Вводные определения о хадже

Методики и популярные способы определения Киблы


Михраб в мечети, показывающий Киблу

Благодаря современным технологиям, вопрос, как определить Киблу, сегодня у мусульман возникает реже, чем несколько столетий назад. Вполне естественно, что на начальном этапе развития религии, её приверженцы, не проживающие на территории Мекки, имели трудности с нахождением направления для совершения молитвы. Именно в то время были изобретены первые методики:

  1. Согласно историческим предписаниям, первые представители ислама, ориентировались по мечети. Такие религиозные сооружения имеют михраб – место на котором стоит имам во время проведения молитвы. Согласно традиции, мечети строились таким образом, что человек, обращающийся к Михрабу, молится по направлению к Каабе.
  2. В случае, когда мечети поблизости не было, люди ориентировались с помощью географии. Брали карту, определяли своё местоположение по отношению к Мекке и сторону света. Однако, показать Киблу в верной точке не всегда удавалось необученным людям. Тогда помогала природа: в полдень становились спиной к солнцу и получалось, что тень, которую отбрасывает человек указывала на север, спина — на юг, правая рука – на восток, левая — на запад. Ночью в ориентировании помогали позволяли звёзды.
  3. Ещё один популярный способ, как найти Киблу – спросить у человека, который заслуживает доверия, и имеет знания в данном вопросе.
  4. Позднее, определением ориентира для намаза занялись математики. Они изобретали тригонометрические формулы, которые не были признаны простым населением, но использовались, вероятнее, как исключение из правил.
  5. На основе математических методов стали составлять таблицы нахождения Киблы для различных населенных пунктов. Такие материалы были доступны практически всем мусульманам и их активно использовали.
  6. Во время технологического прогресса, ситуация кардинально изменилась. Наручные часы со встроенным компасом стали определять направление к Каабе  за считанные мгновения. Сегодня, чтобы определить Киблу онлайн, достаточно иметь сенсорный гаджет с приложением.

Религиозные аспекты, связанные с Меккой и ее запретными территориями

1. Сильное наказание для тех, которые творят зло и нечестие на священной земле

Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “…тем, кто склоняется в ней к несправедливости, Мы дадим вкусить мучительные страдания” (Хадж, 25).

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что “самыми ненавистными для Аллаха людьми являются трое, упомянув среди них того, кто отклонился от истины и не останавливается перед совершением грехов, находясь в священном месте (харам). ”

2. В ней запрещается проливать кровь

Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей и безопасным местом” (Корова, 125).

И тот, кто вошел в Священную Мекку находится в безопасности.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Никому из вас не разрешается носить в Мекке оружие”.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, Аллах сделал Мекку запретной, но люди не стали соблюдать ее запретность. Не разрешается человеку, верующему в Аллаха и в День Последний проливать в ней кровь, ломать в ней дерево”.

Ношение оружия на священных территориях

3. Посещение Священной Мекки запретно для неверных и многобожников

Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистыми. И пусть они после этого их года не приближаются к Заповедной мечети” (Покаяние, 28).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, будучи в долине Мина, велел возвестить людям, что “со следующего года многобожникам не будет разрешаться совершать хадж, а обход вокруг Каабы не будет разрешаться совершать голым”.

4. На священной территории нельзя охотиться, срезать деревья и подбирать найденное.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, Аллах сделал Мекку запретной. Никому прежде не было дозволено сражаться в Мекке, и никому после меня не будет дозволено это делать. И лишь только мне было дозволено сражаться в ней в течение некоторого времени дня. Здесь нельзя срезать растения, и нельзя срезать деревья, и нельзя пугать и выгонять диких животных, а найденное здесь имущество можно подбирать только для объявления о находке”.

Замужество

В конце апреля 2006-го Алиева Лейла вышла замуж за Эмина Агаларова — сына известного азербайджанского предпринимателя. Ее супруг – сын владельца «Крокус Сити Молл», состояние которого, согласно «Форбсу», оценивает в триста шестьдесят миллионов долларов. Однако муж Лейлы Алиевой обладает собственной хваткой и деловитостью. Он является коммерческим директором огромного концерна Crocus International.

Алиева Лейла очень похожа на свою мать-красавицу Мехрибан. Эмин тоже внешне очень привлекателен, к тому же он унаследовал от отца деловые способности, любит классическую музыку и обучался в США. Молодые люди принадлежат к азербайджанской элите. Их представили друг другу на швейцарском горнолыжном курорте, и уже с первой минуты стало понятно, чем закончится это знакомство.

Национальная одежда

Для арабской культуры важно, чтобы костюм сохранял традиции, соединяя два времени: настоящее и прошлое. Мужчины носят тхуаб, одевая его прямо на шерстяные или хлопчатобумажные рубашки, а также специальные головные уборы, придерживаемые на голове с помощью кольца агаля

Верхняя одежда представляет собой длинное пальто из верблюжьей шерсти черного, коричневого или кремового цвета.

Традиционные женские костюмы подчеркивают региональные и племенные мотивы. Их украшают монетами, блестками, металлическими нитками и другой богатой фурнитурой ручной работы. На голове женщина носит шнурок, поддерживаемый украшениями. Особенно нарядно оформляют парадную одежду, абайю.

Виды мусульманского паломничества

Знание терминологии поможет не ошибиться с выбором тура в Саудовскую Аравию, посетить все запланированные святые места и выполнить намерения в полном объеме.

Паломничество мусульман в Мекку называется хаджем, если оно происходит в определенный период, с точным соблюдением ритуалов, и завершается в праздник Курбан-байрам. Каждый год происходит смещение дат, так как лунный календарь Хиджра отличается от григорианского. Раз в 33 года появляется уникальная возможность провести хадж дважды.

Такое паломничество у мусульман считается обязательным. Иногда оно называется большим хаджем. Совершить это путешествие – главная цель истинно верующего человека, но только при наличии всех необходимых условий. Хадж умра считается малым и не является обязательным. Его можно совершать в любое время, кроме периода со дня Арафа до праздника Курбан-байрам.

Хадж и умру позволяется совместить или выполнить отдельно. Паломничество мусульман в Мекку включает три варианта – ифрад, киран, тамату. Что выбрать – зависит от финансовых возможностей и наличия свободного времени.

Ифрад – это непосредственно хадж без умры. Подходит для тех, кто ограничен во времени, но свободен финансово и имеет возможность посетить Мекку еще не раз для совершения умры или повторного хаджа.

Киран – умра и хадж, объединенные в одно событие и выполненные последовательно друг за другом. Такое паломничество выбирают люди, планирующие посетить Мекку единственный раз или готовые выдержать достаточно длительное и напряженное путешествие.

Тамату – выбор тех, кто не ограничен финансовыми и временными рамками. Умра и хадж выполняются отдельно, с перерывом и в полном объеме. У паломников есть возможность находиться в Саудовской Аравии длительное время, совмещать религиозную и светскую жизнь.

Цена каждого тура формируется индивидуально. Узнайте заранее, сколько стоит ваше путешествие и приготовьте необходимую сумму денег с запасом на личные расходы.

Музеи

Частный музей Пророка работает с 10 утра до 5 вечера каждый день. Исключение составляет пятница — в этот день двери открыты для посетителей с 17:00 до 21:00. Паломники хаджа и умры стекаются сюда, чтобы познакомиться с учением Корана, писанием о жизни Пророка и его хадисов (традиций). В музее представлена научная биография Мухаммеда, а также предметы быта, мебель и оружие, которыми он пользовался.

Музей Мекки занимает площадь 3435 кв. м. Экспозицию составляют важные археологические открытия Саудовской Аравии и экспонаты доисламской истории. Интересная выставка прослеживает истоки исламской каллиграфии со ссылкой на арабские шрифты и образцы надписей, обнаруженных в археологических раскопках. Экспонаты зала исламского искусства дополняют тему каллиграфии. Посетить музей можно каждый день с 8:00 до 12:30 и с 16:00 до 19:00 все дни недели, кроме пятницы, когда посетителей пускают с 17:00 до 20:30.

В Музей Аль-Харамейн попасть довольно сложно. Предварительно надо долго созваниваться с генеральным председательством в Харамаине, телефонные звонки иногда остаются без ответа. Но проявивших настойчивость ждет вознаграждение: семь залов, которые расскажут историю Великой мечети. Изюминкой музея является Священный Зал Каабы, в котором представлена кисва (ткань, покрывающая черный куб) и другие артефакты, когда-то принадлежавшие Каабе.

Подготовка к паломничеству

Важнейшее в исламской религии событие у некоторых случается один раз в жизни, у других чаще, но ценность от этого не умаляется. Долг всякого правоверного мусульманина – тщательно подготовиться к паломничеству в Мекку в материальном, физическом, моральном плане.

Забота о душе и теле:

  • раздайте долги, оставьте деньги на проживание семье, обеспечьте себе финансовую свободу в путешествии;
  • если есть длительные кредитные обязательства – закройте текущие и получите разрешение кредитора;
  • средства для паломничества ложны быть заработаны честным путем;
  • четко определитесь с намерением и убедитесь, что оно искреннее;
  • разрешите конфликты – отпустите обиды, попросите прощения, если виноваты;
  • обучайтесь – читайте религиозную литературу, вникайте в смысл молитв и ритуалов;
  • будьте в хорошей физической форме, заранее уделите больше внимания тренировкам на выносливость;
  • сделайте обязательную вакцинацию, необходимую для прохождения таможенного контроля;
  • выучите несколько распространенных арабских слов и фраз;
  • сделайте копии всех документов и держите их в надежном месте.

Необходимо и желательно взять с собой:

  • биометрический загранпаспорт, действительный еще минимум полгода;
  • копию гражданского паспорта;
  • два цветных фото 4х6 см;
  • документ о принятии ислама;
  • маски для лица, антибактериальные салфетки или гель для рук;
  • светлую одежду из натуральных тканей, удобную обувь;
  • средства личной гигиены без парфюмерных отдушек;
  • лекарства от простуды, кишечных расстройств, аллергических реакций;
  • молитвенный коврик, спальный мешок, если планируете ночевать в палатке;
  • Коран или религиозную книгу малого формата.

Будьте готовы, паломничество в Мекку – это неизбежное столпотворение людей и возможные давки. Не подвергайтесь панике, договаривайтесь о встречах в приметных местах, носите с собой карточку паломника, адрес отеля на английском и арабском языках.

Последовательность хаджа

Ночевка паломников в долине Муздалифа

1. Войти в ихрам

Мусульмане проходят микат, то есть специально отведенное место, которым обозначена граница территории, вход на которую возможен только в состоянии ихрам, затем произносят намерение совершить паломничество, а затем говорят тальбийа: «Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!».

2. Первый раз паломник обходит вокруг Священной Каабы в седьмой день зуль-хиджа. Мусульмане, совершающие хадж, должны войти в Масджид аль-Харам, будучи босыми, пройдя через Баб ас-Салам или Врата мира с правой ноги. После этого паломник должен проследовать к «Черному камню» и коснуться его рукой или поцеловать.

3. Далее совершают Сай, то есть бег между холмами Марва и Сафа семь раз. Далее мусульмане, совершающие хадж, направляются к священному колодцу, который носит название Замзам, и пьют эту воду.

4. Центральный обряд всего хаджа или Вукуф (молитвенное стояние в долине Арафат) совершают на девятый день хаджа. Стояние начинают в полдень сразу после того, как Солнце пройдет точку зенита, а завершается стояние перед закатом солнца.

Долина Мина, в которой паломники проживают, исполняя обряды хаджа

5. На десятый день хаджа мусульмане, совершающие хадж, направляются в долину Мина, и там происходит бросание семи камней, которые были подобраны в Муздалифе. Камешки следует кидать в один из трех столбов, последний, джамрат аль-акаба, который символизирует Сатану, преграждавшего дорогу пророку Ибрахиму. Так совершают обряд побивания камнями Шайтана, и мусульмане, кидая камни, посвящают себя мысленно Всевышнему Аллаху, обещая, что приложат все усилия для того, чтобы изгнать из своей жизни нечестие и дьяволов.

6. Праздник Курбан-байрам начинается в этот же день: мусульмане, совершающие хадж, совершают жертвоприношение, после чего волосы или сбривают, или подстригают коротко, а бороды укорачивают.

7. После этого совершают таваф аль-вада или «прощальный» обход вокруг Каабы.

На протяжении трех дней после этого, с одиннадцатого по тринадцатый день включительно, мусульмане также совершают жертвоприношения и приходят в долину Мина, также бросают камни, но уже в каждый из трех столбов, которые называются джамрат аль-акаба, джамрат аль-вуста и джамрат аль-ула.

Заканчиваются обряды хаджа в четырнадцатый день месяца зу-ль-хиджжа. В этот день мусульмане, совершающие паломничество, могут выйти из состояния ихрам.

Многие из паломников после того, как будет завершен хадж, отправляются посмотреть те места, которые в Мекке связаны с жизнью и деятельностью Пророка Мухаммада ﷺ. Паломники могут отправиться в Медину, чтобы увидеть могилу Пророка Мухаммада ﷺ. Также паломники могут посетить город Таиф, в котором Пророк Мухаммед ﷺ укрывался от курайшитов, которые его преследовали – мечеть дяди Пророка Мухаммада ﷺ Аббаса расположена также в этом городе, и в ней паломники могут совершить совместную молитву. В Медине паломники могут посетить Масджид ан-Наби или Мечеть Пророка, которая является второй по значению мечетью после Запретной Мечети. Усыпальница Пророка Мухаммада ﷺ располагается в юго-восточной части мечети, и у могилы его мусульмане произносят приветствие.

Прибыв в Медину, паломники направляются в Мечеть Пророка ﷺ — вторую по значению после Запретной Мечети в Мекке. Совершив молитву, паломники-мужчины следуют в юго-восточную часть мечети, где находится усыпальница пророка Мухаммеда ﷺ и могилы праведных халифов Абу Бакра и Умара.

Также паломники могут посетить мечеть Куба и мечеть ат-Таква или мечеть двух кибл. Пророк Мухаммад ﷺ наставлял мусульман совершить ритуальное омовение в том месте, где они проживают, и потом только идти в мечеть Куба, и эту мечеть Пророк Мухаммад ﷺ посещал сам, когда жил в Медине. Мечеть ат-Таква знаменита своими двумя михрабами, то есть нишами, которые указывают на киблу: в мечети ат-Таква один михраб указывает на Мекку, а другой – на Иерусалим, в котором находится третья святыня мусульман — мечеть Аль-Акса.

Также мусульмане могут посетить кладбище Джаннат аль-Баки: на этом кладбище похоронены члены семьи Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижники.

Меккwwа от древности до наших дней

Священная Мекка.

Слово “мекка” на древнесемитском языке означает “долина”.

В Священном Коране слово “Макка” (по-арабски слово “Мекка” читается как “Макка”) также упоминается как “Бакка”.

Аллах Всевышний, свят Он и велик, сказал: “Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Бекке (Мекке). Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров” (Семейство Имрана, 96).

История Мекки берет свое начало от девятнадцатого века до нашей эры, со времен пророков Ибрахима и Исмаила, да будет мир над ними, и они были первыми, кто поселился на этой священной земле.

В Священном Коране приводятся слова Ибрахима, да будет мир над ним, с которыми он обращался к Аллаху: “Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, — быть может, они будут благодарны” (Ибрахим, 37).

По причине благодатной мольбы к Аллаху, с которым обратился Ибрахим, да будет мир над ним, из под песков и камней пробился священный источник Замзам.

И это в то время, когда закончились еда и питье у Исмаила и его матери Хаджар.

Они поселились на этой священной земле и с тех пор она стала оживляться.

Люди стали переселяться на эту священную землю и население стало разрастаться.

Когда мир был озарен светом пророчества Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, жизнь в Священной Мекке забурлила с новой силой.

Священная Мекка стала киблой для мусульман, и мусульмане обратили свой лик в сторону этого священного места во время своих молитв.

Священная и Благородная Мекка стала колыбелью исламского призыва, но люди населявшие ее стали отвращать людей от Ислама и причинили им много зла, и мусульмане были вынуждены переселиться в Пресветлую Медину.

Мусульмане сделали Медину источником и ключом исламского призыва, свет которого озарил впоследствии и Мекку.

С тех пор и до наших дней этот священный город стал исламским

Праведные халифы уделили огромное внимание Священной Мекке и позаботились об ее святынях

Священная Мекка была и остается объектом пристального внимания и заботы со стороны исламских правителей, которые строили, расширяли и обновляли территории священной столицы мусульман всего мира.

Священные места большого паломничества (хаджа)

Священные места большого паломничества (хаджа)

Священные места, где исполняются обряды хаджа.

1. Арафат

Название “Арафат” происходит от арабского слова “знакомство”, указывая на этимологические корни слова, которые уходят в историю знакомства Адама, да будет мир над ним, с Евой, или же слово происходит от арабского слова “признавать”, указывая на то, что люди признаются и каются в своих грехах в этом месте.

Долина Арафат

— Мечеть “Намира”

“Намира” это название горы западнее мечети, поэтому и называется “мечеть Намира”.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остановился в долине ‘Урана, прочитал там хутбу и совершил молитву.

На том месте, где он, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал хутбу и совершил молитву была построена мечеть в начале правления Аббасидского халифата.

В наши дни эта мечеть была расширена и площадь занимает более 110 тысяч квадратных метров.

Мечеть “Намира”

— Мечеть “ас-Сахрат”

Мечеть находится в долине Арафат, ниже и правее горы “ар-Рахма”. На этом месте находятся большие валуны, возле которых остановился пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в день Арафата.

Мечеть “ас-Сахрат”.

— Гора “ар-Рахма”

Это небольшая гора, которая находится в 20 километрах восточнее Мекки, в долине Арафат.

С достаточно большой длиной окружности, которая составляет 640 метров.

Гора “ар-Рахма”.

2. Мина

Долина Мина находится между Меккой и Муздалифой, в семи километрах на северо-восток от Запретной мечети.

В ней проводят одиннадцатую и двенадцатую ночи месяца зуль-Хиджа — те, которые уходят раньше, и тринадцатую — те, которые предпочли остаться.

Это священное место находится внутри запретных территорий. В этой долине находится мечеть “аль-Хайф” и три джамарата (места, где бросаются камушки).

Мина

— Аль-Джамарат

В переводе с арабского означает “маленькие камушки”.

Аль-Джамарат — это священные места, где совершается обряд бросания камушками трех столбов: малый, средний и большой (‘акаба).

Столбы в наши дни были расширены по причине большого количества паломников, и они сейчас похожи на стены.

Столбы находятся внутри окружности, куда скатываются бросаемые паломниками камушки.

Расстояние между малым и средним столбом составляет около 200 метров, а расстояние между средним и большим (‘акаба) составляет около 247 метров.

— Мечеть “аль-Хайф”

Находится у подножия горы в южной части долины Мина, недалеко от малого (первого) столба в джамарате.

Мечеть “аль-Хайф”.

3. Муздалифа

Священная местность, которая находится между долинами Мина и Арафат. В ней проводят ночь паломники после дня, проведенного в долине Арафат.

В середине Муздалифы расположен аль-Маш’ар аль-Харам, нахождение на котором является желательным.

Паломникам разрешается останавливаться в этом месте, обращаясь к Аллаху с мольбами и восхваляя Его, учитывая, конечно, то, что останавливаться разрешается во всей остальной местности Муздалифа.

Муздалифа.

4. Заповедная мечеть

Заповедный дом Аллаха, где находится несколько священных обрядовых мест:

— Хиджр Исма’ила

Северная часть Каабы, которая не была достроена курайшитами из-за недостатка материальных средств, в результате чего они заложили только основание стены окружной формы, указывая на то, что это часть также входит в Каабу.

Следует указать, что название “Хиджр Исма’ил” это народное название, и не совсем точное, потому что Исма’ил, да будет мир над ним, жил задолго до этого.

— Черный камень

Расположен на южной стороне Каабы, слева от двери (Каабы). Это благородный камень из Рая.

К сожалению, от Благородного Черного камня осталось только восемь небольших частей, которые по своему размеру не больше обычных фиников.

— Йеменский угол

Юго-западный угол Священной Каабы, который называют Йеменским углом, так как находится в направлении Йемена.

Йеменский угол стоит на изначальном фундаменте, который заложили Ибрахим и его сын Исмаил, да будет мир над ними.

— Аль-Мультазам

Часть стены между Чёрным камнем и дверью Каабы длиной около 2 метров.

В этом месте принимается дуа, и является Сунной обращение в этом месте к Аллаху Всевышнему с мольбами, плотно прижавшись к стене Каабы.

Священная Кааба.

Черный камень.

Йеменский угол.

География

Саудовская Аравия часто отождествляется с Аравийским полуостровом, хотя она фактически делит его с другими странами. Столица Аравии — это Эр-Рияд с населением более 4 миллионов человек. Общая численность населения страны превышает 26 миллионов человек. Другие крупные города — Джидда, Мекка, Медина, Даммам. Там проживает более 700 тысяч жителей.

Саудовская Аравия граничит с семью странами. Самая длинная граница (1458 км) с Йеменом. Кроме него, соседними странами являются Ирак, Иордания, Оман, ОАЭ, Кувейт и Катар (всего лишь 60 км). Саудовская Аравия также имеет значительный доступ к Персидскому заливу (береговая линия составляет 2640 км). Самая высокая точка — Джабаль-а-Сауда, лежащая на высоте 3133 м.

Земли Саудовской Аравии характеризуются пустынным ландшафтом и особенным климатом. На территории страны расположено плато Великого Нефуда и крупнейшая в мире песчаная пустыня Руб-эль-Ха́ли. В самом сердце страны есть регион Нептуна, который состоит из гравийной пустынной местности и холмов с утесами. Здесь находится столица страны. Большинство городов сосредоточено на побережье Красного моря. Медина, Джидда и Мекка в Саудовской Аравии имеют особый статус священных городов.

Мекка.

…Рано утром мы поехали в мечеть. Несмотря на ранний час, вокруг  было уже довольно многолюдно. Белые реки паломников со всех сторон стекались к мечети «Аль-Харам». Как и в Медине, вокруг были высокие здания гостиниц и супермаркетов. Вдруг перед нами открылась широкая площадь и минареты, устремлённые ввысь в прозрачную глубину утреннего неба. Мы подошли ближе, но Каабы ещё не было видно. Перед нами стояло многоэтажное здание мечети «Аль-Харам». Пройдя несколько шагов внутри здания, в просвете одной из арок, передо мной промелькнул небольшой кусочек стены Каабы сказано, что дуа тех, кто впервые видит Каабу, принимается. Я тут же начала читать дуа и идти дальше. Через  несколько шагов Кааба предстала передо мной во всей красе. Величественный куб, задрапированный чёрной материей, украшенный золотой вязью аятов из Священного Корана, а вокруг беспокойное, многоголосое людское море, совершающее Таваф — в едином ритме движущееся вокруг Каабы. Вот она, Священная Кааба – Бейт уль Аттик (Древний дом), самая первая мечеть, построенная пророком Адамом (салляллаху аляйхи васаллям) для поклонения Творцу. Я смотрела на неё, не в силах отвести взгляд. Одно дело видеть Каабу на фотографиях и даже по телевизору, но совсем другое — стоять перед ней и читать дуа. Совершенно невозможно передать словами чувства, охватившие меня. Через мгновение я присоединилась к братьям и сёстрам из разных стран и, подхваченная людским потоком, пошла вокруг Каабы. Сколько людей здесь прошло до меня? Сколько пройдёт после? Это знает только Аллах. Первый круг, второй, третий. Я шла вокруг Каабы по белым, слегка прохладным мраморным плитам, читая Коран и обращаясь с молитвами к Всевышнему. В утреннем воздухе со всех сторон слышалось: «Аллаху Акбар!», «Лябайк Аллахумма лябайк!». У многих от радости и волнения на глаза наворачивались слёзы, и они в едином порыве обращались с мольбами к Аллаху – Господу миров. Я подняла голову и увидела над собой стену Каабы и минареты в окнах, которые отражали лучи восходящего солнца. Вот макам Ибрахим, отгороженный позолоченной решеткой, вот Чёрный Камень, но мне не удаётся приблизиться к нему. Я поднимаю руку, повторяю: «Аллаху Акбар», начинаю четвёртый круг, и снова иду вокруг, увлекаемая людским потоком: мизан, Хиджр Исмаиль, рукн Йамани, пятый круг, шестой, седьмой, вот я и закончила совершение первого в своей жизни Тавафа, Тавафа приветствия (Тавафа кудум). Мы вышли из круга, встали чуть поодаль за макамом Ибрахим и совершили намаз-сунну. После этого вдоволь напились воды Зам-Зам и умылись ею. Усталость, накопившаяся за время дороги, исчезла. После этого мы пошли совершать са‘йу. Сначала, зайдя на первый этаж, поднялись на холм Сафа и пошли по направлению к Марва. Было довольно многолюдно и поэтому идти было нелегко. Необходимо было подняться на холм Марва, но он был довольно скользким и я чуть было не упала. И немудрено, ведь до меня по нему прошли миллионы ног. Са‘йу мы продолжили совершать на втором этаже, там было более просторно и меньше людей. В середине пути, который обозначен зелёными огнями, мужчины перешли на более быстрый шаг, который называют рамль. Таким же шагом мужчины совершают и первые три круга обхождения вокруг Каабы.

Отдохнув, вечером мы снова вернулись в мечеть. Поднялись на второй этаж, и начали совершать Таваф. На этот раз мне удалось лучше рассмотреть Каабу. Аяты, вышитые золотыми нитями, были прямо напротив моих глаз. Также удалось лучше рассмотреть дверь Каабы, и даже увидеть серебряный обруч, в котором находится Хаджар-Асвад (Чёрный камень). Как и в первый раз, напротив Чёрного Камня я подняла руку, сказала: «Аллаху Акбар» и пошла на очередной круг. Место, с которого следует начинать таваф, сейчас обозначено зелёным светильником, который паломники в шутку прозвали «светофором». Рядом со мной Таваф совершали мусульмане из Турции, Индонезии, России, Пакистана, Кыргызстана и других стран.

После совершения Тавафа я подошла к краю галереи и посмотрела вниз. Уже стемнело и мечеть «Аль-Харам» озарилась яркими прожекторами, было светло как днём. Море людей разных рас и национальностей двигалось в едином потоке вокруг Каабы. Одни входили в круг, другие выходили, но движение продолжалось и днём и ночью, замирая только на время совершения обязательных намазов. После провозглашения Икамата людской поток останавливался, все поворачивались лицом к Каабе и, выстроившись стройными рядами, в едином ритме начинали совершать намаз. Сразу же после «саляма» движение вокруг Каабы начиналось вновь и так до следующего намаза.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стиль жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: