Жертва
«Я стреляла в Энди Уорхола» – эту знаменитую фразу радикальная феминистка Валери Соланс сказала полицейскому после того, как выпустила несколько пуль в Уорхола. В результате задержания у Соланс диагностировали параноидальную шизофрению. Приговор был мягким: три года тюрьмы и принудительное лечение в психиатрической больнице.
New York Daily News Archive
А Уорхол перенес клиническую смерь и несколько операций. Получив множественные повреждения органов, художник до конца жизни был вынужден носить поддерживающий корсет. Исполосованное шрамами тело Уорхола впоследствии увековечил известный фотограф Ричард Аведон.
Кинематографист
Параллельно с живописью художник активно осваивал другой вид визуального искусства – кино. Правда, свой режиссерский успех Уорхол обрел лишь в узких кругах, поскольку снимал экспериментальные фильмы, скорее близкие к видео-арту.
Santi Visalli
Большинство ранних работ не имело в своей основе никакого сюжета и представляло собой имитацию документальной съемки. Например, один из фильмов отражает банальную бытовую ситуацию: мужчина примеряет трусы. В попытках расширить привычные рамки киноязыка Уорхол начинает снимать статичные фильмы. Самыми знаковыми среди них стали пятичасовой «Спи» и почти семичасовой «Эмпайр». Первый представлял собой съемку спящего поэта Джона Джорно, второй – небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг.
Всего Уорхол снял порядка нескольких сотен лент. Самой известной и к тому же игровой картиной стали «Девушки из «Челси» – история о 12 девушках, которые праздно проводят время в одноименном отеле в Челси. Главные роли исполнили друзья художника и завсегдатаи «Фабрики». Несмотря на смелый экспериментальный характер, фильм имел коммерческий успех.
Образование Уорхола
Ещё учась в школе, юноша планировал поступить в Университет Питтсбурга, а получив там художественное образование, преподавать рисование. Но по окончании школы планы меняются, Уорхол Энди поступает в Технологический институт Карнеги. В его планах — карьера коммерческого иллюстратора. В 1949 году он уже бакалавр изящных искусств на отделении «Графический дизайн». Учился будущий художник хорошо, даже был лучшим на курсе, но не всегда находил общий язык как с сокурсниками, так и с преподавателями. У него всегда была активная жизненная позиция. В это время Энди посещает вечеринки, концерты симфонических оркестров, интересуется балетом.
Последние дни жизни Уорхола. Его творчество сегодня
На Энди Уорхола в 1968 году было совершенно покушение бывшей моделью его «Фабрики» Валери Солан. У него была клиническая смерть, но он выжил, хотя и сильно после этого изменился. Умер в нью-йоркской больнице 22 февраля 1987 года, во сне. На сегодняшний день его считают главным художником конца ХХ столетия. О нём снимают фильмы, пишут книги, организовывают выставки. Состояние Уорхола, которое оценивают в сто миллионов, было завещано им самим его собственному фонду, который поддерживает художественные организации. Сегодня в Питтсбурге находится музей Энди Уорхола, который был открыт в 1994 году. В его коллекции — 4258 экспонатов: 900 работ живописи, серии шелкографий, графические работы, фотографии, скульптуры, видеоработы и кинофильмы.
Создание собственной фабрики
В 1963 году Энди Уорхол вместе со своим друзьями решает создать свою собственную студию или мастерскую. Для этого он приобретает заброшенное старое здание в самом центре Нью-Йорка, оно и станет его творческой студией. Энди придумывает ей простое незатейливое название Factory. Это был в своем роде плацдарм, на котором известный мастер создавал и представлял свои работы. Уорхол Энди нанимает команду молодых творческих людей-художников. Их задание — пускать на поток произведения признанного мэтра. Фабрика стала настоящим коммерческим предприятием, в день в ней производилось около 80 шелкографий, а за год это число составляло тысячи работ. Наладив работу по массовому производству, Энди Уорхол картины и портреты знаменитостей сделал символом поп-арта и художественной культуры Америки ХХ века, но чисто коммерческим. Эта студия действовала более двадцати лет, и её считали самым безумным местом на земле. Там царила вседозволенность, где не только рисовали, снимали фильмы, выпускали массовые шелкографии, но и жила, устраивала вечеринки его творческая команда.
Друг
Энди Уорхол познакомился с Жан-Мишелем Баския в 1982 году, когда они находились на разных этапах своей карьеры: первый был безусловной звездой, второй – начинающим художником граффити под псевдонимом SAMO.
Ron Galella
С легендой поп-арта Жан-Мишель познакомился в одном из нью-йоркских ресторанов. Случайно увидев Уорхола, он предложил ему приобрести несколько его открыток. Это положило начало их знакомству и совместной работе: с 1984 по 1985 год они написали 130 совместных работ. Однако их общение не ограничивалось лишь профессиональными рамками. Вместе они ходили на шопинг, ели китайскую еду, обсуждали выставки.
Кадр из рекламной кампании Saint Laurent
Одним из наглядных свидетельств дружбы художников стал плакат к открытию их совместной выставки в галерее Shafrazi. На нем Уорхол и Баския одеты в боксерскую униформу. Спустя 35 лет архивные фото обрели новую жизнь – в рекламной кампании Saint Laurent этого года, приуроченной к выходу совместной коллекции c маркой боксерской экипировки Everlast.
Вероятно, вам также будет интересно:
Почему искусство стоит так дорого?
Как найти современных художников, чье искусство вам по карману
Самые известные «фабрики» искусства: Брейгели, Уорхол, Кунс и Мураками
О родителях будущего художника
Талантливая личность, известная сегодня всему миру, появилась на свет 6 августа 1928 года в Питтсбурге (Пенсильвания), в многодетной семье иммигрантов, которые переехали в Америку из Восточной Европы. Уорхол Энди, а настоящее его имя — Андрей Вархола, был самым младшим, четвертым ребенком. У него было два старших брата и сестра, которая умерла ещё до того, как родители переехали в США. Наиболее достоверные данные указывают на то, что родина семьи Уорхола — Словакия. Хотя своим этого неординарного художника считают три страны – кроме Словакии это США и Украина. Но безошибочно ясно одно – его наследие принадлежит всему миру, а не отдельной стране. Родители Энди Уорхола не имели никакого отношения к искусству. Отец был работником угольной шахты, мама, не зная английского, вынуждена была подрабатывать уборкой, а ещё продажей собственноручно сделанных цветов из бумаги.
О личной жизни художника
Каким был на самом деле этот эксцентричный, нестандартный и даже странный Энди Уорхол? Творчество его отличалось смелостью, эпатажем, оно было андеграундным, трёхмерным, созданным, как киноплёнка. Этот имидж его как супер-звезды был открыт обществу, в отличие от личной жизни, которую Энди старался держать в тайне. Неудивительно, что его личность очень интересовала публику. Уорхол несколько десятилетий был в центре художественной нью-йоркской тусовки. Однако на самом деле Энди был великим эксцентриком, скромным, даже закрытым человеком, а к концу жизни даже глубоко верующим. Многие исследователи жизни и творчества художника считают его гомосексуалистом, находя подтверждения не только в его поведении, но даже в его творчестве: серия живописи и несколько фильмов. Уорхолу приписывают таких бойфрендов, как Джон Джорно, Билли Нейм, Джон Гулд, Джед Джонсон. Но у Энди Уорхола была ещё настоящая муза.
Это Эди Седжвик — модель, актриса, которая однажды попала к нему на «Фабрику» и полностью очаровала его. Ходили слухи, что у них роман. Они были как две половинки одного целого. Но Эди злоупотребляла наркотиками, из-за чего её жизнь и оборвалась в возрасте 28 лет. Сожалел ли об этом Энди Уорхол, личная жизнь которого была так тесно связана с этой королевой Манхэттена, неизвестно. Но то, что она была его музой, не вызывает никакого сомнения.
Энди Уорхол. Творчество. Первый успех
Начало 50-х годов отмечено в биографии неординарного художника первым заметным успехом. Всё произошло после того, как он придумал рекламу обуви для компании «И. Миллер». Эксцентричная манера рисования Уорхола пришлась всем по душе. Он изобразил на нарисованной чернилами обуви специально сделанные кляксы. Это был переворот в мире рекламы, а для Энди — первый творческий успех, который принёс ему новые выгодные контракты. Вскоре художник Энди Уорхол начинает получать в год больше 100 тысяч долларов. А 1952-й — это год, когда состоялась первая выставка, на которой были представлены его работы. Выставка прошла в Нью-Йорке, а уже через четыре года Уорхола принимают в «Клуб художественных редакторов». Совсем скоро он уже начинает создавать свои картины, которые строит на необычном методе — трафаретная печать. Так он увлекся ещё и фотографией, но особое место в своей жизни Энди отводил изобразительному искусству.
Интроверт
Будучи взрослым, художник никогда не испытывал дефицита в общении и проводил много времени в окружении многочисленной свиты. Несмотря на яркую светскую маску, по своей натуре он был достаточно замкнутым и отстраненным человеком, который на любых вечеринках предпочитал скорее слушать других, чем говорить.
Дело в том, что еще в детстве Уорхол оказался жертвой социальной изоляции. Причиной тому стала хорея Сиденгама, известная как пляска святого Вита. Поражая нервную систему, это заболевание вызывает непроизвольные судороги конечностей. В итоге мальчик оказался на долгое время прикован к постели.
Впрочем, постельный режим способствовал развитию творческих задатков будущего художника. Уже в 13 лет Энди много рисовал, создавал коллажи из газетных вырезок и фотографий звезд.
Иллюстратор
Кто знает, как сложилась бы судьба Уорхола, если бы он поступил в Художественный университет Питсбурга и стал учителем рисования, как и планировал. В итоге выбор будущего художника пал на Технологический институт Карнеги, где он изучал коммерческое искусство.
Получив диплом бакалавра изобразительных искусств и дизайна, молодой Уорхол отправился покорять Нью-Йорк, где работал оформителем витрин магазинов, рисовал открытки и рекламные плакаты. Затем сотрудничал в качестве художника-иллюстратора с такими изданиями, как Vogue и Harper’s Bazaar. Именно тогда он решил изменить свою фамилию на американский манер, отбросив последнюю «а» – так Андрей Варгола переродился в Энди Уорхола.
В начале 1950-х Энди Уорхол прославился своими чернильными рисунками рекламы обуви I. Miller. Этот успех положил начало новым победам: звукозаписывающая компания RCA Records пригласила Энди Уорхола вместе с Сидом Мауером разрабатывать для них обложки и рекламные материалы.
Начало трудового пути
Окончив институт и получив диплом, молодой Уорхол переезжает в Нью-Йорк. Он, как и другие художники поп-арта, начинает свою трудовую карьеру художником обычной рекламы. Юноша занялся оформлением витрин, делал рекламные плакаты, рисовал праздничные открытки, а также декорировал стенды. Немного позже он начинает плодотворное сотрудничество с такими популярными глянцевыми журналами, как Harper’s Bazaar, Vogue, и с другими менее известными изданиями. Благодаря этим журналам, известным становится и их художник-иллюстратор — Энди Уорхол. Биография его жизни на этом этапе отмечается большим подъёмом в финансовом плане, однако Уорхол мечтает о «высоком искусстве».
Детские годы Энди Уорхола
Будучи ещё совсем маленьким, Энди начал часто болеть. С 4 до 8 лет он перенес не одно тяжелое заболевание, среди них самым страшным была болезнь хорея Сиденгама, или «танец святого Витта». Мальчик страдал от приступов и был буквально прикован к кровати. В школе он становится изгоем. Также ребёнок стал слишком мнительным, начал бояться больниц и врачей. Этот страх не отпускал его до самой смерти. В это нелёгкое время Уорхол Энди играл с вырезанными куклами, слушал радио. Мать тогда рисовала сыну разные картинки, постепенно он и сам начинает рисовать всевозможные предметы, окружающие его, а также составлять коллажи из старых газет. Так ещё в раннем детстве у Энди появился первый интерес, а потом и любовь к рисованию. Несколько позже мама Уорхола, заработав немного денег, приобретает сыну небольшой кинопроектор, через который он смотрел рассказы в картинках на стене комнаты. Таким образом, в детстве начинает постепенно развиваться творческий потенциал будущего художника. Когда Энди исполнилось 9 лет, он начинает посещать курсы художественного мастерства, которые велись бесплатно. В 13-летнем возрасте мальчик теряет отца, тот погибает на шахте.
Икона
Художник осуждал щегольство: «Человек не должен много думать о том, как он выглядит, – это очень отталкивает». При этом свой образ Уорхол выстраивал весьма тщательно, хотя может и показаться, что это совершенно не так. Художник стремился выглядеть максимально неприметно – будто он не арт-звезда, а самый обыкновенный человек с улицы.
David Lefranc
И конечно, в этом была доля лукавства. Впалые щеки, черная водолазка и белый парик неизменно делали его объектом всеобщего внимания. Сам того не понимая, Уорхол стал одним из основоположников стиля гик-шик. Кстати, помимо многочисленных черных водолазок он также постоянно носил часы Rolex. Причем всегда надевал их поверх манжеты, чтобы можно было моментально взглянуть на циферблат, не отодвигая рукава.
Все знали, да и сам художник никогда не скрывал, что он носит седой парик. Уорхолу не исполнилось и 30 лет, когда он начал лысеть. Лишившись волос, он начал носить седые парики. В отличие от молодившихся звезд он решил пойти ва-банк, примерив на себя образ старика – таким образом художник хотел обмануть время. Кстати, в 2006 году один из его париков ушел с молотка за $10,8 тысячи.
Энди Уорхол — неординарный художник. Его визитная карточка
Заявить о себе как о художнике, который видит искусство весьма неординарно, Уорхолу помог случай, ставший судьбоносным. Использовав идею одного арт-диллера по-своему, Энди создаёт ряд полотен с изображением банок томатного супа и изображение долларовых банкнот.
Выставка этих картин в одной из галерей Нью-Йорка произвела настоящую сенсацию, а изображение консервы Campbell`s станет позже его визитной карточкой. Фантазия художника не имеет границ. Что ещё придумает этот странный молодой человек Энди Уорхол? Картины свои он начинает создавать с помощью техники шелкографии. Она позволяет много раз повторять одно и то же, те же образы, те же штрихи. К этому монотонному повторению и стремился Уорхол. Это и будет характерная черта его творчества.