Тайная королева франции франсуаза ментенон

Кроссдрессинг

Кроссдрессинг — выбор предметов одежды, не связанных с полом, трансформировался из причуды в стилевой прием.

В прошлом году Гарри Стайлс появился в кардигане JW Anderson в американском утреннем шоу The Today Show. Трикотаж, кстати, тоже популярный фетиш, о чем, кажется, знает чертяка Стайлс. Вещь так понравилась фанаткам (спасибо TikTok за вирусный успех), что многие научились вязать, а дизайнер любезно поделился схемой. А вот солист группы Nirvana Курт Кобейн в эфире MTV Unplugged в 1993 году. Мягкий бледно-зеленый жакет из ангоры он позаимствовал у супруги Кортни Лав. Косплеил ли Гарри Стайлс Курта Кобейна? Кто знает.

В прошлом веке мужские образы на ковровых дорожках были консервативны и сдержанны. За это время женщины перепробовали все: выходили в свет «голыми» — Ким Кардашьян в «мокром» платье-корсете Thierry Mugler, бал Met Gala, 2019; надевали животных — Бьорк в платье-лебеде македонского дизайнера Марьян Пейоски на церемонии «Оскар», 2001, и даже сырое мясо — Леди Гага в комплекте из хамона на церемонии MTV Video Music Awards, 2010.

1 / 3

Ким Кардашьян вThierry Mugler, Met Gala, 2019

Бьорк на «Оскаре», 2001

Леди Гага
MTV Video Music Awards, 2010

Широкую публику с альтернативным взглядом на мужественность познакомили (если не примирили) Эзра Миллер, Гарри Стайлс и Тимоти Шаламе (он, кстати, не пользуется услугами стилистов). Они носят крупные цветочные принты, странные «бабушкины» вещи и кутюрные платья. Несмотря на нестандартный вид, их образы наполнены силой, пусть и мягкой. Они не боятся показаться странными, смешными или ранимыми, потому что уверены в себе.

1 / 3

Эзра Миллер

Гарри Стайлс

Тимоти Шаламе

Первый брак: Поэт Поль Скаррон и необычный брачный договор

После монастыря Франсуаза вернулась в дом графини де Нейян. Графиня познакомила ее с известным поэтом Полем Скарроном и у них завязалась переписка.

Молодая Франсуаза во времена своего первого брака с Полем Скарроном

Вскоре Поль сделал ей предложение: либо он оплатит пребывание девушки в монастыре, либо она выйдет за него замуж. Франсуаза выбрала замужество. Позже она вспоминала годы этого брака как одни из самых счастливых.

Они поженились в 1652 году и Франсуаза стала мадам Скаррон.

Супруг составил следующий брачный договор: «В приданое будущей невесты входят … два больших и очень озорных глаза, очень красивая блузка, пара красивых рук и много остроумия».

Пара фактов о их жизни вдвоем:

  1. Муж был на 25 лет старше Франсуазы.
  2. Поль страдал от хронических болей и был прикован к инвалидному креслу. Поэтому Франсуаза была больше сиделкой и медсестрой Поля, нежели его женой.
  3. Этот брак позволил Франсуазе получить доступ к высшим слоям парижского общества. Она будет использовать эти контакты в будущем.
  4. Благодаря усилиям Франсуазы, дом Поля долгое время был «модным салоном». Там собирались знаменитые поэты, писатели, драматурги и другие творческие люди.
  5. В эти годы Франсуазу прозвали «Прекрасной индианкой» — из-за ее детства на острове Мартиника.
  6. У Поля были покровители среди фаворитов короля Людовика XIII. Также ему покровительствовала королева Анна Австрийская, супруга Людовика XIII.
  7. Супруга оказала большое влияние на позднее творчество Поля Скаррона. Чтобы угодить молодой жене, он убирал слишком дерзкие реплики из своих работ.
  8. Поль мечтал посетить Индию. Особенно Мартинику, где Франсуаза провела детство. Поэт даже как-то вложил 3000 фунтов в компанию, торгующую с Мартиникой.
  9. Муж помог супруге продолжить образование и получить профессию учителя и гувернантки.

После смерти Скаррона в 1660 году, королева Анна Австрийская назначила хорошую пенсию его вдове. Это позволило Франсуазе оплачивать множественные долги мужа и оставаться в литературном обществе.

Узнайте больше о Поле Скарроне, его болезни и произведениях: Поль Скаррон: Яркая жизнь и страшная болезнь поэта

«Черная королева»: Влияние Ментенон на Версаль

После свадьбы король выделил для Ментенон новые покои. Это поразило и возмутило весь королевский двор. Ее комнаты были одними из самых роскошных во дворце и находились наверху парадной лестницы. На том же этаже, где была спальня Людовика.

С того момента король проводил с неофициальной женой по несколько часов в день — до конца своей жизни. И где бы она ни была, она всегда жила рядом с ним. Король ласково обращался к ней «мадам», не добавляя «Ментенон». Ездила Ментенон только в большой королевской карете. На месте прошлой официальной королевы.

Франсуаза д’Обинье Ментенон (1700-е). Маркизу часто изображали с волосами, покрытыми прозрачной черной вуалью.

Политическое влияние мадам де Ментенон было огромным. Она считалась следующей по величине персоной после короля. И была эквивалентом премьер-министра. К ней часто подходили те, кто хотел получить аудиенцию у короля.

Почему «Черная королева»? Франсуаза д’Обинье Ментенон любила одеваться в темные платья. Имела жесткий характер, мрачный нрав и нелюбовь к светским развлечениям. Чем сильно повлияла на Людовика и Версаль. В моду вошли лаконичные наряды темных цветов. Король, привыкший быть гедонистом и наслаждаться жизнью, стал строгим пуританином. У него больше не было любовниц и фавориток. Единственным развлечением Людовика стала охота. Он запрещал оперы во время Великого поста. Вместо балов и праздников — мессы и чтение Библии. Когда-то яркий и роскошный дворец превратился в обитель скромности и нравственности.

Сама Ментенон любила быть в одиночестве и редко покидала Версальский дворец. Много времени проводила с представителями духовенства.

О фальшивой религиозности Ментенон: Некоторые историки считают, что религиозность и строгость Франсуазы были лишь маской и ширмой — чтобы удерживать власть и влияние. Она называла себя католичкой, но в глубине души сохраняла приверженность протестантской вере и свободомыслию. За это многие протестанты и бывшие друзья-вольнодумцы обвиняли ее в неискренности и предательстве.

Кстати, свою власть мадам де Ментенон использовала в основном для личного покровительства. Например, она оказывала материальную помощь своему младшему брату Шарлю, графу д’Обинье. А в последние годы помогала продвинуться на службе у короля многим своим знакомым.

У нее было много врагов и почти не было друзей. Из всех фавориток короля ее не любили при дворе больше всего.

Воспитательница королевских детей

Франсуаза стала любимой воспитательницей не только Луи-Огюста и так привязалась к мальчику-калеке, что даже разрешила называть себя «матушкой». Ребенок очень страдал от холодности матери: маркиза де Монтеспан воспринимала детей лишь как способ удержать возле себя короля и не очень заботилась об их судьбе. Луи-Огюст полюбил Франсуазу всем сердцем, как, впрочем, и другие дети Людовика, которых она воспитывала. Сам король, правда, поначалу скептически отнесся к новой гувернантке, которая невольно стала поверенной его тайны. Но со временем он стал все чаще оставаться в детской и часами беседовать с Франсуазой. Его поразили ее ум, рассудительность и религиозность.

Соцсети

Соцсети сыграли свою роль в появлении вариативной мужественности. Фильтры и facetune — дешевая и безболезненная замена пластике — помогли легализоваться мужскому макияжу. Все хоть раз баловались с какой-нибудь маской в стиле дрэг-квин.

В цифровом мире, созданном в Instagram и TikTok, легко завести альтер эго и быть собой. Чтобы стать знаменитым, не нужно быть таким же смелым и талантливым, как Боуи.

Американцу Марку Брайану, проживающему в Германии, 61 год. Он гетеросексуал, но уже пять лет ходит в юбках и на каблуках, в том числе на службу. Брайан работает обычным инженером-механиком. Возможно, о его модном видении никто бы не узнал, если бы не аккаунт в Instagram. На момент написания текста у него было 459 тыс. подписчиков.

Тиктокеру Ноену Юбэнксу вот-вот исполнится 20. Ему крупно повезло благодаря необычной внешности. В 2019 году он стал лицом проекта Céline Portrait: Portrait of a Teen Idol.

Изначально он выбрал более жесткий стиль в духе виртуальной субкультуры e-boy, но затем визажист-самоучка переквалифицировался во flower boy.

Проблемы короля

Некоторые биографы короля отмечали, что он с возрастом начал бояться толпы, да и вообще предпочитал проводить время в одиночестве. Причиной этих психологических проблем мог стать неправильный подход к воспитанию наставника короля Вильруа. Он считал, что основой образования монарха является его участие в светских мероприятиях — более ничего не требуется. Но пока Вильруа занимался придворными интригами, юный Луи с удовольствием постигал всевозможные науки. Работа с бумагами и изучение старинных книг пришлись по душе королю, который старался лишний раз побыть вдали от суеты двора.

В 1726 году Людовик XV заявил, что способен править самостоятельно. Он действительно возмужал и набрался решимости, но о полновластии короля не могло идти и речи. Изначально Людовиком руководил кардинал де Флёри. На протяжении многих лет кардинал принимал все важные решения. Но даже после его смерти Людовик не стал самостоятельным правителем.

В середине 1740-х годов король оказался под влиянием одной из своих фавориток, маркизы де Помпадур. Надо признать, что и раньше Людовик окружал себя фаворитками, однако власть Помпадур была поистине велика. Усиление её власти могло быть связано и с ухудшением отношений монарха с женой. Его супруга Мария Лещинская после рождения десятого ребёнка заявила, что более не собирается производить на свет королевских отпрысков.

Алексис-Симон Белль «Портрет Марии Лещинской с дофином Франции Луи» Версальский дворец, Франция

Королева без короны

Людовик XIV был так влюблен, что готов был жениться на уже немолодой дочери гугенотов. Правда, французский народ это решение бы не одобрил, так что корону Франсуаза де Ментенон так и не получила. Но женой короля она все-таки стала. Венчались Людовик и Франсуаза тайно, так что некоторое время никто не подозревал о браке. Но вскоре придворные стали замечать, что поведение маркизы изменилось, она жила в покоях, не уступающих королевским, а сам монарх часами проводил за разговорами с ней. Стало заметно и ее религиозное влияние на короля: в прошлом гедонист и гуляка, король стал много молиться, а свой двор превратил в место, где, по воспоминаниям современников, даже кальвинистам стало бы скучно. За всем этим наблюдала строгая Франсуаза, которую за ее поведение и черные наряды прозвали «черной королевой».


Франсуаза де Ментенон регулярно присутствовала на заседаниях министров. (wikipedia.org)

Франсуаза оказывала большой влияние на короля и давала ему советы. Она же открыла первую светскую школу для дочерей обедневших дворян, которая отчасти вдохновила Екатерину II на открытие Смольного института. В браке с Людовиком Франсуаза де Ментенон прожила 30 лет. Перед смертью король позвал ее к себе и сказал, что расстаются они ненадолго и вскоре обязательно встретятся. Спустя четыре года Франсуаза умерла. Со своим возлюбленным она воссоединилась лишь в годы французской революции: тогда гробницы королевской семьи и фавориток Людовика вскрыли, тела сожгли, а прах пустили по ветру. В народе шутили, что лишь тогда с Франсуазой де Ментенон наконец обошлись как с настоящей королевой.

Лишенный невинности старой шлюхой

Людовик XIV познал радости плотской любви в шестнадцать лет благодаря сорокалетней проститутке, вошедшей в историю с прозвищем Кривая Като.

В замужестве баронесса де Бове, Катрин Белье, уродливая и кривая на один глаз дочь торговца сукном (Мартена Белье) обладает одним-единственным достоинством: похотливостью, проявлению которой способствует попустительство не слишком ревнивого супруга. Он, парижский торговец лентами и тесьмой, был горд называться мужем любимой камеристки Анны Австрийской и снисходительно относился к похождениям жены, своего рода профессиональной целительницы с гостеприимно разведенными бедрами, понаторевшей в искусстве ставить клистиры, каковое весьма ценили.

Довольно скоро осыпанная почестями супружеская чета строит себе особняк — отель де Бове — на улице Сент-Антуан (ныне улица Франсуа-Мирон). С его балкона Анна Австрийская, мать Людовика XIV, 26 августа 1660 года наблюдает торжественный въезд короля в сопровождении молодой королевы, Марии Терезии Испанской, которая, выступая во главе кортежа, открывала для себя столицу своего королевства и свой народ.

Все они стоят на балконе Кривой Като, приветствуя молодую чету: королева, Мазарини — постоянный объект насмешек, поскольку его подозревают (и напрасно) в любовной связи с королевой-матерью, королева Генриетта Французская (сестра почившего Людовика XIII), ее дочь, красавица Генриетта Английская (будущая Мадам, в скором времени она влюбится в короля, своего деверя), виконт де Тюренн, Луиза де Лавальер и камеристка и наперсница королевы-матери баронесса де Бове, которой Людовик будет покровительствовать вплоть до ее смерти в семьдесят шесть лет (1689), — доказательство того, что первый любовный опыт оставил у него, скорее, приятные воспоминания…

Следует отметить, что Като была женщиной многоопытной, если верить Сен-Симону, который описывал ее так: «Особа весьма умная, коварная, любящая риск, она имела большое влияние на королеву-мать и была неизменно любезна и учтива».

Избранная Анной Австрийской для посвящения юного Людовика в тайны телесных наслаждений Като с удовольствием принялась за дело, когда королю исполнилось четырнадцать, и достигла цели к его шестнадцатилетию, что принесло ей две тысячи ливров содержания, дарственную на особняк и множество прочих привилегий. Такая щедрость объясняется скорее всего озабоченностью королевы-матери: лишь бы он не походил на Людовика XIII, женившегося в 1615-м и ставшего отцом лишь в 1638 году, — слишком мало его интересовали женщины вообще и плотская любовь в частности.

Кривая Като видела, как Мария Терезия вступает в Париж. Юная королева наивна, инфантильна, серьезна, послушна, не блещет умом, полновата, с массивными скулами. У нее большие голубые глаза, роскошные белокурые волосы, прекрасный цвет лица, она искренне любит короля. Во время бракосочетания Людовик «казался весьма чувствителен к прелестям молодой королевы» (как уверяет мадам де Мотвиль), но после первых месяцев брака не мог долго сопротивляться влечениям своих двадцати трех лет.

Воспитанница монахинь


Людовик XIV. (wikipedia.org)

Графиня не могла решить, куда пристроить Франсуазу. Можно было бы дать ей денег и отправить в монастырь или просто выдать замуж. Но время шло, и графине все больше нравилось жить с молодой компаньонкой. На счастье Франсуазы в гостиной графини часто собирались известные люди, которые прониклись умом и воспитанием девушки. Один из гостей рассказал о дочери гугенотов Полю Скаррону. Знаменитый поэт, на тот момент бывший ловелас и остроумец уже был немолод и прикован к инвалидному креслу. Но вступил в Франсуазой в переписку и решил помочь девушке поступить в монастырь. Правда, после личного знакомства поэт передумал и предложил ей руку и сердце.

Бунт как фетиш

Конфликт отцов и детей, подросших беби-бумеров, стал лейтмотивом поп-культуры 1970-х. Его подогревали эксперименты с веществами и сексуальная революция. Внешний облик бунта против родительских заветов формировался под влиянием адаптированной восточной философии и новой музыки: рока, нью-вейва, арт-попа.

Образы эпохи рождались не в роскошных парижских салонах, а на улицах. Рок-звезды стали главными героями контркультуры. В их космополитичном стиле перемешались национальные мотивы — грим японского театра кабуки вдохновил группу Kiss и певца Питера Гэбриэла — и сексуальные фетиши: кожа, винил, сетка и каблуки. Фрейдистская битва с табу раскрепостила рок-н-рольщиков. Броский макияж, маникюр и одежда выглядели бы и на девушках несколько вызывающе (slut — в самом хорошем и добром смысле этого слова).

Элис Купер

Вот лидер группы Aerosmith Стивен Тайлер (1976). Он в декольтированной леопардовой сорочке, с длинными волосами и ярко подведенными глазами, как у Элизабет Тейлор в фильме «Клеопатра». А вот еще один любитель стрелок и смоки — Элис Купер в леопардовых ботфортах. Согласитесь, едва ли перечисленные вещи характерны для типичного цисгендерного мужчины. Тем не менее фанаток не могли отпугнуть ни тени с перламутром, которые носили Мик Джаггер, Майкл Болан и Дэвид Боуи, ни луки в духе Остина Пауэрса Рода Стюарта.

1 / 4

Стивен Тайлер

Мик Джаггер

Род Стюарт

Марк Болан

Неформальная культура Нью-Йорка и Лондона неумолимо быстро превращалась в классику, а подведенные глаза стали типичным атрибутом вполне себе брутальных рокеров вроде солиста Black Sabbath Оззи Осборна, когда-то откусившего голову летучей мыши.

Панки, готы и рокеры продолжили культивировать мужской мейкап в 1990-х. Мэрилина Мэнсона многие не узнали бы без грима и традиционной темно-коричневой помады Diva от MAC.

В 2000-х одним из главных секс-символов девочек-тинейджеров стал вокалист Tokio Hotel Билл Каулитц. Сложно сказать, чего больше хотели девушки: встречаться с ним или быть похожими на него — носить угольные смоки и копну черных волос с белыми перьями, торчащую во все стороны.

Современный макияж превращается в маску. Она скрывает личность от вездесущего цифрового контроля или помогает вырваться наружу альтер эго. Вспомните фильм «Джокер».

Голый король

Вторая Мировая война открыла миру новый культ поклонения женскому телу. Благодаря открыткам в стиле пинап эротика превратилась в официальную поп-культуру Европы и США, а затем в прибыльный бизнес. В 1953 году Хью Хефнер запустил журнал Playboy. На рубеже 1960–1970-х годов начался процесс легализации порноиндустрии. Пионерами выступили скандинавские страны. К меньшинствам, которые социум вдруг заметил благодаря сексуальной революции, многие относились настороженно и даже враждебно. В этом контексте первая Парижская неделя моды pret-a-porter, стартовавшая 28 ноября 1973 года, становится еще интереснее.

Первые шоу помогала готовить создательница Нью-йоркской недели моды Элеонора Ламбер. Кроме французских гостей приехало много американцев — потенциальных партнеров парижских домов. Увы, не все дизайнеры успели отшить коллекции в срок. Одним из таких был Рубен Торрес. Но он нашел изящное решение и просто нарисовал на моделях одежду — воротники, пуговицы, строчки.

Юноша в «костюме» Рубена Торреса, 1973 год

Возможно, художник вдохновился моделями Эльзы Скиапарелли (1952 год) или Роберты ди Камерино (коллекция Trompe l’Oeil («Обман зрения»), 1963 год). Правда, у обеих рисунок располагался на одежде. А Торрес сделал смелый боди-арт.

1 / 4

Нарисованные вещи часто попадают в муборды брендов. Как знакомо выглядят «нарисованные» коллекции Moschino (осень/зима-2001, весна/лето-2019), Gucci (весна/лето-2016), Thom Browne (весна/лето-2017) и т.д.

1 / 2

Thom-Browneосень-зима 2021

Moschinoосень-зима 2001

Преданная матерью

Детство у девочки счастливым не было. Ее отец пил и проигрывался в карты, а мать не могла одна содержать целую семью. Проиграв все состояние, отец Франсуазы вернулся во Францию, а ее мать еще некоторые время пыталась прокормить дочь и сына. Но в конце концов она решила уехать на родину.

Чтобы губернатор острова, которому она задолжала денег, ее отпустил, мать оставила Франсуазу на Мартинике в качестве залога, забрав с собой лишь сына. Спустя год губернатор понял, что его обманули, а девочку бросили. Бросить дочь дворян о не мог, так что купил Франсуазе билет во Францию и отправил ее домой. В дороге девочка разболелась и так долго не могла очнуться, что ее посчитали мертвой. Лишь когда девочку уже завернули в ткань, чтобы сбросить в море, Франсуаза очнулась. Предательство матери и близость смерти сильно повлияли на характер девочки.

История о спорной картине

После смерти мужа Франсуаза становится любовницей Луи де Морне, маркиза де Вильярсо.

Маркиз служил в армии Людовика XIV и имел репутацию соблазнителя. Придворные описывали его как «похотливого развратника», «любителя женщин» и «скандалиста».

Их отношения с Франсуазой длились три года. После вдова прекратила с ним отношения, чтобы не портить свою репутацию. Она писала ему: «Я не хочу больше видеть вас. Ни здесь, ни где-нибудь в другом месте. Хотя бы год. А потом мы встретимся вновь, как старые друзья, но дверь моей спальни будет закрыта для вас навсегда».

От этой связи останется картина, написанная самим Морне. На ней Франсуаза изображена полуобнаженной, в роли богини охоты Дианы или греческой нимфы:

Франсуаза стыдилась этой картины и связи с Луи де Морне. После завершения их отношений она старалась поддерживать образ благочестивой и набожной женщины. Об этом свидетельствует ее переписка с ее духовником, отцом Франсуа Гобеленом.

Немного от себя

Для меня же Сен-Сернен стала той точкой, с которой я начала очаровываться Тулузой: таким по-испански южным и по-французски неординарным городом, скрывающим в себе богатую архитектурную историю. Желаю и вам приятного знакомства с этим шедевром!

Базилика Сен-Сернен (Франция) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Базилика Сен-Сернен, Тулуза

Бывшая церковь аббатства Сен-Сернен (или Св. Сатурнена), эта базилика в Тулузе — единственное, что осталось от монастыря. Нынешняя конструкция стоит на месте прежней базилики 4 века, где хранились мощи святого, первого епископа Тулузы в 250 г. Большая часть конструкции соответствует романскому стилю в архитектуре и датируется 11—12 веками. А особенного внимания заслуживают многочисленные и прекрасно сохранившиеся романские скульптуры. В 1998 г. базилика была включена ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного наследия как часть паломнического пути в Сантьяго-де-Компостела.

Значение церкви резко возросло около 800 г., когда Шарлемань пожертвовал ей несколько реликвий, что сделало Сен-Сернен важной остановкой для пилигримов, следовавших путём Св. Якова

Размеры нынешней конструкции напрямую указывают на то, что последних было немало. Сегодня трудно восстановить ход строительства церкви, в ходе которого возникало множество проблем. Известно, что в 1096 г. алтарь ещё недостроенной церкви был освящён. Также можно предполагать, что в общем всё строительство пережило 4 главных этапа.

Всего в интерьере базилики насчитывается 268 романских капителей, хотя многие из них расположены слишком высоко, и их трудно разглядеть.

Несмотря на то, что церковь носит название базилики, она существенно отличается от раннехристианских базилик. Прежде всего, она просто гораздо больше: длина конструкции составляет 115 м. Затем, Сен-Сернен выстроена преимущественно из кирпича, а потолки сделаны сводчатыми. Вокруг нефа и боковых приделов идёт галерея, которая позволяет осмотреть капеллы даже во время мессы, не прерывая богослужения.

Базилика Сен-Сернен

Наиболее заметная часть базилики — колокольня, которая поднимается прямо по центру, над перекрестием трансепта. Она состоит из трёх уровней, из которых три нижних, с романскими арками, датируются 12 веком, а верхние два — 14 веком. Шпиль был добавлен в 15 веке. Колокольня слегка наклонена к западу.

Примечательны и две двери церкви: «Порте-де-Контес», над которой можно увидеть изображение Лазаря, и «Порте-де-Мьежевиль», которую отличает рельефный тимпан, изображающий вознесение Христа, над входом.

Камень, убивший Симона де Монфорта в 1218 г. во время осады Тулузы, был сброшен именно с крыши Сен-Сернен.

Внутри базилики можно увидеть гробницы не только св. Сатурнена, но и многих других святых, включая св. Оноратуса. Другая примечательная особенность интерьера — большой орган, созданный в 1888 г. Вместе с органами в парижском Сен-Сюльпис и руанской церкви Св. Уэна этот инструмент считается одним из самых ценных в стране.

Стоит внимательнее осмотреть многочисленные скульптуры и рельефы церкви. Мраморные панели с рельефными изображениями Христа и святых украшают внутреннюю галерею и датируются концом 12 века. Капители колонн трансепта также украшены скульптурами с библейскими персонажами. Всего в интерьере базилики насчитывается 268 романских капителей, хотя многие из них расположены слишком высоко, и их трудно разглядеть. На каждой капители изображена отдельная сцена из священного писания — к примеру, пророк Даниил во рву со львами или Авраам с Исааком. Хор в наименьшей степени отражает средневековый стиль: он был полностью обновлён в барочном ключе в 17—18 веках. Примечательны резные опоры 1670-х гг., скульптура Св. Сернена работы Этьена Росса (1759 г.) и балдахин 18 века позади алтаря, под которым хранятся мощи святого. Сам по себе мраморный алтарь также заслуживает внимания: он украшен резьбой с рельефными изображениями ангелов, птиц и т. д. Оригинальный алтарь трудновато осмотреть как следует, но его качественная копия стоит в северном трансепте.

> Практическая информация

Возлюбленная короля

К тому времени королю уже наскучила фаворитка, которая только и делала, что тратила деньги и устраивала сцены. Чтобы вернуть расположение короля, она даже пыталась прибегнуть к черной магии и, вероятно, отравила нескольких любовниц короля. Франсуазу д`Обинье она тоже невзлюбила. Особенно разозлилась маркиза, когда воспитательница купила себе поместье на деньги, подаренные королем. Позже Людовик и вовсе пожаловал ей титул маркизы де Ментенон. Уехав из замка, де Монтеспан уже больше не вернулась, а король еще больше сблизился с де Ментенон.

Знаменитый ловелас Людовик XIV, конечно, попытался соблазнить Франсуазу. Но воспитанная в строгих нравах женщина ответила ему отказом. Она посоветовала королю сблизиться с женой Марией Терезией, и Людовик ее послушался. Королева была благодарна маркизе, и с теплом вспоминала последние годы жизни. Перед смертью она позвала к себе Франсуазу и передала ей своей обручальное кольцо.

Перманентный макияж

Мужчины красились всегда. Иногда в гигиенических целях. Первобытный боди-арт спасал от паразитов, а мейкап в Древнем Египте защищал вообще от многого: начиная от конъюнктивита, заканчивая сглазом. В Ассирии и Древнем Риме воины делали устрашающий грим в духе группы Kiss перед битвой. Они красили брови и губы в красный или черный. Викинги тоже баловались «косметикой» перед боем — рисовали полосы на щеках.

Еще одна функция макияжа — социальная. С древних времен и на Востоке аристократы наносили белила на кожу, чтобы выделиться на фоне загорелых крестьян.

В Европе мужской мейкап расцвел в эпоху барокко вместе с театром. Актеры, кстати, носили макияж и женскую одежду с незапамятных времен по всему миру. Женщин на сцену не допускали и в античной Греции, и в шекспировской Англии, и в средневековой Японии. Кстати, изначально гейшами были мужчины — лицедеи театра кабуки.

Впрочем, есть примеры, на которых слой пыли куда меньше. Взгляните на рокеров середины XX века или современных фэшиониста.

Школа для девочек, основанная Ментенон

Мадам де Ментенон основала школу для девочек из бедных дворянских семей — Maison royale de Saint-Louis.

Франсуаза помнила, какое образование ей довелось получать в монастыре: с минимумом знаний и сосредоточенное на религии и ведении хозяйства. Открыв школу для девочек, она решила в корне изменить ситуацию. Теперь предметов было больше, а акцент на религии минимальный. Обычные девочки получали образование благородных дам.

Маркиза де Ментенон со своей племянницей (худ. Луи Фердинанд Младший)

В школе изучали латынь, арифметику и геометрию, чтение и письмо, географию и историю, а также рисование и танцы. Франсуаза поощряла учениц играть в интеллектуальные игры — шахматы и шахты. Карточные игры были запрещены. Кстати, любовь к просвещению тоже говорит о том, что Ментенон все таки была тайной протестанткой.

Франсуаза не просто основала школу, но и была в ней учительницей. Она заботилась о своих ученицах и относилась к ним по-матерински. Говорили, у ней был настоящий дар преподавания.

Интересно: Ментенон помогла провести реформы в системе образования. Ее политика стала первым шагом к гендерному равенству. Позже ее идеи использовали местные чиновники, чтобы открыть районные начальные школы для бедных девочек. Также школой Ментенон вдохновлялась Екатерина II при основании ею Смольного института.

Базилика и мир за ее воротами

Снаружи базилика окружена нежными газончиками, украшена цветами и деревьями, дарящими приятную тень, что очень к месту в летнюю жару. А широкий тротуар по ее контуру с чередой каменных лавочек позволяет вдоволь насмотреться на церковь, даже находясь за воротами .

У стен базилики нет столпотворения туристов или назойливых попрошаек. По вечерам здесь можно услышать приятную музыку, которую играют уличные музыканты. Вообще месторасположении Сен-Сернен очень удачное, и если вам просто захочется побродить по улочкам Тулузы, то я бы советовала вам начать именно от сюда. Насладившись спокойствием и величественностью Сен-Сернен, при желании, побродив по местному рынку, вы прямиком смогли бы выйти к центральной площади или заглянуть в близ расположенные музеи (Musée des Jacobins — Моностырь Якобинцев, Chapelle des Carmélites — монастыря Кормелитов) .

Кроме того, рядом есть множество приятных ресторанчиков и кафе где можно перекусить или выпить кофе , любуясь фасадами церкви и находясь в тени высоких деревьев. Самым близким будет cafe St.Sernin, это очень приятное место с весьма приемлемыми ценами. К слову, чашка кофе будет стоить вам 2. 5 евро, что не намного, но дешевле, чем в ресторанчике на площади Капитоль. И потом здесь вам не будет докучать людская толпа и жгучее солнце, можно спокойно отдохнуть, погрузившись в атмосферу французской романтики. Круасаны и прочая сладость в районе тех же 2-3 евро, а если вы решите там пообедать, то это обойдется вам в районе 15 -20 евро на человека. Нужно отметить, что обслуживающий персонал тоже очень приятный и дружелюбный. У кафе есть своя терраска, расположенная под липами, и если вам станет прохладно, то вам всегда предложат плед. Рядом с кафе есть и отель имени Св. Сернена (Hôtel St Sernin), ночь для двоих взрослых вам обойдется около 40 евро на человека, детям до 3-х лет проживание бесплатно, а для ребенка постарше цена 20 евро.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стиль жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: