биография
Семейное оружие
Лукино Висконти в 1972 году
Лукино Висконти родился в известной дворянской семье в Милан, один из семи детей Джузеппе Висконти ди Модроне, Герцог Граццано Висконти и граф Lonate Pozzolo, и его жена Карла (урожденная Эрба, наследница Erba Pharmaceuticals ). Он был формально известен как граф Дон Лукино Висконти ди Модроне и его семья являются филиалом Висконти Миланский. В ранние годы он приобщился к искусству, музыке и театру: изучал игру на виолончели у итальянского виолончелиста и композитора. Лоренцо де Паолис (1890–1965) и познакомился с композитором Джакомо Пуччини, дирижер Артуро Тосканини и писатель Габриэле Д’Аннунцио.[нужна цитата ]
В течение Вторая Мировая Война, Висконти присоединился к Коммунистическая партия Италии.[нужна цитата ]
Висконти не скрывал своего бисексуальность. Его последним партнером был Австрийский актер Гельмут Бергер, сыгравший Мартина в фильме Висконти Проклятый. Бергер также появлялся в фильме Висконти. Людвиг в 1973 г. и Часть разговора в 1974 г. вместе с Берт Ланкастер. Другие любители включены Франко Дзеффирелли, который также работал в команде по дизайну, помощником режиссера и исполнял другие роли в ряде фильмов, опер и театральных постановок Висконти.
Согласно автобиографии Висконти, он и Умберто II Италии в юности в 1920-е годы были гомосексуалисты.
Висконти выкуривал 120 сигарет в день. Он перенес Инсульт в 1972 г., но продолжал сильно курить.[нужна цитата ] Он умер в Риме от очередного инсульта в возрасте 69 лет 17 марта 1976 года.[нужна цитата ] В городе есть музей, посвященный режиссерской работе. Искья.[нужна цитата ]
ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ ЕКАТЕРИНЫ II.
Просвещенным абсолютизмом называют особую разновидность абсолютизма, которая предполагает смягчение произвола самодержца благодаря введению прогрессивных политических институтов (повышение значения независимого суда и законов, использование элементов разделения властей и т. д.), распространения образования, поддержки общественного мнения и самоуправления. Считают, что просвещенный абсолютизм был навеян идеями французских философов, в жизни же в основном сводился к демагогии и показухе.
Екатерина II (1762–1792) обращалась к идеям таких французских просветителей, как Вольтер, Монтескье, Дидро, всячески хотела показать себя их почитательницей. Тем самым ей удалось завоевать авторитет у прогрессивной общественности Западной Европы, хотя в России процветало крепостное право, бюрократическая волокита. Вольнодумцы же (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев) жестоко наказывались.
Основное содержание просвещенного абсолютизма Екатерины II заключалось в следующем:
1) правительство стремилось оказать помощь дворянству в приспособлении их хозяйства к развивающимся торгово-денежным отношениям;
2) политика Екатерины II осуществлялась при сохранении основ крепостничества, самодержавия и господствующего положения дворянства.
В русле политики просвещенного абсолютизма были проведены следующие реформы:
1) в 1765 г. было создано Вольное экономическое общество, которое обсуждало вопросы рационализации сельского хозяйства;
2) началось издание в России общественно-политических журналов. В частности, Екатерина II сама начала издание журнала «Всякая всячина» (1769 г.);
3) силу закона теперь приобретали только письменные распоряжения государыни, причем нарушить закон не имела право даже она (хотя, являясь верховным законодателем, Екатерина II всегда могла изменить неугодный закон);
4) в 1767 г. была созвана Уложенная комиссия из выборных депутатов от разных мест и сословий (кроме крепостных крестьян). Комиссии было дано право выработать проект нового законодательства вместо устаревшего Соборного уложения 1649 г. Работа комиссии оказалась бесплодной, а обширное делопроизводство ее заседаний имеет значение лишь как памятник общественно-исторической мысли. В декабре 1768 г. Уложенная комиссия была распущена;
5) в 1785 г. принята Жалованная грамота дворянству. Она являлась прогрессивным документом только на бумаге. Фактически же она закрепила всевластие использовавшего крепостной труд дворянства, передав ему всю полноту местного управления;
6) в 1785 г. принята Жалованная грамота городам. Она благоприятно сказалась на положении купечества, так как освободила его от подушной подати и тяжелой рекрутской повинности.
Императрица так и не издала обещанную Жалованную грамоту государственным крестьянам. Внешняя политика просвещенного абсолютизма Екатерины II также была чаще лишь на словах прогрессивной, вольнолюбивой.
Императрица поддержала Декларацией о вооруженном нейтралитете 1780 г. Американскую революцию, хотя явилась непримиримым врагом Великой французской революции 1789–1794 гг., которая происходила по соседству, в Европе. В России было жестоко подавлено восстание Емельяна Пугачева (1773–1775 гг.).
Европейский абсолютизм: разные оттенки одного цвета
Теоретики подготовили идеологическую почву для того, чтобы абсолютизм воцарился практически по всей Европе в 17−18-м веках. Франция, Испания, Пруссия и частично Англия, строя централизованные национальные государства, в меньшей или большей степени приходили к практически неограниченной королевской власти. Политические и экономические системы всех упомянутых стран имели большое количество схожих черт. Власть монархов в первую очередь опиралась на дворянство, представители которого занимали все ключевые высшие гражданские и военные посты. Государственная машина выживала за счёт бюрократии и чёткого распределения полномочий.
Собранные из зачастую непохожих друг на друга областей и регионов, абсолютистские государства с течением времени становились унитарными странами с единым законодательством, гарантом которого являлся монарх. Он же оказывал покровительство национальной экономике — политика «меркантилизма» появилась именно во время становления и расцвета абсолютных монархий. Любопытно, что именно эта политика позволила сформироваться условной национальной буржуазии — выходцам из третьего сословия, которые за счёт личной инициативы и деловой жилки сформировали большие капиталы и стали бороться за политические права. Это в конечном итоге в будущем приведёт к радикальным или мирным трансформациям абсолютизма в Европе.
Несмотря на большое количество общих черт, в каждой европейской стране абсолютизм имел особенности, а генезис и развитие политической системы шли совершенно разными путями. Классическая абсолютная монархия, по мнению историков, сложилась во Франции в 17−18-м веках. Зенитом этой политической системы стала эпоха правления «короля-Солнце» Людовика XIV. В других странах абсолютизм имел свои особенности. Английская абсолютная монархия, например, не смогла достичь французского уровня и оказалась серьёзно ограничена парламентом — сказалось поражение лоялистов в Гражданской войне. Прусский абсолютизм в наибольшей степени сложился из военных предпосылок — «вылупился из пушечного ядра». Генезис административной системы в стране был обусловлен консолидацией земель на фоне постоянных войн прусских герцогов, а затем и королей с соседями.
Пьер Паоло Пазолини
Пьер Паоло ПазолиниФото: ru.wikipedia.org
Наш рассказ был бы неполным, не упомяни мы Пазолини, новый голос авторского итальянского кино шестидесятых. Пьер Паоло начинал с сочинения стихов на диалекте родного региона Фриули, затем перешел к написанию прозы и только после этого приобщился к кинематографу.
Его первой картиной стала «Аккаттоне» (1961), рассказ о короткой карьере римского воришки. В эти дни Пазолини не только снимал свои фильмы, но и подрабатывал сценаристом, внеся вклад в создание «Сладкой жизни» Феллини и «Бурной ночи» Мауро Болоньини.
В «Аккаттоне» Пазолини смешал мирское и сакральное, намешав в кучу религию и цитаты из «Божественной комедии» Данте. Режиссера всегда влекла бедность, будто то в Италии или в Третьем мире. Его ностальгия по архаичной культуре средневековья реализовалась во множество картин, визуализирующих классические тексты. Это и «Евангелие от Матфея» (1964), и «Царь Эдип» (1967), «Декамерон» (1970), «Кентерберийские рассказы» (1972) и «Цветок тысяча и одной ночи» (1974).
Пазолини был неудобным глашатаем. Голосом, который без запинки и без стеснения указывал обществу на его пороки. И в то же время ему были не чужды политические амбиции. Одно время он даже являлся членом Коммунистической партии Италии, откуда его, впрочем, выгнали за нетрадиционную сексуальную ориентацию. Пазолини был неравнодушен к католицизму, он публично выступал против абортов, а его фильм «Евангелие от Матфея», свободная и бесхитростная притча, по-прежнему входит в список картин, официально одобренных Ватиканом.
Кадр из к/ф «Евангелие от Матфея», 1964 г.Фото: kinopoisk.ru
Режиссер выражал свое недовольство загрязнением окружающей среды, обнажив удручающие последствия экологической катастрофы в своей знаменитой статье об исчезновении светлячков, насекомых, очень чувствительных к загрязнению воздуха. Частью легенды о Пазолини была и его способность сохранять независимость в своих социальных комментариях. Когда студенты оккупировали Римский университет в 1968 году, Пазолини, скорее, склонялся на сторону полицейских, а не мятежников. Он отмечал, что представители закона изо всех сил старались поддерживать порядок и не допустить кровопролития. Это были простые парни из рабочих семей, не имевшие не единого шанса на хорошее образование, тогда как митингующие студенты, в большинстве своем, воспитывались в привилегированных условиях.
Пазолини погиб при трагических обстоятельствах. Большая часть теорий, связанных с его смертью от рук уличных жиголо на римском пляже (1975 год), описана в книге Марко Туллио Джорданы «Пазолини. Преступление по-итальянски» (1995).
Фильмы
Первый фильм «Одержимость» («Наваждение»), вышедший в свет в 1942 году, являлся экранизацией романа Джеймса Кейна «Почтальон звонит дважды». На фоне царившего в то время «парадного» кинематографа эта история любви, преступления и возмездия резко выделялась жестким, не приукрашенным изображением нищей Италии, мрачным темпераментом и накалом страстей.
Режиссер Лукино Висконти
В августе 1948 года фильм «Земля дрожит» был представлен зрителям на Венецианском кинофестивале. Картина поразила всех необычайным сочетанием правдивости и высокого поэтического достоинства.
Стоит отметить, что, снимая кино, Висконти всегда черпал вдохновение в театре. Поставив в Ла Скала трехактную оперу Гаспаре Спонтини «Весталка», режиссер создал фильм «Чувство» (1954 год), в котором проявилась важная для творчества Лукино тема противоречия между эгоизмом страсти и нормами общественной морали.
Лукино Висконти
Экранизируя в 1957 году повесть Федора Михайловича Достоевского «Белые ночи», Висконти перенес действе в Италию и насытил ткань фильма лиризмом, вольной игрой фантазии и театрализацией. В 1960-ом кинематографист вернулся к привычной для итальянских неореалистов теме жизни современного города в фильме «Рокко и его братья». В этой киноленте он поднял острую для Италии социальную проблему адаптации выходцев с юга страны в промышленных центрах.
Хельмут Бергер и Лукино Висконти
Так на примере судьбы братьев Рокко, Симоне, Винченцо, Чиро и Луки показана жизнь простых итальянцев той эпохи. Стоит отметить и то, что значительная доля в успехе этого фильма принадлежит актерам Анни Жирардо (Надя), Алену Делону (Рокко) и Ренато Сальватори (Симоне), прекрасно справившимся со своими ролями.
Также 1960-х годах Висконти работал и в жанре короткометражного кино. В 1961 году он снял эпизод «Работа» по новелле Ги де Мопассана «На постели» для фильма «Боккаччо-70», а в 1966 году — новеллу «Колдунья, сожженная заживо» для фильма «Колдунья».
Кадр из фильма Лукино Висконти «Леопард»
В 1962 году Висконти поставил фильм «Леопард». Картина, снятая по роману Джузеппе Томази ди Лампедуза, повествовала об упадке сицилийского поместья и выходе буржуазии на историческую сцену. В 1963-ем лента была удостоена главной премии Каннского кинофестиваля. Еще один вариант гибели семейного рода представлен в фильме «Туманные звезды Большой Медведицы» (1965 год — главный приз Венецианского кинофестиваля), полном символики и различных ассоциаций.
В 1967-ом Лукино экранизировал роман Альбера Камю «Посторонний». Следующий фильм «Гибель богов» (1969 год) повествовал о семье немецких промышленников, о нравственном одичании верхушки общества и приходе власти фашистов.
Кадр из фильма Лукино Висконти «Гибель богов»
В этом же году в свет вышел кинематографический сборник из пяти новелл, снятых режиссерами Лукино Висконти, Мауро Болоньини, Пьером Паоло Пазолини, Франко Росси и Витторио Де Сика.
О том, что Висконти прекрасно знал и понимал немецкую культуру, свидетельствуют и следующие работы режиссера: «Смерть в Венеции» (1971 год), «Людвиг» (1973 год). Кинокритики окрестили эти картины «немецкой трилогией» Висконти.
Фильм «Смерть в Венеции» был снят по известной новелле Томаса Манна в 1971 году и удостоен премии Каннского фестиваля. Завершала «немецкую трилогию» лента «Людвиг» — о короле Баварском, тщетно пытавшемся создать идеальное царство.
Лукино Висконти на съемках фильма «Смерть в Венеции»
Режиссер мечтал превратить «немецкую трилогию» в тетралогию, экранизировав «Волшебную гору» Томаса Манна, и таким образом завершить кинематографическую карьеру. Правда, сначала он поставил камерный фильм «Семейный портрет в интерьере» с небольшим количеством персонажей. Главные роли в картине исполнили Берт Ланкастер, Хельмут Бергер и Сильвана Мангано. Осенью 1974 года «Семейный портрет в интерьере» был завершен. Герой ленты — интеллектуал, который уходит в себя, предпочитая общению с людьми коллекционирование картин.
Абсолютная монархия в России
Россия значительно отставала от Европы в переходе к абсолютизму примерно на 200 лет. Просуществовав в виде Самодержавия, с отличительной способностью — незначительным развитием класса капиталистов.
Став первым русским царём Иван IV Грозный, считается историками основателем абсолютной монархии в России. Его власть была неограниченной, в своих решениях он базировался только на себя. При его правлении значительно продвинулись границы, увеличивая площадь государства, стала развиваться экономика и денежная система.
Последовавшие после правления Ивана Грозного «Смутные времена» и смена династий вплоть до смуты 1612 года привели к торможению процесса становления абсолютизма. Подхватил инициативу укрепления власти царя в России Пётр I, из династии Романовых. Во время его правления абсолютная монархия установилась в полной мере, назвавшись Самодержавием. При нём, как и при Иване Грозном, Россия значительно увеличила свои территории, приобрела флот и выходы к морям.
Различием становления абсолютной монархии в России от Европы, где она возникла от противостояния классов общества, заключалась в необходимости централизации и усиления власти монарха для защиты от вражеских государств. При такой деспотической власти царь становился помазанником Божьим, равняясь с фараонами Египта и Владыками Месопотамии.
Результат Просвещения в России
Лучше всего суть просвещения, как его понимала сама Екатерина II, выражает наказ Уложенной комиссии, принадлежащий перу императрицы.
Рис. 4. Екатерина пишет наказ
Основными идеями наказа были:
- самодержавие — единственная форма правления в России;
- «естественное» деление на тех, кто правит, и тех, кем управляют;
- главенство закона над всем сословиями;
- свобода для всех, разрешено все, что не запрещено законом, воля монарха направляет подданных в нужном направлении;
- долг государя заботиться о подданных.
В основном эти идеи остались только на бумаге. 90% подданных реформы вообще не коснулись — крестьянство осталось в крепостной зависимости, которое только усилилось.
Полный титул или знаменитый род Висконти
Его полное имя и титул — дон Лукино Висконти ди Модроне, граф Лонате-Поццоло, синьор ди Кордженто, консиньер ди Сомма, Кренна и Аньяделло, миланский патриций.
Так как я живу на территории Ломбардии, которая принадлежала этому древнейшему герцогскому роду, то рассказать и хотя бы чуть-чуть понять его (не говорю приблизится, так как это невозможно, как невозможно приблизится к звезде, дарящей свет в тёмное время суток) и задержать дыхание.
Мне кажется, что Лукино Висконти испытывал просто физическую боль, когда видел что-то не красивое. Ему посчастливилось родиться в уникальной семье в ноябре 1906 года.
Отец Джузеппе Висконти долгое время был хранителем Лувра, театральным меценатом, а мать невероятная красавица Карла Эрба происходила из богатейшей семьи фармацевтов.
Мальчик был четвёртым из семи детей и получил превосходное образование:
- знал четыре языка
- играл на фортепиано и виолончели
- с юности увлекался оперой, ещё бы театр Ла Скала (La Scala) стоит на родовой земле, принадлежащей роду Висконти. А в 1948 году семья спасла театр от финансового краха и 4 ложа всегда зарезервировано за семьёй.
- Лукино Висконти любил лошадей и был лучшим заводчиком, выигрывал много, но очень скоро охладел и «устал».
Оперный театр Ла Скала (La Scala)
В поисках «себя»
Он уехал сначала в Америку, затем вернулся в Европу в поисках чем бы заняться. Коко Шанель, хорошо знавшая и любившая Висконти, знакомит его в 1936 году с Жаном Ренуаром сыном великого художника и он становится его ассистентом «от нечего делать».
Ему не нужно заканчивать ВГИК или высшие режиссерские курсы, он аристократ с большим вкусом и талантом. Работа с Ренуаром было началом сближения с коммунистами, а в 1939 году Висконти возвращается в Италию на похороны матери, которую боготворил, уже коммунистом.
У власти диктатор, который любит и прославляет военные победы, а курирует кинематограф Италии его сын Бенито Муссолини. В редакции в 1941 году познакомились Висконти и Феллини. Они ещё не сняли ни одного фильма, но оба ненавидят фашизм.
Висконти оказывается в рядах антифашистского сопротивления и попадает в плен, в «пансион Яккорино», где переживает пытки, имитацию расстрела, становится жертвой сексуального насилия и 9 дней находится в камере площадью в 1 кв.м. без еды.
Трудно представить человека, который жил во дворце герцогов, расписанного самим Джотто и относился к роскоши, как к привычному, удобном образу жизни, несломленным.
Человек «парадоксов»
Висконти состоял из парадоксов он был гомосексуалистом и вступил в коммунистическую партию, знал о красоте все и верил, что воспитывает только красота, а поверить и проверить — это истинная дистанция счастья.
Два любимца итальянского кино, Федерико Фелини и Лукино Висконти, но какие разные пути, какое разное происхождение.
Luchino Visconti, Federico Fellini, Francesco Rosi
Марчело Мастрояни назвал Висконти учителем, о котором все мечтают, а Феллини другом, которого все хотят. Но что такое подлинный аристократ Висконти, который не высокомерен по отношению к людям, стоящим ниже на социальной лестнице, который строг к себе и своим фильмам, который не стесняется говорить правду, а к смерти относится скорее с любопытством.
Особенности реализации политики просвещенного абсолютизма в России
В России реформы тормозились дворянством, ратовавшим за консервацию крепостного строя. Даже выступавший за свободу крестьян Радищев делал это только на словах, пользуясь плодами труда своих крепостных. И философские размышления о свободе ничуть не мешали ему торговать крепостными.
Императрица много сделала для развития образования. Императрица основала приюты для сирот, которые становились свободным людьми. Были ограничены права церкви, секуляризованы монастырские владения. Более 1 миллиона монастырских крестьян стали государственными. Это значительно улучшило их положение.
Реформы
С середины XVIII просвещенный абсолютизм дорос до реформ. Они касались многих сфер жизни.
Можно выделить ряд основных изменений:
- Сословные. Ограничивались права дворян и духовенства. Больше прав получало третье сословие, зарождающаяся буржуазия.
- Экономические. Устанавливались пошлины на ввозимые товары, поощрялось развитие промышленности и торговли.
- Судебные. Были отменены или ограничены пытки, суду начала подлежать знать.
- Крестьянские. Впервые власти начали проводить меры по улучшению состояния крестьян. В Австрии отменили крепостное право.
- Образовательные. Начальная школа становится более доступной для низших сословий, появляются новые светские школы.
- Церковные. Упразднены в католических странах суды инквизиции, церковь отстранили от светских дел.
Рис. 3. Здание Академии Наук, построенное при Екатерине
История любви и фильм «Леопард»
В жизни Висконти была очень сильная история любви. В 1934 году он влюбляется и делает предложение Ирме Виндишгрец, девушке очень знатного австрийского рода, он ей пишет потрясающие письма и называет её куколкой, но семья ему отказывает, не дав согласия на брак и Ирма выходит замуж за банкира.
Наверное, с тех пор Висконти никогда в своих фильмах не рассказывает о счастье, его фильмы обычно рациональные и с двойным подтекстом. И только в «Леопарде» чувствуется лиризм и нежность. Это первый фильм Висконти, увиденный мною. В главной роли известный голливудский актёр Берт Ланкастер.
Нужно сказать, что продюсером фильма был американец и для показа в Голливуде был необходим именно американский актёр, Висконти буквально навязали Берта Ланкастера и поначалу отношения между ними абсолютно не складывалось.
В начале съёмок актёр «капризничал», но Висконти умел показать кто в доме хозяин.
Фильм «Леопард» поставлен по роману другого графа Джузеппе Томази ди Лампедуза, который не был писателем, но на склоне лет хотел издать свой единственный роман. Его опубликовали после смерти, а в 1962г Висконти приехал на Сицилию, чтобы снять свой фильм в зените творческих сил. Спустя год он получил «Золотую пальмовую ветвь», а друзья после этого называли его леопардом.
Здесь Висконти показывает, как на смену истинной аристократии приходят нувориши, новая буржуазия, имеющая деньги купить одежду, но не умеющая её носить, не умеющая сидеть за столом.
Настроение Висконти созвучно с главным героем князем Салино, который в одном из эпизодов говорит: «Мы были леопардами и львами, а на смену приходят шакалы».
Действие происходит в 19 веке во время национально-освободительного движения против объединения Италии. Князю не хочется быть вместе с новой властью, но его эпоха уходит, и он покидает мир вместе с ней.
Фильм цветной, очень красочный, а последняя сцена бала, которая длится почти час, снята настолько искусно, что «глаз не оторвать». Всё настоящее убранство столов, флористика, костюмы, свечи, великолепие интерьеров, он сочетает с мощным интеллектом, с тонким вкусом.
Фильм Леопард (Gattopardo) 1962 г.
Со временем Берт Ланкастер, который не заканчивал театральных институтов скажет, что в Голливуде он не встречал таких режиссёров. А ведь они были в чем-то похожи, оба имели опыт войны и даже рост у обоих 1 метр 85 см.
В «Леопарде» снимаются и Алён Делон с Клаудией Кардинале, и оба они необыкновенно прекрасны. После окончания фильма Клаудия Кардинале напишет: «Он был последний князь кинематографа, а войти на съёмочную площадку было все равно что войти в храм», и еще: «Висконти научил меня быть красивой». Он подарил ей расшитую золотом шаль.
Макиавелли, Боден и Гоббс: философское обоснование абсолютной власти
Времена меняются, и политическое устройство государств должно поспевать вслед. Европа стремительно двигалась к доминированию в мире — в результате Великих географических открытий она аккумулировала значительные ресурсы. Постепенно стали складываться сильные централизованные государства, которые требовали смены системы управления — средневековые традиции уже не отвечали веяниям времени. А постоянные войны, проходившие в Европе в то время, требовали объединения под эгидой сильного правителя.
Складыванию новой европейской политической реальности способствовали и труды известных философов. Большое значение в этой связи имели работы Никколо Макиавелли и Жана Бодена — последний прямо указывал на право принадлежности высшей власти монарху, который, несмотря на своё божественное предназначение распоряжаться ресурсами и подданными по своему разумению, нёс перед населением большую ответственность, а нарушение их прав и свобод шло вразрез с христианской моралью и этикой. Этот компромисс на деле вёл к существованию при монаршей особе представительных органов, подчёркивающих легитимность власти — своеобразный «общественный договор» государя и сословий.
Фрагмент обложки «Шести книг о государстве» Бодена. (wikipedia.org)
В похожем ключе рассуждал Томас Гоббс в «Левиафане». Этот труд, возникший под впечатлением от кровопролитной борьбы монарха и парламента в Англии, также говорил об особенностях общественного договора и источнике власти — мыслитель продвигал в книге идею о суверене, обладающем абсолютной властью и создававшем моральные обязательства для своих подданных. Эта теория несколько расширяет для современного читателя понятие абсолютизма, поскольку позволяет быть той самой абсолютной властью не только монарху, но и сословно-представительным органам, что впоследствии подорвёт идеологическую основу монаршего абсолютизма в европейской цивилизации.
Фрагмент титульного листа «Левиафана» Т. Гоббса. (wikipedia.org)