Писатели и поэты-юбиляры 2022 года

Частые вопросы о Викторе Пелевине

Почему писатель не показывается на публике?

Знакомые с ним люди утверждают, что он очень чувствителен к критике. За две недели до выхода очередной книги он обрывает все контакты и не выходит на связь. Получив первые отклики на произведение, он начинает возвращаться к общению, но только с очень приближенным кругом.

Группа Вконтакте создана самим Пелевиным?

Нет, это фанклуб, в котором поклонники творчества писателя могут обсудить его произведения, вступить в дискуссии. Сам автор в группе не появляется. Для участия в диспутах потребуется подписка.

Кадр из фильма «Быть Виктором Пелевиным» (режиссер Иван Толстой)

Говорят, что Пелевин умер в 2016 году, а его новые произведения создаются с помощью нейросети?

Виктор Олегович – великий мистификатор. Вокруг его имени постоянно витают разные слухи, но есть живые свидетели того, что Пелевин реально существует и до сих пор жив. Виктор Гинзбург за две недели до выхода фильма «Ампир V» (сентябрь 2021 г.) утверждал, что на несколько месяцев до этого Пелевин приходил в его студию, чтобы отсмотреть черной материал и внести правки в некоторые диалоги.

Первые романы

Дебютным романом Пелевина стал «Омон Ра». Он вышел весной 1992 года в журнале «Знамя». Произведение удостоилось двух премий в области фантастики – награды «Интерпресскона» и «Золотой улитки». В основу сюжета романа легла вымышленная история подготовки советских космонавтов.

Второй роман не заставил себя долго ждать. Весной 1993-го свет увидела «Жизнь насекомых». Вышла она также в журнале «Знамя».

Успех имел и третий роман писателя. Все в том же «Знамени» в 1996-м был напечатан роман Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота», в котором автор сделал легендарного командарма мистиком, а Петр Пустота оказался примкнувшим к нему неудавшимся литератором. Критики писали о произведении Пелевина как о первом в России «дзен-буддистском» романе. Произведение удостоилось премии «Странник-97», а в начале нулевых вошло в шорт-лист Дублинской литературной премии.

«Чапаев и Пустота» спустя почти 20 лет был экранизирован. Эта экранизация примечательна тем, что сделали ее не в России, фильм произведен совместными немецко-канадскими усилиями. Чапаева сыграл немец Андре Хеннике, а Петра Пустоту – британец Тоби Кеббелл.

Последним романом первого периода творчества стал «Generation П», вышедший в 1999 году. Книга Виктора Пелевина получила «Бронзовую улитку» и немецкую премию имени Рихарда Шёнфельда. Именно этот роман сделал Виктора Пелевина культовым писателем и символом эпохи. История о выпускнике Литинститута, ушедшего работать рекламщиком, долгое время ждала экранизация. В итоге за произведение Пелевина взялся Виктор Гинзбург, и «Generation П» стал первым из числа экранизированных романов (и вторым из числа произведений; в 2000 году Ульяна Шилкина сняла короткометражку «Ничего страшного» по рассказу «Синий фонарь»).

Среди других крупных форм от ПВО, как его именуют фанаты (ПВО – это сокращение от Пелевин Виктор Олегович), повести «Принц Госплана» и «Желтая стрела». Первая из них основана на компьютерной игре «Принц Персии», ее главный герой оказывается также и персонажем видеоигры, а вторая описывает жизнь людей, для которых мир ограничен составом поезда, едущего неизвестно куда.

Биография Пелевина

Виктор Пелевин появился на свет 22 ноября 1962 года в Москве. Его отец, Олег Анатольевич, преподавал на военной кафедре в МГТУ им. Баумана, а мать, Зинаида Семеновна, заведовала отделом одного из столичных гастрономов.

Детство и юность

Будущий писатель учился в школе с английским уклоном

Если верить словам некоторых друзей Пелевина, то в это время биографии он уделял большое внимание моде

Во время прогулок, юноша часто придумывал разные рассказы, в которых реальность и фантастика переплетались воедино. В подобных историях он выражал свое отношения к школе и педагогам. После получения аттестата в 1979 г. он поступил в энергетический институт, выбрав отделение электронного оборудования автоматизации промышленности и транспорта.

Став дипломированным специалистом Виктор Пелевин занял должность инженера кафедры электротранспорта в родном вузе. В 1989 г. он становится студентом заочного отделения Литературного института им. Горького. Однако по прошествии 2-х лет его исключают из учебного заведения.

Интересен факт, что по словам самого Пелевина годы, проведенные в данном вузе не принесли ему никакой пользы. Тем не менее, в это время биографии он познакомился с начинающим прозаиком Альбертом Егазаровым и поэтом Виктором Куллэ.

Вскоре Егазаров и Куллэ открыли собственное издательство, для которого Пелевин, в качестве редактора, подготовил перевод 3-томного труда писателя и эзотерика Карлоса Кастанеды.

Отечественные кинематографисты

Лев Кулешов – применил технику монтажа в российской кинематографии. Является первооткрывателем эффекта Кулешова, где два кадра неодинакового содержания при склеивании, придают новый смысл. Благодаря его творчеству, лучшие деятели страны стали появляться в кинокадрах.

Сергей Эйзенштейн – создатель фильма «Броненосец Потёмкин», ставший впоследствии культовым. Теоретик кино, впервые начал использовать технику динамичного монтажа. Первым стал и в другом деле, а именно в применении цвета в кино. Например, так появился красный флаг в фильме «Броненосц Потёмкин».

Михаил Ромм – режиссёр документального кино, автор научных трудов, преподаватель ВГИКа. Снял неординарные картины:

  • «Девять дней одного года»;
  • «Обыкновенный фашизм».

Его работы получили большой общественный резонанс. Один из лучших теоретиков кино середины XX века.

Андрей Тарковский – снимал в стиле арт-хаус, сильно отличавший его от других режиссёров. Его знаменитые фильмы «Солярис» и «Сталкер» наполнены глубокими метафорами и ярко выраженными личностными смыслами. Его работы пронизаны аллегоричностью и где-то сродни притчам.

Личная жизнь

Об одном бурном романе популярного автора стало известно журналистке издания «Собеседник.ру» А. Светловой. Одна из соседок Пелевина сообщила, что он как-то жил вместе с одной милой, спокойной и красивой девушкой. Когда заболела и слегла его мама, проживавшая на одной лестничной площадке с Виктором, красавица ухаживала за Зинаидой Семеновной. Однако через месяц после похорон любимой родственницы писатель поссорился с гражданской женой и выставил ее с вещами на улицу. Девушка стучала в дверь и кричала, чтобы он впустил ее, но он так и не открыл квартиру. После этого прозаика если и видели с женщинами, то не более одного раза с каждой.

Виктор Пелевин

Постановки и экранизации

Интерес к творчеству Пелевина привел к тому, что его произведения стали основой для театральных постановок. В числе первых был создан спектакль по книге «Чапаев и Пустота», вышедшей в Театре имени Терезы Дуровой. Спустя годы роман поставили в театре «Практика».

Среди других сюжетов знаменитости, воплощения которых поклонники увидели на театральных подмостках, «Шлем ужаса» и «Омон Ра». Рассказ «Бубен верхнего мира» существует и в виде экранизаций, вышедших в 2011-м, 2017-м и 2020-м.

Появилась и киноверсия нашумевшего романа «Generation П». Режиссером фильма стал Виктор Гинзбург, который задействовал в съемках таких знаменитых артистов, как Владимир Епифанцев, Александр Гордон и Михаил Ефремов. Лента была успешна в прокате, отмечена призами российских и зарубежных фестивалей. Писатель в создании не участвовал, но, как утверждается, фильм ему понравился.

Слог и ирония

Чем уж действительно хорош Пелевин, так это своим чувством юмора. Даже не самые лучшие романы отличаются высокооктановой иронией, разящей всё вокруг аки крюк Пуджа. Даже в мелочах вроде кастинга на роль проституток в бордель, где юная кариатида стоя на одной ноге пела песню группы Tату «Югославия» (не самый гениальный «5П»), или в том сюжете, где есть пес Пиздец на пяти лапах, который однажды проснётся ото сна, и наступит… ну ты понял. Юмор и острые фразы Пелевина, пускай и матерные — это как раз то, что привлекает львиную долю его читателей. Ну как не любить его за это:

Журнал был малоинтересен, потому что его главным содержанием был мат, от обилия которого делалось скучно (хотя выражения вроде «отъебись от меня на три хуя» или «иди ты на хуи и там погибни» приятно удивляли, пробуждая надежду, что русский народ еще не сказал последнего слова в истории).

Именно мастерское владение иронией позволяет ему придумывать такие запоминающиеся названия, как «Чапаев и пустота», «Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана», «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами». Нормальный человек в жизни таких красоты и безумия не придумает.

Но этот абсурдный, обличающий юмор не был бы так эффективен без прекрасного слога, которым мастерски орудует писатель. Даже брань на страницах звучит нетривиально. И это вовсе не от потусторонних тем, просто умеет человек писать хорошо и красиво.

Государственные и политические деятели

Рюрик – князь варяжских племён, о котором слагались легенды. В 862 году он был приглашён править в Новгород, с братьями, Трувором и Синеусом, ставшими правителями и Белоозере и Изборске. Когда братья умерли, Рюрик единолично возглавил Северную Русь.

Александр Невский – легендарный полководец, Великий князь земли Новгородской. Непревзойдённый военачальник, сумел разгромить войска тевтонских и шведских рыцарей. Благодаря действиям князя, Россия начала существовать как государство, основывающееся на своих культурных и исторических традициях.

Пётр I – первый в истории император Российского государства, внедривший много реформ. Построил флотилию, основал город Петербург. Расширил территорию страны, путём введения в неё Прибалтийских земель. Был новатором и пытался приблизить Россию к европейским стандартам своего времени.

Владимир Ильич Ленин – теоретически обосновал и развил социалистическую и коммунистическую модели общества. Написал множество трудов об устроении государства нового типа. Известен, как вождь пролетариата. Основатель первого социалистического государства в мире – СССР.

Ранние годы

Будущий обладатель «Малого Букера» родился в семье Олега Анатольевича Пелевина, преподавателя военной кафедры МГТУ имени Баумана и завотдела столичного гастронома Зинаиды Семеновны (в девичестве Ефремовой). Семья вместе с бабушкой проживала в коммуналке на Тверском бульваре, пока не перебралась в отдельную трехкомнатную квартиру в Северном Чертанове.

Среднее образование Витя получил в школе №31 с английским уклоном (сейчас это гимназия №1520 имени Капцовых). Как в 1999-м Пелевин поведал в одном из редких интервью, он учился вместе с Антоном Табаковым и Михаилом Ефремовым. По его словам, вместе с Антоном и Михаилом он иногда покуривал в песочнице окурки, которые таскал из дома Табаков-младший.

Характер будущего писателя в школьные годы был малоприятным. По словам классной руководительницы, «Витя был сложным, умным, способным и очень ядовитым мальчиком». Она отмечала, что с одноклассниками он общался свысока и с издевкой в голосе.

Получив аттестат о среднем образовании, юноша поступил в Московский энергетический институт (МЭИ) на факультет электрификации и автоматизации промышленности и транспорта. Окончил вуз он в 1985 году. Далее сведения в Википедии разнятся. По одним данным, он в том же году поступил в аспирантуру родного вуза, по другим – это произошло через два года. Как указывает «КП», он служил в ВВС (логично предположить, что это могло произойти как раз в 1985-1987 годах).

С аспирантурой у Пелевина отношения сложились странные. Поступив туда, он отучился два года, числясь параллельно инженером кафедры электрического транспорта МЭИ. Именно электротранспорту и была посвящена его диссертация, которую он так и не защитил.

В 1989 году в жизни Виктора произошли изменения. От точных наук он двинулся в сторону лирики, поступив на заочное отделение Литинститута, где оказался на семинаре прозы у Михаила Лобанова. Там Пелевин проучился два года, после чего из вуза его исключили. По одним данным, «за отрыв от института», по другим – «как утратившего связь» с вузом (это формулировка самого литератора, высказанная им в одном из немногочисленных интервью).

Хотя сам писатель позже утверждал, что учеба в Литинституте ничего ему не дала, Сергей Есин, который преподавал у того в вузе, заметил, что именно в Литинституте Виктора заметили, после чего он и начал свою карьеру.

Пелевин и дзен-буддизм

В 1997 году Пелевин с группой друзей предпринимает путешествие на Восток. По некоторым сведениям, он побывал в Непале, Китае, Японии и в Южной Корее. Там Пелевин, и до этого увлекавшийся восточной философией, всерьез отдался постижению практик «школы мистического созерцания», каковой является дзен-буддизм. Есть сведения, что в одном из монастырей Пелевин прошел через ретрит (обет) молчания, который длился несколько дней.

Дзен-буддизм тому причиной или иные события, но к началу 2000-х Пелевин резко поменял не только издателя, но и образ жизни, и даже манеру письма. Его первые романы, принесшие ему славу, вышли в издательстве «Вагриус», но с 1999 года контракт с этим издательством был расторгнут. Теперь Пелевин издается исключительно в «Эксмо». Поменялся его стиль, причем настолько, что это дало ценителям творчества Пелевина говорить о том, что писателя больше нет (или его подменили). И самое главное, писатель совершенно исчез из общественной жизни. Он не появляется на тусовках, не общается со СМИ, и о том, что он еще существует, говорят лишь его книги, аккуратно выходящие раз в год.

Общий список в виде таблицы

Юбилей, сколько лет Месяц и число рождения Писатели и поэты-юбиляры Годы жизни
145 Январь, 1 Иван Алексеевич Новиков 1877–1959
130 Январь, 3 Дж. Р. Р. Толкиен 1892–1973
400 Январь, 15 Жан Батист Мольер 1622–1673
140 Январь, 18 Алан Александр Милн 1882–1956
290 Январь, 24 Пьер де Бомарше 1732–1799
140 Январь, 25 Вирджиния Вульф 1882–1941
190 Январь, 27 Льюис Кэрролл 1832–1898
125 Январь, 28 Валентин Петрович Катаев 1897–1986
210 Февраль, 7 Чарльз Диккенс 1812–1870
75 Февраль, 14 Борис Геннадьевич Штерн 1947–1998
130 Февраль, 24 Константин Федин 1892–1977
105 Февраль, 25 Энтони Бёрджес 1917–1993
220 Февраль, 26 Виктор Гюго 1802–1885
100 Март, 7 Дмитрий Гаврилович Сергеев 1922–2000
85 Март, 13 Владимир Семёнович Маканин 1937–2017
120 Март, 18 Лидия Яковлевна Гинзбург 1902–1990
95 Март, 27 Сесиль Скаар Бедкер 1927–2020
140 Март, 31 Корней Иванович Чуковский 1982–1969
100 Апрель, 1 Сергей Петрович Алексеев 1922–2008
90 Апрель, 3 Михаил Филиппович Шатров 1932–2010
210 Апрель, 6 Александр Иванович Герцен 1812–1870
205 Апрель, 10 Константин Сергеевич Аксаков 1817–1860
85 Апрель, 10 Бэлла Ахмадулина 1937–2010
120 Апрель, 19 Вениамин Александрович Каверин 1902–1989
130 Апрель, 19 Георгий Викторович Адамович 1892–1972
120 Май, 7 ВладИслав СтанИслав Реймонт 1867–1925
90 Май, 10 Галина Николаевна Щербакова 1932–2010
135 Май, 16 Игорь Северянин 1887–1941
150 Май, 21 Надежда Александровна Тэффи (Лохвицкая) 1872–1952
110 Май, 24 Михаил Афанасьевич Стельмах 1912–1983
145 Май, 28 Максимилиан Александрович Волошин 1877–1932
235 Май, 29 Константин Николаевич Батюшков 1787–1855
110 Май, 30 Лев Иванович Ошанин 1912–1996
130 Май, 31 Константин Паустовский 1892–1968
155 Июнь, 15 Константин Дмитриевич Бальмонт 1867–1942
210 Июнь, 18 Иван Александрович Гончаров 1812–1891
90 Июнь, 20 Роберт Рождественский 1932–1994
115 Июнь, 22 Андрей Сергеевич Некрасов 1907–1987
115 Июнь, 25 Арсений Александрович Тарковский 1907–1989
145 Июль, 2 Герман Гессе 1877–1962
145 Июль, 6 Алексей Михайлович Ремизов 1877–1957
85 Июль, 11 Леонид Львович Яхнин 1937–2018
230 Июль, 23 Пётр Андреевич Вяземский 1792–1878
220 Июль, 24 Александр Дюма (отец) 1802–1870
115 Июль, 29 Борис Петрович Корнилов 1907–1938
105 Август, 4 Янка Брыль 1917–2006
95 Август, 8 Юрий Павлович Казаков 1927–1982
125 Август, 11 Энид Мэри Блайтон 1897–1968
155 Август, 14 Джон Голсуорси 1867–1933
85 Август, 19 Александр Валентинович Вампилов 1937–1972
90 Август, 20 Василий Павлович Аксёнов 1932–2009
160 Август, 21 Эмилио Сальгари 1862–1911
75 Август, 24 Пауло Коэльо Родился в 1947 году
85 Август, 31 Марк Сергеевич Харитонов Родился в 1937 году
95 Сентябрь, 3 Алесь Михайлович Адамович 1927–1994
205 Сентябрь, 5 Алексей Константинович Толстой 1817–1875
150 Сентябрь, 10 Владимир Арсеньев 1872–1930
75 Сентябрь, 21 Стивен Кинг Родился в 1947 году
90 Сентябрь, 26 Владимир Войнович 1932–2018
130 Октябрь, 8 Марина Цветаева 1892–1941
95 Октябрь, 11 Владимир Успенский 1927–2000
125 Октябрь, 15 Илья Ильф 1897–1937
135 Октябрь, 22 Джон Сайлас Рид 1887–1920
90 Октябрь, 23 Василий Иванович Белов 1932– 2012
225 Ноябрь, 3 Александр Александрович Бестужев 1797–1837
135 Ноябрь, 3 Самуил Яковлевич Маршак 1887–1964
170 Ноябрь, 6 Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович 1852–1912
95 Ноябрь, 7 Дмитрий Михайлович Балашов 1927–2000
135 Ноябрь, 10 Арнольд Цвейг 1887–1968
100 Ноябрь, 11 Курт Воннегут 1922–2007
115 Ноябрь, 12 Астрид Линдгрен 1907–2002
85 Ноябрь, 20 Виктория Токарева Родилась в 1937 году.
305 Ноябрь, 25 Александр Петрович Сумароков 1717–1777
355 Ноябрь, 30 Джонатан Свифт 1667–1745
220 Декабрь, 8 Александр Иванович Одоевский 1802–1839
255 Декабрь, 13 Иоганн Генрих Гейне 1797-1856
120 Декабрь, 16 Рафаэль Альберти 1902–1999
105 Декабрь, 21 Генрих Теодор Бёлль 1917–1985
85 Декабрь, 22 Эдуард Николаевич Успенский 1937–2018

Пелевин и христианство

В книгах Пелевина есть все. Кроме самого главного. Нет слова «Бог». Нет Бога в христианском понимании, в котором Он предстает как абсолютная Личность, Творец и Промыслитель. Трудно предположить, что Пелевин ничего об этом не знает.

Интеллектуальный уровень и философский потенциал апофатического богословия и исихазма не уступят лучшим образцам восточной мудрости. Почему же Пелевин, коллекционируя самые разные, далекие от нас экзотические религиозные системы и концепции, проигнорировал то, что ближе всего? Почему ходит все вокруг да около, даже не упоминая о такой мощной религиозной традиции, как христианство, сыгравшей далеко не последнюю роль в мировой духовной истории? Есть два варианта ответа на этот вопрос. Либо христианство настолько чуждо Пелевину, что он не хочет даже упомянуть о нем. Либо оно спрятано где-то глубоко внутри, хранится в тайне, как сокровище.

Можно заподозрить у Пелевина христианский подтекст? Наверное — нет. Возможно ли христианское понимание творчества Пелевина? Пожалуй — да. Возможен ли православный ответ на его вызов? Возможен и желателен. Тем более что мы знаем произведения некоторых авторов, в которых произошла встреча литературного модернизма и христианства. Например, «Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева.

Некоторые остроты Пелевина задевают христианство. Однако объектом его иронии является не само Православие с его духовной традицией, а уровень развития религиозного сознания у многих наших современников, в первую очередь у прототипов героев Пелевина.

Разумеется, Пелевин не может заменить для православного читателя духовную литературу, но он может достаточно ярко и рельефно показать мир, в котором мы живем, его проблемы и болезни. Он может поставить более-менее точный диагноз, даже если и не знает Врача.

Тексты Пелевина могут стать проблемой для ленивых умом. Конечно, его книги — это провокация, но она опасна только для тех, кто не уверен в себе, у кого нет собственных убеждений и твердой веры. Для них эти книги станут соблазном, подменой, препятствием, преградой на пути к Богу. Читатель может увлечься и забыть, что ему на самом деле нужно для исправления своей жизни и Кто ему необходим для исцеления души.

Пелевин не так страшен, как иногда может показаться. С ним не нужно воевать, его должно превзойти, преобразить. Нет смысла бороться с детскими сказками или страшилками, они нужны детям. Ребенок вырастет и узнает что-то большее и лучшее, чем сказки. В каком-то смысле сказки постепенно готовят детей к жизни в мире взрослых. В сказках есть зло и насилие, боль и смерть. Это малые дозы яда, которые укрепляют иммунитет. Но есть и противоядие: в тех же сказках есть добро и любовь, милосердие и самопожертвование. На мой взгляд, было бы правильным воспринимать книги Пелевина как сказки для взрослых, как «философию на вырост».

Станислав Гурин

Продолжение следует…

Пелевин и пустота

Словом, в настоящее время писателя окружает завеса неизвестности. И это дает основания для разнообразных домыслов.

Прежде всего, поговаривают, что настоящий Пелевин уже ушел из жизни, а его романы пишет или какая-то хитрая компьютерная программа, или группа авторов, первые буквы имен которых складываются в фамилию «Пелевин». Впрочем, кандидат филологических наук Борис Орехов разбил эти мифы в своей недавней публикации в журнале «Нож». Филолог уверенно говорит о том, что самым совершенным сегодняшним нейросетям не под силу создать текст, подобный тому, что выходит из-под пера Пелевина.

Относительно же «коллективного авторства», Орехов убежден – это тоже миф. Существует метод определения стилистической разницы между текстами, разработанный Дж. Берроузом, который позволяет на основании статистического анализа использования в тексте отдельных слов сделать вывод об авторстве. Так вот, программа, созданная Берроузом, позволяет не сомневаться: все книги Пелевина написаны одним и тем же человеком.

А изменение манеры письма – результат неких трансформаций, происшедших с самим писателем, с его мировоззрением. Говорят, что Пелевин живет один где-то в Чертаново, что он совсем бросил «вещества», и сейчас пьет только китайский чай.

А еще в декабре 2018 года в СМИ появилась новость о том, что писатель В. О. Пелевин зарегистрировался как индивидуальный предприниматель в управлении Пенсионного фонда в Северном Чертанове.

Образ, покрытый тайнами

Процентов 50 успеха зависит от образа, что доказал нам ныне покойный певец Принц. Человек поражал своим эпатажным образом, так что многие не могли отойти долгое время и под впечатлением забывали послушать композиции музыканта. С Пелевиным другая история, его кредо — загадочность. На публике он не появляется, интервью практически не дает, и в понимании широких масс Пелевин — мужик в черных очках, похожий на просветленного братка. Такой вот скромный затворник, прямо как уважаемый им Кастанеда и уважаемый каждым 16-летним подростком Сэлинджер, но только с русскою душой.

Он не замешан в политике, как Прилепин или Быков, он сам по себе, в своем пузыре, мчащемся по потоку кривой реальности, он смотрит свысока на этот мир, делает конспекты, искаженные собственным восприятием мира и страстью к фантазированию, оборачивает их в твёрдый переплет и закидывает на полки. Если бы он мелькал на ТВ и давал интервью о проблемах России и власти каждые две недели, то наверняка растерял бы весь шарм и загадку, порожденную его творчеством. Быть может, в таком случае и книги его стали бы совсем другими — как у всех. А нам как у всех не надо, такие пишет каждый второй графоман, примеривший на себя шкуру писателя.

В связи с этой таинственностью даже поговаривали, что Пелевин — это не человек и даже не сгусток энергии, а обычная артель литературных негров, трудящихся на звучный псевдоним. Даже фамилии известны: Покровский, Егазаров, Ляпунов, Емелин, Вавилов, Иванников, Новицкий, и при внимательном их прочтении открывается, так сказать, истина. Но одноклассники, сокурсники по МЭИ и литинституту, из которого его в свое время выгнали, и коллеги по работе считают иначе, и говорят, что есть, есть на земле такой парень.

Особенно интересно читать воспоминания критика Виктории Шохиной и коллег со времен, когда Пелевин работал в журнале «Наука и религия». Интересно прочитать про «увлеченного мистикой гения с гаденьким характером», который любил хвастаться тем, что знает карате, и демонстрировал это, ставя коробки на головы худеньких дам.

Факт существования удачно шифрующегося писателя, предположительно из Чертаново, не дает покоя журналюгам, которые без конца любят выпускать в своих газетенках «Факты о жизни знаменитого затворника», особенно после выхода новых книг. То расскажут про любовь всей его жизни, которая нанесла ему душевную травму и сделала затворником, то про передоз… Кстати, о нём.

Интересные факты

  1. Писатель создал вокруг своей личности огромное количество слухов и мистификаций, известнейшей из которых является гипотеза о том, что под псевдонимом работает группа людей, первые буквы фамилий которых и составляют ПЕЛЕВИН.
  2. Согласно легенде, однажды автор купил на Птичьем рынке в Москве кактус Lophophora Williamsii. Он хотел получить из него вещество, которое индейцы используют для изменения сознания и которое описывал писатель и мистик Карлос Кастанеда. Однако эксперимент провалился.
  3. Литератор любит спорт. Он ходит в тренажерный зал, занимается боевыми искусствами и йогой, ездит на велосипеде.
  4. Писатель попал в список «1000 самых влиятельных деятелей современной культуры» по версии French Magazine. А в 2009 году ему присвоен титул самого влиятельного интеллектуала России по опросам пользователей сайта OpenSpace.
  5. В эпизоде сериала «Кухня» появляется персонаж, который называет себя Виктором Пелевиным.

Виктор Пелевин сейчас

Сейчас Пелевин продолжает радовать читателей новыми книгами, хотя в 2022-м появились слухи, что он нарушит уже сложившуюся традицию издаваться в конце лета — начале осени. Но в сентябре на полках появилось произведение KGBT+, являющееся продолжением Transhumanism Inc. Роман, отражающий реакцию знаменитости на события в России и мире, получил неоднозначные отзывы критиков.

В том же году планировался выход очередной экранизации по творчеству Виктора Олеговича — фильма «Ампир V», основанного на сюжете произведения Empire V. В картине Виктора Гинзбурга, уже работавшего с прозой Пелевина ранее, главного героя сыграл Павел Табаков.

Творческие успехи

Виктор Пелевин является постсоветским писателем, наиболее прославившимся романами «Чапаев и пустота», «ДПП NN», «Омон Ра», «iPhuck 10», «Generation «П»». Знаменит не только в России, но и за рубежом, где его книги переведены на несколько языков, среди которых даже китайский и японский.

Возглавил список самых влиятельных интеллектуалов России (по результатам опроса сайта OpenSpace) и включен в состав наиболее значимых деятелей культуры планеты (по мнению French Magazine). На произведения литератора ставят спектакли и делают фильмы. Награжден премиями:

  • «Великое кольцо» (3 раза)
  • «Золотой шар»
  • «Малой Букеровской»
  • «Бронзовой улиткой»
  • «Интерпресскон» (3 раза)
  • «Странник» (2 раза)
  • им. Р. Шенфельда.
  • «Нонино»
  • Дублинской литературной.
  • Аполлона Григорьева.
  • «Национальный бестселлер»
  • «Большая книга» (2 раза)
  • «НОС»
  • «Волга / НОС»
  • «Читателя».

Юбилеи детских писателей и поэтов в 2023 году

Есть немало знаменитых писателей, прославившихся написанием произведений для детей и подростков. Некоторых из них в этом году можно смело называть юбилярами.

Астрид Линдгрен

В 2023 году исполняется 115 лет с рождения писательницы А. Линдгрен. Ее книги пользуются особой популярностью среди детей и взрослых. Они переведены на сотни языков, суммарный тираж превышает 150 миллионов проданных копий.

Несмотря на то, что Линдгрен активно занималась писательской деятельностью в двадцатом веке, ее произведения читают миллионы людей и сегодня.

Юрий Коринец

В 2023 году отмечается 100 летний юбилей писателя и поэта Юрия Коренца. Он родился 14 января 1923 года. За несколько десятилетий активной творческой деятельности написал немало интересных произведений.

Среди наиболее популярных выделяют «Подслушанный разговор». В этом сборнике собраны лучшие сказки и стихотворения поэта.

Лев Кузьмин

95 лет со дня рождения советского писателя Льва Кузьмина отмечается 6 января. Всю свою жизнь Кузьмин посвятил написанию произведений о детях. В библиографии автора насчитываются десятки детских рассказов, которые читают и сегодня.

Также есть много сборников. Наиболее популярный – «Кто что умеет?». В нем собраны лучшие стихотворения и сказки Кузьмина.

Святослав Сахаров

12 марта столетний юбилей мог бы отметить Святослав Сахаров – известный советский писатель, прославившийся своими увлекательными рассказами для детей.

Писательской деятельностью занимался более пятидесяти лет, был главным редактором известного журнала «Костер». Самый популярный рассказ – «Слоны на асфальте».

Сакариас Топелиус

14 января ровно 205 лет со дня рождения популярного шведского поэта Сакариаса Топелиуса. Он активно занимался творческой деятельностью во второй половине девятнадцатого века.

Вплоть до своей кончины в 1898 году поэт регулярно выпускал новые произведения для детей. Наиболее популярное – «Звездоглазка».

ЯНВАРЬ

1 января – 155 лет со дня рождения английского писателя, критика Чарльза Эдварда Монтегю.

2 января – 85 лет со дня рождения литературоведа, текстолога Мариэтты Чудаковой (1937–2021).

3 января — 130 лет со дня рождения английского писателя, филолога Джона Рональда Руэла Толкина.

Жан-Батист Поклен (Мольер)

5 января — 90 лет со дня рождения итальянского учёного, философа, писателя, публициста Умберто Эко (1932–2016).

15 января — 400 лет со дня рождения французского драматурга, театрального деятеля Мольера.

16 января — 155 лет со дня рождения писателя, публициста и переводчика Викентия Вересаева.

18 января — 140 лет со дня рождения английского писателя, поэта и драматурга Алана Александра Милна.

Юрий Левитанский

24 января — 290 лет со дня рождения французского драматурга и публициста Пьера Огюстена Карона де Бомарше.

25 января — 140 лет со дня рождения английской писательницы, литературного критика Вирджинии Вулф.

27 января — 190 лет со дня рождения английского писателя и математика Льюиса Кэрролла.

Валентин Катаев

27 января — 90 лет со дня рождения поэтессы Риммы Казаковой (1932–2008).

Пелевин и миф

Одна из главных тем творчества Пелевина, как было сказано выше,— это миф с учетом всех его форм, вариаций и трансформаций от классической мифологии до современной социальной и политической мифологии. Как и многие писатели ХХ века, Пелевин обращается, во-первых, к содержанию мифов, их героям, сюжетам и идеям, используя скрытый и еще не реализованный потенциал мифологического мышления. Его прием — разоблачение старого мифа, создание новых и сталкивание их между собой — характерен для многих авторов мифологического романа в ХХ веке: Ф. Кафки, Дж. Джойса, Т. Манна, Г.Г. Маркеса, Х. Борхеса, Дж. Апдайка. Однако миф сам по себе не гарантирует причастности к духовным основаниям, форма мифа может быть пустой, что мы и наблюдаем сегодня. Основная мифологема современности — телевидение, реклама и PR — это тоже носители, трансляторы мифов и сами есть миф. И к этим мифам Пелевин беспощаден.

Ранняя биография

Будущий писатель родился в 1962 году в Москве. Семья Виктора Пелевина была рабочей, но интеллигентной: отец трудился военным преподавателем, мать обучала детей английскому в школе. Детство проходило вполне обыденно, с единственным заметным изменением – сменой места жительства родителями с Тверского Бульвара на Чертаново.

Виктор Пелевин в детстве

Благодаря наставлениям матери Пелевин обучался в школе с уклоном в иностранные языки, ныне гимназии № 1520 имени Капцовых. Это престижное учебное заведение, и полученное в нем образование положительно сказалось на биографии будущего писателя.

Уже в школьные годы Виктор Пелевин отличался собственным утонченным стилем в одежде, манерах и общении, отличался богатой фантазией и мог за считанные минуты сочинить увлекательный рассказ на любую тему.

Высшее образование Виктор Пелевин получал в Московском энергетическом институте, а затем начал строить карьеру в качестве инженера на кафедре электротранспорта. Также он поступил на аспирантуру, но в конечном итоге бросить учебу в пользу писательства.

В 90-е годы началась активная публикация литературных трудов Виктора Пелевина серьезными издательствами. Вышли его романы «Омон Ра» и «Жизнь насекомых», сборник историй «Синий фонарь». Удивленным критикам ничего не оставалось, кроме как номинировать писателя на Малую Букеровскую премию.

Писатель Виктор Пелевин

С 1993 года писатель состоит в Союзе журналистов. Активно печатаются его новые труды: «Джон Фаулз и трагедия русского либерализма», «Чапаев и пустота». Последняя книга стала одной из самых известных и любимых поклонниками, удостоившись литературной премии «Странник», а также встретив теплый прием за рубежом. Следующий роман Пелевина «Generation П», вышедший в 1999 году и повествующий о том, как общество переживало распад Советского Союза, обрел культовый статус в литературном мире.

У Виктора Пелевина нет жены и детей

В настоящее время писатель ежегодно выпускает по одному новому роману, которые публикуются издательством «ЭКСМО». Так в 2021 годы увидела свет книга под сложным названием «Transhumanism Inc.». У Пелевина практически нет конкуренции в своем жанре, поэтому с годами его популярность только растет. Недавно было заключено соглашение об экранизации нескольких самых известных работ, и будущие фильмы, судя по всему, еще больше увеличат интерес публики к таинственному писателю и его захватывающим романам.

Юбилеи русских литературных писателей в 2023 году

Россия – страна, которая славится большим количеством творческих людей. Есть немало русских писателей и поэтов, у которых юбилей в 2023 году.

Сергей Михалков

Это знаменитый поэт и писатель, пользующийся популярность как в России, так и в других странах. Сергей Михалков – соавтор гимна СССР и современной версии гимна РФ. Однако прославился он не только этим.

В течение своей жизни он написал много рассказов для детей. 13 марта 110 лет со дня рождения поэта.

Виталий Закруткин

14 марта свое 115-летие мог бы отметить советский литературовед В. Закруткин. Активной творческой деятельностью начал заниматься в сороковых годах. Во времена войны начал работать в фронтовой газете.

В 1969 году выпустил свою знаменитую книгу «Мать человеческая». Спустя шесть лет она была экранизирована.

Людмила Улицкая

21 февраля 80-летний юбилей будет отмечать знаменитая русская сценаристка и писательница Л. Улицкая. Она занимается творческой и общественной деятельностью и в настоящее время.

Произведения Улицкой популярны во всем мире. Ее рассказы переведены на 30 разных языков.

Александр Островский

12 апреля отмечается двухсотлетие с рождения знаменитого российского драматурга А. Островского. В течение трех десятилетий он написал множество пьес. При этом последнюю пьесу «Скоморох» так и не завершил.

Считается, что именно Александр Островский помог в развитии русского театра и сделал его известным не только в России.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стиль жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: