Образ Микеланджело
Если вы когда-то представляли себе Микеланджело Буонарроти, то каким он был в вашем сознании? Степенный муж с негромким, но твердым голосом? Величественный гений, который всеми мыслями был погружен в свои творения?
Образ, которым наделил Микеланджело Кончаловский, весьма любопытен. Это настоящий фанатик своего дела: эмоциональный, вспыльчивый, ранимый, не терпящий пререканий. Его легко вывести из себя и вогнать в депрессию, он без памяти вовлекается в процесс любования прекрасным в повседневной жизни и абсолютно не восприимчив к похвале. Понимание своего гения и таланта для Микеланджело не относительно, это истина, абсолют, позволяющий оценивать работы и мастерство других творцов.
Но главная загвоздка заключается в том, что гению этого мало. Он хочет большего, мечтает быть лучше, желает, чтобы времени и сил хватало, а вокруг все бы с пониманием относились к его труду и жертвам. Микеланджело мыслями стремился к Богу, желая творить что-то божественное, но всегда считал свои работы недостойными небесного одобрения. А люди вокруг наоборот восхищались чудаковатым гением, называя его самого божественным, а работы достоянием всего человеческого наследия.
Борьба Микеланджело за расположение Господа была тупиковым путем. Свои восхитительные работы он считал слишком человечными, он хотел дарить их Богу, а на самом деле дарил людям. Привидение Данте Алигьери на все его душевные терзания ответило: “Слушай”
Слушай, что о тебе говорят люди, слушай, как для них важно то, что делаешь ты. Они прощают тебе все обиды, закрывают глаза на грехи, и все это из-за твои творения
Сам Господь не побрезговал явиться на землю и открыть людям прекрасное, почему же талантливый человек боится этого?
Другая сторона истории Микеланджело – это взаимоотношения с семьей, с друзьями, помощниками, коллегами, со знатью. Везде и всюду он ощущал предательство, но и на свои ошибки порой закрывал глаза. Он проклинал не только людей, но и целые города. Чужие даже мельчайшие оплошности он замечал с легкостью, но в своем глазу не видел многого. Даже не бревен, а целых мраморных валунов.
Атмосфера фильма
“Грех” помимо своего богатого смыслового и исторического наполнения обладает еще и удивительным отрезвляющим эффектом. Он вклинивается в парад развлекательных фильмов, столь массово представленных в кинотеатрах, предлагая резким сменам кадров, быстрому действию и одноизвиленным диалогам статические панорамные съемки, плавность развития сюжета и философские измышления. Зритель наконец-то может изучить детали всей сцены, каждого попавшего в кадр персонажа, впустить в свою голову порой грузные мысли, которые обязательно нужно обдумать и переварить в себе.
Кончаловский дарит нам Италию эпохи Возрождения, показывает быт и особенности культуры яркого и эмоционального народа, наследников великого Рима. Но представление это идет не вразрез с основным сюжетом, а нога в ногу с ним, потому что без одного не будет другого. Нельзя представить Микеланджело, не показав мир вокруг него.
«Грех» — новый фильм Андрея Кончаловского, посвященный творческому и жизненному пути великого мастера Микеланджело Буонаротти. Мария Михайлова разобралась, удалось ли знаменитому режиссеру сделать нечто большее, чем фильм-биографию итальянского гения.
За длинный творческий путь Андрей Кончаловский пробовал себя в разных жанрах, снимая и «деревенское» кино, и голливудское. Случались с ним и разговоры об искусстве и Боге: в прошлом веке Кончаловский писал сценарий к «Андрею Рублеву», а в 2016 году снял «Рай». «Грех» логично продолжает новую тему, которую решил осмыслить режиссер – как емким названием, так и содержанием.
Кадр из фильма «Грех»
Центральной (и, пожалуй, единственной, действительно имеющей значение) фигурой в картине становится Микеланджело, представленный уже состоявшимся, знаменитым художником, скульптором и архитектором. Впрочем, от известности и востребованности мастер больше страдает, чем выигрывает. Вне зависимости от своего желания он оказывается втянутым в политическую вражду влиятельнейших семейств Италии, люди, которые окружают гения, оказываются либо слабохарактерными, либо предателями, а непрекращающиеся финансовые проблемы не дают художнику спокойно творить
В этом порочном кругу земных забот и грехов Микеланджело отчаянно ищет Бога – он хочет приблизиться к самому важному, но оно постоянно ускользает от него
Кадр из фильма «Грех»
Аналогичная ситуация возникает и у самого Кончаловского
В картине очень подробно показаны мытарства, земные беды и искушения Микеланджело – но самое важное ускользает именно в тот момент, когда его должен увидеть зритель. Режиссер желал показать, как бессмысленна та суета, которая окружает мастера, что вся земная жизнь и ее движение – вовсе не то, что способно сделать человека гением, и не то, что способно заставить гения опуститься до уровня обыденности, даже если он купается в ней с утра до вечера
Но Кончаловский не дает ответа на вопрос: а что же тогда является тем самым, что заставляет Микеланджело замораживать в своих работах частицу Бога? Зритель не приближается к мастеру достаточно близко, чтобы успеть заглянуть в его душу и прочитать там ответ. Даже видения и ночные скитания художника показаны чересчур отстраненно: они выглядят не как окна или двери в тайну творчества, а скорее как особенности и причуды одаренного огромным талантом человека, как интересные факты из его биографии. Вероятно, беда в том, что опытный Кончаловский знал, как вызывающе и пафосно могут выглядеть попытки известного и талантливого режиссера в кадре сравнить себя с мировым гением, показать, что он ему понятен и ясна природа его гениальности, и стремился всеми силами избежать этого. Возможно, именно поэтому фильм получился обезличенным, слишком объективным – ничего личного, только взгляд человека издалека на великое прошлое Микеланджело.
Кадр из фильма «Грех»
Эта обезличенность и как будто бы боязнь совершить ошибку наблюдается и в визуальной реализации картины. Тщательно восстановленная атмосфера едва вышедшей из Средневековья Италии, статичные кадры, оператор придерживается экранного формата 4:3, который позволяет соблюдать пропорции «золотого сечения». Картинка выглядит эталонной, «чисто», почти безупречно отснятой. К ней невозможно придраться, а кроме того – совершенно прозрачна логика каждого из кадров. Но в погоне за идеальным соблюдением всех правил стилизации создатели фильма забыли (или не решились) сделать картину авторской, наделить ее собственным узнаваемым почерком. Как итог, кино не говорит больше, чем биографический фильм о жизни художника – с той лишь разницей, что в нем больше говорится не о деяниях гения, а о том, что мешало ему творить.
Кадр из фильма «Грех»
Важно не забывать и о том, что у Кончаловского очень многое удалось отлично. Это и идеально подобранные актеры: Умберто Орсини – обладатель характерных морщин, крупного носа и тяжелого взгляда Микеланджело — как будто почти списан с портрета Вольтерра, а в ролях каменщиков снялись не профессиональные актеры, а настоящие мастера
Это и бережное отношение к культуре Италии и ее прошлому, без попытки романтизировать то время или наоборот, сделать его излишне «грязным» и варварским. Это и отсутствие героев и антигероев: при том, что характеры многих едва зарисованы, все персонажи выглядят людьми, живущими и мечущимися, а не картонными фигурами. Но при всем старании Кончаловского, у него вышел очень хороший биографический фильм, а не драма о Боге. Чтобы говорить о подобном, нужна большая смелость – ведь необходимо заглянуть в душу герою и достать до того места, где Бог и находится. В картине, где речь идет об одном человеке и о единственной судьбе, такое погружение неизбежно. Режиссер не решился на это и постарался избежать погружения – потому и фильм стал просто фильмом.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
НИ КОПЕЙКИ ОБРАТНО
Картина получилась недешевой. На съемки ушло около пятнадцати миллионов евро (больше миллиарда рублей). Правда, карман «опустел» не у Кончаловского, а у предпринимателя и мецената Алишера Усманова.
— Микеланджело все делал по заказу. При этом каждую работу отсматривала инквизиция, — говорит Кончаловский. — Произведения скульптора неразрывно связаны с именем Лоренцо «Великолепного», который заказывал скульптуры, не думая ни о цензуре, ни о расходах, ни о прибыли.
По мнению Кончаловского, Усманов поступает подобно Медичи. Из всех продюсеров только он не отвел взгляд, когда режиссер предложил ему свой проект. Известный провокатор Кончаловский произнес излюбленную фразу: «Учтите, вы не получите обратно ни копейки». Усманов отреагировал не как все.
— Посмотрел, как на сумасшедшего, и сказал: «Ну, ты даешь!» — улыбается Кончаловский.
Ключевые слова: ГрехкиноРоссияКончаловскийфильм
О чем фильм «Грех»
Помятый, неухоженный человек грязно ругает Италию, обвиняя её дикие нравы в неудачах творческих людей. Именно в таком неприглядном виде представляется скульптор и живописец Микеланджело. В данный момент (первая половина 16 века) он работает над росписью Сикстинской капеллы. Папа Римский Юлий II восторгается талантливым художником. Но отношение к Буонарроти у его влиятельных почитателей поистине средневековое (даром, что эпоха Возрождения): грубо и жестоко его мастерство делят между собой клан Делла Ровере (к нему относится действующий Папа) и Медичи.
Коррективы в работу мастера вносит кончина Юлия II: Делла Ровере ждут от Микеланджело скульптуру почившего понтифика, а Медичи искушают внушительной суммой за украшение собственной капеллы. Жажда денег и творческого самовыражения толкают живописца нарушить договор с одними и приступить к грандиозному плану других. К тому же Медичи дают добро на нелегальную добычу мрамора в Карраре.
Ослеплённый новыми возможностями и тщеславием Буонарроти вместе с учениками пытаются добыть белоснежную мраморную глыбу, названную за внушительные размеры Монстром. Чрезмерная уверенность в своих силах приводят к смерти подмастерья, погибшего при спуске Монстра с вершины. Микеланджело, одержимого идеями, преследуют видения, страхи и навязчивые мысли о возможном предательстве и отравлении.
Интриги и вражда власть имущих рикошетом отражается и на мастере: его начинают притеснять семейство Маласпина – владельцы каррарских мраморных залежей. В частности, обвиняют в попытке похитить Монстра. Унижения скульптора продолжаются и на свадьбе его ученика: впрочем, оскорбления соперника, оставшегося по вине Микеланджело без работы, цинично игнорируются, не принимаются живописцем близко к сердцу. А видение в виде Данте Алигьери внушает художнику мысли о значимости и ценности его творческого пути.
Смысл фильма
Первоначально «Грех» должен был называться «Монстром»: то ли в память о мраморной глыбе, то ли стать характеристикой душевных качеств главного героя. Гений Микеланджело видится зрителям мелочным, изворотливым, душевно неопрятным человеком. Он жадный, беспринципный, хитрый. И, конечно, никак не соответствует своим одухотворенным работам. Эпоха возрождения все еще не наступает: вокруг грязь, разруха, грубые нравы.
Микеланджело Кончаловского – простой человек, порождение окружающего его быта и склок. При этом Буонарроти – дарование, подсознательно стремящееся к красоте и внутреннему свету (даже в условиях уродливого средневекового уклада). Как и положено гению, изящество находится мастером в кисти руки случайной девушки, гармония природы – в крошечном котёнке. Жажда прекрасного возникает в виде краткого полунамека на картину «Девушка с горностаем» другого великого живописца – Леонардо да Винчи.
Смысл фильма и названия заключен в мысли, что все творения мастера несут за собой величие и бессмертие без оглядки на противоречивую натуру мастера. И хотя на протяжении картины одиозный скульптор внутренне терзаем религиозным поиском, рефреном сквозь всю его сущность проходит мысль, что место такому грешнику только в аду. Но ни режиссёр, ни зритель не верят в эту сомнительную догму: божественный дар не меркнет под влиянием низменных слабостей, общечеловеческих пороков. И в случае с мастерством Микеланджело – результат превосходит все ожидания. А «грех» пройденного пути навсегда растворяется во фресках Сикстинской капеллы.
Другой подтекст киноленты, выведенный режиссером, состоит во взаимоотношениях гениев и их меценатов. Прижизненная зависимость Микеланджело от своих покровителей не только попортила ему много крови, но и не давала в полной мере реализовать задуманные творческие идеи. Подобными рамками и условностями снова будто оправдывается далеко не совершенный гений Буонаротти.
Смысл финала
В очередной «беседе» Данте убеждает скульптора в осмысленности его жизни, в неоконченном жизненном пути. Поэт уверяет художника, что тот ещё не создал свои главные работы, что важный творческий этап у Микеланджело только впереди.
В последних кадрах показаны самые известные произведения искусства Микеланджело Буонарроти. От увиденного величия перехватывает дыхание. Созданные шедевры служат немым напоминанием того, что «победитель всегда прав».
Вспоминая евангельскую притчу о талантах, становится ясно, что свой главный «талант» итальянец не зарыл в землю, а тысячекратно приумножил. Отдав себя без остатка всему человечеству (и современникам, и потомкам), выразительная натура скульптора искупила тем самым каждый свой порок. Статуя Давида, фреска «Страшный суд», композиция Пьета, – в который раз грех повержен красотой и совершенством.
Монстр
В одну из своих поездок на каменоломни города Каррара Микеланджело обращает внимание на огромный кусок мрамора, получивший прозвище “Монстр”. Идея феникс гениального творца – доставить глыбу во Флоренцию, но знал бы он сколько проблем, бед и разочарований принесет ему этот “Монстр”
И при этом именно из него по сценарию фильма должен будет получиться один из самых великих за всю историю человечества монументов – “Давид”. Хотя хронологически он был изготовлен раньше росписи Сикстинской капеллы, но это отступление от реальных событий понятно.
Огромная глыба мрамора – это талант Микеланджело. Громоздкий талант. Его трудно унести самому творцу, но еще сложнее нести это бремя всем остальным. Сильные мира всего не могут себе позволить расправиться с Микеланджело за его дерзость, обманы и предательства. Они прекрасно знают, что убьют не просто человека, а подлинного гения. А простые смертные и подавно прощают великому творцу все его прихоти.
Скольких людей эта глыба погубила, буквально раздавила! Сколько вельмож хотело, чтобы из этого куска мрамора получилось именно то, что хотели они! И в итоге обуздать “Монстра” смог только сам Микеланджело. Неудивительно, что в фильме из этого куска мрамора получился Давид. Тот самый Давид, сумевший победить гиганта Голиафа.
кстати
«Моцарт для многих — венские конфеты»
Киномастер рассказал, зачем хотел рассказать о великом человеке, которого и так знают все.
— Грехов, на ваш взгляд, в мире стало меньше, чем в тот период, когда жил Микеланджело?
— Мало что изменилось пока. Человеческим поведением движут четыре страха: смерти, голода, холода и унижения. Мы испытываем их ежедневно. По разным поводам. Боязнь, что что-то отнимут или не дадут. Это естественно. Страх и гарантирует выживание любого существа.
— Какими книгами о Микеланджело вдохновлялись?
— Их много. Чем больше книжек, тем сложнеe писать сценарий. Все факты из его жизни хорошо известны. Задокументированы письма домой, семье, банкирам, сильным мира сего. Советую прочитать три книги. «Потолок Сикстинской капеллы», «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо» (главу про Микеланджело) и, наконец, третью — «Богатство Микеланджело», где описано, как он зарабатывал и на что тратил.
— Вторая часть фильма местами напоминает вашу картину про Андрея Рублева. Так получилось нарочно или случайно?
— Я это обнаружил, когда практически кончил сценарий. Заметил, что Микеланджело вообще не делает скульптур. Резцом бьет-бьет, и выходит нечто. Сначала удивился, а потом понял — то же самое было в «Рублеве». Он ни разу ничего не пишет. Просто, когда показывают художника или скульптора, которые творят в муках, это упрощение процесса. Зрителю заранее рассказывается, что это гениально. А мне важнее показать все то, что вокруг, то, что породило творчество. И эпоху, естественно
Например, Микеланджело писал о том, что вокруг позор и унижение, и было важно это показать. Вот это самое интересное
Оно его питало.
— Почему вам было важно это показать?
— Вообще знаете, зачем существуют фильмы? Сейчас такое время, что у многих молодых людей слово «Моцарт» ассоциируется с венскими шоколадными конфетами. А Микеланджело — с одеколоном в виде статуэтки Давида. Мне бы хотелось, чтобы люди, не зная скульптур этого человека, увидели его таким, каким я его себе представляю
Было важно сделать его близким и чтобы его полюбили благодаря слабостям или несмотря на них. Будет здорово, когда человек придет в музей и скажет: «О, Давид! Кто его сделал?» — «Микеланджело»
— «Знаю! Классный мужик!»
— Финал таков, что кажется, будто должно быть продолжение. Ждать?
— Это сложно. Чаще всего зритель смотрит и думает: «Ну, понятно, пора пиво пить». И когда конец ясен, это губительно для произведения искусства. И я очень стараюсь делать так, чтобы зрителю хотелось продолжения, когда уже все кончилось.
— Трудно удержаться и не спросить, в чем согрешил великий художник.
— О чем бы вы ни подумали, я скажу: «Вы правы». Вы как зритель вышли и озадачились. Вот и хорошо. Я и сам иногда думаю: а в чем же там грех? И по-разному себе отвечаю.
Общая информация о фильме «Грех»
Премьера: 14 ноября 2019 г. (Россия)
Режиссер: Андрей Кончаловский
Композитор: Эдуард Артемьев
Оператор: Александр Владимирович Симонов
Сценарий: Андрей Кончаловский в соавторстве с Еленой Киселевой.
страна: Россия, Италия
продюсер: Алишер Усманов, Андрей Кончаловский, Эльда Ферри.
художник: Маурицио Сабатини, Дмитрий Андреев
монтаж: Каролина Мачиевска, Сергей Тараскин
жанр: драма, биография, история
Главной сложностью кастинга стала задача по поиску актёра на главную роль Микеланджело. Поиски главного героя заняли около 8 месяцев, и в итоге режиссёр предложил роль Альберто Тестоне из-за его поразительного сходства с сохранившимися портретами художника.
Съёмки картины начались 28 августа 2017 г. в карьерах Пьетрасанты, где Микеланджело добывал мрамор для своих творений, а затем продолжились в Тоскане и завершились в Риме 4 декабря 2017 г. в павильоне, в котором была построена часть интерьеров и декорация Сикстинской капеллы в реальную величину.
Смысл фильма «Грех»
Повествование начинается с потока брани одиноко бредущего Микеланджело, обвиняющего во всех своих бедах Флоренцию и Италию в целом, которые не умеют ценить деятелей искусства.
Картина переносится в Рим, где от мастера требуют прекратить работу над Сикстинской капеллой, над потолком которой Микеланджело работал несколько лет, стараясь создать шедевр и добыть денег на пропитание себе и своей немногочисленной семье. Мастер яростно протестует, заявляя, что потолок еще не достиг того пика совершенства, о котором можно говорить, но кардиналы принуждают его начать разбор строительных лесов, так как вскоре в капеллу для осмотра должен приехать сам Папа Юлий II из рода делла Ровере. Несмотря на отчаяние Микеланджело, понтифик приходит в восторг от увиденного.
По ночам мастер работает над скульптурой понтифика. Ему катастрофически не хватает времени для завершения работы в срок. Внезапно у Папы случается сердечный приступ и он умирает. Новым главой католической церкви избирается представитель враждебной бывшему понтифику династии из рода Медичи. Мастер разрывается между желанием закончить контракт, заключенный с семьей Юлия II и воплотить в жизнь еще множество идей, против чего выступает семья покойного, настаивая на завершении скульптур для гробницы Папы.
Микеланджело подписывает контракт, согласно которому обязуется на время работы над скульптурами не браться за другие заказы. Однако, новый Папа уговаривает его начать новый проект украшения фасада капеллы Медичи. Амбиции заставляют мастера принять второй заказ, несмотря на нарушение договора.
Мастер с двумя учениками отправляется в Каррару за покупкой мрамора для работы. Там он настаивает на том, чтобы ему с гор спустили огромный кусок мрамора, названный Монстром за гигантские размеры. Микеланджело, предвкушая, как будет работать со столь большим куском мрамора, растворяется в мечтах и гордыне. Он тратит колоссальные суммы для организации спуска мрамора, которая заканчивается бедой: плохо выполненная кузнецом деталь, на которой крепилась веревка, стала причиной гибели одного из мужчин, спускавших мрамор с горы. Микеланджело понимает, что его подставили, когда находит кузнеца мертвым в его доме. Он начинает подозревать конкурентов, приехавших в Каррару за мрамором, в желании избавиться от него. Мастера преследуют странные видения и сны.
Тем временем, в Риме не утихает вражда двух династий: делла Ровере изгоняется светскими представителями семейства Медичи из своих владений. Желая стереть любую память о вражеском семействе, новый Папа предлагает Микеланджело начать разработку добычи мрамора на территориях Медичи, в награду даруя ему право бесплатно брать добытую породу в неограниченном количестве.
Однако, о данной сделке узнают в Карраре. Глава семьи Маласпина, владеющая каррарским мрамором уличает мастера в обмане и планируемой краже Монстра, которого последний пытался вывезти из княжества, не заплатив. Микеланджело прямо угрожают смертью и настаивают на том, чтобы он убирался из владений.
Мастер пытается вычислить предателя, который выдал его Маласпина. Им оказывается подмастерье гения, которого подкупили с целью убийства Микеланджело. Юноша заверяет его, что никогда бы не пошел на такой шаг и покидает мастерскую. Вскоре свадебный пир устраивает другой его ученик. На свадьбу приходит скульптор, у которого Микеланджело, согласившись украшать капеллу Медичи, отнял заказ. Он обвиняет мастера во лжи и подлости, однако, гений его не слушает, предаваясь веселью и упиваясь собственной славой. Ночью неизвестный убивает молодоженов, поселившихся на втором этаже мастерской Микеланджело.
Мастеру видится Данте, который убеждает его, что несмотря на беды, работа Микеланджело на земле еще не завершена. В финальной сцене зрителям показывают поздние работы, выполненные Микеланджело.
Владимир Мединский назвал фильм мировым кинособытием
«Грех» — российско-итальянский эпический художественный фильм 2019 года режиссёра Андрея Кончаловского, который посвящён жизни великого скульптора и художника Микеланджело Буонарроти.
По словам режиссёра, он «хотел… передать не только сущность фигуры Микеланджело, но и запахи, цвета и колорит той эпохи, такой полной вдохновения и красоты, и в то же время кровавой и жестокой».
Премьера фильма состоялась 27 октября 2019 года перед закрытием XIV Римского кинофестиваля, в российский прокат картина выходит 14 ноября.
Фильм Кончаловского «Грех» рассказывает о нескольких годах из жизни итальянского художника, скульптора Микеланджело (1475-1564), когда, в частности, он расписывал свод Сикстинской капеллы, а также создавал скульптуру Давида, установленную во Флоренции. Главные роли исполняют итальянские актеры.
В российский прокат фильм выйдет 14 ноября. Его мировая премьера прошла в октябре перед церемонией закрытия четырнадцатого Римского кинофестиваля.
Отрывки ленты показали президенту РФ Владимиру Путину во время визита премьер-министра Италии Джузеппе Конте в Москву в октябре прошлого года. Копию ленты глава российского государства преподнес также Папе Римскому Франциску во время своего визита в июле.
Министр культуры Владимир Мединский отметил, что фильм Кончаловского — это мировое кинособытие:
«Московская премьера, наверное, самая важная, которая может быть у российского режиссера. Она отличается от всех других премьер моих картин. Тут все мои друзья — и заклятые, и настоящие, и без них жизни нет — без московских критиков, любителей, друзей. Каждый раз премьера — это ощущение праздника, несмотря на то, что может быть полный провал. Это единственный момент славы для всех тех, кто отдавал свои силы и талант, служа идее — и это самое главное, я бесконечно им благодарен», — отметил режиссер.
Дом дураков (2002)
Рейтинг на КиноПоиске: 6.8 из 10Длительность: 104 мин.
Картина Андрея Кончаловского 2002 года «Дом дураков» рассказывает не о психиатрической больнице, а о мире, в котором мы живем! Фильм наполнен метафорами и реминисценциями, местами конъюнктурный, местами тенденциозный, но при этом вызывающий смех и слезы, и даже такое светлое чувство, как любовь.
Где-то в Чечне находится клиника для душевнобольных людей. Вдали разгорается война, но постепенно она становится все ближе… Однажды персонал клиники вместе с главным доктором куда-то пропадает, и больные получают шанс делать то, что им заблагорассудится… Но внезапно появляется чеченский отряд и наводит «порядок», а на следующий день приходят российские войска.
Как больные воспримут безумие войны?
Сизиф эпохи Возрождения
Биографическая драма «Грех» о нескольких годах из жизни Микеланджело Буонаротти — одна из самых амбициозных работ кинорежиссера Андрея Кончаловского. Это впечатляющая попытка реконструкции психологии творца эпохи Ренессанса, слегка разочаровывающая своей грузной академичностью…
Меж двух огней
В поле интереса постановщика попал тот период жизни гения, когда он только закончил роспись Сикстинской капеллы. Римского папу из клана делла Ровере сменил папа из семейства Медичи, и это поставило художника в щекотливое положение. Микеланджело (Альберто Тестоне) принял заказы от обеих фамилий, враждующих меж собой, и каждая требовала, чтобы ее запросы учитывались первыми.
Лавируя между интересами могущественных аристократов, Буонаротти вынужден поступать не по совести: нарушать обязательства, обманывать, лгать. Без того обуреваемый страстями, он страдает от болезненного перфекционизма. С одной стороны, он осознает масштабы своего гения, а с другой — остро чувствует собственное несовершенство как человека.
Хоть все и называют его дар божественным, Микеланджело ощущает, что это не так. Люди восхищаются его фресками и скульптурами, но никого эти религиозные шедевры не повергают в религиозный экстаз. Грехи тяжкой ношей повисают на совести героя. Их символизирует громадная глыба мрамора, которую добрую половину фильма он пытается добыть. Подобно Сизифу, только не толкающему свою ношу в гору, а спускающему ее с горы, он упрямо тащит каменного монстра, надеясь превратить его в произведение искусства…
Необработанная глыба
Нетрудно заметить — фильм похож на «Андея Рублева» Андрея Тарковского и поднимает ту же тему отношений осознающего свою греховность художника с Богом. Но Кончаловский решает поставленную творческую задачу более деловито, без сложных рефлексий. Он, скорее, ставит на фактуру и образность, чем на развитие характера героя. Иными словами, «движухи» заметно не хватает, и это явно сделано нарочно, дабы соответствовать величественной статике шедевров Микеланджело.
В общем, если вы не ценитель фестивального кино, «Грех» может вас усыпить. Но для тех, кто любит артхаус, фильм представляет изрядный интерес. Правда, выводы придется делать на базе событий и поступков персонажей, очень лаконично представленных в кадре. Картина пробирает, но все равно выглядит сыроватой и не расположенной к диалогу со зрителем. И больше похожа на начальную глыбу мрамора, чем на то, что от нее остается после того, как ее коснулся резец творца.
Последние новости
«Небесный щит» спасет Европу от российских ракет
Авторы Overwatch 2 объявили о фантастическом успехе игры — в ней уже
Профессиональная забота об автомобилях LADA в Беларуси
Зачем нужна антикоррозионная обработка автомобиля
Урегулирование налоговых споров
Оценена безопасность газопровода из России в Турцию
Забавный комикс о материнских буднях (16 фото)
Народные приметы 16 октября 2022 года, в день Дионисия, подскажут,
В Африке рассказали о ревнующей к России Франции
66 лет драме «Сорок первый»: Крючков похоронил жену, Извицкая
В Крыму обещали возобновить работу паромов после восстановления моста
Описано будущее рынка криптовалют
Режиссёр рассказал о работе над своей новой картиной
В прокат вышла драма «Грех» режиссёра Андрей Кончаловского – он стал собеседником Ивана Кудрявцева в программе «Индустрия кино». Кончаловский рассказал о работе над фильмом, о противлении материала его огранке и о том, что ждёт современную цивилизацию в ближайшем будущем.
Андрей Кончаловский: «Виден закат европейской цивилизации»
Иван Кудрявцев
Приходится ли вам в вашей работе, творчестве бороться со страхом окончания процесса, с которым сталкивается и ваш герой, кстати?
Андрей Кончаловский
Не бойся заканчивать процесс любой! Всё равно будут там ошибки. Не надейся, что у тебя будет идеально. Ты человек. Вот нас ждёт период создания идеальных произведений — они будут созданы роботами. Вот там будет всё идеально. Божественная ошибка — это свойство человека. Всё равно мы не можем всё идеально, симметрично, даже если это пирамида Хеопса, которая, судя по всему, сделана какими-то высшими цивилизациями. Поэтому божественная ошибка есть у каждого исполнителя, и она должна быть. Я бы сказал, асимметричность. Поэтому не бойся — всегда будет асимметричность. Я не думаю об этом.
Сюжет программы «Индустрия кино»
Иван Кудрявцев
Когда вы замахнулись на этот проект, у вас не было ощущения, что это тоже такой монстр, что это огромный проект? Он таким кажется, если честно.
Андрей Кончаловский
Нет, такого ощущения не должно быть. Начинаешь копать, копаешь-копаешь, что-то оттуда выкапывается. Это похоже на делание фигуры из мрамора. Ничего добавить нельзя, можно только отнять. Берёшь кусок мрамора, откалывается-откалывается, один удар сделал — нос уже другой. Понимаешь? Поэтому вот это правильное очищение, отнимание собственно и есть создание фильма в процессе монтажа. Трудно объяснять всё это. Да и не нужно.
Иван Кудрявцев
Жалобы на сопротивление материала, я так понимаю, не пристали настоящему художнику, но тем не менее я вас попрошу, может, не пожаловаться, но рассказать немного о том, как сопротивлялись время, среда…
Андрей Кончаловский
Жаловаться не на что! Сопротивление материала должно быть всегда. У Чингиза Айтматова есть замечательный образ художника, который пытается объездить дикую лошадь. Он накидывает на неё узду, она сопротивляется, потом седло, она лягается, потом он пытается на неё залезть, она уже начинает бежать, а у тебя нога в стремени. Вот оно — сопротивление материала. И вот, где-то там в конце каких-то трудов ты, наконец, забрался на эту лошадь, которая несётся, и освоил материал. Но любой материал сопротивляется. Любой.
Иван Кудрявцев
Человек Возрождения — так говорят о Микеланджело и спорят, он ли самый главный человек Возрождения. Как вам кажется, наши времена какими временами назовут? Временем чего это может стать?
Андрей Кончаловский
Не знаю! Мир развивается не по прямой. Он развивается циклами. Эпохи сменяют друг друга, цивилизации умирают — видно закат европейской цивилизации. Он виден конкретно. Просто по произведениям искусства, по философии, по политике — видно, что идёт закат определённого периода, который называется «европейская культура». Поэтому каким-то образом думать о том про сегодня — я думаю, бессмысленно.
Иван Кудрявцев
А закат Европы…
Андрей Кончаловский
Я бы сказал по-другому. Человечество изобретает всё больше средств, чтобы не двигаться, а просто есть. Вот сейчас человечество изобретает всё больше средств, чтобы меньше двигаться — уже я вижу бесконечные электрические велосипеды, самокаты либо сигвеи. Не ходить, а как-то двигаться не двигаясь. Вот так человечество устроено. И есть ещё — чтобы доступна была еда. Я думаю, следующий шаг, когда человечество поймёт, что необходим дефицит. Дефицит всего, чтобы человек оставался человеком. Изобилие лишает человечество наслаждений. Вот, пожалуйста, возьми любого ребёнка — если у него родители состоятельные, вся детская комната завалена игрушками, а он вообще несчастное существо! А в деревне бывает какую-то тряпочку или деревяшечку сделает — сидит, наслаждается.
Трейлер фильма «Грех»
Иван Кудрявцев
Вам приходится делать над собой усилие, чтобы оставаться голодным?
Андрей Кончаловский
Да. Создание дефицита — это усилие. Двигаться? Ну, не хочется двигаться! Хочется, чтобы тебя везли. Но надо двигаться, просто потому что то, что не движется, умирает.
Иван Кудрявцев
Спасибо вам, Андрей Сергеевич, за интервью и картину!
Андрей Кончаловский
Елизавета Зимарёва
Новинка