«Саратовское братство»
Табакову постоянно звонили какие-то люди, и чаще всего — жители его родного Саратова, причем с абсолютно разными проблемами — он мог получить приглашение на открытие детского сада или услышать просьбу поздравить чью-то супругу с днем рождения. И Олег Павлович действительно старался помогать землякам. К примеру, однажды на имя Табакова пришло письмо из Саратовской области. В нем автор рассказал, что у него сгорел дом, и на его восстановление нужно 100 тысяч рублей. Режиссер откликнулся и перечислил мужчине всю сумму. Через некоторое время худрук МХТ получил еще одно послание — в нем погорелец сообщил, что никогда не держал в руках таких денег, поэтому их пропили всем селом. Никогда не отказывал Табаков и тем, чьим родственникам требовалась помощь врачей.
Ольга Хенкина считает, что щедрость Олег Павлович получил от матери. Покойный артист рассказывал, что, будучи ребенком, он стал свидетелем того, как по улицам его родного города гнали пленных немцев. И тогда, оказавшись в толпе наблюдателей, Мария Андреевна протянула одному из пленников хлеб. По признанию самого Табакова, это стало для него большим потрясением, которое он запомнил навсегда.
Съемки в сериале «Тобол»
С 26 октября Первый канал начал трансляцию восьмисерийного телевизионного фильма, одна из главных ролей в котором досталась 25-летнему Павлу Табакову.
Телесериал «Тобол» — историческая драма, основанная на реальных событиях начала XVIII века. Павел Табаков исполнил в нем роль Петра Ремезова — сына известного сибирского историка и архитектора Семена Ремезова.
По словам самого актера, его экранный персонаж — юный герой, которому лицом к лицу пришлось столкнуться со взрослой опасностью. На экране между Петькой Ремезовым и его отцом-историком возникает конфликт, когда он решает записаться в полк и участвовать в реальных военных действиях. Но спустя некоторое время Семен принимает выбор сына и начинает им гордиться.
По мнению критиков, образ Петра Ремезова — получился героическим и одним из самых ярких в телевизионном фильме. Это можно заметить и по фото. Поэтому можно смело говорить о том, что судьба тоже наградила Павла актерским талантом, как и его родителей.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Эпоха Чехова
Но Антона Павловича Чехова открыл все-таки Немирович-Данченко, а не Станиславский. Именно Немирович-Данченко убедил Станиславского и труппу, что чеховская «Чайка» — это гордость русской драматургии, благодаря чему она была включена в репертуар театра и стала его путеводной звездой.
17 декабря 1898 года состоялась легендарная премьера спектакля. Пьеса в театре прошла с огромным успехом. Также все произведения Чехова — «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Три сестры», «Иванов» были поставлены в Художественном театре, а в качестве режиссера выступил Немирович-Данченко. В газете «Известия» от 26 октября 1938 г. в статье, посвященной 40-летию МХАТа, Владимир Немирович-Данченко писал: «Искусство чеховского театра воцарилось у нас настолько, что трудно было бы назвать какую-нибудь репетицию какой угодно пьесы, не только современной или классической русской, но и Шекспира или Софокла, где бы мы не использовали того творческого запаса, который накопился от работы над Чеховым». В театре ставились также пьесы А. М. Горького («На дне», «Мещане»), А.К.Толстого («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович») и другие.
Но существует и еще одна, критическая сторона вопроса о «системе Станиславского», высказанная историком и автором книги «История русского театра» Н.Н.Евреиновым: «его система вызывает сомнение в основном своем пункте — подменить на сцене «театр» «живой, подлинной жизнью» (см. «Моя жизнь в искусстве»)». По его мнению, это сделать невозможно.
Может быть, в этом есть доля правды, ведь мы знаем много случаев, связанных с нашими гениальными артистами, которые так отдавались своему искусству, что умирали на сцене. Так, например, произошло с Андреем Мироновым, Виталием Соломиным. Александр Михайлов рассказывал, что играя роль Ивана Грозного, так входил в образ, что заболел, и отказался от этой роли, опасаясь за свое здоровье.
Последние встречи
Олег Табаков болел раком несколько лет — его младший сын Павел полагает, что долгое время он оставался с недугом один на один, не желая расстраивать близких. Олег Павлович не ездил на лечение за границу — вместо этого он просто продолжал жить, руководить театром и выходить на сцену.
Последний раз Ольга Хенкина видела его, когда он приехал в МХТ, чтобы поздравить свою коллегу с днем рождения. Табакова довели до гримерки, — сам он уже передвигался с трудом — где он, как обычно, проспал с четырех до шести, а после встал и уехал домой. На следующий день, дома, Табаков потерял сознание и попал в больницу, где и скончался спустя три месяца.
Последний спектакль, который видел Олег Павлович — «Светлый путь. 19.17», вспоминает Молочников. И каждый раз, когда Табаков шел по залу, зрители аплодировали ему стоя.
Незадолго до смерти Табакова, человека невоцерквленного, его друг Анатолий Смелянский спросил, что тот будет делать, если на небе он предстанет перед худсоветом во главе с Олегом Ефремовым (руководил МХАТом с 1970 по 2000 год)? «Оправдаюсь, — ответил Олег Павлович и продолжил, — поддерживал, помогал, выручал, хоронил, доставал, делился».
Детство
Бабушка Владимира Машкова была итальянкой по крови и швейцаркой по паспорту, так что и Машкова можно считать на одну четвертую итальянцем. Женщина приехала в Москву строить карьеру педагога, вышла замуж за мужчину с типичными русскими именем и фамилией: Никифор Иванов; от него она родила дочь Наталью, будущую маму актера. Наталья Иванова связала жизнь с кукольным театром, была талантливым режиссером и написала научное исследование, посвященное любимому делу. Она принесла свой труд на суд Сергею Образцову, видному столичному театральному деятелю тех лет. Тот высоко оценил и поручился издать работу, но с одним условием: женщина обязана была вписать его имя в соавторы. Когда Наталья отказалась отдавать половину заслуг, Образцов пригрозил «перекрыть кислород» и выполнил обещание. В поисках работы Ивановой пришлось переехать из Москвы в Тулу.
Родители Владимира Машкова: Наталья Иванова и Лев Машков
Там Наталья познакомилась с актером местного кукольного театра Львом Машковым. Женщина уже имела за плечами печальный опыт брака, закончившийся разводом, но обаятельный весельчак и балагур Лев завоевал ее сердце, и в скором времени возлюбленные сыграли свадьбу. Когда Владимир появился на свет, отцу уже стукнуло 40, а мама была лишь на год моложе супруга.
Машков в гостях у Новокузнецкого театра кукол, где работала его мама
Через пару лет после рождения Владимира у Натальи появилась возможность стать режиссером кукольного театра в Новокузнецке, и семья Машковых отправилась в путь.
Владимир Машков в детстве
Неизвестно, повлияли на характер мальчика сибирские просторы, или его свободолюбивый нрав достался по наследству от бабушки-итальянки, но учился Владимир из рук вон плохо, предпочитая проводить время в компании дворовых мальчишек. Все же два предмета давались подростку легко: музыка и биология. Владимир играл на гитаре, взяв за образец творчество Пола Маккартни и Сьюзи Кватро, а также мечтал стать биологом и даже устроил дома настоящий «живой уголок» с грызунами, вороной и черепахой. И, конечно, много времени Владимир проводил за кулисами кукольного театра, наблюдая за работой родителей.
https://youtube.com/watch?v=%250Ahttps%3A
https://youtube.com/watch?v=%250A
Становление таланта и рост популярности
В 1957 году Табаков заканчивает обучение и отправляется служить в театр имени Станиславского. Одновременно с подготовкой дипломной работы, Табаков с однокурсниками организовывает работу совершенно новой театральной единицы. Вместе с Олегом Павловичем академической искусство в созданном ими «Современнике» решили оттачивать другие известные таланты – Игорь Кваша, Олег Ефремов, Людмила Иванова и прочие.
Первый спектакль состоялся в апреле 1957 года незадолго до выпуска прославленного курса. Ажиотажа не было – молодые люди хотели, чтобы в их детище шли классические произведения и репертуар нового театра стал свободен от просоветских постановок, часто бездарных и переполненных партийной агитацией.
Факт: сначала молодым создателям нового театра разрешалось работать в здании МХАТА, но после театральной постановки спектакля «Никто», в которой Табакову довелось сыграть сразу три роли, руководство обвинило молодых новаторов в измене классическим традициям учреждения и «Современник» оказался на улице вместе со всем своим нехитрым скарбом и отцами-основателями. Только через 4 года удалось добыть всеми правдами и неправдами помещение на улице им. Маяковского. Здесь-то и обрел Олег Павлович свою первую любовь
Эпоха двух Олегов: Ефремова и Табакова
Однако все же вернемся к истории театра. В биографии коллектива были разные этапы. Например, он успешно функционировал и в годы Великой Отечественной войны. В тот период в репертуаре появились такие произведения как «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Русские люди» К. М. Симонова, «Офицер флота» А. А. Крона. Среди спектаклей последующих лет — «Последняя жертва» Островского (1944), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1957), «Золотая карета» Л. М. Леонова (1958), «Милый лжец» Дж. Килти (1962).
Но все же самые яркие этапы в современной истории развития театра связаны с именами Олега Ефремова и Олега Табакова. Благодаря руководящей политике Ефремова в коллектив удалось привлечь таких артистов как Иннокентий Смоктуновский, Андрей Попов, Евгений Евстигнеев. В период руководства Олега Ефремова были поставлены такие спектакли как «Горе от ума», «Борис Годунов», «Три сестры», «Сирано де Бержерак», «Кабала святош», «Дядя Ваня».
Труппа под руководством Ефремова значительно разрасталась и в 80-х годах достигла почти 200 человек. Естественно, при таком раскладе работы на всех не хватало. Многие актеры сидели по два-три года без ролей, что, конечно, сказывалось на творческой форме артистов. Такое положение порождало волну недовольства, в результате чего труппа раскололась на две части. Так в России появилось сразу два театра: МХАТ им. Чехова под руководством Олега Ефремова, который ныне располагается в Камергерском переулке, и МХАТ им. Горького под началом Татьяны Дорониной, расположенный по адресу Тверская, 22.
После ухода из жизни Олега Ефремова его место занял Олег Табаков, с которым связывают расцвет МХАТа. (Кстати, в 2004 году театр вернулся к первоначальному названию — Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический). Табаков удачно комбинировал классический репертуар (спектакли Гамлет», «Вишневый сад», «Господа Головлевы», «Белая гвардия», «Король Лир», «Тартюф») и современную драматургию. К работе над постановками были приглашены талантливые режиссеры, работающие в самых разных стилях, — Адольф Шапиро, Евгений Писарев, Юрий Бутусов, Кирилл Серебренников, Константин Богомолов и многие другие деятели искусства. При Табакове коллектив пополнился и новыми именами одаренных актеров: Авангард Леонтьев, Марина Голуб, Сергей Сосновский, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Анатолий Белый, Игорь Миркурбанов и многие другие.
Многие из этих артистов так отдают себя сцене, что хочется им сказать: «Чуть помедленнее…»
После ухода Олега Табакова из жизни пост художественного руководителя МХТ им. Чехова занял Сергей Женовач. Хочется надеяться, что он продолжит прежние традиции, заложенные легендарным театром.
Актёрская карьера
Дальнейшая судьба актёра была тесно связана с Олегом Табаковым. Владимир Машков восхищался творческим деятелем, который в то время преподавал в Школе-студии, играл во МХАТе и занимался развитием собственного театра. После отчисления юноша устроился помощником художника в декорационный цех МХАТа, где расписывал красками сценические костюмы актёров, и готовился к поступлению на курс Олега Павловича.
В 1986 году юноша был принят на курс Табакова. Олег Павлович поверил в молодого энтузиаста, принял в свой театр и вскоре убедился в правильности своего выбора: 24-летний студент блестяще воплотил образ пожилого еврея в постановке «Матросская тишина», ради которой ходил в синагогу. Позднее Табаков говорил: «Когда он сыграл старика Абрама Шварца в пьесе Галича, стало ясно, что на свет появился Актёр». Учёбу Владимир окончил с отличием.
Получив диплом, актёр официально вошёл в труппу театра Олега Табакова, где уже значились Евгений Миронов, Сергей Безруков и другие знаменитые артисты. Наряду с ними он играл в знаковых постановках «Табакерки». В числе его первых ролей — Городничий в «Ревизоре» по Н. В. Гоголю, Дон-Жуан в «Мифе о Дон-Жуане», Платонов в «Механическом пианино» и другие. При этом игру на сцене он успевал совмещать со съёмками в кино.
Первым фильмом с актёром стала короткометражка 1989 года «Зверь ликующий», снятая Владимиром Уфимцевым по рассказу Леонида Андреева «Бездна». В ней он сыграл главного злодея. В большом кино дебютом для него стала роль Никиты в драме «Зелёный огонь козы» Анатолия Матешко. У этого режиссёра он снимался также в картине «Ха-би-ассы». Есть в ранней фильмографии актёра две картины Андрея Малюкова: «Делай — раз!» и в «Любовь на острове смерти».
Хотя 1990-е считаются непростым временем для отечественного кинематографа, в это десятилетие вышли фильмы, которые сделали актёра известным за пределами сцены и авторского кино и принесли первые крупные награды. К таким картинам относится драма «Лимита» Дениса Евстигнеева, где он предстал в роли провинциала, приехавшего в столицу из Красногорска и ставшего хакером. Его друга сыграл Миронов, а главного женского персонажа — Кристина Орбакайте.
За этим последовали работы с другими крупными режиссёрами и знаменитыми сегодня актёрами. В драме Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера» Владимир играл на одной площадке с Ингеборгой Дапкунайте и Алисой Фрейндлих. В картине Карена Шахназарова «Американская дочь» ему довелось поработать с Марией Шукшиной и Арменом Джигарханяном. А в историческом фильме Павла Чухрая «Вор» он познакомился с Екатериной Редниковой, Юрием Беляевым и другими.
На рубеже веков актёр снялся в нескольких зарубежных проектах. В интервью ведущей Екатерине Андреевой он рассказал, что предложения начали поступать после фильма «Вор». По его словам, в то время в Голливуде российских актёров чаще всего брали на роли противников главных героев. Владимир сыграл эпизодические роли в детективе «Танцы в “Голубой игуане”» Майкла Рэдфорда, боевике «15 минут славы» Джона Херцфелда и драме «Американская рапсодия» Эвы Гардош.
Свою самую крупную роль в зарубежном кино актёр исполнил в триллере «В тылу врага» Джона Мура, основанном на реальном случае из истории Военно-воздушных сил США. В этом проекте ему доверили роль снайпера, который шёл по следу главного героя, обнаружившего сербский военный лагерь на территории США. С образа Саши был срисован ключевой персонаж GTA IV. Ему предлагали озвучить реплики героя, но он отказался, потому что уже уехал в Россию.
В отечественном кино благодаря фильмам 2000-х — 2010-х годов Владимир Машков приобрёл амплуа мужественного героя-спасателя. К ним можно отнести образы спецназовца Кирилла Мазура в боевике «Охота на пиранью» и пилота Сергея в исторической картине «Кандагар», которые снял режиссёр Андрей Кавун. Также в этот список входит роль командира самолёта Леонида Зинченко в фильме-катастрофе «Экипаж» Николая Лебедева с участием Данилы Козловского.
Владимир Машков и Фанни Ардан в фильме «Распутин»
Работа в театре
Окончив школу, юноша поступил в университет Новосибирска на биологическое отделение. Позже понял, что ошибся с выбором профессии и стал студентом театрального училища.
На курсе его считали душой коллектива. Веселый, раскрепощенный, он не пропускал ни одного капустника. В 1984 году Машков расписался с однокурсницей Леной Шевченко.
Владимир Машков в молодости
Но студенческий брак продлился недолго. Беременная Елена, поссорившись с мужем, пожаловалась на него директору училища. Владимира отчислили из учебного заведения.
Далее молодой человек отправился покорять столицу и поступил в престижную «Школу-студию (ВУЗ) имени Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ имени А. П. Чехова».
Сначала учился в мастерской И. Тарханова, а затем – О. Табакова. Первый его выход на большую сцену произошел в 1987-м году. Начинающий актер участвовал в постановке по пьесе Галича «Матросская тишина», и получил высочайшую оценку наставника.
Спустя два года студента приняли в «Табакерку», где его ждало немало интересных работ: городничий в гоголевском «Ревизоре», Дон-Жуан и многие другие.
Как Станиславский и Немирович-Данченко 18 часов заседали
22 июня 1897 года в два часа дня в ресторане «Славянский базар» была назначена встреча Станиславского и Немировича-Данченко, намеревавшихся обсудить создание нового театра. Аудиенция, в ходе которой были решены вопросы литературного вкуса, режиссуры, сценической педагогики, техники, будущего репертуара, административные и финансовые проблемы, а также составлены списки актеров нового проекта, продлилась целых 18 (!) часов. Велся даже протокол этой встречи, в котором было записано: «Литературное вето принадлежит Немировичу-Данченко, художественное — Станиславскому». А еще в протоколе два таланта записывали свои постановления, например:
«Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры» или: «Сегодня — Гамлет, завтра — статист, но и в качестве статиста он должен быть артистом». Отдельный пункт касался и соблюдения дисциплины: «Оправдание, лень, каприз, истерия, дурной характер, незнание роли, необходимость дважды повторять одно и то же — одинаково вредные для дела, должны быть искореняемы».
Им хотелось создать такой театр, «в котором найдут приют лучшие произведения А.П. Чехова, Гауптмана и других, не нашедшие себе приюта, — театр, в котором росла бы молодежь, который питал бы таланты, и, наконец, театр, который шел бы по новому пути».
И главное, чтобы театр был народным, общедоступным, слово «общедоступный» было даже введено в первоначальное название коллектива — Художественно-общедоступный театр (до 1901 г.). «Общедоступность» нового театра предполагала в первую очередь невысокие цены на билеты. Этот принцип МХТ им. Чехова, как я уже писала, сохраняет и по сей день.
14 октября 1898 года состоялось открытие Московского Художественного театра, на сцене шла трагедия Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович», главную роль в которой играл Иван Москвин.
22-летний режиссер
Свой первый спектакль в МХТ Александр Молочников, ученик Олега Табакова, поставил в 22 года. Молодой актер пришел к мэтру и дал прочесть сценарий пьесы «19.14», написанной к 100-летию Первой Мировой войны в неожиданном жанре кабаре.
По словам правой руки Табакова Ольги Хенкиной, Молочников, успевший на тот момент сыграть всего одну роль, причем в не самом удачном спектакле «Вертер», почему-то запомнился и сразу полюбился худруку МХТ. Он почитал сценарий и сказал: «Давай, делай, старик», и режиссер взялся за работу. Хенкина признается, что поначалу это было смешно. В то время Молочников был задействован в одной из постановок, где играл кролика по имени Эдвард. Когда он возвращался к работе над собственным спектаклем прямо в сценическом костюме, по громкой связи раздавалось: «Сейчас наш режиссер снимет уши, и мы начнем репетировать». Увидев готовый спектакль, Табаков воскликнул: «Боже мой, вот что значит непоротое поколение! Жаль, нам этого не досталось!». А на премьере «19.14» художественный руководитель театра даже расплакался.
Всесоюзная слава
По воспоминаниям актеров «Современника», в те годы они были столь востребованными, что иногда сотрудники Мосфильма поджидали их прямо на выходе из театра, сажали в машину и везли на съемочную площадку. Безумный рабочий график сказался на здоровье Табакова – в 29 лет у него случился инфаркт. Прогноз врачей был неутешительным – ему советовали завязать с выступлениями навсегда. Но прошла пара месяцев, и он уже каждый вечер репетировал спектакль «Обыкновенная история», который в 1967 году получил госпремию Советского Союза, а сам Табаков за совокупные заслуги был награжден Знаком Почета.
Фото со спектакля «Обыкновенная история»В 1966 году зрители увидели Табакова в роли Николая Ростова в «Войне и мире» Сергея Бондарчука, в компании Вячеслава Тихонова и Людмилы Савельевой.
«Война и мир»: Олег Табаков в роли Николая РостоваВ 1968 году Олега Табакова пригласили в пражский театр «Чиногерны клуб» сыграть Хлестакова в постановке «Ревизор». Всего чешским зрителям было продемонстрировано 30 спектаклей, каждый из которых срывал овации,
В 1970 году, после того, как Олег Ефремов ушел во МХАТ, Олег Табаков возглавил «Современник», при этом продолжая выходить на сцену вместе с другими актерами. Он проявил себя достаточно жестким и бескомпромиссным руководителем: без колебания наказывал прогульщиков и разгильдяев, а однажды уволили Олега Даля – тот явился на спектакль пьяным и не смог выйти к зрителям. По мнению Олега Павловича, театр – это большая семья, где все дети должны расти в справедливости.
Олег Павлович стал одним из первых, кто принял участие в телеспектаклях: первым опытом стали работы в постановках «Рисунок карандашом» и «Продолжение легенды». На ТВ он записывает и два моноспектакля («Василий Теркин» и «Конек-Горбунок»). После этого с блеском сыграл главные роли в телевизионных спектаклях «Шагреневая кожа», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Эзоп» и «Печники», принимал участие в создании телеверсии постановки Современника «Двенадцатая ночь».
В СССР открытки с Табаковым продавались в каждом ларькеВ 1973 году ему досталась роль эсэсовского генерала Шелленберга в «17 мгновений весны» с Вячеславом Тихоновым в главной роли, после чего его начали узнавать и за пределами Советского Союза.
Кадр из фильма «17 мгновений весны»В 1976 году он вновь проявил свой комедийный талант в «12 стульях» Марка Захарова. В эпопее о похождениях героев Андрея Миронова и Анатолия Папанова он сыграл застенчивого завхоза-воришку Альхена.«12 стульев»: Табаков в роли воришкиВ 1978 году Табаков начал работу над озвучиванием кота Матроскина из мультфильма «Трое из Простоквашино». Шарика озвучил Лев Дуров, а дядю Федора – Мария Виноградова. Сегодня сложно представить, что будет если любимые с детства герои заговорят другими голосами. Это одна из самых известных работ Табакова как актера дубляжа, но далеко не единственная. Видимо, ему лучше всего удаются голоса героев-котов – он дублировал голос главного героя в фильме «Гарфилд» и его продолжении.
Олег Табаков подарил голос коту МатроскинуЧерез год зрители по достоинству оценили его исполнение короля Людовика XIII в мюзикле «Д’Артаньян и три мушкетера», в котором собрался воистину звездный состав: Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Игорь Старыгин, Ирина Алферова, Алиса Фрейндлих, Маргарита Терехова. Вокальные партии Табакова исполнял Владимир Чуйкин.Песни Людовика XIII, не вошедшие в «Трех мушкетеров»Четыре года спустя Никита Михалков представил результат их сотрудничества – драму «Неоконченная пьеса для механического пианино» по мотивам чеховских рассказов. В том же году ему присудили звание Заслуженного артиста РСФСР. В 1980 свет увидела другая картина Михалкова с Табаковым в главной роли – «Несколько дней из жизни Обломова», которая получила зрительский успех за пределами страны, собрала премии международных фестивалей и 10 дней демонстрировалась в нью-йоркском кинотеатре «Эмбасси» с непременным аншлагом.
Илья Ильич Обломов в исполнении ТабаковаВ 1983 году многолетнее сотрудничество с «Современником» закончилось переходом в МХАТ. Первой ролью Олега Павловича, сыгранной на этой сцене, стал Сальери из «Амадея».
В 1983 Табаков вошел в труппу МХАТ (на фото: в образе Сальери)В 1988 году Табакову было присвоено звание Народного артиста. К началу 90-х он был одним из самых богатых актеров Союза (хотя денежная реформа 1992 года плачевно сказалась на его состоянии). После развала СССР Олег Павлович продолжал сниматься в кино («Ширли-Мырли» с Верой Алентовой, «Внучка президента» с Надеждой Михалковой, «Сирота Казанская» с Еленой Шевченко и др.), регулярно выходил на сцену, но большую часть времени у него отнимало преподавание актерского искусства молодому поколению.
Смерть
В ноябре 2017 года Олег Табаков был госпитализирован с подозрением на воспаление легких. У 82-летнего артиста позже обнаружили синдром глубокого оглушения и сепсис. Его подключили к аппарату искусственной вентиляции легких и провели трахеостомию. В прессе то и дело возникали новости об ухудшении состояния народного артиста, введении его в искусственную кому, но поклонники до последнего надеялись на выздоровление актера.
В феврале 2018 года врачи сообщили, что ввиду колоссальных потерь немолодого организма Олег Павлович более не придет в былую форму, потому ждать его возвращения на сцену не стоит.
12 марта 2018 года стало известно, что Олег Табаков умер в Москве на 83 году жизни. Причиной смерти талантливого театрала стал сердечный приступ. Он так и не успел выписаться из больницы.
Церемония прощания с великим актером и режиссером прошла на исторической сцене Московского художественного театра им А. П. Чехова. А похоронили его на Новодевичьем кладбище Москвы, рядом с могилами Ильи Глазунова, Леонида Броневого и Владимира Зельдина.
Олег Табаков — биография
Олег Табаков — крупный артист советского театра и кино. После развала Союза он активно продолжал играть и сниматься в фильмах. Помимо актерской работы, мэтр прославился на поприще режиссерской деятельности.
Артиста считают поистине легендарным. И это действительно так. За свою творческую карьеру мужчина сыграл более чем в сотне ролей. Почти все образы, которые он воплощал на сцене или на большом экране были центральными.
Кроме того, Табакова можно назвать и талантливым педагогом. За годы профессиональной преподавательской деятельности он выпустил не один десяток будущих крупных артистов.
Такой результат достигался сочетанием нескольких факторов: наметанного глаза, большого театрального и съемочного опыта, строгости и умения раскрывать таланты.
Несмотря на огромный послужной список, а также популярность среди простого зрителя, Олег Табаков был неоднозначной и не всеми любимой персоной. Однако его талантливая личность, природное обаяние и ярко выраженный характер никого не оставляли равнодушным.
Долгие годы мужчина возглавлял одну из творческих мастерских при театральном институте. А затем возглавил собственный театр.
Умер артист 12 марта 2018 на 83-м году жизни.
«Подвальный» театр «Табакерка»
Олег Табаков. Фотография: tabakov.ru
Олег Табаков. Фотография: tunnel.ru
Олег Табаков. Фотография: ordenrf.ru
В 1976 году Олег Табаков покинул пост директора «Современника», но продолжал играть в спектаклях. За этот период список запоминающихся ролей пополнился новыми: он снялся в драме Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино», его голосом заговорил кот Матроскин в мультфильме «Трое из Простоквашино», актер блестяще исполнил короля Людовика XIII в мюзикле «Д’Артаньян и три мушкетера» и Илью Ильича в драме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова».
На базе ГИТИСа Табаков набирал студентов. Его курс отличался от традиционного преподавания: здесь читали «запрещенку», встречались с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой, ежедневно играли в спектаклях. Вместе с новыми молодыми артистами, среди которых были Игорь Нефедов, Лариса Кузнецова, Алексей Якубов, Андрей Смоляков, Табаков уверенно шел к своей мечте — создать театральную студию, будущую «Табакерку».
Летом 1977 года в старом угольном подвале дома на улице Чаплыгина началась генеральная уборка. Силами актеров-волонтеров и личной финансовой помощи Табакова помещение, в котором раньше ночевали бездомные, превратилось в площадку для репетиций. 29 октября 1978 года в скромном, но чистом здании состоялась премьера «С весной я вернусь к тебе» в постановке Валерия Фокина.
Спектакли в «подвальном» театре проходили регулярно, появились постоянные зрители — однако это не помешало в 1980 году властям запретить театральную деятельность. Выпускники разошлись по разным театрам, но в 1982 году Олег Табаков набрал новый курс, который стал основной труппой театра. Среди новобранцев были Марина Зудина, Сергей Беляев, Алексей Серебряков, Александр Мохов.
«В 87-м сбылась, хоть и с опозданием в семь лет, моя мечта о собственном театре. О большой семье, где много детей и где «все по справедливости», — вспоминал Олег Табаков. Театр-студию «Табакерка» признали официально. На ее сцене появились спектакли «Кресло» по произведению Юрия Полякова, «Полоумный Журден» по пьесе Михаила Булгакова, «Крыша» драматурга Александра Галина. Также поставили «Матросскую тишину» по пьесе Александра Галича, которую долго запрещала цензура, и «Затоваренную бочкотару» по повести Василия Аксенова, которую Табаков планировал инсценировать еще в 1978 году.
В 1983 году Табаков расстался с «Современником» и по приглашению Олега Ефремова перешел служить во МХАТ. Первой ролью на новой сцене стал Сальери в постановке Марка Розовского «Амадея». Этот спектакль стал одним из самых посещаемых в Художественном театре.
Через три года Олег Табаков уже преподавал в Школе-студии МХАТ. Среди студентов его первого набора были Владимир Машков, Евгений Миронов, Ирина Апексимова. Вскоре Табаков стал ректором и занимал эту должность до 2000 года.
В 1988 году Олег Табаков стал народным артистом СССР. Спектакли в «Табакерке» начали ставить уже вчерашние студенты. Сам же Табаков еще руководил совместной аспирантской программой Школы-студии и Университета Карнеги Меллон в США, а в 1992 году в Бостоне по его инициативе основали Летнюю актерскую школу имени Станиславского.