80-х годов, Цой начинает выступать среди молодёжи, набирая всё большую популярность в определённых кругах. Его стали приглашать на фестивали в разные города, в дальнейшем им начинают интересоваться другие рок-музыканты. Цой в это время начинает писать собственные песни, зачастую он делал всё это в разные периоды, связывая куплеты и припевы в единое целое.
В те времена почти все песни были очень сложными, чтобы понять о чём речь, нужно было задействовать интеллект. Цой решил пойти иным путём, он выглядел простым и честным со своими слушателями. Музыкант просто пел то, что его волновало и за это слушатели прощали ему все ошибки, ведь он не заставлял никого учить. А думал музыкант о свободе, как и вся молодёжь в те времена.
Воспоминания о детстве
Азиатская внешность привлекала к маленькому Вите повышенное внимание, отчего он испытывал смущение, чаще играл в стороне от других детей и все больше становился замкнутым. В период известности журналисты поначалу часто спрашивали: кто Виктор Цой по национальности? Тогда он вспоминал, что в детстве его называли «япошкой» и признавал, что его это обижало
В школе стало понятно, что Цой не дружит с точными науками и является гуманитарием. Рисование, искусство и литература – это были его любимые предметы. Гитару Виктор впервые взял в руки в пятом классе, и отец учил его начальным аккордам. А уже через три года парень играл в собственной группе «Палата №6» на бас-гитаре.
«Восьмиклассница»
Несмотря на только начинавшийся расцвет карьеры, из упоминаний в биографии Виктора Цоя о личной жизни (Википедия это подтверждает) — первая из его любовных песен, посвященная одной знакомой, Дженни Аснес, в то время она была студенткой первого курса. А познакомил их художник Андрей Медведев, который был не только лучшим другом Цоя, но также являлся человеком, который занимался с Дженни.
Много лет спустя она вспоминала, что в 15-летнем возрасте узнала про Цоя, они общались, но ничего большего между ними не было, так как оба считали, что 5-летняя разница в возрасте слишком велика. Лишь спустя много лет Андрей принес ей кассету с песней и рассказал о том, что Цой посвятил эту песню ей. Она постоянно опаздывала домой, но никогда не жаловалась на тройку по географии и не ходила с Цоем в кино, но Витя и не хотел, чтобы она догадалась, о ком эта песня, поэтому придумал некий образ, на тот момент обобщенный и актуальный, что и зацепило многих.
Смерть и бессмертие
Летом 1990 года Цой и Каспарян на даче под Юрмалой трудились над новым альбомом под акустическую гитару.
15 августа 1990 года днём Цой ехал на тёмно-синем «Москвиче» по Латвийской трассе. Под Тукумсом, неподалёку от Риги, машина с музыкантом вылетела на встречную полосу и лоб в лоб столкнулась с автобусом «Икарус». Как говорится в протоколе, водитель легкового автомобиля заснул за рулём от переутомления. Смерть Виктора Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал.
Гибель певца стала шоком для всей страны. 19 августа на его похороны в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище собрались тысячи людей. Многие фанаты Цоя после его смерти покончили жизнь самоубийством.
Альбом, над которым трудился в Прибалтике Цой, вышел зимой 1990 года, он назывался «Чёрный альбом».
Для многих Виктор Цой – это молодость, японские кассетные магнитофоны, джинсы-варёнки или пирамиды, поход толпой на фильм «Игла» в кинотеатр, первая любовь, и первый брейк-данс на дискотеке, и надписи на домах и автобусных остановках «Цой жив!» Но его песни поют и те, кто родился после гибели великого музыканта. А это уже и есть бессмертие…
Детство и юность
Виктор Цой родился летом 1962 года в ленинградской семье научно-технической интеллигенции. Отец музыканта Роберт Цой работал инженером, а мама, коренная ленинградка Валентина Васильевна, преподавала в школе физкультуру. Цой Сын Дюн (русское имя —Максим Максимович Цой), дедушка Виктора Цоя по отцу, кореец по национальности, жил в Казахстане. Несмотря на восточные корни, рост Виктора составлял 184 см (общепринятая версия).
В детстве мальчик стал проявлять интерес к рисованию, и родители, чтобы развить его талант, отдали Виктора в художественную школу, где тот проучился 3 года
В средней школе он не мог порадовать родителей успехами, а преподаватели не видели в нем способного к знаниям ученика, обращая внимание на других детей
Виктор Цой в детстве /
Уже с пятого класса круг интересов школьника резко изменился в сторону музыки. Тогда у Цоя появилась первая гитара, которую подарили ему родители. Отец показал несколько аккордов. Мальчика это увлекло. Он сам ставил себе голос, нередко занимаясь в ванной комнате вокальными распевками. Вместе с товарищами собрал первую группу «Палата № 6».
Увлечение подростка музыкой было огромным: чтобы купить 12-струнную гитару, школьник потратил все деньги, которые родители оставили ему, уехав на отдых. На последние 3 рубля Цой накупил беляшей и наелся их на голодный желудок. Результат был предсказуем, и после этого музыкант сделал единственно верный для себя вывод: никогда не есть беляши.
После девятого класса Виктор решил продолжить учебу в Ленинградском художественном училище имени В. А. Серова, чтобы стать художником-оформителем. Но страсть к изобразительному искусству быстро остыла, так как большую часть времени юноши занимала музыка. Цой был отчислен со второго курса за неуспеваемость.
Виктор пошел работать на завод, а затем устроился в Художественно-реставрационный лицей № 61, где осваивал профессию резчика по дереву. После окончания учебного заведения одно время работал в мастерской Екатерининского дворца.
Однако все эти жизненные интересы не являлись для Виктора главными. Музыка всегда была рядом, и со временем он все больше понимал, что это единственное занятие, которому хотелось бы посвятить жизнь.
Остальные роли Нугманов в «Игле» отдал любителям.
Одним из актеров в фильме был Архимед Искаков — учитель математики в алма-атинской школе. На одном из занятий он проговорился, что снимается в фильме с Виктором Цоем, и ученики уговорили его пригласить музыканта в школу. Цой оказался не против. Встречу назначили на поздний вечер — съемки заканчивались не раньше девяти. Искаков рассказывал, что он никогда в своей жизни не видел такой реакции: когда Цой вошел в класс с гитарой, все ученики буквально оцепенели. Два часа он пел песни и пытался беседовать со школьниками, но никто не проронил ни слова. Искакову было так неудобно, что пришлось извиняться перед Цоем.
Но на следующий день перед Искаковым извинились и сами школьники. Никто не понимал, что произошло. И они попросили учителя еще раз поговорить с Цоем, чтобы он дал им второй шанс. Цой снова не отказался и очередным вечером отправился с гитарой школу. На этот раз в класс набилось человек 150: дети пришли с родителями, было много учеников из параллельных классов. На этот раз встреча прошла живее — за несколько часов в компании Цоя школьники задали ему кучу вопросов и еще раз прослушали импровизированный акустический концерт. Эта школа в Алма-Ате — под номером 56 — до сих пор существует: рядом с дверью в тот самый класс висит табличка, что именно здесь в 1987 году лидер группы «Кино» «провел два концерта, находясь в Алма-Ате, на съемках фильма «Игла».
Более заметное напоминание о Цое в Алмате — памятник, установленный в месте съемок финальной сцены фильма.
Первая версия сценария «Иглы», который написали Александр Баранов и Бахыт Килибаев, категорически не нравилась Нугманову. По словам режиссера, там было «слишком много разговоров» и разных объяснений, поэтому он начал вырезать из него целые куски. Много лет спустя признался, что после его «чистки» рабочий сценарий картины сильно пострадал — страницы были порезаны, что-то вырвано с корнем, а то, что осталось — заметно исчеркано ручкой. Впрочем, основную историю он оставил нетронутой: таинственный молодой человек приезжал в некий город, чтобы вернуть долг. Но вместо этого он вынужден спасать от наркомании свою знакомую Дину, а впоследствии — бороться с местными криминальными элементами.
Память
Творческое наследие музыканта неоднократно перерабатывалось другими группами. Так, Константин Кинчев, лидер «Алисы», который одно время был дружен с Цоем, исполняет некоторые его песни на своих выступлениях.
В 2000 году состоялся трибьют «Кинопробы», в котором участвовали многие русские рок-исполнители. Симфонический оркестр Эрмитажа исполнил песни группы «Кино» на концерте, посвященном памяти музыканта.
Это не единственный подобный альбом с сочинениями автора. Позднее появились «День рождения Виктора Цоя», «Кинопробы. Рэп-трибьют» и диск «Мы вышли из кино», выпущенный к 55-летию звезды. Вячеслав Бутусов использовал текст Цоя «Дети минут» для создания песни, которая попала в трек-лист одного из альбомов «Ю-Питера». Композиция была использована в качестве саундтрека фильма Рашида Нугманова «Игла Remix».
В 1990 году после известия о гибели исполнителя появилась стена Цоя. В Москве поклонники творчества музыканта исписали надписями стену дома № 37 на Арбате (в Кривоарбатском переулке). Надписью «Цой жив» и цитатами из его песен фанаты хотели подчеркнуть любовь к популярному исполнителю. В дальнейшем стена памяти стала одной из достопримечательностей российской столицы.
Режиссеры не забыли о биографии популярного музыканта. Кинематографисты продолжают снимать фильмы о его жизни и творчестве.
В 2012 году на экраны вышел документальный фильм «Цой — Кино» режиссера Евгения Лисовского. В киноленте была обнародована песня Цоя «Атаман», до этого времени не издававшаяся. Наталия Разлогова сохранила кассету с этой композицией, сделав ее достоянием общественности.
Летом 2018 года в Каннах состоялась премьера драмы Кирилла Серебренникова «Лето», посвященной началу творческого пути Виктора Цоя, его дружбе с Майком Науменко, а также взаимоотношениям с супругой Майка Натальей. Музыкантов сыграли европейский актер корейского происхождения Тео Ю и лидер группы «Звери» Рома Зверь (Роман Билык), на роль Натальи Науменко была утверждена Ирина Старшенбаум.
Каждые 5 лет поклонники Цоя отмечают очередную юбилейную дату со дня рождения Виктора Цоя праздничными рок-концертами и акциями памяти. В 2017 году в честь юбилея на песню «Звезда по имени Солнце» в Санкт-Петербурге сняли клип одним кадром. В этот год артисту исполнилось бы 55 лет.
А в 2020-м состоялась премьера картины Алексея Учителя «Цой», в которой перед зрителями развернулся последний этап жизни музыканта. В фильме сыграли Евгений Цыганов, Паулина Андреева, Марьяна Спивак.
К 60-летию музыканта в начале 2022 года в Москве, в Центральном Манеже, была открыта выставка «Виктор Цой. Путь героя». Экспозиция была составлена из ранее неизвестных материалов из коллекций Роберта Цоя, сына артиста Александра, его друзей, коллег и преданных фанатов. Посетителям были представлены вещи лидера группы «Кино», редкие фото, личные письма, сценические костюмы, поделки и картины, созданные самим исполнителем. Проект получил поддержку от Президентского фонда культурных инициатив.
Человек-легенда
С великими людьми так бывает: они живут своей жизнью (часто особенной, но всё же обычной, человеческой), выражают себя через творчество, стремятся реализовать амбиции и в конце концов становятся настоящими иконами для своих современников или чаще для будущих поколений.
Достижения превосходят их собственные ожидания. Превращаясь в кумиров для миллионов, они становятся кем-то гораздо большими, нежели просто талантливыми личностями. Поклонники наделяют объект обожания теми свойствами, которыми тот, может быть, и не обладал. Они превозносят всё то, что он делал, подчёркивая, акцентируя и обогащая своими смыслами то значение, которое вкладывал в искусство сам творец.
Нечто подобное произошло и с Виктором Цоем, который уже при жизни стал человеком-легендой. Люди вдохновлялись его песнями, каждый находил в них что-то своё. Влияние на слушателей было настолько мощным, что в какой-то момент его буквально назначили голосом совести народа, хранителем некой сакральной правды и чуть ли не вестником новой революции, кем он в реальности не был и по большому счёту быть не хотел.
Но это превращение в «нерукотворный памятник» происходило уже не по его воле. Разберёмся, о чём песни Цоя на самом деле, что он хотел донести с помощью них и как трактовки фанатов и критиков искажали их смысл до неузнаваемости.
Детство
Виктор Цой родился 21 июня 1962 года.
Его дедушка по отцу, Максим Максимович Цой, родом из Казахстана, а по происхождению кореец (на корейском его имя и фамилия звучали как Сын Дюн Цой). У него было 4 сына и дочь, так что родня Виктора Цоя по отцовской линии очень большая. Отец Виктора Цоя, Роберт Максимович, родился в 1938 году, всю жизнь проработал инженером.
Мама Виктора, Валентина Васильевна (девичья фамилия Гусева), коренная ленинградка, родилась в 1937 году в Пушкине, работала преподавателем физкультуры в школе. После того, как она познакомилась со своим будущим мужем Робертом Цоем, прошло всего каких-то три дня, как молодой человек сделал девушке предложение стать его женой. Очень спешная свадьба зачастую ведёт к непродолжительным супружеским отношениям, но к родителям Цоя это не относилось. Они прожили в вместе около 40 лет.
Жили по-разному, три раза Роберт уходил от Валентины и трижды возвращался. А она в свою очередь то ненавидела его, то снова любила и прощала. Они пережили несколько свадеб и разводов, и самое страшное горе – смерть единственного сына.
В школе Виктор Цой учился неважно, преподаватели не видели в нём способного ученика, в результате чего ему пришлось поменять три учебных заведения. Зато с ранних лет у ребёнка проявлялась тяга к рисованию
Родители, заметив такое увлечение, отдали Виктора в среднюю художественную школу, где он проучился три года.
Но с пятого класса жизненные интересы мальчика резко повернулись в сторону музыки. Родители, уезжая в отпуск, оставили ему сумму денег на проживание. Виктор пошёл в магазин и почти на все деньги купил двенадцатиструнную гитару. Остаток потратил на беляши, которых наелся на голодный желудок, да так, что потом было плохо. С тех пор он принял для себя решение – никогда не есть беляши.
Смерть
15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автокатастрофе.
Музыкант разбился в ДТП на 35-м километре латвийской трассы Слока — Талси неподалеку от города Тукумса, возвращаясь с отдыха в Прибалтике. Его машина врезалась в пассажирский автобус марки «Икарус», водитель которого Янис Фибикс не пострадал. По официальной версии, Цой от переутомления заснул во время управления транспортным средством.
Долгое время ходили слухи, что Виктор не заметил поворота, так как менял кассету в автомагнитоле, однако подтверждений таким утверждениям не нашлось. Причина смерти рок-звезды до сих пор будоражит российское общество.
Гибель певца стала шоком для страны. 19 августа 1990 года на прощание с Цоем собрались тысячи людей. Похоронен артист на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Многие фанаты не смогли принять известие о смерти кумира, покончив жизнь самоубийством.
На его могиле всегда лежат живые цветы и никогда не гаснут свечи. На том же кладбище недалеко от певца похоронена жена Виктора Марианна Цой, а также его мать Валентина Васильевна Цой.
После смерти музыканту установили большое количество памятников в разных странах мира. Одна из главных скульптур, которая изображает рок-исполнителя сидящим на мотоцикле, установлена в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте, напротив кинотеатра «Аврора».
На 35-м километре шоссе Слока — Талси, где случилась смертельная авария, также установили монумент высотой 230 см. За основу авторы выбрали одну из самых популярных фотографий музыканта, на которой он запечатлен со скрещенными руками.
Скульптор Амиран Хабелашвили и художник Руслан Верещагин, создававшие памятник, решили навечно зафиксировать знаменитые строки Цоя о смерти и любви из песни «Легенда»:
Как музыкант становился популярным
В начале 80-х Виктора начинают узнавать на улицах, у него появляется множество поклонников. Хотя сам певец ненавидел, что он выделяется, ему не нужна была слава. Он жаловался друзьям и знакомым, насколько это неприятно, выйти в магазин, а в него тыкают пальцем и говорят: «О, да это же, Цой пошёл, смотри!». Виктор не хотел чувствовать себя звездой, он даже работал в бане мойщиком помещений, а в последующем и кочегаром. Хотя с другой стороны, в те времена нельзя было числиться безработным.
С выходом альбома «Начальник Камчатки», Виктор и его группа обретают бешеную популярность на всей территории СССР, все песни из сборника оказываются хитами. Это простые и понятные песни, которые очень близки народу, особенно молодёжи.
Чуть позже появляется ещё два альбома, некоторые песни вновь становятся хитами. Именно в эти годы Виктор знакомится со своей будущей женой Марьяной. Девушка была настолько напористой, что её просто было невозможно не заметить. Она подошла к музыканту и написала свой номер телефона губной помадой прямо на лбу. В 1984 пара официально расписалась, через год у них появляется сын Саша. Считается, что Марьяна внесла немалый вклад в развитие музыканта, вместе с женой он почувствовал новый прилив сил, поверив в свои возможности.
Группа «Кино»
Дебютный альбом группы «Кино» был записан в 1982 г. при поддержке Гребенщикова в студии Тропилло. Общая продолжительность всех композиций на пластинке составляла 45 минут. Именно поэтому альбом называется «45».
После этого «Кино» выступает на сцене Ленинградского рок-клуба, а затем и совместно с «Аквариумом». Через год коллектив решил покинуть Алексей Рыбин, а его место занял Юрий Каспарян.
В таком составе был записан альбом «46», который не предназначался для всеобщего прослушивания. Изначально Цой вообще был против его распространения, однако позже изменил свое мнение.
В 1983 г. в биографии Виктора Цоя начались существенные перемены. Ему пришла повестка в армию, куда он идти совершенно не хотел.
В результате, чтобы уклониться от призыва, он инсценировал попытку самоубийства, и на протяжении полутора месяца находился в психбольнице.
Оказавшись на «свободе», он написал психоделическую песню «Транквилизатор», в которой описаны его ощущения во время пребывания в клинике.
После этого в биографии Цоя произошло множество положительных событий. С каждым годом популярность группы и самого Виктора Цоя росла с поразительной скоростью.
Музыканты давали все больше концертов и становились лауреатами разных рок-фестивалей. Позже к «Кино» присоединились барабанщик Георгий Гурьянов и бас-гитарист Игорь Тихомиров.
Именно этот состав принято считать «золотым».
В период 1984-1986 гг., было записано еще 3 альбома. Поскольку тексты песен затрагивали разные социальные темы, музыканты не редко сталкивались с противодействием со стороны властей.
Иногда в процессе выступления им отключали микрофоны, вынуждая их покинуть сцену. Однако это скорее приводило к обратному эффекту. Зрители продолжали петь вместе с Цоем, не обращая внимания на «технические неполадки».
В 1986 г. музыканты познакомились с американской исполнительницей Джоанной Стингрей, ставшей в будущем супругой Юрия Каспаряна. Она привезла из Штатов небольшую студию «Yamaha МТ 44», с помощью которой был записан альбом «Группа крови».
После выхода пластинки, «Кино» получило фантастическую популярность, объехав с гастролями весь СССР.
В 1988 г. состоялась запись пластинки «Звезда по имени солнце». И вновь успех! Это кажется невероятным, но практически все композиции из нее сразу же стали хитами.
Через год в биографии Цоя случается очередное важное событие. Группу приглашают на гастроли во Францию
Приехав туда музыканты дали ряд концертов, а также записали альбом «Последний герой».
Последний концерт группы «Кино» состоялся 24 июня 1990 г. на «Лужниках» в Москве.
В честь их выступления был зажжен олимпийский огонь. До этого его зажигали лишь во время открытия Олимпиады-80.
«Черный альбом» стал последним в дискографии группы. После смерти Цоя остальные музыканты сочли не правильным исполнять песни перед публикой с другим вокалистом.
Интересно, что цена за винил Черного альбома была на то время очень высокой – 25 руб., в то время как подобные пластинки отечественного производства стоили менее 4 руб.
Был ли Цой знаком с Тальковым?
Виктор Цой
Начнём с того, а был ли Цой вообще знаком с Тальковым? Стоит отметить, что никаких конкретных сведений об их знакомстве нет. Однако никто не исключает тот факт, что они могли пересечься на фестивале МузЭко-90, где Тальков выступал в один день с группой «Кино». Ни для кого также не будет открытием тот факт, что за несколько лет до своей смерти Виктор Робертович существенно сузил круг общения. И если Цой мог включить в круг своих хороших знакомых Марину Смирнову, партнёршу по фильму «Игла», то вот с некоторыми музыкантами он не нашёл бы точки соприкосновения ни при каких обстоятельствах… И одним из таких музыкантов был Игорь Тальков.
Игорь Тальков
Если рассуждать логически, то бешеная популярность обоих музыкантов вполне могла поспособствовать их дружбе (а возможно, в самых смелых мечтах поклонников, и плодотворному сотрудничеству!) Но этого не произошло. И на то были свои причины…
«Малыш»
Наталья Разлогова и Виктор Цой | Фото: kinomannia.ru
Музыкант с женой Марьяной | Фото: 24smi.org
Музыкант с женой и сыном Сашей | Фото: wday.ru
Я осмелюсь предположить, что любви не было. Наталию он любил. Сильно… Это губило его в какой-то степени… Песен, посвященных Марьяне, нет. Сама Марьяна считала, что Виктор посвятил песню «Дождь для нас» ей, но эта мистическая песня не об отношениях мужчины и женщины, а о Божественном откровении… Я считаю, что в какой-то степени к отношениям с Марьяной относится песня «Раньше в твоих глазах отражались костры
Наталья Разлогова и Виктор Цой | Фото: wday.ru
Когда ты робко меня целуешь, малыш, ты меня волнуешь. Но не могу, не могу, поверь, не могу
Наталья Разлогова и Виктор Цой | Фото: 24smi.org
Вообще, «малыш» – это было словечко Пенкина, насколько я помню, и мы над ним, так сказать, потешались всем коллективом. Я думаю, что эта песня вполне могла бы стать песней для Пенкина. С Пенкиным мы действительно как-то пересеклись, он пытался с нами дружить, он очень милый человек…
Виктор Цой и группа *Кино* | Фото: 24smi.org
Мало кто знает, что «Малыш» – это песня для Пенкина, да. Я как-то в Интернете видел форум, где люди спорят, обсуждают, кому она посвящена. И там у них три варианта. Первое – жене, второе – любовнице, и третье – сыну… Но люди просто не знают истории…
загадка гибели Виктора Цоя: версии и предположения