Возрождение образа Натальи Гончаровой
Исследователям потребовалось два столетия, чтобы попытаться возродить репутацию Натальи. Пушкинист Лариса Черкашина представила новую биографию музы. Она подчеркивает, что «поклоняться Пушкину и очернять его Мадонну — две совершенно несовместимые идеи».
Хотя она была молода, ее интеллект был острым, и она была намного сложнее, чем просто роковая женщина. Среди открытий Черкашиной — собственные сочинения Натальи: заметки, тексты песен и даже большие тома студенческих книг, написанных ею на французском языке, по истории и теории русской поэзии.
Биограф также беззаботно отмахивается от самых резких критиков Натальи. Она говорит, что Цветаева и Ахматова, как и многие женщины при русском дворе XIX века, просто завидовали сильной страсти Пушкина к своей жене.
Современные русские писатели, похоже, поддерживают возрождение образа Натальи. Захар Прилепин, сказал, что книга пришлась по душе молодым русским женщинам, очарованным «умной и красивой» Натальей, которая всю свою юность была поглощена одержимостью модой и романтикой, но при этом не чувствовала себя поверхностной.
Эти девушки в некотором роде современные Натальи: они посещают главные мировые показы мод, блистают эффектными нарядами и гордятся тем, что путешествуют независимо от своих богатых и знаменитых мужей и отцов.
Дуэль и смерть первого супруга
Осенью 1836 года о связи Натальи Николаевны и Дантеса судачил уже весь Петербург, а 4 ноября Пушкин и его друзья получили анонимный пасквиль, в котором поэту присуждали диплом рогоносца. Ревнивый супруг впал в бешенство и послал вызов Дантесу. Тот дежурил в казармах, и дома находился только Геккерн-старший. Он принял вызов за сына, но попросил отсрочку.
Узнав о намерении Пушкина защитить свою честь, француз посватался к Екатерине Гончаровой. Счастливая девушка, давно влюбленная в красавца-офицера, не только дала свое согласие, но и вместе с Натальей Николаевной и другими родственниками стала убеждать поэта в том, что Дантес встречался с Гончаровыми для того, чтобы быть ближе к ней.
Пушкин не мог стреляться с женихом свояченицы, поэтому отозвал вызов. Однако после свадьбы Дантеса и Екатерины слухи о его романе с младшей Гончаровой не прекратились.
23 января на балу француз проявил бестактность в отношении к Пушкиной. Так как незадолго до этого Александр Сергеевич обещал царю больше не вызывать на дуэль Дантеса, он написал резкое письмо Геккерну. Тот был вынужден ответить на него вызовом, но драться с Пушкиным он не мог из-за своего дипломатического статуса, поэтому его заменил приемный сын.
Уже ничто не могло предотвратить трагедию, и 27 января на Черной речке сошлись в смертельном поединке великий поэт и его обидчик. В результате выстрела Дантеса Пушкин был ранен и умер спустя два дня.
Направления художественного авангарда в России
Это многогранный и пёстрый феномен, объединивший несколько крупных течений русского искусства XX века, созданных и теоретически обоснованных известными мастерами, такими как В.Кандинский К. Малевич, П.Филонов, М.Ларионов и др.
Абстракционизм
Или беспредметное искусство использовало ассоциативное восприятие, художники этого направления, работали в основном с цветом, создавая абстрактные формы.
В 1910 годы главный теоретик этого направления Кандинский создаёт своё первое абстрактное полотно (он называл их композициями).
Суть абстракционизма заключается на решении абстрактных живописных задач — гармонии цвета и формы.
Кандинский уподоблял живопись музыке, и главная его цель — выразить на холсте звучание «Духовного мира». В то же время абстракционизм возвел в идеал эстетическую значимость цвета и формы.
Можно сказать, что и другие направления авангардизма в живописи относятся к абстракционизму (супрематизм К.Малевича, лучизм М.Ларионова, «беспредметничество» О.Розановой и Л.Поповой)
Супрематизм
Как направление он зародился в 1910, главенствующее положение в нем занимает К.Малевич.
Основным для Супрематизма является изображение реальности, выраженной в простых формах, сочетании цветных кругов с квадратами и треугольниками, прямыми линиями.
В полотнах супрематистов краска, с точки зрения Малевича, стала первым шагом «чистого искусства», которое уравнивает в творчестве человека и Природы (Бога).
Футуризм
Это в большей мере литературное направление, но оно нашло свое выражение и в живописи.
Для футуризма в живописи характерна энергия движения, раздробленность фигур на фрагменты, движение передается наложением различных последовательных фаз на полотно.
Первыми русскими футуристами стали братья Бурлюки.
Лучизм
Это направление М.Ларионова и Н.Гончаровой трактовало творчество как стремление изобразить не предмет, а его отражение в лучах, т.е. художник на полотне изображает не предмет, а только падающие на него лучи.
Лучизм был основан на смешении цветовых спектров, а также возможностях свето—и цветопередачи.
М.Ларионов писал:
С 1910 года художник начинает отстаивать принципы аналитического искусства, в основе которых лежали сложные, калейдоскопические композиции. В основе аналитического искусства П.Филонова лежит принцип «органического роста художественной формы». Художественное полотно возникает от частного к общему, как бы прорастает, как прорастает зерно. В произведениях этого художника были выражены духовно-материальные закономерности истории, он воплощал в них свои мечты об идеальном будущем, в котором восторжествует справедливость добра.
Примитивизм
Он в России возник в начале XX века, первыми к нему обратились участники объединения «Голубая роза».
Примитивизм основан на намеренном упрощении изображение, т.е. такого изображение, которое подобно русскому лубку или рисунку ребенка.
Отдали дань примитивному и Ларионов, Гончарова и Малевич. Художники-примитивисты обращались к формам первобытного, древнерусского и средневекового искусства, народного и детского творчества, они использовали чистые цвета и орнаментальные элементы.
Конструктивизм
Течение возникло под влиянием технического прогресса. Наибольшее распространение получило в архитектуре. Как направление появилось в 20-е годы ХХ века.
Его представители считали основным принципом организации произведения — конструкцию. Для данного направления важна функция, геометризм, лаконичность форм, индустриальность.
Ярко конструктивизм проявил себя в искусстве плаката (А.Родченко, В. Степанова).
Наша презентация
Смерть супруга и вдовство Натальи Гончаровой
Пушкин отошел в мир иной в пятницу. С тех пор и до конца жизни этот день недели Наталья считала траурным, одевалась и вела себя соответствующе. В день смерти мужа Гончарова, облачившись во все черное, безостановочно молилась.
Перед последним вздохом Александр Сергеевич дал жене наказ носить траур 2 года, жить в этот период в деревне, а затем выйти замуж за достойного человека.
Кончина мужа стала для Натальи большим шоком. Она осталась одна с 4-мя малолетними детьми, а люди вокруг обвиняли ее в случившейся трагедии. Из-за стресса Гончарова серьезно заболела, а как только самочувствие позволило, уехала из Петербурга в Калужскую губернию, в имение Полотняный Завод, где жила ее мама. Там она стала настоящей затворницей, не приглашала гостей, сама никуда не наведывалась. Лишь один раз она выехала в Михайловское – родовое имение покойного мужа, чтобы организовать установку памятника.
Добровольное затворничество не помешало Гончаровой оставаться первой красавицей и самой желанной невестой Петербурга. Она все еще была молода и, несмотря на сдержанность и отстраненность, покоряла мужчин чувством собственного достоинства и изяществом манер. Богатые и именитые кавалеры выстраивались в очередь перед дверью дома молодой вдовы. Но никто не желал становиться отчимом. Наталья отшивала потенциальных женихов, предлагавших увезти детей в пансионат, говорила: «Кому дети в тягость, тот не может стать моим мужем».
Текстиль
Степанова воплотила свой идеал в промышленное производство в следующем году, когда она вместе с Любовь Попова, стал дизайнер тканей на Циндель (Первой государственной текстильной фабрике) под Москвой, а в 1924 году стал профессором текстильного дизайна на Вхутемас (Высшие технические художественные студии), продолжая типография, дизайн книги и участие в журнале LEF. Как конструктивист, Степанова не только перенесла смелые графические узоры на свои ткани, но и сосредоточилась на их создании. Степанова проработала на Первой текстильной полиграфической фабрике чуть больше года, но в 1924 году она разработала более 150 дизайнов тканей. Хотя она была вдохновлена на разработку новых типов тканей, современные технологии ограничивали ее печатными рисунками на однотонных поверхностях. По собственному художественному выбору она также ограничила свою цветовую палитру одним или двумя красками. Хотя она использовала только треугольники, круги, квадраты и линии, Степанова накладывала эти геометрические формы друг на друга, чтобы создать динамичный многомерный дизайн.
Вклад в декоративно-прикладные искусства
С 1920 по 1923 гг. Степанова состояла в Московском институте художественной культуры (ИНХУК), причём первый год в качестве учёного секретаря. Она выступила в качестве создательницы Первой рабочей группы конструктивистов – вместе с супругом Родченко и художником Алексеем Ганом. В период с 1920 по 1925 она также преподавала в изостудии Академии коммунистического воспитания им. Н. Крупской.
В 1921 году Степанова приняла участие в выставке нон-фигуративных художников «5х5=25». На этой выставке была провозглашена смерть искусства. Степанова заявила, что музеи, бывшие некогда сокровищницами мировой культуры, теперь превратились в архивы. После этой выставки Степанова оставила живопись навсегда.
Как и её единомышленница и соратница Любовь Попова, она решила бросить станковую картину в пользу прикладных видов искусства. В 1923 году она опубликовала в журнале ЛЕФ программную статью «Костюм сегодняшнего дня – прозодежда», посвящённую проблемам современного дизайна. «Витрины магазинов с выставленными в них моделями костюмов на восковых манекенах становятся эстетическим пережитком. — Писала Степанова, — Сегодняшний костюм надо смотреть в действии, вне его нет костюма, так же, как бессмысленна машина вне работы ею производимой». Костюмы Степановой отличались, в первую очередь, удобством и функциональностью – эти качества она ставила во главу угла – андрогинностью, лаконичностью.
В 1923 году в том же ЛЕФе вышла её статья «О работах конструктивистской молодёжи», посвящённая отчётной годовой выставке учеников металлического факультета ВХУТЕМАСА. В ней были выведены два основополагающих принципа советского конструктивизма. Согласно первому, «материальное оформление вещи, в противовес эстетическому ее компанованию в плане искусства, идет от задания, материала и конструкции к форме всей вещи в целом». Второй принцип – «разрешение движущейся вещи», утверждающее новый способ «организации» вещи. В статье также были обозначены три «дисциплины» конструктивизма – тектоника, фактура и конструкция. Степанова охарактеризовала прошедшую выставку как первый прорыв в борьбе с «эстетической заразой».
В 1924 году Степанова и её единомышленница Попова пришли на Первую ситценабивную фабрику. Они откликнулись на призыв фабрики, размещённый в газете «Правда», в котором художников приглашали на производство. В порядке эксперимента художницы создали несколько сотен эскизов тканей и «прозодежды» (производственной одежды) в стиле конструктивизма. Типичные цветочные мотивы были заменены геометрическими узорами, цветовая палитра была сведена к минимуму. Вопреки опасениям дирекции, оригинальный текстиль произвёл фурор. Так, во время летнего «Съезда народов» в Москве были раскуплены все «до аршина» ткани с рисунками художниц.
В 1924-25 гг. Степанова проявила себя ещё и как талантливая фотохудожница: она ввела систему модульной и акцидентной вёрстки в полиграфии, а также занялась оформлением книг и журналов. Среди её детищ – «Советское кино», «Радиослушатель», «За рубежом», «Книга и революция», «Красное студенчество», а также несколько плакатов из серии «Окна РОСТА», тексты для которых написал Владимир Маяковский. Со знаменитым поэтом художницу связывала тесная дружба. Он называл её «неистовой», а она оформила практически все прижизненные издания его стихов.
В 1925 году Степанова приняла участие в Международной выставке декоративного искусства в Париже. В Советском павильоне были представлены её театральные эскизы – декорации к спектаклю «Смерть Тарелкина» по одноимённой пьесе А.В,Сухово-Кобылина, поставленному В. Мейерхольдом в Московском драматическом театре, – и дизайны тканей.
В том же году Степанова и Родченко выполнили заказ на создание монументального панно для Дома Моссельпрома в Калашном переулке.
В 1926 году Степанова создала эскизы декораций для киноленты «Отрыв» — это был её первый и последний опыт сотрудничества с кинематографистами.
В 1928 году работы художницы попали на выставку «Бытовой советский текстиль», в 1930 – в экспозицию объединения «Октябрь».
К концу 20-х – началу 30-х гг. Степанова была признана одним из лидеров советского конструктивизма.
В 1932 году вступила в МОСХ (Московскую организацию Союза художников СССР).
Создательница лучизма
Поиском своей собственной манеры Наталья Гончарова занималась почти всю жизнь. На протяжении всей карьеры художница успела поработать во многих техниках и направлениях. Начинала она со скульптуры, позже продолжив свои художественные опыты уже на поле живописи, обратившись к импрессионизму, для которого характерно запечатление мимолетных состояний окружающей среды. На примере развития творчества Гончаровой буквально можно изучать разнообразие художественных течений, которые во множестве начали возникать в XX веке. Она увлекалась кубизмом, чьим флагманом был Пабло Пикассо, экспрессионизмом, выражая свои эмоции на холсте в крайних гиперболических формах, фовизмом, с его яркими жизнерадостными красками, примитивизмом, упрощая картинку так, что казалось ее рисовал ребенок. Но самым главным направлением стал для нее лучизм, который она изобрела вместе с Михаилом Ларионовым. Согласно теории этого течения, мы воспринимаем не сам предмет, а множество лучей источника света, отраженных от определенного предмета. Соответственно, на картине надо изображать эти самые лучи – фундамент всех окружающих нас вещей, – так мы приблизимся к изображению самой сущности внешнего мира. То есть художник минует «подготовительный» предметный шаг и переходит непосредственно к самому главному – нашему измерению, состоящему из множества разноцветных лучей. К сожалению, большого количества сторонников лучизм не нашел, отчего Гончарова вскоре оставила и его, оставив яркий след в истории искусств.
Искусство конструктивизма и революция
В основе этого периода лежало желание выразить опыт современной жизни. Подобно итальянскому футуризму, акцент был сделан на демонстрации динамизма, а креативность рассматривалась как инструмент для переизобретения. Развиваясь после Первой мировой войны, русский конструктивизм продвигал производство, которое служило бы социальным изменениям и вдохновляло людей на перестройку общества по утопической модели. Философию использования «реальных материалов в реальном пространстве» авторы использовали как инструмент, который во многом соответствовал коммунистическим принципам нового российского режима. Искусство на службе революции должно было быть смелым и лишенным эмоций.
Этот образ мышления сильно отличается от точки зрения супрематизма и того, как два авангардных движения видели искусство, лучше всего описывается следующей цитатой из книги Роджера «Наше собственное искусство — духовное в искусстве двадцатого века». Липси, касаясь свидетельства Николая Пунина, подразумевает подчеркивающую солидарность двух точек зрения относительно уже упомянутой идеи общей цели творческого производства на службе народа.
« разделили особую судьбу. Когда все это началось, я не знаю, но насколько я помню, они всегда делили между собой мир: землю, небо и межпланетные пространства, устанавливая свою собственную сферу влияния в каждой точке. Обычно Татлин присваивал себе землю и пытался столкнуть Малевича с небес из-за его необъективности. Малевич, не отвергавший планеты, не сдал бы Землю, поскольку считал ее вполне обоснованно также планетой и также мог быть необъективным» .
Пушкин влез в долги из-за жены
Женившийся на Гончаровой Пушкин с трудом мог позволить себе расходы на платья Натальи для придворных балов, необходимые для исполнения придворных обязанностей. Его финансовые проблемы еще больше усугубились, когда осенью 1834 года к ним переехали две ее незамужние сестры.
Кроме того, весной 1834 года он взял на себя управление имением своего отца и согласился урегулировать долги своего беспечного брата. Его финансовое положение настолько ухудшилось, что он обратился за крупной ссудой, чтобы покрыть свои самые неотложные долги, и за разрешением издавать журнал.
Он получил ссуду, а чуть позже, в 1836 году, ему разрешили издавать ежеквартальный литературный журнал «Современник». Журнал не имел финансового успеха; кроме того, это вовлекло Пушкина в бесконечные редакционные и финансовые дебаты и неприятности с цензорами.
История любви Натальи Гончаровой и Пушкина
Весной 1830 года Александр Сергеевич находился в Санкт-Петербурге. Через общих знакомых он узнал, что Гончаровы готовы согласиться на его брак с их дочерью. Он поспешил в Москву и снова сделал предложение, которое было принято. Причем близкие друзья семьи впоследствии отмечали, что решающую роль в этом вопросе сыграла сама Наталия Гончарова, которая на тот момент уже была серьезно увлечена поэтом.
Так как Пушкин состоял под негласным надзором, он был обязан информировать о своих поступках лично императора Николая Первого. В ответ на письмо о желании вступить в брак монарх через Бенкендорфа передал свое «благосклонное удовлетворение», но сообщил, что намерен и впредь наставлять поэта советами.
Биография Натальи Гончаровой жены Пушкина кратко
27 августа 1812 года в поместье Кариан на свет появилась Наталья Гончарова, будущая супруга гениального русского поэта Пушкина Александра Сергеевича. Первые годы своей жизни она росла там. После семья жила в поместьях Ярополец и Полотняный завод, которые также принадлежали ее семейству. А потом они переехали жить в Петербург, юношеские годы она провела там.
Вместе со всеми своими сестрами, у девушки было прекрасное образование на дому. Изучала мировую историю и литературу, изучала несколько иностранных языков – французский, немецкий и английский. А также прекрасно играла на фортепьяно, владела искусством танца и могла управлять лошадьми. Кроме всего этого, прекрасно владела шитьем и вязанием. А также разбиралась в ведение домашнего хозяйства.
Мать Натали была очень властной женщиной. Обширные владения семейства, которыми она управляла в одиночку, только усугубляли это качество. Когда она ругала дочь, то девочке ничего не оставалось, как забиться в угол и ждать, когда буря утихнет. Плакать она не могла, ведь за слезами бы последовало еще более суровое наказание. Тяжелый характер матери негативно влиял на девочку. Вследствие этого, Таша, как называли ее домочадцы, выросла молчаливой и стеснительной. Благодаря этим качествам, в светском обществе Таша прослыла особой недалекого ума.
Негативно влияла на девушку и болезнь отца. Он был страстным поклонником верховой езды. В одну из таких поездок он упал с седла и повредил голову. Всю жизнь он страдал расстройством сознания. Только изредка любимый отец становился таким же бодрым и остроумным, каким он был всегда до несчастного случая.
С ранних лет, отличалась необычайной красотой жена Пушкина Наталья Гончарова. Краткая биография ее ведает нам о том, что девочку достаточно рано начали выводить в свет. Где она сразу же обзавелась толпой поклонников и воздыхателей. Этим она обязана своей матери, поскольку в годы своей молодости она была одной из красивейших женщин.
На одном из таких балов у танцмейстера Иогеля впервые юная Таша была представлена Пушкину. Он сразу же был очарован красотой 16-летней Натали.
Гончарова – «Мадонна» или «злой гений»
Как звали жену Пушкина Александра, известно всем и еще больше слухов ширится о первой красавице России. Сам поэт называл её «моя Мадонна», а некоторые современники прозвали Наталью «злым гением», обвиняя её в смерти поэта.
На полях своих тетрадей Пушкин набросал десятки этюдов своей любимой жены: ноги танцовщицы, изящно обвитые балетными лентами; ее гордый силуэт с длинной шеей и тонкими чертами лица, обрамленными короной из тяжелых кудрей.
Своей 113‑й любви, как он ее в шутку называл (до знакомства с Натальей он был настоящим Дон Жуаном), он посылал одурманенные письма, подписывая: «Целую кончики твоих крыльев». Хотя он и боролся с долгами, ревностью и придворными интригами, но был уверен по крайней мере в одном: «Без тебя, — писал он Наталье, — я был бы несчастен всю жизнь».
После его смерти его опасения подтвердились. Хотя друзья смогли спасти Наталью от безумия и разрухи, она терпела ожесточенные нападки на свой характер. На протяжении десятилетий критики упрекали ее в том, что Пушкин завидует ее кокетливому, легкомысленному характеру; некоторые даже утверждали, что она никогда не любила его.
Действительно, в анналах литературной истории наследие Натальи явно нелестно. Пушкинисты называли ее восходящей красавицей и дразнилкой, кокетничавшей с Дантесом.
Знаменитые российские поэтессы XX века Анна Ахматова и Марина Цветаева — обе заядлые пушкинские фанатки — нападали на Наталью как на «пустое место» в жизни поэта и «куклу», которая жила только придворными балами и вечеринками, а дома зачахла от скуки.
Под конец жизни Ахматова, захваченная водоворотом сталинизма, дошла до того, что назвала Наталью «агентом» и «пособником» врагов Пушкина и упрекнула ее в том, что она не создала надлежащего культа вокруг пушкинской поэзии после смерти мужа.
Историческое значение русского художественного авангарда
Авангард в России имел недолгую, но достаточно насыщенную жизнь:
- образовывались новые художественные объединения,
- каждый художник стремился создать новое течение,
- и все эти направления сосуществовали одновременно.
Значение данного течения заключается в следующем — он:
открыл относительность форм, средства и способов художественного мышления
выработал огромное количество новых форм, приемов, подходов к решению художественных проблем и задач
привел к возникновению новых видов искусства (кино, фотографии и др)
показал важность экспериментальной работы в художественном творчестве
показал исчерпанность основных видов новоевропейского искусства
Многие идеи, наработки, находки этого художественного направления российского искусства до сих пор находят свое применение в художественной жизни современной России.
И еще у нас есть кроссворд по этой теме — здесь
биография
Варвара Степанова, родившаяся в г. Каунас (в современном Литва ) происходил из крестьян, но смог получить образование в Казанская художественная школа, Казань. Там она встретила своего будущего мужа и сотрудника. Александр Родченко. В годы до Русская революция 1917 года сняли квартиру в Москве, принадлежащую Василий Кандинский. Эти художники стали одними из главных фигур в Русский авангард. Новый абстрактное искусство в России, которая началась около 1915 г. был кульминацией влияния Кубизм, Итальянский Футуризм и традиционное крестьянское искусство. Она разработала Кубофутурист работал над книгами нескольких художников и учился Жан Метцингер в Académie de La Palette, художественная академия, где художники Андре Дюнуайе де Сегонзак и Анри Ле Фоконье тоже учил.
В годы после революции Степанова участвовала в поэзия, философия, картина, графика, сценические декорации строительство, текстиль и дизайн одежды. Она участвовала в Пятой Государственной выставке и Десятой государственной выставке в 1919 году.
В 1920 году произошло разделение на художников, таких как Казимир Малевич которые продолжали рисовать с идеей, что искусство является духовной деятельностью, и те, кто считал, что они должны работать непосредственно на революционное развитие общества. В 1921 г. вместе с Алексей Ган, Родченко и Степанова составили первые Рабочая группа конструктивистов, который отказался от изобразительного искусства в пользу графического дизайна, фотографии, плакатов и политической пропаганды. В том же 1921 году Степанова заявила в своем тексте к выставке 5×5 = 25, проходившие в Москве:
- ‘Композиция — это созерцательный подход художника. Техника и промышленность поставили перед искусством проблему строительства как активного процесса, а не рефлексивного. «Святость» произведения как единого целого разрушается. Музей, который был сокровищницей искусства, теперь преобразован в архив ».
Период, термин ‘Конструктивист » к тому времени уже использовалось самими художниками, чтобы описать направление их работы. Театр был еще одной областью, где художники могли передавать новые художественные и социальные идеи. Степанова разработала наборы для Смерть Тарелкина в 1922 г.
Каким было художественное образование для женщин
Малое количество женских имен среди художников связано с недоступностью художественного образования для женщин. В России (в то время Российской империи) такая возможность появилась только в 1830-х годах: при Императорском сообществе поощрения художеств появились рисовальные классы. Среди известных учениц — Евдокия Бакунина. Она стала первой женщиной, которая была в 1835 году отправлена за границу Академией художеств. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества вольными слушательницами были Антонина Ржевская и Эмилия Шанкс. Они были единственными женщинами в сообществе передвижников. В 40-х годах XIX века в Санкт-Петербургской рисовальной школе открылись вечерние классы для всех. В этот период в Императорскую академию художеств были допущены 30 женщин в качестве вольных слушательниц, в том числе будущая жена Ивана Шишкина — Ольга Лагода-Шишкина.
Ольга Антоновна Лагода-Шишкина, «Девочка в траве». 1880 год
В 1854 году золотую медаль Императорской академии художеств получила Софья Сухово-Кобылина за два крымских вида, написанных с натуры, и картину «Сосновый бор в окрестностях Мурома». Момент награждения Софья запечатлела на автобиографической картине и тем самым продемонстрировала победу женщин на пути к получению художественного образования.
Свое награждение золотой медалью Софья Васильевна впоследствии изобразит на автобиографичном полотне «Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая на Акте в Академии художеств первую золотую медаль за „Пейзаж“ с натуры» (1854), тем самым продемонстрировав, что путь в академическую живопись отныне открыт и для женщин.
В 1873 году в Академии разрешили заниматься в одних классах и девушкам, и юношам. Смешанное обучение на тот момент было передовой идеей. Еще через 20 лет, в 1893 году, женщинам наконец разрешалось учиться не только в качестве вольных слушательниц, они стали полноправными студентками.
«То положение, что есть и было в искусстве и в сотне других областей, обессмысливает, притесняет и обескураживает всех (в том числе женщин), кому не посчастливилось родиться белым, принадлежать предпочтительно к среднему классу, и главное — быть мужчиной. Виной тому не наши судьбы, наши гормоны, наши менструальные циклы или наши полые внутренние органы, но наше институциональное устройство и наше образование — под образованием здесь понимается все, что происходит с нами с того момента, как мы вступаем в этот мир значимых символов, знаков и сигналов. Просто чудо, что, несмотря на огромный перевес сил отнюдь не в пользу женщин или черных, столь многим из них удалось достичь совершенства в таких вотчинах белых мужчин, как наука, политика или искусство».
Зарождение русского конструктивизма
Владимира Татлина часто называют отцом конструктивизма. Этот украинский художник вошел в московский авангард благодаря своему традиционному обучению, которое подтолкнуто, или, лучше сказать, дополняло революционное мышление при посещении Парижа и встрече со знаменитым Пабло Пикассо. В Париже Татлин столкнулся с экспериментами в коллажах кубизма, а также с трехмерными конструкциями и серией натюрмортов Пикассо, сделанных из подручных материалов. Восхищение Татлиным их нетрадиционной модуляцией, составленной таким образом, что их можно было бы легко назвать «сконструированными», побудило Татлина изучить новый подход в его собственном производстве. С 1914 до середины 1920-х годов Татлин вместе со своими коллегами-конструктивистами создавал искусство и дизайн, в которых яростно подчеркивались материалы, объем, революция и строительство. Взяв промышленные материалы, такие как дерево, стекло и металл, русский конструктивизм сместился в сторону промышленного дизайна, а его авторами стали инженеры повседневного обихода.
Продвижение рационального мышления, социальных и визуальных интересов, основанных на дизайне и пропорциях, а не на чувственной привлекательности, нанесло удар по традиционному производству. Конструктивистские авторы провели точный технический анализ современных материалов с надеждой, что это исследование в конечном итоге приведет к появлению идей, которые можно будет использовать в массовом производстве, служа целям современного коммунистического общества.
Александр Родченко, 1924