Песня виктора цоя перемен, история и смысл

«Пачка сигарет»

В той же Алма-Ате Цой сочинил ещё две песни альбома — «Место для шага вперёд» и хитовую «Пачку сигарет».

Лично я эту песню никогда не выделял, но народу она полюбилась. Возможно, из-за красивого соло, которое придумал Юрий Каспарян (причём не в порыве вдохновения, а подбирая «с математической точностью»). А возможно, из-за лиричного текста. Например, мой друг — вовсе не поклонник КИНО, но заядлый курильщик — очень высоко оценил строчки:

Мол, как точно подметил!

Песню быстро взяли на вооружение все дворовые гитаристы. А спустя годы группа ВОПЛИ ВИДОПЛЯСОВА записала на неё целых три кавера — русскоязычный, англоязычный и украиноязычный «Пачка цигарок».

«Спокойная Ночь» (1986)

Песни, вошедшие в «Группу крови», стали появляться в репертуаре КИНО ещё в 1986 году. Часть их можно услышать как в документальном фильме Рашида Нугманова «Йя-Хха», так и в короткометражке Сергея Лысенко «Конец Каникул». Именно там мы можем услышать такие песни, как призывную «Попробуй спеть вместе со мной» и декларативную «Дальше действовать будем мы», сильно напоминающие «гимны» АЛИСЫ (даже жестикуляцией Цой изрядно походил на Кинчева). К чести Виктора, стоит сказать, что он довольно быстро избавится от этого влияния и снова обретёт свой собственный стиль.

Съёмки «Конца каникул» проходили в Киеве, и именно в Киеве, по словам режиссёра, была написана и впервые исполнена ещё одна песня из будущей «Группы крови» под названием «Спокойная Ночь» (кстати, одна из любимых песен гитариста КИНО — Каспаряна). В тот фильм она не вошла, зато вошла в документальную картину А. Учителя «Рок» (1987).

Образ «ночи» давно уже эксплуатировался Цоем в самых разных песнях. Правда раньше «ночь» выступала как романтическое время молодёжных прогулок или фон для внутренних самокопаний.

Однако в новой песне ночное время становится мрачноватым символом всеобщей успокоенности, некой духовной смерти, против которой и восстаёт герой песни (эка, я загнул!).

С этой песней связана одна — почти мистическая — история, которая произошла в квартире молодого звукорежиссёра Алексея Вишни, где, собственно, и был записан альбом «Группа крови».

«Бошетунмай» (1987)

Привычная для раннего КИНО ирония на песнях альбома «Группа крови» практически отсутствует. Редким исключением является забавный трек под названием «Бошетунмай», где Цой язвительно «простебал» своих рок-коллег по рок-цеху.

Надо сказать, что подобное Виктор себе обычно не позволял. Например, песню «Дети минут» вообще отказался исполнять на публике, чтобы никого не обидеть. Даже музыку к ней Каспаряну и Бутусову пришлось практически воссоздавать заново.

Что касается «Бошетунмая», то сведущий слушатель сразу понимал, что:

1. «Тот, кто учился в спецшколе» — намёк на Гребенщикова, который учился в школе с математическим уклоном.2. Монотонное перечисление «Газ, телефон, горячая вода, радиоточка, пол — паркет…» — пародия на стиль группы ЦЕНТР (недаром речитатив этим словом и заканчивается).3. Фраза «Все говорят, что мы в-месте…Все говорят, но немногие знают, в каком» — явный укол в сторону АЛИСЫ с её гимном «Мы вместе».

Кстати, похожий приём первым применил именно Кинчев в своей песне «Тоталитарный рэп», где иронически обыграл в тексте названия питерских рок-групп, в числе которых упомянул и коллектив Цоя.

Говорят, что этот пассаж был вызван неким конфликтом между Кинчевым и барабанщиком КИНО Гурьяновым. К самому Цою лидер АЛИСЫ всегда относился по-дружески и позже заменил в тексте «не хочу» на более нейтральное «не могу».

Гораздо больше вопросов вызвало название «Бошетунмай». Сам Цой отвечал на такие вопросы уклончиво:

Лишь спустя годы секрет названия прояснил Георгий Гурьянов:

Сам Цой, по воспоминаниям знакомых, никакой марихуаны не курил. Зато песня вышла смешная и прекрасно вписалась в фильм «Игла», повествующий как раз о наркодилерах. Но о фильме «Игла» и его главном хите я расскажу в следующей — заключительной — части.

«Кукушка» (1990)

Очередной альбом КИНО издавался уже без Виктора Цоя. 19 августа 1990 года музыкант погиб в автокатастрофе под Юрмалой (по официальной версии — он уснул за рулём).

Собственно в латвийском поселке Пленциемс Цой и работал над демо-записями своего последнего альбома, который поклонники быстро окрестят «Чёрным».

Скан обложки дискаФото: скан обложки диска

По воспоминаниям Каспаряна, в сарайчике, оборудованном портативной студией, Виктор с нуля сочинил хит «Кукушка» — от и до, со всеми мелодическими ходами. В контексте случившегося строчки

зазвучали как мрачное «пророчество». Но так всегда с последними песнями…

Кстати, говоря о «застое» группы КИНО, я немного покривил душой. Кое-какие новые нотки в творчестве Цоя всё-таки появились. Я имею в виду его обращение к русской народной образности и мелодике. Сама тенденция не была оригинальной. Ещё до Цоя она проявилась в творчестве таких рок-музыкантов, как Башлачёв, Кинчев и Ревякин. Не избежал общей моды и Цой, хотя, как всегда, изящно приспособил её под свой стиль.

Русские нотки появились ещё на альбоме «Звезда по имени Солнце» — достаточно упомянуть «Невесёлую песню» и «Апрель».

Тогда же была написана и откровенно «лубочная» песня — «Атаман», но благоразумный Цой выпустить её не решился.

Снова скажу страшное: даже вполне добротная «Кукушка» всегда казалась мне песней заурядной, ничем особо не отличающейся от той же «Невесёлой песни». Но это моё мнение. Многим эта песня нравится, и последние годы её поют даже чаще, нежели «Группу крови» и «Звезду по имени Солнце».

Интересно, что новые исполнители, как правило, подают «Кукушку» в ещё более народной манере, чем это делал сам автор.

На этом мои погружения в пучины прошлого заканчиваются, но на правах автора я хочу поставить в финале более талантливую и уместную песню Цоя. ИМХО, разумеется…

«Группа крови» (1987)

Парадокс, но новые песни Цоя публика поначалу восприняла без особого энтузиазма — что на 4-м фестивале рок-клуба 1986 г. (тогда КИНО вышли на сцену после феерического выступления АУКЦЫОНА), что на 5-м 1987 г. Виктор обиделся, но цену своей музыке знал, поэтому на первых порах даже хотел издать альбом в США с помощью Джоаны Стингрей. Однако все обернулось по-другому. Перед тем как отдать плёнку с «Группой крови» Цою, Вишня тайком сделал копию и отнёс её в ларёк звукозаписи.

Именно благодаря этому неэтичному поступку альбом мгновенно разлетелся по Союзу и стал просто бешено популярным. И хотя в нём не было никакой политической конкретики, строчки «Те, кто молчал — перестали молчать», «Дальше действовать будем мы» или «Мы носили траур — оркестр играл туш» всячески использовались в статьях о проклятом «застое» и святой «перестройке». В общем, «Что тебе нужно? Выбирай!».

https://youtube.com/watch?v=N4CDtjeZ7DI

Главным героем альбома становится некий самодостаточный боец-одиночка, противостоящий злу в постоянной «войне». О целях этой войны слушателю нужно было догадываться самому.

С одной стороны, герой песен Цоя «никому не хочет ставить ногу на грудь», однако с другой — справедливо заявляет:

https://youtube.com/watch?v=fezs5ioqXyI

Если не считать, нарочито включённого в альбом «Прохожего», все песни альбома стали хитами (а подобное в отечественной музыке случается крайне редко — на память приходит разве что «Разлука» НАУТИЛУСА или дебютный релиз Земфиры).

Но, разумеется, центральной темой альбома стала заглавная композиция. В своё время я так часто её слушал и играл на гитаре, что набил себе изрядную оскомину.

Из песни группы ЛЕНИНГРАД:

По словам виолончелиста АКВАРИУМА — Всеволода Гаккеля — именно он когда-то подкинул Цою словосочетание «Группа крови» как хорошее название для рок-группы. Но лидер КИНО решил использовать его в тексте, хотя нашивки с указанием группы крови в советской армии не использовались (да и крепят такие нашивки не на рукав, а в районе кармана).

Цой принёс эту песню своим коллегам по группе практически готовой — он придумал и знаменитый вступительный рифф, и гитарное соло, и даже басовую партию. Видимо, музыкантов подобная самодостаточность не удовлетворила, и они попытались хотя бы поэкспериментировать с аранжировкой.

Тем не менее у песни всё-таки были разные версии. Например, для пластинки «Последний герой» «Группа крови» была перезаписана с более ярко выраженными клавишами. Именно эта версия вошла в финал фильма «Игла», где героя Цоя предательски ранит ножом злодей из наркомафии. Впрочем, режиссёру удалось снизить пафосность этой сцены: герой всё-таки встаёт на ноги и, шатаясь, уходит по заснеженной дороге, сопровождаемый радостным голосом — «На этой оптимистической ноте…».

Кроме того, это единственная песня КИНО, которую мы можем услышать на английском языке. Англоязычная версия под названием «Blood Type» была записана по совету Джоанны Стингрей. Тогда у нас ещё верили, что советская рок-музыка может быть востребована на Западе. Однако матрёшки и «Дорогой длинною» остались куда более востребованными…

И уже в 2015 году Каспарян для проекта «Симфоническое КИНО» записал ещё одну версию знаменитой песни — без слов, но зато с оркестром.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стиль жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: