Список 16 лучших фильмов про захват самолета террористами

Никита Никитин

Таксиста Серегу исполнил Никита Никитин. Актер сериала «Капельник» попал в проект по счастливой случайности. Режиссер Илья Аксенов долго не мог найти на главную роль исполнителя без руки. Отчаявшись в поисках, постановщик разместил в соцсетях пост, где поделился с подписчиками своей проблемой и попросил откликнуться молодых людей, готовых к съемкам. Никита увидел запись и связался с Аксеновым.

Никита Никитин. Фото: «Кино-Театр»

После видеопробы Никитина приняли в команду. Перед началом съемок исполнитель прошел курсы актерского мастерства у Сергея Бубнова.

О личной жизни знаменитости известно мало. Никита родом из Таганрога, занимался футболом и курировал собственную команду. Никитину пришлось столкнуться с дискриминацией, поскольку в поисках работы ему часто отказывали из-за отсутствия руки. Но это не сломило мужчину, и он доказывал, что человек способен на многое. Есть ли вторая половинка у особенного актера сериала «Капельник» – неизвестно.

Попытки проникнуть в кабину

— Какая обстановка была в салоне? Как вели себя пассажиры?

— В самолёте были и наши, и турки — всего 163 пассажира. В первом салоне у кого-то истерика случилась. А он (Арсаев. — RT) сразу поставил условие, чтобы все передвижения по самолёту были согласованы с ним, и, если кто-то вдруг даже встанет без спроса, он меня сразу убьёт. 

Я позвал Светлану Иванив, бригадира бортпроводников, и попросил её сделать объявление по громкой связи о том, что происходит, куда летим, как надо себя вести, что все передвижения только по поднятию руки.

К счастью, удалось уговорить Арсаева, чтобы людей хотя бы водой напоили. Но напряжение не спадало, он всё пытался проникнуть внутрь кабины.

— Каким образом?

— В первом салоне заплакал младенец, и Юля Фомина (по первой работе она воспитатель детского сада) попыталась его успокоить. А этот урод схватил Юлю, приставил нож к горлу, подвёл к кабине пилотов и заорал, что зарежет, если не откроют дверь. Она умоляет не убивать, плачет… В общем, атмосфера — просто ужас. 

Я его успокаивал, и в итоге он Юлю отпустил. Я её попросил больше сюда не подходить. И в этот момент появился третий террорист с топором, который до этого никак себя не проявлял. 

— А в ходе полёта угонщики вам говорили, чего они хотят?

— Нет, ничего не проговаривали. Но действовали они очень чётко. Все роли были расписаны: кто, чего, как. И все команды Арсаева беспрекословно выполнялись.

После посадки самолёт отбуксировали на дальнюю площадку. В салоне ужас, страшная жара, +55 °C, дети ревут. А Супьян снова стал подтаскивать девчонок к кабине пилотов и требовать открыть дверь. А потом они начали её топором ломать.

— Правда ли, что при посадке в Медине саудовские власти не хотели вас принимать?

— Да. Но деваться было некуда, сели. После посадки сразу немного отлегло — всё-таки все живы и уже на земле.

— Снаружи самолёта что-то происходило?

— К самолёту никто не подъезжал, стояли на отшибе одни. И всё это подвешенное, напряжённое состояние длится, длится и длится. В какой-то момент я понимаю, что больше не выдержу. У Хромова кровь идёт, остановить не получается. Ситуация накаляется. Ещё чуть-чуть — и он (Арсаев. — RT) кого-то зарежет, надо как-то действовать.

  • AFP

Непредвиденное стечение обстоятельств

Во время угона самолета в 1983 году в Грузии с самого начала многие события сложились не так, как предвидели террористы. Первой прорехой в искусно составленном плане стал отказ от участия в операции Теймураза Чихладзе. Коварному священнику, обещавшему взять на себя задачу доставки оружия на борт самолета, стали неинтересны попытки группы стать смельчаками-угонщиками. Молодая банда террористов решила действовать самостоятельно, оставив за рамками захвата воздушного судна своего идейного вдохновителя.

Венцом художественного сценария террористического акта стала свадьба 2-х членов преступной группировки: Германа Кобахидзе и Тинатин Петвиашвили, сыгранная молодоженами 17 ноября 1983 года. На торжественном мероприятии паре влюбленных удалось втереться в доверие работнице международного терминала тбилисского аэропорта Анне Варсимашвили, ставшей невольной помощницей террористов в вопросе получения возможности беспрепятственного проникновения на борт самолета 4-х человек с 4-мя пистолетами и 2-мя ручными гранатами.

18 ноября 1983 года веселая и шумная компания молодых людей, в состав которой вошли все 7 участников сговора, появилась на борту самолета, который должен был совершать перелет по маршруту Тбилиси – Батуми. Гостей свадебной церемонии сопровождали еще 2 девушки: Анна Мелива и Евгения Шалуташвили, абсолютно не подозревавших об истинных намерениях террористов. Рейс по заданному пути должен был обслуживать самолет Як-40, но тут в планы коварного отряда вмешалось провидение. Пассажиров для крупного лайнера было недостаточно, и авиационное начальство приняло решение объединить несколько рейсов. Все пассажиры были собраны на борту самолета SU-6833 авиакомпании «Аэрофлот», следующему по маршруту Тбилиси – Батуми – Киев – Ленинград с 2-мя транзитными остановками.

Для гражданской авиации такие перемены в графике – обычное дело. Для людей, занявших свои места в креслах самолета, с этой минуты начался страшный отсчет времени в эпицентре террористического беспредела. С момента тех роковых событий в список отважных работников авиационной отрасли навсегда вписаны имена членов экипажа, в руках которых находились судьбы 57 обладателей билетов на злополучный рейс и собственные жизни. В тот день на борту самолета судьба свела семерых профессионалов:

  • командира корабля и пилот-инструктор экипажа ТУ-134А Тбилисского авиационного отряда Гардапхадзе Ахматгера Бухуловича;
  • второго пилота судна Габараева Станислава;
  • штурмана лайнера Гасоян Владимира Бадоевича;
  • бортмеханика самолета Чедия Анзора;
  • представителя летно-штурманского подразделения Грузинского УГА, носящего звание «проверяющий» — Шарбатян Завена.

Работе экипажа усердно помогали 2-е опытные бортпроводницы: Валентина Крутикова и Ирина Химич, одной из стюардесс было суждено погибнуть в ходе попытки угона самолета террористами. Грузины не любят вспоминать эту кровавую историю, но героев своих помнить умеют. О мужестве экипажа никогда не откажутся рассказать туристам и тем людям, которые нетерпимы к любым проявлениям наглости и вседозволенности террористов.

Перед отправлением в небо и верстке планов группа вооруженных преступников предполагала начать операцию по захвату воздушного судна в небе над Батуми. Мало разбирающиеся в тонкостях авиации террористы предполагали, что грузинский курорт находится ближе всего к пограничной зоне с Турцией. Команда Церетели угоняла воздушное судно впервые и во многих вопросах была наивна и не достаточно подготовлена. В действия банды внесла корректировки погода. Сильный боковой ветер не оставлял самолету шансов благополучно приземлиться в аэропорту прибрежного города. Авиадиспетчеры отдали команду экипажу ТУ-134-А немедленно возвращаться в первоначальный пункт отправления Тбилиси. Не посвященные в дело изменения маршрута грузины-террористы в это время уже успели взять в заложницы стюардессу Валентину Крутикову и расправиться с пассажирами, внешний вид которых вызвал у них подозрении о причастности мужчин к службе авиационной безопасности.

Крепкий Орешек (дилогия, 1988 и 1990)

Завершает список фильмов о спасении заложников культовая классика. Любой поклонник боевиков знает имя полицейского Джона Макклейна. В первой части бандиты захватили в небоскребе заложников, включая жену героя. Джон Макклейн в одиночку противостоит террористам. В пятой части бравый полицейский уже оказывается на территории России, бьется с противниками в отеле «Украина» и на московских улицах. Первоначально создатели фильма хотели взять на роль Макклейна прославленную звезду боевиков, но в итоге выбор пал на сериального актера Брюса Уиллиса. И они не прогадали, ведь образ, созданный Уиллисом, совершенно неподражаем!

Оригинальное названиеDie HardЖанрБоевик, триллер, криминалАктерыБрюс Уиллис, Алан Рикман, Бонни Беделиа…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 8.0, IMDb – 8.2Возрастные ограничения16+

Штурм

— Для вас он стал неожиданным?

— Да. Было несколько групп спецназа. Первая пыталась проникнуть через кабину пилотов. Другая группа ломилась через люк основного выхода, но делали это очень криво. У них не получалось открыть дверь.

— Вроде бы ночью саудовский спецназ даже проводил какие-то тренировки на таком же самолёте.

— Я не знаю, они так говорили. Наша «Альфа» была наготове в Москве, но саудовские власти отказались от их помощи, решили сами штурмовать.

— Во время штурма погибла Юлия Фомина. Вы хоть и не видели этого сами, но наверняка знаете, как это произошло…

— Когда началась стрельба, другие наши девчонки упали на пол. А Юля увидела, что спецназовцы снаружи никак не могут открыть дверь в салон, и решила помочь им — открыть её изнутри.

В этот момент убили и пассажира, гражданина Турции. Когда спецназ ворвался, он  решил перебежать куда-то, его приняли за террориста и застрелили.

— Что стало с самими террористами?

— Супьяну попали в голову, в самолёте он был ещё жив, умер уже в здании аэропорта.

— Думаете, если бы штурмовали наши, всё прошло бы иначе?

— Они бы сделали всё по-другому. Я не понимаю, почему они начали тупо в эту дверь ломиться, когда мы показали им специальные люки, через которые можно было попасть в самолёт. Но штурм воздушного судна считается успешным, если потери составляют 2—3%.  

Они записывали на видео не только меня, но и других наших, чтобы потом показать бойцам своим. Там же ротация идёт, кто-то про этот случай слышал, кто-то нет. А им хотелось запечатлеть наши эмоции, чтобы люди понимали, с чем им, возможно, придётся сталкиваться.

— Как развивались события после окончания штурма? 

— Нас повезли в их тюрьму на опознание двух других выживших террористов. Потом прилетели наш правительственный Ил-62 и второй самолёт за турками. Пассажиры улетели по своему выбору — в Москву или Стамбул. Прилетевшие из Москвы сотрудники спецслужб попросили меня опознать Юлю в морге. Я откинул ткань — она лежит, как живая, просто бледная немного. Была здоровая молодая девушка, 27 лет всего…

— Потом домой?

— Да, нам сказали лететь, а тело Юли обещали потом прислать. Но я сказал, что так не пойдёт: мы сюда все вместе летели, все вместе и вернёмся. А у них гробов нет. Я говорю консулу: «Давай, где хочешь ищи этот ящик, мы должны её нормально привезти». В итоге нашли, привезли. До сих пор не могу с этим свыкнуться, хотя столько лет прошло. Она хотела помочь, а получила пулю. Если бы легла, как все, то жива бы осталась. На обратном пути в самолёте пассажиры сами собрали деньги на памятник для Юли.

Скорость (дилогия, 1994 и 1997)

Экшен о транспорте, который «съезжает с катушек». В первом фильме террорист закладывает бомбу в рейсовый автобус. Бомба должна взорваться, если скорость автобуса упадет ниже 80 км/ч. Во второй части свихнувшийся программист мстит компании, не заплатившей ему денег, и направляет радиоуправляемый круизный лайнер сперва на танкер, а затем на пляж

Первая часть дилогии приобрела статус культовой среди поклонников жанра, второй фильм же был не столь удачен, но все равно на него стоит обратить внимание

Оригинальное названиеSpeedЖанрБоевик, триллер, приключенияАктерыКиану Ривз, Сандра Буллок, Деннис Хоппер…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 7.8, IMDb – 7.2Возрастные ограничения16+

«Лететь никуда не собирался»

— Итак, 15 марта 2001 года чеченские террористы угнали Ту-154, летевший из Стамбула в Москву. Расскажите, как всё происходило.

— Меня не должно было быть на этом рейсе. Я начальник службы бортпроводников авиакомпании, и у меня куча бумажной работы и других дел. Но, согласно порядку, заведённому в компании, я должен был за квартал налетать не менее 45 часов.

14 марта, когда до конца смены оставался час, мне позвонил начальник отдела труда и заработной платы и сказал, что скоро конец квартала, а у меня вылетов нет, и значит, надо лететь. Надо так надо. Посмотрел план полётов, выбрал Стамбул и поставил себя в расписание. Вылет в десять утра, комфортный рейс.

Позвонил бы он мне позже — и вписаться в Стамбул я бы уже не успел. 

— Вы хорошо запомнили тот день?

— В Стамбул долетели нормально? 

— Да, у нас были туристы, чартер. Без происшествий.

«Власть»

Тем, кого интересуют фильмы, посвященные теракту 11 сентября, стоит также обратить внимание на картину под названием «Власть», вышедшую на экраны в 2018 году. Лента режиссера Адама Маккея объединила в себе несколько жанров: политическую сатиру, драму, комедию и байопик

В центре сюжета – путь к власти американского вице-президента Дика Чейни, роль которого исполнил Кристиан Бейл. Также в картине снимались: Эми Адамс, Стив Карелл, Сэм Рокуэлл, Тайлер Перри, Элисон Пилл, Джесси Племонс и другие актеры.

Главный герой благодаря дару убеждения, умственным способностям, деньгам и связям становится помощником Джорджа Буша – младшего и входит в число главных действующих лиц в мире политики. При этом его имя остается в тени и нигде не фигурирует, однако ему удается кардинальным образом повлиять на ход исторических событий. После трагедии 11 сентября именно Дик Чейни подталкивает правительство США к нападению на Ирак и Афганистан, что приводит установлению контроля американских компаний над иракской нефтью.

«Потерянный рейс»

В центре сюжета драматического фильма режиссера Пола Гринграсса, рассказывающего о событиях 11 сентября, показанных в хронологическом порядке, – история печально известного рейса United Airlines Flight 93. Создатели отмечают, что в ленте представлена художественная обработка событий того дня. Также некоторые моменты и сюжетные повороты стали режиссерской импровизацией.

Вместе с другими пассажирами на борт самолета, летевшего из Ньюарка в Сан-Франциско, село несколько человек восточной внешности, которые держались обособленно от других людей. Через считанные минуты после вылета пилоты узнали об атаке двух самолетов на здание Всемирного торгового центра. Террористы, угрожая экипажу взрывом, захватили судно и взяли в заложники всех пассажиров, летевших этим маршрутом, намереваясь направиться в сторону здания Капитолия, чтобы его разрушить. Заложники вступили в борьбу с захватчиками, что привело к потере управления самолетом и его опрокидыванию. Достигнуть цели террористам не удалось: в финальном эпизоде картины летательное средство падает на землю, вместе с тем забрав жизни всех людей, находившихся в нем.

Нирджа (2016)

Болливудская историческая драма о захвате самолета в Пакистане, снятая по реальным событиям. Нирджа Пханот – стюардесса Boeing 747, вылетевшего из Бомбея. Когда лайнер совершает временную посадку в Пакистане, на его борту оказываются члены террористической организации «Абу Нидали». Храбрая девушка решает спасти людей. Индийский фильм удостоился пяти премий на «Filmfare Awards» и имеет высокий рейтинг на «Кнопоиске» и IMBd.

Оригинальное названиеNeerjaЖанрБиография, драма, триллерАктерыСонам Капур, Шабана Азми, Ёгендра Тикку…СтранаИндияРейтингКинопоиск – 7.7, IMDb – 7.7Возрастные ограничения16+

Воздушная тюрьма (1997)

  • Оригинальное название: Con Air
  • Год: 1997
  • Страна: США
  • Режиссер: Саймон Уэст
  • Жанр: боевик, триллер, криминал
  • В главных ролях: Николас Кейдж, Джон Кьюсак, Джон Малкович, Винг Реймз, Майкелти Уильямсон, Рэйчел Тикотин, Ник Чинланд, Стив Бушеми, Колм Мини, Дэнни Трехо
  • Рейтинг по КиноПоиску: 7,56

«Воздушная тюрьма» — транспортное подразделение полиции США, перевозящее особо опасных преступников. Одним из этих рейсов возвращается домой Кэмерон По, освобожденный из тюрьмы после 8 лет заключения. Он так долго ждал этого и ничто не должно остановить его на пути домой.

Внезапно Кэмерон оказывается свидетелем захвата самолета, организованного опаснейшим рецидивистом Сайрусом «Вирусом» Гриссомом. Он решает взять ситуацию в свои руки и помочь полиции, ведь для него это — единственный шанс попасть домой. Только один человек на земле готов поверить ему — шериф Винс Ларкин, который вынужден преодолевать невероятные трудности, чтобы предотвратить бегство преступников и не позволить своим ретивым начальникам взорвать самолет вместе со всеми пассажирами.

«Коля, самолёт захвачен»

— Захват произошёл на обратном пути в Москву. Вы находились в салоне, всё происходило у вас на глазах. Как это было? 

— После взлёта прошло семь-восемь минут, мы собрались на кухне между первым и вторым салонами, и вдруг туда заходят двое. Александр Хромов им говорит: «Ребят, вы чего встали? Мы ещё взлетаем». И тут вижу: у одного из них в руке нож. Я ударил по кнопке ССО (cистема сигнализации опасности. — RT), которая предупреждает пилотов о ЧП в салоне. Но на том рейсе ещё и дверь в кабину пилотов плохо фиксировалась.

— Сломана была?

— Да, командир знал об этом. Когда я ударил по кнопке, Хромов тележкой преградил террористам проход вперёд, и я побежал к пилотам. Дверь не заперта, заскакиваю: «Коля (Николай Виноградов, командир Ту-154. — RT), самолёт захвачен». Сказал, чтобы закрывались, а когда вышел назад, они уже у кабины были. Впереди Хромов, весь в крови: «Меня зарезали».

Главный из захватчиков (террорист Супьян Арсаев. — RT) приказал второму обыскать меня. Потом поставил сумку у двери кабины пилотов и сказал, что внутри бомба, которая через 20 минут взорвётся. 

После этого он молодого отправил с Хромовым на кухню, сказав, чтобы тот резал стюардесс, если я рыпнусь. А мне приставил нож к спине и потребовал открыть дверь к пилотам. 

— Ваши ощущения в тот момент представить невозможно…

— Вся жизнь перед глазами пробежала. Но я ему говорю: «Дверь заблокирована, мы её снаружи не откроем. Ты успокойся, скажи, что хочешь. А я с ними свяжусь по телефону и передам требования». Он чуть задумался и согласился. 

Также по теме

Женщина с ребёнком, некто Д.Б. Купер и другие горе-угонщики самолётов в подборке RT

Сегодня 59-летний профессор истории из Каирского университета, египтянин Сейф ад-Дин Мустафа захватил пассажирский самолёт A320…

— Какие выдвинул требования?

— Лететь в Афганистан. Я же как раз служил на авиабазе в Баграме. Думаю: «За***сь». По телефону передаю всё Виноградову, сообщаю о бомбе, о ранении Хромова и говорю, что они не шутят. Он попросил пять минут на ответ.  

— Что решил командир воздушного судна?

— Сказал, что до Афганистана не хватит топлива, но можно в Саудовскую Аравию. Потом я увидел, что в глазок двери кто-то смотрит, и попытался пальцами показать, сколько их, Супьян заметил это и пресёк жёстко. Но был важный нюанс. Когда он сказал о бомбе, я время засёк. 

— Те самые 20 минут?

— Да, они проходят — и ничего не происходит. Он не прочухал этот момент — забыл, видимо. Прошло ещё десять минут, и только тогда он спохватился, достал мобильный телефон и снова как бы включил таймер. Но я уже понял, что бомбы — по крайней мере, с часовым механизмом — нет.

Вопрос от президента

— Уже в «Алросе» вы пережили ещё один драматичный эпизод. В 2010 году летевший из Якутии в Москву Ту-154 оказался полностью обесточен, вышли из строя все приборы. Кругом глухая тайга, связи нет, горючее на исходе… И тогда каким-то чудом удалось посадить самолёт на крохотном аэродроме в Ижме, при этом никто не пострадал.

— Да, эту историю тоже не забыть никогда. После неё моя жена, которая была со мной на том рейсе, ушла из авиации. Не смогла отойти от пережитого. Там, в принципе, всё известно, она прогремела на всю Россию. Спасибо нашим пилотам, которые в такой тяжелейшей ситуации смогли посадить самолёт на эту крошечную узкую полосу.

  • Экипаж аварийного самолёта Ту-154, совершившего экстренную посадку на аэродроме в Коми
  • РИА Новости

— Если бы её не нашли в последний момент, то что?

— Когда заметили полосу, мы уже готовились садиться на реку. Там ребята заприметили небольшую песчаную косу, осмотрели её. Туда бы садились, но последствия могли быть другими.

— По итогам этой истории вас награждал орденом Мужества президент Дмитрий Медведев. У вас тогда был с ним какой-то диалог? 

— Я сначала, если честно, даже не услышал, что он спросил: рост всё-таки у меня большой, да и со слухом у людей из авиации не всё идеально. Нагнулся чуть к нему, и он поинтересовался, за что у меня медаль «За отвагу». Я спросил, помнит ли он про угон самолёта в Саудовскую Аравию, где погибла девушка, Юля Фомина. Он сказал: «Да, конечно, я помню про этот случай». И я, показывая на медаль, сказал, что «это от Путина, а это, орден, — уже ваш». Он пожелал мне больше никогда не попадать в подобные ситуации. 

«В тени башен: Школа Стайвесант 11 сентября»

Документальная короткометражная лента режиссера Эми Шатц «В тени башен: Школа Стайвесант 11 сентября» также основана на реальных событиях. Премьера фильма состоялась в 2019 году. По сюжету у студентов нью-йоркской престижной школы Стайвесант осенью 2001 года начинался обычный учебный день, когда всего в нескольких кварталах от них захваченные террористами самолеты столкнулись с башнями-близнецами. После случившейся катастрофы на учеников, принадлежащих к различным иммигрантским сообществам, обрушилась волна негатива. Режиссер Эми Шатц спустя почти два десятка лет отыскала 8 выпускников школы, которые согласились поделиться своими воспоминаниями и правдиво рассказать о событиях того дня в формате документального кино.

Хроника гнусных времен

Угонщики оказались перед выбором срочного принятия новых решений. Пригрозив бортпроводнице оружием, они заставили ее помочь им проникнуть в кабину пилотов. Члены авиационной команды профессионалов, захваченные врасплох в первые секунды нападения на экипаж, быстро взяли себя в руки. Они даже не подумали последовать приказам террористов и сменить курс самолета на Турцию. В ходе перепалки между экипажем и злостными преступниками был убит бортмеханик самолета Анзор Чедия и тяжело ранен проверяющий Завен Шарбатян, легкие ранения получили также командир судна и его правая рука – второй пилот самолета. Не обошлись без потерь и бандиты, один из них был убит, а трое ранены из пистолета штурмана. Тем временем воздушное судно все дальше удалялось от вожделенной преступниками пограничной зоны и все ближе приближалось к городу Тбилиси. Озлобленные неудачами террористы не оставляли надежды угнать самолет на Запад и предъявили экипажу новый ультиматум: в случае неподчинения приказам преступников, самолет будет взорван вместе со всеми, кто сейчас находится на его борту.

В столице Грузии и в столице советского государства Москве уже знали о теракте, затеянном ошалевшими грузинами на борту самолета и о захваченных в плен преступниками пассажирах и экипаже транспортного средства. В пассажирском салоне обезумевшие террористы творили кровавый суд над невинными людьми, был убит еще один пассажир и ранены несколько человек, в том числе те девушки, которые первоначально сопровождали веселую свадьбу в лихое путешествие. Особенно жестокие пытки и издевательства компания позволила себе в отношении несчастных стюардесс, террористы мстили им за то, что экипаж самолета смог закрыть бронированную дверь кабины пилотов и изолировать себя от преступников. Попытка угнать самолет в Турцию разбивалась на жалкие осколки прямо на глазах у бандитов, самолет благополучно приземлился в аэропорту Тбилиси.

Шло время, оцепленный военными подразделениями самолет был эвакуирован на дальний участок аэродрома. Стюардессе Ирине Химич и еще нескольким заложникам удалось покинуть судно через аварийный выход, Валентина Крутикова была убита террористами при попытке последовать их примеру. К процессу переговоров с вооруженными преступниками были привлечены члены их семей, высшее руководство республики, но все разговоры не возымели никакого действия. На помощь грузинским специалистам прилетел специальный борт из Москвы с подготовленными к штурму спецназовцами. К большому сожалению, за время подготовки к операции по освобождению заложников не смогли оказать помощь тяжело раненому члену экипажа, который скончался от полученных ран на борту самолета. Удалось спастись командиру и второму пилоту ТУ-134А, покинувшим кабину через форточку. Последней и решающей неудачей террористов стал прокол с боевыми гранатами, которые оказались учебными пособиями. Обезвредить остатки банды удалось за 8 минут без дальнейших потерь.

Опасные пассажиры поезда 123 (2009)

Фильм про спасение заложников в метрополитене Нью-Йорка, являющийся ремейком одноименной картины 1974 года. Диспетчер метрополитена Уолтер Гарбер становится свидетелем захвата поезда. Эксцентричный главарь бандитов Бернард Райдер желает получить от властей города 10 миллионов долларов, в противном случае пассажиров начнут убивать. И именно Гарбера Райдер выбирает в качестве переговорщика. Фильм интересен ярким кастом. Дензел Вашингтон и Джон Траволта, как всегда, порадуют зрителей неподражаемой игрой.

Оригинальное названиеThe Taking of Pelham 123ЖанрТриллер, боевик, криминалАктерыДензел Вашингтон, Джон Траволта, Джон Туртурро…СтранаСША, ВеликобританияРейтингКинопоиск – 7.0, IMDb – 6.4Возрастные ограничения16+

Культурный след

Трагическая и неоднозначная история Виталия Калоева нашла отражение в музыке и кино. Играющая futurepop группа Edge of Dawn из Германии в качестве основы для своего первого релиза использовала историю Калоева. Речь идет о вышедшем в 2005 году EP «The Flight», на котором есть песня «Losing Ground» со словами «Losing ground is what it takes if you really want to fly».

Рокеры Delta Spirit из США записали трек «Ballad of Vitaly», который поставили в конце своего альбома «History from Below» (2010).

В апреле 2017 года на экраны вышел американский фильм «Последствия», сценарий которого написан на основе происходивший с Калоевым событий. Убитого горем отца и мужа играет Арнольд Шварценеггер. Действия фильма перенесены на территорию США, и по сюжету убивший диспетчера строитель отбывает 10-летний срок, после чего его на могиле семьи едва не лишает жизни выросший сын убитого. Фильм получился провальным, как в плане сборов, так и по отзывам критиков.

19 июля 2018 года, то есть через 18 дней после 16-й годовщины трагедии в прокат должен выйти российский фильм «Непрощенный», в котором сохранены имена всех основных участников истории и затронутые событиями локации. Главную роль исполняет Дмитрий Нагиев. Огорчает только то, что режиссером, сценаристом и продюсером картины одновременно выступает Сарик Андреасян. Он вместе с Enjoy Movies каждый год выпускает на российские экраны несколько картин, которые иногда ставят кассовые рекорды, но в основном проваливаются и получают кучу негативных реакций за безвкусицу, пошлость, обилие рекламы, посредственную игру актеров и некачественные сценарии.

Не хотелось бы, чтобы трагическая, сильная и сегодня уже подзабытая история Виталия Калоева стала лишь поводом для очередной попытки заработать немного денег сомнительным киноконвейером. Она скорее достойна хорошей книги, в которой в традициях русской литературы будут описаны чувства и мысли простого человека, в одно мгновение оказавшегося в своем собственном аду, ищущего ответов и выхода.

P.S. В конце 2018 года у Виталия родилась двойня: мальчик и девочка. Новую супругу зовут Ирина.

План развалился

Кроме того, что самолёт оказался не тот, так и попытка захвата произошла не в том месте. Самолёт должен был начать снижение для посадки в Батуми. Именно этот момент был выбран бандой как идеальный момент для захвата и изменения курса на Турцию. Но из-за сильного бокового ветра диспетчер дал команду возвращаться на запасной аэродром, то есть в Тбилиси. Угонщики этого не знали.

В 16:13 преступники начали захват самолёта. Церетели, Табидзе и Каха Ивериели взяли в заложники стюардессу Валентину Крутикову и направились в сторону кабины пилотов. Остальные террористы начали стрельбу в тех, кто, по их мнению, походил на представителей службы авиационной безопасности. В считанные секунды был убит пассажир А. Соломония, тяжело ранены А. Плотко (штурман Грузинского управления гражданской авиации, летевший в отпуск пассажиром) и А. Гвалия. Все они никакого отношения к правоохранительным органам не имели.

Захваченную в заложники стюардессу угонщики заставили открыть дверь в кабину. Ворвавшись, они, угрожая, потребовали изменить курс и лететь в Турцию. Пилоты попытались сопротивляться, в ответ на это Табидзе убил бортинженера Чедию и тяжело ранил проверяющего Шарбатяна.

Грузинские угонщики хотели приземлиться в Турции

Преступники, впрочем, не заметили штурмана Гасояна, сидевшего за закрытой шторкой на штурманском месте. Он этим воспользовался и убил Табидзе, тяжело ранил Церетели. Остальные преступники отошли от кабины пилотов. Оттуда по ним также начал стрелять инструктор-КВС Ахматгер Гардапхадзе. Он ранил обоих братьев Ивериели. Пилот, стажёр-КВС, Станислав Габараев начал выполнять резкие манёвры, чтобы сбить преступников с ног. В результате перестрелки оба пилота, стажёр и его инструктор, были ранены.

Воспользовавшись заминкой среди угонщиков, штурман Владимир Гасоян смог затащить проверяющего Завена Шарбатяна в кабину, а Крутикова оттащила труп убитого террориста и помогла запереть дверь в кабину пилотов. Командир передал сигнал тревоги на землю и начал возврат в Тбилиси.

Освобождение

Переговоры не смогли смягчить захватчиков. Не помогли и уговоры родителей. Преступники не отступали от своих требований: дозаправка и вылет в Турцию, либо лайнер будет взорван.

Однако попытки переубедить бандитов продолжались до утра. Все это время заложники были на борту. Когда стало понятно, что уговоры бесполезны, воздушное судно решили брать штурмом. В 7 утра группа «Альфа» ворвалась в самолет и обезвредила террористов. В операции никто не пострадал.

Самолет отправили на металлолом. После захвата в нем осталось более шести десятков отверстий от стрельбы. Последствия нагрузки из-за воздушных трюков также были непоправимы.

Предпосылки и участники

Теймураз Чихладзе

Но началось все задолго до просмотра фильма. Еще одной ключевой фигурой этой истории стал человек, от которого никто подобного не ожидал.

Священнослужитель Теймураз Чихладзе занимался просвещением молодых людей — но делал он это по-своему.

Вместо слов о важности труда на пользу своим ближним и родине, проповеди священника состояли из рассказов о заграничной беспечной жизни. Он давно мечтал улететь заграницу на угнанном лайнере, но нужны были сообщники

И они нашлись — в лице прихожан. Мечту о «ярком» побеге ему так и не удалось осуществить: на борту лайнера священнослужителя не оказалось. Зато расплатиться за свое желание ему пришлось сполна.

Кроме молодоженов, в компании террористов были:

  • Сосо Церетели, 25 лет. Работал художником в киностудии «Грузия-фильм». Сын члена Академии наук Грузинской ССР.
  • Братья Каха и Паата Ивериели, 26 и 30 лет. Оба работали врачами. Сыновья профессора-завкафедрой Института усовершенствования врачей.
  • Давид Микаберидзе, 25 лет. На момент теракта учился на 4-ом курсе художественного вуза.
  • Григорий Табидзе, 32 года. Работы у парня не было, зато была судимость. Сын директора проектного бюро «Госкомпрофтех-образования».

В 15:43 молодые люди отправились в путь. Ту-134А следовал до Ленинграда с остановками в Батуми и Киеве. Вместе с компанией летели 57 пассажиров и 7 членов авиационной команды.

Заложники (2012)

Зарубежный фильм «Заложники» о пиратском захвате корабля входит в число самых удачных триллеров про заложников. Сомалийскими пиратами атаковано датское судно «Розен», дрейфующее посреди Индийского океана. Вымогатели требуют 15 миллионов долларов, иначе с заложниками будет покончено. Президент судоходной компании Петер Людвегсон самолично ведет переговоры с бандитами. Однако они затягиваются на долгие недели, и шансов на спасение у пленных все меньше. Кинофильм получил множество наград и номинаций на разных фестивалях: за лучший фильм, лучшего актера второго плана, приз зрительских симпатий.

Оригинальное названиеKapringenЖанрТриллер, драмаАктерыПилу Асбек, Сёрен Маллинг, Дар Салим…СтранаДанияРейтингКинопоиск – 6.4, IMDb – 7.2Возрастные ограничения18+

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стиль жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: