Гималаи

Куллу, столица древнего княжества

Городок Куллу, в прошлом столица княжества, лежит на высоте 1200 метров. Его южная, более современная часть называется Дхалпур. Ее композиционным центром служит просторная площадь-майдан того же названия, вокруг которой сосредоточиваются административные учреждения, гостиницы и другие лучшие дома городка. К северу от майдана тянется Дхалпур-базар, который в конце резко обрывается вниз к горной речке Сарвари, впадающей в Беас.

На другом ее берегу начинается главная торговая улица Акхара­базар. Над ней на склоне горы раскинулся Султанпур, ставший столицей княжества Кулу при радже Джагат Сингхе (1637-1672 гг.).

Здесь расположен дворец Рупи, до сих пор принадлежащий потомкам князей. К нему ведут темно-красные ворота, увенчанные криволинейной крышей и многочисленными беседками. Начало строительства дворца относится к середине XVII века. Прямоугольный внутренний двор окружен двухэтажными палатами, по периметру которых проходят лоджии с резным деревянным парапетом.

В следующем дворе, именуемом Шиш-махал, или Зеркальный дворец, когда-то жила любовница князя. Перед ее апартаментами стоит низкая широкая веранда с зубчатыми арками. Межарочные проемы и своды оформлены медальонами с росписями, изображающими борьбу Рамы и Лакшмана с демоном Раваной, божественного пастуха Кришну с коровами, рыбу Матсья — воплощение бога Вишну, — спасшую святые книги веды от всемирного потопа, и, наконец, священную корову Дхангу, которая поит молоком святых-садху. Княжеский храм суровой богини-матери Кали, относящийся к XVIII веку, построен в могольском стиле. Индусов из низших каст, а также иноверцев в него не пускают.

Храм главного бога долины Рагхунатха (одно из имен божественного принца Рамы, героя эпоса «Рамаяна») расположен в низком и протяженном здании, крытом пластинами из сланца. Появление этого бога в долине связано с необычными обстоятельствами. Один из местных князей возна­мерился завладеть тремя фунтами жемчужин, принадлежавших брахману Дурга Датту, который жил в деревне Типри в долине Парбати. По пути на поклонение в Маникаран князь потребовал эти драгоценности. Его завери­ли, что на обратном пути он их получит. Но по возвращению правителя брахман, запершись в доме, сжег себя, свою семью вместе с домом. Сдирая с себя куски кожи и бросая их в огонь, несчастный брахман восклицал: «Вот тебе жемчуга!». Поскольку нет тяжелее вины, чем загубить жизнь брахмана, с князем начались уже знакомые неприятности: еда его превращалась в клубок червей, а питье в кровь.

Другой брахман Кишан Дасс Пайхари, живший в Наггаре, подсказал единственный выход из такой ситуации: отдать все княжество богу Раме. Его ученик Дамодар из Сукета в 1651 г. привез в долину статую Рамы, украденную в одном из храмов в далекой Айодхье, на родине этого бога. Князь Джагат Сингх провозгласил Раму правителем Куллу, водрузив его статую на собственный трон. Княжеская же династия продолжала рассмат­ривать себя лишь в качестве наместников, управляющих долиной по поручению бога.

Отели Гималаев

В Гималаях есть отели разных ценовых категорий. Большой выбор гостиниц от 2* до 5* есть в Дарджилинге и на популярных горнолыжных курортах. Небольшой домик без удобств, с вентилятором вместо кондиционера обойдется от 1100 INR в сутки на двоих. «Трешка» будет стоить около 3500-4200 INR в сутки за номер на двоих, а отели категории 5* — от 7000 INR в сутки.

В Гималаях, особенно в его религиозных кварталах, популярны ашрамы. Это приюты для паломников, похожие на очень аскетичные хостелы. Условия там довольно спартанские, часто в комнате на несколько человек есть только кровати и один душ на всех (если повезет, будет вентилятор). Проживание стоит очень дешево, а иногда в ашраме можно пожить бесплатно за помощь по хозяйству или добровольное пожертвование.

Чангтан

Самая большая северо-западная часть «стола» Тибета — Чангтан — покрыта узором из синих озер среди бежевой и терракотовой безжизненной пустыни. Здесь до сих пор нет ни городов, ни людей. Попасть вглубь Чангтана ничуть не легче, чем в Антарктиду. Только одна дорога из Уйгурии в Лхасу (Западно-Тибетское шоссе) пересекает край этой обширной области. Это одно из самых негостеприимных мест на Земле, но тем оно и привлекательно: множество диких животных, которых на плоских до горизонта равнинах легко рассмотреть даже с дороги, и потрясающее и неповторимое небо, какое невозможно забыть никогда.

Куньлунь

Северный край Чангтана (и Тибета) — похожая на обрыв и не менее длинная, чем Гималаи, цепь Куньлуня. Это высокие и очень сухие горы. Люди в них не живут. Поселки и города начинаются уже на равнине в оазисах Уйгурии.

Гора Юйчжу или Соб Гангри – пик в горной системе Куньлунь

Кемпинг на коре вокруг священной горы Амнье Мачен в Амдо / провинция Цинхай на карте КНР

К востоку Куньлунь не понижается, но становится зеленее, и там, где его пересекает железная дорога на Лхасу, он очень живописен, хотя все еще суров. А по южному краю проходит новая автомобильная дорога по югу провинции Цинхай. Географически она уже на высотах Тибета, но попасть сюда во много раз проще, чем в Лхасу. Путешественники-велосипедисты в последние годы используют эту живописную дорогу вместо коридора Хэси, чтобы из Центральной Азии попасть в равнинный Китай.

Восточный Тибет

Края Тибета под собственной огромной тяжестью неминуемо разрушаются. С севера и юга их удерживают Куньлунь и Гималаи, но с востока ничего такого нет, и гигантские блоки медленно откалываются. Сначала это почти незаметно, только появляются гигантские долины великих рек, разделенные высокими хребтами, но ближе к краю вырастает совершенно неописуемый мир, состоящий из разбросанных в беспорядке долин и плато.

На каждом плато находится обособленнная, как будто игрушечная страна — с городами, деревнями, лесами, полями и озерами. Бешеные полноводные реки прокладывают себе пути между ними. Появляются глубочайшие ущелья. До середины ХХ века эти затерянные части были почти обособленными, и до сих пор два соседних плато — рукой подать — могут населять разные народы.

Это самая живописная часть «стола» Тибета — Кхам и Сычуаньские Альпы. Из космоса «звездочки» снега на высочайших хребтах чередуются глубокими лесистыми ущельями.

Сычуаньские Альпы (Сино-Тибетские горы или Хэндуаньшань)

Сычуаньские Альпы называют страной высоких вершин и глубоких ущелий. Это удивительные горы. Казалось бы, до населенных мест — рукой подать, и Земля изучена подробнее некуда, но здесь до сих пор наносят на карту новые вершины. Дело в том, что в Сычуаньских Альпах на востоке Тибета высочайшие пики чередуются крутыми, до трех километров глубиной, непроходимыми долинами. Великие реки Азии здесь сближаются и текут всего в нескольких десятках километров одна от другой.

Гора Сыгунян (тиб. Кулаи) или Гора Четырех Сестер, Нгава, Амдо

Склоны и ледники суровостью похожи на Гималайские. Хотя горы не стоят сплошной стеной и путь через них из Китая в Тибет по расстоянию самый короткий, но он же из-за хаоса непроходимых ущелий — самый сложный и красивый.

Изюминка этих неприступных лабиринтов (за исключением их существования вообще) самое высокое в Азии разнообразие животных и птиц. А чуть южнее в провинции Юньнань — всемирно известные пороги ущелья Прыгающего Тигра, где от одних взглядов (с безопасной площадки!) на клокочущую воду сердце замирает.

Горные лыжи

В Гималаях есть несколько горнолыжных курортов. По уровню сервиса с европейскими их не сравнить, но самое главное — необходимый минимум услуг и шикарные горные пейзажи — здесь есть. Пункты проката снаряжения есть практически везде, полный комплект обойдется примерно в 1400-1750 INR в сутки.

Самый популярный горнолыжный курорт в Гималаях — Гулмарг. Он больше всех остальных соответствует европейским стандартам, а внешне похож на швейцарскую деревню середины прошлого века. Здесь есть пункты проката снаряжения, несколько подъемников, около 15 км трасс и отличный лесной фрирайд.

Аули — еще один популярный гималайский горнолыжный курорт. Местные трассы считаются лучшими в регионе (всего около 10 км). Есть снежные пушки, горнолыжные школы для новичков и пологие трассы для них же. Курорт в целом более ориентирован на начинающих спортсменов, опытным здесь будет довольно скучно.

Соланг — горнолыжный курорт в 22 км от города Манали. Здесь есть трассы как для новичков, так и для экстремалов (одна «черная трасса»), туристы отмечают высокий профессионализм инструкторов.

Нарканда — очень живописный курорт в окружении хвойного леса, расположен неподалеку от Шимлы, единственный недостаток — очень мало места.

Куфри — самый старый горнолыжный курорт в Индии. Зимой там центр горнолыжного спорта, летом — треккинга и хайкинга, так как неподалеку от Куфри располагаются целых два национальных парка: Парк гималайской природы и Туристический парк Индиры.

Гималаи

Центральный, Южный и Северо-Восточный Тибет

Мимо поезда в Лхасу проносятся бесконечные зеленые луга с яками и антилопами, а горы почти весь путь еле видны в дымке на горизонте. В траве так много воды, что то и дело отражается небо. Утекать ей некуда: под землей скрыта вечная мерзлота, и получается нечто среднее между лугом и болотом. Но постепенно вода все-таки стекает. Сначала прозрачные ручьи сливаются друг с другом, и из них, как из рукава волшебника, появляются великие азиатские реки: Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Салуин и Брахмапутра. Такой ландшафт занимает всю среднюю часть Тибета от Гималаев до Наньшаня. Населенные и всемирно известные места Тибета находятся именно здесь. Хотя населенные — это не значит, что здесь много людей, за городом так и вообще не увидишь.

Гималаи

Высокому плато — высокие границы. Сплошная цепь Гималаев длинной дугой охватывает Тибет с юга. Но великие реки Азии постепенно проточили эту преграду, так что высочайшие горы мира, как ни странно, не являются водоразделом.

Раньше на месте Тибета была просто равнина с небольшими горами. Сравнительно недавно Индостанская плита с юга приблизилась и стала подползать под Евразийскую. От этого Тибет поднялся на заоблачную высоту. Тогда же стали расти и высочайшие горы мира — Гималаи. Это было уже на веку мамонтов. Гималаи увеличиваются до сих пор, порождая землетрясения, горячие источники и выход радона из недр на поверхность.

Дороги в Гималаях в У Цанге, Центральный Тибет / юг Тибетского Автономного Района на карте КНР

Тот, кто видел величественные пики Гималаев со стороны Индии и Непала, не может сдержать удивления, посмотрев на них из Тибета. Горы все еще высокие и льдистые, но как будто многокилометровые подножья с роскошными лесами кто-то спрятал, и остались только холодные вершины. «На следующий день, достигнув вершины перевала, мы с удивлением обнаружили, что никакого спуска нет. Казалось, мы смотрим в бесконечность, и пересечь ее невозможно. Нигде не наблюдалось никаких признаков жизни, только холодный ветер гнал поземку», — описывается перевал через Гималаи в книге «Семь лет в Тибете». Это и в самом деле так воспринимается.

Трансгималаи (Гандисышань)

Горная система, в которой находится Кайлас — священная гора четырех религий, обречена на мировую известность. Трансгималаи — это несколько хребтов к северу от Гималаев, которые вытянуты в том же направлении — с запада на восток. К северу от них — высокие морозные пустыни Чангтана, а к югу, ближе к Гималаям и границе с Непалом — более низкие и населенные места, но даже там жизнь тибетских пастухов трудна и аскетична. Суровый климат не останавливает тысячи паломников, которые приезжают, чтобы совершить кору — ритуальный обход вокруг Кайласа.

Пик Кайласа – горная система Трансгималаи или Гандисышань

Индуисты считают, что на Кайласе живет Шива и с этой горы стекают четыре великие реки. Это некоторое преувеличение: вся вода с вершины Кайласа течет только в Сатледж через озеро Ланга-Цо. Остальные три реки, хотя и проходят относительно близко, берут свое питание с других пиков Трансгималаев.

Хребет Тангла

Снежные вершины шеститысячного хребта Тангла делят Тибет на северную и южную половины. По нему же проходит административная граница между Тибетским Автономным Районом (к югу) и провинцией Цинхай (к северу), и тибетцы по обе стороны хребта настолько различаются, что даже говорят на разных диалектах. Хотя хребет не выглядит очень большим и во многих местах его нетрудно пересечь, именно здесь — высшая точка железной дороги в Лхасу (5231 м), и выше в мире еще нет. Легче всего почувствовать себя в открытом космосе, просто выйдя из машины по дороге в Лхасу на перевале Тангла. Пары минут — достаточно.

NB: Часть этой дороги на Лхасу до хребта Тангла, тогда еще пешей, хорошо описана Н.М. Пржевальским в книге «Путешествия к Лобнору и на Тибет»

Вид на хребет Тангла из окна поезда в Лхасу

Наньшань (Цилянь или Циляньшань) 

На северо-востоке Тибет вроде бы заканчивается обширной пустыней в Цайдамской впадине. Здесь проходил главный путь в Тибет из Китая и Монголии, а сейчас построены шоссе и железная дорога. Но нет, к северу вздымаются еще последние горы Тибета — Наньшань. Они необычно зелены. В них можно увидеть и степи, как в Тибете, и еловые леса. А главное — ландшафты Чжанъе-Данься, которыми эти горы всемирно знамениты. Это естественные почти радужные полосы разноцветных пород, покрывающие десятки километров гор. Чувствуешь себя будто в гигантском калейдоскопе. За Наньшанем — уже равнина.

Поход в горах Циляньшань, Амдо / север провинции Цинхай на карте КНР

Долина Куллу, священная земля древности

Первые упоминания о долине Куллу встречаются в древних текстах Рамаяны, Махабхараты и древних пуран. Название Куллу (Kullu) происходит от слова Кулантхапитха («Kulant Peeth»), что означает «конец обитаемого мира». Согласно древним легендам, во времена Великого Потопа бог-хранитель Вишну, обратившийся в золотую рыбку Матсью, спас лишь отшельника Ману. Тот сохранил для будущих поколений нетлен­ные святые книги Веды и стал прародителем всего последующего челове­чества.

Ману, посетив долину, не смог преодолеть перевал Рохтанг («перевал Костей»). Последнее поселение на своём пути он назвал Кулантхапитха, которое затем трансформировалось в Куллу. Долина Куллу хорошо известна и под другим названием. Благодаря многочисленным местам паломничества для индуистов, буддистов и сикхов это священное место Индии стало известно как «Дев Бхуми» или «Долина Богов».

Трижды долину посещали герои «Махабхараты» братья Пандавы. Первое из этих посещений закончилось женитьбой силача Бхимы на сестре убитого им местного демона. Во время второго визита пандавский стратег Арджуна вступил в схватку с богом Шивой за магическое оружие пашу­патишастра, принадлежавшее богу неба и грома Индре. Совершая последнее паломничество уже вместе со своей коллективной женой Драупади, Пандавы один за другим освободились от плоти, а старший из них Юдхиштира «увидел свет правды и узнал, что есть тень, а что реальность и достиг сварги (небес)». Помимо этих форм духовной жизни они научились выращивать рис на необычайно большой высоте — в местечке Пандара-ка-Ропа (3658 метров над уровнем моря).

В долине с древних времен существовало самостоятельное княжество, известное как Кулута. Оно было основано в I веке нашей эры неким Бехангамани Палом. Предки его переселились из далекой Трипуры сначала в Аллахабад-Праяг, а затем выше по течению Ганга — в Майяпури около Харидвара.

В последующих, вполне исторических текстах Куллу упоминается регулярно: в VI веке Ратисена, один из царей династии Чола, посылает свою дочь к приятелю, царю Кулуты; в VII веке Кадамбари подтверждает, что Кулута была вполне независимым государством и т.д. Китайский путешественник VII века Сюань Цзянь описывает страну Киу-ло-то, как богатые и плодородные земли, окружённые неприступными горами. Здесь добывали золото, серебро, красную медь; делали хрустальные линзы и колокольчики.

В этой долине находилась и священная ступа, построенная императором Маурием Ашокой. По преданиям именно на месте постройки святыни сам Будда проповедовал местным жителям. Один из владык Великих Моголов увёз ступу, поместив её в Фероз Шах Котла Майдан. Когда-то это была могущественная крепость и пятый город-предшественник современного Дели, который был основан в 1354 году. Сегодня это, скорее, руины и остатки былого величия.

Благодаря своей удалённости и уединению эти области сохранили неповторимое очарование и самобытность. Лишь с обретением Индией независимости труднодоступные районы Куллу получили доступ к основным автомагистралям. В настоящее время строительство дороги через долину полностью завершено, что позволило соединить северные равнинные земли с городом Лех в Ладакхе.

Кухня и рестораны Гималаев

В Гималаях распространена тибетская кухня. Она гораздо менее острая, чем на юге Индии, и в ней больше мяса, хотя вегетарианские блюда тоже присутствуют. Самые популярные кушанья, которые можно найти практически в каждом кафе и ресторане — чоуман (макароны с овощами и мясом), момо (пельмени на пару с разными мясными и овощными начинками) и тухпа (суп на бараньем бульоне с макаронами, овощами и мясом). Здесь много готовят в тандуре — земляной печи без крышки. В основном это простая крестьянская еда: мясо или птица обжаривается на вертеле, а потом допекается в тандуре в специальных хлебных лепешках, которым тандур обкладывают изнутри.

Важное значение имеет сезон. В Гималаях эта сезонность особенная и связана с религией и другими древними традициями

В сезон дождей здесь не найти блюд с орехами, после плотного обеда нужно есть манго, а летом здесь не едят мясо и рыбу. Впрочем, последнее легко объяснимо: холодильники до сих пор есть далеко не в каждом доме, а портится мясо на жаре очень быстро.

Зимой здесь едят масло и орехи, а также «китчери» — смесь риса, черного гороха и бобов с добавлением топленого масла. Это калорийное блюдо помогает не замерзнуть в холода.

В Гималаях культ полезной еды. Например, считается, что манговый суп не только улучшает кровообращение, но и увеличивает сексуальное желание, халва — почти благословение богов, а напиток из цветов родо (гималайские рододендроны) привносит в тело и душу гармонию.

Развлечения и достопримечательности

В Гималаях интересны прежде всего древние храмы и природные достопримечательности. Более всего известны Ладакх, город ашрамов Ришикеш и Харидвар, один их семи сакральных городов. Стоят внимания высокогорные храмы Шивы и Вишну в Кедарнатхе и Бадринатхе, долина Кашмиров и, конечно, Шамбала с тибетскими монастырями.

Также популярны экскурсии к Золотому храму в Амритсар, окруженному «водоемом бессмертия», поездки в штат Сикким к подножью священной Аннапурны и к другим буддистским святыням.

В Гималаях много школ йоги, медитации и боевых искусств. Везде есть краткосрочные курсы и даже разовые абонементы.

Знакомство с Гималаями часто начинается со столицы штата Химчал-Прадеш — городка Шимла. Его называют «самой модной деревней в Гималаях»: здесь стоит посетить дворец вице-короля Британии (сегодня там располагается музей), центральную площадь с собором Христа и главную торговую улицу, где можно купить шарфы и шали из тонкой шерсти, сари и другую национальную одежду и блестки для украшения лба.

Одно из самых загадочных мест в Гималаях — Шринагар. Все его тайны связаны с усыпальницей Розбал — согласно историческим исследованиям (большей частью сомнительным), там лежит тело Иисуса, причем многие местные в это искренне верят. Кроме этого, город известен доиками — лодками на озере Дал, близостью горнолыжного курорта Гульмарг и очень качественными шерстяными изделиями в местных магазинах и на рынках.

Дарджилингская гималайская железная дорога – один из самых интересных аттракционов в Гималаях. Она больше известна здесь под названием «Игрушечный поезд». Дорога была построена в 1881 г., и с тех пор по узкой 60-сантиметровой колее на высоту 2000 м над уровнем моря ходит маленький поезд. Конечная станция – Гхум (высота 2257 м), путь пролегает мимо чайных плантаций и других местных красот. С железнодорожного кольца конечной станции открывается шикарный вид на окрестности.

Дорога к Гималаям

Природные достопримечательности

В Гималаях очень интересные национальные парки — Нанда-Деви и Долина цветов в Западных Гималаях, которые находятся под охраной ЮНЕСКО. Эти два парка расположены рядом и считаются одними из самых живописных в Гималаях. Ландшафты здесь действительно впечатляют: ледники на горных вершинах, альпийские луга, исток реки Ганг, которая протекает через весь заповедник Нанда-Деви, и разнообразный растительный и животный мир. Здесь обитают редкие животные, например, снежный барс и голубой баран.

Самая известная достопримечательность нацпарка — озеро Рооклунд, оно же Озеро скелетов. Свое зловещее название оно получило после того, как на дне озера обнаружили множество человеческих скелетов. Считается, что этих людей убило градом во время подъема на вершину.

Гималаи и Рерих

Гималаи вдохновляли и продолжают вдохновлять художников, режиссеров, музыкантов и просто творчески настроенных людей. Великий русский художник и мистик Николай Константинович Рерих в своей экспедиции в 30-х годах 20 в. не только побывал в индийских Гималаях и изобразил увиденное на картинах, но даже основал Институт Гималайских исследований в Америке. Более того, последние годы жизни художника прошли в долине Куллу в штате Химачал-Прадеш. Сейчас там, в Нагаре (пригород города Манали) находится дом-музей живописца. Там сохранилась обстановка, в которой семья Рерихов жила 20 лет, личный автомобиль Николая Константиновича и некоторые из его картин.

Долина Куллу известна не только усадьбой Рериха. Этот регион называют индийской Швейцарией: здесь растут хвойные леса, а в Манали расположен Центр тибетской медицины, где можно пройти диагностику у лучших местных врачей и поправить здоровье.

Древняя столица Спити – Данкар

В 9 веке на территории Долины Спити было образовано поселение Данкар. В 10 веке на вершине горы был построен одноименный монастырь. Раньше Данкар был столицей Спити. Сегодня здесь проживают 160 лам. Данкар Гомпа окружен скалистыми горами, меняющими цвет в зависимости от положения солнца. Этот эффект производит незабываемое впечатление.

Монастырь Данкар находится в одном из самых красивых мест в долине Спити, на высоте 4000 метра над уровнем моря. Этот тибетский монастырь буквально приклеен к скалам причудливой формы. А с его крыши открываются потрясающий вид на окружающие горы и на ущелье.

Старое здание монастыря невелико, но здесь есть хорошо сохранившаяся редкая статуя Будды Вайрочаны (четыре фигуры этого Будды сидят спинами друг к другу), а также собрание манускриптов, многим из которых более тысячи лет. Когда прикасаешься к этим манускриптам, появляется ощущение, что ты касаешься вечности.

Путешественники всегда могут отдохнуть в небольшом дворике монастыря.

В нескольких километрах вверх по горе расположено озеро Данкар. Здесь, у водной глади, среди снежных вершин, теряют значимость многие проблемы, казавшиеся столь важными где-то там внизу.

Погода в Гималаях

Погода в Гималаях зависит от высоты горных массивов — чем выше, тем холоднее. На высоте 2000-2300 м над уровнем моря зимой температура воздуха колеблется от −4 до +8 °С, летом — в среднем +18…+24 °С, иногда бывает жарко, до +23…+30 °С.

Самое подходящее время для поездки — с мая по июль и сентябрь-октябрь. В это время стоит сухая, солнечная, достаточно теплая и комфортная погода для прогулок. В июле и августе тоже тепло, но в это время сюда приходят дожди и туманы, высокая облачность, так что полюбоваться горными пейзажами получится вряд ли.
Зимой в Гималаях холодно и ветрено, снегом заметает все дороги, и путешествовать становится проблематично.

Монастырь Табо

Знаменитый монастырь Табо является «домом тысячи тханок». Он был построен в 8 веке и является одним из старейших буддистских монастырей тибетской традиции. Табо знаменит своими фресками, орнаментом и фигурами из смеси глины и алебастра. В монастыре запрещены фото- и видеосъемка. В этом месте проходило посвящение в Калачакру («Колесо времени») – сакральный тибетский ритуал, проводимый Далай-Ламой.

К северу от монастыря расположены несколько пещер для медитации и ретритов (медитативные практики в полном уединении). Во время туристического сезона практикующих монахов в пещерах нет. Но выпадет снег, закроются горные перевалы, и пещеры снова обретут своих хозяев. Монахи уходят в ретрит на разные сроки – на месяц, два, три, на полгода. Есть и те, кто проводят в уединении целые годы. Правда, для этого выбираются более труднодоступные пещеры.

Этот безумно красивый край спрятан от цивилизации горами и снегами. Обнаженные горы, лишенные растительности, и лунные пейзажи.

В этом месте энергия и мощь природы ощущаются на физическом уровне. Когда-то в этот горный заснеженный край организовывал свои экспедиции знаменитый русский художник, писатель, мистик и путешественник Николай Рерих.

Далай-Лама 14 избрал Табо своим последним пристанищем. Ступа с его телом также будет находиться в этой обители. Эти удивительные места будут привлекать к себе еще не одно поколение любителей горных вершин, чистого воздуха и неповторимых тибетских традиций.

Мифы и легенды долины Куллу

В километре от городка разместился медитационный центр йоги; в четырех километрах — храм Деви Джаганнатхи на высоте 1,5 тыс. метров, от которого открывается великолепная панорама города и Беаса с долиной. А в 4 км к северо-востоку от Кулу находится пещерное святилище Вайшно Деви.

В трех километрах от города находится еще один семейный храм князей. Он посвящен Неоли-рани, старшей жене одного из князей, оказавшейся бездетной. Убедившись в этом, раджа взял молодую жену из раджпутского клана Чауханов. Когда та забеременела, старшая княгиня предсказала, что родится девочка, которая умрет. Так и случилось. В следующий раз Неоли-рани напророчила рождение мальчика, которому тоже суждено умереть. И это пророчество исполнилось. После этого молодой княгине было нетрудно убедить мужа в том, что его первая жена — нату­ральная ведьма, от которой необходимо срочно избавиться.

Вместе со слугой и служанкой Неоли-рани отвезли в долину Рамгхар недалеко от Манди, куда по ночам приходил великан-людоед. Как только он появился, находчивая княгиня надрезала палец и окропила руку людоеда собственной кровью, побратавшись с ним таким образом. «Теперь я не могу тебя съесть, так как мы брат и сестра», — сказал великан и отбыл восвояси. Обнаружив наутро живую и невредимую жену с челядью, князь приказал закопать ее живьем. Но и это не смутило рани. Она ответила: «Если ты закопаешь меня на 12 лет, я все равно останусь жива». Поколебавшись, князь исполнил, однако, свою угрозу.

Прошло несколько лет, и к правителю Куллу явился сам бог Джахани-махадео. Он подтвердил, что если откопать покойницу через 12 лет, то она действительно выйдет из могилы живой. Тогда люди станут молиться Неоли-рани как богине и никто не будет поклоняться самому Джахани. Чтобы устранить конкурентку, бог предложил копать через десять, а не двенадцать лет. Так и поступили. Неоли-рани была мертва, но продолжала являться мужу во сне. Как только он подносил ко рту еду, она кишела муравьями; как только принимался пить — вода обращалась в кровь. Перепуганный князь возвел убиенную супругу в ранг богини и выстроил храм в ее честь. После этого она в последний раз явилась ему во сне и объяснила, что если князь ежеутренне будет являться в ее храм и причащаться освященной водой, то кошмары с питанием прекратятся.

Алтарная статуя Неоли-рани дополняется статуями ее слуги и служанки, установленными по обеим сторонам от входа в храм.

Периодически княгиня через своего гура (хранителя) «выражает пожелание» посетить свой старый дворец. Тогда статую на несколько дней переносят в княжескую гостиную.

Продолжение, долина Куллу, часть 2.

Крупнейший монастырь долины – Ки

Буддизм принес в Спити индийский проповедник Падмасамбхава, который в 8-м веке шел через долину в Тибет. Буддизм здесь сохранился до сегодняшнего дня в своем первозданном виде. Монастыри – одни из древнейших святынь буддизма, сохранившихся до наших дней.

Самый большой из них – монастырь Ки, в современном виде был построен в 12-14 веках, расположен на высоте 4116 м.

Рассказывают, что почти тысячу лет назад в этом месте был основан небольшой монастырь. Впоследствии он не раз перестраивался, переходил от одной школы к другой, и только в 16 веке попал под влияние школы Гелуг-па, к которой принадлежит и Далай-Лама.

Традиции буддистской религии этой местности сходны с тибетской традицией Бон. Тысячу лет назад буддизм подвергался в Тибете гонениям со стороны тибетского правителя, а здесь, в долине Спити, жил и проповедовал Великий учитель – Ринчен Цзампо. Он известен также как переводчик буддистских текстов на тибетский язык. «Великий Переводчик» был основателем множества монастырей. Сегодня он живет в своем очередном воплощении в лице современного настоятеля монастыря, Римпоче Ло Чьен Тука. По значимости монастырь Ки –главный буддистский центр Спити. Ки знаменит своей коллекцией старинных тханок (традиционные тибетские изображения буддийских божеств), оружия и музыкальных инструментов.

Здесь много детей-воспитанников. Примерно тридцать лет назад в окрестных селах была восстановлена старая тибетская традиция – отдавать в монастырь второго сына. Кроме того, в монастырской школе учатся и дети-сироты.

Дети остаются детьми даже в монастырских стенах. В перерывах между заучиванием священных текстов они с упоением играют в футбол.

С крыши монастыря Ки открывается потрясающий вид на долину Спити, реку и снежные вершины окружающих гор.

Начиная с 10-го века Спити, как и Лахол с Занскаром, в течение нескольких столетий были частью западно-тибетского Царства Гуге. Позднее долина перешла в собственность царей Ладакха и стала частью их королевства. В 1847 году Спити была захвачена кашмирскими князьями, а спустя два года перешла во владение Британской Индии. Этот регион всегда поддерживал тесные связи с Тибетом. Когда-то через эту долину проходил один из торговых путей в Лхасу.

Дассера, фестиваль бога Рамы

Ежегодно в храме Рагхунатха проходит главный праздник долины, красочный 7-дневный фестиваль Дассера (Dussehra) (сент. – окт.), посвященный победе Рамы над демоном Раваной, борьба между которыми и служит стержнем сюжета эпоса «Рамаяна». Праздник продолжается в долине ровно неделю, а не десять дней. В отличие от равнины начинается он с опозданием в десятый день растущей луны, день Виджай Дашми, или победы над демонами, когда по всей Индии этот праздник Дассера уже завершается. Здесь нет ни традиционных представлений балетных сцен из «Рамаяны», ни красочного сожжения чучел демона Раваны и его родс­твенников. Дассера в Куллу посвящена гораздо более конкретным сюжетам. Она отмечает верховенство Рамы-Рагхунатха над местными богами, кроме странного Джамлу, а в более философском плане — победу вишнуизма над ранее господствовавшим в долине нага-шиваизмом, поклонением Шиве и богу-змее Нагу.

В дни Дассеры все боги долины (по разным оценкам — от 150 до 350 девата) прибывают в Кулу, дабы поклониться Раме-Рагхунатху. Лишь святой отшельник Вашиштха, обучавший Раму в дни его отрочества, и непредсказуемый и коварный Джамлу освобождены от этой повинности.

Первой в Кулу прибывает богиня Хадимба из Манали. На ночь она останавливается у моста Рамшила в самом северном конце Акхара-базара. На следующий день князь с утра засылает к ней гонцов и приглашает во дворец. К вечеру здесь собираются все девата долины. Первой на паланкине в сопровождении оркестра прибывает богиня Трипура Сундари (Дурга) из городка Наггар. За ней, предшествуемая еще одним оркестром и раздетым по пояс и неимоверно обросшим гуром (хранителем), появляется Хадимба-деви. Ее поклонники подбрасывают вверх ягненка и затем ловят его.

После торжественного приема князем всех девата паланкины с их статуями направляются в храм Рагхунатха и затем сопровождают этого бога через весь город на центральную площадь Дхалпур. Перед бронзовой статуей Рагхунатха, установленной на трехосной деревянной колеснице, шествует князь в парадной форме. Прибыв на майдан, деревенские боги по очереди кланяются своему повелителю. По окончанию этой церемонии Рагхунатха ставят на колесницу и под предводительством князя тащат на веревках в противоположный конец площади, где для каждого бога устраивается собственный алтарь-бивак. Перетягивание Рагхунатха на канатах считается одним из самых благостных обрядов долины.

Затем приходит черед поклонения верующих, которое происходит в форме танцев и песен. Местные танцы — натти, подразделяемые на 14 видов (медленные ласья, быстрые тандава, чандраули, сопровождающий колесницу Рагхунатха во время Дассеры, лудди и бантхара, изображающие танцы Кришны с пастушками и т.п.) могут продолжаться часами. Во время современных конкурсов на Дассеру танцорам отводят, однако, лишь по десять минут. Инструменты местного оркестра включают трубу — шахнаи, барабаны дхол, нагара или дхолак, флейту-карнал и тарелку-бхана, причем возглавляет оркестр трубач. В последующие дни устраиваются парады богов, торжественно переносимых по площади. Регулярно проводятся соревнования борцов, а по ночам — шествия с лампами и факелами.

Колесница стоит на майдане до самого конца праздника. В его предпоследний день устраивается девата-дарбар, или прием богов. Во время него мудрецы-брахманы излагают внимающим толпам прогноз на следующий год, продиктованный самими богами. Заканчивается Дассера сожжением травы, символизирующим Ланка-дахаг, или покорение Шри-Ланки принцем Рамой. В качестве компромисса между вегетарианским Рагхунатхом и кровожадными деревенскими девата, явно тяготеющими к богу Шиве, князь приносит «пятерную жертву» его супруге Дурге. Богине жертвуют буйвола, козу, петуха, рыбу и речного краба, причем буйвола князь должен забить мечом с одного удара, что требует немалых усилий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стиль жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: