Космическая архитектура
Повсеместное цитирование космических образов и общий ажиотаж вокруг этой темы спровоцировали расцвет футуризма в архитектуре. С 1960-х до 1980-х практически все общественные постройки — библиотеки, театры и кинотеатры, стадионы и цирки — строились в футуристическом стиле.
Это была удивительная архитектура, в которой космические формы исполнялись в грубой бруталистской эстетике. Бетонные гиганты, локально вырастающие по стране, противоречили радужным и ярким футуристическим образам, показанным в кино. К тому же гигантизм и неустойчивость бетона к внешним воздействиям привели к видимым повреждениям и ухудшили эстетическое впечатление от построек. Брутализм стал ассоциироваться с тоталитаризмом и превратился в воплощение архитектуры зла.
Тем не менее бруталистские здания резко контрастируют со стереотипной позднесоветской архитектурой, в которой монотонно повторяющиеся городские пейзажи перемежаются с однотипными упражнениями в архитектурной пропаганде. Конечно, на эту архитектуру повлиял русский авангард 1920-х, конструктивисты и их бумажная архитектура: горизонтальные небоскребы Эль Лисицкого, «Ленинская трибуна» (1920), «Памятник Третьему Интернационалу» Владимира Татлина (1919), проекты и павильоны Константина Мельникова, иллюстрации «Архитектурные фантазии» Якова Чернихова, театральные декорации Любови Поповой и Александра Веснина.
К концу 1970-х конструктивистская традиция была решительно пересмотрена. В странах советского блока возвели сотни правительственных зданий, научных лабораторий и самых разнообразных сооружений, от спортивных площадок до памятников.
Хотя тут можно вспомнить о здании Президиума РАН на Ленинском проспекте, прозванном «золотыми мозгами».
Здание Президиума РАН, Москва, арх.: ГИПРОНИИ АН СССР, авторский коллектив: Ю. Платонов, А. Батырева, Л. Барщ, С. Захаров, А. Звездин, А. Левенштейн. Источник
Именно на местах незадолго до развала Союза у архитекторов появилось больше свободы, они фантазировали с космическим размахом и переходили границы дозволенного. Здание ЦНИИ робототехники и технической кибернетики в Санкт-Петербурге, Дом Советов в Калининграде, ташкентский гелиокомплекс «Солнце», Дворец бракосочетания в Тбилиси, цирки-«тарелки», разбросанные по всей стране, — перечислять можно очень долго.
Институт робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург, арх.: Б. Артюшин, С. Савин, конструкторы: А. Мартьянов, Г. Драбкин. ИсточникКрематорий, расположенный рядом с Байковым кладбищем, Киев, арх. А. Милецкий, А. Рыбачук, В. Мельниченко. Источник
Телекоммуникационный центр, спроектированный Янко Константиновым в Скопье (Македония) в 1974 году, и монумент «Бузлуджа», спроектированный Георгием Стоиловым в Болгарии, являются примерами космического брутализма.
Телекоммуникационный центр в Скопье, 1963, арх. Я. Константинов. Фото. ИсточникТелекоммуникационный центр в Скопье. Источник«Бузлуджа», арх. Георгий Стоилов. Источник
Но полагаю, что самой известной «летающей тарелкой» СССР стал пансионат «Дружба» в Курпатах, недалеко от Ялты. Хороший уход сохранил до нашего времени идеализированную архитектуру космического рая. Огромная шестеренка, приземлившись на побережье посреди зелени, производит поистине неземное впечатление.
Удалось не только сохранить зеленый склон, но и справиться со сложными геологическими условиями и не дать сейсмической активности разрушить здание.
Пансионат «Дружба». Фото: К. Антипин. Источник
Многие из этих зданий сегодня заброшены. Например, Институт научно-технической информации, спроектированный Л. Новиковым и Ф. Юрьевым в Киеве в 1974 году и похожий на инопланетный космический корабль из бетона, находится в удручающем состоянии.
Жизнь
задний план
Бернаскони — русский, родился в Москве, но его фамилия происходит от швейцарско-итальянской семьи иммигрантов, эмигрировавших в Россию в конце 18 века. Семья Бернаскони из Лугано родила многих художников-классиков и художников барокко, штукатуров и архитекторов, которые работали по всей Европе. Ближайшие предки Бориса Бернаскони приехали в Россию для работы над дворцами Санкт-Петербурга и его окрестностей. Б. Антонио и Джузеппе Бернаскони.
образование
Бернаскони закончил архитектурное образование в Московской архитектурной академии, затем учился на факультете «Жилищное строительство и социальный дизайн» у профессоров Белова, Хазанова и Пахомова. В 2000 году прошел двухгодичный курс маркетинга в Российской академии бизнеса им. Г.В. Плеханова. Затем с 2000 по 2003 год окончил аспирантуру Московской архитектурной академии по специальности «Композиция в архитектуре».
Педагогическая карьера
В 2001 году он провел «Семинар по сенсорному анализу» для студентов Московской архитектурной академии. С 2003 г. — преподаватель кафедры градостроительства Московской архитектурной академии. В 2004 году он провел проектный семинар в Нью-Йорке для студентов Московской архитектурной академии по приглашению Гарвардской школы дизайна.
Выставки
- 2001 г. — павильон «Недостроение» на выставке «Арх Москва».
- 2001 — Проект «Новый флаг России» в частной галерее в Москве.
- 2002 — Презентация проекта Matrex на выставке Arch Moscow.
- 2002 — «Послание Казимиру» в Арт-Москве.
- 2002 г. — член экспертного совета 7-й Международной архитектурно-дизайнерской выставки Arch Moscow.
- 2003 — куратор 8-й Международной выставки архитектуры и дизайна Arch Moscow «PresentPerfect».
- 2003 г. — Кабинет Президента, финалист Премии за инновации в дизайне «Московский смотр лучших произведений архитектуры 2002–2003».
- 2003 — Победитель года на Golden Section 2003.
- 2004 г. — куратор 9-й Международной выставки архитектуры и дизайна Arch Moscow «Тупик».
- 2006 — «Москва 4» в Академии Мендризио, Швейцария.
- 2008-11-е Венецианская биеннале архитектуры. Бернаскони использовал свое пространство в российском павильоне, чтобы выступить против спорных планов Нормана Фостера по перестройке Центрального дома художника в Москве.
- 2011 — Гиперкуб Сколково, на выставке «Арх Москва».
- 2012 — проект «Идентичность» на 3-й Московской биеннале архитектуры.
- 2012-13 Венецианская биеннале архитектуры.
- 2013 — «Черная» выставка Николая Наседкина, Московский музей современного искусства, со-куратор.
- 2014 — Превью Matrex на Инновационный центр Сколково, Москва, куратор.
- 2016-15 Венецианская биеннале архитектуры. Бернаскони продемонстрировал модель здания Matrex, сочетающую пирамиду с открытым пространством в форме матрешки.
Книги
Книга MATREX
МАТРЕКС, Август 2016 г.
Книга является неотъемлемой частью выставочного проекта Matrex в Венецианская биеннале архитектуры. В поисках нетрадиционных культурных историй Матрешка и Пирамида, книга раскрывает их различные взаимосвязи, а ядро публикации охватывает концепцию, архитектуру и программу здания Matrex в инновационном центре «Сколково».
Книга ГИПЕРКУБ
Гиперкуб, Май 2015
Эта книга об идеологии, программе, технологиях и эстетике Гиперкуба. Исследование будет сосредоточено на материалах, решениях и технологиях, которые позволяют зданию реагировать на глобальные энергетические, экологические, социальные и экономические проблемы.
Книга ИНТЕРФЕЙС
Антифостер интерфейса, Август 2008 г.
Эта книга — о решениях архитекторов социальных споров. Книга содержит выдержки из публикаций по Норман Фостер проекты для девелоперской компании «Интеко», мнения экспертов, открытые письма премьер-министру России. Владимир Путин и архитектор Норман Фостер, и альтернативный проект Международного культурного центра на спорной территории.
МУЗЕЙ книга
МУЗЕЙ, Май 2008 г.
В книгу вошли экспонаты, выставочные пространства и музеи, спроектированные бюро Бернаскони в 2000-2008 годах. Проекты выстроены в следующем порядке: от экспонатов к зданию, тем самым демонстрируя идею постепенного превращения музейного пространства из интровертного объекта (Послание Казимиру) в пространственную среду (ПЕРМУЗЕЙXXI ). Книга охватывает 12 проектов, каждый из которых отражает различную трактовку идеи музейного пространства.
Основные проекты
Парусник ЭМ-КА
Сообщение Казимиру
- Мемориальная площадь на Лубянской площади (Москва, 2000 г.)
- Живые башни Тетрис в Измайлово (Москва, 2002)
- Павильон Immaterialbox (Москва, 2002)
- Офисное здание BBDO в Москве (2003 г.)
- Преобразование Mediacity из заводских цехов в новые киностудии (Москва, 2004 г.)
- Гран Крю, винный магазин (Москва, 2004 г.)
- Концепция землеустройства завода «Красный Октябрь» (Москва, 2005 г.)
- Пресс-центр Правительства России (2006)
- Выставка ОЛЕГКУЛИК (Москва, 2007)
- Выставка Премии Кандинского (Москва в 2007 году, Лондон в 2010 году)
- Магазин модной одежды (2008)
- Парусник ЭМ-КА (2008 г.)
- PERMMUSEUMXXI, международный конкурс, первая премия (2008)
- Российский павильон на ЭКСПО 2010 в Шанхае , Всероссийский конкурс, I премия (2008)
- Музей архитектуры, искусства и дизайна Осло, конкурс (2009)
- Рагу, интерьер кафе-бара (Москва, 2010 г.)
- Папарацци, интерьер ресторана (Екатеринбург, 2010)
- Волгадача, дизайнерская вилла (2010 г.)
- Гиперкуб, инновационное здание ( Сколково , 2010)
- New Holland Summer, генеральный план (Санкт-Петербург, 2011)
- Преображенский генеральный план ( Ярославская область , 2011 г.)
- Зеркало Монгайт, дизайнерская вилла (2012)
- Арка (Никола-Ленивец, Калужская область , 2012 г.)
- Президентский центр Бориса Ельцина, Екатеринбург (2015)
- Матрекс ( Сколково , 2017)
MATREX — главное общественное здание в Сколково.
Матрекс
Матрекс построен в инновационном центре «Сколково» в 2015 году, недалеко от комплекса «Сколтех». Этот проект обеспечивает основу для развития информационных и энергоэффективных технологий с особым упором на прозрачность пространства и работы. Многофункциональное здание включает в себя офисы класса А и стартовые офисы, апартаменты, производственный цех, музей спирали (выставочная спираль) и ресторан. Усеченная пирамида содержит внутреннее пространство в виде гигантской матрешки или матрешки.
Ельцин Центр
Ельцин Центр
Ельцин-центр — первый президентский центр в России, созданный по образцу американских президентских библиотек . Это социально-культурное и образовательное учреждение, построенное в Екатеринбурге , на родине президента Бориса Ельцина . В центре расположены музей (Европейский музей года 2016), художественная галерея, образовательный центр, центр производства документальных фильмов, книжный магазин, кафе и другие общественные объекты. Из-за отсутствия свободных площадок Бернаскони перепроектировал существующий бизнес-центр, добавив к нему новую форму. Это было сделано в основном через навесную стену, покрывающую половину помещения перфорированным стальным листом с рядом отверстий с осевой симметрией. В результате центр представляет собой скромное нейтральное сооружение, которое, тем не менее, имеет визуальную идентичность и силуэт, отличные от любого другого здания в Екатеринбурге, которое архитектор назвал «городской суперграфией».
HYPERCUBE BERNASKONI / Илья Иванов
Гиперкуб
Гиперкуб — первое здание инновационного центра « Сколково» . В 2010 году президент России Дмитрий Медведев принял решение о возведении Гиперкуба. Это коммуникационная платформа, сочетающая в себе роль общественного пространства и генератора для новых стартапов, а также часть университетского городка. В здании собственная автономная система водо- и энергоснабжения. Гиперкуб был построен в соответствии с зеленым стандартом «Лидерство в области энергетического и экологического проектирования» (LEED v3).
Поклон
Поклон
Павильон «Арк» был создан специально для архитектурного фестиваля «Архстояние», который проводится в Никола-Ленивце, Россия. Дуга находится на границе леса и поля. Его деревянные элементы сложены друг на друга, образуя комнаты и лестницы, ведущие на смотровую площадку. Каждый год интерьер превращается в художественную инсталляцию. Материалы, из которых состоит дуга, необходимо повторно использовать для полезного строительства или в качестве топлива для отопления.
ЗЕРКАЛО МОНГАЙТ — Энергоэффективная дизайнерская вилла.
Зеркало Монгайт
Бернаскони решает проблему строительства экологически чистой дизайнерской виллы с ограниченным бюджетом. Передний фасад выполнен в виде временного сооружения с зеркальными панелями. Предполагается, что фасад будет меняться каждые восемь лет. Внутри пространство обширное, с высокими потолками, открытыми пространствами и обилием голой древесины.
Космос
В 1960-е тема космоса стала лейтмотивом культурной жизни страны.
Такая активизация научной деятельности, поиск новых ориентиров привели к междисциплинарному обмену.
Запуск спутника и полет Гагарина в космос открыли перед человечеством новые горизонты. Люди ждали, что граница между небом и землей сотрется и человек воспарит к звездам, обретет там новый дом, космос станет обитаемым. Оптимизм времени отразился в работе художника Таира Салахова, где две фигуры — мужчина и женщина — со светящимися шарами, напоминающими спутник, летят в небо.
«Тебе, человечество!», Т. Салахов, 1961
Фантастические формы, вдохновленные деталями космических кораблей и металлическим блеском спутников, служили прообразами для предметов быта. Копии планет, комет, звезд, астероидов и метеоров поселились в хрущевках под видом пылесосов, часов, осветительных ламп и т. п. Яркие примеры этой тенденции — пылесосы «Ракета», «Сатурн», «Чайка», часы с уникальным механизмом «Ракета», стиральная машина ЭАЯ.
Пылесос «Сатурн», Вильнюсский завод электросварочного оборудования, 1967. ИсточникПылесос «Ракета». ИсточникПылесос «Чайка». ИсточникСтиральная машина ЭАЯ-2 выпускалась Рижским электромашиностроительным заводом с 1950 года. ИсточникНастольные часы «Молния», 1961, Челябинский часовой завод. Источник
Помимо промышленного дизайна космическая тема транслировалась и в кино. Если американский зритель был затянут героически-пафосной сагой «Звездные войны», то советских граждан с экранов радовали мечтательные образы фильмов «Москва — Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Через тернии к звездам», «Семь стихий» и, конечно же, «Гостья из будущего». Кинематографический космос стал продуктом эпохи.
Кадр из фильма «Туманность Андромеды», 1967, реж. Е. Шерстобитов
Группа «Движение» и кинетисты
Сфера искусства тоже не оставалась в стороне от темы, и кинетические эксперименты стали новым этапом осмысления космического, непреодолимого, бесконечного. Некоторые художественные организации даже работали на военно-космическую промышленность. Вячеслав Колейчук из группы «Движение» делал инсталляции для Института атомной энергии им. Курчатова, основатель Казанского НИИ «Прометей» Булат Галеев создал по просьбе Королева систему наблюдения за космическими объектами и аппарат для психологической релаксации космонавтов во время долгих тренировок. Правда, разработки Галеева так и остались не у дел, на космических кораблях они не используются.
XX век был поглощен мыслями о движении, скорости, динамичности. Попытки в статичном искусстве передать бег, полет, движение автомобиля заканчивались по-разному
Для кинетистов было важно использовать эффекты реального движения, а не пытаться его изобразить. Впервые искусство перестало быть статичным, ему позволили вращаться, крутиться, светиться и издавать звуки
А в основе конструкций поселились шестеренки, тросы, моторы и рычаги.
Советские кинетисты возникли не в изоляции, их работы во многом пересекались с творчеством западных коллег. В США подвесные подвижные скульптуры — мобили — проектировал Александр Колдер.
Мобили А. Колдера. Источник
Его работы были очень популярны и стали обязательной составляющей интерьеров современных домов. Даже в СССР художника знали, а вещи, подобные его работам, появлялись в квартирах граждан. Вспомните «Служебный роман» (1977) Эльдара Рязанова, где замдиректора завода Юрий Самохвалов хвастается металлической конструкцией в гостиной.
Сцена из фильма «Служебный роман», реж. Э. Рязанов. Источник
Самыми выразительными кинетическими работами советского пространства запомнилась группа «Движение». Ее представители вышли из абсолютно разных областей, в очередной раз подтвердив ренессансный дух эпохи: Вячеслав Колейчук был архитектором, Лев Нусберг — живописцем, Виктор Бутурлин — студентом Московского инженерно-физического института, Валерий Глинчиков — научным сотрудником Института транспорта, Николай Кузнецов — сотрудником Института атомной энергии им. Курчатова.
Научно-техническая тематика проявлялась в большинстве их работ. В 1967 году к 50-летию Октябрьской революции по заказу Института атомной энергии им. Курчатова Вячеслав Колейчук выполнил проект «Атом». Он представляет собой шар из полых металлических трубок, которые двигались от ветра.
«Атом», В. Колейчук, 1967. Источник
Названия работ другого художника группы — Франсиско Инфанте-Араны — отсылали к космическим событиям века: «Пространство-движение-бесконечность» (1963), «Галактика» (1967), «Проекты реконструкции звездного неба» (1965–1967). Он создавал скульптуры нового типа для мира, который немыслим без кино, телевидения, радио. Теперь искусство стало объектом, который объединял в себе свет, звук, движение и форму.
Конструкция «Пространство-движение-бесконечность», Ф. Инфанте-Арана, 1963–1965. Авторская реплика 2008 года. Источник«Спираль бесконечности» («А») из серии «Проекты реконструкции звездного неба», Ф. Инфанте-Арана, 1965. Источник
«Пространство-движение-бесконечность» представляла собой разнообразие пересекающихся геометрических фигур. На каркасы кубов натянуты капроновые нити, которые образуют плоскости, а на углах этих плоскостей — небольшие лампочки. Такая форма представлялась в 1960-е очень футуристичной, преодолевшей земное притяжение и парящей в воздухе без опор.
В 1967 году появилась кинетическая композиция «Галактика» на выставке ВДНХ. Трехметровая кристаллическая структура была собрана из металлических распорок и синтетической струны. Она двигалась, светилась, переливалась космическими бликами, играла электронная музыка.
Награды и признание
- 2010 г. — «Волгадача» награждена призом «Лучший российский дизайн 2010 года».
- 2011 г. — Волгадача стала лауреатом премии Archiwood Award в категории «Загородный дом».
- 2012 — Гиперкуб получил Золотую награду на Международном фестивале архитектуры и дизайна «Зодчество — 2012».
- 2013 — Arc получил специальное упоминание на конкурсе Architizer A + Awards в категории «Ландшафтные парки».
- 2014 — Hypercube выбран финалистом конкурса Architizer A + Awards в категории «Архитектура + технологии».
- 2015 — Книга «Гиперкуб» получила Золотую награду на Всероссийском конкурсе книжного дизайна «Жар-книга».