Психические отклонения
Родители Хичкока воспитывали детей в очень жесткой манере. Однажды Альфред за небольшую шалость был закрыт отцом в камере полицейского участка. При этом ребенок не знал, что его выпустят через 10 минут, и был уверен, что это навсегда. Последствием такого наказания, по мнению психологов и исследователей биографии великого режиссера, стала пожизненная фобия: он боялся попасть в полицейский участок, поэтому никогда не водил автомобиль.
Подсознательный страх перед преследованием и несправедливым наказанием очень часто присутствует в картинах гениального режиссера. Современники рассказывали, что лишь на первый взгляд он казался приятным человеком, но это впечатление улетучивалось при затянувшемся разговоре.
В ранней юности увлечением Альфреда было посещение лондонских судов, где он, как завороженный, часами присутствовал на заседаниях, наблюдая за процессами по самым жутким преступлениям. Он с удовольствием посещал музей криминалистики, внимательно рассматривая орудия пыток. Уже в преклонном возрасте Хичкок рассказывал друзьям, что изобрел способ, как задушить женщину одной рукой. А еще читал знакомым краткий курс по некрофилии.
Кроме того, у режиссера с годами обнаружились и иные психические отклонения: редкая овофобия — страх перед предметами в форме яйца и доходящая до сумасбродства любовь к чистоте.
Марни (1964)
- Оригинальное название: Marnie
- Год: 1964
- Страна: США
- Длительность: 130 мин.
- Режиссер: Альфред Хичкок
- Жанр: триллер, драма, мелодрама, криминал, детектив
- В главных ролях: Типпи Хедрен, Мартин Габел, Шон Коннери, Луиз Лэтэм, Дайан Бэйкер, Алан Напье, Боб Суини, Милтон Зельцер, Генри Бекман, Эдит Эвансон
- Возраст: 12+
- Рейтинг по КиноПоиску: 7,54
Героиня фильма Марни Эдгар устраивается на работу в различные фирмы под чужим именем и, проработав некоторое время, исчезает с деньгами компаний, не оставляя никаких следов. Она неуловима, так как постоянно меняет не только имена, но и внешность.
Марк Ратлэнд, деловой партнер одной из бывших жертв Марни, разоблачает ее, когда она устраивается к нему на работу. Но вместо того, чтобы сдать Марни полиции, Марк шантажом заставляет ее выйти за него замуж. Он узнает о глубоко сидящем в ней страхе перед мужчинами, сексом, грозами и красным цветом…
Верность навсегда
Ледяных, недоступных, сексуальных блондинок в картинах Хичкока всячески унижают, словно это доставляло режиссеру удовольствие. Он действительно любил, но одновременно остро ненавидел красавиц. К примеру, о Ким Новак, сыгравшей главную роль в фильме «Головокружение», он и через много лет не мог говорить без ярости и отвращения: «Она была такой вульгарной, у нее были такие полные губы, такие толстые ляжки, такая большая, обтянутая свитером, лишенная малейших признаков бюстгальтера грудь!» Разумеется, за этой маской скрывалось неудовлетворенное желание и отчаяние 170-килограммового Альфреда. Однажды, будучи подшофе, Хичкок разговорился с кем-то об Ингрид Бергман, некогда работавшей с ним, и внезапно закричал: «Да она была влюблена в меня в течение тридцати лет, она всю жизнь сходила по мне с ума… Она бросалась ко мне на кровать, она плакала, она рыдала…» Затем несчастный, брызгая слюной, начал рисовать на куске бумаги свой чудовищный живот, словно смакуя собственное уродство. При этом он никогда не изменял жене.
Человек, который слишком много знал (1955)
- Оригинальное название: The Man Who Knew Too Much
- Год: 1955
- Страна: США
- Длительность: 120 мин.
- Режиссер: Альфред Хичкок
- Жанр: триллер, драма, криминал
- В главных ролях: Джеймс Стюарт, Дорис Дэй, Бренда Де Банзи, Бернард Майлз, Ральф Труман, Даниэль Желен, Могенс Вит, Алан Маубрэй, Хиллари Брук, Кристофер Олсен
- Возраст: 16+
- Рейтинг по КиноПоиску: 7,44
Доктор Бен и Джо МакКенна, простые, ничего не подозревающие туристы, едут провести отпуск в Марокко. Вместе с ними их сын Хэнк, они наслаждаются отпуском, когда встречают мистера и миссис Дрэйтон, супружескую пару из Англии, и подозрительного, но дружелюбного француза Луи Бернара.
Позже, когда Бен и Джо ходят по базару, к ним подбегает араб с ножом в спине. Бен буквально подхватывает падающего араба и, к своему ужасу, узнает, что это переодетый Луи Бернар. Француз успевает прошептать что-то Бену, и тот оказывается втянутым в самый центр международного заговора, участники которого ставят своей целью покушение на высокопоставленную особу, остановить ход событий может только Бен. Хичкок сам появляется в фильме в эпизодической роли, как и его композитор, Бернард Херрманн.
(Прототип: Эд Гейн, фермер из США)
Один из самых известных фильмов о маньяках убийцах, “Психоз” Альфреда Хичкока, основан на истории американского фермера Эда Гейна. Никакого отеля Эд не держал, жил затворником, ни с кем почти не общался и, может быть, поэтому не был замечен соседями ни в чём странном. Когда полицейские наконец заглянули в его дом, то им стало дурно. Стулья там были обиты человеческой кожей. Суповые тарелки на кухне были выточены из черепов жертв. В углу комнаты стояла коробка, набитая не очень свежими частями тел, а на заднем крыльце висел обезглавленный женский труп, подвешенный подобно освежёванному оленю. Гейн действительно представлял себя время от времени собственной матерью. Для этого он надевал рубашку, сшитую из женской кожи. Так что Хичкок был ещё милосерден ко зрителю, заменив эту деталь на обычный костюм с париком. Вероятно, Гейн послужил также одним из прототипов маньяка Джейма Гамба из фильма “Молчание ягнят”. Всего Эд Гейн совершил, как считается, 15 убийств, но казнён не был. Его признали невменяемым.
На север через северо-запад (1959)
- Оригинальное название: North by Northwest
- Год: 1959
- Страна: США
- Длительность: 136 мин.
- Режиссер: Альфред Хичкок
- Жанр: триллер, детектив, приключения
- В главных ролях: Кэри Грант, Ева Мари Сэйнт, Джеймс Мейсон, Джесси Ройс Лэндис, Лео Г. Кэррол, Жозефин Хатчинсон, Филип Обер, Мартин Ландау, Адам Уильямс, Эдвард Платт
- Возраст: 12+
- Рейтинг по КиноПоиску: 7,88
Однажды успешного рекламного агента Роджера Торнхилла ошибочно принимают за агента разведки Кэплана, которого никто не знает в лицо, и хотят его убрать. Обескураженный Роджер пытается бежать. В вагоне-ресторане поезда милая женщина по имени Ив помогает ему скрыться от преследователей…
Безумие (1972)
- Оригинальное название: Frenzy
- Год: 1972
- Страна: Великобритания
- Длительность: 116 мин.
- Режиссер: Альфред Хичкок
- Жанр: триллер
- В главных ролях: Джон Финч, Бэрри Фостер, Барбара Ли-Хант, Анна Мэсси, Алек МакКоуэн, Вивьен Мерчант, Билли Уайтлоу, Клайв Свифт, Бернард Криббинс, Майкл Бейтс
- Возраст: 16+
- Рейтинг по КиноПоиску: 7,54
Ричард Блени обвиняется в совершении серии убийств женщин, которые найдены задушенными мужскими галстуками. Подозрение падает на него после того, как обнаружены тела его бывшей жены и подружки. Дело кажется настолько очевидным, что полиции не составляет труда получить ордер на арест Блени. Однако после того как Ричарда приговорили к тюремному заключению сроком на 25 лет, инспектор Оксфорд, проводивший расследование, начинает сомневаться в его виновности и продолжает поиски убийцы…
Книги
Знаменитый американский кинорежиссер является автором многочисленных повестей и рассказов в жанре детектива. Страшные истории выходили в виде сборников, например «Убийства, в которые я влюблен», и стали весьма популярными в Америке.
С именем известного продюсера связана и серия детективных книг и фильмов «Альфред Хичкок и три сыщика». Здесь главными героями стали три мальчика-подростка, а также сам режиссер, который записывал их расследования. Использование образа Хичкока было согласовано с кинорежиссером, но сам Альфред в создании произведений не участвовал.
В 2015-м Питер Акройд, бывший журналист и автор фантастических романов, издал биографию великого сценариста «Альфред Хичкок».
«Психо» сняли всего за 36 дней — при этом неделя съемок ушла на то, чтобы как следует запечатлеть центральную сцену убийства.
Девушка принимает душ, она чувствует себя в безопасности. Но сквозь шторку ванной мы уже видим тень убийцы. Он отдергивает занавеску, в его руках нож — маньяк начинает кромсать извивающуюся жертву, в итоге оставляя ее мертвое тело в ванной. Кровь стекает в водосток, а в камеру смотрят застывшие глаза убитой девушки. Жуткая классика, до сих пор пугающая и процитированная уже миллион раз.
Это была кульминация не только фильма, но и мастерства Хичкока как режиссера. Будучи в узких рамках цензуры, бюджета и технических ограничений, он хотел показать максимально реалистичную, по-настоящему пугающую сцену убийства. Хотел «сыграть на чувствах зрителя, как органе» — и ему это удалось. Но почему же это сцена так врезается в память?
Хичкок в свойственной ему манере, мастерски выстроил саспенс. Героиня ничего не подозревает, но мы-то уже догадались, что произойдет и даже видим убийцу. Разрядке сцены помогаю отрывистые, высокие скрипки, бьющие по ушам в момент убийства. Но они стихают и уходят в басовые ноты, когда героиня падает и умирает. Это музыкальное оформление, написанное Херрманом Бернардом («Гражданин Кейн», «Джейн Эйр») сделало половину атмосферы сцене и сильно повлияло на весь жанр ужасов. Ну а вторая половина — это монтаж. 78 кадров за 45 секунд. Мы почти не видим, как нож наносит раны девушке, но резкие переходы, смена планов и склейки коротких кадров создают динамический эффект и придают сцене жуткого, панического реализма. Композиция, скорость, звуки и музыка — каждая доля секунды этой сцены продумана до мелочей.
Монохром позволил сохранить приемлемый уровень насилия при жутком реализме — в цвете этой сцены могло бы и не быть. А еще благодаря черно-белой пленке Хичкок смог сэкономить на спецэффектах и в качестве крови использовал шоколадный сироп.
«Психо» — это великое кино, которое став музейным экспонатом не перестало быть острым, все еще работающим развлечением. Фильм хорошо изучен и разобран по винтикам — эти подробные разборы не только с головой окунают в Голливуд 60-х, но и учат лучше понимать кино. Подробнее о фильме можно узнать из книги Alfred Hitchcock and the Making of Psycho, из байопика «Хичкок» 2012 года (его стоит смотреть хотя бы ради переснятой сцены в душе со Скарлетт Йоханссон), снятого по той же книге, и из документального фильма «78/52». Последний особенно интересен — документалка не только в деталях рассказывает о съемках «Психо», но и дает слово современным режиссерам и актерам, связанным с триллерами и хоррорами.
Если говорить о «Психо», как о голливудском продукте, то и тут все хорошо. Фильм получил телевизионный спин-офф и три неплохих продолжения (по крайней мере, это может сказать о второй части), пусть и не таких значимых, как оригинал. Снимал их, разумеется, уже не Хичкок. А в 2013 был запущен сериал «Мотель Бейтс», приквел «Психо», растянувшийся на пять сезонов.
Веревка (1948)
- Оригинальное название: Rope
- Год: 1948
- Страна: США
- Длительность: 80 мин.
- Режиссер: Альфред Хичкок
- Жанр: триллер, драма, криминал, детектив
- В главных ролях: Джон Долл, Фарли Грейнджер, Джеймс Стюарт, Дик Хоган, Эдит Эвансон, Дуглас Дик, Джоан Чэндлер, Седрик Хардвик, Констанс Колльер, Альфред Хичкок
- Возраст: 12+
- Рейтинг по КиноПоиску: 8,00
Двое молодых людей, Брэндон Шоу и Филлип Морган без всякой причины, для развлечения убивают своего приятеля-сокурсника, Девида Кентли, задушив верёвкой. Спрятав тело в сундук, Брендон и Филлип устраивают вечеринку в той же квартире. Среди приглашенных — отец Девида, его невеста Жанет и их преподаватель Руперт. В ходе вечеринки Филипп постепенно осознает весь ужас содеянного, а Руперт начинает подозревать неладное…
Кинематограф — дело жизни Хичкока
Роль режиссёра
Хичкок примерил на себя, когда снял картину «Сад наслаждений». Через год, в 1926 году, Альфред снял свой первый триллер под названием «Жилец». Уже тогда Хичкок успел снять множество картин, часть которых была утеряна. Позже ЮНЕСКО включила девять ранних работ режиссёра в список всемирного наследия. Наибольший успех имел «Шантаж» — фильм 1929 года, примечательный тем, что он стал первой британской кинокартиной со звуком.
Вторая мировая война
ударила по всему европейскому кинематографу. В Великобритании создание фильмов временно прекратилось, поэтому Хичкок отправился в Голливуд. Благодаря продюсеру Дэвиду Селзнику, который сотрудничал с Альфредом, первая американская картина Хичкока «Ребекка» выиграла «Оскар» в номинации «Лучший фильм года». С 1948 года режиссёр обрёл независимость от Селзника, начав самостоятельно продюсировать фильмы. В это же время Хичкок снял свой первый цветной фильм — «Верёвка».
Хичкок принял гражданство США. Также режиссёр начал активно сотрудничать с американским телевидением. К концу 1950-х гг. Хичкок стал активно экспериментировать в своих фильмах. Яркий тому пример — «Головокружение», известное своими необычными сюжетными и повествовательными решениями.
1960-ые гг. — «золотой» период в творчестве Хичкока. Именно тогда вышли картины «Психо», «Птицы», «Марни». Дифирамбы и хвалебные статьи о картинах Альфреда от критиков сыпались из всех СМИ. В этот период режиссёр стал богатым, однако деньги не вскружили ему голову. Хичкок был довольно скуп и очень не любил тратиться. Он даже пытался сэкономить на прислуге — в доме прибирали медсестры, которые ухаживали за ним и его женой. Единственной страстью Хичкока, на которую он мог раскошелиться, был дорогой алкоголь: коллекционное виски, роскошное шампанское и хорошее вино хранилось в подвале его дома, а после смерти режиссёра было продано на аукционе. Ещё одним «пунктиком» мастера саспенса была чистота. После умывания он вытирал раковину и кран тремя полотенцами.
Фильмы Хичкока привлекательны не только сюжетами и авторским почерком, отмеченным многими профессионалами, но и проблемой определения жанра. Некоторые называют их триллерами, но более эмоциональная часть публики определяет работы 1960-х гг. как ужасы. Картины Хичкока имеют особый почерк и детали, свойственные исключительно ему. К примеру, режиссер предпочитал блондинок в главных ролях. Он сравнивал их с белым снегом, на котором хорошо видна кровь, и считал, что блондинки идеально подходят на роль жертв.
Альфред Хичкок любил появляться в своих фильмах. Так, например, в «Психо» его можно заметить на пятой минуте, — это человек в ковбойской шляпе перед офисом главной героини.
В 1976 году в кинотеатрах вышел последний фильм Хичкока — «Семейный заговор». В последние годы жизни Хичкок разрабатывал сценарий для триллера «Короткая ночь». Однако здоровье режиссёра и ухудшившееся самочувствие его жены не позволили Хичкоку воплотить задумку в реальность. Незадолго до смерти режиссёра его возвела в дворянское звание Елизавета II.
29 апреля 1980 года Хичкок умер в Лос-Анжелесе от почечной недостаточности. Звезда с именем английского режиссёра украшает Голливудскую аллею славы.
Вклад в кинематограф
Кинорежиссер представил миру поистине огромное собрание разноплановых триллеров, а экранизация некоторых романов считается лучшей в истории. Хичкок продемонстрировал талант и умение создавать психоделически напряженную ситуацию, которая своеобразным образом превращается в ярость, с политическим и ироническим подтекстом.
Фильм «Веревка» считают вершиной в творческой карьере Хичкока. Экзистенциальный триллер с психоанализом двух молодых парней-убийц становится примером, за которым последовали и другие современные режиссеры.
В 1951 году на экраны вышел нуар-фильм «Незнакомцы в поезде», который за своим названием скрывает большое количество жанров, а определить конкретный из них просто невозможно. Хичкок вернулся к черно-белому изображению, но на этот раз только для полномасштабного обозначения обстановки мрака, безнадежности и страха.
Ужасы детства
Статья по теме
Слесарь, рабочий, директор, писатель. Сколько лиц было у Василия Шукшина?
Сейчас всем начинающим кинематографистам работы Хичкока приводят в качестве образцового примера саспенса, то есть долгого, мучительного и нервного ожидания чегото ужасного. Нарастание напряженного ожидания в лучшем виде предстает в его картинах. Между тем все киноприемы мастера сформировались в его голове еще в детстве, на практике…
Альфред Джозеф Хичкок родился 13 августа 1899 года в Лондоне. Его отец воспитывал неуклюжего толстого мальчика довольно жестко. Однажды он отправил пятилетнего малыша с запиской в полицию. Начальник участка прочел ее и со словами: «Вот как мы поступаем с нехорошими мальчиками!» - запер беднягу в камере. Альфред пробыл там пару часов. Но даже годы спустя он панически боялся полиции, изза чего никогда не садился за руль автомобиля и был едва ли не единственным в Голливуде человеком, который платил все налоги… А тема законопослушного гражданина, невинно обвиненного во всех грехах, стала одной из центральных во всем его творчестве.
В 7 лет мальчика отдали в иезуитский колледж святого Игнатия, где монахи учили его иностранным языкам, математике и хорошим манерам. И поколачивали резиновыми палками в наказание за провинности. Время экзекуции разрешалось назначать самим провинившимся, так что пацаны обычно откладывали свое наказание на неделю и потом долгих семь дней тряслись в страхе. Вот вам и саспенс, тревожное ожидание беды в самом реальном своем воплощении!
Счастливчики или несчастные? Все мужья Мэрилин Монро
Подробнее
Сироп вместо крови
Хотя «Психо» снимался, когда технические возможности позволяли работать с цветом, Альфред Хичкок решил сделать фильм чёрно-белым. Во-первых, режиссёр полагал, что в цвете картина получится слишком кровавой. Во-вторых, он хотел сделать качественную и недорогую картину.
Помимо низкой стоимости, чёрно-белая съёмка оказалась более удобной, потому что в качестве крови Хичкок смог использовать шоколадный сироп.
Внимание режиссёра к неочевидным деталям можно отметить во многих сценах. Так, в одном из эпизодов Норман понимает, что произошло убийство, и истерически кричит на мать
Чтобы герой казался ещё моложе и невиннее, Хичкок именно в этой сцене заставил звукорежиссёров убрать басы из голоса Энтони Перкинса, чтобы тот кричал, как испуганный подросток.
Сцена с Джанет Ли в душе стала одной из самых знаковых и запоминающихся не только в «Психо», но и во всей истории кино. Работая над этим эпизодом, создатели столкнулись с целым рядом трудностей. К примеру, наготу Джанет Ли нужно было показать так, чтобы не разгневать комитет по цензуре.
«Я перестала принимать душ — теперь я принимаю только ванну. А если я останавливаюсь где-то, где есть только душевая, я проверяю, чтобы окна и двери были заперты. Ещё я оставляю открытыми дверь в ванную комнату и шторку. Я всё время слежу за дверью — независимо от того, куда направлен душ», — цитирует актрису интернет-портал Woman’s World.
Говоря о «Психо», нельзя не упомянуть музыкальное сопровождение. Композитор Бернард Херрманн отдал предпочтение струнной музыке, и Хичкок был очень доволен результатом. Режиссёр признал, что своим успехом фильм на треть обязан именно композитору.
Съёмки «Психо» в основном проходили в Калифорнии в стенах Revue Studios, известной сегодня как Universal Television. Там компания Paramount Pictures арендовала участок для производства картины Хичкока.
Сегодня знаменитый особняк Нормана Бейтса можно увидеть в тематическом парке Universal Studios Hollywood. Здание построено в стиле так называемой калифорнийской готики, распространённой на севере штата, где и разворачиваются события картины. А открывающую фильм сцену снимали в Финиксе, Аризона.
«Венские вальсы» (1934)
«Венские вальсы» — еще один музыкальный фильм Альфреда Хичкока, но в отличие от «Элстри» тут британец выступает единственным режиссером. В картине рассказывается история написания великого вальса Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». Музыка Штрауса буквально пронзает этот необычный и очень лиричный для Хичкока фильм. Впрочем, именно с «Венскими вальсами» связано огромное количество легенд. Например, считается, что именно после этой картины Хичкок научился с умом использовать классическую музыку для оформления своих более поздних триллеров. Сам же Хичкок всегда был не в восторге от «Венских вальсов» и считал фильм одной из самых слабых своих работ.
Весь фильм «Венские вальсы» целиком.
Подозрение (1941)
- Оригинальное название: Suspicion
- Год: 1941
- Страна: США
- Длительность: 99 мин.
- Режиссер: Альфред Хичкок
- Жанр: фильм-нуар, детектив
- В главных ролях: Кэри Грант, Джоан Фонтейн, Седрик Хардвик, Найджел Брюс, Мэй Уитти, Изабель Джинс, Хэзер Эйнджел, Ориоль Ли, Реджинальд Шеффилд, Лео Г. Кэррол
- Возраст: 16+
- Рейтинг по КиноПоиску: 7,42
Боясь остаться старой девой, Лина второпях выходит замуж за жизнерадостного бездельника Джонни Эйсгарта. В мечтах она строит хрустальные замки семейного счастья, но, действительность, увы, скоро становится кошмаром.
Лина начинает подозревать, что Джонни женился на ней из-за денег, что он не просто бездельник — он презирает труд и, возможно, способен предпочесть убийство работе. Его лучший друг, ссудивший ему большую сумму, умирает при таинственных обстоятельствах. Лине кажется, что она следующая, поскольку ее страховой полис может покрыть долги мужа…
Окно во двор (1954)
- Оригинальное название: Rear Window
- Год: 1954
- Страна: США
- Длительность: 112 мин.
- Режиссер: Альфред Хичкок
- Жанр: триллер, детектив
- В главных ролях: Джеймс Стюарт, Грэйс Келли, Уенделл Кори, Тельма Риттер, Рэймонд Бёрр, Джудит Эвелин, Росс Багдасарян, Джорджин Дарси, Сара Бернер, Фрэнк Кэди
- Возраст: 12+
- Рейтинг по КиноПоиску: 8,03
Прикованный из-за сломанной ноги к инвалидному креслу фоторепортер от скуки подглядывает за соседями, живущими в его же доме, чьи окна выходят во внутренний двор. Постоянные наблюдения наталкивают его на мысль, что один из соседей ведет себя подозрительно.
«Веревка» (1948)
«Веревка» формально не должна была оказаться в этом списке. По сути, это еще один напряженный триллер Хичкока, который он поставил по одноименной театральной пьесе 1929 года
Но в случае с «Веревкой» важно техника съемки, которая в свое время опередила свое время и позволила картине произвести революцию. Дело в том, что весь фильм снят несколькими планами, практически без монтажа
Хичкок вообще хотел ограничиться одним, но размер бабин с 35 мм пленкой в то время не позволили ему это сделать. Но даже в таком виде, «Веревка» — невероятный фильм, все действие которой происходит в одной американской квартире. Если вы никогда не смотрели Хичкока, то начните свое знакомство именно с «Веревки» — одного из лучших фильмов мастера. Уверены, вы получите невероятное удовольствие.
Трейлер фильма, который дает представление о манере съемки.
Розыгрыши
У сэра Альфреда Джозефа Хичкока был специфический юмор. Он мог подарить артистке, не выносившей запаха рыбы, несколько сотен копченых селедок. Когда актриса Мелани Гриффит была 5-летней девочкой, режиссер презентовал ей на день рождения куклу в игрушечном гробу, причем у игрушки было лицо матери Мелани, с которой он поскандалил на съемках. А еще сэр Альфред любил подшутить над своими знакомыми, подкладывая им на стулья подушки, которые издавали неприличные звуки.
В 1953 году гости, пришедшие на званый ужин Хичкока, с ужасом увидели блюда под названием «Жанна на углях», «свежеотрезанные дамские пальчики» и «фаршированные трупы в пикантном соусе».
Больше всего доставалось от гениального сумасброда красавицам-актрисам, которых он легко доводил до нервных срывов. Не раз режиссер откровенно врал о том, что актриса Ингрид Бергман, которая снималась в картине «Дурная слава», безумно влюблена в него.
Вере Майлз, которая появилась в его фильме «Не тот человек», он на протяжении нескольких месяцев слал букеты и безумные письма, которые та сжигала, вовсе не читая. И это тогда, когда актриса собиралась выйти замуж. За артисткой Типпи Хедрен Хичкок организовал слежку. Более того, из-за отказа во взаимности на женщину посыпались угрозы разорить и пустить по миру ее семью.
Биографы Хичкока утверждают, что единственным человеком, сумевшим поставить на место зарвавшегося сквернослова и скабрезника, была Грейс Келли. На непристойности из уст режиссера она ответила, что уже слышала эти слова, ведь она тоже училась в религиозной школе.
«Подозрение»
Кадр из фильма «Подозрение». Courtesy photo
Один из самых спорных фильмов Хичкока. В первоначальной версии героиня Джоан Фонтейн Лина выходит замуж за харизматичного молодого человека, переезжает в Лондон и обнаруживает, что совы не то, чем кажутся — муж хочет ее убить.
«Герой Кэри Гранта несет жене стакан отравленного молока — как раз в тот момент, когда она заканчивает письмо матери: „Дорогая мамочка, я отчаянно люблю его, но не хочу жить с убийцей. Пусть сама я умру, но общество следует оградить“, — рассказывал Хичкок о снятом им финале. — Тут входит Грант с роковым стаканом, и Джоан Фонтейн произносит: „Не отправишь ли это письмо маме, дорогой?“ Она выпивает молоко и умирает».
Продюсеры, увидев развязку, пришли в ужас — Кэри Грант с его героическим амплуа не мог стать убийцей! Придумали альтернативный финал — хеппи-энд. Хичкок был в ярости и позже называл концовку «Подозрения» «слишком надуманной», критики же, напротив, называли финал логичным.
«Мистер и миссис Смит» (1941)
Энни и Дэвид — любящая супружеская пара, в брачном договоре которой прописан один любопытный пункт. Каждый месяц супруги могут задать по одному вопросу друг другу и обязательно получить правдивый ответ. Одним нью-йоркским утром Энни спрашивает Дэвида, женился бы он не ней еще раз, если бы можно было отмотать время назад. Дэвид признается: «Нет». А спустя некоторое время супруги узнают, что их брак недействителен. «Мистер и миссис Смит» — очень злая и острая романтическая комедия, которую Хичкок снял практически сразу после переезда в Голливуд. И не слушайте экспертов по творчеству Хичкока, которые называют эту ленту, одной из слабейших в портфолио британца. «Мистер и миссис Смит» — не идеальная, но очень талантливо придуманная и поставленная лента. По крайней мере, многие вещи в современных ромкомах по схожим сценариям, заимствованы именно отсюда.
Во всех смыслах оригинальный трейлер фильма.
«Исступление» (1972)
Как и «Веревка», «Исступление» — классический хичкоковский триллер. Но в отличие от его фильмов так называемого «золотого периода» (50–60 годы), эта картина намного смелее и эротичнее всего, что делал режиссер. Помимо классического напряжения и закрученного сюжета, в «Исступлении» много обнаженки и откровенного насилия, которое популяризировали в 70-ые представители «Нового Голливуда». Хичкок был режиссером другой эпохи и новые тренды его поздним картинам совсем не шли. Поэтому «Исступление» сейчас смотрится, как второсортный и показательно отталкивающий триллер, который зачем-то на старости лет снял мэтр мирового кино. Удивительное зрелище, не пропустите.
Трейлер фильма, сам по себе ставший культовым, где Альфред Хичкок лежит на волнах Темзы.