Примириться и вспомнить после 1945 года
Мемориал жертвам гестапо на Морзинплац
С 7 сентября по 21, 1947 адвокат Клеменс Pausinger, бывший заключенный гестапо в качестве сопротивления истребителя, создана выставка в областном суде по уголовным делам в Вене , в котором более 1000 фотографий бывших сотрудников гестапо были выставлены. Рядом с ним установили макет бывшего центра управления гестапо с пронумерованными комнатами для допросов и заключения. Была надежда, что бывшие заключенные дадут информацию о том, что там происходит, чтобы поддержать медленное преследование и расследование сотрудников гестапо. Выставка была настолько посещаема, что население попросили, чтобы не препятствовать работе судов, только заполнять регистрационные формы и воздерживаться от личных разговоров с следственным судьей.
После того, как проект возведения мемориала жертвам национал-социалистического режима неоднократно откладывался или проваливался, мемориальный камень был установлен и открыт на Морзинплац в 1951 году в рамках политического митинга ассоциации концентрационных лагерей без разрешения. На нем была надпись:
«Здесь был дом гестапо.
Для исповедников Австрии это был ад, для
многих из них это была предводительная площадка смерти.
Он утонул в руинах, как тысячелетняя империя.
Однако Австрия снова воскресла, а вместе с ней и
наши мертвые, бессмертные жертвы ».
В 1985 году этот мемориальный камень был заменен городом Вена с памятником, который существует сегодня. Он состоит из бронзовой фигуры, окруженной восемью гранитными блоками. Верхний блок помечен «Never Forget» и окружен красным треугольником и еврейской звездой. На другом блоке — надпись первого памятного камня. Мемориал был разработан Леопольдом Граузамом .
13 июня 2015 года в ходе арт-кампании, мемориальной церемонии и панельной дискуссии в рамках театрального фестиваля Wiener Festwochen был возведен мемориал группе выживших, которые установили несанкционированный мемориал погибшим гестапо Морзинплац в 1951 году (см. Выше).
На семиугольном мемориальном камне есть надпись: « То, что она не сделала, сделали мы». Монтажникам обелиска, который так и не был возведен 11 апреля 1951 года в 19:20. В надписи приводится цитата из отчета в журнале ассоциации концлагерей Der Neue Mahnruf за 1951 год: «Было замечено, что этот мемориальный камень, в память о гибели многих тысяч венских патриотов, не был взят под стражу официальным представителем венской муниципальной администрации. Это может только удивить тех, кто не знает, что наша ассоциация годами, к сожалению, безуспешно пыталась убедить муниципальную администрацию Вены воздвигнуть памятник на этом месте. Мы сделали то, что не удалось сделать ». Кампания также была направлена на то, чтобы подчеркнуть отсутствие памятника гомосексуалистам и трансгендерам — жертвам национал-социализма.
На улице Франц-Йозефс-Кай около 1880 года, на заднем плане справа посередине, отель Метрополь на Морзинплац
Восьми-двенадцатиэтажный жилой комплекс «Леопольд-Фигль-Хоф»; Построен на месте гостиницы М. с 1963 по 1967 гг.
В 1968 году Леопольд-фигли-Hof был построен на участке , названный в честь Фигль , в первый федеральный канцлер в Австрийской Республике после нацистской эпохи. На стороне здания, обращенной к Морзинплац, есть мемориальный барельеф жертвам национал-социализма. На другой стороне квартала, на улице Зальцторгассе 6, была устроена мемориальная комната, которая была отремонтирована в 2011 году и дополнена недавно оформленной выставкой об отеле Métropole и его заключенных. О нем заботится архив документации австрийского сопротивления .
Название «Hotel Métropole» не было выбрано ни для одного венского отеля со времен войны.
Индивидуальные доказательства
- Георг Маркус : Убийца в роскошном отеле , в: Ежедневная газета Курьер , 5 июня 2011 г., стр. 24.
- Telepolis: Интернет-архиве ) , доступ 25 октября 2010 г.
- ↑ Вольфганг Нойгебауэр: Das NS-Terrorystem , в: Wien 1938. Historisches Museum der Stadt Wien, 110-я специальная выставка , Österreichischer Bundesverlag, Jugend und Volk, Вена 1988, ISBN 3-215-07022-7 , стр. 223 и далее.
- См. Ежегодник DÖW (2012), стр. 37.
- См. Решение Народного суда GZ 5H 96/44 et al., P. 21ff.
- охране … для федерального канцлера Курта Шушнига, 8 сентября 1938 г. , в: Архив документации австрийского сопротивления (ред.): «Аншлюс» 1938 г. Документация , Österreichischer Bundesverlag, Вена 1988, ISBN 3-215-06824 -9 , с. 533 ф.
- «Главный и черный ход памяти», репортаж на ORF Radio Ö1, суббота, 17 марта 2018 г., 09:05 — 10:00.
- Иоахим Ридль : Следы на нейтральной земле , в: Die Zeit , 16 декабря 2010 г., издание для Австрии, стр. 15.
История отеля
Отель был построен в 1873 году архитекторами Карлом Шуманом и Людвигом Тишлером для Всемирной выставки в Вене на площади Морцинплац у Франца-Иосифа Кая с 1888 года . (До этого, после сноса городской стены, в 1860–1863 гг . На этом участке стоял театр Treumann или театр Quai Theater , который затем был сожжен .) Дом якобы назывался местными жителями «еврейским домом». Захер », потому что его обстановка соответствовала отелю Захер, а семьи владельцев Кляйн и Фейкс были евреями. Он был богато украшен коринфскими колоннами , кариатидами и атласами . Столовая во дворе была покрыта стеклом.
Знаменитым гостем был Марк Твен , который в 1897 году провел там часть своего 20-месячного пребывания в Вене до мая 1899 года. На фронте по адресу Franz-Josefs-Kai 33 отец Стефана Цвейга руководил штаб-квартирой своей фабрики тканых изделий.
Эскадрилья Малого театра
Памятная доска, посвященная жизни театра в годы Великой Отечественной войны, – первое, что видят зрители, сдав одежду в гардероб. Артисты Малого внесли свою лепту в Победу: одни отправились на фронт с оружием в руках, а другие показывал спектакли — в землянках, на палубах военных кораблей, в поле, в лесу. Бывало, что представление прерывалось сигналом к бою, и тогда зрители-солдаты поднимались с мест, а через какое-то время возвращались – те, кто мог. Артисты отказывались от премий, а на собранные деньги строили самолеты, которые называли эскадрильей Малого театра.
Еще во время войны у театра появился филиал – здание на Большой Ордынке. Первый спектакль – «На бойком месте» по пьесе Островского — показали 1 января 1944 года. Филиал работает и сегодня, часть спектаклей показывают там.
Фото: mos.ru
Здание Малого: вчера
Изначально названия Большого и Малого театров писали со строчных букв – просто обозначали размеры зданий. Долгое время оба императорских театра соединял подземный переход, по которому артисты могли беспрепятственно передвигаться. Особенно это было удобно, если в один вечер артист должен был играть на двух площадках. Если спектакль драматической труппы, обосновавшейся в малом театре, больше подходил для сцены большого, то представление давали там, и наоборот. Часто можно было услышать: «Сегодня малый играет в большом».
Сейчас сцена Малого театра параллельна партеру, а раньше была расположена под наклоном к залу – для лучшего обзора. Из декораций были только расписной задний занавес и падуги, скрывавшие механизмы верхней части сцены. В антракте зал освещала огромная люстра со свечами, которая во время спектакля поднималась на специальный чердак.
В 1840-м к основному зданию пристроили новый зрительный зал и новую сцену, которые действуют и сегодня, а старые переделали под закулисные помещения.
Вид с Театральной площади на Лубянскую площадь (Малый театр слева),1880-1890. Фото: pastvu.com
В 1900 году актер, режиссер и реформатор отечественного театра Александр Ленский побывал в Германии. Увидев на одной из сцен в Германии поворотный круг, он загорелся идеей поставить такой же в Малом. Ему отказали: по предварительным подсчетам, стоимость работ была сравнима с годовым бюджетом всех императорских театров. Тогда Ленский переизобрел механизм, заручившись поддержкой опытного декоратора Карла Вальца. Механизм сохранялся до 1940 года.
В театре были две особенные ложи – портальная и центральная. До революции их занимали члены царской семьи, а потом – главные партийные деятели. С 1949-го по 1980-е годы купить туда билеты могли абсолютно все желающие. Сейчас нет: центральную ложу используют под светозвуковое оборудование, а портальную – только для высокопоставленных гостей.
Фото: mos.ru
Гостиницы «Украина» и «Националь» ─ «Русский дом» (1990)
В первом в истории американском полнометражном фильме, снятом в Советском Союзе, снялись даже не две гостиницы, а три гостиницы: панорама Красной площади позволяет увидеть ныне демонтированное 22-этажное здание гостиничного комплекса «Интурист». Но интереснее наблюдать Москву из окон ресторана гостиницы «Националь», где обедают главные герои, и окон гостиницы «Украина». В первом случае в нашем распоряжении превосходный вид на Манежную площадь, во втором – на Кутузовский проспект.
Кадр из фильма «Русский дом»
Кадр из фильма «Русский дом»
Гостиница «Украина». Фото: Shutterstock
Скоростные лифты в «Рэдиссон Ройал Москва». Фото: Shutterstock
Вид из окон гостиницы «Украина». Фото: booking.com
Гостиница «Националь». Фото: marriott.com.ru
«Украина» ─ одна из семи сталинских высоток (206 метров). Сегодня на скоростном лифте можно подняться на смотровую площадку на 29 этаж, чтобы увидеть столицу с высоты птичьего полета. Назвал гостиницу «Украиной» Никита Хрущев, пожелавший сделать символичный жест в год 300-летия воссоединения России и Украины (к тому моменту – 1954 год – гостиница даже не была достроена). «Украина», которая с самого начала позиционировалась как гостиница для иностранцев и дипломатов, продолжает оставаться самой респектабельной в Москве.
«Националь» ─ еще одна легендарная московская гостиница с более чем вековой историей. Она была одной из первых гостиниц, где установили лифты и оснастили все номера импортной мебелью и телефонами. В 1974 году здание внесено в список культурных памятников, охраняемых государством.
События в отеле «Метрополь»
В ноябре 1901 года в Иркутске проходили торжественные празднования 50-летия юбилея существования Восточно-Сибирского отдела императорского Русского географического общества. В это время в гостинице останавливались ученые Сибири и иностранцы, приехавшие на торжества. Среди них профессор В.В. Сапожников из Томска, краевед, создатель Минусинского краеведческого музея Н.М. Мартьянов, профессор Дижонского университета Жюлб Легра, Оланьен, А. Шварц и многие другие. Здесь же вечером 16 ноября редакция газеты “Восточное обозрение” чествовала обедом приехавших на юбилей ВСОИРГО гостей. На нем присутствовало более 100 человек, в том числе члены комитета по организации юбилейных мероприятий, председатель отдела Н.Е. Маковецкий, прежние редакторы газеты исследователь Сибири и общественный деятель Г.Н. Потанин, писатель М.В. Загоскин, сотрудники редакции. На обеде выступили И.Попов (редактор “Восточного обозрения”), Маковецкий, профессора Сапожников и Легра, Ушаков, Потанин, Загоскин, директор Иркутской магнитной обсерватории А.В. Вознесенский и другие.
Гостиница и ресторан при ней пользовались большой популярностью, что давало возможность содержателям конкурировать с подобными заведениями в городе. Здесь 7 июля 1903 года местная интеллигенция дала прощальный ужин артистам Императорского Малого театра по случаю окончания их гастролей в Иркутске, на котором присутствовало 50 человек. Среди артистов находились А.А. Яблочкина, Е.Д. Турчанинов, которые выступили от лица всех артистов и благодарили иркутян за теплый прием.
Рекламное объявление за 1903 год, размещенное в “Спутнике пассажира по Сибирским железным дорогам”, гласило:
“Гостиница “Метрополь” в центре города, против театра, вблизи банков и магазинов. Вновь отделаны и роскошно обставлены к услугам приезжающих 42 номера, семейные квартиры, первоклассный ресторан, превосходная французская, русская и польская кухня, большой и разнообразный выбор русских и иностранных вин, кабинеты в стилях, биллиарды, ванна со всеми удобствами, телефон, везде электрическое освещение, ко всем поездам посылаются омнибусы. Извозчикам не верить, что все номера заняты или ремонтируются. Управляющий Черных”.
12 января 1904 года через Иркутск проезжала группа иностранных корреспондентов, направлявшихся в Маньчжурию, на предполагаемый театр военных действий.
В гостинице “Метрополь”, где остановились корреспонденты, “подавались свежие омары, икра зернистая, спаржа, цветная капуста, помидоры, салат, артишоки, устрицы, пулярды, цыплята и поросята”.
Москвин и Мейерхольд: у истоков МХАТа
Первыми актёрами новорождённого театра стали участники Московского филармонического общества, где преподавал сам Немирович-Данченко. В их числе были, например, Иван Москвин, Ольга Книппер (жена Антона Чехова), Маргарита Савицкая и сам Всеволод Мейерхольд! К ним присоединились также участники любительских спектаклей, которые ставил Станиславский: Мария Андреева, Мария Лилина (жена Станиславского), Василий Лужский, Георгий Бурджалов. А первый спектакль, который в октябре 1898 года увидел свет на сцене МХАТа, был поставлен по трагедии Алексея Толстого «Фёдор Иоаннович». Главного героя сыграл Иван Москвин.
Художественный театр, 1899 год. (pinterest.com)
Дом Островского, Щепкина, Мочалова
Малый театр неофициально называют Домом Островского. Здесь поставили все 48 пьес драматурга. Сам Александр Николаевич часто приходил на репетиции, дружил с артистами, помогал им советами. Памятник Островскому около театра открыли 90 лет назад. Его создатель – знаменитый скульптор Николай Андреев.
Именно Островский в свое время произвел настоящую театральную реформу. Благодаря ему появилось понятие «актерский ансамбль»: говоря о Катерине из «Грозы», мы говорим и о Кабанихе, и о Тихоне, потому что ни одного из героев пьесы невозможно рассматривать вне контекста. И в спектакле на передний план выходит уже не актер-одиночка, а несколько артистов. К тому же он был убежден: актер должен полностью перевоплотиться. Новаторские идеи драматурга впоследствии развил Константин Станиславский. Взгляды Островского разделяли и его современники. Например, один из ведущих актеров Малого Михаил Щепкин был с ним абсолютно согласен: чтобы сыграть правдоподобно, нужно стать своим персонажем.
Памятник Островскому перед зданием театра. Фото: АГН «Москва»
Щепкин – бывший крепостной актер. Вольную он получил, служа в Полтавском театре. Тогда ему было 33 года. В Малом он играл Фамусова («Горе от ума»), Городничего («Ревизор»), Барона («Скупой рыцарь»). Многие зрители специально шли посмотреть на его игру. Он был первым, кто заговорил о необходимости актерской школы: одного энтузиазма недостаточно и, чтобы выходить на сцену, нужно образование. Поэтому театральное училище при Малом театре носит его имя.
В Щепкинском фойе театра есть портрет Михаила Семеновича, написанный Ильей Репиным. В октябре 1917 года, когда в здание ворвался отряд красногвардейцев, картина была исколота штыком. Отреставрированный портрет сегодня хранится под стеклом.
Фото: mos.ru
Еще одна из центральных фигур Малого театра – актер Павел Мочалов, который дебютировал здесь в 1817-м. В Щепкинском фойе есть и его портрет – Мочалов изображен в роли барона Мейнау в пьесе Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние». Многие критики писали: несмотря на то что он очень талантливый артист, вдохновение на сцене могло на него так и не снизойти. Но, если отдельная сцена была ему близка, он тут же включался в процесс, и тут начиналось самое интересное. Зрители говорили, что его игра становилась настолько гениальной, что за нее ему можно было простить все что угодно. Он был любимцем публики, играл главные роли в «Гамлете», «Севильском цирюльнике», «Доне Карлосе» и других спектаклях, билеты на которые порой было очень сложно достать.
Фото: mos.ru
После революции директором театра стал Александр Южин. Когда он был молодым провинциальным актером, то по пути в Петербург решил заехать в Москву – специально, чтобы побывать в Малом. Сев на самое дешевое место на галерке и дождавшись начала спектакля, Южин был поражен уровнем актерской игры. Никакого гримасничанья, с публикой не заигрывают – ее как будто не замечают. Научиться играть, не играя, стало мечтой молодого актера. Через несколько лет Южин дебютировал на сцене Малого в роли Чацкого в первой московский постановке «Горя от ума» по комедии Александра Грибоедова, а вскоре стал ведущим артистом.
В разные годы театром руководили Илья Судаков, Пров Садовский, Константин Зубов, Михаил Царев, Евгений Симонов, Борис Равенских. Народный артист СССР Юрий Соломин занял должность художественного руководителя Малого театра в 1988 году. Сюда он пришел в 1957-м, сразу после окончания Щепкинского училища, а в апреле 2019-го Министр культуры России Владимир Мединский подписал с ним бессрочный трудовой договор.
Фото: mos.ru
Услуги
1
Газетный киоск
«Спустившись по мраморным ступенькам, граф прошёл мимо газетного киоска, в котором его внимание пытались привлечь сотни передовиц, на тот исторический момент все напечатанные кириллицей»
2. Цветочный магазин
«Следующим после газетного киоска был цветочный магазин Фатимы Фёдоровны. В тот исторический период людям было не до цветов, поэтому ещё в 1920 году магазин закрылся. Одно из самых красивых мест отеля превратилось в одно из самых унылых. В своё время здесь продавали цветы охапками. Именно этот магазин был ответственным за цветочное убранство фойе, отсюда в номерах гостей появлялись лилии, букеты роз, которые бросали к ногам балерин Большого, а также цветки, украшавшие пиджаки джентльменов, эти букеты бросавших».
3. Парикмахерская
«В конце коридора находилась парикмахерская Ярослава. Это была политически нейтральная страна точности и оптимизма, своего рода Швейцария отеля. Раз уж граф собирался выжить самым практичным образом и преодолеть обрушившиеся на него обстоятельства, ему стоило придерживаться графика еженедельных встреч с Ярославом для стрижки».
4. Швея.
До революции в отеле была комната, где на трёх швейных машинках работали три швеи. После революции её закрыли, однако, как пишет Тоулз, «к 1921 году занавески, постельное белье и салфетки, являвшиеся собственностью отеля, сильно обветшали. Однако никто не собирался их заменять на новые. Поэтому администрация отеля назначила горничную Марину швеёй, и с этих пор добрая традиция чинить одежду и постельное белье в стенах отеля возобновилась».
5. Другие услуги
«В «Метрополе» имелись комнаты за комнатами и двери за закрытыми дверями. Были комнаты, в которых хранили постельное бельё. Кладовые. Прачечная. И даже собственный телефонный коммутатор».
История гостиницы «Метрополь»
В феврале 1899 года владелица усадебного места на углу Луговой (Марата) улицы, Юнкерского (Я. Гашека) и Большаковского (Большевистского) переулков Агафья Иустиновна Волкова обратилась с ходатайством в городскую управу на возведение “дома-особняка и доходного дома”. Но это было только начало бурного строительства на ее участке. В июне того же года власти разрешили устройство каменного двухэтажного и деревянного одноэтажного домов. Могли быть и более ранние запросы на строительство и полученные дозволения, т.к. уже 1 октября 1899 года гостиница “Метрополь” на 30 номеров на Луговой улице приняла первых постояльцев. Это была первая очередь гостиничного комплекса, который со временем достраивался. В феврале 1901 года было получено разрешение на надстрой второго этажа над существующим деревянным домом. И сразу же вслед за этим, в марте того же года, хозяева просили разрешение на возведение “стеклянной на каменных столбах и рельсах галереи” на углу Луговой и Большаковского переулка. С новыми пристроями увеличивалось и количество номеров.
Первоначально владельцем гостиницы “Метрополь” был Николай Павлович Волков.
Театральный раскол
Новой вехой в развитии театра стало назначение на пост главного режиссёра театра Олега Ефремова в 1970 году. Именно он привлёк к работе одних из самых выдающихся актёров того времени: Андрея Попова, Евгения Евстигнеева, Иннокентия Смоктуновского. Правда, труппа всё разрасталась, многие актёры подолгу сидели без дела. Постепенно в театре водворилось «двоецарствие»: труппа разделилась на две части, каждая со своим составом актёров и режиссёром.
В конце концов в 1987 году театр разделился надвое. Одна часть труппы, под руководством Олега Ефремова (с 2000 года под управлением Олега Табакова) получила название МХАТ (позже — МХТ) имени Чехова и расположилась в историческом здании МХТ на Камергерском переулке. Другая часть, под предводительством Татьяны Дорониной, сохранила старое название: МХАТ имени Горького. Так и получилось, что в Москве сегодня существует одновременно два МХАТа.
Архитектура здания
Говоря об архитектурных особенностях гостиницы, можно обратиться к мнению специалистов-архитекторов Л. Басиной и И. Калининой:
“любопытное деревянное здание с выразительным силуэтом… Достаточно сложный объем и своеобразное оформление фасадов, исполненное под влиянием модерна и русского стиля, предполагают наличие профессионально выполненного проекта. Угловая часть с главным входом обращена к улице К. Маркса и имеет форму башни — прямоугольной в первом этаже и шестигранной во втором. В уровне кровли башня увенчана высоким шатром. Ризалиты на боковых фасадах, под щипцовыми фронтонами, усиливают оживленный силуэт здания. Над главным входом — двускатный козырек на деревянных кронштейнах своеобразной формы. Тимпан козырька заполнен пропильной резьбой растительного характера. Декоративная пластика характеризуется упрощенной гипертрофированно крупной резьбой наличников, фриза и балконного ограждения. За зданием гостиницы расположен небольшой двор, обстроенный по периметру служебному зданиями из кирпича и песчаника, а на противоположный угол (с ул. Гашека) выходит второй двухэтажный деревянный дом с жилыми помещениями. Все постройки образуют своеобразный гостиничный комплекс”.
Номер, где жили Вертинские
Когда родилась Анастасия Вертинская, то ее было решено крестить. В помещение пригласили священника, а когда открыли дверь после окончания крещения, то увидели в коридоре толпу подслушивающих людей: от гостей до персонала. Еще бы, безбожное время коммунизма, а тут такие странные звуки раздаются из комнаты. Номер скромнее — но тоже очень красивый. Антикварная мебель из красного дерева, стены, отделанные натуральным шелком.
Номер , где жили Вертинские
Номер , где жили Вертинские
Мебель в номере
Мебель в номере
Заглянем в ванную? Ванные в Метрополе выглядят примерно одинаково. Одинаково скромно.
Ванная комната
Ванная комната
В коридорах Метрополя.
В коридорах Метрополя
В коридорах Метрополя
Президентский люкс был просто роскошен! С кабинетом и прекрасным видом из окон. Это очень большой по площади номер для Метрополя — около 60 метров.
В Президентском люксе
В Президентском люксе
Особенно ценным экспонатом (не могу назвать его просто мебелью) является венецианское кресло — ему самое место быть в музее.
Призидентский люкс. Венецианское кресло
Призидентский люкс. Венецианское кресло
В Президентском люксе
В Президентском люксе
Антикварный комод. Гостиница Метрополь
Антикварный комод. Гостиница Метрополь
Спальня в Президентском номере
Спальня в Президентском номере
Так как в гостинице жизнь не остановилась, когда мы пришли сюда, то есть гостиница жила своей повседневной жизнью, некоторые помещения нам не показали. К ним относятся конференц-залы, названные именами наших знаменитых писателей: Чехов, Толстой. Эти названия не являются мемориальными — это современные названия, ранее залы назывались по стилю, в котором они выполнены.
Стеклянный потолок атриума
Стеклянный потолок атриума
Ближе к концу экскурсии по Метрополю мы подошли к красивой лестнице, которая, однако, была довольно узкой по сравнению с просторными коридорами Метрополя. Как выяснилось, дальше начинаются более бюджетные номера отеля.
В новом холле Метрополя
В новом холле Метрополя
Впечатлений от посещения гостиницы была масса! У меня было ощущение, что мы побывали с экскурсией в музее, но никак не в отеле. Сами понимаете, антиквариат, небольшие площади номеров, специфический запах, как следствие этого — это никак не ассоциируется с современным отелем. Если когда-нибудь вы увидите, что есть возможность посетить экскурсию по интерьерам Метрополя — обязательно покупайте билет.