Архитектор должен уметь смотреть на проект глазами девелопера
Архитектор и девелопер — это две роли, между которыми происходит главное противостояние. Девелопер больше всех рискует, и он демотивирован этими рисками. Он не желает инноваций, он хочет сделать так, чтобы точно получить деньги, которые вложил. Архитектор мотивирован идеями и мало рискует. Зачастую он не пытается встать на позицию девелопера и понять, что нужно бизнесу.
По статистике, строительство — единственная отрасль, продуктивность которой с 1960-х годов только падает. Это происходит как раз из-за столкновения интересов архитекторов и девелоперов. Зато, когда они объединяются, получаются шедевры. Если поместить человека со знанием архитектора в условия девелопера, будет чудо. Потому что он наконец-то начнет реально оценивать свои риски.
Архитектор будущего умеет кодить и не боится искусственного интеллекта
Чему нужно учиться архитектору будущего? Во многом тому же, чему мы учимся сейчас или в последние пять лет. Но все это будет работать гораздо быстрее, с автоматизацией рабочие процессы будут ускоряться, а сама работа будет усложняться. Проблемы, с которыми мы будем иметь дело, станут крупнее, это будет уже не просто создание постройки как объекта архитектуры. Мы должны учиться кодить, работать с большими данными, нам нужно знать, как устроена наша планета, что такое экология и долгосрочное развитие. Еще несколько лет назад я даже не думал о том, что такое машинное обучение, а сейчас во многих архитектурных бюро есть специалисты в этой области.
Конечно, мы уже используем много вычислительных мощностей в нашей работе. Запускаем программы симуляции, которые виртуально множество раз тестируют модель. Огромное количество чертежей уже производится автоматически. Но компьютер не имеет четкого представления о том, каким должно быть здание, не может обозначить приоритеты. И мы, архитекторы, как раз должны учиться формировать видение пространства в будущем. Хотим ли мы видеть мир с чистым воздухом, с грамотным использованием ресурсов, отвечающим не только нашим сегодняшним потребностям, но и будущим людям и зданиям? В такой ситуации архитектор становится властителем роботов, потому что у него есть это понимание.
Мы в КБ много думаем о будущем, но для нас излишнее внимание к будущему, как и неумеренное увлечение прошлым, означает боязнь настоящего. В наших проектах мы смотрим, чтó сегодня мы можем сделать, чтобы сформировать будущее, в котором мы можем оказаться
В архитектуре хватает людей с хорошими идеями, а вот с клиентами у нас проблема.
Конференция «Архитектор будущего» прошла в рамках образовательной программы АРХИТЕКТОРЫ.РФ, инициированной ДОМ.РФ и Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» при поддержке Минстроя России.
Города будущего будут умными и энергоэффективными, а транспортные системы — трехмерными
Сегодняшние проекты должны создаваться с учетом будущей ситуации — например, если меня попросят спроектировать гараж, то я должен буду учесть, что в будущем, возможно, у людей уже не будет собственного транспорта, и тогда строить гараж просто не будет смысла. Архитектурные бюро должны работать как инкубатор, продумывать то, как пространство будет жить в будущем.
В будущем город начнет двигаться в третьем измерении, мы выйдем за пределы улиц на земле и под землей и переместимся на улицы в небе. И это не фантастический фильм — у нас уже есть потенциальные клиенты, которые хотят, чтобы мы проектировали будущие города с учетом того, что там будут летающие автомобили. У архитекторов будущего вообще будет расширенное понимание транспортных систем. Мне кажется, их будет изучать отдельная дисциплина, а архитекторы начнут разрабатывать здания, напрямую взаимодействующие со средствами передвижения. Уже сегодня архитектор должен понимать, как работают системы общественного транспорта и как здания будут в связи с этим изменяться.
Уже сейчас мы начинаем думать об устойчивом развитии. Например, заправка будущего будет индукционной, встроенной в улицы. Ваш автомобиль просто стоит на асфальте и заряжается. Мы в Foster + Partners уже работаем над проектами, когда здания и припаркованные автомобили используют одни и те же источники энергии, более того — здание помогает заряжать автомобиль, а автомобиль помогает заряжать здание в течение дня. Таким образом автомобиль коммуницирует с городом, отдавая энергию в рамках единой экосистемы, и город справляется с пиками спроса на электричество. Этот взаимообмен электроэнергией может сократить количество электростанций, которые нам нужны. А если представить мультипликацию эффекта Uber на весь транспорт, тогда, возможно, и улицы можно было бы перепроектировать, выделив больше парковых пространств или пешеходных зон на замену бывшим автомобильным улицам.
В 1940-е и 1950-е годы автомобиль изменил мир; расстояния, ширина дорог (спальные районы — это все результат трансформации города под автомобиль). Диджитализация пространства — это некое обратное движение, направленное в центр. В ближайшие десять лет цифровизация изменит облик городов по всему миру так же сильно, как когда-то изменил автомобиль.
Нужно понять, как увеличивать интенсивность использования этих пространств, как делать их более актуальными и соответствующими нуждам людей. Причем потребности меняются быстрее реализации: часто бывает так, что объект еще не успели достроить, а необходимость в нем уже пропала.
Архитектура — это командная работа
Профессия архитектора сильно трансформируется в последние годы: есть архитекторы-проектировщики, визионеры-идеологи, программисты, активисты, дизайнеры, политики, технологи, экономисты, журналисты, художники, концептуалисты. У нас миллион разных профессий и специализаций. Быть архитектором — значит уметь объединять огромное количество разных людей вокруг большой сложной идеи. У архитектора широкие знания, он умеет разговаривать на профессиональном языке почти с каждым своим смежником.
Если раньше проекты были основаны на одном чертеже, то сейчас все максимально усложняется и скоро главной задачей архитекторов станет координация разных дисциплин, они будут работать как кураторы или координаторы общего видения. Поэтому уже сегодня нужно понимать, как собрать проектную команду, в которой должны быть люди, получившие разное образование и работающие в различных областях.
Например, я начал работать просто как архитектор, а после программы переподготовки понял, что хочу заниматься исключительно проблемами устойчивого развития и созданием экологичных систем энергопотребления для разных зданий.
В КБ «Стрелка» работает порядка 300 человек. Процентов 30 из них — архитекторы-градостроители, но наша работа делается не только архитекторами. У нас есть центры антропологии и городской экономики, есть люди, которые занимаются вовлечением. Антрополог вместе с архитектором могут сделать хороший городской проект, экономист с политологом тоже в состоянии придумать неплохое решение. История о том, что архитектор сам может нарисовать проект и потом его реализовать, закончилась, бал правит мультидисциплинарность.
Когда-то давно вообще не было авторской архитектуры, просто кто-то придумывал идею, кто-то помогал строить здание, в какой-то момент этот процесс стал более персонализированным, и вот у нас есть архитекторы. Сейчас коллективное усилие в некоторой степени возвращается, но, как мне кажется, в этом все еще много личностного, авторство по-прежнему имеет ценность и никуда в ближайшее время не денется.
panimoni / iStock
Карьера
Окончив училище, выпускник пытался устроиться по профессии. Саванец переехал в Борисоглебск Воронежской области, где искал работу летчика-инструктора. Уволившись из вооруженных сил, мужчина снова сменил место жительства, обосновавшись сначала в Подмосковье, а затем в Москве.
Игорь Саванец в юности / Фото:
Источником заработка для Игоря поначалу была интернет-коммерция, несколько лет он торговал спортивными товарами под маркой Veltrend, а также занимался другими продажами в онлайн-магазинах и рекламным маркетингом.
После переезда в 2019 году в столицу Саванец работал фасовщиком, комплектовщиком, занимался шлифовкой и полировкой автомобилей под вывеской фирмы «Автоблеск». В 2020 году уроженец Амурской области основал клининговую компанию Qlean-Home, предоставлявшую услуги по уборке жилья, торговых, складских и других объектов. Сейчас Игорь имеет регистрацию в качестве ИП с основным видом деятельности «комплексное обслуживание помещений».
Согласно оставленным в Сети резюме, бывший пилот освоил в Москве еще одну специальность, отучившись в школе при киностудии имени Максима Горького. Навыки актерского мастерства, яркая внешность и высокий рост (190 см) пригодились Саванцу в работе моделью. Игорь соглашался на оплачиваемые съемки в рекламных фотосессиях и видеороликах, был готов сотрудничать с брендами одежды и маркетплейсами по бартеру или TFP.
Шоу «Мистер Х»
В 2022 году Саванец прошел кастинг в новый романтический проект «Мистер Х» от телеканала «Пятница!». По задумке создателей реалити-шоу, 30 девушек должны бороться за сердце главного героя, мечтающего встретить любовь всей жизни.
Игорь Саванец в шоу «Мистер Х» на телеканале «Пятница!» / кадр из телешоу
Правда, продюсеры изменили биографию Игоря, представив его как криптомиллионера, владельца одной из самых крупных майнинговых ферм в России, а не работника клининговой службы со скромной зарплатой. Таким образом шоураннеры решили поставить социальный эксперимент и выяснить, что важнее для нынешних девушек — истинные чувства или корыстное стремление к материальному достатку.
Чтобы Саванец был больше похож на состоятельного холостяка, ему создали образ удачливого бизнесмена, владеющего собственным делом с 16 лет. Герою поставили виниры, с помощью стилистов подобрали гардероб из люксовых марок, обучили правилам этикета и придумали соответствующее статусу хобби — коллекционирование роскошных часов.
Основательно подготовив псевдомиллионера, продюсеры отобрали претенденток и приступили к съемкам. Истинную личность незнакомца участницы узнали только спустя восемь недель в финале проекта. От зрителей же фигуру и имя холостяка держали в секрете почти до премьеры дебютного сезона.
В эфире телеканала «Пятница!» реалити-шоу стартовало в начале сентября 2022-го. Ведущим выбран блогер, певец и актер Роман Каграманов. В числе участниц оказались девушки разных типажей и профессий: психолог, бизнесвумен, мастер по татуировкам и многие другие.
Интересные факты
- В 1958 году в СССР вышла музыкальная мелодрама «Мистер Икс», снятая по мотивам оперетты «Принцесса цирка» Имре Кальмана. Главную роль сыграл Георг Отс, а в цирковых трюках актера дублировал Мстислав Запашный. Одноименный триллер презентовали индийские кинематографисты в 2015 году, но с кардинально иным сюжетом: по сценарию, честный полицейский Рагхурам (Эмран Хашми) получает способность становиться невидимым и решает использовать эту возможность, чтобы вершить правосудие.
- В один день с Саванцом родились Игорь Ливанов, Франсуа Озон, Джонни Ли Миллер и Шейлин Вудли.
- В число любимых треков Игоря на портале «Яндекс.Музыка» вошли, в основном, композиции зарубежных исполнителей. Среди них: Asking Alexandria, Breaking Benjamin, Bullet For My Valentine, Энрике Иглесиас, Кэти Перри. Из русскоязычных артистов в подборку попали Kamik, Ray, Amatory и Антон Токарев.
- В четвертом выпуске шоу «Мистер X» участницам рассказали несколько интересных фактов о главном герое. Так. он никогда не встречался одновременно с двумя девушками, его любимое блюдо — котлеты с пюре, эрогенная зона — спина, а в отношениях ему не нравятся женские слезы, используемые как способ манипуляции.
Архитектор должен уметь смотреть на проект глазами жителей
Сегодня все говорят о том, что невозможно делать проект без жителей. Есть два ключевых фактора: определенность проекта, который вы показываете публике, и вовлеченность людей в проект, который вы хотите реализовать. Чем выше определенность, тем меньше вовлеченность. Вы должны понимать: как только вы показали людям готовый проект, вы их не заставите высказать свое мнение. Поэтому нужно сначала вовлекать жителей в процесс реорганизации городской среды и уже потом переходить к проектной документации.
В проектировании мне кажется правильным переход от проектной модели (я придумал идеальную модель и через тернии тащу ее к звездам) к модели управления эффектом. Нужно забыть про идеальный образ, который вы хотите воплотить, а понять, какой эффект вы желаете получить от изменения городского пространства.
Для начала можно просто вместе выпить кофе. Так вы узнаете, что кто-то из местных жителей умеет делать художественные инсталляции, другой хорошо работает с деревом, третий каменщик и т. д. Все это очень полезно и ресурсно… На самом деле градостроительство всегда сводится к истории отдельного человека.