У неё не было денег
Щелчок пальцами, скачкообразный разрез: теперь это начало 1960-х гг. Карина сыграла про-алжирскую активистку в фильме Маленький солдат/Le Petit Soldat и получила награду в Берлине за свою роль в драмедии Женщина есть женщина/Une femme est une femme, 1961
Она и Годар-самая фешенебельная пара в городе, о ней всегда говорят с восторгом и восхищением, куда бы они ни пошли. Это звучит как сказка, но реальность граничила с кошмаром.
Актриса печально улыбается. — Кошмар какой-то!» так она говорит. — Ну да, иногда так и было, я никогда не могла понять его поведения. Он говорил, что пойдет за сигаретами, а потом возвращался через три недели. И в то время, как женщина, у тебя не было чековых книжек, у тебя не было денег. Итак, он встречался с Ингмаром Бергманом в Швеции или Уильямом Фолкнером в Америке. А я сидела в квартире без всякой еды».
Драматургия
«Безумный Пьеро», как и большинство фильмов Годара, построен на отрицании традиционных законов кинодраматургии. Режиссера мало интересует криминальный сюжет первоисточника и сопутствующие ему интриги и перипетии. Для него это лишь материал, на основе которого можно раскрыть волнующую проблему — кризис буржуазного общества. Годар берет расхожий сюжет: главный герой, представитель обеспеченного среднего класса, бунтует против общества — бежит от него, прихватив под руку новую любовь и попутно совершая ряд преступлений. При этом многие сцены никак не двигают развитие фабулы (например, открывающая сцена, когда герой, сидя в ванной, читает книгу о Веласкесе), однако служат выражению философской концепции Годара.
Главы, на которые поделен фильм порой не имеют между собой четкой логической взаимосвязи, и к тому же носят оттенки разных жанров: то герои действуют в логике нуара, то детектива, то роуд-муви, то мелодрамы, то комедии и так далее. Благодаря подобному коллажному подходу Годар добивается брехтовского эффекта очуждения, дистанциирования от истории, подталкивающего зрителя к рациональному восприятию. Той же цели служит использование других характерных для Брехта приемов: карикатурные представители буржуазии общаются друг с другом бесконтактно, изъясняясь рекламными слоганами, главные герои то и дело исполняют зонги, нарушают четвертую стену, обращаясь напрямую к зрителю, и вовсю цитируют Рембо и Селина.
Фильм вообще полон самых разных цитат и отсылок, за счет чего его нередко называют в числе ранних примеров постмодернизма в кино. Взять хотя бы имя героя Бельмондо, которым его называет возлюбленная — Пьеро. Оно с одной стороны вызывает в памяти образ известного трагического персонажа, печального любовника. С другой — знакомого преимущественно французской публике гангстера по прозвищу Безумный Пьеро, наведшего в 30-е годы на всю страну такой ужас, что его имя было запрещено даже упоминать.
Также фильм изобилует отсылками к кинематографической классике. Будучи некогда кинокритиком, Годар вставил в картину цитаты из «Пепе ле Моко» Жюльена Дювивье и «Германия, год нулевой» Роберто Росселлини, а в уста героев вложил упоминания «Джонни-гитары» и комиков Лорела и Харди. Присутствует здесь и автоцитата — сцена пытки в ванной аналогична сцене из «Маленького солдата». Но и это еще не все отсылки к кинематографу. Один из эпизодических героев фильма представляется Ласло Ковачем, реальным венгерским оператором, а голливудский режиссер Сэмюэл Фуллер появляется собственной персоной.
Фильмы
Годар стал частью поколения, для которого кино имело особенное значение. По его словам, в 1950-е фильмы были столь же важны, как и хлеб, а его сверстники думали, что кино станет инструментом познания, подобно микроскопу или телескопу. Сначала Жан-Люк увлекся кинокритикой. Совместно с Морисом Шерером он даже основал журнал «Gazette du cinéma», выпустивший 5 номеров. В то время Годар не делал фильмы – он был зрителем, который писал о них и помогал их снимать.
Режиссер Жан-Люк Годар
Осенью 1952 года Жан-Люк покинул Францию и вернулся в Швейцарию, к маме – брак родителей к тому моменту распался. В этот период он подружился с любовником матери, работавшим на гидрокомплексе Клезон-Диксенс, и благодаря ему устроился туда строителем. Тогда же Годар задумал снять о гидрокомплексе документальный фильм. В 1954 году ленту «Операция бетон», снятую на 35-миллиметровую кинокамеру, купила управляющая компания, чтобы затем использовать в рекламных целях. После этого до 1960 года Годар снимал короткометражное кино.
В 1960-м Жан-Люк выпустил первый полнометражный фильм «На последнем дыхании» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли, ставший одной из картин «Новой волны» кинематографа. Лента сочетала в себе различные элементы актуальной в те годы культуры, в частности – жанровые особенности нуара.
Жан-Люк Годар на съемках фильма «На последнем дыхании»
С этого периода Годар начинает включать в фильмы отсылки к творчеству коллег. В «На последнем дыхании», например, можно заметить постер картины «Тем тяжелее падение» с Хамфри Богартом в главной роли. Также в ленте можно обнаружить визуальные цитаты из фильмов Ингмара Бергмана, Фрица Ланга и других режиссеров.
Еще один фильм Годара 1960-го, «Маленький солдат», сначала был запрещен к показу цензурой и увидел свет только в 1963 году. Ленту, жестко и правдиво рассказывающую о войне в Алжире, обвинили в чрезмерном детализировании сцен насилия. Однако есть предположения, что причиной запрета стало неприглядное отображения Франции и ее роли в Алжирской войне.
Фильм Жан-Люка Годара «Маленький солдат»
Главную женскую роль в «Маленьком солдате» исполнила начинающая франко-германская актриса Анна Карина. Неопытность девушки перед кинокамерами была использована режиссером для придания картине еще большей реалистичности. Совместная работа привела к тому, что к моменту окончания съемок между Жан-Люком и Анной начался роман.
В 1963 году Годар снял свой самый коммерчески успешный фильм – «Презрение», в котором главную роль исполнила главная звезда французского кино – Брижит Бардо. Картину признали вершиной модернизма в кинематографии. Следующий год для Жан-Люка ознаменовался выходом картины «Посторонние» (она же – «Банда аутсайдеров»), которую сам Годар в интервью охарактеризовал так:
Фильм Жан-Люка Годара «Презрение» После этого, в 1965 году, режиссер снял «Альфавиль» — фантастическую нуарную дистопию, поднимающую вопросы тоталитарной власти и освещающую негативные стороны технократии.
На волне социальных изменений в мировом сообществе Жан-Люк Годар начал затрагивать в работах политическую тему. В 1967 году он снял фильм «Китаянка», который, не будучи самой известной картиной режиссера, считается одним из лучших в его фильмографии. Лента является вольной адаптацией романа Федора Михайловича Достоевского «Бесы» и пытается художественно переосмыслить учение Мао Цзэдуна.
Фильм Жан-Люка Годара «Китаянка»
К 1980-м, оставив политико-социальную тематику, Жан-Люк вернулся к нейтральному кинематографу и творчеству ради искусства. В этот период сняты такие картины, как «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть» и очередная экспериментальная экранизация шекспировского «Короля Лира».
За 10 лет – с 1988 по 1998 годы – Годар снял свой, пожалуй, наиболее объемный и монументальный труд: документальный сериал «История кино: только история».
Фильм Жан-Люка Годара «Наша музыка»
В 2004-м в искусство режиссера вновь вернулась социальная тема – Жан-Люк снял фильм «Наша музыка», посвященный арабо-израильскому конфликту и вообще теме современных войн. Стилистической особенностью картины является то, что она состоит из 3 частей, названных, как в «Божественной комедии», «Адом», «Чистилищем» и «Раем». Причем «Рай» выглядит как побережье, которое неустанно патрулируют морпехи США.
2010-е годы в творчестве Годара – период экспериментов. Благодаря 3D-фильму «Прощай, речь» режиссера наградили призом жюри Каннского фестиваля. За 3 года до этого заслуги Жан-Люка перед мировой киноиндустрией были о за вклад в развитие кинематографа.
«Банда аутсайдеров»
Один из самых известных фильмов в послужном списке Годара и Карина с музыкой, написанной Мишелем Леграном. Сцена с танцами в кафе и забегом в Лувре, на который героям потребовалось 9 минут 43 секунды, чтобы побить предыдущий рекорд, была в дальнейшем неоднократно воспроизведена в рекламных кампаниях, музыкальных клипах и картинах других режиссеров, в том числе у упомянутого ранее Бертолуччи.
В честь «Банды аутсайдеров» была даже названа киностудия Тарантино (A Band Apart). У Американского и французского режиссеров вообще немало пересечений. В частности, сама «Банда аутсайдеров» оказала влияние на «Криминальное чтиво»: неспешное повествование, рефлексия героев, жесткость, проявляемая ими. Впрочем, сам Годар куда менее благосклонен к коллеге по цеху: «Он назвал именем моего фильма свою киностудию. Лучше бы перечислил мне деньги», – заявил режиссер в интервью The Guardian.
В сюжете – еще один любовный треугольник, правда, в отличие от «Женщина есть женщина», стиль повествования становится куда более мрачным и здесь повторно звучит мотив предательства (ранее он присутствовал в картине «На последнем дыхании»).
Очень редко в его фильмах взаимоотношения между героями заканчиваются пресловутым хеппи-эндом.
Карина уйдет от Годара
Карина говорит, что ей всегда нравилась актерская игра, потому что актерство предполагает становление разных людей. Ее жизнь, по ее собственному признанию, состояла из постоянных переосмыслений. Она бежала из Дании в Париж, потому что ей не нравилась ее домашняя жизнь (ее мать была в долгах, ее отчим был жестоким. «Я могу сказать все это сейчас, потому что все мертвы»). Из этого следовало, что в конце концов она тоже уйдет от Годара.
Если бы Карина была музой, она могла бы исчезнуть в этот момент. Вместо этого, похоже, она пошла от силы в силу – сотрудничая с Серж Генсбур на Roller Girl — 1967, сочиняя три романа и создавая то, что может быть ее лучшим исполнением, в скандальном «La Relieieuse» Жака Риветта, играя мятежную начинающую монахиню в ссоре с церковью. При упоминании об этом глаза Карины расширяются.. “Ты помнишь тот фильм?”
Режиссура-это не ее работа
В 1972 году она обратила свою руку на написание и режиссуру. Жить вместе/Vivre ensemble, 1973 была хлипкой, летающей контркультурной комедией, которая играла на Каннском кинофестивале и оказалась затянутой критикой. — Людям это действительно не нравилось. ‘А что она здесь делает? Это не ее работа, она должна оставаться актрисой.’ Но я просто хотела посмотреть, смогу ли я это сделать, вот и все. И я писала романы. А пение-это два альбома, или я уже так сказала?- Она скорчила гримасу. «Я больше не пою. Наверное, я уже старею».
Годар, конечно, тоже пошел дальше. После его расставания с Кариной фильмы режиссера стали более экспериментальными, более загадочными, кульминацией которых стал смешанный «Навахо английский» из фильма «Социализм» и трехмерная головоломка «Прощай, язык». «Мне нравятся более ранние, — признается Карина. «Чем раньше люди, тем более абстрактными. Как кубистские картины — не так весело. Однажды в Лос-Анджелесе я пошла в музей и заплатила 25 долларов, и что я увидела? Белые кубики! В чем дело? Я возвращаюсь к билетной кассе и говорю: «Я хочу вернуть свои деньги. Я не хочу смотреть на белые кубики ».
Она уже много лет не видела Годара. Она говорит, что он живет затворником и никого не принимает. Я спрашиваю, что бы она сказала, если бы режиссер позвонил и предложил сделать вместе один последний фильм, и она смеется; она знает, что этого не произойдет. — Я и есть та старая история. L’histoire ancienne. Но старая история все еще может быть хорошей историей, нет?”
Анна Карина, получившая известность в 1960-х годах скончалась на 80-м году жизни 14 декабря 2019 года в Париже.
(Visited 311 times, 1 visits today)
Этапы творчества
Творчество Ж.-Л. Годара систематизируется по 5 периодам, которые определяются переходом режиссёра на новый уровень развития политических воззрений и философского осмысления мира.
Новая волна (1960—1966)
«На последнем дыхании» (1960), «Маленький солдат» (1960), «Безумный Пьеро» (1965), «Карабинеры» (1963), «Две или три вещи, которые я знаю о ней» (1966), «Мужское-женское» (1966).
Характерные приёмы: съёмки «парящей» камерой по концепции А. Астрюка «Камера-стило», jump cuts, переосмысленным из советского кинематографа, когда два кадра образуют резкую склейку смысловые отсылки через газеты, картины и постеры.
«Китаянка» (1967), «Уик-энд» (1967).
Характерные приёмы: техника коллажа, цветопись.
Группа «Дзига Вертов» (1967—1970)
«Здесь и там» (1976), «Владимир и Роза» (1971), «Борьба в Италии» (1971), «Правда» (1970), «Ветер с Востока» (1970).
Характерные приёмы: вскрытие и деконструкция нарративности.
5. Поздний этап (с 1980-х гг. по н. в.)
Характерные приёмы: переходит от осмысления цифрового формата как средства художественной выразительности к специфике телеязыка, использует возможности нового языка.
«Безумный Пьеро»
Номинация на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Это вторая картина Годара, в которой вместе с Карина снялся Жан-Поль Бельмондо, и десятая в фильмографии режиссера. «Безумный Пьеро» стал самым затратным и в то же время наиболее коммерчески успешным проектом. Он являет собой смесь роуд-муви, детектива, мюзикла и пародии на триллер. Смесь более чем гремучая.
В основе истории – ограбление, побег и попытка порвать с прошлым. По отношениям главных героев можно судить, что между Карина и Годаром уже наметился разлад. Связь не только развивается с космической скоростью, но и заканчивается стремительно и на высокой ноте, а главная героиня снова выступает предательницей. По факту это все та же «Банда аутсайдеров», участники которой не могут жить как в социуме, так и без него и вынуждены скитаться.
«Сделано в США»
«У меня ощущение, что я нахожусь в диснеевском фильме, но главную роль в нем играет Хамфри Богарт» – так описывает свое состояние главная героиня Пола Нельсон (Анна Карина) и в дальнейшем еще не раз поминает Disney. Годар был убежден, что искусство должно быть политизированным, и уже прибегал к разного рода попыткам пнуть империалистическое общество, сняв антиутопию «Альфавиль» также с Анной Карина в главной роли. В «Безумном Пьеро» режиссер тоже критикует Америку, которая в те годы вторглась во Вьетнам.
Пересказывать сюжет «Сделано в США» – задача провальная изначально. Главная героиня, пережившая войну в Марокко, решает чужие проблемы и распутывает убийства. Это последняя совместная работа Карина и Годара, меньше чем через год они разведутся. Тем символичнее звучат реплики Полы: «Я дам вам оружие, которое вы сможете использовать против меня, если я вас предам» и «Надо готовиться к смерти».
«Сделано в США» – один из самых ярких фильмов Годара с точки зрения используемой им палитры. К любимому красному и синему, противостояние которых мы видели и раньше, он добавляет оранжевый, желтый и малиновый. Но все же красный – основной цвет картины, он присутствует практически в каждом кадре: с первых же минут мы видим яркое платье актрисы, бордовый ковер, пятна крови и красные носки мужчины, которого она убивает. Тогда как в «Безумном Пьеро» основной цвет все же синий.
Любопытно, что сам фильм был запрещен к прокату в США вплоть до 2008 года по требованию Дональда Э. Уэстлейка, автора романа «Взломщик», который лег в основу сценария картины. Писатель не получил никаких отчислений. По всей видимости, в молодости Годар не считал, что за использование чужого труда стоит платить.
Детство и юность
Биография Анны началась осенью 1940 года в датском городе Сольбьерге. Ее детство нельзя назвать счастливым: когда она была еще маленькой, родители развелись, воспитанием девочки до 8 лет занималась бабушка, после чего мать забрала ее к себе. С раннего детства она проявляла себя творчески, любила петь, танцевать и быть в центре внимания.
Embed from Getty ImagesАнна Карина в молодости
В 14 лет Карина устроилась в кабаре как певица, уже тогда на нее стали обращать внимание режиссеры, приглашали девушку в коммерческие радиопрограммы и на съемки в короткометражных фильмах. Затем она стала работать манекенщицей, и как только Анне исполнилось 18, переехала в Париж, чтобы продолжить модельную карьеру
Она завела много важных знакомств, которые в дальнейшем помогли в карьере.
Она пыталась покончить с собой
Все это звучит достаточно плохо. Но, распахивая дальше слухи Карины, можно найти мимолетные ссылки на неверность, выкидыш, передозировку барбитуратами. Я не уверен, насколько это верно, или ингредиенты драмы Безрассудная любовь каким-то образом сумели перепутать себя с реальной жизнью.
— Нет, это правда, — говорит Карина. “У меня были плохие времена. Мы поженились, потому что я была беременна. Но потом я потеряла ребенка. Взлеты и падения. А потом, когда появился Бандэ а Парт, я была в очень плохом состоянии. Я больше не хотела быть живой. Я пыталась покончить с собой, и они отправили меня в сумасшедший дом».
Какое-то заведение? «Ну да, — продолжает она. «И я вовсе не была сумасшедшей. Но это была плохая ситуация в то время для женщин – вы могли бы быть там навсегда. Но психоаналитик помог мне выбраться. Потом подошел Жан-Люк и сказал: «о, завтра у тебя съемки.’ Посторонние/Bande a part, 1964 Криминальный фильм про ограбление. Этот фильм, наверное, спас мне жизнь».
«Женщина есть женщина»
На Берлинском кинофестивале 1961 года картина взяла две награды: специальный приз жюри и «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль. Пожалуй, это самая оптимистичная и легкая работа в фильмографии Годара. Во время съемок режиссер женился на Карина и весьма очевидно, что он был очень счастлив, снимая «Женщину».
Анджела (Анна Карина) – главная героиня, исполнительница весьма специфичных танцев на грани бурлеска и стриптиза, мечтающая о ребенке. Она влюблена в Эмиля (Жан-Клод Бриали), а в нее влюблен Альфред, которого сыграл любимчик Годара Жан-Поль Бельмондо.
При незамысловатом сюжете картина отражает идею эмансипации и показывает женщину сильную, уверенную и принимающую те решения, которые она сама считает нужными. «Нет ничего прекраснее, чем женщина в слезах. Надо бойкотировать тех женщин, кто не плачет», – говорит Анджела. В отличие от своего молодого человека она прекрасно понимает, что в проявлении человеческой слабости нет ничего зазорного.
Так, например, всего на третьей минуте «Женщины» героиня Карина заходит в книжный и разглядывает журналы, среди которых можно заметить розовую обложку с актрисой Катрин Демонжо, сыгравшей в трогательном фильме «Зази в Метро» Луи Маля. Герой Бельмондо упоминает вышедший ранее фильм Годара «На последнем дыхании», где актер исполнил главную роль, а Карина говорит о картине «Стреляйте в пианиста» Франсуа Трюффо, еще одного представителя «новой волны». «Азнавур просто гений!» – восклицает Анджела и уже в следующей сцене ставит песню артиста Tu T’laisses Aller.
Ссора между главными героями построена на цитировании в самом буквальном смысле: чтобы не скатываться в эмоциональную перебранку, они начинают показывать друг другу книги, подбирая обложки с наиболее подходящими им заглавиями. Мы видим роман Клода Мориака 1957 года «Каждая женщина роковая», а также бульварный роман 1960 года «К позорному столбу» Антуана Доминика.
Тогда ее звали Ханна Бларк Байер
Карина с Клодом Брассером в партии Банди а (1964). Фото: BFI
Публицист хочет знать, что она хочет на обед. — Вуаля, — говорит она. «И да, еще один бокал вина».
Пока она изучает меню, я просматриваю программу BFI. Она описывает Карину как «музу Годара» — прекрасно для целей ретроспективы, но она скорее игнорирует всю работу, которую она сделала с тех пор. Кроме того, он должен был бы застрять в зобу, будучи описанным как муза. Это кажется таким устаревшим, снисходительным ярлыком, как будто женщина существует только для того, чтобы облегчить великого человека.
Но Карина не согласна, ей нравится быть музой. «Как же я могу не гордиться этим?- она спрашивает меня в ужасе. «Может быть, это слишком много, звучит так напыщенно. Но, конечно, я всегда очень тронута, когда слышу, как люди говорят это. Потому что Жан-Люк сделал мне подарок, чтобы играть все эти роли. Это было похоже на Пигмалиона, понимаете? Я была Элизой Дулитл, а он учителем.- При этом она недолго общается с Генри Хиггинсом. — Клянусь Юпитером, — говорит она. “Я думаю, что у нее это есть.”
Я думаю, что она оказывает себе медвежью услугу. Сам Годар описал ее как «женщину действия», активного соавтора в тех ранних картинах. Ее предыстория тоже полна смекалки и мужества. Родившись и выросшая в Дании, Карина провела четыре года в приемной семье, а затем автостопом добралась до Парижа в возрасте всего 17 лет. Она умоляла местных священников найти ей место для ночлега, а потом сама учила французский, ходя в кино. Разведчик талантов заметил ее за пределами Les Deux Magots , после чего она начала работать моделью для Coca-Cola а также Pepsodent, Pierre Cardin и мыло Palmolive. Тогда ее еще звали Ханна Бларк Байер. Дизайнер Коко Шанель порекомендовала ей сменить его на что-то более драматичное.
Визуальное решение
Наряду с «Презрением» и «Уик-эндом», «Безумного Пьеро» относят к числу самых ярких в визуальном плане фильмов Годара. Картина снималась в широкоэкранной системе Синемаскоп, была третьим (после «Женщина есть женщина» и «Презрение») опытом режиссера в цвете и десятым совместным проектом с оператором Раулем Кутаром. Символике и эмоциональному эффекту цвета здесь отводится огромное значение. Задает атмосферу триада основных цветов — насыщенных красного, синего и желтого. Такой подход с одной стороны обозначает влияние абстракционизма Николя де Сталя и поп-арта Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна. Яркий пример — Бельмондо в финале, с раскрашенным синей краской лицом, обмотанный желтым и красным динамитом похож не на человека, а на абстрактное полотно. С другой стороны столь радикальное цветовое решение уподобляет историю диснеевским мультфильмам. Не случайно и кровь в фильме, которой по меркам тех лет довольно много, выглядит как краска. Годар так по этому поводу и говорил: «Это не кровь, просто красное». То есть визуальными средствами подчеркивается условность действия. То же происходит в сцене вечеринки, где световые фильтры помогают подчеркнуть искусственность происходящего. Если приводить примеры символики цвета в фильме, то частое сочетание в одном кадре красного, синего и белого отсылает к флагу Франции, тупику общественного развития которой и посвящен фильм.
Живопись фигурирует в фильме не только как ориентир для цветового решения, но и буквально. По ходу действия Годар использует знаменитые картины в трех разных форматах: как открытки и плакаты на стенах, как репродукции в интерьерах и как короткие монтажные перебивки. В каждом случае живопись выявляет некоторое дополнительное значение происходящего, становясь или ассоциацией, или контрапунктом. Скажем, крупные планы героев несколько раз перебиваются живописными портретами, благодаря чему происходит соотнесение образов: крупный план Анны Карины сменяется портретом девочки Ренуара. Другой пример — в сцене встречи Пьеро и гангстеров вместо избиения героя мы видим женский портрет работы Пикассо. Во-первых, изображенная на нем становится как бы немым свидетелем насилия. Во-вторых, когда портрет переворачивается, мы понимаем, что герой потерпел поражение в рукопашной схватке. Действуя во вполне постмодернистском духе, то есть уравнивая высокое и низкое, Годар обращается не только к классической живописи. Помимо нее он также часто использует фрагменты журнальных обложек, комиксов, вывесок, эмблем и тому подобного.
«Безумный Пьеро» — это, пожалуй, еще и одна из самых поэтичных картин Годара. По ходу действия герои движутся из города к природе, и изображение последней начинает постепенно доминировать — земля, вода, солнце и небо плавно вытесняют замкнутые интерьеры, в финальном кадре формируя образ абсолютной свободы.
Камера Рауля Кутара в фильме — то статичная, то активно следующая за героями — выполняет функцию стороннего наблюдателя, беспристрастно фиксирующего происходящее. Таким образом Годаром воплощается концепция Александра Астрюка «камера-перо». Она подразумевает, что камера является инструментом реализации не только авторского видения, но и шире — некого объективного взгляда. Отсюда и достаточно большой спектр операторских техник: панорамирование, тревеллинг, длинные кадры (21,3 секунды — средняя длинна кадра в фильме, что довольно прилично). В совокупности этих приемов рождается целостная картина мира.