Паломничество к Храмам
Когда Будда оставил этот мир, резонанс его учения распространился по всему миру и стал религией. Люди стали возводить Просветленному величественные храмы и статуи.
И в наше время число последователей учения растет и соответственно желающих поклониться Великому Будде и посетить места жизнедеятельности учителя тоже. Пожалуй, самым привлекательным является место Просветления Будды – дерево Бодхи.
В соответствии с буддийской традицией около 500 г. до н. э. принц Сиддхартха Гаутама, странствующий как монах, достиг берегов реки Фалгу около города Гая. Там он расположился для медитации под деревом Бодхи.
После трёх дней и трёх ночей медитации он добился просветления и нашёл ответы на все вопросы, которые у него были.
После этого он провёл семь недель в медитациях, закрепляя свой опыт просветления. Далее он направился в Сарнатх, где стал обучать людей буддизму.
Как называется буддийский храм
Храм Будды может иметь разные названия: дацан, или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.
В том случае, если храм называют по местности или в честь основателей, то в названии присутствует тэра или дэра. Например, Асука-дэра так называется в связи с тем, что храм расположен на равнине Асука. А Татибана-дэра является храмом рода Татибана.
Если же в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется дзи. Например: Якусидзи – храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси.
Дополнительное название гаран применяют для обозначения древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище».
Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.
Храм буддизма штата Махараштра
Все паломники разные
В последнее время из уст священников и церковных людей слышится пренебрежительный термин – православный туризм, мол, катаются туда-сюда без толку, а надо все правильно делать. Правильным, по их понятиям, означает одеться в длинные юбки до пят, на всех службах побывать, ходить с грустным видом, не расставаться с молитвословом и т. п. Молитва – это самое главное для христианина, но нельзя ему регламентировать свое вдохновение или духовное озарение. Если у человека получается молиться в конкретном монастыре – слава Богу, если в этот момент ему хочется побыть одному, осмотреть обитель, то это его право проводить паломничество так, как он считает нужным, и в таком состоянии, в каком он пришел. В чужой монастырь со своим уставом не ходят, точно так же душу человеческую может понять только сам человек и Бог, и никто иной.
В древних традициях паломничеством вообще считалась поездка более 10 дней, но тогда и время было другое. В нашем стремительном мире и один день, который человек посвятит духовному, стоит многого, и это нужно ценить и уважать. Французское слово туризм (от tour (прогулка, поездка)) означает путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха в познавательных целях. А что может быть лучше, когда работающий человек, мирянин, свой выходной день посвятит не походам по магазинам и валянию на диване у телевизора, а узнает о новом монастыре и хотя бы несколько раз искренно помолится и попросит Бога о своем личном? На мой взгляд, нужно с уважением относиться ко всякому отправляющемуся в паломничество, даже если он еще достиг какого-то понимания тех вещей, которые понятны инокам или людям, многие годы находящимся в Церкви.
Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность были связаны со святынями, предложенными в паломническом маршруте. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые находят здесь себе духовников.
Часто людей приводят к подобным путешествиям эстетическое чувство и любовь к архитектуре, истории, в частности церковной, а какими они вернутся – удовлетворившими свое любопытство экскурсантами или укрепившимися в вере православными христианами, – зависит от того, что с ними произошло во время посещения святыни. Откроются сердце и ум к восприятию слова Божия или останутся они закрытыми – в этом тайна каждого человека. Православное паломничество может мягко и гармонично сочетать и светские, и духовные интересы. Его трудно назвать отдыхом для тела, но можно назвать отдыхом для души.
10 Каньон Фиш-Ривер
На юге Намибии расположился один из самых глубоких каньонов в мире — Фиш-Ривер. Он является самым большим на африканском континенте и ежегодно привлекает в регион огромное число туристов. В 1962 году правительство страны признало его Национальным памятником. Глубина каньона составляет порядка 550 метров, что и ставит его на 10-ю строчку данного рейтинга.
Каньон Фиш-Ривер поражает своим величием. Протяженность его около 160 км, а ширина аж 27 км. По обеим сторонам лишь бескрайние пустыни Намиб и Калахари. Самый популярный пешеходный маршрут имеет протяженность 90 км и занимает пять дней в пути. Причём, четкой дороги нет, каждый сам выбирает себе маршрут, главная рекомендация, следовать вдоль русла реки.
На территории для посетителей предусмотрены удобные столы со скамейками под навесом. Тут можно спрятаться от жары и перекусить наслаждаясь бескрайними просторами этого чуда природы. Свои же особые краски каньон обретает в первые после рассветные часы. Но будьте готовы к тому, что это развлечение для настоящих экстремалов. Так, дикие горные тропы, изнурительная жара, отсутствие привычной сотовой связи и благ цивилизации, таят в себе серьезную опасность для неподготовленного человека. Лишь в туристическом районе Ай-Айс можно снять номер в гостинице и насладиться шикарными горячими источниками.
3 Колка
Каньон Колка — ещё одно природное чудо света Перу. Его масштабы просто поражают, а по глубине он занимает вообще третье место в мире. Так, это значение составляет 3400 м. В длину ущелье же тянется на почти 100 км.
Ландшафт каньона позволяет осуществлять на нем сельскохозяйственную деятельность уже не одну тысячу лет. Так, склоны имеют хороший наклон, поэтому тут широко распространена система ступенчатых террас. А почва достаточно плодородна для выращивания большого спектра с/х культур. При этом, сохранившиеся до наших времен жилища инков, фермеры используют в качестве сараев для скота и урожая.
Туристов же каньон Колка привлекает уникальной природой и её обитателями, а также местной культурой и традициями. К примеру, со смотровой площадки «Крус-дель-Кондор» открывается уникальный вид на «хозяев Анд». Именно так называют самых крупных птиц на планете местные жители — кондоров. Они охраняются государством уже много лет. В районе же Сангайе, есть место, напоминающие оазис с кристально чистой водой и пальмами, а климат максимально приближен к тропическому. Добраться до него можно лишь совершив пешую 3-х часовую прогулку.
Wat Arun — Храм Утренней Зари в Бангококе
Wat Arun — Храм Утренней Зари в Бангококе
Wat Arun или Храм Утренней Зари — это самый популярный у туристов храм в Бангкоке. Его изображения вы можете встретить на открытках, магнитиках, футболках и так далее. Храм Утренней Зари в Бангкоке находится на противоположном берегу реки Чаопхрайя от Великого Дворца и Wat Pho. Вы можете пересечь реку за несколько бат на пароме, который ходит раз в 10-15 минут. Полное название этого храма Wat Arun Ratchawararam Ratchawaramahawihan.
Центром сооружения является Пранг — башня в стиле кхмерской архитектуры, а по краям чуть меньшие башни. Наружные стены башен покрыты керамикой и это очень красиво. Также можно подняться на второй уровень главной башни по лестницам. Они довольно крутые, но подняться можно. Вам откроется потрясающий вид на все стороны.
Вход в храм платный — 50 бат.
Кто чаще путешествовал?
Важно отметить, что путешествия были гораздо более распространены среди людей, находящихся наверху социальной лестницы. Король и его придворные почти постоянно находились в движении: они объезжали владения, собирая подати и налоги
Помимо личных коронных земель государь также мог посещать своих вельмож. Правда, такие визиты не всегда были желанными, поскольку обходились хозяину дорого, ведь приходилось на недели размещать, развлекать и кормить высокопоставленных придворных.
Много путешествовали и духовные лица. Архиепископы и епископы ездили в резиденцию Папы и обратно, посещали разные приходы внутри своих епархий. Священнослужители много разъезжали по делам своего «начальства». Было также много странствующих проповедников и монахов.
Архитектура буддийских храмов и монастырей
Что означает быть буддистом? Если объяснить с точки зрения этого религиозного учения, то быть буддистом – это искать прибежища у «Трех Сокровищ». «Три сокровища» – это Будда, его учение и община, образовавшаяся вокруг этого учения. Строение спроектировано таким образом, чтобы воплощать все «Три Сокровища». Они представлены все в одном месте, но при этом разделены на части, каждая из которых несет свою смысловую и религиозную нагрузку.
Храм Махабодхи
Буддийский храм – это священная комплексная постройка, представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, беспокоящих это святое место – посторонние звуки, зрелища, запахи и другие влияния. Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота.
В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды (Будда Шакьямуни, сострадательный Амитабха и др.) – вышитые, рисованные, в виде скульптур. В том же помещении могут находиться любые изображения разных почитаемых существ, бодхисаттв.
Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни. Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды.
С VIII столетия появляются ками – места для почитания «родных богов». Их размещают как на территории храма, так и за ее пределами. Богов почитают как защитников храма.
В общину храма входят монахи, их ученики и миряне, временно поселившиеся в галереях.
Монастырь Таванг
Восхождение и продвижение
Паломничество – неотъемлемая часть духовной жизни христианина, да и религиозного человека вообще. Многие знают, что нынешнее слово паломник произошло от старого слова пальмовник, что в свою очередь стало производным от латинского palma – «пальма». На протяжении многих веков христианства самым важным паломничеством являлось паломничество в Святую землю, а пальмовая ветвь всегда была символом встречи Христа, согласно евангельскому повествованию, встречи Господа жителями Иерусалима. В древнем Израиле также осуществлялись массовые паломничества евреев в Иерусалимский храм по случаю больших праздников. Самым длинным паломничеством, хотя и вынужденным, можно назвать сорокалетнее путешествие Моисея в пустыне на пути к Земле обетованной. Паломничество у евреев на иврите עֲלִיָּה, – алия, буквально «восхождение, продвижение, повышение». Очень интересное значение, в котором соединяются и движение, и возвышение, подъем, как в физическом смысле, так и в духовном. Отправляясь в странствия по святым местам, паломники совершают алию ле-рэгель, рэгель на иврите – «нога». Человек своими ногами должен дойти до святыни, и этот путь в виде духовной работы, порой усталости, помогает верующему человеку доходить до истины. Физическое движение и усталость только отображение внутреннего процесса паломника. Исследователи истории древнерусской литературы выделяют такое слово, как хожение, или хождение – традицию путешествий в страны православного Востока и фиксацией таковых в виде путевых записок, отчетов и воспоминаний. В Западной Европе паломников и странников называли пилигримами. Для всех паломников разных времен и народов смысл путешествия был не в достижении конкретного пункта, а в самом пути, который воспринимался подарком, ниспосланным от Господа.
В какой бы степени мы ни углубились в духовную, религиозную жизнь, на которой бы из ее ступеней ни находились – или в самом начале, или уже живя в интенсивном молитвенном ритме – согласитесь, что этот процесс – всегда движение. Движение по направлению к Богу. Паломничество, путешествие к святыне, является физическим воплощением этого духовного пути и движения. Оставляя всё привычное и понятное нам, ежедневное и обыденное, паломник начинает движение с одной особой целью – чтобы поклониться Богу на особенном месте Его явления, которое называют святым местом.
Красота наших монастырей
Паломничество – христианское название религиозного путешествия, и если мы говорим о паломничестве внутреннем, то соответственно малое путешествие на протяжении одного или нескольких дней. Но малое оно всего лишь в сравнении с большим путешествием по времени и расстоянию, но по сути любое паломничество является большим делом и знаменательной частью жизни отдельного человека. Если кто бывал в Святогорской Лавре и Почаеве, в скальных монастырях Крыма и Буковины, уникальных соборах Одессы и древних храмах Чернигова, тот никогда этого не забудет, такое паломничество останется в его памяти на всю жизнь. Но кроме известных и излюбленных мест паломнических маршрутов сколько существует старинных и новых монастырей, храмов на Полтавщине и Сумщине, на Черкасчине и Киевщине! Даже бывалый паломник, который годами посещает те или иные святыни, не перестает удивляться разнообразию и уникальности православных монастырей и храмов, в изобилии расположенных по всей территории Украины. Многое силами монашествующих восстанавливается и там, где еще вчера было поле или руины, стоят красавцы соборы. Блеск куполов с крестами виден издалека, и звон колоколен раздается на многие километры вокруг. Все это заставляет трепетать душу любого паломника.
4 Котауаси
В Перу одной из самых узнаваемых и популярных природных достопримечательностей является каньон Котауаси. Его глубина составляет 3535 метров. Чтобы насладится красотами ущелья, многочисленные туристы совершают вдоль него пешие прогулки. Экстремалов же здесь привлекает возможность заняться каякингом или скалолазаньем.
Ландшафт местности поражает. Вдоль реки Катауаси находятся традиционные для региона деревушки, андские фермы и террасные поля. Все это тесно переплетается с опаснейшими утесами, зарослями лесов и руинами древних цивилизаций. Одной из самых популярных является наследие империи Инков. При этом, в городе Катауаси есть множество гостиниц и ресторанов на любой вкус и кошелёк. Также никто не запретит разместить палатку в удобном для вас месте.
Каньон находится под защитой местных властей, которое пытается всеми способами сохранить культурное наследие местности и традиционный образ жизни. Флору и фауну здесь также тщательно оберегают. Фермеры разводят лам и овец, выращивают такие сельхозкультуры, как киноа, кукуруза, кивич и другие. Проживающие тут андские кондоры также являются одной из визитных карточек страны.
Архитектурный символизм
Архитектурный облик Боробудура похож на огромную ступу, а его форма – на гигантскую мандалу. Храм стоит на квадратном фундаменте, каждая сторона которого имеет длину 118 метров. 3 верхних яруса имеют круглую форму, а 5 нижних – квадратную. В этой мандале заложены буддийские представления о мироздании. Большую центральную ступу, которая занимает верхний ярус, окружают малые, изящной колокольной формы и с многочисленными украшениями. В ступах находятся барельефы с религиозными сюжетами и более полутысячи статуй Будды.
В храме верующие молятся и семикратно обходят каждый ярус, как движется часовая стрелка. Им необходимо прикоснуться ко всем Буддам в ступах верхнего яруса. По преданию, в этом случае они могут рассчитывать на счастливую жизнь.
Боробудур олицетворяет собой путь каждого буддиста, который хочет получить просветление. Вход в храмовый комплекс находится с восточной стороны. Буддисты подходят к крутым ступеням и устремляют свой внутренний взор в грядущее.
Внизу увидеть вершину Боробудура невозможно. Так было задумано строителями храмового комплекса. До идущих буддистов приходит понимание: если они начали свой духовный путь, то не могут сразу увидеть его конец, а правильно пройти можно только с верой в душе.
Храм оформлен многочисленными резными скульптурами-барельефами. На внутренней части ступ изображены боги. Также можно увидеть застывшего в глубоких раздумьях Будду, который смотрит в сторону долины на копошащихся людей и стремится изменить наш мир. Этим практически одушевленным каменным изваяниям уже более двенадцати столетий.
Свято-Троицкий монастырь
Куда обязательно надо попасть в Дивеево? Этот вопрос интересует очень многих туристов, так как имеется очень много достопримечательностей. Само село, кажется, ориентировано на паломников. Около монастыря расположились продавцы, торгующие тем, что нужно паломникам. При посещении Свято-Троицкого собора в Дивеево женщины обязательно должны быть в платье или юбке, а также с покрытой головой.
Монастырь считается одним из 4 уделов Богородицы. Первый расположен в Грузии, второй – на Святой горе Афон, а третий – в Киево-Печерской лавре. Четвертый собор находится в Дивеево. Перед входом в него имеется большая схема, по которой очень просто ориентироваться. Напротив Троицкого собора возвышается колокольня. Она состоит из 5 ярусов высотой в 70 метров. Именно здесь находятся мощи Серафима Саровского. В Дивеево очень много различных святынь, привлекающих паломников со всего мира.
Правильно заходить на территорию собора именно через колокольню. Место для строительства собора указала Богородица. Землю преподобный Серафим купил на свои собственные деньги, а купчий документ на нее повелел сохранить до тех пор, пока не наступит благодатное время. Возведением собора руководил архитектор Резанов, по проекту которого он и был создан. Он также принимал участие при постройке храма Христа Спасителя в Москве. Именно поэтому многие отмечают определенные сходства между ними.
Изначально он возводился как летний храм, чтобы можно было принимать одновременно большое число паломников в теплое время года. Внутреннее его убранство действительно уникально, так как украшено искусной живописью на огромных холстах, а не на стенах. Основной ценностью собора считается икона Божией Матери «Умиление», перед которой старец Серафим молился всю жизнь. Икона в Дивеево была привезена из Саровских пустынь после телесной смерти преподобного.
Она оформлена золотом и драгоценными камнями. На этой святыне Дева Мария изображена именно в момент Благовещения перед архангелом Гавриилом. Многие паломники приезжают сюда, чтобы поклониться мощам Серафима Саровского в Дивеево, однако для этого нужно выстоять большую очередь.
Внешнее и внутреннее устройство
Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.
Они бывают внешние и внутренние, защищаемые изображениями или статуями животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.
Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.
Внутри главного зала – кодо – вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.
Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан. В храме перемещаются по часовой стрелке. В прямоугольном помещение алтарь находится напротив входа.
Центральное место на нём занимает Будда, окружённый дымящимися благовониями, зажжёнными свечами, образами других знаменитых будд, бодхисаттв и дэвов, подношениями. Как выглядит Учитель, зависит от течения, которому принадлежит храм.
На алтаре есть ящички, в которых хранятся старые священные описания. Для поклоняющихся и монахов в кодо тоже отведено пространство.
Танки на стенах изображают божества. Они выполнены в ярких тонах на шёлковой основе.
Центральный зал часто соединён с лекционным, где послушники собираются, чтобы изучать и декламировать сутры, слушать музыку для медитаций. В других зданиях комплекса располагаются библиотека, жилье членов общины, их столовая.
При входе нужно мысленно поздороваться с божествами и затем, подходя к интересующему образу, складывать руки в молитвенном жесте и кланяться по желанию столько раз, чтобы число поклонов было кратно трём.
При этом, поднося руки ко лбу, просить ясного разума, ко рту – совершенной речи, к груди – любви ко всему живому. Во время посещения нужно позитивно настроиться и усиленно желать избавления от страданий всем в этом нуждающимся.
Фернан Магеллан и Хуан Себастьян де Элькано
Эпоха Великих географический открытий богата на путешественников, но имена Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна де Элькано вписаны в историю золотыми буквами. Именно под их руководством было совершено первое в истории человечества кругосветное плавание, за много веков до того, как появились самолеты, GPS-навигаторы и сайты по бронированию отелей.
Известно, что родился Магеллан в 1480 году в Португалии, и место рождения во многом определило его дальнейшую судьбу. Португальцы открыли морской путь в Индию, и молодые мореплаватели теряли сон и покой, а иногда и жизнь, исследуя далекие восточные земли. Не остался в стороне и Фернан.
Получив опыт дальних странствий и встретившись лицом к лицу с опасностями, Магеллан оказался в Испании, откуда и отправился в большое плавание. Это было 20 сентября 1519 года. Спустя три года только одно судно из пяти вернулось домой, а сам Магеллан был убит туземцами на филиппинском острове Мактан в 1521 году. Дело Магеллана завершил испанец Хуан Себастьян де Элькано, который существенно изменил маршрут.
Однако угроза нападения португальцев, с которыми у испанцев в те времена отношения были очень непростыми, заставила единственный уцелевший корабль “Викторию” под руководством Хуана Себастьяна де Элькано искать обходные пути — и в итоге экспедиция Магеллана и Элькано стала первым в истории кругосветным плаванием.
Wat Phra Kaew — Храм Изумрудного Будды в Бангкоке
Wat Phra Kaew (Храм Изумрудного Будды в Бангкоке)
Храм Изумрудного Будды в Бангкоке, вероятно, является самым известным и важным буддийским храмом в столице. Он находится на территории Великого Дворца. Его самой главной реликвией является Изумрудный Будда, высеченный из 66-и сантиметрового нефритового блока. Эта важная реликвия была обнаружена в 1464 году в Чианграе. В храм, в котором находился Нефритовый Будда, попала молния и реликвию перевезли в Лаос. Затем, она некоторое время находилась в Чиангмаи и только после этого Нефритовый Будда оказался в Бангкоке в храме Wat Phra Kaew, где сегодня вы можете его увидеть.
Кроме того, в этом храме есть еще много интересного. Например двухкилометровая галлерея с высокодетализованными изображениями из Рамаяны (всего 178 эпизодов). На территории храма находится много чеди (ступа), покрытых золотом. А самая главная золотая чеди — Phra Sri Rattana изображена на монете 1 бат.
Вход в храм Изумрудного Будды в Бангкоке платный — 400 бат и открывается после 3 часов дня.