Опера-променад «пиковая дама»

Интересные факты

  • Опера-променад «Пиковая дама» получила Национальную премию «Онегин» в номинации «Событие. Оперное притяжение», грант Фонда культурных инициатив, а актеры — номинации на «Золотую маску»!
  • Этот год для постановки — юбилейный. За пять лет было сыграно более 400 спектаклей.
  • Екатерина Лукаш, исполняющая партию Полины, номинирована в последнем театральном сезоне премию «Золотая маска» за роль в опера Моцарта «Свадьба Фигаро». К слову, ария Полины в «Пиковой Даме» — одна из самых сложных для меццо-сопрано. Раньше по тому, насколько хорошо певица ее исполняет, принимали в Большой театр.
  • Мистика в «Пиковой даме» случается не только по плану. Однажды во время спектакля включилась система пожарной безопасности и гудела без остановки, но актеры продолжали петь. В другой раз во время партии Софьи Ефимовой (Графиня) не сработало электричество и мэппинг, но помощники режиссера быстро сориентировались. Свечи поставили перед зеркалом, и микс живого огня и ведьмы произвел на зрителей сильнейшее впечатление.
  • С 2020 года Московский оперный дом функционирует как независимый оперный театр с полным репертуаром.

Где? TROYKA Multispace – Москва, Яузская улица, д. 1/15, стр. 3.

Актуальные даты показов представлены на сайте https://pushkinopera.ru/ru .

artmoskovia.ru

Премьера оперы «Иоланта» – События проекта – Материалы сайта – Сноб

Фото: Пресс-служба

В 2017 году Александр Легчаков поставил первую в России оперу-променад «Пиковая дама», получившую Национальную премию «Онегин-2018» в номинации «Событие. Оперное притяжение». Спустя два года режиссер снова обратился к творчеству Петра Чайковского и его последней опере «Иоланта», основанной на повести датского драматурга Хенрика Херца «Дочь короля Рене».

Как и в случае с «Пиковой дамой», в «Иоланте» Легчаков придерживается оригинального сюжета. Это история о незрячей принцессе, которая не знает о своем недуге благодаря стараниям отца и прислуги. Однако в опере Легчакова слепота Иоланты преподносится не как увечье — принцесса «видит» сердцем, и в какой-то степени делает добрее окружающих ее людей.

Фото: Пресс-служба

Опера пройдет сразу в нескольких залах, которые будут превращены в «сад на краю земли». Сцены в привычном ее понимании не будет, действие развернется вокруг зрителей, позволив им полностью погрузиться в сюжет. Партию графа Водемона исполнит музыкант Петр Налич, Иоланту сыграет солистка хора Большого театра Галина Войниченко.

Опера «Иоланта» станет первой премьерой Московского оперного дома, который будет работать в клубе Troyka Multispace. Художественный руководитель театра — Александр Легчаков. Продюсеры — Андрей Исповедников и Алексей Лысов. В постоянном репертуаре будут оперы «Пиковая дама», «Иоланта», «Метель» и другие постановки. МОД станет первым российским частным оперным театром с постоянным репертуаром и площадкой, открытым за последние 100 лет.

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала.
Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста,
авторизуйтесь,
чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Опера для народа. Совместимы ли Чайковский и иммерсивность — Сноб

Участники проекта «Сноб» посмотрели оперу-променад «Пиковая дама». После посещения особняка Гончарова — Филипповых Юлия Гусарова пришла к выводу, что для миллениалов надо петь не как в Большом

Неоновый гроб, мужчины в париках как у ранней Леди Гаги, проекции православных икон, символика масонов, женщина без возраста в исподнем — кое-что из того, что можно увидеть в иммерсивной опере «Пиковая дама». Также можно услышать в метре от себя симфонический оркестр из 30 музыкантов и подышать в затылок кому-нибудь из оперных певцов. Никакого скандала, никакой провокации — чистой воды аттракцион.

Александр Легчаков, который придумал сделать из оперы бродилку, пошел на большой риск. Успех иммерсивных постановок прошлого года совпал с бумом на кинематографичные квесты и со стремительным ростом российского театра. Эксперименты с включением зрителей в действо, взятые на вооружение у американского театра Punchdrunk, стали логичным продолжением этого тренда. Но опера в сознании многих людей — не площадка для инноваций. Можно вспомнить, как неистово ругали «Руслана и Людмилу» Дмитрия Чернякова еще до начала грандиозной кампании по насаждению «традиционных ценностей».

Создатели оперы-променад сделали ставку на возможность увидеть и услышать оперных солистов на расстоянии вытянутой руки, на камерность и мрачные иллюзии, которые могут быть показаны только в темных, наполненных дымом комнатах. Этот новый оперный опыт — полная противоположность торжественному приобщению к элитарной культуре, за которой многие ходят в Большой. Главный вопрос, решающий судьбу «Пиковой дамы», — что из этого зрителю нужнее: опера-аттракцион, подчиненная духу времени, или все же традиционная опера-культ?

Идея иммерсивной оперы родилась у Александра Легчакова от желания радикально перекроить самый непластичный жанр. Он два года носился с книжкой Мейерхольда, в которой советский режиссер описал свой опыт постановки «Пиковой дамы». Очевидно, 2017 год — идеальное время для такого эксперимента. Двадцать лет назад признаком взрослого человека, по словам публициста New Yorker Джона Сибрука, были добротный костюм-двойка и абонемент в Metropolitan Opera. Сегодня Михаил Швыдкой на телеканале «Культура» разбирает творчество группировки «Антихайп», каждая гримаса времени моментально зарисовывается и анализируется. Поборники «высокого» стали выглядеть совсем уж ханжами — делить культуру на высокую и низкую становится дурным тоном, поскольку под высоким подразумевают вещи из далекого прошлого. Их смысл частично ускользает от нас в силу искаженных представлений о контексте, в который было вписано произведение.

Обозреватель «Ведомостей» назвал «Пиковую даму» Легчакова «крепким студенческим костюмным спектаклем», говоря, что постановка не рассчитана на любителей актуального театра. Так и есть: опера-променад вообще не для театралов, а, скорее, для тех, кто будет, превозмогая головокружение, смотреть первый VR-фильм, для тех, кто в книжном при каком-нибудь традиционном музее проводит больше времени, чем среди экспонатов и вообще привык к другому способу потребления информации. Она для тех, кто за мультидисциплинарность, мультимедийность и другие «мульти». Главное — в «Пиковой даме» поют, а раз поют, значит, это все еще опера.

ОБРАЩЕНИЕ К ДРУЗЬЯМ И ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМ – Александр Янов – Блог – Сноб

Мне снова нужен ваш совет. На этот раз дело касается всех нас как сообщества русских европейцев, где бы мы не жили. Очень старался написать это обращение покороче, но не получилось, постарайтесь быть терпеливыми. Речь вот о чем. Больше года назад (у меня тогда не было и половины сегодняшних друзей) группа читателей (не из Америки, заметьте, с Украины и из СПБ), предложила создать портал «Русский европеец». Более того, создала его. Он есть в интернете, можно посмотреть http://www.eurorussia.org/. Но он глухонемой. Это все, увы, что можно было создать за малые деньги.

Замысел был, понятно, иной. Грандиозный был замысел. Создать работающую площадку, чтобы обсудить на ней то, что нигде больше не обсуждается. Обсудить, например, КТО МЫ В РОССИИ – чужаки, как уверяет торжествующая ныне путинская пропаганда – или зрачок в глазу, теин в чаю, будущее страны? Великая русская культура – от Пушкина до Мандельштама, от Чаадаева до Чехова, от Глинки до Чайковского – все, за что ценит и любит Россию мир, разве это не наша, не европейская культура? Да, евразийцев огромное, ошеломляющее большинство. Но что создали они, кроме того, за что боится мир Россию и презирает? Империю? Террор? Произвол власти?

И почему в случаях, когда торжествовала в России гласность, будь то при Александре II или при Горбачеве, на авансцене истории неизменно оказывались именно мы? Что это все – историческая случайность или знак судьбы? Знак, что никогда не будет благополучной страной Россия, пока не станут у ее руля русские европейцы?

Само собою, остановился я на этом сюжете главным образом потому, что слишком многие из нас совсем, как в брежневские 1970-е, опустили руки, опять поднимают бокалы «за наше БЕЗНАДЕЖНОЕ дело». Но также и для того остановился, чтобы подчеркнуть, что столь же нетривиально, как русское европейство, обсуждалось бы на портале ВСЕ – и прошлое и будущее, и страны и мира. Другими словами, мог бы он стать уникальной площадкой для подготовки русских европейцев к очередному прорыву в Европу, опять маячащему на горизонте. Для чего-то же совсем недавно словно роковой чертой опять отсекла история евразийское большинство от европейского меньшинства: «КРЫМНАШ». Большинство встретило его с восторгом, мы – с отчаянием. Но и с решимостью.

Я пишу в условном наклонении, потому что, как научил нас опыт, вести такую мощную работающую площадку под силу лишь первоклассной команде мастеров, которая за малые деньги работать не станет. Короче, мы перед выбором: либо бросить проект «Русский европеец» на полдороге, либо найти для такой команды деньги. Бросить просто. Для того, чтобы решить проблему с мастерами, я вижу три варианта (в порядке нарастающей реалистичности):

(1) Найти единомышленников, готовых работать за идею.

(2) Найти спонсора.

(3) Crowdfunding, т.е. с миру по нитке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стиль жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: