5 лайфхаков при покупке билетов в театр или на концерт

Ну вот я пришел, на что мне смотреть в первую очередь?

Театр – это про актеров, и в первую очередь надо смотреть на них. Они первичны, и именно ради них многие начинают ходить в театр. Следите, как артисты исполняют роли: это бесконечное удовольствие. Возьмите билеты на места поближе и внимательно рассматривайте, как они себя ведут, как себя чувствуют на сцене. Старайтесь предугадать и уловить их эмоции. Можно выбрать какого-то актера, который нравится, и сходить на разные спектакли с его участием, посмотреть на него в разных ролях, чтобы понять, как он меняется. Режиссура? В ней должны разбираться критики, директора театров, зрители, которые сами это хотят.


Спектакль «Сірожа» в РТБД, фото с сайта театра

Инструкция

Итак, рассмотрим поэтапно, как вернуть деньги за билет на концерт. Четко придерживайтесь данного алгоритма, чтобы гарантированно получить от организаторов всю сумму.

Следите за тем, когда произойдет отмена режима повышенной готовности

Если режим повышенной готовности в регионе не снят, организаторы не обязаны решать вопросы с переносом или отменой концертов. Поэтому регулярно просматривайте официальные сайты высших должностных лиц вашего субъекта на предмет появления соответствующей информацией.

Отслеживайте сайт организатора

Если режим ограничений снят, в течение 14 суток на сайте организатора должна появиться информация о том, переносится или отменяется концерт.

Подайте заявление на возврат денег

Если концерт отменен, в течение полугода с даты снятия ковидных ограничений вы вправе подать заявление о возврате денег. 

К заявлению следует приложить билет. Все документы можно передать через кассу. Тогда необходимо взять с собой второй экземпляр заявления, на котором организатор должен проставить соответствующую отметку. Также можно направить документы на электронную почту организатора.

Срок возврата денег за билет на концерт — 180 суток. К сожалению, покупатель билетов не может рассчитывать на выплату каких-либо неустоек и процентов. Если в кассовом чеке выделена комиссия агента (именуемая также исполнительским сбором), то для возврата этой суммы следует обратиться к посреднику.

Предположим, концерт не отменен, а перенесен, но новая дата вас не устраивает. Значит ли это, что вы гарантированно останетесь без денег? Нет, некоторые организаторы идут навстречу покупателям и возвращают деньги. Однако в условиях пандемии это их право, а не обязанность.

Обратитесь в суд

Достаточно часто организаторы и посредники отказываются возвращать деньги даже по истечении положенного срока. Например, организатор может отменить мероприятие, но затем заявить, например, что «проведение концерта планируется». В таком случае необходимо обращаться с иском в мировой (если стоимость билетов не превышает 100 тысяч рублей) или в районный (если за билеты отдано более 100 тысяч рублей) суд.

Отметим, что к указанным отношениям применяется Закон «О защите прав потребителей».  Это значит, что гражданин сам решает, куда ему обратиться – в суд по своему месту проживания, месту нахождения ответчика или месту исполнения договора. При этом госпошлина не уплачивается, если взыскиваемая сумма не превышает 1 млн рублей.

На что может рассчитывать покупатель?

  • на возмещение стоимости билетов;
  • на компенсацию морального вреда;
  • на штраф за отказ выполнить требования гражданина в добровольном порядке, предусмотренный законодательством о защите прав потребителей (составляет 50 % от взыскиваемой суммы);
  • на возмещение понесенных убытков;
  • на компенсацию всех судебных издержек.

Альтернативный способ возврата денег

Если вы покупали билеты онлайн и рассчитывались за них со своей банковской карты (не со счета на счет), деньги можно вернуть через чарджбэк. Для этого подготовьте соответствующее обращение в банк, приложите к нему подтверждающие документы, например, копии билетов, заявления, ответ организаторов и т.д. При решении данного вопроса каждый банк руководствуется правилами платежных систем Visa, Mastercard и «Мир».

Например, Visa предусматривает возврат, если клиент обратится в банк в течение 120 дней с момента покупки билета и предоставил доказательства того, что он предпринимал попытки справиться с проблемой самостоятельно. Если банк примет положительное решение, покупателю вернется вся сумма, сервисный сбор.

Образец заявления на возврат билетов

Готовые образцы заявлений о возврате денежных средств за билеты на концерт можно найти на официальных сайтах организаторов. Законом не установлена единая форма данных документов, однако рекомендуется придерживаться следующей структуры:

  • наименование, адрес организатора;
  • ФИО, адрес, контактные и паспортные данные покупателя билета;
  • номер билета, сведения о том, когда и где он был приобретен, его стоимость;
  • наименование, первоначальная дата и время мероприятия;
  • причина возврата билета на концерт;
  • банковские реквизиты, куда оператор должен перечислить деньги;
  • подпись, дата гражданина.

Итак, как мы можем убедиться, получить назад свои деньги за отмененный концерт в условиях пандемии довольно сложно. Однако если приложить усилия, добиться возврата оплаты можно даже в том случае, если мероприятие перенесено.

Рекомендуем к прочтению:

Антреприза в современном мире

В современном мире наблюдается тенденция перехода многих как европейских, так и мировых театров на антрепризную политику. В ряде случаев это не является признаком того, что получение прибыли стало отныне их главной целью.

Во многих странах имела место быть реформа финансирования учреждений культуры. В ходе нее независимые антрепризные театральные труппы стали иметь право на получение дотаций и грантов от государства. Притом правомочием на такую материальную поддержку стали обладать не только актеры, режиссеры, перформеры, продюсеры, но и организации, которые делают возможным создание и демонстрацию спектакля.

Что касается нашей страны, то многие отмечают, что в России не предусмотрено ничего для создания частных независимых театров: нет площадок с постоянными зрителями, дотаций или иной поддержки от государства, льгот и преференций. При всем этом репертуарный театр в России — убыточный. Вместе с тем нет и никакой другой формы государственной театральной организации, которая бы окупалась, позволяла создавать коммерчески успешные постановки.

Детство и юность

Кирилл Серебренников (это его настоящая фамилия) родился 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону. Его мать Ирина Александровна Литвин работала преподавателем русского языка и литературы в школе, отец Семен Михайлович Серебренников — хирургом, долгие годы он был доцентом кафедры урологии Ростовского медицинского института. По отцовской линии в венах режиссера течет еврейская кровь, а по маминой — украинская, поэтому сложно точно назвать национальность Кирилла.

Как написал Серебренников, он потомственный кинематографист, потому что его дед окончил ВГИК, хоть и был обычным украинским пастухом. Впоследствии Александр Иванович Литвин стал режиссером документальных фильмов киностудии «Молдова-фильм».

Кирилл посещал школу с физико-математическим уклоном, где был отличником, а в старших классах — комсомольским активистом. Первый спектакль Кирилл поставил на школьной сцене, семья полностью поддерживала его в начинаниях. Эксперимент удался — зрители аплодировали. Позднее молодой режиссер освоил текст пьесы Евгения Шварца «Тень», постановка по которой также вызвала интерес у одноклассников и учителей.

Кирилл Серебренников в молодости / @kirillserebrennikov

В 1987 году юноша отправился получать образование — поступать на режиссерский факультет в Москву. Но руководитель курса Анатолий Васильев отказал абитуриенту, потому что Серебренникову в то время было 17 лет. Тогда он поступил на физфак Ростовского государственного университета, учился легко и окончил вуз с красным дипломом.

В дальнейшем Кирилл выбрал театральную стезю. Озарения свыше не было, просто в университете он организовал студенческий театр, ставил спектакли как режиссер и понял, что получает удовольствие не от физики, а от творчества.

После вуза Кирилл решил профессионально заниматься режиссурой. Он начинал со студии «69», работавшей на энтузиазме создателей. Параллельно с театральными опытами работал в ростовских телекомпаниях, снимал видеоклипы, телеспектакли, рекламные ролики.

Уголовное дело

В 2017 году против режиссера было заведено уголовное дело, в котором его обвиняли в растрате государственных средств, выделенных на проекты «Седьмой студии». Об этом скандале стало известно в конце мая, когда начались обыски в квартире Серебренникова в Москве и в «Гоголь-центре». Сначала режиссер проходил по делу в качестве свидетеля, после задержания бухгалтера и ряда руководителей театра против Кирилла Семеновича были выдвинуты обвинения в том, что именно он воровал деньги.

Режиссера поместили под домашний арест. За мэтра вступились коллеги, в том числе российские деятели культуры Чулпан Хаматова, Владимир Урин, Евгений Миронов и зарубежные актеры Кейт Бланшетт, Саймон Макберни, Софи Калле. Кроме того, скандалом обернулся отказ Дженнифер Лоуренс по политическим причинам общаться с российскими журналистами. Сама актриса не комментировала эту ситуацию, но публика предполагает, что одной из причин стал арест ростовского режиссера.

Без участия Серебренникова в Большом театре состоялась премьера спектакля «Нуреев», а в «Гоголь-центре» — «Маленьких трагедий» по А. С. Пушкину. За последнюю постановщик получил «Золотую маску». В феврале 2018 года режиссер понес большую утрату — в Ростове умерла его мама. Кирилл Семенович на время похорон был освобожден из-под стражи.

Кирилл Серебренников и Евгений Миронов / Фото: Global Look Press

Затем стало известно, что картина режиссера «Лето» о жизни и творчестве Виктора Цоя попала в конкурсную программу Каннского фестиваля. Монтаж драмы Серебренников проводил, будучи уже под домашним арестом.

Спектакль «Барокко», находясь дома, он выпустил в декабре 2018 года. А осенью представил первую постановку Мобильного художественного театра «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым», которая позволила поклонникам творчества прожить полтора часа жизнью режиссера, находящегося под домашним арестом.

За этот период прошел не один суд, назначались экспертизы по делу о хищении 133 млн руб. Выдвинутые против себя обвинения Кирилл Семенович в интервью называл фарсом, абсурдом и беззаконием.

Хотя представители следствия утверждали, что Серебренников может скрыться от правоохранительных органов или оказывать давление на свидетелей, суд решил снять с него домашний арест и отказался брать с режиссера подписку о невыезде.

Митина Любовь

«Митина Любовь»

Спектакль «Митина любовь» по повести Ивана Бунина в постановке молодого режиссера Владислава Наставшева стал первой премьерой на малой сцене «Гоголь-центра» после его открытия и перестройки. В спектакле, в котором играют артисты Филипп Авдеев и Александра Ревенко, сюжет повести изъят из исторического и социального контекста, лишен примет быта и узнаваемых деталей.

Бытовые элементы заменяются эмоциональными, а фантастическая сценография больше напоминает состояние растерянной влюбленной молодой души, летающей между небом и землей. Так, почти все действие происходит в вертикальной плоскости на стене, в которую воткнуты металлические стержни. По этим стержням герои перемещаются на протяжении всего спектакля. “Митина любовь” — почти акробатический этюд, где актеры практически не стоят на земле и «лезут на стену» от любви в буквальном смысле слова. В финале Митя кончает жизнь самоубийством, а его возлюбленная говорит о том, как низко пала.

В спектакле только два героя: Митя и его любовь — Катя, которая является для заглавного героя всем: она и воздух, и лес, и все другие персонажи. В Митином мире нет больше места ни для кого — возлюбленная мерещится Мите в каждом встречном, от этого все роли, кроме главной мужской, исполняет Александра Ревенко.

«Митина любовь» идёт на малой сцене Гоголь-центра уже не первый год, но не устаревает, ещё раз напоминая о том, насколько может быть драматична первая любовь. Удивительно искренний спектакль, который с каждым сезоном приобретает всё новые и новые грани.

(М)ученик

«(М)ученик»

Спектакль «(М)ученик »— совместная постановка «Гоголь-центра» и «Седьмой студии» по пьесе современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Поставил спектакль и адаптировал пьесу к российским реалиям художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников.
Главный герой постановки — подросток Вениамин в исполнении Никиты Кукушкина — считает, что знает все о существующих моральных нормах. Школьник, выросший с матерью-одиночкой и толком не знавший отца, увлекается религией и становится фундаменталистом-самоучкой. Этот «очень православный» школьник учит сверстников и взрослых, что они живут неправильно. Вениамин — то ли религиозный террорист, постоянно цитирующий Священное Писание, и требующий от окружающих полного повиновения в соответствии с текстами Библии, то ли заблудившийся школьник, нашедший в религии рычаг давления на чуждое ему окружение. И в течение спектакля его поведение становится серьезным испытанием для окружающих. Новый пророк готов на все за свою правду и не остановится даже перед преступлением. Главный антагонист и враг школьника — учительница биологии и по совместительству школьный психолог в исполнении блистательной Виктории Исаковой.

«(М)ученик» исследует границы между моралью и нетерпимостью, ищет связь между свободой и вседозволенностью, противопоставляет религию и манипуляцию. Постановка — едва ли не самое смелое и открытое высказывание о безумии современной России, о больном обществе, которое постепенно становится все более подверженным фанатизму. Это спектакль о том, как быстро и легко религиозный фанатизм подчиняет себе конформистское сообщество на примере отдельно взятой школы.

Отдельного внимания заслуживает киноверсия спектакля — фильм «Ученик», с которым Кирилл Серебренников представлял Россию на Каннском фестивале. Главные роли в фильме исполняют почти те же актеры, что и в спектакле, за исключением исполнителя главной роли Никиты Кукушкина — в фильме его сменил «брусникинец» Петр Скворцов, больше соответствующий роли школьника-старшеклассника. «Ученик» — это не только фильм о фанатизме, но еще и политическая картина о современной системе образования, об антисемитизме, о гомосексуализме, о лицемерии и обо всех формах тоталитаризма. В Каннах «Ученик» получил специальный приз имени Франсуа Шале — эта награда присуждается фильмам, лучше других показывающим реалии современного мира.

Ладно, я решил идти в театр. Что надеть?

Дресс-код в театре все-таки есть, но какого-то конкретного правила нет. Уже последние лет сто происходит демократизация театра. Есть спектакли и театры, в которые нормально прийти в джинсах. А есть те, для которых вечерние платья и пиджаки – это часть нормы.

Недавно я попал на обсуждение спектакля в «Новом драматическом театре», и там была пара в спортивных костюмах. Так вот все те, кто пытались их пристыдить, поддержки не получили. Но вообще, будем честны: красиво одеться в театр – это часть удовольствия, ведь не всегда мы «при параде». Я сам с радостью надену пиджак, хоть обычно хожу в джинсах в театр, потому что в нем работаю.

Парадокс о зрителе

В целом главная особенность иммерсивных спектаклей — зрительская активность (или включенность, погруженность) и количество выборов, которые зрителям приходится совершать. Это и выбор, куда пойти, и выбор, насколько подробно изучать пространство и историю, и выбор, как действовать по отношению к другим зрителям и актерам. Вторая особенность — интенсивность опыта: он сильнее, если зрители становятся активными участниками действия.

Когда жанр только зарождался, казалось, что сочетание этих свойств гарантирует: если спектакль иммерсивный, то он ближе к демократической утопии и свободе, чем любой спектакль на сцене. Но вот, например, анонс иммерсивного шоу театра Crave под названием What Women Want (2019 год): «Каждый номер открывает новые грани притягательных женских образов и вовлекает зрителя в исследование женственности и сексуальности в контексте современной повседневности через призму мужского взгляда». А вот что говорит Федор Елютин, продюсер и глава компании «Импресарио», которая уже несколько лет возит в Россию громкие зарубежные иммерсивные спектакли, в том числе Remote X: «Если я называю событие „спектаклем“, то могу продавать на него билеты за пять тысяч рублей. На „экскурсию“ — не могу».

Михаил Патласов, режиссер цифровых спектаклей «Я убил царя» (Театр Наций), «Bat`s Watch»:

Я знаю, что такое не онлайн-спектакль. А что такое онлайн-спектакль, не знаю

Если спектакль для человека случается, то неважно, какими средствами это происходит. Другое дело — проект, произведенный художниками в изоляции, ими сами же сыгранный и показанный зрителю в интерактивной форме — спектакль ли это или другой способ коммуникации? Для меня это уже перформативные формы

Спектакль и перформанс – все-таки разные вещи. Еще это социальный жест театра, когда в изоляции он задает сам себе вопрос: а что ты можешь предложить зрителю? И отвечает онлайн-форматами, т.е. это своего рода новый вид социализации.

Роль зрителей

Если зрители могут включаться в разговоры и действия в спектакле, то в нем нельзя использовать только те сценарии, которые драматурги написали заранее, а актеры выучили наизусть. Приходится заимствовать техники из жанров, в которых давно разрабатывают интерактивность.

Так, в пособии по созданию сценариев для иммерсивных спектаклей Нандита Дайнеш рассказывает, что изучила пять форм интерактивных скриптов:

  • упражнения в пособиях по изучению иностранного языка;
  • настольные ролевые игры;
  • обучающие симуляторы для будущих медсестер;
  • уличные тренинги для команд и лидеров;
  • образовательные тренинги для волонтеров Красного Креста.

Но больше всего ей помогло обращение к LARP — ролевым играм живого действия. LARP’ы особенно распространены в среде реконструкторов, толкиенистов, в закрытых субкультурных сообществах. Но последнее время они проникают и в искусство.

LARP предполагает, что ролевая игра проходит в физическом пространстве и может тянуться долго, до нескольких дней. Организаторы продумывают материальную сторону игры, задействуют разные каналы восприятия. Игроки перевоплощаются в персонажей, общаются друг с другом от их имени, но, как правило, в строго заданных рамках.

В целом сценарии для LARP’ов делятся на три части: подготовительные инструкции, фрагменты для игры и протоколы так называемого дебрифинга — коллективного осмысления того, что случилось за время игры, уже не от лица персонажей, а от собственного лица.

На этой основе Дайнеш выделяет семь разделов, из которых может состоять пьеса для иммерсивного спектакля:

  • инструкции по подготовке зрителей и кастинга исполнителей;
  • синопсис сценария;
  • необходимый реквизит;
  • описания персонажей, которых будут играть исполнители и зрители (точнее, Дайнеш пользуется словом «зритель-актер» — spect-actor вместо spectator, — которое предложил Аугусто Боаль, создатель форум-театра, еще одной техники включения зрителей в заранее продуманное театральное действие); возможно, анкеты, которые помогут детализировать образы;
  • отдельные сцены с диалогами и таймлайн, по которому они могут разворачиваться;
  • матрица возможных зрительских действий и инструкции, как откликаться исполнителям на каждое из них;
  • инструкция для дебрифинга.

Еще один протокол, особенно подробно разработанный в LARP-культуре, — это протокол зрительского согласия. Перед игрой участникам часто задают вопросы, по которым нужно прийти к единому мнению:

  • позволено ли повышать голос?
  • позволено ли дотрагиваться друг до друга?

и тому подобные.

Как бесплатно сходить в театр

Театры могут по своей инициативе устраивать акции для жителей. К примеру, иногда бесплатные билеты или билеты с большими скидками можно приобрести в театре в честь закрытия сезона. Возможность получить бесплатные билеты в театр часто появляется в тот период, когда происходит празднование Дня города, и городские власти способствуют предоставлению культурных преференций местным жителям. Нередко бывает возможность купить билеты по очень низким ценам в день спектакля: если не все места раскуплены или кто-то просрочил бронь и не выкупил билеты, то вам могут продать билет перед началом показа с большой скидкой, главное, своевременно обратиться в кассу театра.

Помните, что это входной билет, то есть вы можете занять свободное место в зале, а вас потом прогонит человек, который купил билет на это место и просто не пришел вовремя.Если вы учащийся, работник бюджетной организации, а, возможно, у вас просто есть знакомые в театре — вы можете попасть на спектакль, получив контрамарку — приглашение, которое предполагает бесплатное посещение спектакля. Она может быть с привязкой к конкретному месту, но может быть и входным билетом, и тогда сидячего места вам может не хватить. Будьте готовы также к тому, что контрамарку вам предложат не бесплатно, а всего лишь по низкой цене — сейчас так частенько поступают нечистые на руку сотрудники театра.

Совершенно бесплатно можно посетить студенческие театры, например, Театр-студию СПБГУ. Главное записаться на выбранный спектакль заранее — позвонить либо отправить электронное письмо, — и не опаздывать, иначе в зал вы не попадете.В конце концов, билеты можно выиграть! Их часто разыгрывают перед премьерой во всевозможных телевизионных конкурсах, на радио и в интернете, поэтому будьте внимательны и не упускайте свой шансы.

Возможности для студентов

Кроме льгот студентам культурных учреждений, существуют способы попасть в театр бесплатно и для других учащихся вузов.В некоторых случаях студенты непрофильных вузов могут попасть в театр по скидкам, через содействие студенческих профкомов, например, студенты СПГУТД.

По льготной цене, или совсем даром, могут наслаждаться постановками также учащиеся Московского государственного университета — если вы один из них, следите за анонсами и узнавайте в кассах о дополнительных возможностях для вашего вуза. Следить за ситуацией можно и в соцсетях.Учтите: обычно такие предложения очень недолгосрочны, бесплатные билеты и билеты по скидкам появляются в наличии за несколько дней, а то и вовсе в день спектакля, и выдаются по остаточному принципу.Надеемся, что эта информация поможет вам прикоснуться к прекрасному через театральные подмостки и при этом не разориться.

Элина Куликова, режиссер онлайн-спектаклей «Единство одиночества», «Все письма — это письма о любви»:

Мы прежде всего имеем дело с нетрадиционным онлайн specific. Спектакли в привычных медиа, как, например телефонная связь, могут казаться и быть традиционными по драматургии и по процессу коммуникации со зрителями. Например, спектакль Бориса Павловича «Алло». Какой-нибудь спектакль в TikTok кажется нам менее традиционным, потому что мы работаем с новой платформой, которая еще не приелась. Получается, отталкиваться надо от места, но оно и становится главной проблемой, особенно когда мы идём в не до конца известное пространство. Гуманитарное знание в России пока мало осмыслило новые медиа. Мы уже говорим про постцифровое общество, но в культурном пространстве по загадочным для меня причинам, это знание остается очень узким, несмотря на то, что мы все пользуемся fb и электронной почтой, нам кажется, что это пространство для нас привычное, мы всё про него понимаем, и можем сейчас его освоить: сделать спектакль, интерактивный сериал и т.д. Получается, это для нас привычно, но не до конца познано. И всё выходит либо поверхностно, либо — попыткой приспособиться к новым условиям. Буквально на днях пересматривала спектакль Саймона Макберни, там есть прекрасная фраза, что театр — это крыса, которая ко всему приспосабливается. Сейчас происходит примерно это. Приспособиться, действительно, можно к чему угодно, но вопрос в том, насколько это осмысленно. Несут ли для нас большую ценность спектакли, сделанные онлайн, которые никак не осмысляют цифровое пространство?

Говорят, что театр начинается с вешалки или буфета. Стоит ли зайти в бар перед спектаклем?

Это расхожие фразы, но хорошее кафе в театре действительно должно быть. На спектакль нужно настроиться. Кому-то переключиться с будних дел поможет чашка чая с шоколадкой, кому-то – аперитив. Только помните, что напиваться перед спектаклем – плохая идея, это вообще не про этикет.

В кинотеатрах Германии распространены видеопоказы спектаклей. Ты приходишь в кино смотреть оперу, этажом ниже продают колу и чипсы, а для тех, кто пришел на показ спектакля, предоставляют оперный кейтеринг – белое вино и закуски. Это создает атмосферу, которая важна для восприятия. У нас такой традиции не хватает, так или иначе буфет помогает настроиться.


Балет «Анна Каренина» в Большом театре Беларуси, фото с сайта театра

Ключевые отличия

Мы разобрали, что такое антреприза и репертуарная организация театра. Давайте перечислим основные их различия:

  • У репертуарного типа театра постоянная труппа, у антрепризы — нет. Организатор набирает театральные коллективы из приглашенных на конкретный спектакль актеров.
  • Антреприза считается более коммерческой формой. Подразумевается, что одна из важных ее целей — получение прибыли.
  • В отличие от репертуарного, антреприза — это всегда частный театр.
  • Провал постановки для антрепризного театра — порой банкротство, разорение. Репертуарные театры с государственной поддержкой имеют возможность ставить коммерчески невыгодные спектакли.

Антреприза — не новое явление в театре. В России, например, до революции большинство театров были такими. Будущее этой сферы искусства — именно за антрепризой. Однако пока в нашей стране переход от репертуарного в антрепризный театр не приветствуется государством.

Логистика передвижений и нарратив

Словарь сайт-специфического искусства акцентирует наше внимание на том, как спектакль взаимодействует с окружающим пространством

Но не менее важно, как это пространство устроено внутри и как оно разворачивается перед зрителями во времени. Исследовательница Барбара Гронау выделяет три типа организации иммерсивных пространств:

Исследовательница Барбара Гронау выделяет три типа организации иммерсивных пространств:

  • маршруты со станциями — зрители могут перемещаться по локациям в одной группе или по принципу карусели (когда их делят на несколько групп, и они проходят локации в разной последовательности);
  • пространства, в которых можно бродить, — когда все зрители в любой момент могут зайти в любую точку пространства;
  • лабиринты — или, шире, пространства, в которых можно заблудиться (так сложно они устроены), и это чувство потерянности, возникающее у зрителей, можно рассматривать как художественный эффект.

Логистика определяет и способ, которым в спектакле будет рассказана история, — как ни странно, в иммерсивном театре часто рассказывают истории. Но сюжет обычно сконструирован не линейно, а более сложно, примерно как в компьютерных играх. Поэтому исследователь Генри Дженкинс предлагает говорить о «нарративных архитектурах» — и выделяет четыре их типа:

  • взывающие к воспоминаниям (evocative) — они напоминают зрителям об уже знакомым им мирах, вымышленных или реальных, и погружают в историю, которая всплывает в памяти благодаря узнаваемым элементам;
  • разыгрываемые (enacted) — они требуют от зрителей участия в истории по заранее подготовленным протоколам;
  • встроенные (embedded) — они призывают исследовать пространство в поисках записок, улик, аудиоотрывков и собрать из этих фрагментов историю; часто создатели продумывают подсказки, которые укажут на местоположение фрагментов (световые сцены, звуки, словесные намеки);
  • эмерджентные (emergent) — этот тип похож на «разыгрываемые», но отличается тем, что не требует отыграть заданную схему и не стремится к заранее определенному финалу; Дженкинс приводит в пример игру Sims, которая может быть «фрустрирующей, как сама жизнь».

Но бывает, что в иммерсивных спектаклях вовсе нет нарратива — авторы больше хотят, чтобы у зрителей появился новый чувственный опыт. Так происходит, например, в «Квартире», но бывают и другие похожие стратегии. Их точно описывает исследовательница Клер Бишоп в своей классификации арт-инсталляций:

сцены «сна/грез» — инсталляции или спектакли, стремящиеся вызвать у зрителей переживания, образы, чувства, которые предположительно мог бы испытывать герой действа, — зрителей как бы втягивают в чужой мир;

сцены «повышенной чувствительности» — спектакли, которые обращаются к собственным чувствам зрителей, но акцентируют их внимание на том, что вне спектакля остается незаметным, будь то визуальная, аудиальная, кинестетическая или ольфакторная информация;

сцены «миметического поглощения» — спектакли, которые дезориентируют зрителей, расщепляют их субъектность и таким образом ставят привычное восприятие под вопрос, например с помощью игры с масштабом, светом, зеркалами;
и, наконец, инсталляции и спектакли, в которых зрителям отводится активная роль: нужно принимать решения, действовать политически и т. п.

Но прежде чем поговорить о них, давайте рассмотрим еще один вид иммерсивных спектаклей, сфокусированных на чувственном опыте.

Семен Александровский:

Цифровой театр позволяет находиться далеко от зрителя, а значит, есть возможность преодоления реального пространства, ты можешь собирать зрителей не только своего города, но и всей страны, мира. Особенно, если это не связано с языком. Я чувствую, со временем эта ситуация должна дать толчок большому количеству маленьких команд в удалённых от центра городах, которые хотят попробовать что-то экспериментальное и выйти на новую аудиторию. Еще и потому, что на самом-то деле сделать цифровой спектакль в сотни раз дешевле, чем ставить в репертуарном театре. Было бы здорово, чтобы появился инструмент поддержки экспериментальных студий при театрах. Но это, конечно, утопично звучит, потому что государство всё ещё в нормальном режиме не поддерживает независимые театры, а я уже мечтаю, как министерство культуры создаст орган, который будет поддерживать цифровые театральные инициативы по всей стране. Я просто в другой реальности живу.

Карьера в кино

Дебют Кирилла Серебренникова как режиссера кино, согласно Википедии, пришелся на фильм «Замена собак микшированием» по пьесе «Урок» Эжена Ионеско. Сайт Кинопоиск же указывает в качестве дебюта эротическую мелодраму «Раздетые».

После этого была психологическая драма «Ласточка», поставленная по произведениям московского автора Нины Садур. Отметился режиссер и на сериальной ниве, в его фильмографии есть сериалы «Ростов-Папа» и «Дневник убийцы».

Возвращение в большое кино состоялось в 2003 году с драмой «Постельные сцены», вскоре после которой режиссер взял за классику. Он экранизировал чеховский рассказ «Палат №6» под названием «Рагин».

Однако успех как к режиссеру кино к Серебренникову пришел в 2006 году, когда на экраны вышла комедия «Изображая жертву» с Мариной Голуб, Федором Добронравовым, Анной Михалковой, Лией Ахеджаковой и Маратом Башаровым. Фильм получил главные призы фестивалей «Кинотавр» и Festa del Cinema в Риме.

На фестивале в Сочи отметили и следующий фильм Серебренникова «Юрьев день». В номинации «Лучшая женская роль» приз получила актриса Ксения Раппопорт.

Если «Юрьев день» показывали в рамках «Кинотавра», то «Измену», вышедшую в 2012 году, демонстрировали уже на Венецианском кинофестивале. Исполнительница главной женской роли Франциска Петри также получила награду на МКФ в Абу-Даби.

Вслед за Венецией Серебренников взялся покорять Канны. Туда поехал его фильм «Ученик» о подростке, ставшем религиозным фанатиком. Премьера состоялась в программе «Особый взгляд», в Каннах лента получила приз Франсуа Шале. В России лента была номинирована на премии «Ника», «Золотой орел» и «Белый слон».

Наделал шуму и следующий фильм Серебренникова «Лето», рассказывающий о взаимоотношениях молодых Виктора Цоя и Майка Науменко. Фильм также участвовал в основной программе МКФ в Каннах и даже отхватил приз за лучший саундтрек. В России же лента получила рекордные 12 номинаций на премию «Ника» (однако дали ей только три статуэтки – за звук, монтаж и как открытие года).

В 2021 году также ожидается выход последнего фильма мастера. В этот раз он взялся экранизировать роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе». В картине снялись Семен Серзин, Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Юрий Колокольников, Иван Дорн и Тимофей Трибунцев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стиль жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: