Краткое содержание «Игроков»
Действие происходит на протяжении одного дня в трактире провинциального города. В трактир заселяется Ихарев, карточный игрок и шулер, недавно выигравший восемьдесят тысяч. Про это узнают трое приятелей-шулеров, также проживающих в трактире и давно мечтающих обыграть кого-нибудь на крупную сумму: Швохнев, Кругель и Утешительный. Они знакомятся с Ихаревым и признаются ему, что сами они такие же шулера, как и он, и предлагают ему войти в их компанию. Ихарев с радостью соглашается. Тем временем трое друзей сообщают Ихареву, что в трактире проживает помещик Глов, который заложил своё имение из-за свадьбы дочери и должен вот-вот получить за него двести тысяч. Они приглашают Глова к себе и расспрашивают его, однако тот сообщает, что уезжает домой, а дожидаться денег оставляет сына Александра. После отъезда Глова-старшего компания приглашает Александра, который мечтает стать гусаром, и убеждает его, что настоящий гусар должен быть картёжником. Глов-младший проигрывает компании двести тысяч и оставляет им вексель на эти деньги.
Позже в трактир приходит чиновник Замухрышкин, разыскивающий Глова. Он говорит, что деньги можно будет получить не ранее чем через две недели. Когда чиновник уходит, Утешительный делает вид, что бежит за ним, чтобы предложить ему взятку за скорейшее рассмотрение дела. Затем Швохнев, Кругель и Утешительный рассказывают Ихареву, что им нужно срочно ехать в Нижний Новгород, куда, по их сведениям, как раз приезжают люди с деньгами, которых можно обыграть. Они предлагают Ихареву, который никуда не спешит, отдать им восемьдесят тысяч, взяв взамен вексель от Глова на двести тысяч. Ихарев соглашается и радуется своему обогащению. Внезапно появляется Глов-младший, который сообщает, что ни он, ни Глов-старший, ни Замухрышкин не были теми, за кого себя выдавали, а были подставными лицами, нанятыми троицей. Между тем, обманув всех, трое шулеров уезжают из города. Ихарев произносит возмущённую речь о том, что кругом одни плуты и мошенники.
Правильные люди
Необычную роль сыграла и Юлия Пересильд — Снегурочки Марины на детском празднике.
— Я, наверное, класса с пятого и до сегодняшнего дня каждый год выхожу в костюме Снегурочки, — говорит нам Юля. — Сначала в школе. Потом был период, когда я зарабатывала этим деньги в студенческие годы. А теперь уже как учредитель благотворительного фонда «ГАЛЧОНОК» я в образе Снегурочки на Новый год приезжаю к особенным детям. Поэтому для меня эта роль была органичной в этом смысле, хотя для моей героини ровно наоборот: для Марины выступить на утреннике было настоящим стрессом.
Сложившимся актерским составом Кирилл Серебренников остался доволен.
— У меня есть теория, что кино снимает себя само, — признается нем Кирилл Серебренников. — Оно отбирает: кто ему нужен, кто — нет, и выбирает тех артистов, кто должен в нем быть. У «не тех» артистов оказываются заняты даты съемок, они не приезжают на пробы, с ними расстаются уже по ходу подготовки… Наш фильм «выбрал» себе правильных людей. И мне кажется, возникла прекрасная команда артистов, с которыми было очень увлекательно работать.
История создания[ | ]
Комедия была впервые напечатана в издании «Сочинения Николая Гоголя», 1842 года, том четвёртый, в разделе «Драматические отрывки и отдельные сцены». Весь раздел датировался самим Гоголем периодом с 1832 по 1837 г. Окончательная обработка «Игроков» относится к 1842 г., но начата была пьеса определённо раньше.
Посылая её Прокоповичу, Гоголь писал 29 августа 1842 из Германии:
Посылаемую ныне пиесу „Игроки“ всилу собрал. Черновые листы так были уже давно и неразборчиво написаны, что дали мне работу страшную разбирать |
Эту первоначальную рукопись «Игроков» Н. С. Тихонравов относил к периоду петербургской жизни Гоголя до 1836 г.
Кому на Руси жить хорошо
«Кому на Руси жить хорошо»
“Кому на Руси жить хорошо” по поэме Николая Некрасова — премьера прошлого сезона, исследующая вопросы потерявшегося русского счастья. В одном спектакле удивительным образом соединились совсем разные жанры: здесь и стильная европейская режиссура с видеокамерами, и грубоватая политическая сатира, и талантливая опера, и физический театр, и актерская импровизация в зрительном зале, и добрая «русская школа» с переживаниями, и даже дефиле русских костюмов.
Над поэмой Некрасова Кирилл Серебренников начал работать больше года назад: в компании своих коллег актеров он путешествовал по Ярославской области. Актеры общались с местными жителями, брали у них интервью, ходили по музеям и готовили отрывки из поэмы. Своего рода продолжением и дополнением к «Кому на Руси жить хорошо» стали иммерсивные «Русские сказки» по сочинениям из собрания Афанасьева, которые тоже идут в «Гоголь-центре». Это своеобразная дилогия. Кирилл Серебренников называет соседство Некрасова и Афанасьева вполне органичным, так как несмотря на все различия, у двух авторов есть одно общее — безусловная любовь и интерес к русским людям и к родине.
Поэма Некрасова, написанная уже после отмены крепостного права, задается вопросами свободы и рабства. «Кому на Руси жить хорошо» — о невозможности обретения свободы, удобстве традиционного уклада и главное — о счастье. «Сказки», наоборот, — это пространство, где русский человек абсолютно свободен и словом, и телом. Поэтический язык Некрасова оказался на удивление гибким: стихи по воле режиссера стали звучать и как обыденная речь, и как оратория, и даже как хип-хоп.
«Кому на Руси жить хорошо» — один из самых впечатляющих спектаклей «Гоголь-центра» и совершенно точно большая победа Серебренникова в должности художественного руководителя театра.
«Гоголь-центр» — это территория, где дух бунтарства пропитан огромной любовью к театру, а ощущение абсолютной свободы сталкивается с объективной реальностью. В репертуаре «Гоголь-центра» множество спектаклей на социальные темы. Есть и совсем скандальные (чего стоит премьера прошлого сезона «Машина Мюллер»).
По словам Серебренникова, театр занимается контрпропагандой, то есть именно тем, что сегодня должен делать любой честный театр. В пропагандистских СМИ человек расценивается как объект зомбирования. В «Гоголь-центре» человек расценивается как личность, с которым ведется персональный разговор. В контексте столичной театральной жизни феномен «Гоголь-центра» и вовсе уникален: театру Кирилла Серебренникова за считанные месяцы удалось стать местом, способным не столько сообщить культурный опыт зрителям, но и обрести собственную социокультурную идентичность.
«Игроки», анализ пьесы Гоголя
Пьеса Игроки является одноактной, по форме она во всех традициях жанра, по содержанию оригинальна. Тема данного произведения была весьма популярна, видимо это и подтолкнуло писателя написать данную пьесу. Однако в данном рассказе есть некоторая актуальность и в то же время оригинальность. Главный персонаж Ихарев, его пытается обмануть команда шулеров и перед ним разыгрывает настоящий спектакль.
Пьесу весьма сложно отнести к одному из жанров комедии. В данной постановке есть многое, и нравы, и неожиданная развязка, и интрига. По-видимому, здесь все переплетено, что и дает постановке оригинальность. Если смотреть на Ихарева, то эта личность неоднозначная. Получается он ка бы не злодей, но и не добрый человек. Он привык всех обманывать за карточным столом и даже не представляет, что для него приготовила нынешняя команда.
Для главного героя не приемлемо и лениво зарабатывать деньги честным путем. Хотя у него не плохое хозяйство, ведь на его службе более ста восьмидесяти крепостных и два имения, это может приносить не плохой доход. Однако месячную прибыль он может выиграть за вечер. Однако не только это приносит ему удовлетворение. Ему нравится тот факт, что он одержал на ком-то верх и теперь считает себя выше их. Принялся он играть с новой компанией под руководством Утешительного лишь посчитав, что он сумеет обыграть его.
Если рассматривать его соперника Утешительного, то у него другой тип мошенничества. Данный персонаж готов и надуть своих родителей будь в этом какая-то нажива. В отличии от него Ихарев считает, что игры не должны приносить зла, а лишь удовольствие и интригу. Он с легкостью откажется от какой-либо мутной схемы по чьему-нибудь предложению, хоть это будет и прибыльно, а утешительный только этим и живет, хотя и представляется всем порядочным человеком.
«В риске-то и есть главная добродетель», – считает мошенник Утешительный.
Однако не такая уж пьеса Игроки является злой сатирой на шулерство. Здесь как бы показана вся природа лжи, противостоит порядочность и скрытая измена самому себе. Также есть и несколько моментов где показано про чиновников, высмеивается их взяточничество. Также есть место тому, что не все офицеры одинаково порядочны. В общем можно сказать затронуто много тем, которые были щекотливыми на тот момент. Здесь высмеивается то, что считалось гордостью какому-нибудь гусару проиграть несколько тысяч в карты. Тогда в полку его бы встретили с торжественными возгласами.
Также в пьесе стоит обратить внимание на имена героев, например, мошенников с одной стороны звали Замухрышкин, Утешительный и так далее. А вот интересные прозвища Ихарев и Глов весьма похожи на Жихарев и Щеглов
Возможно это писателем был предпринят своеобразный прием, было принято в высшем дворянстве давать именно такие урезанные имена своим детям. Однако, возможно, он просто хотел это ассоциировать со светскими сплетнями и интригами, скандалами.
Такое действие вызывало интерес у читателей, что вызывало некоторую схожесть с известными в то время скандалами. После выхода Игроков пьеса сразу стала популярной и уже в 1843 году ее поставили. В настоящее время также популярна эта пьеса и нередко ставится.
Ранние годы
Будущий режиссер театра и кино появился на свет в семье врача-уролога Семена Михайловича Серебренникова, еврея по происхождению, и учительницы русского языка и литературы Ирины Александровны Литвин, украинки по национальности.
Режиссерские гены Кириллу достались от дедушки по матери. Александр Иванович Литвин на протяжении 20 лет снимал на студии «Молдова-фильм» документальные и научно-популярные фильмы и даже получил почетное звание заслуженного работника культуры Молдавской ССР.
Театром Серебренников увлекся еще в школьные годы. Тогда же он поставил свой первый спектакль, он был про Фридриха Энгельса. Однако после школы юноша пошел не в театральный вуз, а на физфак Ростовского государственного университета, что неудивительно, так как мальчик учился в физмат-школе.
Интересные факты
1. Режиссер Кирилл Серебренников также известен публике как сценарист, театральный деятель и автор других фильмов и сериалов: «Лето», «Ученик», «Короткое замыкание», «Изображая жертву». Кирилл Серебренников с 2012 по 2021 год являлся художественным руководителем московского театра «Гоголь-центр».
2. Съемки фильма «Петровы в гриппе» проходили в 2019 году в Москве и Екатеринбурге и завершились в январе 2020-го. Изначально дата выхода планировалась на 2020 год, но была перенесена из-за пандемии COVID-19.
3. В основу сценария картины легло произведение писателя из Екатеринбурга Алексея Сальникова под названием «Петровы в гриппе и вокруг него», впервые опубликованное в 2016 году. Автор также выступил соавтором сценария. Роман получил премии «НОС» и «Национальный бестселлер».
4. В июне 2021 года картина Серебренникова включена в основную конкурсную программу 74-го Каннского кинофестиваля, ежегодно проходящего во Франции. Премьера состоялась 12 июля.
5. В ленте снимался известный музыкальный исполнитель Иван Дорн. Режиссер отметил драматический талант популярного артиста, и подчеркнул, что у него «большое будущее в театре и кино». Кирилл Серебренников также рассказал, что в клипах Ивана Дорна он увидел осмысленность и энергию, умение воплощать разные образы, поэтому решил предложить ему новое амплуа и избавиться от имиджа шоумена.
6. Продюсер Илья Стюарт на своей странице в «Инстаграме» поделился впечатлениями от съемок фильма. Работу с Серебренниковым он назвал «незабываемым опытом и удивительным процессом». Он подчеркнул, что на съемочной площадке царила «уникальная дружеская атмосфера, а актеров объединила дружба и чувство тотального погружения, которое появилось благодаря таланту руководителя и его деликатному подходу».
7. Продюсеры проекта также выразили восхищение актерским составом, который проявил удивительную стойкость и профессионализм в непростых условиях напряженного рабочего графика.
8. Зрителей и критиков заинтересовал фильм «Петровы в гриппе». Рейтинг ожидания картины на киноагрегаторах достиг отметки 96%. Кинокритики после премьеры ленты в Каннах поделились в Сети впечатлениями от просмотра, назвав проект Серебренникова «дурманом, мороком и галлюцинациями от жара, где мифы впутываются в реальность», а также «взглядом в прошлое, которое заменило настоящее целой страны».
Дело Кирилла Серебренникова
В мае 2017 года в квартире Серебренникова и в театре «Гоголь-центр» прошли обыски. Как было заявлено, они состоялись в рамках дела о хищении на сумму свыше 200 млн рублей.
Поначалу режиссер проходил по делу свидетелем, но у него изъяли загранпаспорт, так что он не смог выезжать за границу. Однако уже в конце лета сотрудники СК арестовали его в Санкт-Петербурге и отправили в Москву по обвинению в мошенничестве.
Следствие утверждало, что деятель искусства похитил 68 млн рублей, выделенных на проект «Платформа», с помощью заключения фиктивных договоров. Сам Кирилл Семенович обвинения отверг, отметив, что все бюджетные деньги были потрачены по назначению.
Суд отправил режиссера под домашний арест. Вместе с ним задержали директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского, главбуха Нину Масляеву и экс-гендиректора компании «Седьмая студия» Юрия Итина. Из всех фигурантов дела свою вину признала только Масляева, которая заявила, что «Седьмая студия» была создана Кириллом Серебренниковым для вывода денег.
В России и за рубежом в ходе процесса часто звучали мнения, что преследование Серебренникова имеет политический характер. В Кремле такую трактовку событий неоднократно отвергали.
В защиту режиссера выступили многие деятели театра и кино. В их числе – Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Сергей Юрский, Алексей Герман, Теодор Курентзис и многие другие.
Несмотря на все это, из-под домашнего ареста Серебренникова и его коллег отпустили из-под домашнего ареста только в начале апреля 2019 года. Само дело закончилось для режиссера тем, что он был приговорен к трем годам условно. Также его обязали компенсировать часть ущерба, который вырос в ходе процесса с 68 млн до 129.
Эмпатия, русская хтонь и…юмор
Главных героев фильма «Петровы в гриппе» неспроста не наделили именами. Это позволяет сократить дистанцию между ними и людьми по эту сторону экрана. Это даёт больше возможностей проявить эмпатию, а в отдельные моменты и вовсе смотреть на экран как в зеркало. Уж больно точно Кириллу Серебренникову удаётся воссоздать портрет русского человека вне времени и эпохи (хотя формально события развиваются в начале нулевых) и ту самую хтонь, которой в последнее время уделяется всё больше внимания (можно вспомнить сериал «Топи» или стендапы Сергея Орлова).
Дешёвые ёлки с переодетыми Дедом Морозом и Снегурочкой, поездки на трамваях и троллейбусах с колоритными персонажами, разговоры о вселенской несправедливости где-то в гараже — во всём этом легко узнать окружающую нас с вами действительность и эпизоды из недалёкого прошлого. Поэтому можно смело утверждать, что «Петровы в гриппе» — это фильм, который до конца смогут понять только россияне.
Общая мрачность и брутальность (стоит быть готовыми к жестоким и предельно реалистичным убийствам) не должны вводить в заблуждение. «Петровы в гриппе» — это отнюдь не чернуха. Есть здесь место и лирике, и мечтательности, и вере в светлое будущее. События сдобрены гомерически смешными репликами, которые запросто могут разлететься на цитаты. А в одной из самых ярких сцен фильма — на заседании литературного кружка — от смеха удержаться попросту невозможно.
Юмористичности происходящему добавляют тут и там оставленные Серебренниковым пасхалки: от надписей на стенах до корешков на библиотечных полках. Поэтому рекомендуем внимательно следить за всем, что появляется на экране. Каждая деталь здесь не случайна.
Мертвые Души
«Мертвые души»
Спектакль «Мертвые души» — первая премьера «Гоголь-центра», поставленная по произведениям Н.В. Гоголя. В версии Кирилла Серебренникова история Чичикова не переносится в наше время буквально, но получает новое и современное звучание. Разные эпохи соседствуют друг с другом в вечном российском безвременье, где правит абсурд, и ничего не меняется.
Кирилл Серебренников — большой поклонник творчества Гоголя. Поставил «Мертвые души» он уже во второй раз — первый был на латышском языке в Риге. Шесть лет назад в Национальном театре в Риге постановка Серебренникова получила высшую театральную премию Латвии «Ночь лицедеев» в номинации «Лучший спектакль». Но «Мертвые души» не отпускают Серебренникова — теперь постановку можно посмотреть на русском языке в «Гоголь-центре». По словам режиссера, в этом произведении зашифрованы невероятно важные ключевые формообразующие элементы — русская матрица. Все это в совокупности и есть Россия.
В «Мертвых душах» играют только мужчины. Десять актеров на практически пустой сцене играют всех: детей, собак, женщин, мужчин. Но главное здесь отнюдь не гендерные различия
Как говорит сам режиссер, важно, что это не мужчины, а артисты — артисты как «сверх существа» гораздо шире пола. Интересно, что больше всего Серебренникова привлекают именно литературно-художественные свойства текста Гоголя
Ткань языка, если она соединилась с воображением читателя, оборачивается реальностью, плотью. Своей задачей Серебренников поставил донести как можно больше до сцены, не расплескав. Так, в «Мертвых душах» пустая сцена, похожая на ящик, десять мужиков, которые играют все роли, из пустоты доставая образы, персонажей, обстоятельства и потом в пустоту же обращаясь.
По словам самого Серебренникова, спектакль он ставил как музыкальное произведение: у Гоголя очень сложная симфоническая структура — с темами, контрапунктами, рефренами, с множеством мотивов, нисходящих, восходящих и перекликающихся между собой. «Мертвые души» — один из самых смешных и злободневных спектаклей «Гоголь-центра». По сути это спектакль о дурной повторяемости явлений российской жизни — о том, что жизнь в России — порочный круг, из которого так просто не выпрыгнуть.
ЯВЛЕНИЕ IV
Алексей
иГаврюшка .
Алексей
. Что, издалека едете?
Гаврюшка
. А из Рязани.
Алексей
. А сами тамошней губернии?
Гаврюшка
. Нет, сами из Смоленской.
Алексей
. Так-с. Так поместье-то, выходит, в Смоленской губернии?
Гаврюшка
. Нет, не в Смоленской. В Смоленской сто душ да в Калужской восемьдесят.
Алексей
. Понимаю, в двух, то есть, губерниях.
Гаврюшка
. Да, в двух губерниях. У нас одной дворни: Игнатий буфетчик, Павлушка, который прежде с барином ездил, Герасим лакей, Иван – тоже опять лакей. Иван псарь. Иван, опять музыкант, потом повар Григорий, повар Семен, Варух садовник, Дементий кучер. Вот как у нас.
Карьера в кино
Дебют Кирилла Серебренникова как режиссера кино, согласно Википедии, пришелся на фильм «Замена собак микшированием» по пьесе «Урок» Эжена Ионеско. Сайт Кинопоиск же указывает в качестве дебюта эротическую мелодраму «Раздетые».
После этого была психологическая драма «Ласточка», поставленная по произведениям московского автора Нины Садур. Отметился режиссер и на сериальной ниве, в его фильмографии есть сериалы «Ростов-Папа» и «Дневник убийцы».
Возвращение в большое кино состоялось в 2003 году с драмой «Постельные сцены», вскоре после которой режиссер взял за классику. Он экранизировал чеховский рассказ «Палат №6» под названием «Рагин».
Однако успех как к режиссеру кино к Серебренникову пришел в 2006 году, когда на экраны вышла комедия «Изображая жертву» с Мариной Голуб, Федором Добронравовым, Анной Михалковой, Лией Ахеджаковой и Маратом Башаровым. Фильм получил главные призы фестивалей «Кинотавр» и Festa del Cinema в Риме.
На фестивале в Сочи отметили и следующий фильм Серебренникова «Юрьев день». В номинации «Лучшая женская роль» приз получила актриса Ксения Раппопорт.
Если «Юрьев день» показывали в рамках «Кинотавра», то «Измену», вышедшую в 2012 году, демонстрировали уже на Венецианском кинофестивале. Исполнительница главной женской роли Франциска Петри также получила награду на МКФ в Абу-Даби.
Вслед за Венецией Серебренников взялся покорять Канны. Туда поехал его фильм «Ученик» о подростке, ставшем религиозным фанатиком. Премьера состоялась в программе «Особый взгляд», в Каннах лента получила приз Франсуа Шале. В России лента была номинирована на премии «Ника», «Золотой орел» и «Белый слон».
Наделал шуму и следующий фильм Серебренникова «Лето», рассказывающий о взаимоотношениях молодых Виктора Цоя и Майка Науменко. Фильм также участвовал в основной программе МКФ в Каннах и даже отхватил приз за лучший саундтрек. В России же лента получила рекордные 12 номинаций на премию «Ника» (однако дали ей только три статуэтки – за звук, монтаж и как открытие года).
В 2021 году также ожидается выход последнего фильма мастера. В этот раз он взялся экранизировать роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе». В картине снялись Семен Серзин, Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Юрий Колокольников, Иван Дорн и Тимофей Трибунцев.
Митина Любовь
«Митина Любовь»
Спектакль «Митина любовь» по повести Ивана Бунина в постановке молодого режиссера Владислава Наставшева стал первой премьерой на малой сцене «Гоголь-центра» после его открытия и перестройки. В спектакле, в котором играют артисты Филипп Авдеев и Александра Ревенко, сюжет повести изъят из исторического и социального контекста, лишен примет быта и узнаваемых деталей.
Бытовые элементы заменяются эмоциональными, а фантастическая сценография больше напоминает состояние растерянной влюбленной молодой души, летающей между небом и землей. Так, почти все действие происходит в вертикальной плоскости на стене, в которую воткнуты металлические стержни. По этим стержням герои перемещаются на протяжении всего спектакля. “Митина любовь” — почти акробатический этюд, где актеры практически не стоят на земле и «лезут на стену» от любви в буквальном смысле слова. В финале Митя кончает жизнь самоубийством, а его возлюбленная говорит о том, как низко пала.
В спектакле только два героя: Митя и его любовь — Катя, которая является для заглавного героя всем: она и воздух, и лес, и все другие персонажи. В Митином мире нет больше места ни для кого — возлюбленная мерещится Мите в каждом встречном, от этого все роли, кроме главной мужской, исполняет Александра Ревенко.
«Митина любовь» идёт на малой сцене Гоголь-центра уже не первый год, но не устаревает, ещё раз напоминая о том, насколько может быть драматична первая любовь. Удивительно искренний спектакль, который с каждым сезоном приобретает всё новые и новые грани.
Карьера в театре
Режиссурой Серебренников начал заниматься еще в студенческие годы. Началось все с любительской студии «69», а на поздних курсах перебрался на профессиональную сцену. Как пишет Википедия, за семь лет он сделал десяток постановках во всех театрах родного города – «Ангажементе», АТД имени Максима Горького и ТЮЗе.
Первой серьезной постановкой для Кирилла стал спектакль «Странные фантазии некой мисс Летиции Дуффе» (по Пьеру Шефферу) в театре «Ангажемент». В нем он также ставил «Федру» (по Жану Расину), «Любоффь!» (по Мюррею Шизгалу) и др.
Активно Серебренников работал с местным ТЮЗом, где на его счету спектакли «Сад Себастьяна» (по пьесе Теннесси Уильямса), «Городок в табакерке» (по Владимиру Одоевскому), «Демон» (по Михаилу Лермонтову), «Я стою у ресторана» (по Эдварду Радзинскому) и «Женитьба» (по Николаю Гоголю). Засветился режиссер и в Академическом театре драмы – с постановкой пушкинских «Маленьких трагедий».
В Москву Серебренников перебрался в 2000 году. В столицу его пригласили по просьбе актрисы Аллы Демидовой. Там он начал сотрудничать с МХТ имени Чехова.
В МХТ он активно ставил как классику, так и современные пьесы. В числе классических постановок – «Лес» Александра Островского, «Господа Головлевы» Михаила Салтыкова-Щедрина, «Мещане» Максима Горького, «Трехгрошовая опера» Бертольта Брехта и «Зойкина квартира» Михаила Булгакова; в числе свежего – «Терроризм» и «Изображая жертву» братьев Пресняковых, а также «Человек-подушка» Мартина Макдонаха.
Ближе к 40 Кирилл Серебренников задумался о том, чтобы передать свои идеи подрастающему поколению. В 2008-м он набрал экспериментальный актерско-режиссерский курс в Школе-студии МХАТ. Его выпускники спустя четыре года создали «Седьмую студию».
Параллельные миры
Сюжет книги разворачивается в Екатеринбурге, однако по ряду причин съемки фильма проходили в Москве и Подмосковье. События в фильме происходят не только в наше время (в начале 2000-х), но и живут в некоторых воспоминаниях героев о прошлом — в 70-х годах прошлого века.
— Москва хороша тем, что здесь можно найти все что угодно, — поясняет нам Серебренников. — Мы смотрели фотографии Екатеринбурга начала 2000-х, сличали и старались найти тут то, что екатеринбуржцы не отторгнут — не скажут, что у них такого нет. Более того, несколько проездов и пролетов было снято непосредственно в самом уральском городе — машина Петрова мчит по ночному Екатеринбургу, и то, что видит маленький Петров из трамвая — знаменитый район Уралмаш. Так что столица Урала в фильме присутствует точно. Но хотелось, чтобы люди, живущие в других городах, могли узнать в нашем кино и свой город…
В фильме даже есть сцена, в которой практически реконструировали советскую «елку» 1979 года, которую смотрели дети. Много черно-белых эпизодов фильма снималось в одном из подмосковных Домов культуры. Художникам понравились там не только удобная планировка, подходящие коридоры, кабинеты, аудитории, зал со сценой и пространство за ней, но и сохранившаяся там атмосфера 70-х годов, удивительно подходящая для исторической части фильма. А в большом холле была установлена живая пушистая елка, украшенная старыми игрушками для съемок сцен детского новогоднего утренника. Но в том же холле проходили занятия по йоге, и пока съемочная группа работала в соседнем помещении, жители поселка занимались йогой прямо вокруг этой елки, среди осыпающихся иголок.
— Для меня «Петровы в гриппе» — это работа с прекрасным автором, мир которого оказался и моим миром, и, надеюсь, всем нашим тоже, — говорит нам Серебренников. — Это работа с прекрасными артистами. Это попытка выразить нашу Родину через эмпатию и рассказать про свое детство: про страхи и про радости, про любовь и ненависть, про ярость и обожание, про одиночество, про мечту… Мне хотелось, чтобы в этом фильме было много чувственности, много любви. Поэтому оно абсолютно искреннее и честное.
Яна Невская, фото Сергея Пономарева и Алекса Йоку
Сюжет и съемки
В центре сюжета – обычная семья по фамилии Петровы. Глава семейства трудится автослесарем, его супруга – ничем не примечательный библиотекарь. Петровы воспитывают сына-школьника, и от других российских семей их отличает только то, что все вместе они не живут. Вдруг в повседневную реальность героев вмешивается неожиданная болезнь, которая приходит прямо накануне Нового года и затрагивает каждого члена семьи.
С этого момента жизнь Петровых переворачивается с ног на голову и, наполняясь фантастическим безумием, напоминает мрачное кино в жанре сюрреализма. Петров-младший не хочет из-за болезни пропустить новогодний утренник в ТЮЗе, а родители бурно спорят, кому придется идти в аптеку за аспирином и можно ли это лекарство давать детям.
Производством картины занимались кинематографисты из разных стран: России, Франции, Швейцарии и Германии. Съемки велись в павильонах кинокомпании Hype Film. Режиссером и соавтором сценария выступил Кирилл Серебренников. Продюсерами выбраны Илья Стюарт, Мурад Османн, Павел Буря. Композиторы Айдар Салахов, Дмитрий Жук и Андрей Поляков написали музыку к фильму, а художественным оформлением занимались Владислав Огай и Татьяна Долматовская.