Спецслужбы и психиатрическая больница
На заре музыкальной карьеры лидер «ГО» интересовался политикой, был убежденным противником коммунизма и устоявшегося строя, хотя против советской власти никогда не выступал. Однако политический и философский контекст его песен так явно проглядывал сквозь напускное панковское безразличие, что группой и ее создателем не могли не заинтересоваться соответствующие органы.
Егору неоднократно делались внушения сотрудниками КГБ. Они требовали прекратить деятельность коллектива. Поскольку Летов ответил отказом, в 1985 году его поместили в психиатрическую лечебницу. В «психушке» к музыканту применяли насильственные методы лечения, накачивая сильнейшими нейролептиками. Такие препараты использовались для полнейшего изменения психики «пациента», а сам исполнитель сравнивал их действие с лоботомией. Чтобы по-настоящему не сойти с ума, музыкант начал писать тексты — помимо стихов, он создавал и прозаические произведения.
К счастью, заключение длилось всего 4 месяца. Выбраться из психбольницы Егору помог брат Сергей, который пригрозил опубликовать в западных СМИ историю о том, как в СССР борются с неугодными музыкантами.
Бунтарь
Несмотря на то что «Гражданская оборона» существовала фактически в полуподполье, она довольно быстро завоевала популярность за пределами Сибири. Слушала «ГО» в основном молодежь. По некоторым данным, к концу 1980-х армия поклонников рок-группы насчитывала около ста тысяч человек.
Основная тема творчества Летова в 1980-х – социальный и политический протест. Естественно, что за откровенно антикоммунистический характер песен музыканты «Гражданской обороны» подверглись травле со стороны властей. Осенью 1985 года Летова отправили на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу, где, по его словам, он находился на «усиленном обеспечении». Егор боялся, что повышенные дозы нейролептиков сделают из него дебила и сломают всю его жизнь. «В какой-то момент я понял — чтобы не сойти с ума, я должен творить. Я целый день ходил и сочинял: писал рассказы и стихи», – вспоминал музыкант. Связующим звеном между Летовым и внешним миром стал его коллега Олег Судаков (Манагер), который регулярно наведывался в больницу и через решетку забирал всё написанное другом. Егора отпустили лишь спустя четыре месяца, после того, как его брат пригрозил рассказать зарубежной прессе, какими методами в СССР расправляются с неугодными музыкантами.
Последние материалы из раздела «Культура»
Наталья Еприкян, руководитель и продюсер популярного на ТНТ телешоу Comedy Woman, больше известная как Наталья Андреевна, в недавнем …
Кисловодскому Эйнштейну исполнился 1 год
Долговое время информационное агентство «Экспресс – Новости» следит за развитием событий интелектуальной игры «Эйнштейн …
ЭйнштейнПати провел пиратскую вечеринку
В ожидании нового года, хотя до него еще целый месяц, уже начинает хотеться какого-то разнообразия и чего-то новенького.
Как стало …
В Кисловодском лицее КГТИ стартовал новый проект «ЭйнштейнКидс»
В современном мире молниеносно в моду вошло слово «Квиз». Что же оно означает? Это соперничество, в ходе которого определенная …
Квиз «ЭйнштейнПатиКисловодск» встретил Хеллоуин
Хе́ллоуи́н — модный и современный праздник, корни которого ведут далеко к традициям древних кельтов. В Ирландии и Шотландии каждый …
Как живут родные Владимира Турчинского после его смерти
Владимир Турчинский, известный актер и телеведущий, умер в конце 2009 года. Причина смерти — сердечный приступ. С тех пор прошло почти …
Дальнейшие отношения Егора Летова
С 1991 по 1997 годы жизни тесно связаны с подругой покойной Янки Анной Волковой. Егор жил вместе с ней, а также привлекал к созданию некоторых песен на альбомах.
Егор Летов и Анна Волкова
Но свою настоящую любовь музыкант обретает в 1997 году. Избранницей рокера становится Наталья Чумакова, на которой он женится в том же самом году.
Музыкант познакомился с ней еще во время похорон Янки, однако с тех самых пор они не поддерживали контакт. Лишь спустя долгих шесть лет Егор и Наталья поняли, что созданы друг для друга, что и привело к серьезным отношениям.
После свадьбы Наталье Чумаковой также досталось место в группе, где она стала играть на бас-гитаре. Пара прожила вместе до самого конца, пока в 2008 году у Егора не остановилось сердце.
Интересные факты:
Егор Летов был большим поклонником кинематографа, интересуясь не столько массовым кино, сколько артхаусом. В числе его наиболее любимых режиссеров числились Джим Джармуш, Робер Брессон, Андрей Тарковский и Микелянджело Антониони.
В определенный момент Егор Летов даже хотел снять свой собственный фильм, сюжет которого базировался бы на романе «Игра в бисер». Но от затеи Летову пришлось отказаться, так как кино, по признанию музыканта, дело слишком тонкое и требующее немалых средств.
Еще одним увлечением Егора стала литература. Он обожал произведения Достоевского, Бредбери, Кафки, Уэлша и Эдгара По. Литература оказала значительное влияние на его тексты и музыку.
Смерть
У Егора было немало творческих идей, среди которых фильм по роману Хулио Кортасара «Игра в классики» и альтернативные музыкальные проекты. Однако планам было не суждено осуществиться.
19 февраля 2008 года певец скончался. Причиной смерти Летова официально названа остановка сердца. Однако впоследствии была обнародована альтернативная версия — острая дыхательная недостаточность как следствие отравления этанолом.
Похороны, на которые приехало немало народу, в том числе из обеих столиц, сопровождались гражданской панихидой. Егора Летова похоронили в Омске рядом с могилой матери. Спустя 2 года после смерти музыканта на месте его захоронения был установлен памятник, представляющий собой мраморный куб, на котором изображен крест первых христиан.
В 2018 году имя Летова присвоено частному аэропорту малой авиации в Омске. Через год брат рок-музыканта решил безвозмездно передать под музей омскую квартиру Егора, расположенную на улице Петра Осминина, в доме № 5.
10 сентября 2019 года состоялся релиз трибьют-альбома «Без меня», посвященного юбилейной дате со дня рождения знаменитости. В это же время петербургский автор и исполнитель Билли Новик выпустил альбом «Мой Летов», посвященный лидеру культовой группы.
Егору Летову могло исполниться 58 лет
Детство сибирского музыканта
Настоящее имя Егора Летова — Игорь Летов. Музыкант родился 10 сентября 1964 года в Омске. Старший брак исполнителя также посвятил свою жизнь музыке. В творческой атмосфере Летов понял, чему хочет посвятить свою жизнь. Учась играть на гитаре и слушая западный рок, Егор Летом еще в старших классов хотел создать свою группу.
Когда Егор окончил школу, он переехал в Красково, где учился в московском ПТУ. В тот период Егор все больше приобщался к рок-культуре. В 1982 году Егор купил себе бас-гитару, которая стоила на тот момент 100 рублей. В этом же году Егор создал музыкальную группу «Посев». Вместе со сверстниками Летов исполнял гаражный панк. Некоторые из членов «Посева» были с Егором и в эпоху «Гражданской обороны».
Как появился «Гражданская оборона»?
«Гражданская оборона» была сформирована в 1984 году. Свои первые песни группа записывала на квартире. Домашняя студия стала производственным цехом для всех альбомов «Гражданской обороны». Домашняя студия Летова получила необычное название, посвященное названию группы — «ГрОб-Records».
Егор Летов в молодости. Фото: личный архив
В 1985 году «Гражданская оборона» получает популярность по всей России. Теперь о молодых музыкантах знают не только омичи и сибиряки, но и жители других городов и регионов. Мама одного из музыкантов услышала записи сына и обратилась в КГБ. В результате Летова отправили на лечение в психическую больницу, где тот провел полгода. Музыканта держали на нейролептиках. По словам музыканта, одно время он был слепым. Несмотря на это, он писал рассказы и стихи, чтобы не сойти с ума.
После психбольницы Летов вернулся к музыке. В следующие годы вышло множество известных альбомов и песен. В частности, на свет появилась работа «Все идет по плану». В 1990 Летов распускает группу и занимается другим проектом под названием «Егор и Опизденевшие». Однако уже через три года Летов возвращается к «Гражданской обороне». Также в 1998 году Летов организовал проект «Коммунизм».
Последний альбом Егора Летова вышел в 2007 году. Он получил название «Зачем снятся сны?». В результате этот икон считается лучшим. В следующем году Егор Летов умер.
Семья и дети Егора Летова
Были ли у Егора Летова дети? С 1987 по 1991 год Егор Летом находился в отношениях с Янкой Дягилевой, которая также являлась исполнительницей. Однако в 1991 году она умерла при загадочных обстоятельствах.
Второй женщиной Летова стала Анна Волкова. Они встречались с 1991 по 1997 год. Анна занимала должность администратора группы.
Третьей женщиной Летова стала Наталья Чумакова, которая впоследствии даже стала женой музыканта. Свадьба состоялась в 1997 году. Наталья даже принимала участие в выступлениях как бас-гитаристка. Детей у музыканта не было.
Интересные факты
- В детстве Летов рано увлекся серьезной художественной литературой, его любимыми писателями стали Николай Гоголь и Федор Достоевский.
- Хобби музыканта — собирание кактусов. Заинтересовавшись этими растениями, артист прочитал всю возможную литературу, и уже через месяц в его коллекции насчитывалось 36 растений.
- Певец был футбольным фанатом. С юности он болел за ЦСКА, а затем заинтересовался клубом «Челси».
- Первое публичное появление Егора на сцене состоялось в ноябре 1983 года в Москве. По рекомендации старшего брата он выступил в качестве бас-гитариста в одном из экспериментальных составов Сергея Курехина.
- Во время октябрьских событий 1993 года в Москве музыкант вошел в число защитников Белого дома.
Егор Летов — культовый исполнитель 90-х и начала 2000-х годов. Тексты его песен полны самых разных метафор, сравнений и других способов красочного выражения своих мыслей. Но смысл его песен — отдельная тема.
Егор Летов — это легендарный поэт, музыкант и солист культовой группы «Гражданская оборона». Наибольшую популярность его творчества пришлась на 90-е и начала 2000-х годов.
При этом Летов конца 80-х и начала 90-х в корне отличается от летова 2000-х годов. В самом начале своего творческого пути Летов ассоциировался с протестом. Его первый музыкальный проект назывался «Посев» (по аналогии с журналом антикоммунистической направленности).
При этом в своих интервью более позднего периода он отмечал,что не испытывает ненависти к коммунистическому строю и Советскому Союзу в целом, а свои ранние работы он называл простым юношеским протестным настроением.
В его работе также прослеживались нотки нигилизма. Летов славился своей начитанностью, то есть и вдохновение во многом он черпал из литературы, а многие тексты были аллюзиями на то, что он прочитал.
Летов времен легендарного альбома «Русское поле экспериментов» — это Летов некой депрессии. В этой культовой песне, признавался сам Летов, рассказывается о жизни в России.
Он утверждал, что в этой стране есть лишь одна состояние — чемоданное. Летов считал, что там нельзя жить, там можно лишь воевать, болеть и выживать. Он называл Россию «беспощадным зловещим полигоном».
Еще одна песня Егора, которая на слуху буквально у каждого, — это «Все идет по плану».Это своеобразная ирония на происходящее в Советском Союзе. В ней он будто предвосхищал грядущий развал «совка».
В этих строчках видна некая ностальгия по ушедшему , по концу целой эпохи, а сам Ленин представляется в качестве образа необратимого процесса распада. При этом все обещания, которое давало правительство страны советскому народу, — это пустышка.
Летов с искренней любовью через эти слова высказывается о советской символике. То есть, действительно, он не был антисоветчиком и по-настоящему мог скучать по советским временам.
Жена здесь олицетворяет Советский Союз, народ, который умирает и уходит в прошлое вместе с целой эпохой вместе с развалом страны. При распаде Союза откалываются страны, разрушаются заводы — все это происходит под давлением Запада.
Хотя Летов через некоторые свои песни в каком-то смысле скучает по Союзу, он считает государство механизмом, который приводит русский народ к гибели, оно народ превращает в рабов и ограничивает развитие. В текстах может прослеживаться отчаяние и понимание того, что крайне непросто будет что-то изменить.
Еще раз вернувшись к «Русскому полю экспериментов», эта песня длиной в 14 минут полна ассоциаций, архетипов. Другие песни этого периода — это «Моя оборона», «Солдатами не рождаются».
Одного и даже двух-трех-четырех материалов не хватит для того,чтобы понять творчество Летова, ведь каждая из его песен — это особый смысл и новая история.
Дискография
Общая численность композиций (включая кавер-версии, инструментальные произведения, аудиомонологи и аудиоколлажи проекта «Коммунизм»), сделанных Егором Летовым и его соратниками, составляет не менее 1153 записей, автором подавляющего большинства этих вещей является сам Егор Летов. Ниже представлена дискография:
Сольные альбомы
- Русское поле эксперимента (акустика, Егор Летов) — (CDMAN020-98, Bomba-Piter inc., запись Сергея Фирсова, декабрь 1988 года), https://www.bomba-piter.ru/shop/product/letov-egor-russkoe-pole-eksperimenta-akustika-cdman020-98
- Концерт в городе-герое Ленинграде (акустика, Егор Летов) — 02.06.1994 (CDMAN003-96, Bomba-Piter inc., запись Сергея Фирсова в ЛДМ, 1991994 год), https://www.bomba-piter.ru/shop/product/letov-egor-kontsert-v-gorode-geroe-leningrade-cdman003-96
- Егор Летов, концерт в рок-клубе «Полигон» (СПб) — 1997
- Братья Летовы (с Сергеем Летовым), Запись с концерта в «Проекте О. Г. И.». Песни Е. Летова, Коммунизм, ДК. — 2002
- Егор Летов, ГО, Лучшее (сборник концертных треков с Питерских концертов в Полигоне) — 2003
- Вершки и корешки — 2005
- Всё как у людей — 2005
- Апельсин. Акустика — 2011
Бутлеги
- «Песни в пустоту» (акустика с Е. Филатовым) — осень 1986
- «Музыка весны» (в 2 частях) (акустика, Егор Летов) — пиратский сборник записей с акустических концертов и альбомов с 1990 по 1993 года.
Видео
- Концерт в городе-герое Ленинграде (акустика, Егор Летов) — 1994
- Егор Летов, концерт в д/с «Крылья Советов», Москва 16.05.97 + интервью — 1997
Прочие проекты
- «Коммунизм»
- «Егор и опизденевшие»
- «Западъ»
- «Пограничный отряд гражданской обороны» — альбом, записанный в составе одноимённой полумифической рок-группы в 1988 году в домашней студии Егора Летова «ГрОб-Records». В записи приняли участие Евгений «Джон Дабл» Деев (вокал, бас), Константин «Кузя УО» Рябинов (бас, гитара) и Егор Летов (ударные, гитара, вокал).
- «Адольф Гитлер»
- «Враг народа»
- «Великие Октябри»
- «Пик и Клаксон»
- «Спинки мента»
- «Чёрный Лукич»
- «Анархия»
- «Армия Власова»
- «Цыганята и я с Ильича»
- «Христосы на паперти»
- «Инструкция по выживанию»
- «Сатанизм»
- «Русский прорыв»
- «Кооператив Ништяк»
Личная жизнь
Личная жизнь Летова была бурной. Знакомые описывали его как очень разностороннюю личность. Егор был способен неоднократно менять взгляды. На его мнение могли легко повлиять фильм, книга, при этом он являлся прирожденным лидером, рядом с которым тускнели все остальные.
На редких фото музыкант изображен во время концертов, с друзьями или с соратниками по рок-группам, а дома — исключительно с котами. Три беспородных питомца получили прозвища Степа, Петрик и Тиха. Коллеги объясняли любовь Летова к кошкам их независимым характером. Помимо животных, страстью рокера в молодости были книги, из поездок он привозил до 30 кг литературных изданий.
Однако это не означает, что в жизни знаменитости не было женщин. Официально женат Летов был один раз, неофициально — дважды, детей у музыканта не было.
В конце 80-х гражданской женой лидера «Гражданской обороны» была Янка Дягилева — возлюбленная, муза и коллега Летова. Вместе они записали ряд альбомов и сыграли немало концертов-квартирников.
После трагической и загадочной смерти Янки женой музыканта стала подруга Дягилевой Анна Волкова, также участвовавшая в записи некоторых альбомов его группы. Как позднее вспоминал в интервью отец Егора, именно Аня и стала его настоящей любовью. Разошлись они из-за ссоры на почве ревности. В 1997 году Летов женился на Наталье Чумаковой, по совместительству бас-гитаристке группы.
Музыка
Свои песни группа «Посев» записывала на магнитоальбомы. Процесс этот проходил в обычных квартирах на примитивном оборудовании, благодаря чему звук получался глухим, дребезжащим и нечетким. Впоследствии, даже получив доступ к нормальной звукозаписывающей технике, Летов не отказался от «квартирного» метода, сделав «гаражный звук» своим фирменным стилем.
Неповторимость кустарного звучания, характерного и для поздней «Гражданской обороны», во многом была обусловлена музыкальными пристрастиями лидера обеих групп. В интервью Летов не раз упоминал, что на его песни повлиял американский гаражный рок 1960-х и творчество исполнителей, работающих в духе экспериментального, панковского, психоделического рока.
Группа “Гражданская оборона”
Группа «Посев» завершила свое существование в 1984 году. Примерно в это же время была образована легендарная «Гражданская оборона», известная также как «Г.О.» или «ГрОб». Летов продолжал работать в своем излюбленном «гаражном» стиле, одновременно открыв независимую студию звукозаписи «ГрОб-рекордс».
Студия располагалась в квартире обычной омской хрущевки. На деньги, вырученные от концертов, Егор издавал альбомы «Г.О.» и других групп, имеющих отношение к сибирскому панк-року.
Егор Летов на сцене
Выпущенные альбомы, подпольные концерты, распространявшиеся с рук записи и совершенно неповторимый стиль исполнения наряду с матерными текстами песен, исполненными глубоким смыслом, принесли «Гражданской Обороне» оглушительную популярность у советской молодежи. Песни Летова отличает небывалая энергетика, узнаваемый ритм и самобытный звук.
По словам его коллег по цеху, Егор смог доказать, что играть рок можно, даже не умея виртуозно брать сложные аккорды или гениально использовать барабанную установку. Удивительно, но сам Летов никогда не причислял себя к панковскому движению, он просто всегда был «против». Против строя, системы, устоявшихся стереотипов, против самого себя. И этот нигилизм наряду с критичностью текстов взяли за образец последующие советские и русские панк-группы.
Политическая деятельность
В одном из интервью Егор Летов говорил о своей политической позиции так: «Я никогда не симпатизировал демократам». В своём раннем творчестве он выражал протест системе как таковой, провоцируя власти «предпринять активные действия для уничтожения». Но на акции 19 октября 1993 года он познакомился с Александром Дугиным и другими политическими деятелями, под влиянием которых он стал сторонником национал-большевиков.
Сегодня Егора Летова называют одним из основателей Национал-большевистской партии (запрещена в РФ), наряду с Александром Дугиным и Эдуардом Лимоновым. Идеи НБП транслировало рок-движение «Русский прорыв», лидером которой, вместе с Романом Неумоевым и Олегом Судаковым, также был Летов. В 1999 году организатором тура к 15-летию группы выступило движение «Трудовая Россия» Виктора Антипова, но он не состоялся.
Триумфальное возвращение группы Гражданская оборона
К записи очередной пластинки Летов приступил в одиночку. Позже Егор познакомился с братьями Евгением и Олегом Лищенко. На тот момент у них также был коллектив «Пик Клаксон», но ребята не смогли пройти мимо Егора, не протянув последнему руку помощи.
После давления со стороны власти Летов стал фактически изгоем, и только братья Лищенко начали сотрудничать с Егором. Они предоставили ему инструменты и совместно записали пластинку «Лишние звуки».
Всё перевернулось с ног на голову после весеннего выступления группы «Гражданская оборона» в Новосибирске, в 1987 году. Нескольким рок-группам было запрещено выступать на концерте, вместо них организаторы позвали Летова.
Сказать, что это был ошеломительный успех — это ничего не сказать. Публика была в восторге. И Летов вышел из тени.
О концерте быстро узнали в СССР. И тогда Егор быстро записал ещё несколько пластинок. Имея бунтарский характер, музыкант выдумал имена музыкантам, которые якобы принимали участие в записи.
Гражданская оборона: Биография группы
Более того в списке участников группы он ещё указал и Владимира Мешкова — КГБиста-виновника в аресте Летова.
Благодаря триумфальному выступлению в Новосибирске Летов обрёл не только славу, но и верных друзей. Именно там он встретил Янку Дягилеву и Вадима Кузьмина.
Последние помогли Егору избежать психической больницы (повторно). Всей компанией они сбежали из города.
Логично, что в такой ситуации нужно спрятаться, но ребята умудрялись давать концерты по всему Союзу: от Москвы до Сибири. И про новые альбомы они также не забывали.
Со временем группа «Гражданская оборона» стала серьёзным конкурентом для групп Nautilus Pompilius, «Кино» и других легенд русского рока.
Летов был слегка напуган обрушившейся на него популярностью. Он к ней стремился, но теперь понял, что она может навредить аутентичности коллектива.
Голос
Но самой характерной звуковой составляющей ГО, безусловно, является тембр голоса и манера пения самого Летова. Этот по-настоящему «мужской» потусторонний голос, напоминающий то рев загнанного зверя, то завывание ветра в печной трубе, прорывается как бы откуда-то изнутри, из самых дремучих глубин человеческого «динамика».
Кажется, исполни Летов таким голосом «В лесу родилась елочка», и даже эта легкомысленная песенка обрастет новыми интонациями, измерениями и смыслами. Наиболее ярко эта особенность Летовского исполнения проявилась в двух почти «зеркальных» проектах — альбоме «Звездопад» (где Летов исполнил чужие песни советского периода) и «Трибьюте» (где другие рокеры перепели творения Егора). Если в «Трибьюте» подавляющее большинство песен потеряло всяческий дух, то в «Звездопаде» даже изначально «эстрадные» вещи («На дальней станции сойду», «Ветер северный», «Солнце взойдет») зазвучали по-особенному — глубже, что ли.
Егор ЛЕТОВ: -Верю во Всемирную революцию
— На выборах ты выступил в поддержку Зюганова… Зюганов проиграл. А ты?
Е.Л.: Я тоже. Тоже проиграл. Шел по улице и ничего не боялся. Плечами толкал. Стыдно мне было за всех этих встречных, позорно. Да и дело-то не в Зюганове, собственно. Дело в идее, в символе. Кто такой Зюганов? Но то, что он олицетворял, символизировал, — было то, что надо. Национал-патриотический фронт. И ясно это было всем — и нашим, и вашим. В настоящее время единственный кандидат от оппозиции, национал-патриотической оппозиции, реально способный изменить ситуацию в стране, а стало быть, и в мире- Александр Лукашенко. Сам факт того, что инициатором создания союза Белоруссии и России, новой славянской империи, собственно Советского Союза, является именно он, говорит сам за себя.
— Ты считаешь себя националистом?
Е.Л.: Я советский националист. Родина моя — СССР. СССР — это первый и великий шаг вдаль, вперед, в новое время, в новые горизонты. СССР — это не государство, это идея, рука, протянутая для рукопожатия, и слава и величие России в том, что она впервые в истории человечества взяла на себя горькую и праведную миссию прорыва сквозь тысячелетнее прозябание и мракобесие, одиночество человека к великому единению — к человечеству.
Я верю, верую во Всемирную, Вселенскую революцию и готов воевать за нее и словом, и делом, как это делали мои доблестные предшественники, учителя и соратники от Достоевского до Маяковского, все те, кто всегда был против лжи, равнодушия, упадка, смерти. В 1917 году наша страна сделала первый шаг на пути к истине — не бывать ему последним!
— Понятно. А кого ты считаешь в таком случае своими соратниками по духу?
Е.Л.: Я бы сказал, это соратники, скорее, не по духу, а по борьбе на едином метафизическом фронте. Это Сидур, Муратова, Введенский, Артур Ли, Херцог, Платонов, Маркес, Генри Миллер, Тарковский, Филонов, Грюневальд, И. Христос, Кундера, Прометей, Терентьев, Крученых, Бруно Шульц, Высоцкий, Шукшин, Вера Матвеева, Ван Гог, Кобо Абэ, Бергман, Шпаликов, Бердяев, Гоголь, Исикава Такубоку, Норштейн, Г. Гросс и т.п.
— Нет ли у тебя ощущения, что ты задействован некими силами в незримой партии в качестве шахматной фигурки?
Е.Л.: Задействован, не задействован… Солдат, воюющий за Родину, матрос, затыкающий амбразуру, сгорающий Гастелло — это фигурки? Война за правое дело — партия? Я, несомненно, ощущаю силу за своей спиной, но дело в том, что я не соотношу в себе свое настоящее «я», истинную суть со своим эго, телом или паспортными данными. Я и есть та сила. В некотором роде мы — одержимые воплотители, исполнители очень хорошего дела. Отдавая себе в этом отчет или нет, каждый из нас делает то, что должен или может.
— Чем для тебя является рок?
Е.Л.: Рок, каким он был в 60-е годы и каким он воистину должен быть, — живейшая и искреннейшая форма народного творчества нашего времени, преследующая сугубо революционные цели — изменение как существующего порядка, жизненного уклада, так и сознания самого автора-исполнителя и «слушателя-потребителя». Рок — это революция, это бунт через борьбу, через преодоление, возможны прогресс, движения, взламывания тугой скорлупы инерции и застоя. Именно эти цели рок и обязан преследовать и самым жестким, и самым пламенным образом.
— Инерция, по-твоему, — основная причина социальной катастрофы?
Е.Л.: Две беды — инерция и обыватели. Именно из среды обывателей пышно произрастают вся наша «новая буржуазия», мафия, вся лакейская демократическая мразь. В известном смысле все мои песни, все мое творчество всегда были направлены против той пресыщенной, алчной, лакейской прослойки граждан, учиняющей ныне беспримерно циничный, чудовищный раздор и поругание нашей отчизны, оглушительно ратуя за некие «общечеловеческие ценности», сводящиеся к идее собственного ожирения за счет обирания и удушения ближнего своего.
Что касается инерции — мой жизненный опыт самым наглядным и жестоким образом ежедневно доказывает мне, что, ежели не сопротивляться, «собрав всю волю воедино», накатывающему на тебя жизненному потоку, колесу инерции, рутине бытия, пустить себя на самотек, неизбежно наступает самая плачевная, самая позорная, самая омерзительная и чудовищная развязка ситуации, в которой находишься. Ясный взгляд и жесткий непрерывный контроль необходимы в каждом действии, в каждом помысле, иначе неминуемо оказываешься втянутым в самый зловонный водоворот собственных нечистот и крайне плачевных обстоятельств. Все беды — от безделья, безволия и равнодушия. А Царствие Небесное, как известно, силой берется.
Биография
Егор Летов появился на свет в Омске. Произошло это 10 сентября 1964 года. Несмотря на бунтарский характер, Егору удалось окончить 10 классов школы, после чего он поступил в подмосковное ПТУ.
Егор Летов в молодости
Но оказавшись вдали от родного Омска, молодой человек стал вести разгульный образ жизни, что и привело к отчислению. В дальнейшем Егор работал штукатуром, маляром и художником, дабы сводить концы с концами.
Но уже в начале 1980-х годов Егор понял, что его настоящим призванием в жизни является музыка. Он уделял написанию текстов все свое свободное время, интересуясь политической темой.
Уже тогда темы коммунизма фигурировали в творчестве начинающего музыканта.
Увлечение привело к основанию первой группы «Посев», в которой также играл соратник Летова Константин Рябинов. Первое выступление группы произошло еще в 1983 году.
На фото: Егор Летов и Константин Рябинов
Вот только настоящий успех пришел к музыканту значительно позже. В 1984 году Егор и Константин создают новую группу «Гражданская оборона», тексты которых имели бунтарский и остро-социальный характер. Егор не боялся поднимать актуальные темы, использовать жаргон и оскорбления.
Как и следовало ожидать, группа столкнулась с гонениями властей, что вынудило Летова заниматься самостоятельной записью альбомов на собственной квартире. Отсюда следует столь низкокачественное сырое звучание, ставшее визитной карточкой всего творчества Летова 80-х годов.
Группа обрела известно после 1985 года, когда сибирские власти стали предпринимать попытки прекращения творческой деятельности Егора и его друзей. Несмотря на это, музыканты обретают фанатов по всему Советскому Союзу, чему способствовало самобытное звучание, поэзия Летова, а также нескончаемое развитие музыкантов от альбома к альбому.
На творчество группы оказали влияние многие зарубежные коллективы, которыми интересовался Егор. При этом музыка ГрОб’а продолжала сохранять уникальность, не превращаясь в бездумное копирование западных аналогов.
К концу 80-х Гражданская Оборона была распущена, так как Летов занялся работой над сторонним проектом Егор и Опизденевшие, музыка которых былп близка к психоделическому року. Альбомы «Прыг-скок» и «Сто лет одиночества», записанные в рамках проекта, становятся ключевыми во всем творчестве музыканта.
Группа «Гражданская оборона»
В будущем, возроди Гражданскую оборону, Летов откажется от раннего панк-рока, став играть более качественную и мелодичную музыку. Лирика Летова также претерпит серьезные изменения.
Несмотря на кардинальные перемены в творчестве, группа сохраняла свою известность вплоть до самой смерти ее идейного лидера.
Личная жизнь
Важной частью жизни Егора Летова стало знакомство с Янкой Дягилевой, которое произошло еще в 1987 году. На тот момент Егор лишь начинал свой творческий путь, не успев обрести всенародную известность
Егор Летов и Янка Дягилева
Янка также стала важной частью сибирского андерграунда, занимаясь записью песен и концертами на территории собственной квартиры. Девушка прожила короткую, но невероятно яркую жизнь, посмертно став культовой фигурой русского рока
Для Егора Летова она была не просто возлюбленной, но и верным единомышленником. Их объединяла любовь к музыке и творческой деятельности. Так что в течение нескольких лет они продолжали плотное сотрудничество и отношения.
Но 9 мая 1991 года произошло событие, оставившее на жизни Егора серьезный отпечаток. Его подруга Янка была найдена мертвой.
Ее бездыханное тело выловили рыбаки из местного новосибирского пруда. По некоторым данным, Янка покинула дом, после чего пропала на несколько дней.
До сих пор не ясно, было ли это самоубийство, или же причиной смерти послужил несчастный случай.
Некоторое время существовала теория об убийстве Янки. Точного ответа на эти вопросы не было найдено до сих пор.
Личная жизнь и семья Егора Летова
Личная жизнь Егора Летова была тесно связана с его творческой деятельностью. Первой возлюбленной музыканта называют Яну Дягилеву. Они познакомились в апреле 1987 года после концерта на рок-фестивале в Новосибирске, благодаря которому Егор Летов приобрёл огромную популярность. Хотя их отношения не были оформлены официально, Егор называл Янку своей женой. Девушка погибла при загадочных обстоятельствах в 1991 году.
Позднее Летов начал встречаться Анной Волковой, участницей коллектива «Гражданская оборона», которая занималась административными вопросами. Но женой музыканта в 1997 году стала бывшая журналистка и участница группы «Начальники партии» Наталья Чумакова. После этого Наталья вошла в состав «Гражданской обороны». Детей у Егора Летова и Натальи Чумаковой не было. После его смерти она стала наследницей его лейбла «ГрОб-Records».
Смерть
Смерть Егора Летова стала для всех неожиданностью. Он продолжал вести активную творческую деятельность, давал интервью и занимался записью новых песен до самого конца. Но 19 февраля 2008 в новостных сводках появилась информация о скоропостижной смерти лидера Гражданской обороны.
https://youtube.com/watch?v=01tgsL8Wlx4
Первоначально причиной смерти Летова была указана остановка сердца. Но уже совсем скоро врачи констатировали проблемы с дыхательными путями, что могло быть вызвано сильнейшим алкогольным отравлением. Ни для кого не секрет, что Летов периодически злоупотреблял спиртными напитками, что сказалось на его состоянии здоровья. Егор Летов был похоронен в Омске.
«Роковая» любовь
По выходу из психушки, призванной делать человека «покладистым», Летова, наоборот, словно прорвало. Стихи, рассказы шли пачками, альбомы записывались по несколько в год. И вот уже к концу 80-х «Гражданская оборона» практически становится в один ряд с отечественными «монстрами» рока типа «Наутилуса» и «ДДТ».
Но, несмотря на звездный статус, тяга к образу жизни «хиппи» никуда не делась. А тут еще весной 1987 года Летов знакомится со звездочкой сибирского авангарда Янкой Дягилевой, писавшей странные стихи и певшей под гитару в узком кругу.
Они нашли друг друга. И в творчестве, и в быту – и это несмотря на то, что оба сами по себе были самостоятельными личностями со своим собственным «я». Но порой вспыхивавшие ссоры Янка, как любая умная женщина, гасила видимым подчинением – Летов мог завестись на «пустом месте», отругать её при посторонних, при всех сказать, что её песня «г-но» и Янка… соглашалась. Общего у них было намного больше, чем того, о чем спорить. Даже бродячая жизнь, которой им однажды пришлось «хлебнуть».
После одного из подмосковных рок-фестивалей, где им так и не дали выйти на сцену, они просто ушли на улицу и… пошли куда глаза глядят. Почти полгода путешествовали по стране пешком и автостопом, ночевали, где придется – в подвалах и чердаках, в общаговских комнатенках новых друзей и вагонах поездов, стоявших в тупиках. Настоящая жизнь хиппи. Но, по воспоминаниям Летова, какой это был кайф – украсть у зазевавшегося рыночного лоточника батон хлеба или связку бананов! Намного больший, чем бутерброды с «Докторской», предложенные кем-то на «халяву».
Их загадочная любовь тайнами и закончилась. Янка погибла. И её смерть до сих для всех – загадка. Самоубийство или случайные преступники, встретившие одинокую девушку на речном берегу, предсмертная записка, которая, якобы, имевшая место, а потом, как оказалось, выдуманная – всё это только напускало тумана на смерть Янки.
Но… она умерла, а жизнь продолжалась… И Летов, как был Летовым, так им и остался. Да и «злые языки» поговаривали о том, что, в отличие от «заболевшей» «дорожной жизнью» Янки, Егор из того «путешествия» извлекал практический смысл – он как раз находился в розыске. «Компетентные органы» быстро поняли, что бывший пациент психбольницы так и не излечился, продолжив свою «околомузыкальную» антисоветскую деятельность, и вновь пожелали его «прикрыть». За «интерес» к кочевой жизни Летова говорит тот факт, что, как только Егор узнал о том, что розыск с него снят, он сразу же повернул «подметки» до дому.