Парусный спорт

История

В 1972 году была проведена стомильная гонка восьми крейсерских яхт. Её инициатором стал московский учёный, конструктор ОКБ-52, автор книг по парусному спорту и яхтсмен Николай Владимирович Григорьев, организовавший проведение гонки с коллегами из московских яхт-клубов.

В 1976 году регата получила статус всесоюзных соревнований и наименование «Кубок Онежского озера».

В 1980-е годы получила статус всесоюзных соревнований на призы газеты «Советская Россия».

С 1994 года регата имеет статус открытого чемпионата России по парусному спорту в классе крейсерских яхт. Общая протяжённость составляла около 500 миль.

В 2000 году регата проходила с 23 июля по 4 августа и состояла из пяти гонок суммарной длиной около 500 зачётных миль. Места промежуточных стоянок: пос. Пиндуши, Петрозаводск, о. Суйсари.

В 2011 году регата проходила с 23 по 31 июля. Яхтенные соревнования «Онего-2011» были включены в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий Министерства спорта, туризма и молодежной политики России. Также она впервые прошла совместно с «Банковским кубком».

Статусные регаты

**AMERICA’S CUP

Периодичность: раз в три года

Ближайший розыгрыш кубка: июнь 2017 года, Бермудские острова**

Кубок «Америки» — старейший спортивный трофей современности. Он разыгрывается с 1851 года, предвосхитив появление возрожденных Олимпийских игр почти на полвека. Серебряный кувшин, который получает победитель, назван в честь шхуны «Америка», выигравшей его впервые. В течение более чем 160-летней истории кубок переходил лишь к четырем странам — Соединенным Штатам, Австралии, Новой Зеландии и… Швейцарии, которая не имеет выхода к морю, зато сумела построить парусник, создать команду Alinghi и дважды завоевать вожделенный трофей.

Регата с коротким курсом

Такие гонки проводятся обычно в гавани и продолжаются от 15-20 минут до нескольких часов. Длительность определяют организаторы, но Международная федерация парусного спорта готовит специальные рекомендации на этот счет, руководствуясь правилом, что чем больше размеры у яхт-участниц, тем больше времени им необходимо дать.

Дистанция состоит из нескольких петель или треугольников, огибающих буйки, которыми размечают маршрут. Длина маршрута составляет обычно от нескольких кабельтовых (1 кабельтов — 185, 2 м) до нескольких миль. Старт и финиш обозначают буйками.

Такие гонки очень интересны с точки зрения тактической борьбы, ведь соперники гоняются близко друг с другом, особенно если сравнивать с теми же океанскими регатами. Любой промах шкипера сразу заметит соперник и будет стараться использовать. В регатах с таким маршрутом могут участвовать самые разнообразные суда — катамараны или классические яхты с килем, этот формат соревнования подойдет почти всем, кроме, разве что, крупных океанских яхт.

Петли вокруг буйков могут “выписывать” яхтсмены с самым разным уровнем мастерства. Ведь подобная дистанция — классика, ее можно встретить на регатах любого уровня: от местных любительских до Олимпийской дистанции.

Extreme Sailing Series — стремительно набирающая популярность регата как раз такого типа. О парусной регате Extreme Sailing Series читайте здесь. Специально спроектированные катамараны гоняются в коротких гонках по несколько минут в гаванях самых красивых портовых городов мира

Драйва и скоростей этой гонке не занимать! Для зрителей особенно важно, что они могут рассмотреть парусную регату в деталях своими глазами — в океанских и даже прибрежных гонках они лишены такого удовольствия

Типы парусных яхт

Все парусные лодки можно разделить на несколько типов по трем основным параметрам: количество корпусов, принцип сохранения остойчивости (способность судна сохранять или быстро возвращаться в равновесие), парусное вооружение.

По количеству корпусов лодки могут быть:

  • монокорпусные (однокорпусные); 
  • с двумя и больше корпусами (катамараны, тримараны). 

Многокорпусные лодки быстрее однокорпусных. Кроме того, до определенного угла крена они гораздо остойчивее, но потом опрокидывание становится неизбежным, а его последствия существенно значительнее. 

По методу сохранения остойчивости все однокорпусные лодки можно поделить на: 

  •  швертботы 
  • килевые яхты
  • компромиссы

Килевые яхты

Имеют фальшкиль (тяжёлый свинцовый или чугунный балластный киль для обеспечения остойчивости). Максимум, что удастся сделать с килевой лодкой, — положить её парусами на воду. Затем она обязательно вернется в исходное состояние. 

Швертботы

Имеют только лёгкий подъёмный плавник. Его основная задача — гидродинамическая. Остойчивость швертбота поддерживается путем перемещения веса экипажа. Как следствие, перевернуть такую яхту не представляет большого труда.

Компромисс

В этом случае дополнительный балласт размещается внутри корпуса, а увеличению остойчивости способствует тяжёлый шверт. Перевернуть компромисс значительно труднее, чем обычный швертбот, но от полного переворота он не застрахован.

Парусное вооружение — совокупность элементов оснастки парусного судна: парусов, рангоута и такелажа. Наиболее распространенные типы: 

  • «бермудский шлюп» (крейсерские, круизные яхты); 
  • однопарусный «кэт» особенно популярен среди швертботов-одиночек («Зум 8», «Лазер», «Финн»).

Парусный спорт — занятие чрезвычайно опасное

Безусловно, данный вид спорта сопряжен с некоторой долей опасности. Однако следует учесть, что в основном к несчастным случаям на воде приводит несоблюдение — чаще всего яхтсменами-любителями — элементарных правил техники безопасности. Например, почти в 86% несчастных случаев люди, оказавшиеся за бортом, были без спасательных жилетов, в 30% случаев причиной несчастий на воде стал алкоголь, 80% аварий произошло по вине неопытного шкипера, не имеющего лицензии. К тому же яхты не так часто попадают в неприятные ситуации — наибольшее количество несчастных случаев (42%) происходит с открытыми моторными лодками, 27% — с гидроциклами, и лишь в 14% случаев страдают моторные лодки с каютами и парусные суда.

Решаем реальные задачи за 3-4 часа

Длительность соревновательных дней в каждой компетенции может отличаться. В компетенции «Веб-дизайн», в которой я когда-то принимал участие, они длились 3-4 дня. В каждый день мы выполняли по 2 модуля, которые эксперты составляли еще до начала самого конкурса.

При это хочу отметить, что по правилам, задания, которые берутся за основу, эксперты изменяют на 30%. И все эти изменения участники увидят только во время ознакомления и выполнения самих заданий.

На выполнение одного модуля по моей компетенции отводилось до 3-4 часов. Количество времени может меняться в зависимости от той или иной компетенции.

После выполнения каждого модуля, эксперты забирают работы участников и начинают проводить оценку по заранее составленным критериям. Сами критерии состоят из двух частей – это объективные и субъективные. В это время пока эксперты оценивают работы, участники приступают к выполнению следующего задания.

Когда эксперты проверяют работу того или иного конкурсанта, эксперт-компатриот участника не имеет права проверять и выставлять оценки его работы в протокол. Этим занимаются эксперты других участников или эксперты в состав которых может входить независимый эксперт, если такой был зарегистрирован на Чемпионате конкретной компетенции.

Как стать профессионалом

Есть три шага, с помощью которых начнется твое становление как настоящего про.

1. Осознай, для чего именно ты хочешь усердно трудиться Твоя цель – это главный импульс, ведь намного проще получить что-то, когда знаешь, чего хочешь. Звучит просто, но многие люди не добиваются успеха лишь потому, что не знают предмета своих желаний.

2. Создай расписание, в котором будут указаны все действия Это необходимо сделать, чтобы ежедневно отслеживать задачи, с которыми предстоит разобраться

Очень важно создавать расписание из действий, которые нужно выполнить, а не из результатов, которых нужно достичь

3. Придерживайся графика в течение хотя бы одной недели Перестань ныть о том, как тяжело следовать расписанию на месяц или год, и соблюдай свое недельное расписание. В течение следующих 7 дней не позволяй себе сходить с выбранного пути. Делай так каждую неделю, не выстраивая грандиозных планов. Со временем ты заметишь, как выработаешь дисциплину и будешь крайне требователен к соблюдению графика.

Характеристики яхт

1. Длина. Чем длиннее корпус – тем выше потенциальная скорость судна. 2. Ширина. Этот показатель обеспечивает остойчивость яхты, насколько хорошо она может держаться даже на сильных волнах. 3. Осадка. Чем больше осадка – тем острее угол относительно ветра, под которым яхта может идти, не рискуя перевернуться или порвать паруса. 4. Высота борта над водой. Особенно актуально для морских регат. 5. Водоизмещение, вес. Чем тяжелее яхта – тем выше сопротивление воды. 6. Парусность. Чем больше площадь парусов – тем быстрее развивается скорость. В начале XIX века, как только парусные гонки стали набирать оборот, яхтсмены впервые задумались о том, как можно привести яхты к какому-то стандарту, упорядочить. Ведь так соревноваться было бы гораздо интереснее и более справедливо. Яхты стали объединять по параметрам, озвученным выше. Этот же принцип до сих пор действует для яхт свободного класса. Но есть все-таки яхты, похожие друг на друга больше, чем сестры-близнецы. Это монотипы.

Самые старые парусные регаты

Britannia Boating Club

  • 1775 — Кубок Камберленда, организованный Royal Thames Yacht Club, UK
  • 1777 — Регата Лох-Ри, организованная яхт-клубом Атлон, Ирландия.
  • 1792 — Регата Уитстейбл, Великобритания
  • 1822 — Королевская регата в порту Дартмута, Дартмут, Великобритания
  • 1823 — Регата Порт оф Плимут, Плимут, Великобритания
  • 1826 — Cowes Week, Остров Уайт, Великобритания
  • 1828 — Kingstown Regatta, (теперь переименованная в Dun Laoghaire), Ирландия
  • 1828 — Royal Harwich Regatta, Harwich, UK
  • 1834 г. — Регата на озере Лох-Дерг, в Киллало, Уильямстаун и Драминир, Ирландия.
  • 1837 — Сидней Дневная регата Австралии, проводимая ежегодно с 1837 г., самая продолжительная без вас ta break
  • 1838 — Королевская регата в Хобарте, Австралия
  • 1840 — Юбилейная регата в Окленде, Новая Зеландия
  • 1844 — Королевская Регата Джилонга / Неделя Audi Victoria, Королевский яхт-клуб Джилонга, Австралия
  • 1845 — Нью-Йоркский яхт-клуб Регата, США
  • 1849 — Пройдите Кристиан Regatta Club 21 июля 1849 г.; участвовали двенадцать лодок. Первая регата на побережье Мексиканского залива в США
  • 1849 — Дневная регата в Австралии в Сэнди-Бэй
  • 1850 — Гонка на побережье, Южный яхт-клуб Регата. Самая старая постоянно действующая регата в Западном полушарии США
  • 1851 — America’s Cup, обычно соревновалась в стране нынешнего защитника / держателя
  • 1851 — Port Esperance Regatta, Австралия
  • 1856 — Chester Race Week, Новая Шотландия, Канада
  • 1882 — Кильская неделя, Киль, Германия
  • 1886 — Торбейская королевская регата, Торбей, Великобритания
  • 1894 — Britannia Boating Club, Оттава, Онтарио, Канада

ЯХТЫ OPEN 60

Немного о том, на какой яхте проходят соревнования. К яхтам также выдвигаются особые требования: это должна быть лодка  IMOCA класса OPEN 60, которая управляется один человеком.

  • корпус – 60 футов;
  • мачта – 28,5 метров;
  • площадь парусов – до 600 м. кв (на полных курсах).

Класс OPEN 60 славится тем, что конструкторам судов остается огромное поле для внедрения инноваций. В яхтах, допускающихся к Vendee Globe как раз присутствуют нововведения, которые в свое время вызывали недоумение шок и яхтсменов:качающийся киль, сквозные скуловые шверты, вращающиеся мачты, палубные краспицы-растяжки.

У современных яхт класса Open 60 композитный углепластиковый корпус с открытой кормой и встроенными емкостями для водяного балласта. Высота мачты составляет  28-30 м, площадь парусов — от 260 до 350 кв. м при встречном ветре и от 550 до 650 кв. м – при попутном. Ширина яхт не должна превышать 5,58  метров , а длина самой яхты –от 17.98 м до 18.28 м. Без электроники и автоматических приборов выйти в кругосветку, тем более в одиночку, невозможно. Поэтому, яхты OPEN 60  оборудованными всем необходимым, включая автопилоты, которые обязательно дублируются, а также автоматическими видеокамерами.

Стоит отметить, эти яхты существенно дешевле, чем лодки других мировых регат, тех же Volvo Ocean Race или America’s Cup. На постройку одной яхты OPEN 60 уходит около трех миллионов Евро.

Rolex Fastnet (Англия, Ирландия)

Скала Фастнет

Скала Фастнет – Мекка каждого уважающего себя яхтсмена, и этим все сказано. Добраться до нее ой как нелегко, тем более в гоночном режиме. На 600-мильную гонку не пускают просто так, только после квалификационных гонок, которые должен пройти экипаж и яхта. Как минимум 300 миль в гоночном, оффшорном режиме. На самом деле, 300 миль абсолютно недостаточно, и программа любой предлагающей участие в этой гонки компании превышает (или должна, во всяком случае) требования. Так же, вам придется пройти курсы выживания в море и первую помощь на воде. Все это подготовит вас к этой непростой гонке и увеличит шансы на достойное выступление.

Маршрут легендарный. Старт у Royal Yacht Squadron в Cowes, маршрут до скалы Фастнет, оттяжной знак и на финиш, в Плимут. Ну а потом, вполне заслуженное пиво!

Отличие от других 600-мильных очевидно. Очень сложные воды южной Англии и Ирландское море. Приливы, течения и главное – несколько tidal gates, так называемых ‘приливных временных калиток’, у мысов где если не успеть пройти с течением, то можно забыть о хорошем результате – мощнейшее течение остановит яхту, а кто успел проскочить уйдут очень и очень далеко. Если не застрянут на следующей ‘калитке’. Так что такого понятия как ‘трамвай’ в этой гонке особо нет, всегда есть шанс все проиграть или же все выиграть. Дерзайте!

Правила Vendee Globe

Принять участие в одной из престижных регат мира можно, если яхтсмен обладает железным здоровьем, выдержкой, и естественно, если он в совершенстве управляет парусной лодкой. Обязательное условие: кандидат обязан успешно пройти предыдущую гонку  Vendee Globe или любое другое транс-океанское соревнование «одиночек» на яхте IMOCA 60. Еще вариант попасть в список участников: пройти квалификационный переход через океан. При это длина перехода должна быть не менее 2,5тысяч морских миль, а средняя скорость яхты – не менее семи узлов.

Такие жесткие ограничения по допуску оргкомитет ввел в связи с исключительной опасностью и риском для яхтсменов. Перед регатой вес участники обязаны пройти курсы по выживанию в открытом море и базовую медицинскую подготовку для оказания первой помощи себе или сопернику.

Гонка «одиночек» подразумевает, что любая помощь, принятая во время соревнований, влечет за собой немедленную дисквалификацию яхтсмена. Здесь действует правило «один на один» с морем. Отважившиеся на такое вызывают трепетное благоговение у окружающих.

Итак, базовые правила гонки «одиночек». На протяжении всего пути яхтсменам категорически нельзя:

  • принимать предметную помощь с вертолетов;
  • обмениваться любыми информационными радиосообщениями. Это не касается запросов по метеосводкам;
  • пришвартовываться к другому судну в открытом море;
  • становиться к причалу или в док.

Последний пункт опять-таки имеет оговорку: в первые 10 дней после старта яхтсмен еще может сделать остановку для починки, помощи и вернуться в гонку.

А что же можно сделать во время гонки?

  • становиться на якорь;
  • консультироваться по вопросам медицинской помощи;
  • вызвать спасателей в случае чрезвычайной ситуации.

В этих невероятно тяжелых условиях многие снимаются с соревнований в первые же дни после их начала. Однако, это не мешает каждые четыре года новым участникам испытывать себя на прочность, не смотря на все опасности и риски Vendee Globe.

Не нужно ждать вдохновения

Возьмем в пример сценариста, которому необходимо ежедневно делать большой объем работы. С одной стороны, это его деятельность, за которую он получает деньги, с другой – нужно некоторое количество вдохновения, чтобы делать то, что необходимо. Можно ли делать работу хорошо только тогда, когда чувствуешь мотивацию и силы творить, особенно в такой творческой профессии? Безусловно, это неотъемлемые качества, но еще большую роль играет самодисциплина.

Если работать полагаясь лишь на вдохновение, то получится создавать качественный материал время от времени, а основной пласт задач будет выполнен из рук вон плохо. Секрет в том, что ты должен понимать необходимость своей работы и делать все для ее выполнения, не давая мозгу и шанса подумать, что определенная деятельность требует вдохновения, иначе работать будет невозможно.

Отличным примером стал разговор Стивена Кинга (СК) и Джорджа Мартина (ДМ), в котором иллюстрируется пример того, как важно настроить себя на работу, а не ждать вдохновения:

ДМ: Да как тебе удается писать столько книг за такое короткое время? Я думаю: «Отличные были полгода, я написал аж три главы», а ты написал за это время три книги!СК: Это моя работа. Я пишу по 6 страниц в день, а затем редактирую их. Выходит, что книгу с 360 страницами я пишу около двух месяцев.ДМ: У тебя нет дней, когда находит ступор? Ты написал за неделю одно предложение? Когда ты проверяешь электронную почту и думаешь: «Может, не так уж я и талантлив?». У тебя не бывает таких дней?СК: Нет.ДМ: (дарит миру и Кингу непередаваемую гримасу, изобилующую всей гаммой эмоций, переживаний и капелькой ненависти).

Какие оправдания ты можешь найти для себя после того, когда сам Стивен Кинг, король ужасов, говорит о том, что даже столь тонкая субстанция, как вдохновение, может быть систематизирована и направлена в рабочее русло? Если ты профессионал своего дела, то тебе не нужны жалкие оправдания: ты просто берешь и делаешь свою работу.

Гонки флота

Гонки флота в яхтинге один из самых распространенных видов регат. Причиной этому стала универсальность формата, возможность его адаптировать практически под любые условия. Его суть — яхты, объединенные в одну зачетную группу, проходят дистанцию одновременно, в одинаковых условиях, по одному и тому же курсу. Образно говоря, правила можно описать как “каждый сам за себя”.

Конечно, в регатах серьезного уровня не удается избежать очных поединков между лидерами, особенно если это негласное противостояние длится годами. По сравнению с другими форматами регат тактическая составляющая здесь самая слабая, хотя и присутствует. Длительность и маршрут гонки не имеет значения — гонку флота можно увидеть в оффшорной 600-мильной Middle Sea Race и в 12-мильных дистанциях Gocek Race Week. Больше информации о Gocek Race Week читайте тут.

Rolex Fastnet Race, Великобритания

В августе воды Ирландского моря наполняются разноцветными спинакерами соревнующихся судов. Яхты разных размеров летят по волнам, стремясь завоевать победу в честном сражении с соперниками и стихией. Это Rolex Fastnet Race – одна из старейших и статусных гонок на планете. С момента проведения первой регаты в 1925 году в ней приняли участие тысячи яхт, а за победу соревновались самые именитые легенды яхтенного спорта. Считается, что именно Rolex Fastnet Race дала старт для развития судов нового типа, которые способны преодолевать длинные расстояния.

Сейчас регата проводится раз в два года. Традиционно гонка стартует от острова Уайт, расположенного в проливе Ла-Манш до скалы Фастнет и обратно с финишем в Плимуте. Несмотря на небольшую дистанцию (порядка 600 миль, чуть более 1100 километров) и скепсис некоторых экспертов при проведении первых соревнований, регата приобрела трагическую историю. Суровые и непредсказуемые погодные условия в Ирландском море, течения и ветра не раз приводили к трагедиям, поэтому гонке присвоен высокий уровень сложности.

Даты проведения: 6-12 августа 2017 годаСтоимость участия: от 3500 евроСайт: www.rolexfastnetrace.com

Что представляет из себя движение Worldskills?

WorldSkills — международная некоммерческая организация, созданная для повышения стандартов профессиональной подготовки и квалификации кадров с помощью проведения профессиональных чемпионатов по всему миру. Движение WorldSkills было основано в Испании в 1947 году как ответ на нехватку высококвалифицированных рабочих кадров, необходимых для восстановления промышленности страны в послевоенное время. 

«Промышленники Испании сошлись в том, что подбирать кадры на собеседовании недостаточно эффективно. Гораздо эффективнее — поставить на видном месте рабочий станок и дать возможность кандидату на трудоустройство показать, на что он способен. Тем, у кого лучше получалось делать свое дело, предлагали лучшие рабочие места.»

Ксения Калугина, Руководитель РКЦ WorldSkills Russia по городу Москва 

С 1950 года движение WorldSkills приобрело международный статус

Осознавая важность популяризации рабочих и инженерных кадров для экономики, ведущие страны мира присоединились к движению WorldSkills, и на сегодняшний день в WorldSkills International насчитывается 87 стран-участниц. 

В октябре 2011 года проект «Проведение Национального чемпионата рабочих профессий WorldSkills» был одобрен наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив, что дало старт Движению WorldSkills в России, и уже 17 мая 2012 года на южнокорейском острове Чеджу, где проходила очередная генеральная ассамблея WSI, нашу страну официально приняли в состав этой международной организации – Россию единогласно выбрали 60-м членом WSI.

Следующей весной 2013 года в Тольятти был организован первый всероссийский конкурс профессионального мастерства «Национальный чемпионат WorldSkills Russia-2013», в котором приняли участие более трехсот человек в возрасте от 18 до 22 лет, прошедших через отборочные соревнования в своих регионах и представляющих лучшие российские колледжи, По результатам чемпионата была сформирована сборная Российской Федерации, которая в июле 2013 года приняла участие в своем первом международном соревновании — чемпионате мира WorldSkills International в немецком Лейпциге.

Vendee Globe 1996-1997гг:

Третья регата состоялась в 1996-1997 годах, на финиш пришли всего шесть яхтсменов. Это, наверное, самая трагичная регата из всех проведенных: во время гонки яхтсмен из Канады Джери Руфс пропал в Тихом океане. Обломки его яхты были найдены спустя полгода у берегов Чили, а самого Джери отыскать не удалось.

Другой яхтсмен этой регаты, участвующий вне зачета, француз Рафаэль Динелли тоже был на краю гибели. Яхта спортсмена затонула, продержаться в холодных водах Атлантики долго было почти невозможно. В пустынных южных широтах получить помощь оперативно было за гранью реальности. Спасение пришло неожиданно: британец Пит Госс сменил маршрут и сквозь шторм пришел на помощь Рафаэлю, рискуя жизнью. И успел как раз во время: когда Пит поднял яхтсмена борт, температура тела Рафаэля была ниже 33 градусов. Рафаэлю очень повезло – у его спасителя было медицинское образование, так что оперативно была оказана первая помощь. Позже, оставив Динелли на Тасмании, Госс продолжил гонку и смог финишировать пятым. За свой героический поступок Пит получил Орден Почетного Легиона лично из рук президента Франции Жака Ширака.

Интересно, что яхта Пита Госса была меньше, чем у остальных участников. Длина «Aqua Quorum» составляла 50 футов против 60-футовых лодок соперников.

Победителем этой сложной регаты стал 37-летний француз Кристоф Оген, показав рекордный результат в 105 дней 20 часов 31 минута. Кстати, в третьей регате Vendee Globe впервые приняли участие женщины  — Изабель Отисье и Катрин Шабо.

Подводим итоги

Ралли и автомобильные гонки — это скорее не профессия, а призвание человека. Вы может пообщаться с профессиональными гонщиками, которые достигли определенных результатов в данном спорте. Скорее всего, эти люди произведут на вас впечатление людей творческих, раскрытых и удивительно интересных. Это говорит лишь о том, что они открыли свою страсть в этом мире и продолжают активно заниматься практикой этого занятия. Вы же сможете достичь таких результатов только в том случае, если гонки, опасность и экстрим являются вашей страстью.

Чтобы не тратить много денег на экипировку, попробуйте взять все в аренду и прокатиться на местных любительских соревнованиях или в картинг центре. Вы поймете, ваше ли это, и сможете полностью убедиться в том, что хотите стать гонщиком. Возможно, вам вполне хватит экстрима на ежегодных любительских турнирах в картинг центре, где вы сможете соревноваться с другими любителями экстремальных поездок. Но кто знает, может быть, именно вы являетесь следующей звездой российского ралли в мировом масштабе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стиль жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: