«Франкенвини» (1984)
https://youtube.com/watch?v=LoIHtgQOEpw
Относительно известная ранняя короткометражка Бертона, за которую, однако, он в свое время был уволен со студии Disney с формулировкой «пустая трата рабочего времени и денег». Продюсеры посчитали, что история о воскрешении пса оставит у детей мрачные впечатления. Вернее, даже не посчитали, а были уверены – якобы дети на показах «Франкенвини» плакали, хотя Бертон считал, что плакали дети от просмотра «Пиноккио». Руководство Disney на вопрос режиссера о возможности перемонтировать ленту лишь отмахнулось – всё в этой короткометражке было не так, тут не помог бы никакой монтаж.
Вдохновлен «Франкенвини» был не только фильмами Джеймса Уэйла «Франкенштейн» и «Невеста Франкенштейна», где играли Борис Карлофф и Эльза Лачерстер, но и гибелью собственного пса Бертона. Вышел в прокат «Франкенвини» — и поэтому он более-менее известен – лишь восемь лет спустя, накануне премьеры мультфильма «Кошмар перед Рождеством». И то прокатная версия была сильно «отцензурирована» ради поддержки «светлого» имиджа студии Disney.
Кстати, главный актер – пес Спарки – позже снялся в фильме Дэвида Линча «Синий бархат».
«Винсент» (1982)
Одна из первых крупных короткометражных работ Тима Бертона, в которой, к слову, угадываются некоторые моменты из биографии режиссера. Мальчик Винсент Маллое – самый обыкновеный подросток, у которого, однако, есть самые необыкновенные мечты. В своих грезах он видит себя злым гением, у которого есть собственный музей ужасающих восковых фигур, собака-зомби и красавица-жена, погребенная заживо. В конце этого мини-фильма непонятый миром Винсент в гордом одиночестве «умирает» в заточении, цитируя «Ворона» Эдгара Аллана По: «Из расплывшейся по полу тени, душа моя вверх полетит / уж никогда!»
Мультфильм, изначально предполагавшийся цветным, Бертон решил сделать в черно-белом ключе – чтобы подчеркнуть атмосферу. Сейчас поклонники Бертона называют «Винсента» работой, которая задала тон дальнейшему творчеству режиссера. Кстати, даже кошка с первых кадров «Винсента» затем мелькала в других работах Бертона — «Кошмар перед Рождеством», «Труп Невесты», «Франкенвини».
«Банка» (1986)
Одна из серий детективного сериала «Альфред Хичкок представляет», выпускавшегося в США в конце 80-х. Тим Бертон был приглашен для съемок серии под названием «Банка» по одноименной (The Jar) истории Рэя Бредбери. Для Бертона съемки этого мини-фильма выдались сложными, потому что, по его же словам, «приходилось много всего контролировать и много за что отвечать». Для режиссера съемки «Банки» (в русском переводе также «Горшок») были весьма полезными в плане опыта, но очень стеснительными из-за множества ограничений, в том числе стилистических.
Альфред Хичкок, представляющий серию, стоя в бутылке, — настоящий, хотя он и умер задолго до съемок. Создателями были использованы архивные записи выступлений Хичкока, которые раскрасили и «поместили» в бутылку.
«Аладдин и его волшебная лампа» (1986)
https://youtube.com/watch?v=XDU3H6-WYhA
Тим Бертон снимал этот 47-минутный фильм для популярного в свое время американского сериала «Faerie Tale Theatre» — «Аладдин» должен был стать одной из серий. Однако ни режиссер, ни канал CBS/Fox результатом довольны не были. Бертону пришлось снимать все в очень сжатые сроки, он даже не успел толком продумать все сцены, из-за чего почерка режиссера тут практически не заметно. Руководство CBS/Fox же было полно самых высоких ожиданий, так как они пригласили на съемки звезду «Стартрека» Леонарда Нимоя, Джеймса Эрла Джонса, когда-то озвучившего Дарта Вейдера в «Звездных войнах», и актрису Шелли Дюваль, известную по роли Венди Торренс из «Сияния» Кубрика. В итоге бертоновского «Аладдина» в эфире показали всего один раз, после чего забыли, как страшный сон. Долгое время фильм считался утраченным, и «воскрес» только спустя 20 лет.
Кстати, изображения, которые видит Аладдин в волшебной пещере, спустя много лет увидит незабвенный Икабод Крейн, герой «Сонной лощины» — в фильме Бертона 1999 года такие же тени отбрасывает вращающийся ночник.
Клипы группы The Killers (2009 и 2012)
В послужном списке Тима Бертона есть и работа с музыкальными группами – так, режиссер снял для британцев The Killers целых два клипа, которые хоть и не идут с заставкой TIM BURTON, но в них легко узнается рука режиссера. Так, главные герои ролика «Bones» — как и сами музыканты – буквально становятся скелетами, которые играют на музыкальных инструментах, поют, смотрят кино, целуются и вообще чувствуют себя в таком виде вполне комфортно. Клип на песню «Here With Me» в некоторых моментах схож с «Винсентом» Бертона — главный герой без ума влюбляется в восковую фигуру Вайноны Райдер и оживляет ее в мечтах.
Битлджус
-
Оценка
7,4 / 7,5 (Кинопоиск/IMDb) -
Жанр
фэнтези, комедия -
Страна
США -
В главных ролях
Алек Болдуин, Джина Дэвис, Майкл Китон, Вайнона Райдер и др. -
Режиссёр
Тим Бертон -
Длительность
92 мин. -
Студия
Warner Bros. -
Дата премьеры
29 марта 1988 -
Сценарий
Майкл Макдауэлл, Уоррен Скаарен, Ларри Уилсон
Фильм про потустороннего героя, имя которого является двойной игрой слов. Похоже, один этот концепт уже был написан под Тима Бертона. Конечно, это не совсем так. В восьмидесятые режиссер был одним из штатных аниматоров «Дисней». Успев выпустить короткометражную картину по собственному сценарию «Франкенвини», которая спустя много лет ознаменует возвращение постановщика в анимацию, Бертон, наконец, получил шанс снять полнометражное кино.
«Франкенвини» попался на глаза комику Полу Рубенсу и привел его в восторг. Он немедленно связался с Тимом и предложил поставить полнометражный фильм про своего комедийного альтер-эго Пи-Ви Хермана. «Большое приключение Пи-Ви» было успешным, в американском прокате обогнав «Безумного Макса 3» и «Кошмар на улице Вязов 2». Теперь режиссер был завален предложениями о работе и сценариями будущих фильмов.
Но весь этот ворох драфтов его не устраивал. Он называл присланные сценарии слабыми и неоригинальными. А вот неожиданный текст Майкла Макдауэлла – преподавателя и дипломированного сценариста («Сказки темной стороны») – поразил чудаковатого постановщика. Правда, история была совсем уж жесткой и даже кровавой. Сам Битлджус напоминал рептилию с крыльями, как демон какой-нибудь, для общения с людьми он принимал облик низкорослого азиата, который недвусмысленно имел виды на Лидию – подростка. В общем, не очень-то похоже на готическую эксцентричную сказку.
Адам (Алек Болдуин) и Барбара (Джина Дэвис) попадают в страшную автокатастрофу, но возвращаются домой. Правда, не помнят, как они попали домой-то. Пара замечает, что больше не отражается в зеркалах, а если выйти из дома, попадешь в мир «Дюны» Фрэнка Герберта. Найденный «Справочник для недавно упокоившихся» намекает, что Адам и Барбара мертвы.
Очень скоро кузина Барбары продает их дом, который она уже давно предлагала обменять на жилье поскромнее. В дом вселяется чета Дитц – муж и жена плюс подросток Лидия (Вайнона Райдер). Новые хозяева не видят двух призраков, живущих в доме, поэтому смело начинают его переделывать. В канцелярии по работе с призраками юрист сообщает Адаму и Барбаре, что они обязаны прожить сто двадцать пять лет в своем доме. Если они хотят прогнать неугодных жильцов им придется их напугать. Но Дитцы их не видят. Кроме Лидии – но кто будет слушать капризного тинейджера-гота. Тогда ребята легкомысленно призывают опытного коуча Битлджуса себе в помощь. И это была ошибка.
Трикстер в полосатом костюме и с зелеными зубами совершенно не собирается делать свою работу, ему больше по душе унижать новичков в загробном мире и ухлестывать за юной готэссой. Не смотря мультяшность, карикатурность и отсутствие откровенных сцен фильм постоянно ходит по краю. Еще чуть-чуть и история превратится в страшный данс-макабр о существе, которое будет преследовать тебя до конца твоей жизни, даже если жизнь твоя уже зкончилась.
Трейлер:
Факты
- Иногда, в информации к книгам режиссёра, годом рождения Бёртона указан 1960. Эта информация является ошибочной, — Бёртон неоднократно извинялся за это упущение.
- В 2007 году был отмечен журналом Entertainment Weekly как один из 50 величайших режиссёров в истории кино. Бёртон занял 49-е место и является самым молодым из обозначенных персон.
- Любовные отношения Бёртона с Лизой Мэри длились девять с половиной лет. Из них восемь с половиной лет пара проживала совместно.
- Помимо «двойного» дома в Лондоне пара Бёртон-Бонэм Картер имеет во владении поместье в Хенли-на-Темзе в Оксфордшире.
Бэтмен возвращается
-
Оценка
7,4 / 7,0 (Кинопоиск/IMDb) -
Жанр
фантастика, боевик, триллер, криминал -
Страна
США, Великобритания -
В главных ролях
Майкл Китон, Дэнни ДеВито, Мишель Пфайфер, Кристофер Уокен и др. -
Режиссёр
Тим Бертон -
Длительность
126 мин. -
Студия
Warner Bros.ё -
Дата премьеры
16 июня 1992 -
Сценарий
Дэниэл Уотерс, Боб Кейн, Сэм Хэмм
После того как Бертон и его готичный Готэм под саундтрек Принца взорвал бокс-офис, вопрос о сиквеле даже не стоял. Проблема в том, что Тим вовсе не хотел возвращаться к работе над Бэтменом. Во-первых, влияние студии в фильме 1989 года чувствуется сильно, во-вторых, Бертон никогда не скрывал, что супергерой ему мало интересен. Но Ворнеры не собирались терять свою золотую антилопу и заманили постановщика, предоставив режиссеру полный творческий контроль. Да, сами пожалели, сборы упали, родители были в ужасе, но зато какой фильм получился, это важнее.
Бэтмен (Майкл Китон), как всегда, весь в борьбе с преступностью. Только все никак не победит. Наверное потому что не хочет, ведь тогда придется повесить костюм на гвоздь и заняться настоящей помощью городу. Пока Бэтс взрывал негодяев в клоунских нарядах, в канализации Готэма созрела новая криминальная группировка отвергнутого семьей аристократа Освальда «Пингвина» Гоблпотта (Дэнни ДеВито). Дело в том, что мальчик родился с генетическими уродствами, тогда маменька и папенька, эффектно поправив монокли, выбросили корзину с малышом в реку. Как тут не обозлиться на весь мир.
Параллельно главный конкурент Брюса Уэйна, магнат Макс Шрек (Кристофер Уокен) хочет стать еще богаче, превратив Готэм в бесплатный источник электроэнергии. Это не говоря о том, что его предприятия сливают отходы в местную реку. Где там Бэтмен или Брюс Уэйн? Разберись, пожалуйста. Но это что, внезапно забитая секретарша Шрека Селина Кайл (Мишель Пфайфер) раскрыла схему босса, за что тот ее и выбросил из окна, но местные кошки почему-то оживили девушку. Теперь она обезумевшая мстительница в латексном костюме, источающая чистый секс. Своим кнутом злодейка карает всех мужчин, как потенциальных обидчиков.
Бертону наплевать на Бэтмена, ему интересны эти чудаковатые яркие злодеи, не зря их аж трое. Единственное, что можно сказать о Бэтмене Бертона это то, что он мало чем отличается от своих врагов. Возможно, нужно только подтолкнуть и без того психически надломленного человека. И вот то, что Бэтс не ломается, кажется, очень расстраивает Тима. Он бы с радостью показал окончательно поехавшего мстителя в маске летучей мыши.
Но, может, в этом и есть фишка. Бертон все говорит о главном герое через состояние города, который он защищает, и через злодеев, которые здесь появляются. Симптоматично, что каждый из противников выражает черты самого Бэтмена, только гипертрофированно.
Трейлер:
«Гензель и Гретель» (1982)
https://youtube.com/watch?v=rAbAd4QBL1s
Самый первый телефильм Тима Бертона, который он снимал для японского отделения студии Disney — именно поэтому все роли в этой версии сказки братьев Гримм исполнили азиаты. Фильм, однако, транслировался в эфире всего один раз, в ночь на Хэллоуин, и его аудитория была настолько маленькой, что его назвали неудачным и положили на полку, так что долгое время он считался утерянным.
Бертоновская – да еще и японская — версия сказки «Гензель и Гретель», хотя и непривычна для «европейского» взгляда, но во всех смыслах удивительна: с первых кадров впечатляет узнаваемая (сейчас уже) визуальная составляющая фильма, затем – игрушки-роботы-трансформеры самых необыкновенных форм и окрасов, а потом и то, как именно эти чудесные восточные дети побеждают зло (видимо, чтобы понятнее было целевой аудитории). Кстати, внешний вид колдуна-антагониста в какие-то моменты подозрительно напоминает Джонни Деппа в роли Вилли Вонки, как и дом колдуна можно спокойно соотнести с шоколадными цехами шоколадной фабрики, которая случилась в творчестве Бертона много позже – в 2005 году.
«Луау» (1982)
Авангард и психоделика – вот что такое фильм «Луау»*. Когда режиссеры Тим Бертон и Джерри Рис снимали эту короткометражку – а происходило это во время десятимесячной забастовки аниматоров студии Disney в 1982 году, и все задействованные люди в этой ленте «диснеевцы», – они задались странной творческой целью сделать такой фильм, который был бы вообще не понятен зрителю. С задачей они справились блестяще: как только происходящие на экране диалоги за звание «Кахуна» или монологи головы инопланетянина становятся понятны зрителю, действие резко меняется, смешиваясь с другими кадрами и повышая градус абсурда. «Луау» стал последним «независимым» фильмом Бертона. И, пожалуй, самым психоделичным.
*Луау – название праздника в гавайском стиле, изначально – праздник плодородия, широко отмечаемый на Гавайях.