Непреодолимый поток
Путин
Как вспомнил в своем выступлении один из представителей итальянского бизнеса, когда он был совсем молодым, г-н Алессандрелло говорил о том, что нужно учиться выстраивать мосты сотрудничества с Россией. Хотя изначально мосты наводились еще с СССР: Итало-Советская торговая палата была учреждена в апреля 1964 г. в Милане. Ее учредителями стали крупнейшие итальянские и советские компании (с одной стороны — “Фиат”, Пирелли”, Монтекатини”, “Оливетти”, “Сниа-Вискоза”, а с другой — ТПП СССР, “Машиноимпорт”, “Союзнефтеэкспорт” и “Внешторгбанк”).
В 1992 г. Палату переименовали в Итало-Российскую торговую палату. Причем ИРТП оказалась единственной из двусторонних смешанных структур, которая была упомянута в основополагающем “Договоре о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Итальянской Республикой”, подписанном в октябре 1994 г. Как напомнил замминистра иностранных дел РФ Алексанлр Грушко, 25-летие указанной даты также будет отмечаться в текущем году.
Но разумеется, значимость ИРТП обусловлена не столько возрастным статусом, сколько самостоятельностью и прагматичностью ее политики в деле продвижения взаимосвязей в сфере экономики и бизнеса. Этот фактор стал еще более значимым в кризисный для взаимоотношений между ЕС и РФ период, поводом для которого послужило возвращение Крыма в состав России в 2014 г. — на фоне произошедшего на Украине госпереворота, при открытой поддержке ряда западных государств. В этой связи, как известно, Брюссель инициировал серию санкции против РФ, на что Москва впоследствии ответила собственными контрсанкциями.
В подобных обстоятельствах ИРТП однозначно негативно оценила введение антироссийских санкций, о чем в августе 2014 г. официально уведомила администрацию президента Республики и прочие властные структуры Италии. Также в подготовленном письме-обращении ИРТП призвала своих российских и итальянских членов сохранить налаженное сотрудничество и развивать альтернативные пути для взаимовыгодного бизнеса.
Но не взирая на призывам, объем двустороннего товарооборота, достигший в 2013 г. почти $54 млрд, далее упал более, чем вдвое. В 2017 г. он составил порядка $25 млрд. Правда, в последние два года соответствующий показатель начал расти, и в 2018 г. объем товарооборота повысился почти на 13%, до $27 млрд.
Конечно, сложно прогнозировать, когда упомянутые параметры возрастут до прежних величин, ответил “Вести. Экономика“ Винченцо Трани. Однако, с учетом также результатов выборов в Европарламент, состоявшихся в конце мая, и начавшегося формирования новых руководящих структур ЕС, по его определению, уже в этом году можно ожидать первых хороших новостей в отношении России. Возможно, поначалу будет решено несколько смягчить санкционный режим или, например, изменить общие подходы во взаимодействии с Москвой
Даже если представители Евросоюза и России станут больше общаться – это тоже важно. Тогда как бизнес-сообщество, в целом, заинтересовано в формировании единого пространства от Лиссабона до Владивостока, оговорил г-н Трани
И попутно высказал уверенность в том, что, несмотря на возражения Вашингтона, реализация проекта “Северного потока-2“ продолжится. В Европе заинтересованы в сохранении поставок российских энергоресурсов, которые представляются наиболее стабильным и выгодным (исходя из цены) вариантом. “Северный поток-2“ — это то, что уже нельзя остановить!”, — констатировал новый глава ИРТП.
Часть II. О бизнес-климате в России
— 60% инвесторов «Делимобиля» — итальянские семьи, ещё 20% — швейцарские. Как вы уговорили их инвестировать в Россию?
— К сожалению, на Западе преобладает негативный информационный фон по отношению к России. Например, когда летом были митинги по выборам, The Financial Times связала их не с политическим процессом, а с экономикой. Газета написала, что люди вышли, потому что им кушать нечего. Но на следующий день Fitch поднял рейтинги России — это иллюстрирует, что люди бизнеса умеют читать газеты между строк, видят реальную ситуацию и понимают её по-другому.
Я пять раз в году организую для богатых западных инвесторов туры по российским городам. Они смотрят на страну своими глазами. И даже после таких событий, как война с Грузией или присоединение Крыма, они реинвестируют капиталы в Россию.
Как правило, я представляю инвесторам три-четыре цифры (средние зарплаты, пенсии, количество проданных автомобилей), которые показывают экономическое положение в России до 2000 года, после 2001 года и в настоящий момент. Цифры говорят сами за себя лучше любой интерпретации.
— Но статистика фиксируют отсутствие экономического роста и падение доходов населения в России в течение пяти последних лет.
— Перестать «кошмарить бизнес» власти обещают уже десять лет. Теперь это одна из основных целей нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». По вашим наблюдениям, происходит ли потепление бизнес-климата? Часто говорят, что движение идёт в обратную сторону.
— Россия, в которую я приехал 20 лет назад, и та, что я вижу сейчас, — это две разные страны. Раньше коррупция была повсеместна — от гаишника на улице до госслужащего любого ведомства. Сейчас я и мои партнёры по бизнесу не испытываем давления со стороны власти в наших повседневных задачах. Коррупция, может быть, существует как некий лоббизм на каком-то определённом уровне. Но это более цивилизованно и чувствуется в меньшей степени, чем раньше.
В России есть свои особенности — сильное влияние государства на разные отрасли. С одной стороны, в силу развития государства невозможно было сделать иначе, с другой стороны, это очень ограничивает свободу действий.
— Приведите, пожалуйста, примеры, в чём именно?
— Я могу говорить только за себя. Мой бизнес не столкнулся с какими-то огромными трудностями. Вообще, Россия (и власть, и другой отечественный бизнес) всегда была заинтересована в привлечении зарубежных инвестиций.
— А не в обратном — вывести капиталы из страны?
— Я думаю, что среди российских бизнесменов большинство — патриоты своей страны. Они хотят расти и развиваться в профессиональном плане, поэтому постоянно вкладываются в своё развитие. А те, о которых вы говорите, — это небольшой процент людей. К сожалению, такие люди есть в любой стране. И от этого никуда не деться.
— Глава Счётной палаты Алексей Кудрин заявил, что большинство бизнесменов в России боятся правоохранительных органов. По вашим ощущениям, так ли это? И если да, насколько обоснован этот страх?
— Испытывать страх перед правоохранительными органами — особенность того предпринимателя, которому есть что скрывать. Я бы говорил о волнении за рабочие процессы или документацию. Это, безусловно, испытывает любой предприниматель в любой стране.
— На мой взгляд, это хорошая инициатива, которая будет способствовать в дальнейшем укреплению российского бизнеса. Если, как вы отметили ранее, страха будет меньше, значит, откроется поле для новых идей и побед.
— Недавно бизнес-сообщество обсуждало историю, как поданную по амнистии декларацию использовали для возбуждения уголовного дела. Перечёркивает ли это, на ваш взгляд, все разговоры о либерализации бизнес-климата в России?
— Один случай, к счастью, ничего не может перечеркнуть. Либерализация бизнес-климата России продолжается. А данный случай, конечно, неоднозначный. При этом я не думаю, что ФСБ начнёт трясти всех бизнесменов без причины.
Часть I. О каршеринге
— Каршеринговые компании едва ли не каждую неделю внедряют новации: предлагают новые опции, меняют тарифы и прочее. Операторы до сих пор в поиске оптимальной схемы?
— Да. Но мы никогда её не найдём. Потому что люди и их потребности постоянно меняются.
Когда мы в 2015 году только создавали этот рынок, рассчитывали, что это будет сервис для обычных водителей, которым нужно добраться до работы, дома или куда-то ещё. Но теперь мы видим, что среди клиентов много разных групп потребителей. Например, около 50% пользователей — предприниматели и самозанятые, они используют автомобиль по работе. И мы вынуждены подстраиваться под разных людей, в том числе предлагать разные тарифы и даже другие машины.
Также мы увидели тех, кому нужны статусные авто. Причём не поминутно, а на сутки, недели или даже месяцы. Покупать их по разным причинам они не хотят, чтобы не тратиться на обслуживание, не показывать налоговой доходы или просто получать все плюсы шеринг-экономики. Для таких мы весной 2019 года запустили сервис долгосрочной аренды Anytime Prime и сдаём под этим брендом авто: от бюджетных VW Polo до Lamborghini Urus.
— Какие самые востребованные?
— Mercedes Gelandewagen — они забронированы на три месяца вперёд. Велик спрос на Mercedes E-klass и Lamborghini Urus. На бюджетные модели он меньше.
— Правда, что «Делимобиль» будет дифференцировать тарифы для водителей с разным стилем вождения?
— Да, давно работаем над этим важным для нас проектом. Каждый клиент стоит компании определённых денег. Кто стоит меньше, тот и платить должен меньше. А кто тратит больше бензина и сильнее рискует попасть в ДТП, должен платить больше. В конце 2019 года подведём итоги эксперимента и поймём, как будем корректировать тарифы.
— Большая вилка будет?