Дмитрий глуховский

Дмитрий Глуховский. «Текст»

М.: АСТ, 2017

Выход небольшого (318 разреженных страниц) романа Дмитрия Глуховского под нарочито стертым, нейтральным названием «Текст», сопроводился не то чтобы «небывалым», но, прямо скажем, заметным ажиотажем.

Впрочем, и неудивительно: один из самых известных современных российских фантастов, корифей (несмотря на молодость, к нему это слово вполне применимо) жанровой литературы, создатель долгоживущего, способного к вегетативному, на манер кактуса, размножению и коммерчески чрезвычайного успешного проекта «Метро» давно мечтает стать «настоящим» писателем: выпускает «серьезные» рассказы в толстых литературных журналах, участвует в альманахах вместе с мэтрами «премиальной прозы». И вот наконец его полноценный дебют в жанре сурового реализма. Выпущенный, заметим сразу, внушительным для современной «серьезной» прозы 45-тысячным тиражом.

О чем эта книга? Главный герой, 27-летний Илья, выходит из тюрьмы с одной мыслью: отомстить одному конкретному наркополицейскому, который его в эту тюрьму безо всякой вины засадил на долгие семь лет и которого он называет просто Сука. Автор быстро, в первой же главе, расчищает герою площадку, убирая с нее второстепенных героев вроде бывшей девушки, из-за которой герой, собственно, и сел, и матери, к которой он возвращается, чтобы тот смог сполна насладиться своей местью.

Фабула не нова — см. «Убить Билла», опирающегося в свою очередь чуть ли не на античный архетип, так что само по себе это недостатком не является. И к тому же технократ Глуховский находит в древней фабуле о «сладкой мести» новый современный поворот. Главным, можно сказать, провиденциальным инструментом этой мести, орудием рока, становится навороченный айфон Суки.

Илья оказался выключен из нормальной жизни, когда смартфоны только-только появились, а сейчас, заполучив в руки гаджет своего поверженного врага, он обнаруживает, что в этой дорогущей игрушке, оказывается, заключена, как Кощеева смерть в яйце, вся его жизнь — не только виртуальная: любовная переписка и горячие фото с девушкой в одном мессенджере, надменно-холодно-заискивающая — с родителями — в другом, видео с семейных торжеств, а главное — осторожно-недоговоренные сообщения еще в одном, гораздо менее популярном мессенджере, из которого явственно следует: известная советская поговорка «Что охраняем — то и имеем», к наркополицейским применима более, чем к кому бы то ни было. Так что, можно сказать,

Так что, можно сказать,

Автор задается вопросом: насколько полно наши гаджеты могут заменить нас самих, «занять наше место» в паутине личных, деловых и даже любовных связей? И дает пугающий ответ: гораздо полнее, чем мы можем себе представить!

Еще один решительный шаг автор сделал навстречу читателю — точнее, четко стратифицированной части читательской аудитории. Для верных подписчиков блогов Глуховского на разных площадках не составляет секрета его последовательная жесткая критика существующего в современной России порядка вещей. В этом романе она тоже выражена в полной мере.

Вот герой опаздывает на встречу, потому что застревает на перекрытом из-за проезда кортежа Кутузовском проспекте:

«Илья прошелся до конца салона: посмотреть из заднего окна, не приближается ли кортеж. В хвост троллейбусу уткнулась «скорая помощь»: немо вращала выпученными мигалками. Водитель курил с закрытыми глазами. Врач читал телефон. И во всех окружных машинах люди сидели в телефонах. У всех времени было бесконечно, им полчаса жизни справедливой податью казались».

А порою эти критические замечания по поводу конкретных вещей разрастаются до какого-то вопля Иова на гноище:

«Набрал богу. Постоял, послушал у себя в груди. Шли долгие гудки.

Никто не отвечал. Связи не было. Или, может, у него тоже режим «не беспокоить» включен был.

Вроде все и правильно сделал, а все равно — в ад. На земле жизнь так организована, чтобы все люди непременно в ад попадали. Особенно в России».

Биография

Дмитрий Глуховский родился и вырос в Москве, где окончил арбатскую школу №1231 с углублённым изучением французского языка. Высшее образование по специальностям журналистика и международные отношения получил в Иерусалимском университете.

С 2002 по 2005 год работал на европейском информационном телеканале EuroNews во французском Лионе, после чего вернулся в Россию и продолжил карьеру телекорреспондента на только что созданном Russia Today. За три года работы объездил полмира, входил в «кремлёвский пул», побывал на космодроме Байконур, в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, а также на Северном Полюсе, откуда в июле 2007 года совершил первый в мире прямой телерепортаж. Сотрудничал с европейскими СМИ — немецкой радиостанцией Deutsche Welle и британским телеканалом Sky News. С 2007 по 2009 год работал ведущим «Маяк». Работал колумнистом изданий «Сноб» и GQ, периодически выступал в качестве эксперта на радиостанции «Эхо Москвы».

24 октября 2019 года в широкий прокат вышла экранизация «Текста» — первого реалистического романа автора — от режиссёра Клима Шипенко по сценарию самого Глуховского, роли в которой исполнили Александр Петров, Иван Янковский и Кристина Асмус. Фильм добился успеха в прокате и получил положительные отзывы российских критиков. Фильм стал лауреатом четырёх премий «Золотой орёл» (2020), в том числе за «Лучший игровой фильм». Глуховский получил премию «Ника» (2020) за «Лучшую сценарную работу» и приз Франсуа Шале за «Лучший сценарий» на Кинофестивале российского кино в Онфлёре (2019).

В 2020 году Дмитрий Глуховский работал над несколькими романами (согласно рабочему описанию, данному автором, «магический реализм на русской почве и заполярный хоррор») и сценариями, а также графическими романами «Пост» и «Падающая звезда», выход которых временно отложен из-за задержек в работе иллюстраторов проектов (Илья Яцкевич, Диана Степанова и Артём Чебоха соответственно).

В 2021 году Глуховский стал автором текста «Обещания» для «Тотального диктанта», который сопровождался видеодаптацией. В январе того же года стриминговый сервис «Кинопоиск HD» транслировал семисерийный сериал под названием «Топи» по оригинальному сценарию автора. Также по его рассказу «Сера» Ланой Влади снят короткометражный фильм во вселенной «Топей».

Литературные жанры

Ответь на вопросы о литературных жанрах. Верный ответ пометил жирным.

Может ли вся сказка быть написана в стихах? Да/нет

Что важнее в стихотворении? Вымысел/Рифма и ритм

Могут ли у героя стихотворения быть волшебные способности? Да/нет

Обязательно ли герой стихотворения должен кого-то победить в конце? Да/нет

Можно ли использовать эпитеты в стихотворении? Да/нет

Кто более вероятно станет главным героем исторического романа? Наполеон/Незнайка

Может ли в романе быть только один герой и одна сюжетная линия? Да/нет

К какому роду литературы относится исторический роман? Эпос/Драма

Могут ли в историческом романе также быть вымышленные персонажи? Да/нет

Должны ли в конце исторического романа быть назидание читателю, мораль? Да/нет

Пример ответа:

Happy

49

Sad

20

Excited

35

Sleepy

12

Angry

69

Surprise

19

Использование умных фраз при общении в особых случаях

В течение жизни человек вынужден общаться с разными людьми. Опыт дискуссии может быть как приятным, так и нет

Важно знать, как общаться в напряженной ситуации

Как интеллигентно ответить на хамство или оскорбление

Как правило, оскорбительные высказывания в адрес других — удел слабых, закомплексованных людей. Это следует понимать и не опускаться до подобного уровня общения. Лучше освоить техники, как ответить на хамство умными словами.

Получив неожиданный отпор, грубиян останется в проигрыше.

Существует несколько приемов, как культурно ответить человеку на оскорбление умными словами:

  1. Игнорирование. Человек может продемонстрировать обидчику свою эмоциональную стойкость и уравновешенность, проигнорировав, оставив без внимания его слова.
  2. Долгий проницательный взгляд. Нападчик будет сбит с толка, почувствует свою слабость и неумение вести конструктивный диалог без перехода на личности.
  3. Сильная успешная личность. Можно интерпретировать оскорбительные высказывания в свой адрес как лишний знак внимания.
  4. Самоирония. Согласиться с оскорблением и превратить негатив в позитив.
  5. Принцип бумеранга. Использовать обидные слова в адрес дебошира.
  6. Контрвопрос. Спокойно поинтересоваться, почему человек ведет себя подобным образом.

Опробовав вышеперечисленные способы на практике, узнав, как заткнуть рот человеку умными словами, можно комбинировать несколько методов сразу.

Как по-умному оскорбить человека без мата

Общение между людьми не всегда приносит положительные эмоции. Иногда приходится защищать собственные границы и отвечать на клевету и оскорбления.

Когда дело доходит до оскорблений, лучше ответить сильно, но без использования ненормативных слов и крика. Для этого нужно знать, как оскорбить человека без мата умными словами.

Интеллигентные умные слова для оскорбления:

  1. «У меня слишком мало времени, чтобы тратить его на ваши комплексы».
  2. «Удивите меня! Скажите уже что-нибудь умное».
  3. «Хочется надеяться, что вы не всегда настолько глупы, как сегодня».
  4. «Вы уже уходите? Почему же так неторопливо?»

Подобные умные слова для оскорбления могут работать гораздо мощнее, чем обычная брань.

Как обидеть или морально унизить мужчину

Для того чтобы защитить свою честь и доброе имя в ходе конфликтной ситуации, стоит освоить способы, как унизить мужчину морально умными словами.

Если унижения «удостоился» мужчина, стоит упомянуть его неприметную или неопрятную наружность, скромные физические данные, а еще лучше – невыдающиеся умственные способности и отсутствие такого качества, как самоирония. Мужчина наверняка проявит болезненную реакцию.

Поставить на место человека — значит преподать ему урок, обозначить границы, которые не стоит пересекать.

Как поставить на место женщину

В общении стоит использовать все богатство русского языка. Независимо от того, какая женщина продемонстрировала пример неприемлемого поведения: любимая девушка или властная коллега по работе — ей нужно сразу дать понять, что вы не станете это терпеть.

Есть действенные приемы:

  1. Сразу высказать в ответ свое несогласие с грубым поведением. Нужно попытаться сделать так, чтобы обидчица почувствовала свою вину.
  2. Если женщина осталась недовольна поведением собеседника, нужно отыскать в своем монологе положительные моменты и сказать о них вслух. Данный прием вызовет у нее растерянность.
  3. Если женщина высказывает недовольство по поводу недостаточно хорошо выполненной работы, следует попросить ее сделать дело лучше или хотя бы дать стоящий совет. Скорее всего, критика прекратится.
  4. Достойным ответом на колкое замечание может стать молчание с оттенком презрения, выразительный взгляд и решительный отказ от продолжения деструктивного диалога.
  5. Каждая женщина хочет быть красивой, нравиться окружающим. В момент всплеска негативных эмоций стоит сказать собеседнице, что злость не добавляет ей привлекательности.

Знание приемов того, как поставить на место женщину умными словами поможет избежать серьезной ссоры и выйти из конфликта победителем.

Как отшить человека, не обижая его

Иногда повышенное внимание со стороны другого человека может быть неприятным и неуместным

Для того, чтобы не обидеть и не унизить его, важно знать, как отшить человека умными словами

Нужно честно и открыто поговорить при личной встрече, заранее продумав свою речь. Сообщить собеседнику о своей неготовности к общению. Затем стоит отметить сильную черту человека – его старания. Реакция может быть различной, в зависимости от темперамента и степени его чувств. В любом случае, нужно терпеливо все выслушать. Если он продолжит «наседать» следует выдать решительное и бесповоротное «нет».

Птицы с буквами

Фраза — это сочетание слов, которое выражает законченную мысль.
Расставь гнёзда на месте пробелов, чтобы составить несколько фраз. Количество гнёзд на одну фразу ограничено.

ПОДНИМИХЛЕБ (3 фразы)

Подними хлеб, под ним и хлеб, под ними хлеб

НАШЛАСЬТАМАРКА (3 фразы)

Нашлась Тамарка, нашлась та марка, нашлась там арка

СУТКАМИЕМХЛЕБСУХО­Й (4 фразы)

Сутками ем хлеб сухо­й, с утками ем хлеб сухо­й, с утками ем хлеб с ухо­й, сутками ем хлеб с ухо­й

ПОДНИМИТЕПЕРЬЯ (6 фраз)

Поднимите перья, под ними теперь я, подними теперь я, подними те перья, под ним и те перья, под ним и теперь я

Вот пример ответа:

Детство и юность

Автор бестселлеров в жанре фантастики и постапокалиптики родился в Москве 12 июня 1979 года. Его родители были журналистами: отец Алексей Глуховский, еврей по национальности, работал редактором на Гостелерадио, а мать Лариса Вениаминовна, уроженка Костромской области, трудилась фоторедактором в ТАСС. С детства Дмитрий хотел пойти по стопам родителей.

Мальчик научился читать уже в 2,5 года, а считать — в 5, причем к школе он умел складывать и вычитать в уме трехзначные числа. Любящие родственники были убеждены, что из Димы вырастет гениальный ученый. В средней школе он быстро начал скучать, поэтому его перевели во французскую спецшколу, тогда считавшуюся элитной.

Ранее в этом заведении учились отец и бабушка Дмитрия. Но и там нагрузка в начальных классах оказалась для мальчика недостаточной. Привыкнув, что учиться легко, Глуховский, по его словам, «окончательно распоясался» и скатился на тройки по точным наукам. Русский язык и литература по-прежнему давались ему блестяще.

Писать юноша начал еще в школе, это были как фантастические рассказы для сверстников, так и журналистские очерки о родине для стенгазет. После школы будущий фантаст поехал учиться за границу. В 1996 году он поступил в Иерусалимский университет, чтобы изучать общественные науки (для этого молодому человеку пришлось предварительно выучить иврит).

Поговорка-лабиринт

Соедини буквы в лампочках так, чтобы получилось слово. Всё достаточно проще, чем кажется на первый взгляд, гадо только начало найти, а далее линии не пересекаются и составление идёт в основном к ближайшим группам.

Соедини все буквы так, чтобы получилось слово.

АН-ЗН-ИЯ — Знания

Соедини все буквы так, чтобы получилась пословица.

ЧТ-ИП-ОЖ-НЁ-ОП-ШЬ-ШЬ,-ТО-ЕЕ-ОС — Чтопосеешь,тоипожнёшь — Что посеешь, то и пожнёшь

КБ-ПЕ-ЕР-КТ-ОМ-ЬШ-ОЛ-РИ-ЮП-НЬ-ДЁ-ТИ-УМ-ЕН-ЬЕ — Кбольшомутерпениюпридётиуменье — К большому терпению придёт и уменье

ПО-ПЫ-АН-ЫТ-АС-ТК-ЕП-КА,-ДА-БЕ-ОС-ПР-НЕ — Попытканепытка,аспронебеда — Попытка не пытка, а спрос не беда

Вот так выглядит ответ:

Настоящие книги

Распредели книги. Одних нет в русской литературе, другие есть.

ЕСТЬ:

Федорино горе
Тараканище
Крокодил Гена и его друзья
Серая шейка
Лев и собачка
Малахитовая шкатулка
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Белый Бим, Чёрное ухо
Севастопольские рассказы
Властителям и судьям
Хорошее отношение к лошадям
Недоросль
Песнь о вещем Олеге
Мартышка и очки
Каштанка
Свинья под дубом
Двенадцать месяцев

НЕТ:

Кукушка-путешественница
Емеля
Непонимайка
Серый хвостик
Цветик-шестицветик
Телефонище
Царь Салтан
Мартышкины очки
Алёша Попович и Соловей Разбойник
Белкин
Майский полдень
Пугачев
Старушка Изергиль
Кавказская пленница
Капитанская дочь
Сказка о царе Гвидоне
Бедный всадник
Попрыгунья стрекоза
Сказка о царе и султане

Пример ответа:

Личная жизнь

Писатель был женат, его бывшая супруга Елена Фуксина работала продюсером на Russia Today. В браке родились двое детей — дочь Эмилия (2011) и сын Теодор (2014) По словам мужчины, личная жизнь служила для него незаменимым источником вдохновения, например, некоторые сцены в «Будущем» он смог прочувствовать и описать только тогда, когда стал отцом.

Дмитрий Глуховский и его бывшая жена Елена Фуксина / @glukhovsky, @elena.fuksina

В 2010 году в одном из интервью автор бестселлеров упомянул о разводе. Но поскольку Дмитрий предпочитает не распространяться о личной жизни, подробности не известны.

Благодаря писательским доходам фантаст может жить безбедно: по слухам, только за «Метро-2033» он получил $ 1,5 млн. Кроме того, заработок приносит и разработка игр, сценариев и спектаклей по сюжетам его работ. Глуховский ведет страницу в «Инстаграме» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской). Там он выкладывает фото из путешествий и анонсирует новые публикации.

Математики и поэты Хлебников, Хармс и Олейников

Другой пример литератора-математика — Велимир Хлебников, который в юности поступил на математический факультет, но из-за политического ареста так и не закончил его. Если Чарльз Доджсон был признанным авторитетом в математической науке, то от «открытий» Хлебникова математики и историки долго отмахивались: это, мол, размышления человека с тяжелым психическим расстройством. Сегодня среди серьезных ученых есть и те, кто согласен с этим, и поклонники хлебниковского метода, например Вячеслав Всеволодович Иванов.

Отсутствие признания мало заботило Хлебникова, ведь свои математические эссе он предназначал всему человечеству (жаль, что они не были опубликованы при его жизни).

Как создавать литературу математическими методами

Еще один способ соединения литературы и математики — найти в них что-то общее, вплоть до того, чтобы свести в единый контекст. Именно так была создана комбинаторная литература, или литература формальных ограничений. Комбинаторные тексты известны еще с античности, но наиболее полное свое развитие принципы их построения получили благодаря группе «Улипо» (Oulipo, от Ouvroir de literature potentielle — Цех потенциальной литературы). Ее организовали в середине ХХ века во Франции близкие друзья Раймон Кено и Франсуа Ле Лионне: первый был поэтом, который интересовался математикой, а второй — математиком, увлеченным современной поэзией. Позднее к группе присоединились и авторы из других стран. Самым заметным из иностранцев был итальянский писатель Итало Кальвино, в 1970-е годы разочаровавшийся в литературном неореализме и искавший новые способы письма.

Тексты членов «Улипо» выглядят как последовательный эксперимент, основанный на точных расчетах, применении ограничений, подстановках и так далее.

Улиписты брали за образец труды предшественников, основателей комбинаторики Раймонда Луллия и Готфрида Лейбница, и математиков своего времени (Дэвида Гилберта, Николя Бурбаки). Каждый из авторов-улипистов разрабатывал свой комплекс формальных приемов и ограничений, с помощью которых и создавалось произведение. Несмотря на кажущуюся сложность, метод создания комбинаторной литературы довольно прост. Он базируется на принципе «А что будет, если?..» (или «А давайте попробуем…») — надо только придумать наиболее изощренные условия задания, а в этом улиписты преуспели.

Один из самых известных текстов «Улипо» — «Сто тысяч миллиардов стихотворений» Раймона Кено. Это цикл из десяти сонетов, привычных для французской поэзии, но не без доли английского абсурдистского юмора. Впрочем, Кено говорил, что вдохновили его не бесконечные унылые венки сонетов, а обыкновенная детская игра, позволяющая собирать человечков из разных предметов одежды: шляпы, пальто, брюк, юбки, ботинок и прочего. Как и в этой игре, все строки сонетов Кено взаимозаменяемы: первую строчку первого сонета можно заменить на первую строку второго, четвертую — на четвертую, и так до бесконечности. Причем «бесконечность» тут не просто метафора — Кено не зря говорит о ста тысячах миллиардах стихотворений, прочитать которые за одну среднюю человеческую жизнь просто нереально. Но попробовать можно — на специальном сайте, который позволяет создавать всё новые и новые сонеты в режиме реального времени, причем на двух языках.

Другой классический текст «Улипо» — роман Жоржа Перека «Исчезание», переведенный на русский язык Валерием Кисловым, — написан словно бы на спор: автор ни разу не использует в тексте самую распространенную во французском языке букву e. (Кстати, в русском переводе романа нет самой употребительной в русском языке буквы о.)

Те же Кено и Перек не могли внезапно свернуть свой эксперимент, если им надоест, а должны были довести результат до логического конца. Автор комбинаторной литературы может вывести алгоритм абсолютной свободы письма: ему или ей нужно только «включить» какой-нибудь формальный принцип, который будет сам производить значения, следуя правилам логики.

Проекты

По миру Метро

  • 2005 г. — «Метро 2033»
  • 2006 г. — «Конец дороги»
  • 2009 г. — «Метро 2034»
  • 2010 г. — Метро 2033: Страх грядущего (сценарист)
  • 2012 г. — «Евангелие от Артёма»
  • 2013 г. — Метро: Луч надежды (сценарист)
  • 2015 г. — «Метро 2035»
  • 2018 г. — Метро: Исход (сценарист)

Другие проекты

  • 1998 г. — «Восемь минут»
  • 1998 г. — «Ночь»
  • 1998 г. — «Когда ты один…»
  • 1998 г. — «История одной собаки»
  • 1999 г. — «Ночь»
  • 1999 г. — «Рассказы о животных»
  • 2005 г — «Infinita Tristessa»
  • 2007 г. — «Сумерки»
  • 2008 г. — «Похолодание»
  • 2008 г. — «Панспермия»
  • 2008 г. — «До и после»
  • 2008 г. — «Чё почём»
  • 2009 г. — «Рассказы о Родине»
  • 2009 г. — «Дневник Учёного»
  • 2013 г. — «Будущее»
  • 2017 г. — «Текст»
  • 2019 г. — «Пост» (часть 1)
  • 2021 г. — «Пост. Спастись и сохранить» (часть 2)

Дмитрий Глуховский сейчас

О своем аудиосериале «Пост» Дмитрий в любопытном ключе поразмышлял в ютьюб-шоу Ирины Шихман «А поговорить?». В интервью писатель-фантаст рассказал о периоде, когда работал в RT. На вопрос о писательских перспективах Дмитрий заметил, что имеет отношение к русской культуре, поэтому не собирается писать книги на других языках. При этом он пообещал выпустить следующую книгу в абсолютно аполитичном ключе.

В июне 2022-го стало известно, что Глуховский объявлен МВД в федеральный розыск. По словам писателя, его обвинили в дискредитации Вооруженных сил РФ. А в октябре Минюст РФ внес Дмитрия в список СМИ — «иностранных агентов».

Самые популярные формы комбинаторной литературы

Палиндром — это текст, состоящий из нескольких слов или строк, которые можно прочитать как в одну, так и в другую сторону. Самый старый и самый известный палиндром SATOR APERO TENET OPERA ROTAS (один из переводов — «Сеятель Арепо управляет плугом») обнаружен на развалинах Помпеи и может быть прочитан слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх. А один из самых длинных палиндромов сочинил улипист Жорж Перек: его текст занимает пять страниц и содержит 5000 букв. Чаще всего создают словарные и слоговые палиндромы:

Анаграмма образуется при перестановке букв одного или нескольких слов, и в результате образуется новое выражение. Это одна из самых древних литературных форм: швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр находил анаграммы в Махабхарате и Рамаяне. В Средневековье им приписывали магическую функцию, а сейчас анаграммы часто ассоциируются с шифрованием.

Ропалики создаются по принципу снежного кома: в каждой следующей строке на одно слово больше или меньше, чем в предыдущем. Есть и довольно крупные по объему произведения, написанные подобным образом, например поэма современного автора Павла Жагуна Carte blanche. А вот пример из творчества Татьяны Бонч-Осмоловской:

Принцип липограммы основан на последовательном удалении из текста какой-нибудь одной буквы (чаще всего обозначающей гласный звук). Мы уже упоминали роман Жоржа Перека «Исчезание», который до сих пор считается классикой липограмматического письма. Вообще, липограмма лучше всего «работает» именно в больших текстах, когда игра в какой-то момент становится незаметной. Вот, например, стихотворение Рембо, вошедшее в роман Перека переписанным без самой употребительной во французском языке буквы е (в русском переводе отсутствует буква о, в результате чего Артюр Рембо превратился в некоего Артюра Рембауда):

Центон — это стихотворение, полностью составленное из строчек других, чаще всего очень известных стихотворений. Во все времена центон был самой распространенной формой комбинаторной литературы. Возникнув в античности как высокая пародия на эпические поэмы, к концу двадцатого века он стал серьезным жанром, но потом снова стал пародией, оказавшись чуть ли не на эстраде. Вот характерный пример позднего расцвета центона — текст , полностью составленный из советских стихов и популярных песен. Ниже приведен фрагмент его текста «»:

На протяжении двух последних столетий литераторы и математики осторожно двигались навстречу друг другу. Поэты и прозаики при помощи математики стремились понять логику исторического процесса или бытия в целом, но чаще всего стремились структурировать хаос (в том числе в своей голове) или взять процесс творчества под контроль логических машин

Математики же обращались к литературе как к культурному архиву или набору великих воображаемых вселенных.

Сегодня взаимное движение продолжается: его результатом, например, может стать появление большого поэта, который в то же время является профессиональным физиком-теоретиком, как, например, Владимир Аристов. Но сближению литературы всё меньше нужны манифесты и специальные громкие объединения: скорее, оно воспринимается как совместная работа профессионалов, обогащающая обе области знания.

Ложные факты

Писатели написали посты с фактами о себе. Некоторые из фактов ложные. Нажми на любое фото, чтобы открыть пост

И далее надо выбрать (ВНИМАНИЕ!) только ложные факты, их я выделил жирным шрифтом

Выбери все ложные факты о К. И. Чуковском.

  • По мотивам моих книг создают мультфильмы.
  • Я написал книгу «Гарри Поттер».
  • Я придумал Мойдодыра.
  • Я часто участвую в дуэлях.
  • На самом деле меня зовут Николай Корнейчуков.

Выбери все ложные факты об А. С. Пушкине.

  • Меня воспитывала няня.
  • Я пишу только о реально существовавших людях.
  • Я пишу сказки.
  • Я написал сказку «Лиса и журавль».
  • Я учился в лицее.
  • Я начал писать «Сказку о рыбаке и рыбке» в 15 лет, а закончил в 51.

Выберете все ложные факты о И.А Крылове.

  • Я восхищаюсь творчеством Агнии Барто.
  • «Лисица и журавль» — мое произведение.
  • Я придумал жанр басни.
  • В моих произведениях часто встречаются герои-животные.
  • Фразы из моих произведений стали крылатыми.

Вот так выглядит ответ:

Фильмы по книгам

Пример задания:

В каких книгах была героиня лиса? Отправь её на съёмки фильмов по этим книгам.

Дано на экране выбрать две книги, отправляем лису в обе и далее переходим к утке.

  • «Лиса и журавль», народная сказка — лиса
  • «Серая шейка», Д. Н. Мамин-Сибиряк — лиса

Отлично, теперь отправь утку на съёмки

«Серая шейка», Д. Н. Мамин-Сибиряк — утка

Переходим к основному заданию для всех классов, ищите свои варианты.

В каких книгах были такие герои (лягушка, лиса, медведь, баба-яга, старуха)?

Отправь их на съёмки фильмов по этим книгам.

  • «Гуси-лебеди», народная сказка — баба-яга
  • «Теремок», народная сказка — лиса, медведь и лягушка
  • «Царевна-лягушка», народная сказка — баба-яга и лягушка
  • «Квартет», И. А. Крылов — медведь
  • «Колобок», народная сказка — лиса, медведь и старуха
  • «Елена Премудрая», сказка — старуха
  • «Каша из топора» — солдат и старуха
  • «Сказка о рыбаке и рыбке», A. С. Пушкин — старуха

В каких книгах были такие герои (леший, казак, крестьянский мальчик, офицер, князь)?

Отправь их на съёмки фильмов по этим книгам.

  • «Ночь перед Рождеством», Н. В. Гоголь — казак
  • «Песнь о вещем Олеге», А. С. Пушкин — князь
  • «Филипок» Л. Н. Толстой — крестьянский мальчик
  • «Бежин луг», И. С. Тургенев — крестьянский мальчик
  • «Тарас Бульба», Н. В. Гоголь — казак
  • «Кавказский пленник», Л. Н. Толстой — казак, офицер и крестьянский мальчик
  • «Капитанская дочка», А. С. Пушкин — казак и офицер

Вот так выглядит ответ:

Награды и премии

  • Eurocon (ESFS Awards) / Encouragement Awards / Лучший дебют (2007)
  • Европейская премия «Утопиалии» / Европейская премия «Страна Луары» / Prix Utopiales européen / Prix Européen Utopiales des Pays de la Loire, 2014 // Лучший роман (Россия)
  • «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2014 // Книги — Лучшая отечественная фантастика
  • Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl // Научная фантастика (2015)
  • РосКон // Приз «Фантаст года» (2016)
  • Премия «Наша книга» / Le Prix Libr’à Nous // Литература воображения (2016)
  • Приз Франсуа Шале / Лучший сценарий (2019)
  • Золотой орёл / Лучший игровой фильм (2020)
  • Ника / Лучшая сценарная работа (2020)

Рифмы-ударения

Выбери рифму с верным ударением (ударение в слове выделено заглавной буквой)

Под первую строчку: Надели банты
Надо выбрать из предложенных вариантов:
И играем в фАнты — выбрать
И открыли зонтЫ

Под первую строчку: Открываем ворота,
Надо выбрать из предложенных вариантов:
Ведь сегодня суббОта — выбрать
Доставайте паспортА

Под первую строчку: Мы купили торты
Надо выбрать из предложенных вариантов:
И для Вали шОрты — выбрать
И для Вали цветЫ

Под первую строчку: Лук в тарелку клала,
Надо выбрать из предложенных вариантов:
С яйцами мешАла — выбрать
Его с рынка принеслА

Под первую строчку: Мои новые шарфы,
Надо выбрать из предложенных вариантов:
Прямо как к МАрфы — выбрать
Привезли мне из УфЫ

Под первую строчку: Меня там очень баловали,
Надо выбрать из предложенных вариантов:
Не зря туда пожАловала
Вместо супа торт давАли — выбрать

Под первую строчку: Маленькая искра
Надо выбрать из предложенных вариантов:
отлетела от кострА
Улетела бЫстро — выбрать

Под первую строчку: Опустела кладовая.
Надо выбрать из предложенных вариантов:
Я иду в столОвую
Что стоишь, зевАя? — выбрать

Вот пример ответа на это задание:

Связи между словами

Вроде как задание не сложное, но что-то много ошибок было, так что смотрите внимательно. Вот пример (начало задания):

Соедини зефирки со словами.
птица — «живёт в» или «ест» — гнездо
птица — «живёт в» — гнездо

человек — «живёт в» — еда или дом или говорить
человек — «живёт в» — дом

  • Корова — телёнок
    Лошадь — выбрать из слов: стойло или жеребёнок или ягнёнок или грива или бык
    Лошадь — жеребёнок
  • Кошка — шерсть
    Окунь — выбрать из слов: рыба или река или чешуя или вода
    Окунь — чешуя
  • Яйцо — скорлупа
    Картофель — выбрать из слов: курица или салат или грядка или капуста или кожура
    Картофель — кожура
  • Ухо — слышать
    Зубы — выбрать из слов: щётка или рот или жевать или лечить или чистить
    Зубы — ?
  • Свинец — тяжёлый
    Пух — выбрать из слов: перья или трудный или материал или лёгкий или поросёнок
    Пух — лёгкий
  • Железо — кузнец
    Дерево — выбрать из слов: мастерская или кабельщик или пень или столяр или кора
    Дерево — столяр
  • Пробка — плавать
    Камень — выбрать из слов: тонуть или каменщик или строить или возить или плавание
    Камень — тонуть
  • Дерево — сук
    Рука — выбрать из слов: перчатка или рукав или нога или топор или палец
    Рука — палец

Вот пример, выдал ошибку, поменял на зубах жевать на чистить, всё-равно ошибка, так что не пойму в чём дело

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стиль жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: