Заграничные шактипитхи (за пределами Индии)
В настоящий момент «места силы шакти» раскиданы по полуострову Индостан и окрестностям. Посещение шакти-питх Индии будет неполноценным без осмотра святынь, расположенных за пределами Бхараты. Путешественники имеют возможность поклониться шактистским святыни в таких странах:
Бангладеш
- Храм Джешорешвари Кали, расположенный в Ишварипуре (в Шьямнагарской упазиле Сатхира, Бангладеш) почитает Богиню Иешору и ее мужа Чанду. Это место было отмечено как хранитель ступней и ладоней рук шакти.
- Шактипитха Суганда, где царствует Богиня Сугандха и ее муж Триямбак, находится в Шикарпуре, Гурнади, Бангладеш. Это примерно в 20 километрах от города Барисал, на берегу реки Сонда. Здесь, по преданиям, упал нос Сати.
- Дхакешвари Мата Темпл в Дхаке (Бангладеш) является местом падения драгоценных камней, выпавших из короны Сати. Здесь поклоняются богине Дхакешвари – Властительнице Дхаки (одна из форм Катьяни).
- В Храме Чандранатх (Чхатрал, Чхоттограм) расположенном на вершине холма Чандранатх (недалеко от Ситакунда в Бангладеше) упала правая рука Сати. Жена Шивы почитается здесь как Бхавани, а ее свами как Чандрашекхар.
- Махалакшми Грива Питха или Шри Шайл располагается в Шри Хатта Кали Темпле (в деревне Джайнпур, Дакшин Сурма, недалеко от Готатикара, в 3 км от города Силхет, Бангладеш) и считается местом падения шеи Богини. Охраняющим Богом здесь считается Самбарананд.
- Бам Джонгха Питха обозначена как святыня Джаянти Кали Темпла в Канайгхате (Силхет, Бангладеш). Здесь упала левая голень Сати и по сей день в храме поклоняются Богине Джаянти и ее мужу – Крамадишвару.
Непал
- В Митхиле – городе, известном как место рождения Ситы из Рамаяны, упало левое плечо Сати. Шактипитха располагается рядом с железнодорожной станцией Джанкпур, у границы Индии и Непала. Здесь поклоняются тандему Шива-Шакти под именами Маходар-Ума соответственно .
- В Гухешвари или Гуджешвари Темпле (расположен на южном берегу реки Багмати, в 1 километре к востоку от Храма Пашупатинатх, Катманду, Непал) упали оба колена Сати. Здесь чтят божественную пару под именами Махашира и Капали.
- Храм Вишны Муктинатх, расположенный рядом с деревней Ранипаува, в долине Муктинатх, у подножия горного перевала Торонг Ла в Мустанге (Непал) также считается шакти-питхой как место падения лба (правой щеки) Сати Деви. Здесь почитается Богиня Гандаки Чанди и Махадев Чакрапани.
Пакистан
- Пещерная святыня Пакистана – Хингладжи Мата Темпл, Хингула Деви или Нани Мандир – освящена падением на ее территорию брамхарандхры (части головы) Сати. Место находится в национальном парке Хингол, что в городке Хингладж, район Ласбела, Белуджистан. Здесь чтят Богиню Коттари и ее Господина – Бхимлочана.
- Шивахаркарай (Каравипур) – вторая главная шакти-питха Пакистана, считающаяся местом падения третьего глаза Сати. Здесь почитают Дургу как победительницу демона Махиши – Махишасурамардини. Место располагается рядом с ЖД-станцией Паркай, возле Карачи.
- Шарада Питха – руины индуистского храма – находится в Пакистанском Кашмире (городок Шарада). Здесь упала правая рука Богини.
Китай
Манас – место рядом со священным озером Манасаровар (у подножия горы Кайлас, Тибет, ныне Китай) чтится как место, куда спустилась правая ладонь Богини. Сати здесь известна как Дакшаяни, ее спутник – как Амар.
Шри-Ланка
- Нагапушани Амман Темпл – это храм на острове Найнативу (Манипаллавам) в Северной Шри-Ланке, который также претендует на статус одной из шакти-питх (сюда упали ножные браслеты Богини – силамбу). Место располагается в 36 километрах от Джаффны (Наллур). Почитаемые божества: Нагапушани и Найянайр.
- В городке Тринкомале на острове Шри-Ланка находится Шанкари Темпл – шакти-питха, где поклоняются Богине Шанкари. Этот храм – часть индуистского храмового комплекса Конешварам Темпл. Считается, что здесь упало сердце жены Шивы.
Как добраться до Колкаты
Международный аэропорт «Нетаджи Субхас Чандра Бос» (20 км от центра) принимает рейсы со всего мира. Это не самый привлекательный индийский аэропорт, который ни разу не обновлялся с 1950-х годов. Что касается терминала, принимающего, внутренние рейсы — здесь все наоборот, это один из лучших терминалов Индии. Проще всего добраться до города на такси (340-400 INR). Недавно открылась железнодорожная ветка, соединяющая аэропорт со станцией Dum Dum, пока по ней курсирует довольно мало составов.
Главный ж/д вокзал города находится к западу от реки, тогда как аэропорт и центр притяжения туристов — к востоку. На вокзале Ховра сходятся четыре важные линии: Колката — Дели, Колката — Мумбай, Колката — Ченнай и Колката — Гувахати. Другой крупный ж/д узел, куда прибывают поезда из Дарджилинга и всего северо-востока — вокзал Сеалдах (Sealdah), который находится на восточном берегу реки.
Добраться от вокзала в центр города можно либо по мосту Рабиндра Сету на такси, либо просто перейдя дорогу и попав на причал парома. Откуда за копейки можно добраться на противоположный берег к ближайшему причалу Фэрли Гат (Fairlie Ghat) и Бабу Гат (Babu Ghat).
Зоопарк или Зоологический сад Алипор
Зоопарк Кулькутты находится южнее Мемориала Виктории, всего чуть более 1 километра от него. Я не скажу, что зоопарк Калькутты какой-то особенный или лучший в мире, но в условиях Индии посещение зоопарка для нас оказалось довольно приятным мероприятием.
Этот старейший зоопарк Индии берет свое начало с частного зверинца, созданного в 1800 году. Чуть позже государство выделило для зоопарка участок земли в Алипоре и официально зоопарк открылся для посетителей в 1876 году.
Зоопарк Алипор расположен на площади 18 гектаров, что немного для зоопарка, он состоит из нескольких тематических зон, прудов для птиц и рептилий, вольеров для хищников и копытных. Кроме того, через дорогу от зоопарка есть аквариум с разнообразными рыбами.
В зоопарке Калькутты можно увидеть бенгальских тигров, африканских львов, ягуаров, бегемотов, носорогов, слонов, сетчатых жирафов, зебр, верблюдов, крокодилов, рептилий, эму, страусов и т.д.
Здесь собрана очень интересная коллекция птиц, в составе которой такие виды, которые даже вообразить сложно. Среди большого количества крокодилов зоопарка действительно производит впечатление гангский гавиал. Из представителей копытных удивила крупная и немного непропорциональная антилопа нильгау, которая из-за своего некоторого сходства с коровой считалась священным животным в Индии.
Ну а самой главной гордостью зоопарка Калькутты является белый бенгальский тигр – абсолютно прекрасное и величественное животное. Но надо отметить, что даже возле его вольера, мы со своей европейской внешностью были для индийских посетителей зоопарка куда более интересным и экзотическим зрелищем. Добро пожаловать в Калькутту – если хочешь ощутить себя звездой!
Венценосный журавль в зоопарке КалькуттыКрокодил в зоопаркеВольер для копытныхБелый бенгальский тигр
«Возлюби меня всем сердцем…»
А для простых, обыкновенных людей более всего важны ее человеческие и материнские качества. В человеческих взаимоотношениях чувства между матерью и ребенком, как правило, считаются наиболее чистыми и сильными. Точно также, любовь между матерью-богиней Кали и ее человеческим потомством отличается особой силой и нежностью.
Однако, поклоняясь Кали, люди никогда не забывают и о ее демонической, пугающей сущности. Они не искажают природы богини и истин, сокрытых в ней. Они постоянно упоминают об этом в молитвах и песнопениях, но это их нисколько не отталкивает.
Кали может быть пугающей и совершенно безумной потенциальной разрушительницей мира, но ведь она и мать всего сущего. И как таковую, дети должны принимать ее всегда — иногда с изумлением и трепетом, но все-таки принимать. Душа, которая поклоняется богине, всегда остается маленьким ребенком, а душа, которая становится ребенком, находит в богине мать.
Образ Кали различными способами учит человека тому, что боль, печаль, разложение, смерть и разрушение невозможно преодолеть или победить, отрицая их или отгоняя мысли о них прочь в своем сознании. Боль и печаль вплетены в ткань жизни человека настолько тщательно, что отрицать их, в конечном счете, бесполезно и бессмысленно. Чтобы осознать полноту своего бытия и использовать свой потенциал как человеческого существа, человек должен всецело принять и это измерение бытия.
Пытаться победить смерть, игнорируя или забывая о ней, представляя себя физически бессмертным, ставить свое эго в центр мироздания — значит вызвать саркастический смех Кали. Противостоять смерти, понимая ее сущность и принимая ее, напротив, означает с наслаждением участвовать в вечной игре богов.
Принять свою смертность — это и есть стать свободным, научиться по-настоящему петь, танцевать и кричать от счастья, как это делают дети. Кали становится матерью для своих детей не потому, что она защищает их от естественного пути бытия, напротив, она открывает им их смертную сущность и тем раскрепощает их, освобождая от пут, сковывающих всех остальных цепями «взрослой» претенциозности, практичности и рациональности.
Неисчерпаемый и непревзойденный символизм
Чернота Кали символизирует ее всеохватность и комплексный характер, поскольку черный цвет является основой для всех остальных, поглощает и растворяет их. «Подобно тому, как все цвета исчезают в черном, все имена и формы исчезают в ней» («Маханирвана-тантра»). С другой стороны, чернота представляет собой полное отсутствие цвета, опять же, обозначающее содержание Кали как высшей реальности. На санскрите это называется «ниргуна» — качества, не поддающиеся спецификации.
Черный цвет означает незамутненное состояние чистого сознания, бесконечность космоса и вечность времени. Он же символизирует превосходство Кали над всем сущим, в том числе и над царством смерти. Поэт пишет, что Кали воспринимается черной только с большого расстояния и сравнивает ее с небом или океаном — они имеют, казалось бы, голубой цвет, но вглядитесь в небо пристально или возьмите воду в ладонь — и вы убедитесь, что они вообще не имеют цвета.
Нагота Кали имеет аналогичное значение. Во многих случаях она описывается как одетая в небо или в пространство. В своей абсолютной, первозданной наготе Кали свободна ото всех иллюзорных покрывал. Она представляет собой природу, материю («пракрити» на санскрите), рассматриваемую в ее истинном виде, безо всяких мистификаций, ложных эффектов, искаженного сознания («майя»). Кали символизирует яркий огонь истин, который не могут быть сокрыты под грубыми одеждами невежества. Такие истины просто сжигают их.
Население
Индия одна из самых густонаселённых стран мира. Население Индии по численности уступает только Китаю, и сейчас превышает миллиард человек! Подавляющее большинство индийцев — это сельские жители. Есть конечно и мегаполисы, крупные города, где численность населения также растет резко вверх. Самыми густонаселёнными городами Индии являются Мумбай, Дели и Калькутта.
В стране очень высокая рождаемость. И хотя пик «демографического взрыва» уже в целом пройден (не понятно правда каким образом пройден), демографическая проблема еще не потеряла остроту.
Индия — самая многонациональная страна в мире. В ней живут представители нескольких сотен наций, народностей и племенных групп, находящихся на разных ступенях социально-экономического развития и говорящих на разных языках. Они относятся к европеоидной, негроидной, австра-лоидной расам и дравидийской группе.
Мужское, женское и творческое начало
Образ Шивы, лежащего под ногами Кали, символизирует не только превосходство духовного аспекта бытия над физическим, но и пассивный мужской потенциал творения. Кали, его супруга, является также и его «шакти» (это слово имеет множество значений, в т.ч. «мощь», «сила», божественная энергия и др.) — т.е. женским началом творения, заряжающим силу мужского божества.
Другое имя шакти Шивы — Дэви, от корня «див», что означает «блеск». Потому эту богиню именуют «сияющая». Шакти выражает животворящую силу Вселенной и отражается в самом имени Шивы: в отсутствии шакти Шива становится просто «шва», что в переводе с санскрита означает «труп». Таким образом, предполагается, что без своей шакти Шива бессилен, инертен или просто мертв.
Образ Кали наиболее подходит для отображения идеи мира как игры богов. Спонтанные, головокружительные творческие рефлексы переданы в ее диком внешнем виде. Поскольку Кали отождествляется с феноменальным миром, она представляет собой картину этого мира, который имеет эфемерный и непредсказуемый характер.
Ее бешеные пляски, растрепанные волосы и жуткий вой — это намек на наш мир, который с тряской и грохотом уносится в бесконечность, неподвластный контролю со стороны людей. Все сущее создается и уничтожается в диком танце Кали, а человек должен осознать, что он только приглашен принять временное посильное участие в этом бешеном танце жизни и смерти в исполнении вечной матери–природы.
С учетом всего сказанного понятно, что черная богиня считается источником вдохновения для всех творческих людей, и в первую очередь — поэтов, которых она считает своими любимцами и избранниками.
Примечания и ссылки
Заметки
- Название города было изменено с Калькутты на Калькутту в 2001 году, но термин Калькутта по-прежнему широко используется во французском языке. См. Изменение названий городов и штатов в Индии .
Рекомендации
- (in) .
- ↑ и (ru) Апиндер Сингх , История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до 12 века , Нью-Дели, Pearson Education ,2008 г., 677 с. , стр. 395.
- ↑ и С. Дас , « Прераджская корона на Клайв Хаусе: обитель исторических богатств, которые станут музеем », The Telegraph , Калькутта,15 января 2003 г..
- .
- (in) Санджой Чакраворти , Глобализация городов: новый пространственный порядок? , Оксфорд, издательство Blackwell Publishing,2000 г., «Из колониального города в глобальный город? Далеко не полная пространственная трансформация Калькутты » , с. 56–77.
- ↑ и (ru) С. Н. Чаттерджи , Водные ресурсы, сохранение и управление , Нью-Дели, Atlantic Publishers and Distributors,2008 г., 208 с. , стр. 85.
- П. Танкаппан Наир , Калькутта в 17 веке , Калькутта, Фирма KLM,1986 г., стр. 54–58.
- Kenny Easwaran , , на Open Computing Facility, Калифорнийский университет в Беркли (доступ к 26 января 2012 ) .
- (in) П. Танкаппан Наир , Джоб Чарнок: основатель Калькутты в фактах и вымысле: антология , Калькутта, Engineering Times Publications1977 г., стр. 164.
- Субхрангшу Гупта , « Иов Чарнок, а не основатель Калькутты: ХК говорит, что у города нет дня основания », The Tribune , Чандигарх, Индия,18 мая 2003 г..
- Калькутта 1905-1971. В центре творений и восстаний века , Éditions Autrement, № 46, январь 1997 г., Париж.
Начало «Индийской империи»
В 17−18 вв. компания шаг за шагом завоёвывала всё новые позиции в Индии, добиваясь расположения падишахов. Политические конфликты в регионах (страна не мыслила себя единой и не воспринималась таковой) представляли собой идеальное пространство для колонизаторов — британцы разделяли и властвовали. Экспансия происходила при поддержке различных местных сил, искавших в англичанах союзников. Силой и хитростью Ост-Индской компании удалось уже в 18-м в. поставить под контроль Бенгалию и ограбить её жителей до нитки (во второй половине века политика британцев привела к голоду, от которого погибли более 10 млн человек); огромное влияние компания распространила и на другие области — Хайдарабад, Мадрас, Бомбей, Пенджаб, центральные княжества.
Британская Индия, 1859 г. (history-maps.ru)
К середине 19-го в. англичане вытеснили из Индии всех конкурентов. Огромные ресурсы утекали в метрополию, которая по-прежнему правила через Ост-Индскую компанию. У последней имелись свои чиновники, флот и армия. В войска компании набирали «сипаев» (т.е. воинов) — индийцев, которые охотно шли на службу, за которую платили, по местным меркам, хорошо.
Вооружать покорённых туземцев рискованно для любой империи. Британцам пришлось выучить этот урок в 1857—1859 гг., когда сипаи восстали и спровоцировали серию бунтов в нескольких регионах Индии. Причиной было возмущение грабительской колониальной политикой, но поводом стала мелочь. В войска привезли новые ружья и патроны, будто бы смазанные в упаковках говяжьим и свиным жиром. Ни индусов, ни мусульман (а среди сипаев были и те, и другие) это устроить не могло — по регламенту, картонные упаковки патронов во время стрельбы полагалось надрывать зубами. Слухи о злодеяниях англичан наложились на гнев, связанный с жиром, и сипаи в ярости начали убивать всех колонизаторов, до которых могли добраться.
Восстание удалось подавить, и сипаям обещали другие патроны. Однако в Лондоне стало понятно, что Ост-Индская компания уже не справляется. В колонии было введено прямое государственное правление, и компания передала короне все свои права. С 1858 г. интересы Лондона защищали британские и лояльные индийские войска и собственные чиновники во главе с вице-королём Индии. В 1876 г. королева Виктория и вовсе объявила себя императрицей Индии, встав во главе местной феодальной системы.
Мемориал Виктории и Майдан
Символическая входная плата есть также и при посещении сада Мемориала Виктории (Victoria Memorial Garden). В центре сада в окружении растительности стоит Мемориал Виктории – здание из белого мрамора, воздвигнутое в честь британской королевы Виктории, которая также носила титул императрицы Индии.
В настоящее время Мемориал Виктории используется как музей истории Британской Индии и является одной из главных туристических достопримечательностей Калькутты.
Мемориал Виктории расположен на Майдане (Maidan), в южной части парка, ближе к улице Джавахарлал Неру (Jawaharlal Nehru).
Майдан – это крупнейший городской парк Калькутты, он находится на берегу Хугли, в центральной части города. Майдан называют «легкими Калькутты», из-за свежести и зелени, которые он предоставляет мегаполису. Но «лёгкие» эти очень грязные и вообще находятся в крайней степени запущенности. Парк Майдан действительно огромный по размеру, он включает в себя множество игровых площадок, в том числе для игры в крикет и футбол, а также ипподром. Но кроме сада Мемориала Виктории с удовольствием там больше негде прогуляться.
Мемориал ВикторииПамятник королеве Виктории перед мемориаломСад Мемориала Виктории
Джайнистские храмы в Калькутте
Если продолжить разговор о храмовых комплексах Калькутты, то действительно впечатляюще выглядят Джайнистские храмы. Джайнизм – это древняя дхармическая индийская религия, возникшая около 9-5 веков до н. э. У джайнизма на сегодняшний день всего несколько миллионов последователей в Индии, но эта религия все равно довольно влиятельна и хорошо организована.
Комплекс Джайнистских храмов в Калькутте состоит из 4-х разных по архитектуре великолепно оформленных храмов. Храмы буквально сверкают резьбой из разноцветного стекла, зеркал, полудрагоценных и драгоценных камней, золота и серебра.
Территория между храмами также необычайно приятная — дорожки, прудик, в изобилии цветы, кусты и деревья. Людей там практически не бывает, поэтому в Джайнистских храмах можно не просто полюбоваться красотами искусства джайнов, но и отдохнуть.
Для того, чтобы найти Джайнистские храмы (Jain Temple) на карте перечислю их названия: Sree Sree Chanda Prabhujee’s Temple, Shree Sitalnath Temple, Mahavir Swami Jain Temple, Jain Shwetambar Dadaji’s Temple. Они находятся в 1,5 км от станции метро Sovabazar (Shobha Bazaar) и в 2 км от станции метро Girish Park, в обратную от реки сторону.
Если поедете на такси, то лучше отметить храмы на карте или иметь их точный адрес, так как таксисты, даже если показывать им фото храмов, могут не знать этого места.
Джайнистский храм Shree Sitalnath TempleУкрашение на территории Джайнистских храмовПанно на улице на подходе к Джайнистским храмам
Мост Ховрах.
Туристам, более углубленно интересующимся верованиями индийцев, будут интересны храм Махабодхи-Мандир, храмы сикхов в Патне и святые места джайнистов и индуистов Павапури и Гайя, соответственно.
Мечеть Султана Типу. Построена была в 1832 году князем Гулам Мухаммедом.
Собор Святого Павла. Был построен в 1847 году в готическом стиле. Очень красив, как снаружи, так и внутри настенной живописью.
Верховный Суд. Туристам интересен, как самый старый Верховный суд в Индии, он появился в1872, строили его по образцу бельгийской Палаты суконщиков Ипра.
Мраморный дворец. Построен в 19 веке почти целиком из мрамора. Доступен туристам бесплатно, правда, требуется разрешение туринформбюро Западной Бенгалии.
Ботанический сад.
Рикши.
Наверно, их можно также назвать достопримечательностью Калькутты, это часть колорита города. Они здесь повсюду, развозят туристов и жителей, товары по домам и магазинам, обслуживают различные мероприятия. Коммунисты пытались запретить этот «бесчеловечный» труд, но против этого решения стеной встали профсоюзы и сами рикши.
Выбрать хороший отель в Калькутте можно ЗДЕСЬ. Выбираете количество звезд, цену, даты и подбираете то, что вам понравится.
{loadposition ind-kalkutta}
{loadposition sotial}
{jcomments on}
{loadposition Google}
Экскурсия на чайную фабрику
Зал дегустации чая. Как это необычно. Как много этим сказано! Некогда вотчина английских плантаторов и чайных монополий, радушно открыла двери туристам: выбирайте нужный вам чай! Экскурсия на чайную фабрику — непременный элемент туристического маршрута.
Тонкая, ароматная струйка пара поднимается от чашки с чаем, похожим скорее на жидкий, сияющий чистыми кристаллами янтарь, чем на будничный столовый напиток. Один вид его вызывает жажду.
В длинный ряд вытянулись чашки, почти до краев наполненные светлыми или темными напитками. На столе — высшие сорта чая, которые создали природа и человек: дарджилинские и ассамские.
Непритязательные туристы чудодействуют над каждой чашкой. Попробуй разберись, какой чай лучше. И хотя знаток сразу видит разницу в чае, определить все его качества с лету и он не может. Небольшая лекция прямо на фабрике поможет разобраться. Титестеры, то есть «пробующие чай», дегустатор, осматривают «уборку» сухого чая (размер, цвет, состав листа), разварку его (вид чайной гущи), определяют аромат, вкус, настой жидкости. Когда все необходимые исследования произведены, титестер выносит решение — балльную оценку. За каждой дымящейся на столе чашкой стоят десятки 50-килограммовых ящиков чая.
На опрос восторженных туристов о качестве чая старший титестер отвечает:
«Начиная с 4,25 балла чай считается высшим сортом. Сегодня здесь представлен только очень хороший чай».
География
Город расположен в восточной части Индии, в районе дельты Ганга , на высоте от 1,5 м до 9 м над уровнем моря. Он расположен 246 км к западу-юго — западу от Дакки , Бангладеш , 469 км к юго-востоку от Патны , 623 км к востоку-юго-востоку от Варанаси , 1303 км к востоку-юго-востоку от Нью-Дели и 1560 км к северо-востоку от Бангалора . Города Гонконг в Китае, Таманрассет в пустыне Сахара и Гавана на Кубе расположены на сопоставимых широтах в северном полушарии.
Город тянется с севера на юг на левом берегу реки Хугли . Он в основном развивался на старых болотах. Сохранившиеся болота, известные как болота Восточной Калькутты, были объявлены природной зоной глобального значения.
Как и большая часть Индо-Гангской равнины , почвы Калькутты в основном аллювиальные . Город построен на слоях осадочных пород четвертичного возраста, состоящих из глин , илов , песков и более или менее крупного гравия. Эти отложения зажаты между двумя слоями глин , расположенными , соответственно , между 250 м и 650 м глубины для одного и между 10 м и 40 м глубоким для других. Город находится в зоне сейсмичности 3 уровня по шкале от 1 до 5, установленной «Индийским бюро измерений» для оценки риска землетрясения высокой магнитуды, которое может произойти в данном месте.
Транспорт и связь
Инфраструктура включает:
- метро Калькутты ( Список станций метро в Калькутте );
- Calcutta Трамваи ;
- сеть паромов позволяет пересекать реку Хугли или путешествовать по ней, причаливая к различным « гхатам », включая знаменитый Бабугхат ;
- Автобусы, которые могут курсировать по NH-34 , NH-2 , NH-6, потому что он находится на одном из углов Золотого четырехугольника ;
- Зона 5 индийских железных дорог ;
- Международный аэропорт имени Нетаджи Субхас Чандра Боса .
Погода
В Калькутте тропический муссонный климат, соответствующий типу Aw по классификации Кеппена . Среднегодовая температура составляет 26,9 ° С . Месяцы с самыми высокими температурами — май и июнь, а месяцы с самыми низкими температурами — декабрь и январь. Самая высокая зарегистрированная температура составляет 43,9 ° C, а самая низкая — 5,0 ° C (поэтому замерзание неизвестно). Большая часть осадков выпадает из-за волнений со стороны Бенгальского залива, из- за которого идут муссонные дожди с июня по сентябрь. В городе 2528 часов солнечного света в год, самый солнечный месяц — март. Загрязнение — серьезная проблема в Калькутте. Уровень переносимых по воздуху частиц действительно высок по сравнению с другими индийскими городами. Это загрязнение является источником смога и дымки, которые часто поражают город. Считается, что это сильное загрязнение воздуха является причиной большого количества рака легких.
Месяц | Янв. | Февраль | маршировать | апреля | май | июнь | Июл. | август | Сен. | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | год |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Средняя минимальная температура ( ° C ) | 13,8 | 16,9 | 21,7 | 25,1 | 26 год | 26,5 | 26,1 | 26,1 | 25,8 | 23,9 | 19,6 | 14,5 | 22,2 |
Средняя температура (° C) | 20,1 | 23 | 27 | 30,2 | 30,7 | 30,3 | 29,2 | 29,1 | 29,1 | 28,2 | 24,9 | 20,8 | 26,9 |
Средняя максимальная температура (° C) | 26,4 | 29,1 | 33,5 | 35,3 | 35,4 | 34 | 32,3 | 32,1 | 32,4 | 32,3 | 30,3 | 27 | 31,7 |
Осадки ( мм ) | 11 | 30 | 35 год | 60 | 142 | 288 | 411 | 349 | 288 | 143 | 26 год | 17 | 1,800 |
Количество дней с осадками | 1.2 | 2.2 | 3 | 4.8 | 8,7 | 14,7 | 20,5 | 20,2 | 15,7 | 8.1 | 1.5 | 0,9 |
Хождение в народ
Видите эти улыбки? Эти люди вам не напоминают психопатов?..
Ничего плохого они мне не сделали — только проявили ко мне такой интерес, что довели до состояния полной дезориентации.
Вхожу я, значит, в закоулок сугубо для своих, и тут со мной учтиво заговаривает мужчина…
Болтаем себе. Тем временем, парочка зевак желает сфотографироваться, да и иностранца послушать тоже…
И ещё парочка…
Буквально через десять минут интересом ко мне заразилось пол-улицы. Меня окружали, я пытался идти дальше, меня снова окружали, меня расспрашивали, меня хватали за руки, просили фотографировать, смеясь, хохоча, мною распоряжались, подростки устраивали между собой свары, конкурируя за возможность посмотреть на вышедшие фото, и их становилось всё больше, они приходили спереди и сзади, они выходили из дверей, подворотен, они выглядывали из окон — казалось, вот-вот и на меня ссыпется вся Индия, ссыпется и раздавит своим любвеобильным грузом.
Бросил свою вежливость, грубо вырвался и быстренько потопал на проспект, не оборачиваясь…
Очень хороший совет дала мне в фейсбуке Света (cicorelli.com), моя киевская подруга: не дай им времени подумать!
Именно!
Ребята играют в крикет посреди улицы. Остановился, стал снимать фото и видео. Сначала никто не обращал внимания.
А потом началось примерно то же. Один завёл — приходи на такое-то мероприятие через 3 недели, очень прошу, а я ему — я уже уеду, я же турист, а он — нет, приходи, очень здорово будет, и так по кругу раз-два-три-четыре-пять — психоз или специфический юмор? Параллельно со мной ещё два человека пыталось говорить и ещё полдюжины нас слушали, и их становилось больше… И тут я вспомнил совет и быстро свинтил.
Чувствуешь, что ввязываешься в какую-то забаву, что становишься игрушкой толпы — иди дальше. Рассказывай о себе, интересуйся, говори непонятные слова, шути, смущай, засыпай фактами, мнениями и уходи вовремя. Если ты в центре внимания — будь ведущим, а не лабораторным животным. Тогда никакого пота — только позитивный опыт — лёгкость, смех, радость.
(Впрочем, возможно, мои выводы поспешны — знатоком Индии за три месяца, конечно, не станешь.)
Образ, сравнимый с целой Вселенной
Полная грудь Кали символизирует материнство как непрерывный акт творения, растрепанные волосы образуют завесу иллюзии, ткани пространства-времени, которая организует материю из морской пены первозданного хаоса. Ее ожерелье из пятидесяти человеческих голов — череда человеческих воплощений, а каждая из этих голов представляет собой одну из пятидесяти букв санскритского алфавита, что в целом символизирует кладезь знаний и мудрости.
Она носит пояс из отрубленных человеческих рук, которые являются основными инструментами человеческого труда — таким образом обозначается действие кармы. Но обязательность кармы можно преодолеть и разорвать в одностороннем порядке — через преданность Кали: она может вырвать посвященных ей из цикла кармы.
Ее белые зубы являются символом чистоты, а высунутый красный язык отражает то, что она принимает и потребляет все вещи, в том числе и те, что считаются обществом «запретными».
Четыре руки богини представляют полный круг созидания и разрушения, который содержится внутри нее, четыре стороны света, четыре основных чакры, а также как созидающие, так и разрушающие ритмы космоса. Ее правые руки, делая знаки благословения и изгнания страха, представляют творческий аспект Кали, в то время как левые руки, держащие окровавленный меч и отрубленную голову, представляют ее разрушительный аспект.
Сами же эти предметы, меч и голова, символизируют уничтожение невежества и рассвет знаний. Кроме того, этот меч знаний рубит узлы невежества и разрушает «ложное сознание» (отрубленная голова). Этим же мечом Кали открывает врата свободы, срезав восемь уз, которые связывают человеческие существа.
Наконец, три ее глаза представляют собой Солнце, Луну и огонь (или молнию), а также творение, сохранение и разрушение. С их помощью Кали имеет возможность наблюдать за тремя периодами времени: прошлым, настоящим и будущим. Этот атрибут объясняет также истинное, скрытое происхождение имени Кали: оно является женской формой слова «кала» — санскритский термин для обозначения времени.
Калькутта, город Кали
За годы своей истории Калькутта приобрела много названий: Город дворцов, Кладбище Британской империи, Жемчужина Востока. В 2001 году Калькутту нарекли новым официальным именем — Колката. В истории редко случается, чтобы город так остро поносили и клеймили его знаменитые посетители. Французский антрополог Клод Леви-Стросс как-то назвал Калькутту «местом всего, что стоит ненавидеть в мире».
Американский кинорежиссер Вуди Аллен отметил: «здесь есть 100 не внесенных в список заболеваний». Лауреат Нобелевской премии по литературе Видиадхар Сураджпрасад Найпол заявил: «Я не знаю другого города, судьба которого была бы столь безнадежна». Его немецкий коллега, также лауреат Нобелевской премии Гюнтер Грасс, прожив в городе в течение нескольких месяцев, пошел еще дальше и придумал худшее оскорбление из всех: «Это куча мусора, выброшенная Богом». И даже бывший премьер-министр Индии Раджив Ганди назвал Калькутту «умирающим городом» и пожелал, чтобы она просто исчезла с лица Земли.
Покровительницей Калькутты является Кали, одна из наиболее почитаемых божеств в индуизме. Ее часто изображают обнаженной, с четырьмя руками и темной кожей. Ее лицо перекошено гримасой. Гипнотический и пронзительный третий глаз расположен на лбу. Она носит ожерелье из голов мужчин. Верующие знают, что богиню разрушения не следует воспринимать легкомысленно.
По преданию, когда Шакти (одна из инкарнаций богини Парвати, темной ипостасью которой и является Кали) погибла в жертвенном костре, ее обезумевший от горя муж Шива исполнял с телом жены на плечах ужасный танец смерти, который уничтожал все живое. Дабы воспрепятствовать непоправимому, Вишну метнул магический диск, тело Кали раскололось на 52 кусочка и упало на Землю. Мизинец правой ноги приземлился возле реки Хугли. Спустя некоторое время на этом месте возник город Калькутта. Сразу два храма посвящены в этой местности свирепой богине — храм Калигхат и храм Кали в Дакшинешваре, пригороде Калькутты, являющиеся весьма своеобразными и довольно экзотическими достопримечательностями Индии.
Первое знакомство
Океанский корабль, покинув Бенгальский залив, вошел на прибойной волне в реку Хугли — один из рукавов, на которые распадается великий Ганг в своем нижнем течении. Лайнер идет десятки километров вверх по реке. Перед ним на всем пути почти слились воедино города и селения, усыпавшие собою оба берега. Чем ближе, тем гуще частокол фабричных труб, тем тяжелее и мутнее насыщенный копотью воздух.
Корабль входит в обширный промышленный район. В его центре крупнейший город и порт страны. Судно подойдет к причалу в самом центре, и, как бы влившись в прибрежные постройки, станет привычной для горожан частицей. Здесь всегда много кораблей под самыми разными флагами: суда — океанские, речные и пассажирские, круизные лайнеры и грузовые; флаги — практически всех стран мира.
К круизным лайнерам всегда живой интерес. Очереди людей у корабля — привычная картина. Одни, осмотрев его, уходят и возбужденно обсуждают виденное. Другие предлагают туристам сувениры, открытки, кепки и футболки с символикой Индии.
Интересно: Куда съездить в Индии