Топ-25 фильмов о путешествиях во времени

Конкурсная программа

  • «Бёрдмен» (Birdman), США, Франция, реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту
  • «99 домов» (99 Homes), США, реж. Рамин Бахрани
  • «Вдалеке от людей» (Loin des hommes), Франция, реж. Дэвид Оельхоффен
  • «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» (En duva satt på en gren och funderade på tillvaron), Швеция, режиссер Рой Андерссон
  • «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», Россия, реж. Андрей Кончаловский
  • «Манглхорн» (Manglehorn), США, реж. Дэвид Гордон Грин
  • «Пазолини» (Pasolini), Италия, Франция, Бельгия, реж. Абель Феррара
  • «Голодные сердца» (Hungry Hearts), Италия, реж. Саверио Костанзо
  • «Три сердца» (3 coeurs), Франция, реж. Бенуа Жако
  • «Хорошее убийство» (Good Kill), США, реж. Эндрю Никкол
  • «Красная амнезия» (Chuangru Zhe), Китай, реж. Ван Сяошуай
  • «Цена славы» (La rançon de la gloire), Франция, реж. Ксавье Бовуа
  • «Шрам» (The Cut), Германия, Франция, Польша, Турция, Канада, Италия, реж. Фатих Акин
  • «Взгляд тишины» (The Look of Silence), Дания, реж. Джошуа Оппенхаймер
  • Anime Nere, Италия, реж. Франческо Мунци
  • Ghesse-ha, реж. Рахшан Бани Этемад
  • «Невероятно молодой человек» (Il giovane favoloso), Италия, реж. Марио Мартоне
  • «Последний удар молотка» (Le dernier coup de marteau), Франция, реж. Аликс Делапорте
  • Nobi, реж. Синья Цукамото
  • Sivas, реж. Kaan Mujdeci

Русские триумфаторы в Венеции

В 1962 году Андрею Тарковскому первому из русских режиссёров вручили «Золотого льва» за картину «Иваново детство». Победу в номинации «лучший фильм» также одержал итальянец Валерио Дзурлини, поэтому впервые за всю историю фестиваля пришлось срочно отливать вторую статуэтку.


Андрей Тарковский и Валерио Дзурлини с наградами, 1962 год. (pinterest.ru)

Картина Тарковского была отмечена жюри за изображение тяжелой военной драмы. Казалось, что режиссёр очень долго работал над этим фильмом, но «Иваново детство» было снято в рекордные для киностудии пять месяцев.
Через два года Василий Шукшин получил гран-при кинофестиваля за детский фильм «Живёт такой парень». В основу сценария легли рассказы режиссера. Среди победителей Венецианского кинофестиваля также были Никита Михалков, Андрей Кончаловский и другие советские и российские режиссёры.

Онлайн-репортаж со встречи с создателями ленты

Новый фильм автора «Последнего киносеанса» Питера Богдановича — непринуждённая комедия в старомодном, театральном исполнении — привёл в восторг зрителей Венецианского киносмотра. Творческий коллектив картины 29 августа собрался, чтобы ответить на вопросы аудитории, и всё самое интересное вы узнаете из нашего прямого репортажа.

Питер Богданович, Оуэн Уилсон, Кэтрин Хан представляют в Венеции комедию «Без любви виноватый»

17:18
Зал переполнен прессой. Первый полный метр Богдановича за много лет, выполненный с оглядкой как на старые голливудские комедии, так и, отчасти, на театрализованные вещи старого Алена Рене. Только что без песен.

17:18
Публика на сеансе вела себя очень благосклонно. Особенный шквал аплодисментов вызвало камео, которого никак нельзя было предсказать. Но не будем портить вам удовольствия, сами всё узнаете, когда фильм в прокат выйдет. Тем более что все любят комедию положений, когда она хорошо сделана.

17:21

Кэтрин Хан, Питер Богданович, Оуэн Уилсон

Группа фильма входит под овацию.

17:21
Энистон приехать не смогла. Из актёров только Хан и Уилсон. Но главный восторг — от приезда классика.

17:24
Богданович говорит, что фильм он задумал ещё в конце девяностых. В 79-м году он получил в Венеции приз за «Святого Джека», а там герой Бена Газзары был всё время окружен проститутками. Так вот, эти проститутки хотели бросить свою профессию, и Богданович их нанял как актрис. Со временем Богданович подумал, что это было бы отличным началом для фильма.

17:27

Оуэн Уилсон на фотоколле перед встречей

Уилсон сравнивает работу с Богдановичем с работой у Вуди Аллена в «Полночи в Париже». Оба режиссёры — джентльмены, которые создают особую атмосферу на площадке. С обоими бесконечно приятно работать.

17:27
Богданович очень хвалит Уилсона. Он напоминает, что Уилсон начинал как актёр и сценарист, писал вместе с Уэсом Андерсоном (а он исполнительный продюсер этого фильма вместе с Ноа Баумбахом), так что ему легко было понять героя. Он также сам вносил корректировки в сценарий, и почти все Богданович оставил.

17:32
Уилсон и Богданович постоянно перебрасываются репликами. Например, Уилсон очень рад, что Нью-Йорк снимался в Нью-Йорке, а не где-нибудь в Северной Каролине, как это сегодня часто бывает.

17:32
В Италии недавно вышла монография о Богдановиче, так что интерес к нему не пропадает. Местные критики хвалят его и говорят, что его комедия намного приятнее тех, что делают сейчас в США. А что он думает об американских комедиях? «Не хочу кусать руку, которая меня не кормит,» — отвечает Богданович под дружный хохот.

17:36
Он считает, что Голливуд идёт не в том направлении. После успеха «Титаника» все стали считать, что достаточно вложить сто пятьдесят миллионов и получить отличный фильм. Но Богданович предпочитает недорогое кино. Он убеждён, что спецэффекты вредят кино. Если Спайдермен летает вокруг города, то это уже никого не волнует. А вот когда Бастер Китон встает на голову и вертится или когда Джинджер и Фред танцуют, все знают, что это по-настоящему. Сегодня никто не верит увиденному на экране, так что и реакция совсем не та на увиденное.

17:41

Дженнифер Энистон с непривычно тёмными волосами

А почему Богданович решил поменять название фильма? Потому что Squirrels to the Nuts трудно перевести. А ещё люди думают, что это какая-то картина для детей. А She is Funny That Way — это тоже хорошее название, которое всегда нравилось Богдановичу. Это название одной песенки 30-х годов.

17:42
Нравится ли Уилсону итальянское кино? Он, оказывается, полгода работал с Уэсом Андерсоном на студии «Чинечита». А ещё одно из его самых ярких детских впечатлений — поход на «Амаркорд».

17:44
Богдановича просят вспомнить Роджера Кормана, с которым он делал свои первые фильмы. Богданович говорит, что Корман привёл в кино многих. Джек Николсон, Мартин Скорсезе, Рон Ховард, Коппола пришли в кино благодаря Корману.

17:47
Богданович говорит, что следовал известному правилу французской комедии: если кто-то не должен войти в комнату, тот именно и входит. И если что-то не может произойти вообще, то это и случается.

17:49
Вихрь, толпа журналистов бросаются к Богдановичу за автографами. Даже пол трясётся. Но всем расписаться он не успевает. Так что придётся подождать красной дорожки перед премьерой фильма.

Кэтрин Хан,
Питер Богданович,
Ана О’Райли,
Оуэн Уилсон

Новинка

Каннский фестиваль (Канны, Франция)

Это главное событие киногода, самый знаменитый и самый престижный киносмотр планеты. Окунуться в магический мир кино, прогуляться по набережной Круазетт и посмотреть фильмы со всего мира — за всем этим нужно ехать весной на Лазурный берег. Самый первый Каннский кинофестиваль должен был открыться 1 сентября 1939 г. как альтернатива Венецианскому, попавшему под влияние нацистских властей, однако в тот день началась Вторая мировая война, и фестиваль состоялся только в 1946 г., а с 1951 г. стал проводиться не в сентябре, а в апреле-мае. Фильм-победитель награждается «Золотой пальмовой ветвью».

Помимо основной программы на Каннском кинофестивале проводятся внеконкурсные показы и ретроспективы, которые мало где можно увидеть. Сегодня главной площадкой является Дворец фестивалей на площади Жоржа Помпиду, а до 1983 г. Каннский фестиваль проходил в здании на набережной Круазетт, где сейчас расположен роскошный отель «Нога Хилтон». Этот отель, также как и «Карлтон», «Маринес» и «Маджестик», которые в свое время отстраивались первыми лицами государства или известными деятелями, сегодня является излюбленным местом проживания многих знаменитостей.

«Рестлер» (2008)

Самая новая картина в нашем списке — спортивная и человеческая драма Даррена Аронофски «Рестлер», в которой свою лучшую роль в кино сыграл некрасиво повзрослевший Микки Рурк. «Рестлер» — это история культового рестлера Ренди Робинсона, а на самом деле, конечно, история самого Рурка. Актер, обладавший в конце 80-ых внешностью суперплейбоя, надолго ушел из кино, много пил, дрался на ринге — словом, планомерно спускал свою карьеру в унитаз. Возможно, поэтому Робинсон в «Рестлере» получился таким настоящим. Рурк в фильме не играет, а живет в кадре — это одна из самых проникновенных и честных ролей в кинематографе как минимум 21-го века. Грустнее всего, что чопорные академики так и не решились в итоге дать смутьяну Рурку заслуженного «Оскара», а выбрали Шона Пенна за роль в довольно средней картине «Милк» Гаса ван Сента.

«Иваново детство» (1962)

https://youtube.com/watch?v=X-cOMy9k-6s

Еще одна важная функция кинофестивалей, о которой многие забывают, — поиск талантов. Именно молодым и подающим надежды кинематографистом был Андрей Тарковский в 1962 году, когда Венецианский кинофестиваль наградил «Золотым львом» его дебютную картину «Иваново детство». Фильм Тарковского рассказывает историю 12-летнего партизана Ивана, который хочет отомстить фашистам за смерть матери. Как и во всех фильмах Тарковского, режиссер старается не фокусироваться на какой-то одной теме. Это кино о войне, мести, любви к родителям, семье и, конечно, потерянном детстве. А еще «Иваново детство» совершенно бесподобно снят. Известный факт: великий оператор Роджер Дикинс (11 номинаций на «Оскар») когда-то в интервью журналу Empire назвал операторскую работу Вадима Юсова в этом фильме — лучшей за всю историю кино.

«В прошлом году в Мариенбаде» (1961)

Один из самых таинственных и непонятных фильмов в истории кино. Просмотр «В прошлом году в Мариенбаде» можно сравнить разве что с чтением той части «Улисса», где Джойс окончательно отказывается от знаков препинания. Споры о трактовке картины продолжаются по сей день. Формально действие фильма Алена Рене разворачивается в одиноком старинном замке, где встречаются несколько людей. Они гуляют по величественному зданию, по парку, о чем-то друг с другом разговаривают и пытаются (хотя и не слишком активно) разобраться, зачем все они здесь собрались. Запутывая зрителя, Рене наводняет повествование мало понятными флешбеками и рубит сюжет на куски. Но даже потеряв нить происходящего, оторваться от просмотра невозможно. Потому что «В прошлом году в Мариенбаде» снят невероятно — плывущей, поэтичной камерой, которая превращает картину Рене в практически сюрреалистическое зрелище, в котором непонятно где сон, а где — реальность. Даже если вы не поймете эту картину, ее просмотр вы точно никогда не забудете.

«Короткие истории» (1993)

https://youtube.com/watch?v=GDWjuevHsRI

Роберт Олтмэн, помимо прочего, является обладателем уникального достижения — он единственный американский режиссер-лауреат трех больших европейских кинофестивалей: Каннского, Берлинского и Венецианского. В 1992 году, вместе с картиной Кшиштова Кеслевского «Три цвета: Синий», «Золотого льва» заслужила его лента «Короткие встречи» — история двух десятков людей, которые переживают из-за наступления 90-ых в разных районах Лос-Анджелеса. Олтмэн любил и умел снимать фильмы с огромным количеством сюжетных линий (от «Нэшвилла» до «Госфорд Парка») и «Короткие встречи» стали еще одним доказательством этого его выдающегося умения.

Кризисные годы и возрождение Венецианского фестиваля

В 1968 году по всей Италии начались протесты и беспорядки. Этот политический кризис едва не погубил Венецианский фестиваль. С 1969 по 1979 год властям было не до него: премии не присуждались, а звезды неохотно приезжали на остров Лидо. В 1973, 1977 и 1978 годах фестиваль даже не проводился.

Возрождение произошло в 1979 году. Режиссер Карло Лиццани взялся вернуть фестивалю былой блеск. И у него отлично получилось. До Лиццани Венецианский фестиваль был преимущественно про европейское и азиатское кино. Карло Лиццани призвал на Лидо Голливуд. В частности — Стивена Спилберга и его фильмы «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» и «Инопланетянин».

«Битва за Алжир» (1966)

https://youtube.com/watch?v=9PGLdyVAVx8

Военная драма коммуниста-скандалиста Джилло Понтекорво стала самым известным фильмом в режиссерской карьере итальянца. Как и другие неореалисты, Понтекорво знал, как снять минимальными методами предельно жесткое и неподдельное кино без прикрас. «Битва за Алжир» поражает натуральной, хлесткой манерой съемки и, конечно, великолепной музыкой Эннио Морриконе. А еще фильм Понтекорво — одно из самых страшных произведений о войне в истории кинематографа. Противостояние алжирских повстанцев и французских колонистов показана Понтекорво как беспринципная, жестокая резня, в которой нет победителей, а только проигравшие

С «Битвой за Алжир» в свое время было связано много скандалов, но картине в итоге удалось добиться главного — привлечь внимание богатых государств к проблемам стран третьего мира. А еще фильм Понтекорво — бессменный участник списка 250 лучших фильмов на сайте imdb.com

Внеконкурсная программа

  • «Без любви виноватый» (She’s Funny That Way), США, реж. Питер Богданович
  • «В подвале» (Im Keller), Австрия, реж. Ульрих Зайдль
  • «Дорогой» (Qin Ai De Xiao Hai), Китай, Гонконг, реж. Питер Чан
  • «Золотая эпоха» (The Golden Era), Китай, реж. Энн Хуи
  • «Италия за день» (Italy in a day), Италия, реж. Габриэле Сальваторес
  • «Моя девушка — зомби» (Burying the Ex), США, реж. Джо Данте
  • «Нимфоманка, часть 2» (Nymphomaniac: Vol. II), Дания, Германия, Франция, Бельгия, реж. Ларс фон Триер
  • «Олив Киттридж» (Olive Kitteridge), США, реж. Лиза Холоденко
  • «Разговоры с богами» (Words with Gods), (Мексика), альманах, реж. Гильермо Арриага, Эктор Бабенко, Алекс де ла Иглесиа, Бахман Гобади, Амос Гитай, Эмир Кустурица, Мира Наир, Хидео Наката, Уорвик Торнтон
  • «Семейка монстров» (The Boxtrolls), США, реж. Грэм Эннэйбл и Энтони Стакки
  • «Старик из Рештелу» (O Velho do Restelo), Португалия, Франция, реж. Мануэл ди Оливейра
  • «Унижение» (The Humbling), США, реж. Барри Левинсон
  • «Циля», Россия, Франция, реж. Амос Гитай
  • «Иравиата» (La trattativa), Италия, реж. Сабина Гуццанти
  • «Суп дьявола» (La zuppa del demonio), документальный, Италия, режиссер Давиде Феррарио
  • Make Up, Южная Корея, реж. Им Квон Тхэк
  • Perez, Италия, реж. Эдоардо Де Анджелис

Российские и советские фильмы на Венецианском фестивале

Венеция всегда любила СССР и Россию. Одним из победителей первого Венецианского фестиваля стал именно советский фильм. В 1932 году «Путевка в жизнь» Николая Экка получила приз за лучшую режиссуру.

В 1934 году Советский Союз представил в Венеции сразу 11 фильмов, в том числе «Пышку» и «Веселых ребят». В тот раз остались без призов. Но со временем это с лихвой компенсировали.

На данный момент у нашего кино более 20 венецианских наград. «Серебряные львы» за режиссуру, медали за вклад в кино, специальные призы жюри и т.д.

Выигрывали российские ленты и «Золотого льва». В 1962 году победила лента «Иваново детство» Андрея Тарковского. Сценарий к ней писал Андрей Кончаловский, который с тех пор регулярно участвует и побеждает в Венеции. Сейчас у него уже 5 наград: за «Рай», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Дом дураков» и «Первого учителя».

В 1991 году триумфатором стал Никита Михалков с фильмом «Урга». Затем «Золотого льва» получили «Возвращение» Андрея Звягинцева (2003) и «Фауст» Александра Сокурова (2011).

«Дневная красавица» (1967)

https://youtube.com/watch?v=FJXLCYZMGQ8

Мэтр мирового кинематографа Луис Бунюэль, который еще в конце 20-ых годов прошлого века на пару с Сальвадором Дали пугал всех сюрреалистичным «Андалузским псом», в середине 60-ых снял один из самых вызывающих и скандальных фильмов эпохи. Блондинка Северина — мазохистка. Она скучает в Париже вместе с любящим мужем по утрам, вечерам и ночам, а днем подрабатывает в борделе, где и удовлетворяет свои тайные плотские желания. Думаю, что уже после синопсиса многие побегут смотреть «Дневную красавицу», которая стала бенефисом Катрин Денев, окончательно превратив смазливую француженку с платиновыми волосами, в, без скидок, большую актрису мирового кино.

История создания Венецианского кинофестиваля

Венецианский кинофестиваль появился очень по-итальянски — спонтанно. Остров Лидо близ Венеции всегда привлекал богатых и знаменитых. Здесь жили и отдыхали поэт Байрон, писатель Томас Манн, Сергей Дягилев, Сергей Есенин…

Но владелец местного отеля Excelsior, граф Джузеппе Вольпи де Мизурата, мечтал сделать Лидо еще более звездным и гламурным. Для этого он придумал кинофестиваль. Чтобы днем отдыхающие могли нежиться на пляже, а вечером — посещать премьеры и любоваться звездами кино.

Так в 1923 году состоялся первый в истории Венецианский кинофестиваль. Фильмы показывали не в соревновательной форме. Не было ни жюри, ни конкурса. Отсюда итальянское название Венецианского фестиваля — Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica. Mostra с итальянского — «выставка, смотр».

Но для светского общества это не имело никакого значения. На Лидо прибыли 25 тысяч человек. Блистала бриллиантами Грета Гарбо. Красовался перед фотографами Кларк Гейбл. Шутил с журналистами Витторио де Сика.

Публика была в экстазе. Фестиваль еще не успел закончиться, а элита уже потребовала, чтобы его проводили регулярно.

Конкуренты Венецианского кинофестиваля

С момента запуска фестиваля некоторые страны выказывали недовольство организаторами. Так, после награждения 1936 года американцы и англичане отказались привозить картины в Италию. В СССР правительство решило проблему иначе — создало альтернативный конкурс в Москве — в 1935 году в столице был проведён первый советский кинофестиваль. Однако и этот конкурс больше преследовал политические цели, чем допускал справедливую конкуренцию в мире искусства.
Во Франции тоже задумывались о запуске собственного фестиваля. Дипломат Филипп Эрланже был одним из инициаторов церемонии в Каннах. В 1939 году во Францию приехали участники всего лишь из четырёх стран. Награда этого кинофестиваля была названа в честь изобретателей кино братьев Люмьер. Позже была придумана знаменитая «Золотая пальмовая ветвь».


Афиша Каннского кинофестиваля, 1947. (wikipedia.org)

Первый мировой кинофестиваль

Через три года после первой церемонии вручени премии «Оскар» в Голливуде в Италии решили создать свой фестиваль, на котором были бы представлены лучшие фильмы года. В 1932 году на острове Лидо неподалёку от Венеции девять стран приняли участие в новом конкурсе.
Венецианский кинофестиваль задумывался как площадка для выступления деятелей искусства, но не обошлось и без политики. Именно лидер фашистской партии Бенито Муссолини предложил создать конкурс для кинематографистов. Италию спешно покидала интеллигенция, культура страны оказалась на грани упадка. Тогда было решено провести киносмотр на базе Международной художественной выставки, впервые прошедшей в 1895 году в Венеции.


Афиша первого Венецианского кинофестиваля. (ritasnsantos.wordpress.com)

Главной наградой фестиваля был «Кубок Муссолини». Его могли получить только германские или итальянские картины. Например, в 1936 году жюри вынуждено было изменить своё первоначальное решение и присудить кубок итальянской картине «Лётчик Лючанго Серра» и документальному фильму «Олимпия» Лени Рифеншталь. Последняя в годы расцвета нацизма пользовалась поддержкой Адольфа Гитлера.


Лени Рифеншталь на съёмках фильма «Олимпия». (pinterest.ru)

Несколько раз фестиваль закрывали. Первый длительный перерыв пришёлся на Вторую Мировую. В 1946 году «Кубок Муссолини» отменили. Новым трофеем для участников конкурса стал «Золотой лев» — образ, отсылавший к покровителю Венеции святому Марку.

«Глория» (1980)

В истории Венецианского кинофестиваля есть случаи, когда главный приз — «Золотого льва» — получали сразу две картины. Например, в 1980 году награду разделили «Атлантик-Сити» Луи Маля и «Глория» Джона Кассеветиса. Две замечательные картины, в противостоянии которых мы все же отдаем предпочтение ленте американского классика (но к Малю мы еще вернемся). Хотя бы потому, что Кассаветис — человек удивительной судьбы. Он практически в одиночку придумал американское независимое кино, снимал невероятные чернобелые ленты, на которые тратил собственные деньги, заработанные актерскими работами (например, в «Ребенке Розмари»). «Глория» — история подружки гангстера, которая приютила в доме маленького мальчика, свидетеля бандитской разборки — изначально задумывалась, как студийный проект, без участия режиссера. Кассаветис придумал эту историю, продал сценарий и хотел про нее забыть, но его отговорила жена и великая актриса Джина Роулендс, которая играет в «Глории» главную роль. В итоге «Глорию» снял сам Кассаветис, и она стала самым успешным фильмом в карьере режиссера. Есть мнение, что великий «Леон» Люка Бессона вырос как раз из фильма Кассаветиса.

«Фейерверк» (1997)

По яркости судьбы с Такеси Китано в этом списке может сравниться разве что упомянутый выше Джон Кассаветис. Японец, который в молодые годы попробовал много разных профессий — от лифтера до телевизионного комика — в 90-ые неожиданно превратился в умного авторского режиссера, любимчика международных кинофестивалей. Его «Фейерверк» — одна из лучших картина мастера времен его раннего периода творчества. Как почти всегда у Китано, картина рассказывает о бывшем полицейском, который оказывается в эпицентре войны правоохратительных органов и мафии. Как и любое другое современное азиатское кино, «Фейерверк» невозможно пересказать в полной мере. Пластика Китано, выразительная японская речь, фирменный черный юмор — все это непременно потеряется в пересказе. Поэтому — посмотрите, кино про полицейских в нашей стране до сих пор пользуется большой популярностью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стиль жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: